Федеральная миграционная служба

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Иркутскийгосударственный технический университет
Заочно-вечернийфакультет
Кафедрагосударственных юридических дисциплин.
 
Федеральнаямиграционная служба Российской Федерации.
Иркутск– 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ (ФМС)
§1.1 ФМС как органисполнительной власти
§1.2 Содержаниеадминистративно-правового статуса ФМС
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФМСПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА
§2.1. Понятие,содержание, цели и правовая основа паспортного режима
§2.2. Паспорт гражданинаРоссийской федерации. Выдача и замена паспортов
§2.3 Полномочия ФМС пообеспечению паспортного режима в отношении иностранных граждан и лиц безгражданства
§2.4 Регистрационный учетграждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту проживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХНОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Право гражданна свободу передвижения и выбор места жительства – одно из основных правчеловека, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Однако дляобеспечения порядка и в целях безопасности данное право ограничивается в силузакона обязанностью граждан (как российских, так и иностранцев) регистрироватьсяпо месту жительства и по месту пребывания. Данная мера, в частности, необходимадля осуществления контроля за перемещением лиц, отбывших наказание, и лиц,прибывших в Россию из других государств с целью осуществления трудовойдеятельности (трудовых мигрантов).
Паспорт,основной документ, удостоверяющий личность гражданина, призван не толькооблегчить участие физических лиц в гражданском обороте, но и способствоватьосуществлению контроля за перемещением граждан внутри страны и за ее пределами.Для этого в паспорте ставится штамп прописки, а в загранпаспорте – проставляютсявизы.
Общественныеотношения, возникающие между органами внутренних дел и гражданами в связи свыдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетомграждан по месту жительства и месту пребывания образуют паспортную систему.Основным органом внутренних дел, в компетенцию которого входит документированиеграждан паспортами и их регистрация по месту проживания является Федеральнаямиграционная служба Российской Федерации (далее ФМС).
Тема даннойработы актуальна также потому, что в настоящее время приток иностранных гражданв Россию все возрастает. Можно бесконечно спорить о том полезно это для нашейстраны или губительно. Но как бы то ни было, государство призваноконтролировать этот процесс. И оно осуществляет этот контроль через органы ФМС.
Настоящаяработа призвана осветить наиболее общие вопросы, касающиеся ФМС и еедеятельности. Цель данной работы – определить административно-правовой статусФМС в системе органов государственной власти и управления, а также описатьосновные полномочия ФМС по обеспечению паспортного режима в отношениироссийских граждан и иностранцев. Для этого прежде всего необходимо раскрытьцель и задачи ФМС, и ее место в системе органов исполнительной власти.
Конечно, ФМСвыполняет и другие функции, в частности, выдает иностранным гражданам разрешенияна осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. Но данный вопросне освещается в этой работе, поскольку не относится к вопросам паспортногорежима.
В даннойработе использованы законы и подзаконные акты, составляющие правовую основудеятельности ФМС по обеспечению паспортного режима, а также административныерегламенты ФМС и МВД России, регулирующие осуществление тех или иных функцийФМС.
Также внастоящей работе использованы комментарии к Кодексу об административныхправонарушениях и к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и работаГоловистиковой А.Н. «Иностранцы и Граждане России. Особенности правовогоположения, регистрация, учет.»

Глава 1.Административно-правовой статус Федеральной миграционной службы (ФМС)§1.1ФМС как орган исполнительной власти
Согласно п. 1Положения о ФМС, Федеральная миграционная служба (ФМС России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политикув сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции поконтролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.[1]
«Государственныйорган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную частьгосударственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющуюпубличные функции, структура и деятельность которой регламентирована правом»[2].Т.е. государственный орган является инструментом для решения тех или иных задачгосударства.
В зависимостиот тех задач, для решения которых создаются государственные органы, ониподразделяются на представительные, судебные, исполнительные.
Органисполнительной власти – это составная часть механизма (системы) исполнительнойвласти, действует в сфере исполнительной власти, выступает по поручению и отимени государства (Российской Федерации, республики в составе РоссийскойФедерации), осуществляет деятельность исполнительного и распорядительногохарактера, обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяетприсущие ему формы и методы деятельности[3].
Для ФМСхарактерны следующие признаки исполнительного органа государственной власти:
1.        ФМСявляется автономной (т.е. самостоятельной) частью государственнойадминистрации.
