–PAGE_BREAK–
Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.
Важным инструментом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. (9, 141 с. )
Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации.
Опыт экономически развитых стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Этот метод позволяет также решать задачи, которые могут быть неподъемны или мало привлекательны для бизнеса. При всех положительных качествах частного капитала, он не во всех случаях в состоянии обеспечить реализацию, например, ряда социальных и крупных инфраструктурных проектов в процессе экономического развития страны.(42)
Следует подчеркнуть, что широкое применение программно-целевых методов позволяет облегчить формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной перспективе.
На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Решение о выборе программного или сметного финансирования той или иной функции должно приниматься в каждом отдельном случае на основе анализа сравнительной эффективности достижения целей, имея в виду, что преимущество программно-целевого подхода наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда выполнение той или иной функции может быть законтрактовано, т.е. для ее реализации может быть привлечен внешний исполнитель. Это позволит в течение 3-5 лет кардинальным образом изменить структуру финансирования расходов бюджета, кратно повысив долю средств, расходуемых в соответствии с принципами программно-целевого финансирования, до 35-40%.(46)
Необходимо подчеркнуть, что рост доли программно-целевого финансирования не означает роста расходов бюджета: программное и сметное финансирование выступают как альтернативные источники финансирования функций. Это важный принцип, поскольку сложилась практика, когда федеральные органы исполнительной власти рассматривают программные средства как дополнительный источник финансирования своих нужд и функций. Программно-целевое финансирование должно замещать сметное, и не более. (37. 638 с.)
Расширение практики применения программно-целевых методов безусловно потребует пересмотра и корректировки самих федеральных целевых программ как инструмента государственной политики. Вероятно, потребуется расширить типологию целевых программ. В частности, целесообразно разделить программы, реализуемые исключительно или преимущественно за счет средств федерального бюджета, программы предполагающие привлечение значительной доли финансирования из региональных, муниципальных бюджетов и частных источников, программы, реализуемые преимущественно за счет привлекаемых средств. Такое деление определяется различными схемами и сложностью администрирования таких программ, различными критериями бюджетной и экономической эффективности.
Также должны быть максимально использованы такие преимущества федеральных целевых программ и целевых расходов, как возможность гласно, прозрачно, на длительную перспективу привлекать для выполнения поставленных на федеральном уровне целей средства помимо федерального бюджета.(33, 472 с.)
Перенос акцента на целевое финансирование позволит осуществлять на основе прозрачных процедур оценку эффективности всех элементов расходной части бюджета. По мнению Минфина России, показатели бюджетной эффективности должны включать оценку влияния результатов реализации федеральных целевых программ на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня.
Рост доли целевого финансирования в структуре расходов федерального бюджета позволит улучшить подотчетность главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета в первую очередь благодаря контрактированию выполнения отдельных функций с оценкой достигаемых результатов в сопоставлении с оценкой сметных затрат, необходимых для достижения аналогичных результатов.( 46)
Таким образом, для обеспечения реализации поставленных задач предлагается упорядочить и систематизировать расходную часть федерального бюджета с целью увеличения доли целевых расходов министерств (ведомств). Это позволит повысить эффективность использования выделяемых средств федерального бюджета, в том числе государственных капитальных вложений. Повышение эффективности расходов приведет к экономии бюджетных средств, а следовательно, и к расширению спектра решаемых государством проблем, либо к возможности дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику.
Такой подход будет способствовать переходу в деятельности федеральных министерств (ведомств) — государственных заказчиков федеральных целевых программ от функционального к целевому управлению во взаимосвязи с персональной ответственностью руководителей этих органов исполнительной власти за результаты реализации программ и рационализацию затрат.(19, стр 115)
Таким образом, ФЦП являются важным и неотъемлемым элементом целостной социально- экономической государственной политики. Главным преимуществом программно-целевого метода является то, что он дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций. Широкое применение программно-целевых методов позволяет облегчить формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной перспективе.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что ФЦП являются наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона.
–PAGE_BREAK–
Основной объем этих средств был направлен на реализацию следующих федеральных целевых программ и проектов непрограммной части программ.
С использованием средств ФЦП «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» проводились значимые работы по строительству и реконструкции важнейших автомагистралей края. Среди них участки трассы «Бийск – Белокуриха», «Чуйский тракт», а также дороги общего пользования. В 2008 году на эти цели направлено около 2 млрд. рублей.
