Министерство образования и науки
Волгоградский государственныйтехнический университет
Кафедра «Политология»
Реферат по политологиина тему:
«Фашизм и неофашизм:сущность, сходство и различие»
Проверил: ст. пр.
Чечуров А.В.
Выполнил: студент гр. М-435
Чечин С. В.
Волгоград 2010 г.
Содержание
1. Фашизм.Расовая теория
2. Неофашизм
3. Новыйвзгляд на фашизм
Заключение
Список используемой литературы
Фашизм. Расовая теория
В основе фашизма лежитрасовая теория, согласно которой руководящая роль в мире предначертана дляарийской (немецкой!) расы, которая единственная в мире характеризоваласьмужеством, высоким понятием чести, верности родине, организованностью,интеллектом и творческим потенциалом. Выдвижение арийской нации происходит вистории постепенно, завершившись покорением Германией полмира и становлением ее«центром арийской расы — созидателя». Другие расы, по этой теории, вследствие«инорасовых примесей» получили «отрицательные» качества и поэтому должны стоятьниже арийской. Так, вслед за последней идут скандинавы и англичане, затемфранцузы и испанцы, потом румыны и итальянцы, и еще ниже — славяне. Из народовАзии избранной расой провозглашались японцы, за ними — индийцы, потом корейцы,еще ниже китайцы и негры. Значительно ниже всех перечисленных — арабы и цыгане.Евреи при этом названы Гитлером «недочеловеками», отнесены к нации,«непригодной для жизни», лишь отравляющие жизнь других рас и в первую очередь,арийской. Согласно этой концепции евреи должны подвергнуться полнейшемуистреблению. Славяне вначале, путем непомерно тяжких работ, голода истерилизации мужчин должны быть резко сокращены в численности, а остатокпревращен в рабов. В угоду этой теории, провозглашаемой в Германии со всехтрибун третьего рейха, было уничтожено более 12 миллионов человек,представителей «низших» рас. В эту цифру не входят погибшие от рук немцев нафронтах. Немецкий же народ Гитлер делит на две большие группы — чистых арийцеви нечистых арийских элементов. Согласно концепции сподвижника Гитлера Банзе,немецкая раса в зависимости от чистоты крови делилась на лучшую часть, такназываемый нордический элемент, затем на динарский элемент, потом навосточно-балтийский и восточные элементы. Снижение чистоты расы объяснялосьпримесями, в первую очередь, славянской, а затем, романской крови. С целью«повышения» расовой «чистоты» была взята на вооружение специальная наука —евгеника, то есть учение о расовой чистоте и способах ее улучшения. В ее основубыл положен принцип отбора и выведения пород, то есть на основе специальногоантропологического отбора мужчин и женщин — «выведение» детей «чистой» расы.Для этого была создана особая организация «Лебенсборн» («источник жизни»), вкоторой и шло «производство» детей-арийцев. Причем родители этих детей несостояли в браке, таким образом, в стране было узаконено прелюбодеяние. Малокто знает, что своим учителем Гитлер считал Чарльза Дарвина, говоря, что именнопринципы дарвиновского отбора он переносит на людей. Более того, своимпоявлением фашизм во многом «обязан» теории эволюции, теории, отвергнувшей Бога— Творца!
Понятия о чести иверности, которыми так любили козырять фашисты, относились только к арийскойрасе. По отношению же к славянам, романцам и прочим ариец имел право делатьвсе, что ему вздумается. Убийства, насилие, издевательства не считалисьпреступлениями по отношению к низшим расам. «Я делаю ставку на негодяя… У менянет совести… мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь соблюдатьсправедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более!» —говорил рейхсмаршал авиации Генрих Геринг.
В государственныеструктуры принимались только те лица, которые не имели «неарийских примесей» неменее чем в пяти поколениях. Вскоре после прихода к власти Гитлера 13 марта1933 г. создается министерство пропаганды и народного просвещения. В его задачувходило искоренение всего, что противоречило или просто не поддерживалофашистские идеи, а также изменение мировоззрения немцев.