2.        ФМСосуществляет исполнительно-распорядительную, административную деятельность всфере миграции и выполняет правоприменительные функции, функции по контролю,надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
3.        Обладаетвластными полномочиями в отношении других субъектов права. Так, в соответствиис п. 12 Положения, ФМС руководит территориальными органами, загранаппаратом, атакже иными входящими в систему ФМС России организациями и подразделениями,осуществляет контроль их деятельности.[4]
4.        Имеетпостоянный штат, является коллективом государственных служащих и иныхработников. Положение о ФМС устанавливает предельную штатную численностьсотрудников ФМС.[5].
5.        Органыисполнительной власти образуются вышестоящим государственным органомисполнительной власти или Президентом Российской Федерации. ФМС образованаУказом Президента от 19.07.2004г. № 928.
6.        Подчиняетсявышестоящему органу исполнительной власти или Президенту Российской Федерации.ФМС России подведомственна Министерству внутренних дел Российской Федерации.(п.1. Положения о ФМС).
7.        Образованиеи правовой статус ФМС как органа исполнительной власти регулируетсяадминистративным правом.
8.        ФМСобладает правами юридического лица, поскольку является государственнымучреждением, т.е. публично-правовым образованием, созданным с цельюосуществления властных полномочий в публичных интересах. В отличие от другихюридических лиц, госучреждения не подлежат государственной регистрации не имеюти не утверждают собственных уставов.[6]
Какгосударственное учреждение, ФМС – центральный орган федеральной исполнительнойвласти, образованный в соответствии с п. 2. ст. 77 Конституции России.
Всоответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти» в России существуют тривида федеральных ведомств: федеральные министерства, федеральные службы ифедеральные агентства.
Дляфедеральной службы характерны следующие признаки:
1.        Онаосуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности,в нашем случае – в сфере миграции. Возглавляется директором федеральной службы,который может иметь заместителей. В Федеральной миграционной службе шестьзаместителей директора, в том числе один первый заместитель.[7]
2.        Впределах своей компетенции ФМС издает индивидуальные правовые акты на основаниии во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации, и Министерства внутренних дел Российской Федерации[8].Индивидуальный правовой акт федеральной службы называется приказ.
3.        Федеральнаяслужба может быть подведомственна Президенту или Правительству России. Как ужебыло сказано, ФМС подведомственна Министерству внутренних дел ПравительстваРоссийской Федерации.
4.        Федеральнаяслужба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельностинормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных актамиПрезидента, Правительства России.
5.        Приосуществлении надзора федеральная служба имеет право применять мерыадминистративного принуждения к физическим и юридическим лицам, нарушающимдействующие правовые нормы: направлять дела об административных правонарушенияхв суды для привлечения виновных к административной ответственности.[9]§1.2Содержание административно-правового статуса ФМС
Вадминистративно-правовом статусе исполнительных органов государственной властивыделяют три главных блока:
1)        Целевой– юридически закрепленные цели, задачи и функции органа, обеспечение тойсоциальной потребности, ради которой учреждается орган государственной власти.
2)        Организационно-структурный.В этот блок входят: нормативное регулирование порядка образования, легализации,реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из веденияодних организаций в подчинение других, установления и изменения ихорганизационных структур, права на организационное самоопределение, процедурдеятельности и права на официальные символы.
3)        Компетенционный,т.е. совокупность властных полномочий и подведомственности[10].
Рассмотримсодержание административно правового статуса ФМС в соответствии с этимиблоками.
1. Цель ФМСзаключается в реализации государственной политики в сфере миграции иосуществление правоприменительных функций, функций по контролю, надзору иоказанию государственных услуг в сфере миграции.
Основнымизадачами ФМС России, в соответствии с п.2 Положения о ФМС являются:
1) реализация общей стратегии государственной политики вустановленной сфере деятельности;
1.1) совершенствование нормативно-правового регулирования вустановленной сфере деятельности;
1.2) производство по делам о гражданстве Российской Федерации,оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданинаРоссийской Федерации;
2) осуществление регистрационного учета граждан РоссийскойФедерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РоссийскойФедерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правилрегистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам безгражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания ивременного пребывания в Российской Федерации;
4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами илицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребыванияв Российской Федерации;
4.1)осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства вРоссийской Федерации;
5) разработка и реализация во взаимодействии с инымигосударственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконноймиграции;
6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросамбеженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке впредоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам безгражданства;
7) осуществление в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлеченияиностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства гражданРоссийской Федерации за пределами Российской Федерации;
8) управлениетерриториальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также и инымиорганизациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМСРоссии задач[11].
