Факторы способствующие и затрудняющие усвоение экологических ценностей

Содержание
Введение
1. Факторы, затрудняющие усвоение экологических ценностей
1.1. Отсутствие симптомов наступления глобального экологического кризиса, назревание которого было предсказано в докладах Римскому клубу; успехи в разрешении острых экологических проблем
1.2. Распыленность усилий и возможностей организаций и граждан, активно вовлеченных в природоохранную деятельность
1.3. Низкий уровень жизни граждан, не позволяющий должным образом оценивать значимость экологической проблематики
1.4. Обманчивая незаметность некоторых экологических угроз
1.5. Встречающаяся заангажированнось некоторых «зеленых» общественных движений
1.6. Неподготовленность и инертность местных властей в освоении и реализации принципов природоохранной деятельности
2. Факторы, способствующие усвоению экологических ценностей
2.1. Разрешение проблем, сформулированных в первой части сообщения
2.2. Экологические угрозы все еще не устранены, и сохраняется возможность обострения экологических вызовов и проблем в будущем (существование проблемы «отложенных пределов роста»)
2.3. Использование в экологопросветительской деятельности возможностей новых технологий
2.4. Успехи в природоохранной деятельности, свидетельствующие, что экологическая работа важна и продуктивна
2.5. Наличие ныне углубленных научных знаний о взаимодействии общества и природы
3. Основные направления развития этапов экологического образования
3.1. Экологическое образование в семье
3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
3.3. Экологическое образование в школе
3.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях
3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления
3.7. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения
3.8. Участие партий, политических и общественных движений в экологическом образовании
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Экологические ценности – сравнительно новая проблема, которые остро встали в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры и ее ценностей” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.
Восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.
Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.
1. Факторы, затрудняющие усвоение экологических ценностей
1.1. Отсутствие симптомов наступления глобального экологического кризиса, назревание которого было предсказано в докладах Римскому клубу; успехи в разрешении острых экологических проблем
Как известно, в 70х годах XX в. неправительственная организация «Римский клуб» инициировала проведение целого ряда глобальных исследований. Главным выводом стало утверждение, что при сохранении наблюдавшихся темпов в росте производства и потребления через несколько десятков лет человечество выйдет на предельные возможности нашей планеты, так что дальнейшее существование будет означать наступление катастрофы: все ресурсы будут растрачены, природа загублена, не будет продовольствия. Этот и другие выводы получили мировую известность и существенным образом повлияли на развитие экологического мышления у политиков и других лиц, ответственных за принятие масштабных решений. В итоге сейчас мы достаточно успешно живем в XXI в. и пока не готовимся к экологическому Апокалипсису. Появились даже разнообразные публикации с прямодушным выражением одной простой, но дезориентирующей общественность и политиков мысли: «А кризисто не наступил!». В самом деле, признаков нависания близкой экологической трагедии сегодня не просматривается. Более того, как хорошо известно, реакцией на тревожные прогнозы стало принятие различных экологически значимых решений, которые реализуются до сих пор, и тем самым создают новые возможности ухода от потенциальной экологической трагедии. Так, мы вплотную подошли к транспортноэкологической революции в автомобилестроении, которая самым позитивным образом повлияет на состояние природы, — в районе 2010 г. начнется массовый переход на автомобили, заправляющиеся водородом. Подготовлены и другие экологически значимые техникотехнологические проекты и решения. Таким образом, в этом аспекте сегодня закладывается важная позитивная перспектива. Становится понятно, что в течение некоторого времени природа еще сможет сдерживать напор нашей цивилизации. Однако в этих успехах скрыта и определенная трудность для деятельности в области экологического просвещения. Ведь если кризис не наступил и пока не грядет, то вся экологическая проблематика выглядит этаким гигантским «мыльным пузырем» — масштаб впечатляет, но беспокойства и желания действовать не пробуждает.