Каждая семья обязанабыла иметь дома флаг со свастикой, многие книги было запрещено читать и держатьдома, и кроме всего этого, проводилось «военизирование» гражданского населениявсех возрастов и рангов, особенно молодежи: были созданы молодежные организации«Гитлер-югенд». Беспощадность, жестокость, слепая вера в фюрера, культ которогодолжен был заменить Бога, готовность в любой момент выполнить любой приказ,вплоть до убийства своих близких, внушались всем немцам, и особенно, как мы ужеподчеркивали, молодежи. «Каждое слово, даже сказанное дома, должно бытьизвестно фюреру», — под таким лозунгом воспитывали людей соглядатаями друг задругом: в результате сосед доносил на соседа, сослуживец на сослуживца,домохозяйка на домохозяйку и т. д. Культ силы, вера в небывалые возможностичеловеческого разума, завоевывали сердца молодых людей.
Неофашизм
Понятие, объединяющеесовременное право-радикальные движения, которые в политическом и идейномотношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-ймировой войны 1939—45. Стремясь нередко отгородиться в обстановкенеблагоприятного для Фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себяфашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее своюглубокую идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумямировыми войнами. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политическихтечений и организаций — воинствующий антикоммунизм и антисоветизм, крайнийнационализм, расизм (открытый или более или менее прикрытый), критика сультраправых позиций буржуазных правительств (даже самых консервативных),действующих в рамках буржуазной парламентской системы; применениенасильственных, террористических методов политической борьбы. Политические иидеологические позиции Н. отражают настроения и интересы наиболее реакционныхэлементов буржуазии.
Используямодифицированные (применительно к складывающейся политической обстановке)методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватитьсвоим влиянием часть населения капиталистических стран (в первую очередь мелкихпредпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т.д.),выбитую из привычных условий в результате развитиягосударственно-монополистического капитализма и обострения его противоречий. Вто же время социально-политическая база и политические установки неофашистов вразных странах имеют и некоторые отличительные особенности (например,неофашисты в ФРГ, выступая в качестве воинствующих реваншистов, пытаютсяопереться на переселенцев из Восточной Европы, бывших нацистов).
Степень влияниянеофашистского движения и неофашистской идеологии зависит от расстановки политическихсил в правящем лагере, остроты социально-политического кризиса в той или инойкапиталистической стране, эффективности и целеустремлённости противостоящихнеофашистам политических сил. Наиболее массовой неофашистской организацией вевропейских капиталистических странах с буржуазно-демократическим строемявляется действующая в Италии партия Итальянское социальное движение —Национальные правые силы (получила это официальное название в 1973, послеобъединения основанного в 1947 Итальянского социального движения смонархистами). В 60 — начале 70-х гг. за Итальянское социальное движениеголосовало от 5 до 10% избирателей. Кроме того, в Италии существует свыше 10мелких неофашистских, в том числе военизированных, групп, которые поддерживаютсвязи с этой партией. Созданная в ФРГ в 1964 неофашистскаяНационал-демократическая партия, переживающая в начале 70-х гг. тяжёлый кризис,сохранила, однако, определённое влияние в некоторых районах страны, фактор,поддерживающий деятельность европейских неофашистских групп, — диктаторскиережимы в Европе (в Испании, до апреля 1974 — в Португалии, до июля 1974 — вГреции). Специфическую разновидность неофашистов составляют организацииамериканских «ультра» (Общество Джона Бэрча и др.). В некоторых странахЛатинской Америки (Чили, Парагвай и др.) установились диктаторские режимы,которые ведут борьбу против прогрессивных сил террористическими методами,сближающими эти режимы с фашизмом.
Неофашистами созданымеждународные объединения типа Европейского социального движения (такназываемый Мальмский интернационал), Европейской национальной партии, Мировогосоюза национал-социалистов и т.д.
Неофашистскиеорганизации и группы пользуются ограниченным влиянием. Тем не менее, онипредставляют серьёзную опасность. В обстановке социальных и политическихпотрясений они могут стать важной составной частью объединения реакционных сил.Единство сторонников демократии и прогресса — необходимое условие успешнойборьбы против неофашизма.