2. СтруктураФМС определяется Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «ВопросыФедеральной миграционной службы”. Данный указ определяет количествозаместителей директора ФМС (шесть и один первый заместитель), количествоуправлений по основным направлениям деятельности Службы – до 16, загранаппаратФМС, состоящий из представительств ФМС за рубежом и представителей ФМС всоставе дипломатических представительств Российской Федерации (без включения вштатную численность этих представительств). Директор ФМС назначается надолжность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации попредставлению Председателя Правительства Российской Федерации. Указ определяетпредельную штатную численность сотрудников ФМС:
а) предельную штатную численность Федеральной миграционной службы,ее территориальных органов и загранаппарата в количестве 34 286 единиц (безперсонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников органоввнутренних дел Российской Федерации — 19 290 человек, федеральныхгосударственных служащих — 9174 человека, работников — 5822 человека;
б) предельную численность работников центрального аппаратаФедеральной миграционной службы в количестве 449 единиц, с 1 января2008 г. — 510 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), втом числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации — 173человека, с 1 января 2008 г. — 190 человек;
в) предельнуючисленность работников загранаппарата Федеральной миграционной службы в количестве43 единиц.
УказПрезидента определяет также подчиненность сотрудников ФМС и общий порядокприсвоения им званий, разграничение предметов ведения и полномочий между ФМС иМинистерством внутренних дел, осуществляющим непосредственное руководство ФМС,передачу управления делами миграции из ведения МВД в ведение ФМС[12].
ФМС Россииявляется юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланкиустановленного образца, а также счета, открываемые в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
ФМС России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемыеПрезидентом Российской Федерации.
Местонахождение ФМС России — г. Москва[13].
3.Компетенция ФМС.
Кругполномочий ФМС России определяется в разделе II Положения о ФМС.Основными полномочиями ФМС являются следующие:
1) разработка и осуществление мер по реализации государственнойполитики в сфере миграции;
2) осуществление в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации контроля и надзора:
— засоблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правилрегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
— засоблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами безгражданства;
— засоблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг)иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;
3)организация и осуществление в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации:
— выдачи визиностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;
— определенияналичия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в РоссийскойФедерации;
— принятия отлиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданстваРоссийской Федерации;
— проверкифактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросамгражданства Российской Федерации
— рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданныхлицами, проживающими в Российской Федерации, и принятия решений по вопросамгражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;
— веденияучета лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органомисполнительной власти или его территориальным органом приняты решения обизменении гражданства;
— оформлениягражданства Российской Федерации;
— отменырешений по вопросам гражданства Российской Федерации;
— выдачи и замены гражданам Российской Федерации документов,удостоверяющих их личность;
— регистрационного учета граждан Российской Федерации по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а такжерегистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства иучета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;
— оформленияи выдачи паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выездаиз Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
— учета выданных паспортов гражданина Российской Федерации;
оформлениеприглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в РоссийскуюФедерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;
— реализациимер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контрольв отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
4) организует в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке:
— выдачуиностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временноепроживание в Российской Федерации;
— выдачуиностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РоссийскойФедерации;
— учет,регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставленииубежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а такжеоказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;
— учет, регистрацию,прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденнымипереселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказаниесодействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства вРоссийской Федерации;
проведениеидентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих опризнании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;
а такжедругие полномочия.
Всоответствии с п. 7. Положения о ФМС, в целях реализации своих полномочий ФМСРоссии имеет право[14]:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний,экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросамосуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
2) осуществлять функции государственного заказчика иорганизовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонтобъектов системы ФМС России, а также жилищное строительство;
3) запрашивать и получать в установленном порядке сведения,необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфередеятельности;
4) привлекать в установленном порядке для выработки решений повопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и иныеорганизации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
5) образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместнос другими федеральными органами исполнительной власти совещательные органы(советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфередеятельности;
6) заключать гражданско-правовые договоры.
Основнымдокументом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерациина территории Российской Федерации является паспорт гражданина РоссийскойФедерации[15]. Совокупностьправил паспортизации и регистрации граждан России – паспортный режим – являетсяодним из наиболее обширных вопросов, входящих в компетенцию ФМС России[16].
Глава 2. Полномочия ФМС по обеспечению паспортного режима
Паспортнаясистема – совокупность урегулированных правом общественных отношений,возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связис выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетомграждан по месту жительства и месту пребывания[17].
