Федеральные налоги и их роль в формировании бюджетов. Основные направления налоговой политики России в области федеральных налогов

ОРЛОВСКАЯРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКАИ МЕНЕДЖМКЕНТ»
Кафедраэкономики и финансов
 
КУРСОВАЯРАБОТА
по ФЕДЕРАЛЬНЫМНАЛОГАМ И СБОРАМ С ОРГАНИЗАЦИЙ на тему: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ ВФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ»
Выполнил:
студентка группы 2НЗС
Коршкова Екатерина Михайловна
Научный руководитель: к. э. н.
доцент Кожанчиков О.И.
Орел – 2010

Содержание
Введение
1. Теоретические основы налоговой политики и федеральныхналогов
1.1 Основы налоговой политики
1.2 Виды и характеристика федеральных налогов
2. Роль федеральных налогов в формировании бюджетов
2.1 Анализ и состав поступления федеральных налогов в бюджеты
2.2 Влияние кризиса на поступление федеральных налогов
3. Основные направления налоговой политики в областифедеральных налогов
3.1 Меры антикризисной налоговой политики
3.2 Основные изменения налоговой политики в 2010 году и еевлияние на бюджет
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Ведущую, определяющую роль вформировании и развитии экономической структуры любого современного обществаиграет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властьюэкономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющихгосударству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм — финансовая система общества, главным звеном которой являетсягосударственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государствообразует централизованные и воздействует на формирование децентрализованныхфондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций и задач.
Экономические и политические реформы,проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронутьсферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизациии расходования ресурсов государства, дает политической власти реальнуювозможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурнуюперестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Совершенствованиемеханизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономикидостигается посредством развития конституционных основ налогообложения,установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательныхплатежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетногофедерализма.
Такимобразом, актуальность проблемы развития и совершенствования механизманалогообложения в настоящее время определила выбор темы курсовой работы.
Объект исследованияданной курсовой работы — общественные отношения, связанные с функционированиемфедерального бюджета Российской Федерации.
Предмет исследования – федеральныеналоги и их роль в формировании бюджетов, а также основные направленияналоговой политики РФ в области федеральных налогов.
Цель курсовой работы –рассмотреть роль федеральных налогов в формировании бюджетов.
Задачи:
— рассмотреть основыналоговой политики РФ;
— определить рольфедеральных налогов в бюджете РФ;
— проанализировать составпоступлений налоговых платежей в бюджеты;
— определить влияниекризиса на уплату федеральных налогов;
— проследить основныеизменения налоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет;
— сделать выводы и внестипредложения по результатам исследования.

1. Теоретическиеосновы налоговой политики и федеральных налогов
 
1.1 Основы налоговойсистемы
 
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса ипринятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый КодексРФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципыналогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов исборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения(изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов исборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действияранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; 4)права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участниковотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
5)формы иметоды налогового контроля;
6)ответственностьза совершение налоговых правонарушений;
7) порядокобжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностныхлиц.
Действие НалоговогоКодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманиюсборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Законодательствосубъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогахсубъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
Каждое лицодолжно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство оналогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенстваналогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способностьналогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметьдискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных,расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускаетсяустанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы взависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала.
Налоги исборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своихконституционных прав. При установлении налогов должны быть определены всеэлементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны бытьсформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения,противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются впользу налогоплательщика.
. Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацийи физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения вотношении плательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачуразрешений (лицензий). Участниками отношений, регулируемых законодательством оналогах и сборах, являются:
организации ифизические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщикамиили плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговымиагентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальныеорганы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органыРоссийской Федерации).
В РоссийскойФедерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные,региональные и местные.
Федеральныминалогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым КодексомРФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональныминалогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территорияхсоответствующих субъектов Российской Федерации.
Местныминалогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований о налогах иобязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
1.2 Виды федеральныхналогов
 
Федеральные налогиустанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативнымидокументами, принятыми правительством РФ и президентом РФ.