1.2. Распыленность усилий и возможностей организаций и граждан, активно вовлеченных в природоохранную деятельность
Как выясняется, сегодня в природоохранные размышления и действия втянуто довольно много граждан и организаций. Так, этим озабочены: Государственная Дума; Министерство природных ресурсов России, Центр экологической политики Российской Федерации; Российская экологическая академия; Центр экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки, стремящийся вовлечь в природоохранную деятельность коллективы 150 тыс. российских библиотек; разнообразные фонды природоохранной направленности, различные общественные организации и движения (Гринпис, Фонд диких животных, движение «Экоживопись», движение «Экожурналистика», что важно тем более, что в стране выпускается более 100 экологических газет, журналов и бюллетеней!). Проблема видится в том, что все эти действия и возможности не интегрированы и не представляют собой единой согласованной природоохранной деятельности, словно все вовлеченные в природоохранную работу субъекты интересуются совершенно не связанными проблемами и явлениями. Совсем не случайно в Резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 18 — 21 ноября 2003 г. ) специально подчеркнуто, что одна из главных задач в природоохранной деятельности сегодня — обеспечение совместных действий всех заинтересованных сил. О запущенности ситуации говорит и тот факт, что, как представляется, сегодня нет полной информации о всех значимых участниках общего экологического движения. Как же может сориентироваться в такой аморфной ситуации нормальный гражданин? Ему проще не обращать внимания на наблюдающуюся вокруг экологическую суету. Ведь. в современной динамичной жизни из общего информационного потока можно ухватить и запомнить лишь несколько наиболее ярко заявленных и повторяемых идей, поэтому хаотичная суета вокруг проблем экологии такого эффекта не рождает.
1.3. Низкий уровень жизни граждан, не позволяющий должным образом оценивать значимость экологической проблематики
Многим нашим гражданам до сих пор приходится буквально выживать, поэтому ожидать высокой природоохранной активности и ответственности пока трудно. Именно эта причина зачастую подталкивает наших граждан к браконьерству в различных формах или просто обрекает на временную «экологическую слепоту», подобно тому, как беднейшие страны мира предпочитают завозить к себе самые грязные западные предприятия, с тем, чтобы вместе с ними приходили рабочие места и минимальное благосостояние для граждан, недостижимое иным путем. Но что касается развитых стран, вышедших на построение «постиндустриального общества», то для них характерна борьба за достижение высокого «качества жизни», которое невозможно обеспечить без высокого уровня заботы об окружающей среде, без выработки высокой экологической культуры.
Трудность отмеченного рода не означает, конечно, что занятие экологическим просвещением в нашей стране сегодня бесперспективно и невостребовано. Оно затруднено, — это так, и потому предполагает методичную, хорошо организованную и творческую работу по выработке правильных экологических установок у граждан. Можно не сомневаться, что позитивный отклик обязательно последует, т. к. всякий нормальный человек предпочитает естественные природные ландшафты и понимает, что в вынужденном наступлении на природу в корне подрывать природную основу нашей жизни все же нельзя. Но лучше вовремя объяснять гражданам, что граница этого «нельзя» зачастую должна быть прочерчена гораздо раньше, чем это порой кажется.
1.4. Обманчивая незаметность некоторых экологических угроз
Проблемы и угрозы экологического характера многообразны и трудны. Одной из таких трудностей видится частая незаметность экологических проблем и угроз, которые таким образом порой не легко вовремя открыть и исследовать и трудно сделать значимым фактом общественного сознания. Так, хорошо известным видом скрытой угрозы стало радиоактивное излучение. К сча стью, при всей драматичности радиационной угрозы она не настолько широко распространена, чтобы составить предмет каждодневной заботы всех граждан. Но есть и другие скрытые, слабо обращающие на себя внимание экологические проблемы и угрозы, о которых экологически зрелое население не может не думать. Так, например, только в последние годы появились активные разговоры о видеоэкологии. Эта новая дисциплина привлекает внимание к архитектурным решениям, которые уже стали привычными для горожан и многих архитекторов, а, между тем, представляют собой «видеобомбы» замедленного действия. Монотонные по геометрии плоскости многих городских строений заменяют теперь естественную, комфортную для глаз среду обитания человека, делая среду противоестественной и агрессивной, вызывающей, например, депрессию и снижение трудовой активности. Другими скрытыми антиэкологичными факторами выступают также, например, высотные здания (о которые в темноте разбиваются стаи мигрирующих птиц), ночное освещение городов (которое также дезориентирует птиц и вызывает их массовую гибель). А ведь речь идет о самых естественных для современного горожанина явлениях — архитектуре, зданиях, свете. Порой очень трудно увидеть за такими обыденными и важными явлениями побочные серьезные влияния и действия, разрушающие и нас самих, и естественные условия нашей жизни и деятельности.
