Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику

Оглавление:I.   Введение
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.III. Необходимостьинвестиций для российской экономикиIV. Инвестиционный кризис в Российской экономике. V. Оценкафакторов, влияющих на инвестиционный климат
1. Природные ресурсы  и инфраструктура
2. Рабочая сила.
3. Макроэкономические показатели.
4. Состояние государственного долга.5. Государственное управление иэкономическая политика6. Права собственности и корпоративноеуправление7. Законодательство и судебная защита8. Соблюдение обязательств по контрактам9.  Виртуальная экономика и структурнаяполитика10.  Преступность и коррупция11.  Налоговый режим12. Банковская система. Институтыфинансового рынка13. Проблемы адекватного бухгалтерскогоучета14.  Политика местных властей15.  Различия в инвестиционном климатедля местных и иностранных инвесторов
16. Проблемы развития «Новой» экономики.
17.Экономическая политика по регулированию прямых иностранных  инвестиций.
VI. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 I.Введение
Целью данной работы являетсяисследование факторов, влияющих на инвестиционный климат России. Оценка этихфакторов с точки зрения благоприятствования иностранным инвестициям. Делаетсяпопытка выделить основные тенденции улучшения инвестиционного климата, а такжедать анализ главным проблемам, которые сохраняются на протяжении всего периодаразвития цивилизованной экономики в России.
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
Виды инвестиций.
В современном миремногообразных и сложных экономических процессов и взаимоотноше­ний междугражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннеми внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала сцелью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестицийобусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства изаключается в использовании части дополнительного общественного продукта дляувеличения количества и качества всех элементов системы производительных силобщества.
Инвестиции принятоподразделять на:
— денежные средства,
— целевые банковские вклады,
— паи, акции идругие ценные бумаги;
— движимое и недвижимоеимущество;
— имущественные права,связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальныхценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иныхзнаний, оформленных в виде технической документации, навыков ипроизводственного опыта, необходимого для организации того или иного видапроизводства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей,водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иныеимущественные права и другие ценности.
2. В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на
— реальные инвестиции,или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.).
— нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”,научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программныесредства и т.п.). Сюда же можно отнести и инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и способность персонала, и вконечном счете повышающее производительность их труда.
— финансовые инвестиции,или вложения средств в различные финансовые инструменты — ценные бумаги,депозиты, целевые банковские вклады.
3. По характеру участия в инвестиционном процессе инвестицииподразделяются на:
— прямые,предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестированияи вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадииинвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектированиеи строительство объекта инвестирования, а также производство конечнойпродукции. Прямой иностранной инвестицией, в соответствии с российскимзаконодательством считается приобретение иностранным инвестором не менее 10процентов доли в уставном капитале коммерческой организации
— косвенные, осуществляемые через различного рода финансовыхпосредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих посвоему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
4. Кроме того, инвестициибывают частными, государственными и иностранными.
В соответ­ствии с российским законодательством под иностраннымиинвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,вкладываемых иност­ранными инвесторами в объекты предпринимательской и др.видов дея­тельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестициймогут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотныесредства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бума­ги, целевыеденежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальныеценности, имущественные права. Пример иностранного инвестирования в Российскую экономику.
26 июня 2001 переговоры, длившиесяпочти 2 года, завершились подписанием договора между «РОСНО», АФК«Система» и страховой группой Альянс (Allianz AG) о покупке Альянсом45% акций «РОСНО».  Это событие стало началом интенсивногосотрудничества между ведущим страховщиком самой большой страны мира и одним изкрупнейших мировых финансово-страховых концернов. Обе компании с самого началавосприняли этот союз как равноценное партнерство, в которое каждая из сторонвносит что-то особенное и ценное. «РОСНО» вносит понимание спецификироссийского страхового рынка, а также динамичной и комплексной бизнес-среды.Альянс вносит наработанный опыт международного страхования, ноу-хау и технологии,накопленные в течение более чем столетней работы в различных странах (т. е. вложениенематериальных активов)
Обе компании превосходно дополняютдруг друга, глобальное сочетается с локальным. В этом изначально заложенатвердая основа для успешного сотрудничества. Первым шагом на путисотрудничества Альянса и Росно явилось создание проектной группы. Целью группыявляется ноу-хау трансферт к Росно и обширные консультации во всех важныхобластях страхования, т.е. в области продаж, разработки страховых продуктов,финансов, информационных технологий, персонала.III. Необходимость инвестиций дляроссийской экономики
Спад в инвестиционной сфере в ходе затянувшегосятрансфор­мационного кризиса в России был наиболее глубоким и драмати­ческим.Если в 1998 г., когда снижение производства было наиболь­шим, ВВП, согласноофициальной статистике, составлял 61%, объем промышленного производства — 50%по отношению к уровню 1991 г., то инвестиции в основной капитал достигалитолько 25%, в том числе прямые инвестиции производственного назначения — всеголишь 15% от уровня 1991 г.
Преодоление инвестиционного кризиса приобретает особуюваж­ность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потреб­ностьв инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по странеизнос основных производственных фондов со­ставляет 40,4%, при этом внефтедобыче и электроэнергетике — более 50, в нефтепереработке — 75, вгазопереработке — 80%. Если доля пол­ностью изношенных основных фондов в целомпо стране равна 12,5%, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38%’. К2000 г. вырабо­тали ресурс 17% мощностей электростанций России, около 25% обору­дованияэлектрических подстанций также достигло предельного срока службы. Степень износа основных фондов в % на начало года 1996 1997 1998 1999 2000 Промышленность в целом 48,5 50,5 52,4 52,9 52,4 Легкая промышленность 51,8 54,4 54,9 55,7 54,2 Машиностроение и металлообработка 50,1 52,3 53,2 53,3 55,3 Промышленность строительных материалов 49,2 51,7 53,6 54,2 53,7 Химическая и нефтехимическая *промышленность* 60,0 62,0 62,6 60,9 60^2 Сельское хозяйство 41,1 43,7 46,9 48,8 50,4 Топливная промышленность 52,6 54,2 54,7 52,6 50,2 Цветная металлургия 48,7 51,3 52,0 49,1 44,5 Пищевая промышленность 45,7 46,9 44,5 39,9 38,3 Электроэнергетика 47,4 48,6 49,4 50,4 51.6 Черная металлургия 48,9 52,0 53,1 53,0 53,5 Лесная, деревообрабатывающая 51,1 54,9 55,2 51,6 48,7 Строительство 37,4 37,9 35,6 40,7 44,6 Транспорт 41,4 43,6 .44,3 45,0 47,8
 Ближайшие годы станут критическими с точки зренияобновления оборудования в электроэнергетике. А в стратегическом аспектеинвестиции сейчас выступают ключевым звеном, опре­деляющим решение всего комплексапроблем развития страны и мо­дернизации экономики и прежде всего достиженияустойчивого эко­номического роста и повышения конкурентоспособности отечествен­ногопроизводства на внутреннем и мировом рынках. При этом осо­бое значениеприобретает структурный поворот от производства и экспортатопливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехно­логичных иинновационноемких обрабатывающих отраслей.IV. Инвестиционный кризис в Российской экономике.
Динамика инвестиций в основной капитал до 2002 в целомпроизводила оптимистическое впечатление. В 2000 г. темп роста инвестиций достигсвоеобразного рекорда -17,4%. В 2001 г. он снизился, составив все же весомуювеличину, рав­ную 8,7%. В середине 2002 г. объем инвестиций в основной капиталпримерно на 15% превысил уровень предкризисного 1997 года. Стала не­сколькоповышаться доля инвестиций в основной капитал в ВВП.
Несмотря па некоторые благоприятные явления, сложившаясяситуация не только не дает пока оснований для самоуспокоенности, по вызываетнарастающую тревогу.
Во-первых, увеличение инвести­ции начинается с оченьнизкого исходного уровня, обусловленного длительным и тяжелым спадом.