В настоящее время почтивсе федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенноналоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжаетсяреформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговыйкодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являютсяосновным источником доходов государства, то именно государство заинтересованнов правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик встране.
При формировании бюджетовразных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачетаналогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетнойклассификацией. Если налог является федеральным то это значит, что онрегулируется федеральным законодательством, но может распространятся междубюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно приформировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этогоналога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Всеостальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровнебюджета, к которому относится и зачисляются.
К федеральным налогамотносятся:
1. НДС регулируетсяглавой 21 НК РФ.
2. Акцизы регулируютсяглавой 22 НК РФ.
3. НДФЛ регулируетсяглавой 23 НК РФ.
4. ЕСН, с начала 2010 г. отменен, введены новые страховые взносы на отдельные виды обязательного социальногострахования.
5. Налог на прибыльрегулируется главой 25 НК РФ.
6. Сборы за пользованиеобъектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов регулируются главой 25.1 НК РФ.
7. Водный налогрегулируется главой 25.2 НК РФ.
8. Государственнаяпошлина регулируется главой 25.3 НК РФ.
9. Налог на добычуполезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ.
1. НДС
Налогоплательщикамиявляются предприятия и предприниматели, осуществляющие реализацию товаров,работ, услуг на территории РФ, а также перемещение товаров через таможеннуюграницу РФ.
Объектом налогообложенияявляются операции по реализации товаров, работ, услуг.
Налогооблагаемая базаопределяется исходя из расчета суммы реализации товаров, работ, услуг стоварной наценкой, с применением налоговых вычетов т.е. за минусом НДС уплаченногопоставщиком в цене товара при его приобретении т.е. это входной НДС.
Возмещать из бюджетасумму входного НДС можно только в том случае, если поставщик оформил на товарсчет-фактуру и осуществлена полностью поставка товара на склад покупателя, иосуществлена оплата товара поставщику. Для правильного исчисленияналогооблагаемой базы по НДС необходимо правильно вести бухгалтерский учет попоступившим суммам НДС и по начисленным при реализации товара.
Ставки по НДС.
0% по товарам,перемещаемых через территорию РФ;
10% применяется дляреализации товаров, которые являются социально-значимыми, товары для детей илипродукты питания, строго утвержденные законодательством. (Пр.: мясные,молочные, хлебобулочные изделия, сахар, мука и т.д.)
Все остальные товары, работы,услуги осуществляются по ставке 18%.
Для правильногоисчисления НДС по ставкам 10% и 18% на предприятии нужно вести аналитическийучет.
Льготы по НДС.
1. Сдача в арендуиностранным гражданам.
2. Реализациямедицинских товаров, утвержденных перечнем.
3. Оказаниемедицинских услуг, в соответствии перечнем п.2 ст. 149, кроме ветеринарных исанитарно-эпидемиологических услуг, а также косметических услуг.
4. Услуги социальнойзащиты по уходу за больными, инвалидами.
5. Реализацияпродуктов питания школьным и студенческим столовым, детским садам, если онифинансируются из бюджета.
6. Услуги посодержанию детей в детских садах, в кружках, секциях, студиях.
7. Услуги архивов.
8. Услуги поперевозке пассажиров городским общественным транспортом, морским, речным,железнодорожным или автомобильным транспортом за исключением такси, пригороднымсообщением по единым тарифам.
9. Оказаниеритуальных услуг.
10. Реализацияпочтовых марок, открыток, конвертов (маркировочных) лотерейных билетов (еслилотерея проводится по решению уполномоченных органов).
11. Реализация услугпо предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех формсобственности.
12. Реализация монети драгоценных металлов, являющихся валютой РФ или валютой иностранныхгосударств.
13. Реализация долейв уставном капитале организаций, паев в паевых фондах, кооперативах и паевыхинвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включаяопционы, форвардные контракты).
14. Услуги,оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническомуобслуживанию товаров и бытовых приборов, в т.ч. медицинских товаров, в периодгарантийного срока их эксплуатации.
15. Услуги в сфереобразования по проведению некоммерческими организациямиучебно-производственного или воспитательного процесса.
16. Реализацияремонтных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятниковистории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений,находящихся в пользовании религиозных организаций.