1.5. Встречающаяся заангажированнось некоторых «зеленых» общественных движений
Как уже отмечалось, в общее природоохранное движение ныне включилось большое число общественных организаций. И это большое благо, но … Поскольку общественным организациям для функционирования и развития необходимы средства и ресурсы, им приходится вступать в партнерские отношения с другими организациями, у которых средства и ресурсы имеются. В этом, разумеется, ничего предосудительного нет. Однако, замечено, что порой с помощью поддерживаемых общественных организаций и движений природоохранного характера спонсоры пытаются решать чисто конкурентные задачи (например, по «экологической» дискредитации конкурента). Случаи подобного рода, становясь известными, не могут не разочаровывать граждан, которые готовы подключиться к борьбе за здоровую экологию.
1.6. Неподготовленность и инертность местных властей в освоении и реализации принципов природоохранной деятельности
Не буду рассуждать теоретически, просто приведу личное наблюдение, иллюстрирующее общую мысль. В один из мартовских дней, размышляя над темой этого выступления, я прогулялся вдоль лесопарковой зоны недалеко от дома. Снег начал подтаивать, так что весь поднакопившийся между деревьями и кустарниками мусор предстал во всей красе. К моему удивлению, он оказался довольно однообразным, — это были пластиковые и стеклянные бутылки изпод различных напитков, банки изпод пива, целофановые пакеты и окурки. Но совершенно озадачило и огорчило то, что на длинной дорожке, идущей по краю парка, не было ни одной урны! Очевидно, что такая ситуация просто подталкивает прогуливающуюся молодежь к антиэкологичному поведению. Я думаю, в идеале местной администрации стоило бы наряду с установкой урн на дорожке оборудовать в этой зоне несколько удобных мест отдыха, приспособленных для того, чтобы молодые люди могли спокойно собраться, выпить свои напитки и оставить всю тару в специально предназначенных для этого контейнерах (кстати сказать, алкогольной тары у дорожки было немного, и то, в основном от пива).

2. Факторы, способствующие усвоению экологических ценностей
2.1. Разрешение проблем, сформулированных в первой части сообщения
Хотя выше и приведен ряд факторов, не очень способствующих порождению у граждан приверженности экологическим ценностям, они не создают непреодолимого барьера для активной и умелой природоохранной деятельности. Они просто заслуживают внимания и серьезного учета.
2.2. Экологические угрозы все еще не устранены, и сохраняется возможность обострения экологических вызовов и проблем в будущем (существование проблемы «отложенных пределов роста»)
Как это отмечается в Резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы, в экологически неблагополучных местах проживает 60% населения страны, — это ли не повод для серьезных размышлений и действий? Пока еще остается очень острой проблема мусора и отходов. Кроме того, за последние годы резко вырос автопарк России, причем во многом за счет старых, неэкологичных автомобилей. Это также повод для размышлений и действий, так сказать, федерального масштаба. Но обострение экологических проблем будет вызываться и глобальной динамикой нашей цивилизации. Так, теперь уже ясно, что к середине XXI века наиболее мощной в экономическом отношении державой станет Китай, потеснив даже США. Но связанный с этим подъемом рост потребления китайским населением означает необходимость огромного увеличения нагрузки на природу, что пока не предусмотрено никакими экологическими проектами. Хотя уже появляются оценки, констатирующие, что Китаю для подъема требуется еще одна планета размером с Землю. Именно поэтому наш сосед приступил к срочному разворачиванию космических программ. Вместе с Китаем поднимается Индия, порождая аналогичные проблемы. Можно ожидать, что дойдет очередь и до Африканского континента. С одной стороны, это материк с огромными запасами природных ресурсов, с другой стороны, население западных стран стало пожилым, так что его прокормить смогут только трудоспособные мигранты из бедных регионов, а такая тесная взаимосвязь не сможет не привести к развитию самих бедных стран. В результате человечество будет двигаться в направлении глобального экологического кризиса, похожего на тот о котором говорил Римский клуб. Я называю эту новую назревающую проблему «проблемой отложенных пределов роста». Ее учет очень важен, т. к. требует принятия своевременных решений стратегического характера и заблаговременной организации экокультурной подготовки будущих специалистов, которым, как уже понятно, в любом случае придется активно заниматься разрешением проблем экологического характера.