Значительный объем средств направлен в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». Благодаря реализации этих программ в 2008 году осуществлялось строительство, реконструкция сетей водоснабжения, строительство внутрипоселковых газовых сетей в сельской местности. В рамках реализации данной программы предусмотрено в 2008 году финансирование 16 объектов водоснабжения, по состоянию на 01.10.2008 направлено 100,2 млн. рублей, что в 1,5 раза превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Проводятся следующие мероприятия:
по реконструкции систем водоснабжения в муниципальных районах: Благовещенский (пос.Тельманский и с.Яготино), Завьяловский (с.Завьялово), Залесовский (с.Залесово), Змеиногорский (пос.Октябрьский), Кулундинский (с.Кулунда), Панкрушихинский (пос.Березовский), Романовский (села Грановка м Мормыши), Рубцовский (пос.Дальний), Троицкий (с.Заводское), Хабарский (с.Плесо-Курья), Чарышский (с.Чарышское и с.Красный Партизан), Шелаболихинский (с.Шелаболиха); по строительству водопроводных сетей в селах Быстрый Исток Быстроистокского района, Калмыцкие Мысы Поспелихинского района; по строительству головных водопроводных сооружений в селе Усть-Чарышская Пристань Усть-Пристанского района.Общий объем финансирования по этим программам в 2008 году составил более 2 млрд. рублей за счет всех источников финансирования.(42)
На улучшение жилищных условий различных категорий граждан была направлена реализация Федеральных целевых программ «Жилище» на 2002-2010 годы, «Социальное развитие села до 2012 года», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года». По итогам выполнения этих программ в текущем году более 1000 семей улучшат свои жилищные условия, сдан в эксплуатацию жилой поселок Алтайской общественной организации «Ассоциация кумандинского народа» в г. Бийске, включающий в себя 16 одноквартирных жилых домов. Кроме того, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2008 году выдано 180 государственных жилищных сертификатов на сумму 229 млн. рублей семьям военнослужащих, уволенным с военной службы, участникам ликвидации последствий В рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». финансируется один объект водоснабжения – строительство водовода и реконструкция разводящих сетей в г.Горняке Локтевского района. За 9 месяцев 2008 года на строительство водовода выделено 25,4 млн. рублей, что в 2,3 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Освоено 48 млн. рублей, приобретено и проложено 5800 м трубопровода диаметром 530 мм. Строительство водовода в г.Горняке ведется ускоренными темпами, благодаря финансированию объекта из федерального и краевого бюджетов, что позволит ввести его в эксплуатацию не в 2010, а на год раньше – в 2009 году. Новый водовод поможет улучшить водоснабжение населенных пунктов района и снизить себестоимость воды.радиационных катастроф, гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и вынужденным переселенцам. (41)
Еще одна значимая программа — «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года». Для лечения участников радиационных аварий и катастроф введен в эксплуатацию блок №3 регионального центра радиационной и экологической медицины в г. Барнауле на 370 коек, продолжается строительство поликлиники в составе второго пускового комплекса. По программе финансируются два объекта по расширению водопроводных сетей в селах Новоегорьевское Егорьевского района и Лаптев Лог Угловского района в объеме 12 млн. рублей.(4 п.3)
За счет субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры из 15 строящихся объектов 10 введены в текущем году. Это 4 общеобразовательные школы на 730 ученических мест, детский сад на 260 мест в г. Барнауле, больница на 50 коек в с. Крутиха, поликлиника на 250 посещений в смену в с. Ключи, акушерский корпус в р.п. Тальменка и 24 км водопроводных сетей в городах Новоалтайск и Камень-на-Оби.
На финансирование мероприятий по федеральным целевым программам, действующим на территории Алтайского края и проектам непрограммной части в 2009 году планируется направить более 10 млрд. рублей, сообщают в Главэкономики.
Алтайская ассоциация «Межрегиональный центр наноиндустрии» получила государственный заказ в рамках ФЦП Ассоциация создана в декабре 2007 года при участии Администрации Алтайского края.
Государственный заказ получен в рамках Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы». Объем средств, привлеченных из федерального бюджета, составит в 2008-2010 годах 10,4 млн. рублей.(49)
В соответствие с государственным контрактом, Ассоциация «Межрегиональный центр наноиндустрии» будет предоставлять методические, технологические и организационные услуги в области патентно-лицензионной деятельности; обеспечивать доступ организаций региона к специализированным базам данных патентной документации. Также ассоциация будет проводить анализ результатов выполненных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ и в случае необходимости приобретать интеллектуальные права на их результаты. Еще одно из направлений работы – сопровождение базы данных результатов НИОКР и объектов интеллектуальной собственности в сфере наноиндустрии по региону.