Паспортнаясистема включает в себя права, обязанности субъектов (граждан России,иностранных граждан, лиц без гражданства и органов внутренних дел, в т.ч. ФМС,а также иных госорганов) и возникающие при их реализации отношения по поводу:
1.        выдачипаспортов гражданам России;
2.        выдачииностранным гражданам видов на жительство, разрешений на проживание ипребывание;
3.        регистрациироссийских, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства иливременного пребывания в России;
4.        контроляза соблюдением паспортного режима;
5.        выдачигражданам России заграничных паспортов.§2.1Понятие, содержание, цели и правовая основа паспортного режима
Паспортныйрежим – это совокупность установленных российским законодательством правилпаспортизации и регистрации граждан.
Паспортизацияи регистрация граждан решает следующие задачи:
1)        обеспечениеграждан основным документом, удостоверяющим личность. Многие права иобязанности могут быть осуществлены только при наличии у гражданина паспортаили иного документа, позволяющего идентифицировать личность, Без такогодокумента человек не может, например, купить авиабилет или открыть счет вбанке.
2)        обеспечениеучета граждан: воинского, статистического учета процессов внутренней миграции,учета численности и состава проживающего на определенной территории населения ит. д.
3)        Паспортизацияи регистрация способствует борьбе с преступностью, розыску лиц, скрывающихся отправосудия, уклоняющихся от уплаты алиментов, осуществляет учет лиц, прибывшихиз мест лишения свободы. Так, например, подразделение ФМС осуществляет проверкусведений, представленных гражданами, обратившимися за получением или заменойпаспортов, по оперативно-справочным и розыскным учетам соответствующих ОАСРтерриториального органа и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектамРоссийской Федерации. О выявлении лиц, находящихся в розыске, подразделение,осуществившее проверку, незамедлительно сообщает средствами технической связиинициатору запроса для последующего информирования дежурной части органавнутренних дел на обслуживаемой территории.[18]
Решение этихзадач обеспечивает выполнение цели паспортного режима, которой являетсясоздание условий:
а) благоприятствующихосуществлению гражданами своих прав (в частности, избирательных);
б) способствующихвыполнению обязанностей граждан (по несению воинской службы, уплате алиментов ит. д.);
в)необходимых для обеспечения безопасности граждан, общества и государства.
Правовуюоснову паспортной системы составляют Федеральные законы «О гражданствеРоссийской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию», Указ Президента «Об основном документе, удостоверяющем личностьгражданина Российской федерации на территории Российской Федерации»[19],Положение о паспорте гражданина Российской Федерации[20],Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационногоучета и другие нормативно-правовые акты, принятые во исполнение вышеуказанныхфедеральных законов. Во исполнение этих нормативно-правовых актов ФМС создаетадминистративные регламенты, регулирующие ее деятельность по отдельным вопросами утверждает их приказами ФМС. Например, Административный регламентпредоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги порегистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации.§2.2Паспорт гражданина Российской федерации. Выдача и замена паспортов
СогласноПоложению, ФМС организует и осуществляет в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов,удостоверяющих их личность.[21]
Всоответствии с Положением о паспорте, паспорт гражданина Российской Федерацииявляется основным документом, удостоверяющим личность гражданина РоссийскойФедерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане РоссийскойФедерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РоссийскойФедерации[22].
В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя,отчество, пол, дата и место рождения.
Кроме того, в паспорте производятся отметки:
а) о регистрациигражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета ФМС;
б) оботношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами ФМС;
в) орегистрации и расторжении брака — соответствующими органами, осуществляющимигосударственную регистрацию актов гражданского состояния на территорииРоссийской Федерации, и территориальными органами ФМС;
г) о детях(гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летноговозраста) – территориальными органами Федеральной миграционной службы.Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летноговозраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориальногооргана ФМС;
д) о ранеевыданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РоссийскойФедерации на территории Российской Федерации, – территориальными органамиФМС;
е) о выдачеосновных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации запределами Российской Федерации, — территориальными органами ФМС или другимиуполномоченными органами.
По желаниюгражданина в паспорте также производятся отметки:
— о егогруппе крови и резус-факторе — соответствующими учреждениями здравоохранения;
— об идентификационном номере налогоплательщика -соответствующими налоговыми органами.
Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, непредусмотренные Положением о паспорте. Такой документ считается недействительным[23].
Предоставлениеложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), втом числе заграничного паспорта влечет наложение административного штрафа награждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от пятисот доодной тысячи рублей (ст. 19.18 КоАП)[24].
Бланкипаспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу иоформляются на русском языке. К бланкам паспорта, предназначенным дляоформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могутизготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республикии предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республикисведений о личности гражданина.
Существуютопределенные технические требования, предъявляемые к бланку паспорта. Он имеетнесколько степеней защиты от подделки.