Во-вторых, несмотря на повышение их доли в ВВП, онаостает­ся весьма низкой: 14-18%”.
Кроме того, доля инвестиций в основ­ной капитал и в целом валовогонакопления в составе российского ВВП заметно отстает от доли валовыхсбережений, что отражает, в частности, бегство капитала из страны.
В-третьих, по данным за 9 месяцев 2002 г., наметилосьзначитель­ное сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал и от­ставаниеих от динамики важнейших показателен производства.
В-четвертых, абсолютная сумма прямых отечественных инвести­ций резкоотстает от потребности в них. По расчетам Минэкономразвития РФ, в течениеближайших 15 лет необходимы ежегодные инвес­тиции в реальный сектор экономики вобъеме порядка 3 трлн. руб.Фактически же они составили в 2001 г.почти вдвое меньшую величи­ну — 1599,5 млрд. руб.
В-пятых, Обращает на себя внимание исключительно низкий вес бан­ковскихкредитов в финансировании инвестиций — 3,5% (без кре­дитов иностранных банков — только 2,9%). При этом немногим более 30% предоставленных кредитов приходитсяна ссуды сроком более одного года и их сумма составляет порядка 20% по отноше­ниюк величине прямых инвестиций. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевойперелив инвестиционных ресурсов по банковской линии чрезвы­чайно малы. Слабыйфондовый рынок также не способен пока выполнять эти функции.
В-шестых, весьма неоднородна межотраслевая структура инвес­тиций: разныеотрасли обеспечены ими весьма неравномерно и эта неравномерность покаусиливается (Тб. №1). Наиболее суще­ственно увеличиваются инвестиции втопливную промышленность и в транспорт. Доля всех инвестиций в топливную промышленностьсо­ставила в 2000 г. 18,5% (около ‘/2 инвестиций в промышленность),в транспорт — 21,1%. В 2001 г. соответствующие показатели составили 22,1%, 52 и23,1%. Иными слова­ми, структура инвестиций консервирует экспортно-сырьевуюнаправ­ленность развития российской экономики, до сих пор не став факто­ромускоренного развития обрабатывающей промышленности.
/>
Таким образом отечественные инвестиции не удовлетворяют всех потребностейроссийской экономики.  Иностранные инвестиции в этом свете становятся важнымфактором экономического роста. Но и в сфере иностранного инвестированияосновные тенденции настораживают: хотя сум­марный приток капитала в Россию изгода в год растет, объем и доля прямых иностранных инвестиций сокращаются. В2001 г. удельный вес прямых иностранных инвестиций снизился до 27,9% общего ихобъе­ма, тогда как в 2000 г. составлял 40,%, а в 1999 г. — 44,6%. В накоп­ленномже иностранном капитале, который к концу 2001 г. составил 35,6 млрд. долл.,доля прямых инвестиций достигает 51%. Портфель­ные инвестиции ежегодно растут вразы (в 4,5 раза в 2001 г. по срав­нению с 2000 г.), но доля их остается едвазаметной (3,2% в 2001 г.). Преимущественная же часть приходится на прочиеинвестиции, глав­ным образом на торговые и прочие кредиты (12,9 и 55,4% соответ­ственнов 2001 г.). В 2001 г. прямые иностранные инвестиции состави­ли менее 7,5%прямых отечественных инвестиций. В развитых же стра­нах мира на иностранныевложения приходится 12-13% общего объе­ма инвестиций.
Наблюдаемое распределение инвестиций по отраслям и секторампромышленности, где значительная доля приходится на ТЭК, транспорт, торговлю ипищевую промышленность, свидетельствует об острой стадии «голландскойболезни», что в условиях значительного износа основного капитала создаетугрозу падения производственного потенциала экономики, — как по объему иразнообразию выпускаемой продукции, так и по сложности используемых технологий.Это, в свою очередь, ведет к еще большей зависимости от конъюнктуры цен намировых сырьевых рынках, снижает конкурентоспособность и влияние экономики вмире.V.Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат
Понятие инвестиционный климатхарактеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или инойстране по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценкаинвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционныйклимат и способствующих экономическому росту. В их числе этих факторов:
·    природные ресурсы и состояние экологии;
·    качество рабочей силы;
·    уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
·    политическая стабильность и предсказуемость, вероятностьвозникновения форс-мажорных обстоятельств;
·    макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежныйбаланс, государственный, в том числе внешний долг;
·    качество государственного управления, политика центральных иместных властей;
·    законодательство, полнота и качество в плане регулированияэкономической жизни, степень либеральности;
·    уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность икоррупция;
·    защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
·    обязательность партнеров при исполнении контрактов;
·    качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
·    качество банковской системы и других финансовых институтов;доступность кредитования;
·    открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
·    административные, технические, информационные и другие барьерывхода на рынок.
Рассмотрим подробнее каждый из факторов и оценим его благоприятность вотношении иностранных инвестиций.
1. Природные ресурсы  и инфраструктура
К числу безоговорочноблагоприятных факторов Российской экономики традиционно относятся богатейшиеприродные ресурсы. Но мобилизация этого фактора представляется весьма сложнойзадачей из-за неразвитости инфраструктуры экономики. Неразвитостьинфрастуктуры  в совокупности с огромными размерами страны приводит кзначительным  транзакционными издержкам и является серьезным препятствием, какдля отечественного, так и для иностранного инвестора, т. к. требуется значительнаявеличина первоначальных затрат. Также неразвитость инфраструктуры снижаетпривлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Этим можно вчастности объяснить неравномерность распределения инвестиций по стране. Потокиинвестиций направляются отнюдь не в те отрасли и регионы, которые в большейстепени нуждаются в модернизации. За последние 10 лет 80% инвестицийнаправлялось в торговлю и сырьевые отрасли, причем 70-80% всех инвестицийсконцентрировано в Москве и СПБ.
2. Рабочая сила.
Традиционно к благоприятным факторам относят также и высокий уровеньобразования, сильный интеллектуальный потенциал. Необходимо заметить, чтовопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы,соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрываетаналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимальногоуровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 отвозможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладаетквалификацией и культурой производства, необходимыми для современногокомпьютеризированного производства.
Необходимо отметить также иособый отечественный менталитет. Приведем характеристики кадрового потенциалаРоссии. Мы имеем примерно 6% активного населения, что практически соответствуетмировым характеристикам, так как это именно тот слой активных промышленников,предпринимателей, являющихся своего рода двигателями, основными генераторамиидей и в бизнесе, и в науке. Следующая градация людей (примерно 27%) — этолюди, которые сориентированы в первую очередь на то, чтобы повторять поведениелюдей, которые добились успеха. Вместе с тем огромная  доля населения (более50%) относится в России к тому типу людей, которые в значительной мере зависимы- и считают это правильным — от решения тех или иных властей. Эта категориялюдей уверена, что их задача выполнять то, что говорит Президент, мэр города,руководитель предприятия, Правительство т.д  Но в этом случае всюответственность за результаты своего поведения они перекладывают на тех людей,чьи указания они выполняют.
Поколение, которым сегоднябольше 45 лет является продуктом воспроизведения старой социально-политическойсистемы. Это поколение можно назвать потерянным. Значительное количество этихлюдей оказались невостребованными в реальной жизни. Достаточно заметить, чтоименно этот возрастной слой составляет очень незначительный процент средиудачных управляющих, он практически отсутствует в науке и высшем образовании. Вкадровой политике сегодня происходит резкая смена кадров, практически«перепрыгнув» через это поколение. Рекрутские агентства отмечают, что на рынкетруда чаще всего пользуются спросом люди с высшим образованием в возрасте до 35лет, знающие иностранные языки и имеющие опыт работы за рубежом. Еслипроследить судьбу действительно высоких профессионалов, то легко просматриваютсядва основных пути – это: миграция за рубеж, что касается в первую очередьнаучных и технических кадров (не зря приток российских научно-техническихкадров в Израиль помог уменьшить на 10-15 лет сроки научно-техническогопрогресса) или уход в мелкую коммерцию (челноки, гербалайф и т.д.), финансовыеи охранные структуры. Поэтому квалификация работников, и особенно в сферевысоких технологий, практически потеряна. Многие технологии сегодня трудновосстановимы, если это касается необходимости привлечения работников высшейквалификации, которая нарабатывалась годами. Система профтехобразования тоже взначительной мере утеряна и мы, по существу, вернулись к системе подготовкикадров прямо на производстве, что выгодно для системы подготовки кадровмассовых и не очень квалифицированных профессий, но не обеспечивает потребностьв высоко квалифицированных кадрах.