17. Работы,выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программжилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанныхпрограмм.
18. Услуги,оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимаетсягосударственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентныхпошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы,взимаемые государственными, органами местного самоуправления и другимидолжностными лицами при предоставлении организациям и Федеральной Инспекцииопределенных прав.
19. Реализациятоваров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.
20. Реализациятоваров, работ, услуг, за исключением подакцизных товаров, реализованных врамках оказания безвозмездной помощи РФ в соответствии с ФЗ «Обезвозмездной помощи РФ» и внесении изменений и дополнений в отдельныезаконодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам вгосударственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмезднойпомощи РФ.
21. Реализация товаров,указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению при представлениив налоговые органы следующих документов:
— контрактаналогоплательщика с донором безвозмездной помощи или с получателембезвозмездной помощи на поставку товаров в рамках оказания безвозмездной помощиРФ;
— удостоверения,выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставленныхтоваров к гуманитарной или технической помощи;
— выписки банка,подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика вроссийском банке, за реализованные донору безвозмездной помощи товары.
22. Реализация, оказанныхучреждения культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства.
23. Услуги попроизводству кинопродукции, выполненных организациями кинематографии, прав наиспользование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
24. Реализация работ,услуг оказывающихся непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФпо обслуживаю воздушных судов.
25. Реализация работ, пообслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стояния впортах.
26. Реализация услугаптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также поизготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), поремонтно-слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.
27. Реализация предметоврелигиозного назначения и религиозной литературы.
28. Реализация товаров,работ и услуг производимых и реализованных:
— общественнымиорганизациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законныепредставители составляют на менее 80%.
— организациями, уставнойкапитал которых полностью состоит из вкладов, указанных в абзаце второмнастоящего подпункта, общественных организаций инвалидов, если среднесписочнаячисленность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля вфонде оплаты труда не менее 25%.
— лечебно-производственным мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты.
29. Осуществление банкамибанковских операций в т.ч.:
— привлечение денежныхсредств организаций и физических лиц во вклады;
— кассовое обслуживание физическихи юридическихлиц;
— осуществление операцийс драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательствомРФ;
— осуществление расчетовпо поручению организаций и физических лиц в т.ч. банков-корреспондентов, по ихбанковским счетам.
30. Реализация изделийнародно-художественных промыслов признанного художественного достоинство,образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном правительством РФ.
31. Оказание услуг пострахованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а такжеоказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственнымипенсионными фондами.
32. Проведение лотерей,проводящихся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включаяоказание услуг по реализации лотерейных билетов.
33. Реализация руды,концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы,лома и отходов других металлов для производства других металлов.
34. Реализациянеобработанных алмазов обрабатывающими предприятиями всех форм собственности.
35. Внутрисистемнаяреализация организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы,произведенных ими товаров.
36. Передача товаровбезвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ФЗ «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях».
37. Реализация входныхбилетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгойотчетности, организациями физ. культуры и спорта на проводимые ими спортивнозрелищные мероприятия.
38. Оказание услугадвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро,адвокатскими палатами субъектов РФ или федеральной палатой адвокатов своимчленам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.
39. Операции попредоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг попредоставлению займов в денежной форме.
— совершение нотариусами,занимающимися частной практикой нотариальных действий и оказание услугправового и технического характера в соответствии с законодательством РФ онотариате.
40. Выполнениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,а также средств Российского фонда технологического развития и образованных дляэтих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств,ведомств, ассоциаций.
41. Услугисанаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха иоздоровления детей.
42. Проведение работ потушению лесных пожаров.
43. Реализация продукциисобственного производства организаций, занимающихся производством с/хпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общем объеме их доходовсоставляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач дляоплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на с/хработы.
44. Реализация лома иотходов черных и цветных металлов.
45. Передача в рекламныхцелях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение единицы которых непревышают 100 р.
