МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноеагентство по образованию
БУЗУЛУКСКИЙГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)Государственного образовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетдистанционных технологий
Кафедра«Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:«Целевые бюджетные ивнебюджетные фонды»
Бузулук 2008
1. Федеральныеи региональные целевые программы
Рост экономики составил 8,1 процента, это один из самыхбольших результатов за последние годы. Россия обошла такие страны «восьмерки»,как Италия, Франция, и по объему экономики теперь занимает седьмое место в мире(по данным международных экспертов).
Реальные доходы граждан выросли на 10,4 процента. Реальнаязаработная плата – на 16,2 процента. Реальная пенсия – на 3,8. Это тоже плюс,тоже выше инфляции, на 3,8, но все-таки рост пенсий значительно отстает отроста заработной платы. Поэтому с 1 февраля этого года мы уже увеличилистраховую часть пенсии на 12 процентов, с 1 апреля предполагается второеувеличение страховой части пенсии – на 7,5 процента и с 1 августа текущего годаувеличение базовой части пенсии – на 15 процентов. При этом Правительствообещает следить за тем, как будет развиваться ситуация с инфляцией,Правительство должно будет это делать обязательно, и корректировать ростпенсионных доходов в соответствии с этим макроэкономическим показателем. Успешнореализуется и демографический проект. Казалось, что это вообще неподъемноедело. Между тем рост динамики рождаемости был самым большим в 2007 году за 25лет и детей родилось так много, как не рождалось за последние 15 лет. И чтоособенно важно, мы достигаем прямо той цели, которую перед собой ставили:значительно увеличилось количество вторых и третьих детей в семьях, на 10процентов (с 33 процентов примерно до 42-х процентов). При этом индексируются всепособия в этой сфере, включая и материнский капитал.
Он начинался с 250 тысяч рублей (материнский капиталсоставлял такую сумму). В 2008 году он уже будет 271 тысяча, а в 2010-м – планируетсяпримерно 307 тысяч, в зависимости от того, как Правительство будет справлятьсяс инфляцией. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума: вызнаете, что это одна из больших, острых проблем – бедность населения. Если в2000 году считалось, что у нас в стране более 30 процентов населения находитсяза чертой бедности, то в 2005 году это было 17,7 процента, в 2006-м – 15,3процента, а в 2007-м – уже меньше 14 процентов. Уменьшилось и число безработных.Промышленное производство показывает хорошую динамику роста. В 2005 и 2006годах рост промышленного производства не превышал 4-х процентов, в 2007 году онбыл уже 6,3 процента. Порадовали обрабатывающие отрасли промышленности.Некоторые отрасли росли просто очень высокими темпами. Имею в виду не толькосферу услуг, но, скажем, и строительство – 20 процентов примерно, жилищное – ещебольше. Это уже похоже на строительный бум в стране. Инвестиции в основнойкапитал самые большие за все предыдущие восемь лет. Такого не было даже в 2000году, когда рост экономики составил 10 процентов. Инвестиции в основной капиталсоставили 21,1 процента. Чистый приток частного капитала в Российскую Федерациюсоставил в прошлом году 82,3 миллиарда долларов, это в два раза больше чем в2006 году. Укрепляется финансовое состояние нашей страны. Золотовалютныерезервы увеличились на 170 миллиардов долларов и приближаются к отметке вполтриллиона долларов США, точнее, 478,6 по последним данным, чуть-чутьпонижение произошло в связи с изменением курса доллара. Стабфонд составляет3,84 триллиона рублей. Российские банки достаточно легко прошли кризисликвидности. Фондовый индекс увеличился на 20 процентов, это чуть меньше, чем впрошлом году, но в прошлом году вообще был рекорд. И вообще фондовый рынокРоссии растет рекордными темпами, 20 процентов – очень неплохой показатель.
Работа с федеральными целевыми программами в ближайшейперспективе должна быть ориентирована на достижение конечных результатов вконтексте повышения эффективности деятельности государственных заказчиков,создания действенных рычагов учета и контроля за ходом реализации программныхмероприятий, выполнения принятых обязательств по финансированию программ. Этодолжно осуществляться в строгом соответствии с положениями действующегозаконодательства, решениями Правительства Российской Федерации.