Но не смотря на все отрицательные тенденции отечественная системаобразования является одной из самых лучших в мире, и это позволяет принебольших инвестициях в человеческий капитал добиться значительного повышенияпроизводительности труда и повышения качества продукции. Поэтому условно отнесемэтот фактор к способствующему иностранному инвестированию.
 
3. Макроэкономические показатели.
Тенденция спада промышленного производства, проявившаяся в октябре2001 г. — январе 2002 г., сменилась в феврале-мае 2002 года навозрастающую. Вместе с тем в апреле-мае она характеризовалась более умереннымитемпами прироста по сравнению с мартом (с сезонной и календарной очисткой,соответственно 1.5% в марте и 0.3% в апреле и мае), прежде всего из-заухудшения динамики в машиностроении и металлообработке и легкой промышленности,проявившегося в апреле-мае.
Динамика промышленного производства с исключениемсезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1)
/>
Объем инвестиций в основной капитал с исключением сезонного фактора, порасчетам Минэкономразвития, увеличился в феврале-мае на 6.3%, чтосвидетельствует о постепенном улучшении инвестиционного климата в стране. Объеминвестиций в мае несколько превысил максимальный уровень, достигнутый в 2001году (декабрь 2001 г.).
Динамика инвестиций с исключением сезонной икалендарной составляющих (март 1996 г. —100%)
/>
Вместе с тем сдерживающее воздействие на инвестиционную активностьоказывает ухудшающееся финансовое положение предприятий реального сектораэкономики. За январь-апрель т.г. сальдированный финансовый результат крупных исредних организаций всех отраслей экономики (кроме бюджетных, кредитных истраховых организаций) снизился к уровню соответствующего периода предыдущегогода на 42.9%, в том числе в промышленности — на 50.3%. На снижениерентабельности в промышленности повлияло уменьшение доходности экспортныхопераций, рост издержек производства, в т.ч. опережающий рост затрат натопливо, электроэнергию и заработной платы работников.
Реальный рост экспорта товаров в феврале, марте, апреле и мае 1.5%, 8.9%,6.6% и 2.4% соответственно. В апреле-мае объем экспорта превысил средниймесячный уровень 2000–2001 годов:
Динамика экспорта товаров с исключением сезонной икалендарной составляющих (2) и без исключения (1) (декабрь 1997 г.(2) — 100%)
/>
Основными факторами роста экспорта товаров были постепенное оживлениемировой экономической конъюнктуры, особенно в США, заметное улучшение мировойконъюнктуры по важнейшим товарам российского экспорта, прежде всего по нефти.Мировые цены на нефть сорта «URALS» (биржевые) составили 18.4–18.9 долл.США за баррель в январе-феврале, 22.2 — в марте, 24 долл. — вапреле, и 23.8 долл. США за баррель в мае, против 18.8 долл. в IYквартале и 23.9 долл. в I квартале 2001 года.
В мае тенденция роста импорта товаров, проявившаяся в феврале-апреле 2002,прервалась. По предварительной оценке реальный объем импорта, очищенный отсезонного фактора, сократился в мае на 6.3 процента.
 Динамика импорта товаров с исключением сезонной икалендарной составляющих (2) и без исключения (1) (июль 1998 г. (2) —100%)
/>
В январе-мае, по оценке Минэкономразвития, разница между долей страндальнего зарубежья в общем объеме российского экспорта и их долей в общемобъеме российского импорта сократилась более чем в 2 раза по отношению кянварю-маю 2001 г. и составила 6.3 п.п. Это свидетельствует опродолжающейся переориентации российского спроса на импортные товары из страндальнего зарубежья, за счет импорта из стран СНГ. Сдержанная динамика импорта втекущем году связана, прежде всего, с замедлением темпов реального укреплениярубля. За январь-май т.г. рубль в реальном выражении укрепился, по расчетам, примернона 2.6%, в то время как в январе-мае предыдущего года его реальное укреплениесоставило 5.3%.
Темпы инфляции после январского пика (3.1%) составили 1.2% в феврале,1.1% в марте, 1.2% в апреле, 1.7% в мае 2002 г… В целом за 5 месяцевпотребительские цены выросли к декабрю 2001 г. на 8.4% (против 10.9% засоответствующий период предыдущего года).
В целом развитие социально-экономической ситуации в январе-мае 2002 г.позволяет оценивать положительную динамику большинства макроэкономическихпоказателей за 2002 год в целом, хотя темпы роста заметно ниже, чем в 2001 и,особенно, рекордном 2000 году:
(в % к соответствующему периоду предыдущего года) 1999 2000 2001 январь-май 2002 2002 (оценка) Валовой внутренний продукт 105.4 109.0 105.0
103.7* 103.6 Инфляция (ИПЦ)(на конец периода) 136.5 120.2 118.6 108.4 114 Продукция промышленности 111.0 111.9 104.9 103.0 103.5 Продукция сельского хозяйства 104.1 107.7 106.8 104.6 103.0 Инвестиции в основной капитал 105.3 117.4 108.7 101.7 106.0 Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы населения 86.2 109.3 105.8 108.7 106.0 Оборот розничной торговли 93.9 108.8 110.7 108.5 107.0 Объем платных услуг населению 106.6 105.0 102.8 101.8 102.0 Экспорт товаров 101.0 139.5 96.2
95.5** 103.2 Импорт товаров 68.1 113.5 119.8
107.4** 111.0
*январь-март
** по оценке Минэкономразвития
 
Практически все макроэкономические показатели свидетельствуют о росте иоздоровлении экономики. Что в немалой степени положительно влияет на динамикуиностранных инвестиций. Вместе с тем сохранятся ряд не устраненных проблем,представляющих угрозу положительной тенденции.
В целом происходящая в настоящее время смена факторов экономическогороста от внешних к внутренним протекает достаточно болезненно. Возможностиподдержания устойчивого роста в рамках существующей структуры производства имощностей близки к исчерпанию. Для ускорения роста необходимы активизацияструктурных реформ в экономике, продолжение ее дебюрократизации, созданиеусловий для притока инвестиций и развития новых предприятий и технологий. Приэтом сырьевые отрасли не могут обеспечить устойчивые темпы роста даже в среднесрочнойперспективе. Необходимо создание условий для перетока избыточного капитала сырьевогосектора в обрабатывающие отрасли и сферу услуг и их эффективного развития.
4. Состояние государственного долга.
Сильнейшим фактором нестабильности, связанным с возможной финансовойнесостоятельностью государства, является огромный государственный долг, впервую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкийкредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решенияпроблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала наприемлемых условиях.
Государственный долгРоссийской Федерации на 1 января 2001 года составил 4479,7 млрд. рублей (63,4%к объему ВВП). 87,6% составляет Внешний долг. В среднесрочном периоде предполагаемаядинамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность,что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целяхрефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятнойвнешнеэкономической конъюнктуры.
По результатам проведенныхпроверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, чтоПравительство Российской Федерации не создало систему, позволяющую обеспечитьпривлечение иностранных кредитов на решение действительно жизненно важныхпроблем социально-экономического развития страны, а также систему действенногоконтроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскимипредприятиями и организациями предоставленных займов. Не разработан действенныймеханизм по включению в программу государственных внешних заимствованийРоссийской Федерации конкретных получателей заемных средств и их гарантов.
Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственноговнутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующееположение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическуюполитику страны. Невозможно без значительного ущерба для социальноэкономического развития осуществить обслуживание долга в полном объеме. Поэтомунеобходимо сочетать несколько форм урегулирования долга. Госдолг препятствуетразвитию российской экономики не только из-за необходимости выделения ресурсовна обслуживание, но и из-за отсутствия договоренности о долгосрочном посильномграфике обслуживания. Это повышает неопределенность для предпринимателей иинвесторов.
Вместе с тем, позитивныетенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства,более эффективное управление государственными активами и пассивами заметноснижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат наобслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодныеплатежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период1999-2004 годы практически в 2 раза — с 10,8 до 5,6 процента, соответственнозначительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.5. Государственноеуправление и экономическая политика
Государственное управлениеявляется критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна изхарактерных черт переходного периода в России — слабое государство. Этообусловлено:
·    сохранением практически всех институтов государственной властисоветского периода после радикальной смены режима и необходимостью пользоватьсяэтими институтами;
·    противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти;
·    столкновением федеральной власти и регионов в борьбе зараспределение прав и ресурсов;
·    неоднородностью исполнительной власти, в которой всегда былипредставлены и сторонники реформ, и представители прежней бюрократии;
·    подверженностью исполнительной власти влиянию частных интересов;в последние годы частные интересы преобладали над общественными;
·    чрезмерностью обязательств государства, доставшихся от советскогопериода и новых, которые оно не в состоянии выполнять, подрывая тем самым свойавторитет в глазах населения и других контрагентов; низкой оплатой трудачиновников госаппарата, что ведет к коррупции и падению профессионализма.
С советских времен сохраняетсятенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, вжертву политике. Нет четкого разделения между властью и бизнесом, что приводитк сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработкугосударственной политики и личной заинтересованности федеральных чиновников вопределенных решениях. Государство выступает зачастую как игрок, нежели какрегулятор экономических процессов. Эта проблема усугубляется широкимраспространением коррупции и использованием неравнодоступной информации врегулирующих органах.
Можно понять неизбежностьподобных явлений в процессе становления новой демократической России, однако дотех пор, пока они будут продолжаться, инвестиционный рейтинг страны будетоставаться низким.
Но вместе стем необходимо отметить безусловное влияние Президента Российской Федерации В.В. Путина на все институты государственной власти, что позволили преодолеть рядхронических проблем современной российской политической системы.
— наладилосьболее конструктивное сотрудничество между исполнительной и законодательнойветвями власти,
— укрепиласьвертикаль власти,
— ослабловлияние частных деловых интересов на принятие государственных решений.
Однакопроведение политики по укреплению полномочий и влияния институтов государствабез их кардинального преобразования и без учета потребностей экономики,нуждающейся в дерегуляции, модернизации, реструктуризации и интеграции смировой экономикой, приведет к подавлению всех попыток реформ набравшим былуюсилу и власть государственным аппаратом. Ведь существующий порядок, позволяетбюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную частьресурсов экономики.
Структурныереформы экономики, сокращение социальных льгот и реформа системы госуправления- болезненный и тяжелый процесс, при котором неизбежно произошло бы снижениепопулярности Президента у части общества. Однако высокий, постоянноподдерживаемый рейтинг не может быть критерием при исполнении обязанностейПрезидента.
В 2000 годувозросла активность Прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структурпо вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторонили с предъявлениями необоснованных претензий от лица государства. Возниклиновые и были сохранены старые примеры неравных условий конкуренции, зависящиеот решений исполнительных органов власти.
В целомадминистративные барьеры на пути предпринимательской и инвестиционной деятельностине снижаются, а приобретают еще более зловещие черты. И не смотря на усилениероли силовых структур,  коррупция по-прежнему процветает, ограничиваявозможности развития цивилизованной экономики. 6. Права собственностии корпоративное управление
После десятилетий господствагосударственной собственности Россия добилась впечатляющих успехов взаконодательном укреплении прав частной собственности. Приняты Гражданскийкодекс; Закон об акционерных обществах, ряд других законодательных актов,удовлетворяющих международным стандартам. Но реализация этих законов весьманеудовлетворительна, что связано, как уже упоминалось, с широким распространениемкоррупции и слабой связью исполнительной и законодательной власти.
Прошедшая приватизация создаладополнительные трудности. Радикальное преобразование собственности в России несопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля.Инвестиционная привлекательность большинством российских компаний невоспринимается как приоритетная задача.
До сих пор сохраняются случаинарушения прав инвесторов. Особенно это проявляется в компаниях, гдеконтрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп.Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, теряют возможностьвлиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельностипредприятий и вытесняются из компаний, тогда как весь контроль, позволяющий, вчастности, распоряжаться денежными и физическими активами компании, переходит кФПГ.
Такие действия создаютвысочайший риск для инвесторов, в первую очередь портфельных, обычно выступающихв роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захватконтроля над предприятием, как правило, создает необходимые предпосылки дляразворовывания имущества предприятия, перевода финансовых потоков в специальносозданные компании, доведения предприятия до банкротства.
Серьезную опасность для правинвестора несет в себе также недостаточная регламентация оснований дляинициирования процедуры банкротства, а также самой процедуры банкротства.Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточныйзапас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существуетблагоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороныконкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (так как ненаходится желающих захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходепроцедуры банкротства невелики).
Серьезный ущерб инвесторамнаносят случаи не предоставления информации, предусмотренной действующимзаконодательством, о деятельности предприятия и его финансовом состояниименеджерами компаний. В отдельных случаях даже вмешательство ФКЦБ и судов незаставляет менеджеров компаний выполнять законодательство. Предоставляемыеотчеты, составленные по отечественным канонам бухгалтерского учета, зачастуюбесполезны, так как содержащиеся в них данные не позволяют составить достовернуюоценку состояния предприятия.
Одной из самых серьезных ибольных проблем российской экономики является проблема низкого качествакорпоративного управления. Очевидно, что сложившаяся система менеджментасдерживает инвестиции в российскую экономику и в значительной степени влияет нанизкую эффективность большинства российских компаний. Среди первоочередныхпроблем управления компаниями в России выделяются: несоблюдение требованийраскрытия информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственниковпри реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций,контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижениерентабельности финансовых операций с помощью трансфертных цен.
Корпоративное управление вРоссии нуждается в существенном улучшении. Составной частью совершенствованиякорпоративного управления является совершенствование корпоративного права.
Важным фактором, отрицательносказывающимся на отношении инвесторов к российским проектам, является нарушениеправ интеллектуальной собственности и подделка продукции. Например, 89% копийпрограмм, используемых в России, куплено у пиратов. Защита прав собственниковосуществляется слабо, что удерживает многие высокотехнологичные компании (преждевсего в области производства программного обеспечения) от размещения своегопроизводства в России. Это свидетельствует о недостаточной жесткостиправоохранительных органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенныедля общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности.
Таким образом,несовершенство Российского законодательства в отношении прав собственности, атакже низкая культура корпоративного управления, является весомым фактором,препятствующим притоку иностранных инвестиций в экономику.  7. Законодательство исудебная защита
Для инвестора самое важное — стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможностьобеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но сэтим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться. Главное — стабильность.
За годы реформ созданапрактически заново законодательная база рыночной экономики. Приняты Гражданскийкодекс, Законы «Об акционерных обществах», «Обществах с ограниченнойответственностью», «Закон о защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг» и другие законы. Тем не менее, в этойобласти еще много проблем. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность,страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом,содержат взаимоисключающие нормы, более того такие нормы можно обнаружить врамках одного закона.
Практика внесения поправок вдействующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутнойпроблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепциюправового регулирования.
Экологическое законодательствоРоссии является одним из самых полных и ограничительных в мире. Обширный массивзаконов, постановлений и норм служит не как действенная система защиты окружающейсреды, а как средство получения доходов. А также является серьезным препятствиемна пути иностранных инвестиций в Топливно-Энергетический комплекс, являющийсяключевой отраслью Российской экономики.