Налоговый период устанавливался как месяц иликвартал. Если в течение квартала ежемесячная выручка от реализации без учетаНДС не превышала 2 млн. руб., то налоговый период устанавливался как квартал.Для всех остальных налогоплательщиков (налоговых агентов) налоговый период былравен месяцу (п. 1 ст. 163 НК РФ). Они платили НДС и подавали налоговыедекларации ежемесячно.
2. Налог на доходыфизических лиц
Это федеральный налог,регулируется главой 23 НК РФ.
Налогоплательщикамиявляются физические лица, резиденты и нерезиденты РФ, получающие доходы по всемоснованиям на территории РФ. Объектом налогообложения являются доходы физическихлиц, полученные на территории РФ.
Налогооблагаемая базаопределяется как совокупные доходы налогоплательщика с учетом применяемыхналоговых вычетов (льгот), исчисленная по каждому виду деятельности физическоголица отдельно, для начисления по разным налоговым ставкам.
Ставки по НДФЛ: 30% для нерезидентовРФ (иностранных граждан); 35% с доходов, полученных от выигрышей в лотереи, отучастия в различных играх и т.д.; 15% от доходов, полученных от дивидендов; 13%по всем остальным доходам.
Льготы по НДФЛпредставлены в виде налоговых вычетов, которые в свою очередь представлены ввиде 4 групп: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
Налоговый период – 1календарный год.
По НДФЛ налогоплательщикзаполняет налоговую декларацию, если считает необходимым получить социальные,имущественные вычета, а также в случае, когда доходы получены от разныхисточников и есть необходимость правильно рассчитать НДФЛ и самостоятельно.Налоговая декларация подается до 30.04, последний срок оплаты в бюджет до15.07.
Если налогоплательщик порезультатам заполнения налоговой декларации должен получить денежные средстваиз бюджета как переплату по НДФЛ, то он обязан на основании уведомленияналогового инспектора, оформить заявление и указать номер своего счета всберегательном банке для переплаты на свой счет. Налогоплательщик также можетобратиться в налоговую инспекцию с просьбой зачислить переплату в счет будущихналогов.
Предприятие,осуществляющее выплату доходов в пользу физических лиц должно обязано удержатьНДФЛ у источника его выплаты и перечислить его в бюджет, а также представитьсведения в налоговую инспекцию о суммах доходов, начисленных в пользу физическоголица.
Налоговые агенты подаютсведения по НДФЛ до 30.03 после отчетного периода.
3. Акцизы
Налогоплательщикамиявляются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемыеналогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложенияявляется реализация производственных подакцизных товаров, передача подакцизныхтоваров для собственных нужд, передача на территории РФ организациейпроизведенных ею подакцизных товаров в уставном капитале организации.
Подакцизные товары:
— алкогольная продукция;
— спирт этиловый из всехвидов сырья;
— парфюмерно-косметическая продукция, если разлита по флаконам, объемом более 150мл.;
— табак;
— автомобильный бензин;
— дизельное топливо;
— пиво.
Налоговая базаопределяется как объем реализованных подакцизных товаров, как в натуральномвыражении, так и в стоимостном.
Ставки по акцизам.
Есть твердые и смешанные.В денежном выражении – это твердая ставка, если в процентном выражении – этоадвалорная ставка, если и в денежном и в процентном выражении – это смешаннаяставка. Адвалорные ставки – это ставки в процентном измерении от налоговой базыв денежном измерении.
Льготы по акцизам.
Не облагается акцизамиоперации:
— передача внутри однойорганизации из одного структурного подразделения в другое для производстваподакцизных товаров.
— реализацияденатурированного этилового спирта и продукции, содержащей этот спирт.
— реализация товаров,помещенных под таможенный режим.
— первичная реализацияконфискованных товаров.
— товары бытовой химии.
— парфюмерная продукция.
— препараты ветеринарногоназначения.
Налогоплательщик имеетправо на вычеты.
Налоговый период – признаетсяодин календарный месяц.
Отчетный период – непозднее 25 числа месяца следующего за отчетным месяцем.
4. Налог на прибыльорганизаций.
Является федеральным ирегулируется главой 25 НК РФ.
Налогоплательщики –юридические лица – российские организации, иностранные организации, получающиеприбыль на территории РФ.