Соисполнителями госзаказа выступают Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, ООО «Патент – Сервис», ООО Технологический центр «Наноплан», ИПХЭТ СО РАН, ФГУП «Федеральный научно-производственный центр «Алтай».
В 2007 г. в крае реализовано 7 мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)». Федеральное агентство по культуре и кинематографии профинансировало мероприятия средствами федерального бюджета в полном объеме – 7,3 млн. рублей.( 41)
5 млн. рублей получено на завершение реставрации памятника истории и культуры «Народный дом» – здания Государственной филармонии Алтайского края. (42)
Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края (НПЦ «Наследие») по государственному контракту с ФГУК «РОСИЗО» проведен мониторинг состояния 74 объектов культурного наследия: 30 памятников археологии и 44 памятника истории и культуры в Барнауле, Бийске, Змеиногорске, Камне-на-Оби, в Курьинском, Павловском, Смоленском, Тюменцевском, Усть-Пристанском и Шелаболихинском районах. Работа выполнялась в целях создания Единого государственного реестра памятников истории и культуры Российской Федерации. Сотрудниками НПЦ «Наследие» выполнены натурные исследования объектов, учётная и техническая документация. На эти цели из федерального бюджета получено 400 тыс. рублей. Отчёт о проделанной работе представлен в Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
В рамках программы Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. Академика И.Э Грабаря отреставрировано 8 произведений искусства из фондов Государственного художественного музея Алтайского края.(42)
Мероприятия ежегодного Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» были посвящены 78-й годовщине со дня рождения В.М. Шукшина, Году русского языка и 70-летию образования Алтайского края. Программа фестиваля включала: Шукшинские и Соболевские чтения, встречи с писателями, фестиваль песенного творчества «В гостях у Шукшина», фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Театральная околица», художественную выставку «Алтай. Сибирь. Россия», художественно-публицистическую программу на горе Пикет «Люди, милые люди, здравствуйте». На проведение Шукшинского праздника из федерального бюджета выделено 500 тыс. рублей. Впервые в истории Шукшинских дней на Алтае учреждена Шукшинская литературная премия главы Администрации края. В 2007 г. она была вручена курганскому писателю В. Потанину.
Шукшинскому кинофестивалю в 2007 г. присвоен статус Всероссийского. На его проведение из федерального бюджета выделено 900 тыс. рублей.Также состоялся круглый стол «Золотой век России» по проблемам экранизации русской классической литературы и перспектив развития отечественного кинематографа. (50)
Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова реализован проект «Популяризация государственной символики муниципальными библиотеками Алтайского края». В его рамках подготовлен сборник методических материалов «Российская Федерация. Официальные символы Алтайского края и муниципальных образований», изданы плакаты и буклеты по теме «Символика России и Алтайского края», создан компакт-диск «Символы России и Алтайского края: прошлое и настоящее», подведены итоги краевого конкурса среди муниципальных библиотек края на лучший сценарий мероприятия по использованию государственных символов России и Алтайского края, проведены презентация мультимедийного центра «Патриот Отечества» и зональные семинары по пропаганде государственной символики на базе центральных библиотек Троицкого района и г. Камня-на-Оби.(41)
В 2008 году началось претворение в жизнь федеральной целевой программы «Государственная граница Российской федерации (2003-2010 гг.)». Алтайская таможня провела необходимые конкурсные торги и уже выделены денежные средства на разработку проектно-сметной документации для строительства современных автопереходов на постоянной основе на двух многосторонних автомобильных пунктах пропуска: «Горняк» и «Малиновое озеро». Их строительство запланировано на 2009 год. Кроме того, в прошлом году таможня построила и ввела в эксплуатацию специализированную площадку под мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК) в МАПП «Михайловка» Горнякского таможенного поста Алтайской таможни. Установить там МИДК планируется в 2009 году. Все это происходит в результате реализации Концепции развития таможенных органов, согласно которой до 2010 года предусмотрено строительство и реконструкция пунктов пропуска, их оснащение инспекционно-досмотровыми комплексами. Первый такой МИДК Алтайская таможня получила по централизованной поставке в конце 2007 года, он установлен на автомобильном пропускном пункте «Кулунда».(48)
Подписано распоряжение Администрации края о направлении 8,45 млн. рублей, полученных из федерального бюджета, на строительство футбольного поля с искусственным покрытием для КГУ ДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу Алексея Смертина». Средства поступили в рамках реализации соглашения между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Администрацией Алтайского края. Проект осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие футбола в Российской Федерации» федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006 — 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.(41)
Данные, представленные Главным Управлением экономики и инвестиций алтайского края, можно представить в виде таблицы:
Таблица 3 динамика финансирования и исполняемости ФЦП в Алтайском крае
2006
2007
2008
2009( 9 мес)
Лимит( млн. руб)
4047,529
5794,42
8361,448
13 013,5
Профинансировано ( млн. руб)
4025,679
5774,981
8483,065
11 615,5
Выполнено
3966,538
5543,185
7204,658
–
Соотношение в %
97,99
95,66
86,16
В целом можно отметить отрицательную динамику исполняемости ФЦП, также следует отметить существенный прирост финансовых ресурсов засчет ФЦП. Так, если в 2006 г ФЦП не выполнились лишь на 2, 1%, то в 2007 уже на 4,34%, т.е. более, чем в 2 раза, а в 2009 уже можно отметить отклонение от плана на 1,0315 млн руб.
