Фантастические образы в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита Михаил Булгаков писатель с необычнойсудьбой основная часть его литературного наследия стала известна читающемумиру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман Мастер и Маргарита – принес автору мировую славу. На мой взгляд, своеобразие романа Мастер иМаргарита заключается в том, что он требует от читателя выхода
за пределыпривычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественногосмысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться неболее чем порождением страшной фантазии автора. Дьявол был нередким гостем на страницахлитературы двадцатых годов, его сразу узнавали читатели. Внешнее сходство сМефистофелем было подчеркнуто и именем Воланд, которое встречается в Фаусте как одно из имен дьявола.
Десятилетие спустя, во время авторских чтений,реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон,углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, каксознавал автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромноенапряжение, желание понять, что бы это значило . Необходимо заметить, чтоБулгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание
Воланда всеми,кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устамиМастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман кой кому, но его иполовины не понимают . Первые слушатели романа современникиавтора были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганыневольными ассоциациями, к которым вело их всемогушество героя в наказанииодних и поощрении других персонажей романа. Для меня же сатанизм Воландаочевиден так же, как и божественность
Иешуа. Но ведь из этого следует, чтоВоланд герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю,чтоэто не так. Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познатьсамого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как злоспособно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едвапоказавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с
Воландомнеобходима. Создавая фигуру Воланда, Булгаков опиралсяна устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековыепредставления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В.М.Журмунский, загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мирсверхъестественных существ бессмертных, но открытых страстям и страданиям, аглавное не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционныхкритериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственным образом связаннымис человеком
он может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле,хотя бы на время . Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающиесущность добра и зла Ветхий завет, Талмуд и другие. Там он нашел,по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в недоумениесегодняшнего даже искушенного читателя почему именно Воланд выполняет волюИешуа относительно судьбы мастера?
А ведь в Ветхом завете Сатана еще враг Богаи людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечтовроде судебного исполнителя. Итак, подведя итог сказанному, хочузаметить, что Воланд фантастический персонаж. Но когда нам необходима встречас ним, мв всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело,сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность, чтобы это
зло не росло, немножилось, не превратилось в глобальную катастрофу.