Переход к работе с федеральными целевыми программами,ориентированной на конечный результат, предусматривает усиление механизмовконтроля за реализацией программ и должен включать два основных элемента:
· внешнийконтроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, МинэкономразвитияРоссии, Минфином России, Минпромнауки России, а также государственнымиконтролирующими органами;
· внутреннийконтроль, осуществляемый самими федеральными органами исполнительной власти – государственнымизаказчиками федеральных целевых программ.
При этом возрастает роль отчетности, мониторинга и оценкирезультатов, что предполагает разработку системы показателей, позволяющихотслеживать соответствие фактически достигнутых результатов целям программ.Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практическинепрерывно.
С этой целью от государственных заказчиков необходимопотребовать для каждой действующей федеральной целевой программы определенияобязательных количественных показателей их результативности – одного изважнейших критериев, одобренных Правительством Российской Федерации.
Решение указанных задач возможно при условиях:
· обеспеченияеще большей открытости процедур формирования и реализации мероприятийфедеральных целевых программ;
· осуществлениядейственного контроля за их реализацией, повышения ответственностигосударственных заказчиков за достижение целей программ и своевременногопредставления качественной отчетности по использованию финансовых средств повсем источникам финансирования;
· мобилизациииз всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ.
Целесообразно внедрить практику ежегодной оценкигосударственными заказчиками финансирования федеральных целевых программ поутвержденным показателям с учетом потребностей программ в средствах из всехисточников, одобренного Правительством Российской Федерации перспективногофинансового плана Российской Федерации, реальных возможностей финансированиямероприятий программ за счет федерального бюджета, а также мобилизации средств,привлекаемых из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации. Анализ работы государственных заказчиков федеральных целевых программпо совершенствованию механизма управления программами, повышению эффективностиреализации программных мероприятий, упорядочению расходования средств изфедерального бюджета свидетельствует о том, что имеются резервы посовершенствованию методов работы с федеральными целевыми программами. К нимотносятся экспертные проверки, являющиеся одним из инструментов текущегомониторинга реализации федеральных целевых программ. С целью повышенияэффективности экспертных проверок в Минэкономразвития России подготовлен проектрекомендаций по организации и проведению экспертных проверок федеральныхцелевых программ, которые могли бы оказать государственным заказчикамопределенную помощь в практической работе с федеральными целевыми программами.В качестве одного из инструментов проведения экспертных проверок, а также дляподготовки годового отчета в Минэкономразвития России разработан проектрекомендаций по проведению анализа хода реализации федеральных целевыхпрограмм, с помощью которых можно осуществлять оценку соответствия фактическихпоказателей их реализации показателям, установленным при утверждении программПравительством Российской Федерации, системе приоритетов и критериевформирования программ на среднесрочную перспективу, а также анализ ходавыполнения программ. Результаты экспертных проверок и анализа хода реализациифедеральных целевых программ должны были обеспечиватьинформационно-аналитическую поддержку решений по совершенствованию работы сфедеральными целевыми программами и учитываться при формировании перечняфедеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию изфедерального бюджета на очередной финансовый год. Разработка указанных проектовдокументов рассматривалось как подготовительный этап к формированию целостнойсистемы мониторинга хода реализации федеральных целевых программ. Важнейшимэлементом эффективной реализации федеральных целевых программ являетсявозможность их оценки и при необходимости принятия решения о приостановкереализации или прекращении реализации федеральных целевых программ. Внормативно-правовых документах, определяющих работу с федеральными целевымипрограммами, в основном отсутствовал механизм, регламентирующий порядокпрекращения реализации принятых в установленном порядке федеральных целевыхпрограмм. Приостановка реализации федеральных целевых программ можетосуществляться в случае невыделения средств федерального бюджета на очереднойфинансовый год на реализацию программы. Кроме того, в настоящее времяфедеральные целевые программы могут прекращать свое действие или утрачиватьстатус самостоятельной федеральной целевой программы в случаях:
· завершениясрока их реализации;
· включениямероприятий программы в качестве подпрограмм, разделов или направлений в другиефедеральные целевые программы (например, федеральная целевая программа «Сохранениеи развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» включена в качествеподпрограммы в федеральную целевую программу «Сохранение и развитие архитектурыисторических городов»);
· объединениянескольких федеральных целевых программ в одну (например, федеральные целевыепрограммы «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», АНТИ-ВИЧ/СПИД» послекоренной переработки были включены в качестве подпрограмм в федеральную целевуюпрограмму «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»);
· включенияпрограмм в межгосударственные программы (например, «Поддержка РоссийскойФедерацией интеграционных процессов в области образования в СодружествеНезависимых Государств» включена в межгосударственную программу);
· отказагосударственного заказчика от реализации программы (например, Минсвя-зи Россиинамерено обратится в Правительство Российской Федерации о прекращенииреализации федеральной целевой программы «Российский народный телефон.
