ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИУПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Тема: Фамилизм и феминизмкак теоретические течения в изучении семьи
Специальность: Социальнаяработа
Фамилия: Зуй Имя: Елена Отчество:Владимировна
Дата поступления работы
Рецензент: Крапивка И.А.
Содержание
Введение
1 Фамилизм и феминизм как теоретические течения визучении семьи
1.1 Понятие термина «фамилистика», егоопределение в социологической науке о семье
1.2 Феминология как наука и учебнаядисциплина
2 Немоногамные модели брака и семьи
2.1 Понятие определение «полигамный брак», формыполигамии. Альтернативные модели семьи
2.2 Проблемы и противоречия полигамного брака
Заключение
Список использованных источников
Введение
В социологиисемьи существует множество подходов и критериев определения семьи как объектасоциологического изучения, что вполне согласуется с его сложностью имногокомпонентностью.
Самое простоеопределение, понятное даже на уровне обыденного сознания, легко сформулировать:семья — отношения между супругами, родителями и детьми. Члены этойконкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью.
Пониманиесемьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместноепроживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместноеимущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организациюбыта и потребления. Семья — это социально-биологическая общность, основанная натриедином отношении — супружества, родительства, родства.
Цельюконтрольной работы является анализ фамилизма и феминизма как теоретическоготечения в изучении семьи, а также немоногамных моделей брака и семьи.Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующихзадач:
— определитьпонятие термина «фамилистика»;
— охарактеризовать феминологию как науку, и как учебную дисциплину;
— датьопределение понятию «полигамный брак», установить возможные формы полигамногобрака;
— отразитьпозитивные и негативные взгляды на полигамный брак, в частности намногожёнство.
1 Фамилизм и феминизм кактеоретические течения в изучении семьи
1.1 Понятие термина«фамилистика», его определение в социологической науке о семье
Фамилистика —это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, выделившаяся в60-70-е годы XX в. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процесседифференциации социологической науки. Это междисциплинарное направление всоциологии, так как изучение проблем брака и семьи предполагает анализэкономических, исторических, этнографических, юридических, демографических, тендерных,педагогических, психологических, медицинских и прочих аспектов [1, с. 6].
Социологическаянаука о семье имеет древнейшие истоки. Издревле все попытки осмысленияобщественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейнойорганизации. В древности слово «фамилия» означало семья, род отлатинского familia — хозяйственно-юридической единицы, в состав которой входиликровные родственники и рабы. Впоследствии фамилия стала обозначать родовоенаименование, приобретенное при рождении. Семья возобновляет и сохраняет жизньпоколений, поэтому интерес к ее изучению никогда не ослабевал.
Фамилистическаяметодология связана с комплексным подходом к изучению семьи и брака. Любоеявление изучается социологией через призму отношения «человек — общество»или «личное и общественное», составляя основной вопрос социологии какнауки.
Социальнаясущность семьи выражается прежде всего в ее посреднической роли между личностьюи обществом. Исследование посреднической сущности семьи составляет спецификусоциологического подхода к изучению семьи.
Многозначностьсемьи как социального феномена заключается в сочетании функций социальногоинститута с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это самопо себе определяет такой методологический принцип, как рассмотрение всего кругафамилистических проблем на макро- и микроуровнях социологического анализа.
Теоретическоеполе исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения семьи собществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности всоциальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений.Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей,которые в состоянии отразить диалектику макро- и микропроцессов, происходящихкак на уровне общества, так и индивидуального, личностного семейного поведения,т.е. осуществить анализ семьи как системы.
Фамилистическийаспект раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами иценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями,государственными институтами, физиологическими процессами, психологическойдинамикой внутрисемейных отношений [2, с. 5 – 13].
1.2Феминология как наука и учебная дисциплина
Феминология- это наукао положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: какнаука и как учебная дисциплина. Феминология как наука о жизнедеятельностиженщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования ислужит основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизньпринципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собойзадачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующихпротиворечий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этихвзаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всюсовокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей,условий преобразования общества на основе эгалитарной системы — полногоравенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многихсферах [3, с. 9].
Феминологиякак учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полямбазовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимобудущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкогоспектра социальных проблем, как на общем, так и на индивидуальном, частном,уровне [3, с.11].
Проблемы правженщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивойбазы демократии, включения в демократические процессы всех без исключениячленов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте правчеловека в соответствии с принятыми международными нормами.
Задачафеминологии — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены,во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины всовременном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественномразвитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.