Законы и нормативные акты обокружающей среде необходимо упростить и привести в соответствие смеждународными экологическими стандартами. Для устранения этого серьёзного препятствияинвестициям должны быть приняты законодательные меры. Инвестиции в рамках существующейсистемы лицензирования нефтегазодобычи в последние годы почти отсутствовалииз-за карательного налогового режима и непрозрачного механизма распределенияквот на экспорт сырой нефти.
«Закон о валютномрегулировании и валютном контроле» является весомым фактором, препятствующимпритоку иностранного капитала в российскую экономику.  Реализуемый БанкомРоссии в настоящее время вариант валютного регулирования предполагаетлицензирование ввоза капитала, осуществляемого в полном соответствии сроссийским законодательством, которое зачастую создает по сути запретительныйрежим для иностранных инвестиций. Вопрос об изменении системы валютногорегулирования обсуждается несколько лет лет, негодность принятого порядкаочевидна, но никаких принципиально новых мер до сих пор не принято. По сути,действующий порядок контроля над движением капитала действует наоборот:стимулирует утечку и препятствует ввозу.
Дестабилизирующим фактором дляпредпринимательской деятельности является несоответствие федерального ирегиональных законодательств. В последние 2 года проводится  работа по ревизиизаконодательных баз регионов и приведению их в соответствие с федеральным законодательством.Но пока эта практика не приносит значительных результатов, и чаще всего наталкиваетсяна противодействие местных властей.
Однако самая главная проблема- плохое исполнение законов. «Строгость законов российских смягчаетсянеобязательностью их исполнения», — эти слова М.Е. Салтыкова-Щедринаговорят о давней национальной традиции, от которой, однако, надо избавляться. Вряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права илиих неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем егоисполнение.
Серьезной причиной, котораястимулирует неисполнение законов, является неэффективность судебной защиты вслучае нарушения норм права. Отчасти указанная проблема вызвана несовершенствомсуществующей судебной системы, которая не отвечает потребностям изменившихсяэкономических реалий.
Судебная власть не является вдостаточной степени независимой, и инвесторы не могут быть уверены в том, что ихправа и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона.Признавая это, предприниматели зачастую не тратят времени на судебныеразбирательства, в результате растет криминализация деловых отношений иснижается предпринимательская активность. Перегруженность судов различныхинстанций чрезвычайно замедляет скорость процессов, что еще более снижаетэффективность системы как средства разрешения конфликтов и повышаетпривлекательность альтернативных регуляторов.
Еще одна серьезная проблемасвязана с исполнением судебных решений. Несмотря на то, что после принятияЗакона «Об исполнительном производстве» ситуация с реализациейсудебных решений улучшилась, остались нерешенными многие проблемы. В частностисудебные исполнители не имеют достаточных полномочий и средств для поискаимущества должников и поиск указанного имущества становиться заботой истца,который уже понес существенные судебные издержки.
Начатая реформа судебнойсистемы пока не приносит положительных результатов. Без создания независимойсудебной системы и квалифицированного корпуса судей, изменения следственных,процессуальных и прочих процедур, подчинения прокуратуры органам судебнойвласти бессмысленно рассчитывать на изменение стимулов для экономической иполитической деятельности в России, на отказ предпринимателей от борьбы заренту в пользу честной конкуренции.8. Соблюдениеобязательств по контрактам
Низкая культура контрактов,несоблюдение обязательств в случае малейших затруднений присутствуют на любомучастке отечественного хозяйства, так как возникновение новых форм деятельностине сопровождалось адекватным и своевременным развитием механизма принуждения кисполнению контрактных обязательств. Деловая этика, обычаи делового оборота,являющиеся неотъемлемыми элементами рыночных отношений, не являются нормой дляподавляющей части агентов российской экономики.
Государство само неоднократноне выполняло своих обязательств перед контрагентами, что негативно повлияло наконтрактную дисциплину во всех секторах экономики и понизило национальныйкредитный рейтинг.
Наиболее известным массовымявлением недобросовестного исполнения обязательств стал отказ российских банковот своих обязательств по форвардным контрактам. Другим, также последовавшим закризисом августа 1998 года, явлением, стал перевод лучших активов и клиентов избанков, перегруженных обязательствами, в банки-дублеры. В результате всеклиенты, не успевшие увести счета из старого банка, оказывались клиентамибанка-банкрота, в то время как акционеры и менеджеры этого банка благополучно пересаживалисьв банк-дублер, по сути дела отказываясь от своих обязательств, выданных отимени старого банка. Как подчеркивали иностранные инвесторы, в этой истории ихболее всего поразила безнаказанность: никого не привлекли к ответственности.
Сложность решения проблемыконтрактных обязательств заключается в распространенности нарушений.Сложившаяся практика взаимоотношений выгодна агенту, принявшему правила игры.Выбраться из образовавшейся ловушки тяжелее, чем попасть в нее, так как требуетсяразрушение устойчивых стереотипов поведения, устраивающих в каждый данныймомент значительное число агентов. Поэтому государству придется бытьпоследовательным и преодолевать сильное сопротивление.
Этот фактор становится однимиз сильнейших факторов, повышающих риск иностранного инвестора. Для любогоинвестора важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных сним рисков. Таким образом, чем выше риск, тем меньше желающих иностранныхинвесторов вложить свои средства в Российскую экономику. 9.  Виртуальнаяэкономика и структурная политика
Виртуальной экономикой – это экономику бартера и неплатежей, возникшую в России вследствие сохранениявысокой доли предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость.Подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми уних нет шанса рассчитаться. Их продукцию, как правило, не удается реализоватьза деньги. Применяются завышенные бартерные цены, отражающие дисконт менеесовершенных средств оплаты, таких, как товары или денежные суррогаты, многовариантностьсредств оплаты увеличивает трансакционные издержки при адаптации к условиямкаждой конкретной сделки. Экономика неплатежей создает предпосылки дляуклонения предприятий от уплаты налогов и провоцирует все большее числопредпринимателей становиться недобросовестными налогоплательщиками, что ведет куглублению кризиса неплатежей.
При наличии большогоколичества долгов практически любое российское предприятие отвечает формальнымпризнакам банкротства. Имея в виду высокую вероятность потери прав собственностина предприятие в результате возможной процедуры банкротства, инвесторы не чувствуютстабильности и воздерживаются от инвестирования в данное предприятие.Накопленные долги делают заведомо невыгодными любые вложения, так какнеоправданно увеличивается стоимость входа на рынок и период окупаемостипроекта.
В условиях мягких бюджетныхограничений и слабого корпоративного контроля предприятия наращиваютдебиторскую задолженность, в последствии оказывающуюся безвозвратным убытком, имесяцами не выплачивают зарплату своим служащим, государство не финансирует вполном объеме госзаказ, а население задерживает оплату коммунальных услуг.
В то же время государство,особенно за счет региональных и местных бюджетов, поддерживает нежизнеспособныепредприятия вместо того, чтобы содействовать ускоренному развитию эффективных,особенно в малом бизнесе. Такая структурная политика, хотя и сдерживает социальноенапряжение, но больше препятствует реструктуризации экономики и решению социальныхпроблем.
Несмотря на ухудшениефинансового положения предприятий в 2002 г., в промышленном секторе начинаетсянормализация структуры платежей и дальнейшее увеличение доли денежных средств врасчетах за продукцию предприятий. Помимо этого, объем просроченной задолженностипредприятий и организаций в течение 2002 сократился. Безусловно, эта проблемабудет решать еще очень долго и болезненно, но и сейчас наметившаясяположительная тенденция снижает риски иностранных инвесторов. 10.  Преступность икоррупция
Масштабы преступности икоррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние наинвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в Россииохватывает около четверти ВВП.