· МинпромнаукиРоссии(письмо от 7 мая 2003 г. №ВФ – 255/02) в целях реализации указанногопункта в соответствии с возложенными на него задачами будет осуществлять анализпривлечения средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников навыполнение НИОКР федеральных целевых программ в рамках общего объемафинансирования расходов на фундаментальные исследования и содействиенаучно-техническому прогрессу, с учетом доли финансирования НИОКР из бюджетовсубъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Минфин России предложил сокращать долю финансирования программза счет средств федерального бюджета, в случае, если государственный заказчикне принял меры по обеспечению полного и своевременного финансированиямероприятий программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетовсубъектов Российской Федерации, только после рассмотрения докладовгосударственных заказчиков о реализации программы за отчетный год.
Таким образом решение о приостановлении или прекращенииреализации федеральной целевой программы принимает Правительство РоссийскойФедерации по предложению Минэкономразвития России, Минфина России, МинпромнаукиРоссии в случаях, когда по результатам экспертной проверки хода реализациифедеральной целевой программы, проведенной Минэкономразвития России совместно сМинфином России и Минпромнауки России, или анализа информации по итогам еереализации за отчетный год установлено:
· чтогосударственный заказчик в отчетном году не принял меры по обеспечению полногои своевременного финансирования мероприятий целевой программы за счет средстввнебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации,предусмотренных утвержденной программой;
· невыполнениесроков реализации программных мероприятий;
· нецелевоеиспользование средств, выделяемых на реализацию программ.
Анализ итогов реализации федеральных целевыхпрограмм
Важными целями экономической, социальной и региональнойполитики государства, решаемой посредством федеральных целевых программ,являются:
· обеспечениепрогрессивных структурных сдвигов;
· реформированиеутяжеленной, ресурсоемкой, разбалансированной экономической структуры;
· повышениеобщей конкурентоспособности российской экономики;
· реализацияее преимуществ в условиях глобализации мировой экономики.
Основной результат проделанной работы заключается в повышенииэффективности реализации программ, обусловленной, в том числе, сокращениемколичества федеральных программ, финансируемых из федерального бюджета,обеспечившим концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, и значительномросте объемов финансирования программ из федерального бюджета, что позволилоприблизить объемы бюджетных назначений к объемам финансирования,предусмотренным при утверждении программ. В результате более последовательногоиспользования одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов икритериев отбора программ, предлагаемых к финансированию из федеральногобюджета, реализация утвержденных в установленном порядке ПравительствомРоссийской Федерации федеральных целевых программ была направлена прежде всегона развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономическогорегулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизациюинструментов стимулирования инновационной активности.
Правительством Российской Федерации был принят ряд решений,направленных на совершенствование работы с федеральными целевыми программами,даны конкретные поручения по повышению эффективности их реализации:
· назаседании Правительства Российской Федерации. специально рассматривался вопросо совершенствовании работы с федеральными целевыми программами и было отмечено,что одним из основных элементов оценки качества управления реализациейфедеральных целевых программ должна стать углубленная оценка ихрезультативности;
· ПравительствомРоссийской Федерации одобрен подготовленный Минэкономразвития России макет (ссоответствующими формами) доклада о реализации федеральных целевых программ.
Постановлением Правительства Российской Федерации введен рядсущественных положений, связанных с реализацией федеральных целевых программ. Кчислу важнейших относятся:
· внесениеположения о том, что в случае, если государственный заказчик не принял меры пообеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы засчет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации,Минэкономразвития России, Минфин России и Минпромнауки России вправе вносить вПравительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансированияуказанных мероприятий за счет средств федерального бюджета, о корректировке ихцелей и срока реализации или о целесообразности дальнейшей реализациипрограммы;
· уточнениефункций государственного заказчика – координатора;
· подробнаярегламентация необходимых сведений, которые должны включаться в состав раздела «Оценкаэффективности социально-экономических и экологических последствий от реализациипрограммы», включая конкретные показатели, применяемые для оценки ожидаемойсоциально-экономической эффективности программы;
· определениепорядка продления срока действия программы;
· определениепорядка представления статистической отчетности о реализации федеральныхцелевых программ за прошедший год и ответственности в случае непредставленияинформации в срок, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В рамках реализации положений данного постановления вМинэкономразвития России создан информационный Web – сервер ФЦП в системеИнтернет в составе сайта Министерства с целью обеспечения более оперативного ичеткого взаимодействия Минэкономразвития России с заинтересованными министерствамии ведомствами – государственными заказчиками федеральных целевых программ.