В ближайшембудущем возможен переход с бумажного удостоверения личности на электронное.Электронные паспорта будут представлять собой либо пластиковые карточки сэлектронным чипом, либо вкладыш с магнитной полосой в обычном паспорте. Помимосведений, содержащихся в паспорте в настоящее время, в электронном паспортепредлагается разместить данные его биометрии (отпечатки пальцев, снимоксетчатки глаза, геометрия лица, голос), а также информацию о медицинском исоциальном страховании, пенсионном обеспечении и другом взаимодействии гражданс государством. В ряде государств уже приняты такие нововведения. Таким образом,в перспективе российский паспорт может стать не просто документом, а«электронным двойником человека с собственной историей, характеристиками иновыми возможностями»[25].
Выдача изамена паспортов производятся территориальными органами Федеральноймиграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по местуобращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.[26]
Обязанностьгражданина получить паспорт может быть первичной – она возникает при достиженииим 14-летнего возраста или при приеме в российское гражданство в соответствии снормами Закона «О Гражданстве». Эта обязанность становится вторичной в случаеутраты или хищения паспорта.
Порядоквыдачи и замены паспортов гражданам России регулируется Административнымрегламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственнойуслуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учетупаспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданинаРоссийской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден приказом МВДРФ от 28 декабря 2006 г. N 1105).
В случаехищения паспорта гражданин должен, прежде всего, незамедлительно обратиться ворган внутренних дел Российской Федерации, а затем уже в подразделение ФМС.
При утрате паспорта гражданин должен незамедлительно обратиться вподразделение ФМС.
На основаниизаявления подразделением составляется справка и заводится дело об утрате паспорта,в котором сосредотачиваются все материалы проверки, в том числе копииустанавливающих личность документов[27].
Еслигражданин, заявивший об утрате (похищении) паспорта, в ходе проведения проверкиобнаружит его, то на основании письменного заявления производство по делупрекращается, а подготовленный к выдаче паспорт в установленном порядкеуничтожается.
Если утраченный (похищенный) паспорт будет обнаружен после выдачинового паспорта, такой паспорт гражданин должен сдать в подразделение или органвнутренних дел Российской Федерации./>
Паспортгражданина Российской Федерации подлежит замене в случае:
а) достижения20-летнего возраста;
б) достижения45-летнего возраста;
в) изменениягражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате(число, месяц, год) и (или) месте рождения;
г) измененияпола;
д)непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа,повреждения или других причин;
е)обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей;
ж) изменениявнешности.
Для заменыпаспорта гражданин, помимо заявления и фотографий должен предоставить паспорт,подлежащий замене, а также документы, подтверждающие основания для замены(свидетельство о браке, медицинский документ об изменении внешности и т.д.)[28].
Еслигражданин, в течение месячного срока не обратился в орган ФМС с заявлением озамене паспорта, его старый паспорт считается недействительным, и он может бытьпривлечен к административной ответственности за проживание без паспорта в видеадминистративного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысячпятисот рублей (ст. 19.15 КоАП)[29]. Дела обадминистративных правонарушениях предусмотренных статьей 19.15 КоАП,рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел[30], т.е. должностнымилицами отделений ФМС.
До получениянового паспорта орган ФМС, в который гражданин обратился за документированиемпаспортом, обязан по просьбе гражданина выдать ему временное удостоверениеличности. Оно выдается после принятия документов от гражданина и проведениясоответствующих проверок, устанавливающих личность и отсутствие лица в розыске,на срок, не превышающий 2-х месяцев.
Частью 2 ст.27 Конституции России гарантировано право свободно выезжать за пределыРоссийской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственновозвращаться в Российскую Федерацию[31].
Выезд изРоссийской Федерации и въезд в нее граждане Российской Федерации осуществляютпо действительным документам, удостоверяющим их личность за пределамитерритории России[32]. В соответствии со ст. 7 Закона «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», таковымиявляются:
— паспорт;
— дипломатический паспорт;
— служебныйпаспорт;
— паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Выдачу изамену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность,осуществляет ФМС России, руководствуясь: Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию», Указом Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222«Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РоссийскойФедерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронныеносители информации», Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортовгражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию и Административным регламентом исполнения государственнойфункции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФза пределами территории РФ»
С 1 января2006 г. паспорт гражданина Российской Федерации (общегражданский заграничныйпаспорт), дипломатический и служебный паспорта содержат электронные носителиинформации и называются паспортами нового поколения[33].В электронных носителях содержатся данные биометрии.
Общегражданскийзагранпаспорт выдается сроком на пять лет.