Компании, осуществляющиенелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесносвязаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новыерынки и ставит барьер законопослушным конкурентам для началапредпринимательской и инвестиционной деятельности. Издержки нелегальногобизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупнойналоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога надоходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социальногоналога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес сучетом фактора риска, оценивается на уровне 15 — 20%, что в ближайшейперспективе недостижимо
Если крупные иностранныекомпании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние,а российские — независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условияхвозможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции)существенно сокращаются. Возможность же ведения «белой» деятельностив таких условиях, т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но иналогов государству, исключена полностью. Таким образом, организованная преступностьстала реальным конкурентом государства в «сборе налогов». Кроме того,она объективно препятствует переходу предпринимателей из «теневой»экономики в легальную.
В последние годы коррупционныетехнологии существенно усложнились. В настоящее время чиновники и целыегосударственные органы все чаще используются финансовыми группами в качествеинструмента передела сфер влияния. Так, наиболее активно стало использованиеналоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля надкомпаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует ростутрансакционных издержек предпринимателей.
Пока власти демонстрируютнеспособность хотя бы уменьшить масштабы коррупции. Расследования коррупционныхдел носят, как правило, не правовой, а политический характер, для дискредитациитех или иных лиц, поэтому стадия, на которой суд выносит решение, практическине достигается. Это одно из проявлений преобладания частных интересов надобщественными.
Проблема коррупции в настоящеевремя стоит также остро, как и 10 лет назад. Решение этой проблемы в ближайшейперспективе не предвидится. Для этого потребуется время, политическая воля исерьезные усилия. Поэтому фактор коррупции и криминала в значительной степенипрепятствует притоку иностранных инвестиций. 11.  Налоговый режим
Когда говорят онеблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерностьналогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее чем вбольшинстве европейских стран.
Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищеныот произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивостьналогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Учитывая,что налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, в условияххронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленнымдавлением фискальных служб. При этом ощущение у налогоплательщиков такое, чтоони всегда не правы. Сложность получения необходимой информации о трактовкеизменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличиваютиздержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски,которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценкиРоссии инвесторами
МНС, технически не справляясьс мониторингом всего множества налогоплательщиков, концентрирует свое вниманиена «крупной рыбе», рентабельных и заметных предприятиях. Даннаягруппа находится в неравном положении по отношению к остальным агентамэкономики. Политика доения тех, кто платит, особенно иностранцев — этоприоритетная стратегия МНС при развалившейся, но не подвергнутой санации значительнойчасти производственного сектора. Практика договариваться с крупныминалогоплательщиками о режиме уплаты, не предусмотренном законодательством,списание накопленной задолженности и влиятельность лоббистских группировокподрывают стабильность и достаточность доходов бюджета и ложатся дополнительнымбременем на добросовестных налогоплательщиков. Подобное неравноправное положениеразных агентов экономики приводит к негативной селекции среди них и эрозииналоговой базы.
Объем налоговых изъятий из доходаграждан согласно действующим нормам неадекватен уровню развития ихправосознания и оценке допустимого фискального бремени, о чем свидетельствуетширокомасштабное уклонение от уплаты подоходного налога. Низкая налоговая дисциплинафизических лиц может быть повышена при введении пониженных ставок налога.
Пеня за просрочку уплатыналогов по своему размеру носит штрафной характер и не является средствомобеспечения уплаты налога. Другие штрафы не делают различия между ошибкой налогоплательщикапо причине неясных и нечетких формулировок нормативных актов и умышленнымуклонением от уплаты налогов. Меры административного воздействия, предусмотренныеНалоговым Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересовгосударства перед задачами частных налогоплательщиков.
Вместе с тем нельзя не отметить явные успехи Налоговой реформы. Решаетсяосновная проблема снижения налогового давления на фонд оплаты труда. Цельюявляется размораживание заработной платы и обеспечение экономические условиядля ее реального роста, притом роста легального, уменьшения объемовнелегальных, а следовательно, не облагаемых налогами выплат. Именно эти задачиреализуются снижением ставок социального налога по сравнению со страховымиплатежами, установлением единой низкой ставки на трудовые доходы физическихлиц, введением повышенных налоговых ставок на доходы физических лиц, полученныхв виде дивидендов, а также с помощью депозитных, страховых и тому подобных«схем».
Еще более очевиден успех в замене страховых платежей в четырегосударственных внебюджетных социальных фонда единым социальным налогом. И этонесмотря на серьезнейшие недостатки самого закона. Переход контроля за уплатойналога от внебюджетных фондов к Министерству РФ по налогам и сборам, как ипредполагалось, принес высокие результаты. Jсновнаяставка налога, применяемая для доходов до 100 тысяч рублей в год, снижена с39,5% до 35,6%, то есть на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введенорегрессивное налогообложение с быстроснижающейся ставкой. Это безусловный успехналоговой службы страны, которая добилась существенного повышения собираемостиналога по сравнению с государственными внебюджетными фондами.
Конечно, закон не идеален. Например, проблема регрессивногоналогообложения. Не приходится сомневаться, что она была введена с самымилучшими намерениями: стимулировать появление высокой заработной платы напредприятиях. Однако известно, что дорога в ад вымощена самыми лучшими намерениями.Для бухгалтерских и финансовых служб предприятий, а также налоговых инспекцийналог, взимаемый с юридических лиц, превратился почти в налог с лиц физических.Ведь приходится вести по нескольку лицевых счетов на каждого работника предприятияили организации, улавливая момент, когда его доход перейдет за 100 тысячрублей, затем за 300 тысяч, за 600 тысяч рублей. Притом регрессия перечислениясоциального налога в разные фонды различна.
Наибольшее значение для иностранных инвесторов приобрело введение 25главы Налогового кодекса. Теперь как для российских юридических лиц, так и дляиностранных юридических лиц, действующих через постоянное представительство,объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами –прибыль организации (ранее это был доход).
Налоговая система продолжает совершенствоваться.  Но, тем не менее,  вданный момент Российское налоговое законодательство является серьезнымпрепятствием на пути иностранных инвестиций. 12. Банковскаясистема. Институты финансового рынка
Слабость банковской системы — существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционногориска. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономикитрудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакцийи увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.
На банковском рынке, как,собственно, и на всем рынке долгового финансирования, не существует инфраструктуры,обеспечивающей функционирование этого рынка в любой другой стране.Гарантирование и страхование обязательств по кредитным договорам и облигационнымзаймам в России практически отсутствует. Рейтинговых агентств не существует.Крайне низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальныхкредиторов и реципиентов кредитных ресурсов, равно как и методического обеспеченияпроцесса экспертизы кредитных проектов. Инвестиционные фонды, мобилизующиересурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, такжечрезвычайно слабы и немногочисленны в России. В значительной мере их ростсдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных истраховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющихкомпаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании.
В 2000 году не былиосуществлены назревшие изменения в нормативно правовой базе, что сохранилоосновные риски ведения банковской деятельности, в первую очередь —кредитованияпредприятий и организаций: не изменена очередность удовлетворения претензийкредиторов; отсутствуют должные законодательные еры по защите сбережений частныхлиц; не меняется устаревший порядок резервирования, дискриминирующий кредитныевложения в реальный сектор экономики; кредитоспособность многих отечественныхпредприятий остается низкой; недостаточен уровень раскрытия информациипотенциальными заемщиками
В 2000 году суммарнаякапитализация (общая стоимость всех ценных бумаг) акций российских предприятийсократилась. Поэтому условия привлечения инвестиций путем выпуска акций длябольшинства крупных предприятий ухудшились, так как снизились курсовые стоимостиакций. Без существенного (до 2 раз) роста капитализации рынка акций привлечениеинвестиций путем выпуска акций останется для большинства российских предприятийневыгодным.
На фоне роста большинстваразвивающихся рынков снижение капитализации российского рынка такжесвидетельствует об ухудшении конкурентной позиции России на международном рынкекапиталов.