МНС России с целью повышения эффективности использованиясредств, выделяемых из всех источников финансирования, получения объективных иоперативных данных по результатам реализации мероприятий федеральной целевойпрограммы «Развитие налоговых органов» разработан и утвержден «Порядок контроляза ходом реализации программных мероприятий». Указанным документомрегламентированы формы, сроки, периодичность и структура представления отчетныхматериалов, установлена строгая вертикаль осуществления контроля.Ежеквартальный мониторинг за ходом реализации мероприятий позволит, по мнениюМНС России, оперативно контролировать сроки их реализации, целевое иэффективное использование средств.
Минатом России разработал предложения по созданию механизмаконтроля и оперативного управления за реализацией подпрограммы «Ядерныетехнологии нового поколения» федеральной целевой программы «Национальнаятехнологическая база». Схема управления подпрограммой утверждена руководствомМинатома России.
Однако, работа государственных заказчиков, несмотря напредпринимаемые меры по совершенствованию работы с федеральными целевымипрограммами, имеет недостатки.
Проведенный анализ отчетных материалов государственныхзаказчиков по реализации федеральных целевых программ показал, что:
· вряде случаев они подготовлены без учета требований, изложенных в нормативныхдокументах, определяющих работу с федеральными целевыми программами;
· частьиз них представлена с нарушением установленных Правительством РоссийскойФедерации сроков. Так, МЧС России и Минсвязи России почти на месяц задержалипредставление в Минэкономразвития России свои материалы;
· отсутствуютобъективные данные и конкретные полученные результаты, позволяющие оценитьэффективность реализации программ (программы «Исследования и разработки поприоритетным направлениям развития науки и техники» – государственный заказчикМинпромнауки России, «Формирование установок толерантного сознания» – государственныйзаказчик Минобразование России);
· по-прежнемуотсутствует информация об эффективности расходования средств федеральногобюджета на финансирование федеральных целевых программ;
· неопределена степень соответствия достигнутых результатов целям, поставленным приутверждении программ;
· имеетместо недостаточная увязка по содержанию и срокам выполнения НИОКР иинвестиционных проектов федеральных целевых программ, что приводит кневостребованное™ результатов НИОКР (программа «Снижение рисков и смягчение последствийчрезвычайных ситуаций» – государственный заказчик – МЧС России).
Общий объем финансирования федеральных целевых программ(ФЦП) в 2008 г. составит 690,75 млрд рублей, в 2009 году – 744,1 млрдрублей, в 2010 году – 503,4 млрд рублей. Об этом сообщила правительственнаяпресс-служба со ссылкой на материалы Минэкономразвития, представленные кзаседанию правительства РФ 26 апреля, на котором будет рассмотрен перечень ФЦП,подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008–2010 гг. Каксообщает www.itar-tass.com/http://www.itar-tass.com/ИТАР-ТАСС, в 2008 году планируетсяфинансировать из федерального бюджета 48 ФЦП (без учета программ закрытогохарактера), в 2009 г. – 47 программ, в 2010 г. – 46 программ. Имеютсятакже поручения президента РФ о разработке и включении в перечень 7 ФЦП,финансирование которых должно начаться в следующем году, но которые пока неразработаны. Речь идет о новой программе социально-экономического развитияЧеченской республики, ФЦП «Юг России», программе обеспечения ядернойрадиационной безопасности, программы развития инфраструктуры наноиндустрии, ФЦПразвития космодрома Плесецк, программе развития электронной компонентной базы ипрограмме социально-экономического и этнокультурного развития российскихнемцев. Пока финансирование объектов данных ФЦП предусмотрено в рамкахФедеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Подпрограммой «Выполнение государственныхобязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральнымзаконодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010годы сформированы единые принципы и механизмы оказания поддержки отдельнымкатегориям граждан в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджетапосредством государственных жилищных сертификатов.