2.3 Направления финансирования ФЦП в 2008-2011гг
Правительство не готово потратить в следующем году 2 трлн рублей на федеральные целевые программы (ФЦП), поэтому некоторые из них будут сокращены. Эксперты предлагают потратить высвободившиеся средства на стимулирование внутреннего спроса и инвестиционной активности компаний.
Минэкономразвития предлагает в бюджете 2010 года урезать госинвестиции. Под нож пустят некоторые ФЦП и ФАИП (федеральные адресные инвестиционные программы). По подсчетам заместителя министра экономического развития Олега Савельева, если сохранить все уже действующие ФЦП в полном объеме и выделить средства на новые целевые программы, как планировалось ранее, то в 2010 году на их реализацию потребуется порядка 2 трлн рублей.
В 2009 году общий объем финансирования 53 ФЦП по открытой части федерального бюджета предусмотрен в размере 990,1 млрд рублей, в том числе затраты на государственные капитальные вложения – 651 млрд… А потому возможен «отказ от некоторых ФЦП». Тем более что из 53 действующих ФЦП в первом квартале 2009 года эффективно выполнялись только пять.
По данным Минэкономразвития (МЭР), эффективно реализуются федеральная космическая программа (заказчик – Роскосмос), ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» и «Развитие гражданской авиационной техники России» (Минпромторг), «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» (заказчик – «Росатом») и «Модернизация транспортной системы России» (Минтранс). По остальным 34 программам отмечается «средняя эффективность реализации», считают в ведомстве.(34, стр 72)
Повысить отдачу от госинвестиций МЭР предлагает также за счет расширения полномочий госзаказчиков программ. По словам Савельева, речь идет в том числе о возможности использования внешних управляющих компаний.
Идея МЭР сэкономить на реализации ФЦП уже нашла отклик в правительстве. Премьер Владимир Путин заявил, что при подготовке проекта бюджета на 2010 год будут учитываться итоги исполнения ФЦП.
Еще в ходе корректировки бюджета на 2009 год средства ФЦП были существенно перераспределены в пользу реализации антикризисных мер. Финансирование программ пришлось сократить более чем на четверть миллиарда рублей – с 1161 млрд рублей до 909 млрд рублей.(3)
На этот раз из ФЦП выведут не более 10–15%, полагают эксперты. Ведомства, выступающие госзаказчиками по реализации целевых программ, будут стоять насмерть, отстаивая их полное финансирование. «Часть средств перераспределят внутри действующих программ, представив их как антикризисные», – говорит эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики в рамках среднесрочного бюджетного планирования.(19, стр115)
Перечень федеральных целевых программ, финансирование которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета на 2009 – 2011 годы (далее – Перечень), сформирован как из ранее действующих программ, так и из вновь разрабатываемых программ.
В среднем на одну программу предусматривается в 2009 году 20,1 млрд. рублей, в 2010 году – 23,5 млрд. рублей, в 2011 году – 33,0 млрд. рублей (в 2008 году – 15,8 млрд. рублей).