Объектом налогообложенияявляется прибыль, полученная по всем видам деятельности на территории РФ.
Для правильногоисчисления прибыли главой 25 НК РФ установлена классификация доходов и расходов.
I.
а) группа доходов: доходыпо основным видам деятельности от реализации товаров, работ, услуг иимущественных прав. Операционные доходы, связанные с финансовыми операциями.
б) Внереализационныедоходы: доходы от участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачиимущества в аренду, доходы от реализации имущества на стороны, положительныекурсовые и суммовые разницы, безвозмездно полученное имущество, доходы в видепроцентов за предоставленные займа, доходы в виде кредиторской задолженности,списанные по сроку исковой давности (3 года), штрафы, полученные от другихпредприятий за неисполнение ими условий договора и пр.
II.
а) группа расходов:расходы по реализации работ, услуг, товаров, расходы на подготовку повышенияквалификации кадров, командировочные расходы, налоги включаемые всебестоимость, транспортные расходы, расходы на консультации и т.д.
К нормируемым расходамотносятся: расходы на рекламу от 1% до 3% от объема выручки, расходы наподготовку повышения квалификации кадров от 2% до 4% от фонда оплаты труда,представительские расходы 1%-3% от объема реализации продукции, командировочныерасходы.
б) Внереализационныерасходы: расходы от участия в деятельности других предприятий. Расходыполностью соответствуют доходам.
Для правильногоисчисления налоговой базы по налогу на прибыль на предприятии ведут налоговыйучет. Для этого разрабатывают налоговые регистры, в которых отражают информациюо доходах и расходах предприятия в соответствии с требованиями налоговогозаконодательства. Для исчисления налоговой базы по правилам налогового учетапредприятия используют метод начисления.
Ставки по налогу наприбыль:
Основная ставка с 1января 2009 г. — 20%. Налоговым периодом по налогу на прибыль являетсякалендарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие идевять месяцев календарного года.
Отчетными периодами дляналогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя изфактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д.до конца календарного года. Льготы.
Практически все отменены.Сохранились льготы по благотворительной деятельности в рамках целевых программ.Не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль предприятия, перешедшие науплату единого налога на вмененный доход и единого налога по упрощенной системеналогообложения, а также бюджетные организации, государственные организации иучреждения.
5. Водный налог
Налогоплательщики:организации и ФЛ, осуществляющие специальное или особое водоиспользование.
Объектом налогообложенияявляется забор воды из водных объектов, использование акваторий водныхобъектов, использование водных объектов для целей лесосплава в плотах икошелях, использование водных объектов без забора воды для целейгидроэнергетики.
Налоговая базаопределяется как объем забранной воды за налоговый период (на основеизмерительных приборов). При использовании акваторий и объектов налоговая базаопределяется как площадь использованного водного пространства, в соответствии слицензией. При использовании водных объектов для целей гидроэнергетикиналоговая база — это количество электроэнергии, произведенной за налоговыйпериод.
Ставки по водному налогу.
Они определяются от видаиспользования, от экономического района бассейна, реки, моря. Ставки твердые(руб.)
Льготы.
Забор воды, содержащийполезные ископаемые и природно-лечебные ресурсы, забор воды для обеспеченияпожарной безопасности, ликвидации аварий, забор воды длясанитарно-экологических проб, забор воды судами для обеспечения работыоборудования, использование акваторий для плавания на судах, а также дляразовых посадок и взлетов, использование акваторий для размещения стоянки дляобеспечения охраны вод и окружающей среды, использование акваторий для организованногоотдыха инвалидов, ветеранов и детей, забор воды для орошения.
Налоговый период –квартал.
Отчетный период – непозднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.
6. Сбор за пользованиеобъектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов.
Налогоплательщики делятсяна 2 вида:
1. Налогоплательщикипо объектам животного мира – это юридические и физические лица в том числечастные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ.
2. Налогоплательщикипо пользованию водными биологическими ресурсами физические и юридические лица,частные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ (вАзовском море, Каспийском море, Баренцовом море).
Объекты налогообложенияобъекты животного мира в соответствии с перечнем указанным в ст. 333 и объектыводных биологических ресурсов.