Практика показала, что наиболее эффективнойформой исполнения государством жилищных обязательств в рамках средствфедерального бюджета является предоставление определенным категориям граждансубсидий на приобретение жилой площади с использованием механизмагосударственных жилищных сертификатов.
Однако субсидия – это не оплата полной стоимостиприобретенного жилья по рыночным ценам. Норматив стоимости квадратного метражилья по Российской Федерации устанавливается для владельцев сертификатов двараза в год и примерно равен средней рыночной стоимости по стране.
Мероприятия, предусмотренные Подпрограммой,позволяют гражданам-участникам подпрограммы приобретать за счет субсидий иипотечных кредитов жилье с более высокими потребительскими качествами.
В настоящее время при непосредственном участиигосударственного заказчика Подпрограммы – Федерального агентства построительству и жилищно-коммунальному хозяйству – приняты все нормативныеправовые акты и проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих реализациюПодпрограммы, определены банки для работы со средствами федерального бюджета, вмае текущего года утвержден график выпуска и распределения государственныхжилищных сертификатов.
В 2007 году объем финансирования по Подпрограммесоставил 24460,9 млн. рублей. Помимо этого, предусмотрено дополнительноебюджетное финансирование на 2007 год в размере 2,9 млрд. рублей. Оформлено ивыдано на руки гражданам 18,4 тыс. сертификатов.
Внесенные в Правила выпуска и реализации сертификатовизменения позволяют увеличивать резервные списки граждан, что позволитпредлагать сертификаты гражданам, подавшим заявления на получение сертификатана соответствующий год.
– Гражданам, подлежащим увольнению с военнойслужбы (службы) в текущем году оформлено и выдано 9042 сертификата на сумму12,6 млрд. рублей (96,6% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье всобственность 5643 гражданина данной категории (56,9%);
– гражданам, уволенным с военной службы(службы) оформлено и выдано в текущем году 3970 сертификатов на сумму 4,52млрд. рублей (84,9% от выделенных бюджетных средств). Приобрели жилье всобственность 2986 граждан данной категории (61,12%);
– гражданам – участникам ликвидациипоследствий радиационных аварий и катастроф оформлено и выдано более 3237сертификатов на сумму 3,22 млрд. рублей (83,8% от выделенных бюджетныхсредств). Приобрели жилье в собственность 2435 граждан данной категории (61,92%).
– гражданам, признанным в установленномпорядке вынужденным переселенцами, оформлено и выдано 1094 сертификата насумму 0,94 млрд. рублей (93,5% от выделенных бюджетных средств). Приобрелижилье в собственность 908 граждан данной категории (77,03%).
– гражданам, выезжающим (выехавшим) из районовКрайнего Севера и приравненных к ним местностей оформлено и выдано 1039сертификатов на сумму 1,11 млрд. рублей (88,8% от выделенных бюджетныхсредств). Приобрели жилье в собственность 856 граждан данной категории (74,7%).
В 2007 году более чем в 2 раза вырос показательсобственных (заемных) финансовых средств, доплаченных владельцам сертификатовпри приобретении жилья, что позволяет судить о положительной тенденцииувеличения доли договоров на жилое помещение, заключенных по сертификатам сиспользованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Общий объем финансирования Подпрограммы на периодс 2008 года по 2010 год включительно составит около 114,9 млрд. рублей.Финансирование Подпрограммы Правительством Российской Федерации увеличено на22,9 млрд. рублей, почти на 25% от запланированных лимитов, в том числе:
по категории «Военнослужащие (кроме участниковнакопительно-ипотечной системы), сотрудники органов внутренних дел, подлежащиеувольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лица» – 53,9 млрд.рублей (на 0,4 млрд. рублей больше запланированных лимитов);
по категории «Граждане, уволенные с военнойслужбы (службы), и приравненных к ним лица» – около 23,4 млрд. рублей(увеличено на 0,65 млрд. рублей);
по категории «Граждане, увольняемые (уволенные) сработы на комплексе «Байконур» – 68,2 млн. рублей;
по категории «Участники ликвидации последствийрадиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, иприравненные к ним лица» – около 26,2 млрд. рублей (увеличено на 3,16 млрд. рублей);
по категории «Граждане, признанные вустановленном порядке вынужденными переселенцами» – 4,06 млрд. рублей(увеличено на 109 млн. рублей);
по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) израйонов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» – около 24,7 млрд. рублей(увеличено на 18,6 млрд. рублей).