Говоря офеминологии, принято различать биологический и социальный пол. Биологическийпол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Социальный полопределяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных ссоциальными ролями и социальным статусом.
Радикальныйфеминизм трактует противоречие между полами как вариант классовой борьбы.Угнетение женщин носит универсальный характер во всех известных человеческихобществах. Основа радикального феминизма — смещение акцента с биологическогопонятия пола на социальный [4, с. 45]. Феминология — самостоятельная наука,имеющая свой предмет и объект исследования. Объектом исследования являетсяженщина со всеми социальными связями и противоречиями. Предметом феминологииявляется:
-изучение социально-политических и экономических закономерностейрешения женского вопроса;
-определениесоциального статуса женщины в обществе;
-анализтендерного подхода к проблеме власти;
-сущность дискриминации женщины и ее социально-политическиепоследствия
Подводяитоги, можно сказать, что феминология изучает существующие общественныеотношения, которые складываются между полами, женскими и мужскимиорганизациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороныпатриархальной власти; ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменениястереотипа мышления у представителей обоих полов; предсказывает пути решенияженского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации оформах и средствах вовлечения женщин в активную общественную деятельность.
2 Немоногамные моделибрака и семьи
2.1 Понятие определение«полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи
Дляроссиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованнойформы супружества — моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (водно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамият.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.Полигамный брак (Polygamy от греч. Poly — много + Gamos – брак) — многобрачие;форма брака, разрешающая иметь более одного супруга [5, с. 50]. Теоретическивозможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколькомужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачныхотношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когдаженщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамногобрака является полигиния, или многоженство (Polygyny от греч.Polys — многочисленный + Gyne – жена).
Впервобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определеннойгруппы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. Подавляющеебольшинство современных жителей Земли предпочитает моногамную форму брака –союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям ивозможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странахЗападной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («бракикоммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению междусупругами) и пробны браки. Преимущество таких браков не доказано. Напротив, вседанные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие отфиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, какправило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов ксотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению [8].
Существуютальтернативные семьи, такие как:
Одиночество.Этукатегорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е.существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целомустановка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет.
Незарегестрированноесожительство. Этаформа неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в Россиипод наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным,так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что ификсирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
Сознательно-бездетныйбрак. 10%женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России — до 1%.Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России жеболее характерна массовая абортизация.
Повторныебраки. Достаточнораспространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Какправило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае созданияновой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отцанесколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль поотношению к ребенку, считая последнего менее счастливым.
Открытыйбрак. Главнойего особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни.Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близостии свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличениеоткрытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантностипартнеров друг к другу.
Внебрачныйсекс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимногохарактера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие всовместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связьмужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом.Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться можетдолго (порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровеньблизости и доверия в первичной паре.
Свингерство.Свингерствомназывают обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуюттак называемую «шведскую» семью.
Гомосексуальныепары. Воснове таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся всексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех жепсихофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговоесоотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуальногоразвития.