Приневозможности дальнейшего использования паспорта до истечения пяти лет из-заотсутствия свободных страниц для проставления виз гражданину по его заявлениювыдается новый паспорт. До истечения указанного срока обмен производится такжепри изменении в установленном порядке фамилии, имени, отчества, либо при порчеили утрате. Не допускается оформление нового паспорта без изъятия ранеевыданного (если не истек его срок действия), а в случае его утраты владельцем –без объявления утраченного паспорта недействительным.
§2.3 Полномочия ФМС по обеспечению паспортного режима вотношении иностранных граждан и лиц без гражданства
 
Согласнороссийскому законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства могутвъезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы подействительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РоссийскойФедерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральными законами,международными договорами Российской Федерации или указами ПрезидентаРоссийской Федерации[34]./>
Различаютследующие режимы пребывания иностранных граждан на территории России:
1)               временноепребывание (на основании визы, либо в безвизовом порядке – не более 90 суток);
2)               временноепроживание (на основании разрешения на временное проживание в РоссийскойФедерации);
3)               постоянноепроживание (на основании вида на жительство в Российской Федерации).
От видарежима зависит срок, в течение которого иностранный гражданин или лицо безгражданства может находиться на территории России[35].
ФМС Россииорганизует и осуществляет в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации[36]:
а) выдачу визиностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;
б) оформлениеприглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в РоссийскуюФедерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;
в)миграционный учет и контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицамибез гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациямиправил миграционного учета;
г) выдачуиностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РоссийскойФедерации;
д) выдачуиностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временноепроживание в Российской Федерации.
В своей деятельности по обеспечению паспортного режима в отношениииностранных граждан и лиц без гражданства ФМС руководствуется: Федеральнымзаконом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 15 августа 1996 г.N 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РоссийскуюФедерацию», Постановлением Правительства РФ от 16 августа2004 г. N 413 «О миграционной карте», Положением овыдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство идругими нормативно-правовыми актами.
Виза — выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд вРоссийскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерациипо действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданинаили лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.[37] Если международнымдоговором Российской Федерации с иностранным государством предусмотренбезвизовый режим – гражданам этого государства не требуется получать визу.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РоссийскойФедерации определяется сроком действия выданной ему визы[38].
Приглашениена въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачииностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке,не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом илимеждународным договором Российской Федерации[39];
Миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающихили прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице безгражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации,подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства,прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, навременное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля завременным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лицабез гражданства[40]
Миграционнаякарта выдается органами ФМС в рамках осуществления миграционного учета иконтроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Вид на жительство — документ, удостоверяющий личность, выданный вподтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РоссийскойФедерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий ихправо на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в РоссийскуюФедерацию[41].
Вид нажительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства)территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания.§ 2.4. Регистрационный учетграждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту проживания.
Всоответствии со ст.27 Конституции, каждый, кто находится на территории РоссийскойФедерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства[42]. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации допускается только на основании закона.[43]Таким ограничением является обязанность граждан регистрироваться по меступребывания и по месту жительства.
СогласноЗакону РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерациина свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределахРоссийской Федерации», «Граждане Российской Федерации обязанырегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служитьоснованием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан,предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами РоссийскойФедерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации»[44].
Осуществлениерегистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдениемгражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационногоучета граждан Российской Федерации – одна из основных задач[45],выполняемых ФМС для обеспечения паспортного режима.
Регистрационныйучет осуществляется территориальными органами через их структурныеподразделения, а в случаях, установленных законодательством РоссийскойФедерации, — органами местного самоуправления поселений.Организационно-методическое руководство деятельностью этих органов выполняетУправление паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России[46].Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и поместу жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Обязанностьграждан соблюдать правила регистрации по месту проживания внутри странывключает в себя обязанности:
а)регистрироваться по месту жительства;
б)регистрироваться по месту временного пребывания;
в) недопускать проживания на занимаемых жилых помещениях лиц без паспорта, безрегистрации;
г) приниматьмеры для своевременной регистрации приглашенных ими иностранных граждан и лицбез гражданства[47].
Местом жительства, по Закону «О праве граждан Российской Федерациина свободу передвижения…», является жилой дом, квартира, служебное жилоепомещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, домманевренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат дляинвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в которомгражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, подоговору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях,предусмотренных законодательством Российской Федерации[48].
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства,обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительстваобратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением поустановленной форме[49].