2.3. Использование в экологопросветительской деятельности возможностей новых технологий
Опыт Гринпис и других общественных организаций наглядно свидетельствует, что молодые люди способны участвовать в природоохранных мероприятиях с большим энтузиазмом. Но это возможно, если организаторы таких мероприятий тщательно продумывают свои действия, соотнося их именно с молодежной аудиторией. А это в современных условиях означает необходимость активного привлечения возможностей новых технологий — сегодня, прежде всего Интернета. Так, меня радует, что в последнее время происходит активное формирование и наполнение материалами сайта Центра экологической культуры РГЮБ (www.eco.ifap.ru). Я знаю, что у украинских коллег хорошее развитие получили специальные видеотеки, что пока, к сожалению, не реализовано у нас. Мне кажется, стоит подумать о возможности использования потенциала столь популярной ныне мобильной связи.
С еще одной интересной формой просветительской работы мне удалось познакомиться в Дарвиновском музее. Это было прекрасное слайдомузыкальное шоу, посвященное нашей планете. Кстати сказать, во время просмотра в зале было очень многолюдно, причем среди зрителей присутствовало много детей и подростков.
Уточню, что вопрос об использовании новых технологий я не свожу лишь к сугубо технической стороне дела. Ведь ныне очень развиты и чисто социальные, коммуникативные технологии, такие, как рекламные акции, акции по связи с общественностью (PR) и другие. Несомненным их достоинством является то, что они не требуют приобретения дорогостоящего оборудования, и, в свою очередь, предполагают высокую креативность вовлеченных в процесс организаторов акции, что увлекательно и заразительно, в том числе и для молодых людей. Совершенно очевидно, что такого рода технологиями очень хорошо владеют координаторы Гринпис, — совсем не случайно многие наши граждане наслышаны именно об этой общественной организации. Необходимость широкого освоения именно подобного рода форм работы явно вызревает, так что уже можно встретить первые монографические издания именно этой направленности (См. например: Коханова Л. А. Экологический PR: составные профессии. М., 2004).
2.4. Успехи в природоохранной деятельности, свидетельствующие, что экологическая работа важна и продуктивна
Как уже отмечалось, за последние десятилетия была проведена большая природоохранная работа, благодаря которой удалось отвести нашу цивилизацию от грозящей глобальной катастрофы. Иначе говоря, человек способен разрешать экологические проблемы даже очень масштабного характера, и в данном случае мы имеем вдохновляющий пример того, как ответственное целенаправленное поведение способно оберегать природу от разрушительного действия человека, не оставляя его при этом без возможностей для достойной жизни и деятельности. Что может быть более наглядным и вдохновляющим?
2.5. Наличие ныне углубленных научных знаний о взаимодействии общества и природы
Теперь, в начале XXI в., особенности нашего взаимоотношения с природой стали значительно понятнее. Благодаря этому природа ныне рассматривается как важный и сложный наш партнер, обладающий собственными правами (эта идея развивается в рамках так называемой «глубинной экологии» — одного из направлений развития современной экологической этики). Значительно понятнее стали экологические взаимоотношения планетарного масштаба. Очень важно, что проблемы этого уровня широко изучаются и обсуждаются международным сообществом под эгидой ООН. Соответствующие решения, выводы и идеи теперь хорошо известны и широко реализуются.
Да и сама работа этого уровня для ученых стала почти рутинной — ситуация настолько назрела, что появилась возможность подготовить даже специальную «Энциклопедию глобалистики» (См.: Глобалистика: Энциклопедия, М., 2003. ) Благодаря проведенной работе мы теперь хорошо знаем, что, например, сложившиеся формы производства чрезвычайно ресурсозатратны (Избыточно затратны!). И теперь это оказывается важным резервом человечества в борьбе за ослабление нашего напора на природу — анализ показывает, что затраты ресурсов на производимую ныне продукцию можно сократить в 4 раза. Отрадно и то, что все подобного рода вопросы теперь аккумулируются в рамках единой дисциплины — «социальной экологии». К сожалению, ее широкое систематическое преподавание пока не организовано, но позитивно то, что важные проблемные блоки этой дисциплины уже сейчас активно включаются в университетские курсы «Философия» и «Концепции современного естествознания».