Если не будут решены ключевыевопросы ответственности за банковский сектор в целом, а также личнойответственности руководства банков, то слабая банковская система еще на протяжениидесятков лет будет препятствовать развитию российской экономики и улучшению инвестиционногоклимата. Дальнейшее существенное увеличение объема иностранных инвестиций болееневозможно безкомплекса специальных мер по привлечению портфельных инвесторов,или, что тоже самое, по улучшению качественных характеристик рынка капиталов(повышение ликвидности, снижение рисков и т. д. ). Кредитование экономики попрежнему сопряжено с высокими рисками, и объем кредитов банковского секторарастет более медленно, чем объем кредитных ресурсов. Развитие финансовойсистемы также сдерживается по причинам общеэкономического значения:непрозрачности и недостаточной защиты прав собственников. 13. Проблемыадекватного бухгалтерского учета
Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российскойэкономике, является необходимым условием для оживления инвестиционнойактивности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователямотчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности и финансовых результатах предприятий, что создает дополнительныериски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
«Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии смеждународными стандартами финансовой отчетности» пока далеко не полностьюпривела в соответствие наши стандарты зарубежным аналогам. Поэтому покароссийские стандарты не могут обеспечить потенциального инвестора понятной и сопоставимойфинансовой информацией.
 Реформа бухгалтерского учетаосуществляется очень медленно и недостаточно увязана с основными тенденциямигармонизации стандартов на международном уровне: часть принимаемых российскихправил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах в международном учете.Таким образом, новые правила бухгалтерского учета на сегодняшний день неудовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешнихпользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либоотчетность по стандартам, соответствующим МСФО, либо US GAAP; российских — инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговыеорганы — отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Процесс написания российскихположений бухгалтерского учета (ПБУ) остается закрытым от профессиональногобухгалтерского сообщества. В составе органов, задействованных в процессереформирования бухгалтерского учета, на сегодняшний день практическиотсутствуют специалисты в области международной практики бухгалтерского учета.
Всем категориям инвесторовнеобходима не только адекватная информация о положении предприятия, но иуверенность в том, что полученный (или не полученный) ими дивиденд (процент) — это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не егоучетной политики, подстроенной под интересы налогообложения и не учитывающейпотребности инвесторов. Такую уверенность может дать только соблюдениепредприятием правил учета, признанных мировой практикой в качестве инструментапредоставления достоверной финансовой информации.
Из интервью генерального директора страховой компании ОАО «РОСНО» газете«Ведомости»:
«Инвестиционный рынок будет укрупняться, но его рост напрямую связан сповышением прозрачности компании. Если компания прозрачна, туда готов входитьинвестор, если она закрыта, инвестор разворачивается и уходит. Из последнихотчетов McKinsey видно, что приход инвесторов на 40% зависит именно отпрозрачности компании.
 Я двумя руками за то, что страховаякомпания должна быть открытой. Отечественные страховые компании закрыты и непрозрачны, чемуспособствует действующая российская бухгалтерская отчетность. Публикуя своюотчетность, мы должны добиваться того, чтобы она была понятна нашим клиентам, атакую возможность предоставляет пока только международная отчетность».
Проблема Российского бухгалтерского учета безусловно является фактором неспособствующем притоку иностранных инвестиций. Но, тем не менее компании,которые хотят получить иностранные инвестиции, в состоянии предоставитьинвестору необходимую информации. Вопрос состоит лишь в том, что эти компаниинесут дополнительные издержки по составлению этой информации. Таким образом,фактор неадекватности отчетности, хоть и не является самым проблемным, но всеже затрудняет поток инвестиций. 14.  Политика местныхвластей
Это один из важнейших факторовинвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах,поэтому там инвесторам представляются налоговые освобождения и другие льготы.Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальныельготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однаков данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории РоссийскойФедерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единоегосударство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками вкаждом.
В то же время во многихрегионах наблюдаются схожие явления, препятствующие развитию предпринимательскойи инвестиционной активности:
·    Стремление захватить собственность или участвовать в ней какусловие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.).
·    Стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции(Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская области, ит.д.).
·    Особые отношения с отдельными предпринимателями, ограниченияконкуренции, поддержка отдельных предприятий.
·     Необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов.
·    Необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видовдеятельности.
·    Не предусмотренные в законодательстве поборы и лицензии.
·    Прямая коррупция (особенно при выдаче лицензий и регистрации).
·    Противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговойсфере (подавляющее большинство субъектов РФ).
·    Излишняя бюрократичность административных процедур.
·    Создание препятствий для миграции рабочей силы.
·    Совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органовисполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Чаще всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иместного самоуправления своими актами и действиями препятствуют осуществлениюдеятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех выявленныхантимонопольными органами нарушений) и необоснованно предоставляют льготыотдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов нарушений).
Таким образом, политика местных властей зачастую является важнейшимфакторов, определяющим решения инвестора о вложении средств в данный регион. 15.  Различия винвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов
Формально существуетнациональный режим, общий для российских и иностранных инвесторов. На делеравенства нет. С одной стороны, есть преимущества у иностранцев: доступ к капиталуи кредиту, опыт управления, технологии. Но, с другой стороны, российскиепредприятия уходят от налогов, используют денежные суррогаты и в целом ихположение, вероятно, предпочтительней. Они более влиятельны в коридорах власти,с большей готовностью идут на подкуп государственных чиновников, в результатечего получают реальные преимущества.
Существенно снижаетинвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторовотсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям,который они имеют в других странах с переходной экономикой. Так, добившийся наибольшихуспехов в привлечении прямых иностранных инвестиций Китай на уровне государственнойполитики создает преимущества для иностранных инвесторов перед местными, вплотьдо установления разных цен размещения акций для местных и иностранныхпокупателей.
16. Проблемы развития«Новой» экономики.
Новая экономика – экономика быстроразвивающихся процессов коммерциализации Интернета. Или лучше назвать такуюэкономику «Электронным рынком». Термин «новая экономика» применяется для описаниятрех направлений деятельности:
·    это объединение,измерение, пространство «высокотехнологичных компаний», использующих, какправило, Интернет в качестве основного ресурса. Высокотехнологичной можно считатькомпанию в любой сфере деятельности, получающую интеллектуальную ренту.
·    это деятельностькомпаний, производящих программное обеспечение для Интернета. Этот вид деятельностиуже стал целой отраслью экономики.
·    Деятельностькомпаний, использующих Интернет для создания новых моделей хозяйственной деятельностии повышения производительности, прежде всего за счет снижения всехтрансакционных издержек (особенно взаимодействия и управления)
По приблизительным оценкам, численность аудитории Интернета вРоссии по состоянию на июль 2000 года составила 6, 9 –7, 1 миллионов человек.Потенциал роста электронной торговли в России гораздо больше, чем в любойдругой восточноевропейской стране, учитывая численность населения и протяженность.
Россия может получитьмножество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли:снижение издержек и расширение потенциального рынка для экспорта продукции,увеличение количества рабочих мест для квалифицированной рабочей силы в рамкахглобализации производства и интеграции российской экономики в мировую, доступ кинвестиционному капиталу, а все вышесказанное ведет к росту экономики иувеличению налоговых поступлений. Использование современных технологий дляпередачи информации —не только способ сокращения издержек и повышенияпроизводительности труда, но и значительное сокращение временных издержек, чтодля России, которая, как известно, явление во многом географическое, а неисторическое, создает принципиально новые возможности по развитию рынков, конкуренции,распространению технологий и т. п.
Благодаря проникновению ТНК,иностранного капитала на российский рынок, образованию совместных предприятийотдельные ростки «новой экономики» появляются и на нашей почве. Основные трудности,с которыми приходится сталкиваться компаниям Новой экономики:
·    Низкая степенькомпьютеризации и интернетизации даже на корпоративном уровне. Средний уровеньпроникновения Интернет в различные компании составлял 10-15% в 2000 году.
·    Работа в отраслиИнтернет является естественным продолжением внутренней инфраструктуры компании.Для большинства же российских фирм эта инфраструктура исчерпываетсякалькулятором.