Постоянно иливременно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, обладающиеправом пользования жилым помещением, находящимся на территории РоссийскойФедерации, также обязаны зарегистрироваться по месту жительства по адресууказанного помещения. При наличии у иностранного гражданинадвух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации,он обязан заявить одно из них как свое место жительства. В этом случае регистрацияуказанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксациейсведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории РоссийскойФедерации».[50]
Длярегистрации по месту жительства граждане обязаны предъявить:
а) паспортили иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина.Иностранные граждане предъявляют документ, удостоверяющий их личность ипризнаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
б) документ,являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер,договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или инойдокумент), или его надлежаще заверенная копия.
Иностранныеграждане и лица без гражданства помимо этого обязаны предъявить вид нажительство или разрешение на временное проживание.
Граждане,снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства,предоставляют, помимо указанных документов, листки убытия, выданные им приснятии с учета. Если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства,это не может служить основанием для отказа в регистрации по новому местужительства. Не могут служить основанием для отказа в регистрации дефектыпаспорта (механические повреждения, просрочка замены по достижению возраста ит.п.), если в паспорте нет подделок. Основанием для отказа в постояннойрегистрации могут быть обстоятельства, при наличии которых регистрация нарушилабы действующее законодательство или решения судов. Таковым основанием можетслужить арест, наложенный на помещение, сдаваемое собственником внаем, или еслив судебном порядке признано невозможным совместное проживание лица, лишенногородительских прав, с несовершеннолетними детьми. Запрещается регистрироватьграждан, если жилое помещение занято или построено самовольно или находится ваварийном состоянии, представляющем угрозу для проживания. Может быть отказанов регистрации, если представленные документы подделаны или содержатнеправильные сведения. Например, если ордер или договор в судебном порядкепризнаны недействительными, или нарушены требования закона при оформлениидоговора[51].
Снятиеграждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства срегистрационного учета по месту жительства производится в следующих случаях:
а) изменениеместа жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новомуместу жительства;
б) призыв гражданинаРоссии на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждениек лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признаниебезвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решениясуда;
д) смерть илиобъявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти,оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселениеиз занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользованияжилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) прекращение у иностранного гражданина права пользования жилымпомещением по основаниям, предусмотренным законодательством РоссийскойФедерации;
з) прекращение у иностранного гражданина права на постоянное иливременное проживание в Российской Федерации;
и) вступление в законную силу решения суда о признании регистрациииностранного гражданина по месту жительства недействительной;
к) обнаружение не соответствующих действительности сведений илидокументов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действиядолжностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего взаконную силу решения суда[52].
/>При снятии иностранного гражданина с регистрациипо месту жительства соответствующие сведения вносятся в вид на жительство или вразрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также вучетные документы органа миграционного учета и в государственную информационнуюсистему миграционного учета[53].
Не являетсяоснованием для снятия с регистрационного учета непроживание гражданина в жиломпомещении[54].
Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха,пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, атакже жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которомон проживает временно.[55] Регистрация гражданина Российской Федерации поместу пребывания производится без снятия с регистрационного учета по местужительства.
Гражданин,прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местомжительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается сзаявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом формек должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии, ксобственнику жилого помещения.[56]Иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства вслучае нахождения не по месту жительства обязан встать на учет по меступребывания.Основанием для учета по месту пребыванияявляется временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, неявляющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранногогражданина места жительства. />Постановкаиностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при полученииорганом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Ее порядок регламентируется Федеральным законом «Омиграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Извышесказанного следует, что цель ФМС как органа исполнительной властизаключается в реализации государственной политики в сфере миграции иосуществление правоприменительных функций, функций по контролю, надзору иоказанию государственных услуг в сфере миграции.
В рамках этойцели ФМС осуществляет оформление и выдачу основных документов, удостоверяющихличность гражданина Российской Федерации (паспорт для внутреннего пользования идля выезда за пределы России), осуществляет регистрационный учет гражданРоссийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицамиправил регистрации и снятия с регистрационного учета. В отношении иностранныхграждан и лиц без гражданства ФМС осуществляет оформление и выдачу документовдля въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания вРоссийской Федерации, а также их регистрационный учет по месту пребывания и поместу жительства на территории Российской Федерации и контроль за соблюдениемгражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационногоучета иностранных граждан и лиц без гражданства.
Паспортныйрежим – это совокупность установленных российским законодательством правилпаспортизации и регистрации граждан, во исполнение которых ФМС документируетграждан России паспортами, содержащими основные сведения об их личности.
В заграничныйпаспорт нового образца, выдаваемый с 1 января 2006 г, помимо традиционныхсведений об имени лица, дате и месте рождения, месте жительства включены такжебиометрические данные гражданина. Не исключено, что в ближайшем будущем онибудут включены и в обычный паспорт внутреннего пользования.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I.   Источники
1)        КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г.(с изменениями от 14.10.2005,12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008). – текст и справочныематериалы. – М.: Эксмо. 2009. – 64с.