3. Основные направления развития этапов экологического образования
Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.
3.1. Экологическое образование в семье
Цель: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.
Направления:
§ обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
§ обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
§ формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
§ осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
§ организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Средства:
§ организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
§ создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
§ создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
§ разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
§ разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.
Первоочередные мероприятия:
§ создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
§ создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
§ подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.
3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Направления:
§ формирование знаний о природе родного края;
§ формирование знаний о преобразованной человеком природе;
§ формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
§ воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
§ формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
§ воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
§ формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
§ приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.
Средства:
§ экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
§ создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
§ организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
§ взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
§ разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.
Первоочередные меры:
§ создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
§ разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
§ разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
§ проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
§ ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).
3.3. Экологическое образование в школе
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.
Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.
Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:
§ на однопредметной основе (преподавание экологии);
§ на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
§ по смешанной модели конструирования учебного процесса;
§ по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты “Экология и диалектика”, “Ноосферная школа” и др.).
Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:
ü природные: биосфера; экосистемы биосферы.
ü социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
ü искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.
Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).
Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, – главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.
Реализации принципов экологического образования через предмет “Литература” способствуют следующие факторы:
§ широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией “человек (общество, цивилизация) – природа”;
§ устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
§ актуальность категории “экология культуры” для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области “Литература” в условиях технократического общества.
Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении – на внутрипредметном и межпредметном уровнях.
Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.
В системе общего образования учитываются следующие его этапы и цели:
а) начальная школа:
§ воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
§ освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
§ становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.
б) основная школа:
§ становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.
в) полная средняя школа:
§ становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
3.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
Цель: подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности.
Направления:
§ формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий;
§ формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
§ развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.
Средства:
§ привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях – конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах;
§ включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
§ экологизация традиционных естественно-научных предметов: химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов: истории, языка, литературы, этики, обществознания и др.
Первоочередные мероприятия:
§ ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
§ ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
§ ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы (“Человек и биосфера”, “Здоровье и окружающая среда”, “Лес и человек”, “Памятники природы и культуры” и др.);
§ провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического образования в профессиональном обучении.
3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях
Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих широким культурным и интеллектуальным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого (поддерживающего) развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и способных осуществлять экологическое просвещение населения.
Направления:
§ формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
§ подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
§ формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
§ формирование умений и навыков в организации профессионального труда и просвещения в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
§ понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
§ представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Средства:
§ приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
§ расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
§ осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
§ оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
§ включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
§ внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
§ создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Первоочередные мероприятия:
§ создать в ведущих вузах области специальные кафедры по экологии, экологические факультеты и отделения;
§ разработать методику эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курсов “Охрана природы” и “Общая экология”, подготовка курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы);
§ ввести систему социального заказа на подготовку специалистов-экологов и организаторов экологического образования с гарантией их трудоустройства;
§ разработать и ввести в педвузах учебный курс “Научные основы непрерывного экологического образования”.
3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления
Цель: организация, осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения, а также руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Направления:
§ создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования госслужащих и руководителей предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
§ переподготовка и повышение квалификации лиц, не имеющих высшего экологического образования;
§ организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Средства:
§ развитие системы дистанционного обучения для всех форм вузовской профессиональной экологической переподготовки;
§ совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в системе экологической переподготовки и повышения квалификации кадров;
§ обеспечение аппаратными и программными средствами.
Первоочередные мероприятия:
§ разработать учебно-методическую основу для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления.
3.7. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения
Цель: формирование общественного мнения в защиту окружающей среды; обеспечение оперативного информирования системы экологического образования и просвещения населения.
Направления:
§ обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
§ формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
§ повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов экологического содержания.