Сегодня подпрограмма «Выполнение государственныхобязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральнымзаконодательством» является одним из самых совершенных институтов федеральнойцелевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. Подпрограмма обладает рядомпреимуществ, – финансовая прозрачность использования средств федеральногобюджета; многоплановый контроль, исключающий возможность нецелевогоиспользования бюджетных средств; адресное предоставление средств федеральногобюджета; приобретение гражданами готового жилья, что минимизирует возможностьнедобросовестного поведения на рынке жилья; оформление жилого помещения всобственность, причем в общую собственность всех членов семьи владельцасертификата, что, тем самым, защищает интересы всех членов семьи; применениедля расчета суммы субсидии формализованного подхода, позволяющего учестьсостояние рынка жилья; возможность дополнительного использования гражданиномсобственных или заемных средств для приобретения более комфортного жилья сучетом его местоположения и качественных характеристик и др.
Финансовая схема механизма предоставлениясубсидий для приобретения жилья посредством жилищных сертификатов насегодняшний день легла в основу многих региональных программ обеспечения жильемв субъектах Российской Федерации, в частности программ по обеспечению жильеммолодых семей и ученых.
В рамках направления «Профилактика безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» предусматривается решение следующихзадач: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;защита прав и интересов детей;
укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условияхсельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптациидетей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий длятворческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся втрудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях.
В рамках направления «Семья с детьми-инвалидами» предусматриваетсярешение следующих задач: внедрение современных технологий в комплекснуюреабилитацию с целью максимального развития умственных и физическихвозможностей детей-инвалидов; содействие ресурсному обеспечениюспециализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями в целяхпроведения комплексной реабилитации детей-инвалидов; обеспечениетерриториальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченнымивозможностями; внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов вусловиях семьи.
В рамках направления «Дети-сироты» предусматривается решениеследующих задач: реализация на федеральном уровне системы мероприятий попропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся безпопечения родителей, оказанию содействия гражданам Российской Федерации,постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принятьребенка на воспитание в семью; разработка, апробация и внедрение инновационныхтехнологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей; созданиесистемы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарныхучреждениях, в постинтернатный период, а также в замещающих семьях; обеспечениепрофессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределениявыпускников учреждений интернатного типа, детей из замещающих семей за счетобучения конкурентоспособным профессиям.
Перечень федеральных целевыхпрограмм,предлагаемых к финансированию изфедерального бюджета (государственные капитальные вложения)Наименование федеральных целевых программ (бюджет) (паспорт программы) (проектировки) Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» 118,00
102,20 102,20 Программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» 118,10
71,40 71,40 Федеральная программа развития образования 1674,40
626,10 626,10 Программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» 323,00
319,80 319,80 Программа «Социальное развитие села до 2010 года» 68,40
200,00 68,40 Программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» 550,00
3570,90 550,00 Программа «Жилище» на 2002–2010 годы 11038,00
9807,40 10437,40 Программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» –
– – Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 годы)» 800,00 800,00
Перечень областных целевых программ на 2008 год
№
п/п
Наименование программы Предусмотрено программой на 2008 год за счет областного бюджета и прочих источников Планируется выделить из областного бюджета Всего 22849562,1 6485541,0 1. Областная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области на 2005–2009 годы» 4395,0 4340,0 2. Областная программа неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия, профилактики инфек-ционных и неинфекционных заболеваний на 2005–2010 годы 58537,0 716,0 3. Областная целевая программа «Безопасная кровь» на 2007–2009 годы 27666,2 10448,0
2. Дать краткий ответ
– особенности, присущие внебюджетным фондам:
– образуются вне федерального бюджета,
– средства этих фондов не входят и составбюджетов и изъятию не подлежат;
– данные средства находятся в федеральнойсобственности;
– расходование средств осуществляется исключительнона цели, определенные законодательством Российской Федерации.
– управляются органами государственной властиРоссийской Федерации;
– сбор и контроль за поступлениемобязательных платежей в эти фонды осуществляются тем же органом, на который возложеныфункции сбора налогов в федеральный бюджет.