Налоговая база –количество изъятых животных, количество водных биологических ресурсов в тоннах.
Ставки по налогуустанавливается в зависимости от объекта, от места его обитания в рублях, наединицу физического показателя.
Льготы.
Объекты пользование,которым осуществляется для удовлетворения личных нужд.
Ставка сбораустанавливается в размер 0% в случаях: если пользование объектов осуществлялосьв целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни, предохранение отзаболеваний.
Налоговый период – срокдействия лицензии.
Сроки уплаты уплатапроизводиться путем разового взноса и регулярного взноса. Уплата разовоговзноса осуществляется при получении лицензии в размере 10% от суммы сбора.Регулярные взносы уплачиваются в течении всего срока действия лицензииежемесячно, не позднее 20 числа.
7. Налог на добычуполезного ископаемого
Налогоплательщики –организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недрв соответствии с законодательством РФ.
Объект налогообложения:
1. Полезные ископаемые,добытые из недр на территории РФ, на участке недр предоставленном налогоплательщикув пользование в соответствии с законодательством РФ;
2. Полезные ископаемые,извлеченные из отходов добывающего производства;
3. Полезные ископаемые,добытые за пределами РФ, если территория находится под юрисдикцией РФ.
Видами полезных ископаемыхявляются: антрацит, уголь, торф, углеводородное сырье (нефть, газ), рудычерных, цветных металлов, многокомпонентные комплексные руды, горно-химическоенеметаллической сырье, магниевые соли (асбест, йод, бром), соль природная.
Налоговая базаопределяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытогополезного ископаемого и определяется как стоимость добытых полезных ископаемых,за исключением природного газа.
Льготы по налогу:
— подземные воды, неучитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых;
— добытыеминералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;
— полезные ископаемые,извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего производства;
— распространенныеполезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансезапасов полезных ископаемых, добытые частным индивидуальным предпринимателем.
Ставки по налогу:
0% — при добыче полезныхископаемых, при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженногокачества запасов; минеральные воды, используемые исключительно в лечебных икурортных целях; подземные воды, используемые в сельском хозяйстве.
4% — при добыче угля.
4,8% — при добыче рудчерных металлов.
5,5% — при добыче сырьярадиоактивных материалов.
8% при добыче природныхалмазов и других драгоценных камней.
Налоговый период – 1календарный месяц.
Сроки уплаты налога — уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговымпериодом.
8. Государственнаяпошлина.
Сбор, взимаемый приюридических значимых действиях или выдачи документов.
Налогоплательщики –организации и физические лица.
Объект налогообложения –юридические действия и выдача документов.
Ставка – размер ставкизависит от вида совершенных налогоплательщиком действий уполномоченного органа,который рассматривает дело.
Льготы – установлены дляотдельных организаций и физических лиц (инвалиды, суды, ЦБ, участники ВОВ).
9. ЕСН.
С 1 января2010 года Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые платежи наобязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд по единой ставке 26% отгодовой зарплаты одного сотрудника до 415 тысяч рублей. До этого временидействовала так называемая регрессивная шкала ЕСН, то есть 26-процентные взносыуплачивались с заработка 280 тысяч рублей годового дохода. Если же годоваязарплата достигала 600 тысяч рублей, платеж составлял 10%. И, наконец, двапроцента работодатель платил от своего ФОТ, если зарплата свыше 600 тысячрублей. Сам ЕСН хоть и назывался единым, был достаточно неоднородным: 6%уходило в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, из 14% формировалисьстраховая и накопительная части в Пенсионном фонде, а еще 6% отчислялись намедицинскую и социальную страховку. Теперь же все 26 процентов будутдоставаться Пенсионному фонду, поскольку тот испытывает колоссальный дефицитсредств.
 

2. Роль федеральныхналогов в формировании бюджетов
 
2.1 Анализ и составпоступления федеральных налогов в бюджеты
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровняхгосударственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов.Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление,государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные иэкономические процессы в стране. Рассмотрим структуру поступления федеральныхналогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2008– 2009 гг.