Групповойбрак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный ичасто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповымсексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилыесообщества и коммуны (коллективные семьи).2.2Проблемы и противоречия полигамного бракаПроблема нынешняя связана с тем, что у насмоногамная семья и полигамная биологическая природа. Это неразрешимый конфликт.У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не являетсячеловеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, врезультате возник религиозно-государственно-юридический институт. В его структуресодержится довольно много моментов, которые и вызывают кризис. В частности,требование хранить верность. Широко распространено глупое рассуждение: мужчинаполигамен, женщина моногамна. Тот, кто это повторяет, плохо учился в школе:один вид животных не может разделяться на моногамную и полигамную части [9].Тема многожёнства заслуживает более серьёзноговнимания и её нельзя сводить к взаимным упрёкам. Наступившее XXI столетие несётс собой огромный разрушительный потенциал. Накопившиеся проблемы, конфликты,трения, противоречия не могут быть решены в одностороннем порядке, безразумного диалога, поиска компромиссов, умения слушать и слышать друг друга.Существуют аргументы, которые выдвигаются за и против многожёнства.Первый и самый простой аргумент против,заключается в том, что многожёнство – это аморальная форма брака, которуюбольшинство психологически отторгает. При всей своей силе, этот аргументдействует лишь на уровне бытового сознания. Ему сразу можно найти несколькоконтр-доводов. Во-первых, понятие морали в некоторых своих аспектах не являетсяабсолютным. Как раз многожёнство и демонстрирует это. В обществе, основанном нахристианских ценностях, полигамия действительно считается недопустимой формойбрака. А вот ислам не ставит многожёнство под моральный запрет и разрешаетсвоим последователям эту форму брака. Во-вторых, общество уже созрело до тойстадии, когда в нём обсуждается тема однополых семей и постепенно общественноемнение склоняется к тому, чтобы по крайней мере смягчить моральные претензии ктакого рода “бракам”. Почему же полигамный брак должен быть исключением? Еслисила моральных аргументов не действует, то в ход идут идеологические аргументы.В этом случае многожёнство рассматривается не просто как аморальное явление, акак общественно вредное явление, “социальный порок”.Одна из точек зрения восходит к представлениямо том, что многожёнство — это признак отсталости и унижения женщины. Один изклассиков марксизма — Ф.Энгельс дал такое объяснение: “… многожёнство — привилегия богатых и знатных…” и оно является “… результатом рабства…”.Таким образом, борьба с многожёнством приобретает не просто характер борьбы саморальным поведением, но и “классовой” борьбы.Когда общество попадает в “ненормальную”ситуацию — например, в состояние войны или какой-то другой катастрофы — прикоторой численность мужчин резко и единовременно сокращается, многожёнство,признаём мы его официально или нет, становится чуть ли единственным социальныммеханизмом регулирования демографических процессов. Какой-то процент женщин неизбежнобудет вступать в незаконные или полу-законные браки с женатыми мужчинами. Этотфакт невозможно оспорить. Известно, что после Великой Отечественной войнынеофициальное многожёнство было довольно широко распространено на всей территорииСоветского Союза.Ещё более обоснованный, более уважительныймотив — бездетность, тяжёлая болезнь жены, иногда к этому набору добавлялосьотсутствие сыновей. Для среднеазиатского, “мусульманского” общества отсутствиедетей вообще и сыновей в частности — это не просто беда, это трагедия, скоторой нельзя мириться и которую человек обязан избежать. Обусловленное такими“нормальными” причинами многожёнство никогда не было и никогда не будетвсеобщим явлением. Это очевидный факт, поскольку число мужчин и женщин вобществе примерно одинаковое [10].
ЗаключениеЦелью контрольной работы являлся анализфамилизма и феминизма как теоретического течения в изучении семьи, а такженемоногамных моделей брака и семьи. Анализ результатов позволяет сделать следующиевыводы:1) В ходе исследования удалось выявить, чтофамилистика — это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье,междисциплинарное направление в социологии.2) Изучение показало, что феминология как наукаотражает жизнедеятельность женщины в обществе, объективные закономерности еесуществования и служит основой гуманной деятельности, цель которой — проведениев жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Феминология как учебнаядисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых идругих традиционных дисциплин.3)Установлено, что полигамный брак это — многобрачие; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга. Теоретическивозможны три формы полигамии, это групповой брак, полиандрия и полигения.4) Выявлены позитивные и негативные взгляды намногожёнство. Аргументы «против»: это аморальная форма брака. Аргументы «за»: впериод аномальных ситуаций в стране это социальный механизм регулированиядемографических процессов, а также бездетность в семье.Теоретическая значимость исследования состоит втом, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют болееглубокому пониманию предмета семьеведение.
Список использованныхисточников
1. Черняк Е.М.Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК°», 2009. – 320 с.
2. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие. Под. Ред.Е.Г. Силяевой 4-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 192 с.
3. Зуйкова Е.М.Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.
4. Черняк Е.М. Социологиясемьи: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови К°», 2007. – 248 с.
5. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебноепособие. – М.: Гардарика, 2006. – 320 с.
6. Фролов с.с. Социология семьи. URL://http:www.i-u.ru/biblio/archive/frolov%5Fsoc/soc_frol11(дата обращения: 3.09.2010)
7. URL://http:glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?E.08*Bwgqo (датаобращения: 3.09.2010)
8. В. Зорин. «Евразийская мудрость от а до я»,толковый словарь, брак URL://http:terme.ru/dictionary/470/word/%C1%D0%C0%CA (дата обращения: 11.08.2010)
9. Михаил Лабковский. «Полигамный человек.Моногамный брак. Проблемы и противоречия». URL://http:www.labrys.ru/node/6156(дата обращения: 3.09.2010)
10. Абашин С. Многожёнство: запретить нельзяразрешить? URL://http:www.genderedu.freenet (дата обращения: 3.09.2010)
11. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие /Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384с.