В соответствии имеющимися в Счетной палате по состоянию на 26 августа 2008 года нормативным документам, в законопроект включены ФЦП, не утвержденные в установленном порядке, в том числе в 2009 году – 6 ФЦП на общую сумму 53,1 млрд. рублей, или 4,5 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование ФЦП, в 2010 году – 6 ФЦП на сумму 54,3 млрд. рублей, или 4 %, в 2011 году – 7 ФЦП на сумму 37,7 млрд. рублей, или 2,7 %. Это свидетельствует, что в законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования по не принятым расходным обязательствам.(42)
Не утверждены в установленном порядке новые ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 – 2013 годы», «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2015 годы)», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».
Кроме того, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года, без внесения изменений в паспорт ФЦП, законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на 2011 год в объеме 11 997,7 млн. рублей. (46)
Правительство Российской Федерации распоряжением от 9 сентября 2004 г. № 1174-р поручило ряду заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработку проекта ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 – 2010 годы)» и передачу ее на утверждение в Правительство Российской Федерации до 15 октября 2004 года, однако до настоящего времени указанная ФЦП в установленном порядке не утверждена.
По Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, срок реализации которой заканчивается в 2014 году, паспортом программы ресурсное обеспечение распределено только по 2008 год включительно, однако законопроектом предусматривается ежегодный объем бюджетных ассигнований по 20,0 млн. рублей с 2009 по 2011 годы без внесения изменений в указанную ФЦП.(42)
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 – 2014 годы)» завершается 1 января 2008 года, однако законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств на ее реализацию в 2009 и 2010 годах в объеме 27,3 млрд. рублей и 22,2 млрд. рублей соответственно.(3)
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809 «О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015 годы, предусматривающего завершение в 2007 году реализации подпрограммы «Развитие электронной компонентной базы» на 2007 – 2011 годы ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 – 2011 годы» и утверждение новой ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 – 2015 годы, законопроектом на 2009 – 2010 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств завершенной подпрограммы в объеме 6 530,0 млн. рублей.(44)
В Перечне на 2009 год из 59 ФЦП по 21 ФЦП (35,6 %) объемы предлагаемых ассигнований не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в паспортах ФЦП, в том числе по 18 ФЦП (30,5 %) объемы бюджетных ассигнований в законопроекте превышают объемы финансирования, предусмотренные в паспортах ФЦП, а по 3 ФЦП (5,1 %) – ниже объемов паспортов ФЦП.
Так, наибольшее превышение бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом на 2009 год без внесения соответствующих изменений в паспорта ФЦП, допущено по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» – в 3,2 раза, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области до 2010 года – в 2,8 раза, по ФЦП «Культура России (2006 – 2010 годы)» – в 2,2 раза, по ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2008 годы)» – в 2 раза. При этом объем ассигнований на 2009 год по ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 – 2015 годы законопроектом предусмотрен на 46,3 % ниже утвержденного паспортом ФЦП.
Наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2009 году (в сумме 1 012,1 млрд. рублей, или 85,4 % общей суммы расходов на ФЦП) предусмотрены по направлениям: «Развитие инфраструктуры» (46,4 %), «Развитие науки и технологий» (22,3 %) и «Безопасность и экология» (16,7 %).
В связи с окончанием сроков реализации ФЦП «Дети России» на 2007 – 2010 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, ФЦП «Русский язык» (2006 – 2010 годы) и ФЦП «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» расходы по направлению «Новое поколение» в 2011 году не предусматриваются.(43)
В 2011 году из общей суммы расходов на ФЦП расходы по направлению «Развитие инфраструктуры» предусматриваются в объеме 739,7 млрд. рублей, что на 322,4 млрд. рублей, или на 77,3 %, больше, чем в 2008 году, расходы по направлению «Развитие регионов» и «Развитие науки и технологий» за тот же период увеличатся в 2,2 раза и в 2 раза соответственно. Удельный вес расходов по направлению «Безопасность и экология» сократится с 13,4 % в 2008 году до 12,2 % в 2011 году.
продолжение
–PAGE_BREAK–Из общей суммы расходов, предусмотренныхпо направлению «Развитие науки и технологий» на ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 – 2010 годы и на перспективу до 2015 года» и Федеральную космическую программу России на 2006 – 2015 годы предусмотрено в 2009 году 33,1 % и 22 %, в 2010 году – 34,9 % и 12,8 %, в 2011 году – 35,9 % и 13,8 % (в 2008 году – 33,3 % и 19,9 % соответственно).