Средства:
§ разработка информационно-законодательных основ природопользования;
§ выпуск брошюр, информационных листков, календарей, открыток, буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и фауны, заповедных и подлежащих охране территорий, отдельных природных объектов;
§ активное воздействие на стереотипы сознания и поведения граждан, привитие экологически ориентированных моделей поведения и деятельности, а также предоставление экологически чистых товаров и услуг для воспитания разумного потребления;
§ распространение специальных и общих знаний об окружающей среде для развития эксцентрического типа экологического сознания у населения и непрагматических видов взаимодействия с природой;
§ регулярное информирование граждан о состоянии окружающей среды и здоровье населения;
§ обеспечение доступа общественности к экологической информации;
§ обеспечение информационной поддержкой, разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
§ организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг);
§ проведение открытых, публичных “круглых столов”, семинаров, с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств по проблемам снижения экологической опасности и риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати;
§ создание условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.
Первоочередные мероприятия:
§ создать открытый экологический университет на страницах местной прессы, в радио- и телепрограммах;
§ проводить ежегодные конкурсы на лучшие публикации, теле- и радиопередачи на экологические темы;
§ расширить рекламу подписных экологических журналов.
3.8. Участие партий, политических и общественных движений в экологическом образовании
Цель: формирование высокого уровня эксцентрического типа сознания как общественной доминанты; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого и сбалансированного общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики.
Направления:
§ формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;
§ использование политических методов с целью решения экологических проблем;
§ привлечение членов политических движений и партий, общественных организаций и религиозных конфессий к активной экологической деятельности;
§ организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.
Средства:
§ определение и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья и окружающей среды;
§ осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями;
§ поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер человеческой деятельности;
§ содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении дискуссий по проблемам поддерживающего развития, выработка у населения активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной, полноценной жизни человека, его духовному общению с природой и культурному развитию;
§ формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том числе и на этапах проектирования новых и реконструирования старых производственных объектов;
§ защита экологических прав каждого гражданина области на создание условий для безопасной жизни.
Первоочередные мероприятия:
§ сформировать в политических движениях и партиях специальные структуры, отвечающие за работу по экологическому просвещению;
§ создать систему общественного содействия в защите окружающей среды;
§ проводить общественную экологическую экспертизу всех потенциально опасных для природной среды проектов;
§ разработать процедуру позитивного диалога между органами власти и экологическими организациями в процессе принятия экологически значимых решений;
§ организовать общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
§ организовать объединения цветоводов, аквариумистов, голубеводов, садоводов и т.д. для освоения и пропаганды технологий непрагматического взаимодействия с природой;
§ инициировать систему финансовой поддержки на местном и областном уровнях деятельности общественных экологических организаций и семинаров по обмену опытом экологического просвещения населения;
§ стимулировать творческую активность отдельных групп и движений, активно ведущих экологическое просвещение населения.
Заключение
Без нашего активного участия в природоохранной деятельности локальные экологические дела при нашей жизни могут просто не сдвинуться с места, а молодые люди — будущие руководители, ученые и разработчики новой техники не наработают навыков экологического мышления, без которых непреднамеренное наступление на природу будет продолжаться. И именно наше заинтересованное участие в общественных делах и подразумевается столь популярным в последние годы проектом построения в России гражданского общества. Но какое же гражданское общество без экологической культуры, которую надо целенаправленно пестовать и распространять? Лучшим же способом освоения экологических ценностей выступают реальные дела, события и поступки, — совсем не обязательно масштабные и сложные, но ясные по своим целям и мотивам.
Такими локальными формами экологических акций выступают, например, общепризнанные: День без автомобиля, субботники, воскресники Могут быть проведены и новые акции, которые условно можно было бы выделить как День без лишних покупок, День без лишних упаковок, и т. п. Каждая такая акция помогла бы привлечь внимание граждан к тому, что, например, всякая не очень важная покупка — это, между тем, продукт, полученный за счет переработки во много раз большего по объему сырья, изъятого из природы. Очевидно, что каждое такое изъятие сырья — это мощное разрушение среды. Кроме того, природу разрушают отходы от использования продукта, и, наконец, выбрасывается сам продукт, также вызывая экологические последствия. Имеющийся зарубежный опыт показывает, что малые экологические акции могут серьезно менять общественное сознание в благоприятную сторону (благоприятную как для природы, так и для самого общества).