Новый взгляд на фашизм
(индуктивно-резонанснаятеория фашизма)
Странное делопроисходит с самим определением, что такое фашизм. С одной стороны, мы имееммассу доступного материала, опыт произошедшей более полувека трагедии, с другой– нам как-то настойчиво говорят, что определить, что такое фашизм, мол,невозможно, «чума» какая-то: кто пытается связать его с национализмом, кто – сантисемитизмом, кто – с агрессией, кто – с уникальными условиями, сложившимисяв Германии, либо Италии 20-х – 30-х годов прошлого века, а кто и с дьявольскигениальными способностями Адольфа Гитлера. Довольно странное «стечениеобстоятельств». В итоге, с такими подходами, любая группа людей вполне можеттыкать пальцем в других, и обвинять их в фашизме, не забывая при этомутверждать, что уж им-то фашизм никак не свойственен…
Есть правило: еслизапутались в определении какого-либо явления, то остается опереться на язык,слово – оно подскажет.
Этимология «фашизм» –от итальянского fascismo, fascio – пучок, связка, объединение. Пучки прутьев –фасции, фасцы (лат. fasces) были символом системы власти в древнем Риме. Оттудаво многом и была почерпнута идеология германского фашизма, и даже название:первой империей провозглашалась средневековая «Священная Римская империягерманской нации», второй — Германская империя 1871-1918 гг., третьей должнабыла стать обновленная, воспрянувшая после поражения в Первой мировой войне иреволюции новая национальная Германия, которой, якобы, предстоялопросуществовать тысячу лет.
Символ римской власти — пучок прутьев, фасция и старый герб Священной Римской империи германской нации
Как бы мы не рылись видеологии фашизма – ничего опорного, ничего системного мы там не найдем, крометого, что вся идеология сводится к формуле «мы правы, потому что мы вместе»(остальное все, что выдают фашисты – не больше, чем демагогия). Ничего, кроме«пучка» и нет…
Остается только одно –искать стержень фашизма не в идеологии, а в физиологии, и более всего онсоответствует эффекту индукции, взаимозаражения, тому самому, который мынаблюдаем, когда люди собираются в толпу, и как только в толпе происходиткакой-то резонанс, люди в ней резко меняют своё поведение, начинают себя вестинеобъяснимо агрессивно (н/п фильм «Власть толпы»).
Разница лишь в том, чтов толпе такой процесс происходит зримо и быстро, а фашистское заражение вобществе развивается пусть медленнее, но «надежнее» и куда разрушительнее.Развитие коммуникаций превратило фашистское заражение в глобальную катастрофу,как это случилось с Германией…
Это явление свойственноне только людям, наблюдается и у животных. Взять, хотя бы, тот же эффектсаранчи: безобидный спокойный кузнечик, который в обычном состоянии не можетпролететь и ста метров без попутного ветра, в период засухи (катастрофы)преображается – стремится объединиться с другими, превращается в тварь, всёсжирающую на своём пути, способную перелетать на сотни километров – работаорганизма перестраивается, происходит метаморфоза, полная мобилизация,идеальная подчиненность стаду, любое самопожертвование, агрессия максимальная.
В животной природе этотэффект существует ради сохранения популяции. Не важно, что большинство погибнет– кто-то выживет, иначе погибнут все.
Частое заблуждение –считать фашистов дураками. Это не соответствует очевидности, например, нельзясказать, что нацисты были такие уж бескультурные и глупые. Система, отодвигаячеловека от очевидности, наоборот, стимулирует его интеллектуализацию ирационализацию (это есть защитные свойства психики). Утрачивается очевидность,а не интеллект. Однако, обольщаться не стоит: индуцированная психика серьезнотравмируется в том смысле, что утрачивает жизненно важные ориентиры, ценности,что ведет к деструктивным последствиям, зачастую – к самоуничтожению. Образноговоря, происходит что-то похожее на евангельсукую притчу о свиньях, которые,будучи инфицированы «бесами», сами попрыгали с обрыва в море (Мф.8:30-32;Мр.5:11-13; Лк.8:32-33). Есть основания полагать, что именно индукция являетсяпричиной иногда случающихся массовых самоубийственных выбросов, наоборот – изморя на сушу, дельфинов и китов. Во всяком случае, есть наблюдения, чтодельфинье или китовое стадо перед выбросом совершает некий синхронный «парад»,весьма похожий на парады человеческие, которые нам сохранила кинохроникафашистской Германии…
Если посмотреть налюбой отрезок истории в любой географической точке, в любом масштабе, тоскладывается впечатление, что наступать на одни и те же грабли этой самойиндукции – любимое занятие человечества. Проступает во всей своей циничностижесткое вытеснение этого явления из сознания, непризнание его, избегание,несмотря на то, что оно вполне доступно прагматичному научному исследованию.Даже орнитологи в случае с птицами в городе Юджин разводят руками – не знаем,мол, что это такое, впрочем, так же, как и в других случаях, в том числе и ссаранчой – нашествия всегда происходят как бы впервые. В чем дело? Простофашизм таков, что заставляет вытеснять из сознания самоё себя и все своипроявления даже в животном мире, а присутствует он в той или иной степени вовсяком обществе. Это не то, что или есть, или нет, это то, что бывает в большейили меньшей степени.