/>Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов вбюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетныефонды в 2008-2009 гг. Поступления в бюджетную систему 2008 год, Млрд. руб. 2009 год Млрд. руб в процентах к 2008 году Всего поступило в бюджетную систему РФ 10,032,8 8,379,3 83,5 в том числе:       Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 8,455,7 6,798,1 80,4  Государственные внебюджетные фонды 1,577,1 1,581,2 100,3 Налоги и сборы – всего (вкл. ЕСН) 8,455,7 6,798,1 80,4  в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 4,078,7 3,012,4 73,9  в консолидированные бюджеты субъектов РФ 4,377,0 3,785,7 86,5 из них:        Налог на прибыль организаций 2,513,0 1,264,4 50,3 в федеральный бюджет 761,1 195,4 25,7  в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1,751,9 1,069,0 61,0 Налог на доходы физических лиц        в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1,665,6 1,665,0 100,0 Единый социальный налог в федеральный бюджет 506,8 509,8 100,6 Налог на добавленную стоимость       на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 998,4 1,176,6 117,9 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 40,3 30,6 76,0 Акцизы 314,7 327,4 104,0 в федеральный бюджет 125,2 81,7 65,2 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 189,4 245,7 129,7 Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1,742,6 1,080,9 62,0  в федеральный бюджет 1,637,5 1,006,3 61,5 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 105,1 74,7 71,1 в том числе:       налог на добычу полезных ископаемых 1,708,0 1,053,8 61,7 в федеральный бюджет 1,604,7 981,5 61,2 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 103,4 72,3 70,0 из него нефть: 1,571,6 934,3 59,5 в федеральный бюджет 1,493,0 887,6 59,5 в консолидированные бюджеты субъектов РФ 78,6 46,7 59,5 Государственные внебюджетные фонды — всего 1,577,1 1,581,2 100,3 в том числе:       Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 1,251,4 1,267,7 101,3 Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 74,0 61,5 83,1 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 89,3 89,8 100,6 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 162,4 162,2 99,9
Исходя из данных таблицыможно сделать вывод, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, поступления вбюджетную систему страны значительно снизились на 16,5%, чтобы понять, с чемсвязан подобный спад рассмотрим данные таблицы постатейно.
Наблюдается тенденциярезкого спада поступления налога на прибыль организаций, на 49,7%, что связаносо снижением основной производственной деятельности предприятий, а, следовательно,с сокращением суммы прибыли, как следствие кризиса и снижения покупательскойспособности. В федеральный бюджет в 2008 году поступило 761,1млрд. руб., а в 2009 году на 74,3% меньше — 195,4 млрд. руб. Снижениеотразилось и на консолидированном бюджете субъектов РФ, если в 2008 году суммапоступлений составила — 1,751,9 млрд. руб., то в 2009 — 1,069,0 млрд. руб., чтона 39% ниже предыдущего года.
Налог надоходы физических лиц за анализируемый период существенных изменений непретерпел отчисления в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2008 годусоставил — 1,665,6 млрд. руб., а в 2009 году — 1,665,0 млрд. руб.
Единыйсоциальный налог в федеральный бюджет в 2008 году поступил в сумме — 506,8млрд. руб., а в 2009 году — 509,8 млрд. руб., что на 0,6 % больше.
ЕСН отчисляется вовнебюджетные фонды и прямо зависит от налога на доходы физических лиц, поэтомутакже практически не изменился.
Налог надобавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территорииРоссийской Федерации в 2008 году составил — 998,4 млрд. руб., а в 2009 году- 1,176,6 млрд. руб., что на 17,9% выше предыдущего года, что свидетельствует оповышении объема реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. На товары,ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь составили в2008 году — 40,3 млрд. руб., а в 2009 году — 30,6 млрд. руб., что характеризуетснижение импорта в 2009 году.
Акцизыпоступающие в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2008 году составили — 189,4млрд. руб., а в 2009 году — 245,7 млрд. руб., следовательно, заанализируемый период их сумма возросла на 29,7%, что свидетельствует обувеличении спроса на подакцизные товары. В федеральныйбюджет поступления от акцизов снизились с 125,2 млрд. руб. до
81,7 млрд.руб., что связано с изменением налоговой политики государства.