– категории граждан, имеющих право на социальную пенсию:
· инвалиды,имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, втом числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию либо на пенсиюпо инвалидности;
· дети-инвалиды;
· детив возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершейодинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
· гражданеиз числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет(соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсиюпо государственному пенсионному обеспечению;
· граждане,достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющиеправа на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионномуобеспечению;
· инвалидыпри полном отсутствии у них страхового стажа, а также в случае наступленияинвалидности вследствие совершения ими умышленного уголовно наказуемого деянияили умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены всудебном порядке;
· военнослужащиев случае наступления инвалидности вследствие совершения ими преступления или нетрудоспособныечлены семей военнослужащих в случае гибели (смерти) кормильца по указаннойпричине;
· участникиВеликой Отечественной войны в случае наступления инвалидности вследствиесовершения ими противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своемуздоровью;
· нетрудоспособныечлены семьи умершего кормильца при полном отсутствии у умершего кормильцастрахового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершенияим умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущербасвоему здоровью, которые установлены в судебном порядке.
Социальная пенсия по инвалидности назначается лицам,признанным инвалидами, которым установлена одна из трех степеней ограничения трудоспособности,не имеющим ни одного дня страхового стажа или отказавшимся по каким-либопричинам от получения трудовой пенсии по инвалидности.
Пенсия, назначаемая нетрудоспособным гражданам, не имеющим покаким-либо причинам право на трудовую пенсию.
3. Задача
Рассчитать расходы на выплату пособия по временнойнетрудоспособности, имея следующие данные: фонд оплаты труда по прогнозу –6018400 тыс. руб., плановая численность работающих – 800 тыс. человек,расчетный показатель временной нетрудоспособности в днях на 100 работающих –800 дней, отношение дневного пособия к дневной заработной плате в (%) – 83,среднедневная заработная плата рассчитывается исходя из 252 дней.
Решение:
Рассчитаем среднедневную заработную плату =
= 6018400 / 252 = 23882,54 тыс. руб.
Также определим среднедневную заработную плату на одногоработающего = 23882,54 / 800 = 29,85 руб./чел.
Из исходных данных рассчитаем показатель временнойнетрудоспособности в днях на одного работающего =
= 800 / 100 = 8 дней
Сумма пособия по временной нетрудоспособности на 1 работающего =
29,85 * 8 = 238,8 руб./день
Отсюда расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности= =238,8 * 800 000 =191040 тыс. руб.
Ответ: 191040 тыс. руб.
4.Тесты
1. Физическое илиюридическое лицо являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающеепенсионные взносы в фонд:
а) вкладчик;
б) участник;
в) страховщик.
Ответ: а)вкладчик;
2. Что называютденежными фондами имеющим строго целевое назначение, предназначенные длясоциальной поддержки населения:
а) внебюджетныефонды;
б) социальныефонды;
в) целевые фонды.
Ответ: а)внебюджетные фонды;
3. Какой органявляется исполнительным для территориальных экологических фондов:
а) наблюдательныйсовет;
б) Счетная Палата;
в) исполнительнаядирекция.
Ответ: в)исполнительная дирекция.
4. На какие цели расходуются средства фонда социальногострахования:
а) частичное страхование детско-юношеских спортивных школ;
б) выплату социальных пособий на погребение;
в) оказание материальной помощи престарелым.
Ответ: а) частичное страхование детско-юношеских спортивных школ;
б) выплату социальных пособий на погребение;
5. В каком возрасте женщины Германии имеют право на трудовуюпенсию по старости:
а) 60 лет;
б) 55 лет;
в) 65 лет.
Ответ: в) 65 лет.
6. Какие функции выполняют внебюджетные фонды:
а) накопительную;
б) распределительную;
в) контрольную.
Ответ: б) распределительную;
7. Назовите виды пенсий по государственному пенсионномуобеспечению;
а) пенсия за выслугу лет;
б) пенсия по старости;
в) пенсия по инвалидности;
г) нет правильного ответа.
Ответ: а) пенсия за выслугу лет;
б) пенсия по старости;
в) пенсия по инвалидности;
8. Какие социальные фонды функционируют в Великобритании?
а) Фонд национального страхования;
б) Фонд помощи нуждающимся;
в) Пенсионный фонд государственных предприятий.
Ответ: б) Фонд помощи нуждающимся;
9. На основании какого документа осуществляют свою деятельностьнегосударственные пенсионные фонды:
а) Устава;
б) Лицензии;
в) Договора.
Ответ: в) Договора.
10. Укажите источники образования Фонда социального страхования:
а) страховые взносы работодателей – предприятий;
б) страховые взносы граждан;
в) средства государственного бюджета.
