ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I. Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура Глава II. Порядок формирования Федерального собрания РФ 1. Порядок формирования Государственной Думы 2. Порядок формирования Совета Федерации Глава III. Компетенция палат Федерального собрания РФ Заключение
Библиография 20 ВВЕДЕНИЕ Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т. е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений.
Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа (хотя на деле это не всегда так), его интересов, народного суверенитета. Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, имеющим обобщенное название «парламент». Слово «парламент» происходит от французского глагола «говорить», но родиной парламента считается Великобритания, хотя предшественником парламента были представительные органы рабовладельцев и других
свободных лиц в Древнем Риме и Древней Греции. В Российской Федерации, после принятия Конституции 1993 года, Федеральное Собрание как парламент республики, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше¬му Съезд народных депутатов и формируемый им
Верховный Совет. Актуальность данной темы обусловлена тем, что Фе¬деральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федера¬ции. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо¬кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини¬мающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью озна¬чает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полно¬мочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Государст¬венная Дума РФ представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации РФ, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле¬нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе¬дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне¬ния и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам
Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Федеральное собрание гармонично вписалось в конституционно-правовую систему Российского государства, без него невозможно представить себе портрет российского общества. При написании работы использована литература следующих авторов:
Козлова Е. И Кутафин О. Е Баглай М. В. Гранкин И. В Габричидзе Б. Н Чиркин В. Е. и др. Использован статейный материал, более подробно рассматривающий некоторые проблемы и пути их решения, связанные с работой Федерального Собрания РФ. Также использовано действующее законодательство РФ: Конституция РФ, Федеральные законы, Регламенты палат
Федерального собрания. Цель данной работы – рассмотреть Федеральное собрание РФ и его правовой статус. Задачи работы: охарактеризовать правовой статус Парламента России, его структуру, порядок формирования, а также коротко рассмотреть компетенцию палат Федерального собрания. ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА Законодательная власть — это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы (в том числе конституционные законы, законы о поправках к конституции) — нор¬мативные правовые акты, имеющие после конституции (основного за¬кона) высшую юридическую силу. Подзаконные акты (указы Прези¬дента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответст¬вовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу законы может издавать только парламент (исключения со¬ставляют, например, абсолютные
монархии). Наряду с законами пар¬ламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие пол¬номочия от имени народа и государства. Парламент — это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Первые парламенты (в Англии, Испании и др.) стали возникать еще в ХII – XIV вв но как современное учреждение оформились в
Европе в процессе борьбы с абсолютизмом лишь после буржуазных революций в XVIII – XIX вв. От слова «парламент» возникло производное понятие «парламентаризм» как особая система государственного управления, основанная на раз¬делении властей и контроле парламента в отношении правительства. Российский парламент – Федеральное Собрание пришло на смену Съезду народных депутатов и избираемому им Верховному
Совету. Съезд народных депутатов и Верховный Совет, действовавшие во многом в соответствии с прежней, хотя и обновленной, Конституцией РСФСР, не смогли возглавить назревшие общественные преобразова¬ния. На основе чрезвычайных указов Президента РФ в 1993 г. было избрано заменившее их Федеральное Собрание. Оно состояло из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. В условиях пере¬ходного периода обе палаты избирались сроком на два года. В даль¬нейшем срок полномочий изменился, неоднократно менялся также порядок формирования Совета Федерации. Согласно ч. 1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой па¬лате реализуется
представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их ком¬петенции и в том, что они заседают раздельно (ч. 1 ст. 100). Консти¬туция (ч. З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совмест¬ных заседаний (да и то не обязаны):
во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания по¬сланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания вы¬ступлений руководителей иностранных государств. Каждая палата имеет свою структуру. Во многом их структура со¬впадает, но имеются и существенные различия. Например, в Совете Федерации нет такого важнейшего элемента внутрипарламентской де¬ятельности, как партийные фракции. Существовавшее непродолжи¬тельное время объединение «Федерация» в 2002 г. самораспустилось.
Регламент Совета Федерации 2002 г. запрещает создание в нем партий¬ных фракций. В основе отношений между палатами Федерального Собрания – принцип верхней и нижней палаты. Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума – нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует какая-то соподчиненность, что Госдума подчинена Совету Федерации. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Поскольку первой должна рассматривать законопроекты Государственная Дума, ее и именуют нижней палатой. Поскольку далее принятый ею закон поступает в Совет
Федерации, ее называют верхней палатой. Федеральное Собрание находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ. Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом
России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами.
Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта
РФ, либо в качестве главы администрации субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности. В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты – федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета
Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ. ГЛАВА II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Порядок формирования Совета Федерации Часть 2 ст. 95 Конституции не указывает с достаточной степенью четкости способ формирования
Совета Федерации – избрание, заме¬щение по должности, назначение членов этой палаты Федерального Собрания. В ней лишь указывается исходный принцип: в Совете Федерации заседают по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от законодательного и исполнительного органа государ¬ственной власти субъекта РФ. Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок фор¬мирования
Совета Федерации. В ходе подготовки проекта Федерального закона о порядке фор¬мирования Совета Федерации предлагались различные варианты формирования этой палаты. Так, российские парламентарии хотели сохранить выборность членов этой палаты Федерального Собрания. Как известно, первый состав Совета Федерации был избран сроком на два года в 1993 г.
В частности, предлагалось формировать Совет Федерации сле¬дующим образом: органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ выдвигают кандидатов, а граждане прямыми, всеоб¬щими и тайными выборами решают, кто из них будет заседать в Совете Федерации в качестве одного представителя законодатель¬ного органа и одного представителя от исполнительного органа го¬сударственной власти от каждого субъекта РФ. Президент РФ на¬ложил вето на закон, предусматривающий такой порядок формиро¬вания Совета Федерации, указывая, что он противоречит букве и духу Конституции РФ. В самом деле, при указанном порядке фор¬мирования Совета Федерации его члены представляли бы не зако¬нодательный и представительный органы государственной власти субъекта РФ, а избирателей, население соответствующего субъекта. Хотя описанный порядок формирования Совета Федерации в боль¬шей степени соответствовал бы представительному
характеру Феде¬рального Собрания, закрепленному в ст. 94 Конституции, и пред¬ставлениям о демократическом способе формирования палат рос¬сийского парламента, все же нельзя не признать, что Конституция предусматривает совсем иной способ формирования Совета Федера¬ции, а именно – включение в состав данной палаты представит