·    Руководителибольшинства отечественных компаний не готовы к работе в новом пространствекоммерции, и еще не осознали, что оно позволяет существенно снизить зону неэффективности
·    Отсутствуетдостаточный по объему венчурный капитал, который на Западе выступает главнымисточником инвестиций в проекты Интернет-Компаний.
Чтобы воспользоваться всемипреимуществами информационных технологий и электронной торговли, необходимоснять препятствия на пути развития и использования Интернета в России, и, самоеглавное, не создавать новых препятствий. Практика показывает, что российскоеПравительство склонно излишне регламентировать все, что связано с электроннойторговлей и другими видами деятельности в Интернете, вместо того, чтобыпредоставить рынку возможность самому определить свои потребности.
Россия с ее гигантскойтерриторией фактически обречена на освоение «Новой экономики», особенно вкачестве инструмента консолидации экономического и политического пространства.Малоосвоенное пространство Российских Интернет-Технологий представляется весьмаперспективным объектом вложения средств, в том числе и иностранного капитала.
17. Экономическаяполитика по регулированию прямых иностранных  инвестиций.
Середина 80-х годовотмечена радикальным поворотом вполитике регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было обусловлено ускорением процесса гло­бализациии началом проведения широкомас­штабныхрыночных реформ в ряде стран Третьего мира, а затем и в постсоциалистическихгосударст­вах, в частности в России. В подавляющембольшинстве государств, где преждесуществовало множество ограничений на доступиностранного капитала и жесткий кон­трольза его деятельностью, общий вектор регули­рования ПИИ сменился на прямо противополож­ный. Это отразилось в беспрецедентной по масштабам и темпам либера­лизации режима регулирования ПИИ.
Общей чертой процессалиберализации нацио­нальногорегулирования ПИИ является разра­боткаспециализированного законодательства, в котором устанавливаются основные положения правового режима в отношении иностранных ин­вестиций. Это призвано компенсировать непол­ноту национального общехозяйственного право­вого и административного регулирования, тем са­мым обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.
Вместе с тем очевидно, что приоритет­ная задача любой страны — поддержка развития национального бизнеса. Потенциальная возможность «эффекта вы­теснения» национальных предприятий в связи с допуском в страну ПИИ — предмет озабоченности многих правительств.
В условияхотносительной слабости отечест­венного бизнеса противостоять такойпрактике способно только государство. Со­храняющиеся ограничения на ПИИ обосновыва­ются необходимостью предотвратить захват ино­странцами господствующих позиций на местном  рынке, а также ряд иных возможных негативныхпоследствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшениеплатежно­го баланса страны в результате неконтролируе­мой заемной деятельности филиалов местных. ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм).
Необходимоотметить, что ускорение процесса либерализации регулиро­вания ПИИ привело к тому, что ТНК имеют нео­бычайно широкий выбор мест возможного при­ложения капитала и, как результат, очень требо­вательноподходят к оценке инвестиционного климатав принимающей стране. Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях простопро­водить либеральную политикурегулирования оказывается уженедостаточным, а для привлече­ния инвесторовтребуются целенаправленные стимулирующиемеры.
Изменениеинвестиционного имиджа, в част­ности,требует распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего сведения общего характера о стра­не и ее инвестиционных возможностях (общеэкономические показатели, состояние отдельных от­раслей, перечень и конкретные данные о мест­ных компаниях — потенциальных партнерах по совместным предприятиям с участием иностран­ногокапитала или поставщиках тех или иных не­обходимых для реализации инвестиционных про­ектов товаров, подробная информация об осуще­ствляемых или планируемых в данной программе приватизации). Необходима также информация юридического характера относительно законода­тельного и административного режимов регули­рования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения инвести­ций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.
Несмотря наповсеместное признание важнос­ти ПИИ как мощного инструмента стимулирова­ния экономического роста, необходимость регу­лирования зарубежных капиталовложений со­храняется.Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно ме­няется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от прави­тельства тщательного и сбалансированного подхо­да к выработке приоритетов политики в этой об­ласти и конкретных мер по ее реализации.
Работа вотношении регулирования и стимулирования иностранных инвестиций в России покамало заметна.
Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться навозможности задействования внутреннего и внешнего потенциалов для реализациипоставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и угроз. В таблицеприведен SWOT-анализ российского инвестиционного климата.Исходя из этих данных необходимо создавать стратегию привлечения иностранных инвестицийв российскую экономику. СИЛА СЛАБОСТИ
·     Трудовые ресурсы и их квалификация
·     Сырьевая база
·     Демократическая политическая система
·     Мощная промышленная база
·     Передовая наука
·     Россия — связующее звено между западными и восточными странами
·   Деформация отраслевой промышленной структуры
·   Незрелая конкурентная среда
·   Слабая ориентация на рост качества продукции и на повышение конкурентоспособности национальных предприятий
·   Низкий уровень корпоративного управления и деловой этики
·   Проблемы защиты окружающей среды ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
·     Всемирная экономическая интеграция
·     Насыщение и ужесточение конкуренции на западных рынках. Россия осталась последним незанятым крупным развивающимся рынком (КРР) Европы.
·     Смещение от внешней торговли к ПИИ в XXI в.
·     Заинтересованность ТНК в использовании огромных природных ресурсов России
·   Провал процесса реформ
·   Возврат к спаду производства и потеря промышленной конкурентоспособности
·   Политическая дестабилизация
·   Конкуренция со стороны других Развивающихся стран
·   Внутреннее сопротивление переменам
У России есть реальные шансы статьпривлекательным рынком для иностранных инвесторов, если она сможет вооружитьсяэффективной продуманной стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций,избавиться от иллюзий инвестиционных процессов. Нельзя ограничиваться толькофункцией «открывания дверей», для тех инвесторов что в нее постучатся,необходимо использование и внедрение финансовых и фискальных льгот, создатьспециальную инфраструктуру, отвечающую за разработку инвестиционной политики иее осуществления.
VI. Заключение
Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притокуиностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И несмотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в Российскуюэкономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивногорешения. У России есть огромный потенциал для развития, и необходимоиспользовать все возможности способствующие экономическому росту. В условиях,когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же ихэффективность низка,  иностранные инвестиции являются существенным фактором,определяющим экономическое развитие страны. Большинство рисков, существовавшихв российской экономике в предыдущие годы, сохраняется, так как они связаны снесовершенством существующих властных, регулятивных и других общественныхинститутов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советскогонародного хозяйства.
Поскольку улучшениеинвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюцииинститутов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов ипредпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособностиинвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.
Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижениеадминистративных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение эффективнойзащиты прав собственников и равных условий конкуренции, повышение прозрачностиэкономических процессов и их финансовых результатов.
Список литературы
1.   Доклад Экспертного института. «Инвестиционный климат в России», Москва,2000 г.
2.   «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», Ясин Е. Г.совместно НБФ «Экспертный институт» и Американская Торговая Палата вРоссии. 2001 г.
3.   «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы», Р.Павличенко, МЭиМО, 2001 г.  №4.
4.   «Новая экономика в пространстве постмодерна» Л. Мясникова, МЭиМО, 2001№12
5.   «Кривая дорога прямых инвестиций», В. Стародубровский, Вопросыэкономики, 2003г. №1
6.   Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федеральногозакона «О федеральном бюджете на 2002 год»
7.    «Экономический рост и кадровый потенциал России» А. А. Нещадин.,Экспертный институт, 2000 г.
8.   «Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранныхинвесторов», П. Фишер, Вопросы экономики, 2002 №2.
9.   Большой токовый словарь экономических и юридических терминов. Л. П.Кураков, 2001 г.
10.  «Онекоторых итогах налоговой реформы». Директор Научно-исследовательского институтаразвития налоговой системы, академик РАЕН Д.Г. Черник
11.  Данныесайта www.InvestmentRussia.ru
12.  ДанныеМежрегионального сайта информационных технологий. Макроэкономическая ситуация вРоссии. «Минэкономразвития: основные тенденции  января-мая  2002 Г. Иоценки до конца года»