Ответ: а) страховые взносы работодателей – предприятий;
б) страховые взносы граждан;
в) средства государственного бюджета.
11. Какая из форм медицинского страхования предполагает получениегражданами дополнительных платных медицинских услуг сверх установленныхпрограмм?
а) обязательноемедицинское страхование;
б) дополнительноемедицинское страхование;
в) добровольноемедицинское страхование.
Ответ: б)дополнительное медицинское страхование;
12. При упразднении отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондових средства передаются:
а) во внебюджетныефонды правопреемников;
б) в Российскийфонд технического развития;
в) во внебюджетныефонды правопреемников, а при их отсутствии в Российский фонд техническогоразвития.
Ответ: б) вРоссийский фонд технического развития;
13. Использование пенсионных накоплений исключено для:
а) приобретенияценных бумаг, эмитентами которых являются брокеры, аудиторы, с которымизаключены договоры об обслуживании;
б) размещениясредств в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
в) размещения вдепозиты на счетах в кредитных организациях.
Ответ: а)приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются брокеры, аудиторы, скоторыми заключены договоры об обслуживании;
б) размещениясредств в ценные бумаги зарубежных эмитентов;
14. Что является объектом налогообложения по ЕСН для предпринимателей,применяющих упрощенную систему налогообложения?
а) валоваявыручка;
б) начисляемые имивознаграждения;
в) доход отпредпринимательской деятельности за вычетом расходов.
Ответ: а) валоваявыручка;
15. Основными функциями фонда обязательного медицинскогострахования являются:
а) организациямедицинской помощи населению;
б) аккумулированиефинансовых средств граждан на ОМС;
в) осуществлениеконтроля за рациональным использованием средств ОМС.
Ответ: б)аккумулирование финансовых средств граждан на ОМС;
в) осуществлениеконтроля за рациональным использованием средств ОМС.
16. Деятельность негосударственных пенсионных фондов отнесена ксфере:
а) финансовых рынков;
б) унитарных предприятий;
в) государственных предприятий.
Ответ: б) унитарных предприятий;
17. Какая из функций государственных внебюджетных фондовпроявляется в процессе формирования доходной базы фондов?
а) контрольная;
б) фискальная;
в) распределительная.
Ответ: б) фискальная;
18. Для регистрации в Пенсионный фонд РФ юридические лица предоставляют:
а) копию постановления о государственной регистрации, копиюустава, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах;
б) копию постановления о государственной регистрации, копиюучредительного договора, свидетельство о постановке на учет в налоговыхорганах;
в) копию постановления о государственной регистрации, копиюдокумента о присвоении кодов Общероссийского классификатора предприятий иорганизаций, копии устава и учредительного договора, свидетельство и постановкена учет в налоговых органах.
Ответ: в) копию постановления о государственной регистрации, копиюдокумента о присвоении кодов Общероссийского классификатора предприятий иорганизаций, копии устава и учредительного договора, свидетельство и постановкена учет в налоговых органах.
19. Ассигнованияиз федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ предоставляются дляоплаты:
а) льготного лечения ветеранов Великой Отечественной войны;
б) льготного лечения лиц, пострадавших в результате последствийрадиационных катастроф;
в) при наступлении инвалидности работника нефтеперерабатывающегозавода в результате профессионального заболевания;
д) для выплат на льготных условиях пособий лицам, пострадавшим врезультате наводнений.
Ответ: б) льготного лечения лиц, пострадавших в результатепоследствий радиационных катастроф;
в) при наступлении инвалидности работника нефтеперерабатывающегозавода в результате профессионального заболевания;
20. Фондобязательного медицинского страхования как управленческая структура – это:
а) государственное финансово-кредитное учреждение;
б) подразделение Министерства финансов РФ;
в) подразделение Министерства здравоохранения РФ.
Ответ: в) подразделение Министерства здравоохранения РФ.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007
2. Александров И.М. Бюджетнаясистема Российской Федерации: учебник. – М.: Дашков и К, 2006
3. Дробозина Л.А. Финансы.Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, Юнити, 2005
4. Ковалева Т.М., БарулинС.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие.– М.: Кнорус, 2005
5. Колпакова Г.М. Финансы,денежное обращение, кредит. – М.: Финансы и статистика, 2005
6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России.– М.: Юнити, 2007
7. Сенчагов В.К., АрхиповА.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Проспект, 2005