Муссируется устойчивоезаблуждение, что фашизм был побежден Советским Союзом при помощи странантифашистской коалиции. Можно поставить на фашизме точку. А чем, спрашивается,сталинский фашизм отличается от гитлеровского? Если только тем, что немецкийфашизм направлен преимущественно на уничтожение внешнего «врага», а российскийбольше на внутреннего (это понятно – так разнонаправлены наши традиции –воинственная и рабская). Который из двух «менеджеров» – Сталин или Гитлер«эффективнее» по количеству жертв обеих сторон (истреблению «врагов» внутреннихи внешних), вполне очевидно…
Признание того, чтофашизм есть проявление биологического аварийного «магнетизма», болезненно дляматериалистической науки, т. к. означает признание идеалистических законов иявлений. Следом за этим придется признать и существование другогоидеалистического «магнита», который не стерилизует, как фашистская индукция,личность человека, а наоборот ее кристаллизует – это любовь. Если фашизм делаетиз человека стадное животное, то любовь проявляет в человеке неповторимуючеловеческую индивидуальность, именно она является единственной достойнойсилой, противостоящей фашизму. Напрашивается крамольный для материалистоввывод: не пушками, не борьбой и не агитацией, а любовью и только любовью можнопобедить фашизм! Там, где нет любви, ее место рано или поздно займет фашизм.Это следует помнить, например, тем, кто старется подменить любовь сексом – ониавтоматически попадают в группу риска по фашистскому заражению, от которогоникакой презерватив не защитит…
Любовь как оружиепротив фашизма – это на личном уровне. А как защититься на общественном,социальном? Неужели нет никакого спасения? Есть! Достаточно опередить фашизм втой цели, которую вкладывает в него природа, и его актуальность иссякнет, и самон уже не возникнет – в природе ничего глупого и бессмысленного не существует,это в полной мере относится и к фашизму. Защитный механизм не будет запускатьсятам, где нет опасности, от которой он защищает.
Гуманитарнымрезультатом Второй мировой войны, заводилой которой был германский фашизм,явилась «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 года.Сегодня эта декларация сделала своё дело и перестала быть актуальной, т. к.взамен государству и человеку на сцену истории выходит культура и личность.Устаревшая «Декларация» никак не препятствует ограничению прав культур насамоопределение – жить по тем законам, которые соответствуют системе ценностейкаждой данной культуры. Личность по-прежнему принуждается жить по чуждому еекультуре укладу. Культуральными интервентами стали отнюдь не только старыепоборники империй, тоталитарной власти, но и новые миссионеры, называющие себя«либералами» и «демократами», являющиеся по-существу усреднителями истерилизаторами уникальных систем ценностей и культур, приводящими общества вситуацию «аномии» (смешения ценностей, отчуждения) – как раз той, чтопредшествовала возникновению германского фашизма.
Аномия, распад системценностей/отношений, приводящий к абсурдизму, гипертрофированному, например, впроизведениях Ф.Кафки, оставляет культуре лишь два выхода – либо погибнуть,будучи стертой с лица земли, либо спастись, но через фашистский апокалипсис,жертвуя жизнями миллионов. К тому же приходит и А.Тарковский в последнем своемк/ф «Жертвоприношение». Старшее поколение мается в тупиках абсурда, враспадочных мыслях, нелепых желаниях, типа: «Я, например, хочу в Австралию»; «Ая хочу, чтобы ты собрал пепел, стряхнул его в стакан, залил вином и выпил»… Илогичным выходом из этого хаоса звучит голос из телевизора: «… Такжеспециальные части организуются сейчас повсюду. Каждый сознательный гражданиндолжен проявить мужество, сохранять хладнокровие и помогать армии сохранениемспокойствия, порядка и дисциплины… Порядок и организованность! Ничего иного,дорогие сограждане! Только порядок! Только порядок! Порядок против хаоса… Всерайоны будут находиться под контролем специальных частей с тем, чтобы сохранятьпорядок…» И в итоге старшее поколение, закосневшее и безысходное как высохшеедерево, которое даже поливать бесполезно, уходит со сцены, сжигая свой старыймир, жертвуя собой, дабы освободить дорогу, не мешать народившемуся новому…
Гипотетически, чтобыуйти сегодня от фашизма, нужно его опередить – принять «Декларацию правкультур/личности», провозгласить примат культуральных систем ценностей, свободуличности, понимая личность как систему отношений, как носительницу уникальнойсистемы ценностей. Никто не должен иметь права проводить культуральную(ценностную) интервенцию и подавление, стерилизацию. Каждая культура имеетправо на развитие, на воплощение своей системы ценностей в законах и укладе, покоторым она живет.