Список использованной литературы

1. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. — 1993. — № 4.
2. Романенко Н. М., Романенко Л. В. Методические основы формирования экологического сознания личности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. — Волгоград, 1994.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера”, М.– 1989г.
4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.
5. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни”, М.– 1989г.
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста”, М.– 1988г.
7. Войткевич Г. Основы учения о биосфере Ростов-на-Дону Феникс 1996 г.
8. Земля и люди // Географический ежегодник 1971 г. М. Мысль 1971 г.
9. Лаптев И.Д. Экологические проблемы современности М. Мысль 1982
10. Мэмфорд Техника и природа человека М. 1989 г.
11. Лапо А.В. Следы былых биосфер”, М. – 1979г.
12. Раймс Д. Смешанная Экономика в здравоохранении: проблемы и перспективы М. Остожье 1996 г.
13. Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания” М. 1997г.
14. Социология власти // Человек и власть № 1 1998 г. М. Рагс 1998 г.
15. Культурология ХХ век. Словарь СПБ. 1997
Приложение
Пять основных групп населения по уровню развития экологического сознания.
1. Активно-деятельностные экологисты. Для этой группы характерна высокая значимость экологических ценностей и ориентация на активное экологическое поведение как на уровне личного потребления, так и на уровне социальной практики. Основные критерии в данном исследовании для выделения этой социальной группы: высокая обеспокоенность проблемами экологии; выделение экологической проблемы в ряду наиболее острых социально-экономических проблем региона проживания; выражена ясная позиция в определении приоритетности экологии по отношению к экономике; выражена ориентация на потребление экологически чистой продукции с большими собственными материальными издержками; участие в разных формах экологической деятельности в последние три года и в настоящий момент.
2. Активные экологисты. Для этой группы характерна высокая значимость экологических ценностей и ориентация на экологическое поведение, прежде всего на уровне личного потребления. Эти люди принимали участие в разных формах экологической деятельности, но на текущий момент они не участвуют в социальной экологической практике. Основные критерии для выделения этой социальной группы: высокая обеспокоенность проблемами экологии; выделение экологической проблемы в ряду наиболее острых социально-экономических проблем региона проживания; выражена ясная позиция в определении приоритетности экологии по отношению к экономике; выражена ориентация на потребление экологически чистой продукции с большими издержками; участие в разных формах экологической деятельности в последние три года.
3. Потенциально активные экологисты. Для этой группы характерна высокая значимость экологических ценностей, ориентация на экологическое поведение на уровне личного потребления выражена нечетко. Эти люди не участвовали в экологической деятельности. Потенциально активной эта группа названа потому, что ценность экологии в сознании этих людей имеет достаточно высокий ранг. Известно, что именно те или иные ценности определяют модель поведения человека. В этом отношении при наличии определенных условий существует вероятность экологической активности представителей выделенной группы. Основные критерии для выделения этой социальной группы: высокая обеспокоенность проблемами экологии; выделение экологической проблемы в ряду наиболее острых социально-экономических проблем региона проживания; выражена ясная или неопределенная позиция в расстановке приоритетов в проблеме экологии или экономики; ориентация на потребление экологически чистой продукции с большими материальными издержками выражена не всегда четко; о
4. тсутствие экологической активности в социальной практике.
5. Нонэкологисты. Не считают для себя лично и для общества важными экологические проблемы. Основные критерии для выделения этой социальной группы: полное отсутствие обеспокоенности проблемами экологии; полный приоритет экономики над экологией; отказ от потребления экологически чистой продукции за счет дополнительных материальных затрат; отказ от всяких форм экологической активности.
6. Все остальные – пассивные экологисты. Это люди, которые считают, что экологические проблемы важные, но не ставят их в разряд первостепенных, в жизни в целом они не руководствуются экологическими принципами, не участвуют в разных формах экологической деятельности. Основные критерии для выделения этой социальной группы: существует обеспокоенность проблемами экологии или высказывается неопределенная позиция по данному вопросу; экологические проблемы не стоят в ряду наиболее острых социально-экономических проблем региона проживания; в расстановке приоритетов в проблеме экологии или экономики занимают разные позиции; по отношению к потреблению экологически чистой продукции также занимают противоречивые позиции; не проявляют экологическую активность.