2)        КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января,2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22,25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.)//Правовая система ГАРАНТ.
3)        ЗаконРФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I „О праве граждан Российской Федерации насвободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации“ (с изменениями от 2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
4)        Федеральныйзакон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ „О порядке выезда из РоссийскойФедерации и въезда в Российскую Федерацию“с изменениями от 18 июля 1998г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня, 18июля, 30 декабря 2006 г., 10 января, 1, 4 декабря 2007 г., 6, 13 мая, 22, 23июля, 3, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
5)        Федеральныйзакон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“(сизменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.,1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
6)        Федеральныйзакон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ „О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации“ (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 6 января, 1, 4декабря 2007 г., 6 мая, 23 июля 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
7)        Федеральныйзакон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ „О миграционном учетеиностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“(сизменениями от 1 декабря 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.) //Правовая системаГАРАНТ.
8)        УказПрезидента Российской Федерации от 13 марта 1997 года№ 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданинаРоссийской Федерации на территории Российской Федерации» //Правоваясистема ГАРАНТ.
9)        УказПрезидента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти» (в ред. От 23 декабря 2005 г. с изменениями от 27 марта2006 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
10)     УказПрезидента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 „Вопросы Федеральноймиграционной службы“ (с изменениями от 6 октября 2004 г., 7 мая, 21декабря 2005 г., 1 августа 2006 г., 21 марта, 20 апреля, 9 мая, 27 июля, 5декабря 2007 г., 3 марта, 2 сентября 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
11)     Положениео Федеральной миграционной службе (утв. Указом Президента РФ от 19 июля2004 г. N 928) (с изменениями от 21 марта, 20 апреля, 27 июля 2007г., 3 марта 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
12)     ПостановлениеСовета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 770
»О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления,оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов”//Правоваясистема ГАРАНТ.
13)     ПостановлениеПравительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правилрегистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета поместу пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации иперечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
14)     Положениео паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением ПравительстваРФ от 8 июля 1997 г. N 828) (с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января2001 г., 22 января 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 декабря 2006 г., 28 марта 2008г.) //Правовая система ГАРАНТ.
15)     Положениео выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство(утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794)(сизменениями от 23 января 2007 г., 28 марта 2008 г.) //Правовая система ГАРАНТ.
16)     Административныйрегламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственнойуслуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учетупаспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданинаРоссийской Федерации на территории Российской Федерации (с изменениями от 11января 2008 г.) (утвержден приказом МВД РФ от 28 декабря 2006 г. N 1105)//Правовая система ГАРАНТ.
17)     Административныйрегламент предоставления Федеральной миграционной службой государственнойуслуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденПриказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208) //Правоваясистема ГАРАНТ.
18)     Административныйрегламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственнойуслуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида нажительство в Российской Федерации (утвержден приказом Федеральной миграционнойслужбы от 29 февраля 2008 г. N 41) //Правовая система ГАРАНТ.
19)     Административныйрегламент исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта,удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, по которомугражданин РФ осуществляет выезд из РФ и въезд в РФ(утвержден приказом МИД РФ от28 ноября 2008 г. N 18584) //Правовая система ГАРАНТ.
20)     Техническиетребования по оформлению паспорта гражданина РФ сотрудниками паспортно-визовойслужбы и других подразделений органов внутренних дел
 
II. Литература
1)        Административноеправо Российской Федерации/ под ред. Л.Л. Попова. Учебник. – М.: Высшееобразование. 2007 – 467с.
2)        БахрахД.Н.: Административное право России. Учебник/ Д.Н. Бахрах. – 3-е изд., испр. идоп. – М.: Изд-во Эксмо. 2008. – 528с.
3)        ГарчибидзеБ.Н. Административное право России. Учебник/ Б.Н. Гарчибидзе, А.Г. Чернявский.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК ВЕЛБИ. 2007. – 680с.
4)        ГайановаЭ.А.: Паспорт как вид документа, его появление и развитие.// Секретарское дело.- 2004. №8-9. с.19-23.
5)        ГоловистиковаА.Н.: Иностранцы и Граждане России. Особенности правового положения,регистрация, учет. — М.: Изд-во Эксмо.2006. – 432с.
6)        Комментарийк Кодексу об административных правонарушениях//Правовая система ГАРАНТ.
7)        РождествинаА.А.: Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//Правоваясистема ГАРАНТ.