Это достаточно простыепринципы, но наивно полагать, что какое-либо государство добровольно делегируетэти права своим подданным и их культурам. На сегодня все культуральныепротиворечия заводятся государствами в неразрешимые тупики, тлеющие кострыконфликтов и террора – косовские албанцы в Сербии; баски в Испании; курды вТурции; чеченцы в России; абхазы и осетины в Грузии, палестинцы в Израиле;Приднестровье; Кашмир в Индии и т. п. Государства пытаются все эти генераторыдеструктивности объединитиь в какой-то жупел «мирового терроризма», но этоманипуляция, которая ни к чему не ведет. Необходимо честное и трезвоеразрешение назревших проблем культурных свобод – бать дорогу новойнарождающейся свободе.
Как это ни печально, носкорее всего для принятия и культуральной «Декларации» потребуется новый фашизми новая мировая война, на этот раз, может быть, не с десятками, а с сотнямимиллионами жертв. Природа, скорее всего, опять будет вынуждена пойти на«непопулярные меры», чтобы заставить людей идти вперед, к свободе, развитию ипрогрессу…
Заключение
В современном миреможно легко проследить высокий резонанс между разными национальностями, расами.Последние события в Москве на Манежной площади заставляют задуматься вновь ивновь, что представляет из себя фашизм, кому он нужен, кому нет, а кому онможет оказаться выгоден.
Наверно, единственныйверный выход из ситуации будет найден ещё не скоро, возможно, его так и неудастся найти, но на данный момент мы имеем достаточно обширные знания вобласти фашизма и неофашистских организаций. Одним из приоритетных путейрешения проблемы необходимо выбрать путь жёсткого регулирования фашистскихорганизаций, сообществ. Ведь, на данный момент в России насчитывается большоеколичество таких организаций, к которым относятся не только русские радикалы,но и азербайджанские, дагестанские, чеченские и др.
Первыми, кто долженпопасть под контроль – это неофашистские организации, находящиеся на территорииРоссии и работающие против русских людей.
«В Российской Федерацииесть несколько республик, многие выходцы из которых живут по внесистемным понятиям.Они в большей степени лояльны своим традициями, нежели законам страны. Ониопираются на свои диаспоры и считают излишним адаптироваться к нормам техтерриторий, где живут. Они очень часто заражены бациллой реванша («УважайКавказ!»). Со многими из них опасно находиться рядом, поскольку у них совсемдругие реакции на привычные ситуации. Они несут в себе совсем другую степеньриска, поскольку не признают всех этих наших «давай по-честному один на один» и«бьемся без оружия». А это значит, что любой человек, читающий эти строки,может сегодня же в ответ на попытку объяснить своему смуглому соотечественнику,что он не прав, получить резиновую пулю в голову. Мы как-то к этому непривыкли, правда?» — Дмитрий Соколов-Митрич.
Всё-таки надо начинать,что-то решать в рамках этой проблемы. Мы не должны допускать, что бы появилсяещё один повод масштабным манифестациям фанатов.
Списокиспользуемой литературы
1. Юрийкузнецов 2004 – 2010 г. «Новый взгляд на фашизм» ideo.ru/fascism.html
2. А.А. Опарин «Фашизм» nauka.bible.com.ua/religion/rel3-07.htm
3. А.А. Галкин «Большая советская энциклопедия»http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/113342
4. ДмитрийСоколов-Митрич 12 декабря 2010 «Манежное правосудие»http://vz.ru/columns/2010/12/12/454255.html