Из общей суммы расходов, предусмотренных по направлению «Развитие регионов», на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы» направляется в 2009 году соответственно 66,3 % и 20,4 %, в 2010 году – 69,3 % и 17,1 %, в 2011 году – 71 % и 14,5 % (в 2008 году – 51,8 % и 26,1 % соответственно).(46)
Объем расходов на государственные капитальные вложения в общей сумме расходов на федеральные целевые программы в 2011 году составит 1 116,5 млрд. рублей, или 82,4 %, что выше уровня 2008 года на 11,9 процентного пункта. Объем расходов на НИОКР составит 135,1 млрд. рублей, или 10 %, что выше уровня 2008 года на 1 процентный пункт. Объем расходов на прочие нужды составит 102,6 млрд. рублей, их доля в общих расходах на ФЦП уменьшится с 20,5 % в 2008 году до 7,6 % в 2011 году.
Анализ ассигнований из федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации показал, что доля программной части в общих расходах федерального бюджета в 2009 и 2010 годах составит 13,1 % и 13,2 % соответственно против 11,2 % в 2008 году, а в 2011 году она снижается до 12,5 % в связи с окончанием реализации ФЦП «Жилище».
Сокращение доли программной части расходов (ФЦП), предусматривается также по разделу «Национальная оборона» с 12,6 % в 2009 году до 9,9 % в 2010 году и 8,1 % в 2011 году, по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» – с 24,3 % в 2009 году до 13,7 % в 2010 году и 11,6 % в 2011 году, по разделу «Межбюджетные трансферты» – с 7,1 % в 2009 году до 6,4 % в 2010 году и до 5,5 % в 2011 году.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009 – 2011 годах» отмечено, что за прошедшие годы упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций. Однако практическое внедрение инструментов и механизмов неоправданно затянулось. (42)
Из 2 708 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2007 году (в 2006 году – 1 234 стройки и объекта), введены в эксплуатацию 1 865 строек и объектов, или 68,9 % (в 2006 году – 37,4 %), в том числе 1 406 объектов, финансируемых в рамках программной части (69,4 % объектов, предусмотренных к вводу) и 459 объектов – в рамках непрограммной части (67,3 %).
По состоянию на 1 января 2008 года техническую готовность менее 50 % имели 4 587 строек и объектов, или 75,3 % (на 1 января 2007 года – 36,2 %).
Не введены в эксплуатацию в 2007 году федеральные центры высоких медицинских технологий в городах Пенза, Астрахань, Чебоксары и Краснодар. С 1983 года начато и до настоящего времени не окончено строительство аэропорта «Омск – Федоровка», с 1989 года – аэровокзального комплекса в городе Сочи.(51)
Поскольку в законопроекте количество предполагаемых строек, а также их перечень и предусмотренные объемы бюджетных ассигнований по годам не представлены, оценить степень выполнения задачи финансирования в первоочередном порядке переходящих объектов с высокой степенью готовности, а также пусковых объектов не представляется возможным.
В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, необходимо активизировать работу по увязке бюджетных ассигнований на ФЦП с конкретными целями и количественно измеримыми показателями оценки их достижения. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей – следует отказаться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Прекратить реализацию неэффективных или должным образом не проработанных программ, разработать и утвердить во всех программах показатели оценки деятельности государственных заказчиков с целью повышения их ответственности за конечный результат.(42)
Итак, опираясь на приведенную статистику можно выделить следующие основные направления финансирования:
В 2009 году -1 012,1 млрд. рублей, или 85,4 % общей суммы расходов на ФЦП предусмотрены по направлениям: «Развитие инфраструктуры» (46,4 %), «Развитие науки и технологий» (22,3 %) и «Безопасность и экология» (16,7 %).
В 2010 — 356,6 млрд руб. на социальную политику, публичные и приравненные к ним обязательства в сфере социальной политики достигнут почти 40 процентов расходов федерального бюджета в 2010 г. Также в 2010 г возрастут трансферты из федерального бюджета во внебюджетные фонды, в первую очередь ПФР. Размер трансферта в ПФР возрастет с 2,3 % ВВП в 2009 г до 6 % ВВП в 2010 г.
В 2011 — ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» составит 216,6 млрд, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» — 69,8 млрд. руб.
Таким образом, развитие инфраструктуры и социальной сферы станет основным направлением финансирования ФЦП в 2009-2011гг.
–PAGE_BREAK–