Сумма налогана добычу полезных ископаемых существенно снизилась, подобная тенденция связанас резким падением цены на нефть на мировом рынке, если в 2008 году сумма налогаот продажи нефти была получена в размере 1,571,6 млрд. руб., то в 2009 — 934,3млрд. руб., и федеральный и консолидированный бюджет субъектов РФ понессущественный ущерб.
Рассмотрев показателиможно сделать выводы, что за анализируемый период произошли изменения в поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетнуюсистему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.
Значительноснизились поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, как ивсего поступлений в бюджет, это связано в большей степени как со снижениемсуммы поступивший от налога на добычу полезных ископаемых, так и суммы налогана прибыль организации.
Рассмотримпоступление налогов в федеральный бюджет в январе 2009 и 2010г.г. Всего в январе 2010 года вфедеральный бюджет поступило 332,2 млрд. рублей, что на 24% больше, чем вянваре 2009 года.
/>
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями НДС (53%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (5%) иакцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РоссийскойФедерации (4%).
/>
Поступления налога на прибыль организаций в январе 2010 года составили 6,1млрд. рублей и снизились в 3,9 раза по сравнению с январем 2009 года. Поступления единого социального налога, зачисляемогов федеральный бюджет, в январе 2010 года составили 17,2 млрд.рублей – на 26% меньше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемыена территории Российской Федерации, в январе 2010 годапоступило 176,6 млрд. рублей – на 16% больше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимыена территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, вянваре 2010 года поступило 2,8 млрд. рублей – на 37% больше, чем в январе 2009года. Поступления по сводной группеакцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано спереходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца,следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (непозднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числавторого месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по тремсрокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15февраля). Налога на добычу полезныхископаемых в январе 2010 года поступило 110,2 млрд. рублей – в2 раза больше, чем в январе 2009 года, что обусловлено повышением цены на нефть(с 38,5$ в декабре 2008 года до 73,5$ в декабре 2009 года, или в 1,9 раза), втом числе налога на добычу нефти – 100,2 млрд. рублей (в 2,2 раза больше).
 
2.2 Влияние кризиса напоступление федеральных налогов
Налоговая система РФсущественно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности соснижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело крезкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, какв целом, так и по отдельным налогам. За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, поналогам, администрируемых Федеральной налоговой службой, по сравнению с 2008годом составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %, при этомналоговые поступления продолжают снижаться. Лидер снижения налоговыхпоступлений — налог на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджетырегионов – 56,7%. Факторами, оказавшими негативное влияние на поступленияналога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:
1) снижение ставки налогана прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;
2) увеличение числаубыточных предприятий и снижение прибыли, полученной прибыльными организациями;
3) рост цены заемныхсредств и увеличение объема заимствований у тех налогоплательщиков, которыеранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использоватькраткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены брать дорогие долгосрочныекредиты;
4) включение в составзатрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению,лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств;
5) изменениеамортизационной политики. В 2009 г. методика расчета амортизации в целяхналогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерскогоучета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектногоначисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающегоостатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы дляинвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы,но уменьшает сумму налога на прибыль.
Поступления налога надобавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 2009 г. составили 104,8 % в сравнении с прошлым годом, однако темпы поступлений последовательноснижаются, так как продолжается падение объемов производства.
Изменен порядок уплатыНДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца,следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа втечение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансовогокризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средству налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит кснижению налоговых поступлений.
Существенные сбоиналогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Сроксбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270дней. При этом на 2009 г. для подтверждения применения льготы предоставленоправо подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестрытаможенных деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплатуНДС в отдельных ситуациях.
Поступления акцизовнемного выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный бюджет по сравнению ссоответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на 35,2 %, апоступления в региональные бюджеты увеличились на 28,9 %. Это связано с ростомпоступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджетысубъектов РФ. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФпрактически не сократилась, а цены если и упали, то незначительно.
В 2009 г. сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторноемасло, однако существенно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, чтопозволяет создать невыгодные условия для получения автомобильного бензина путемсмешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое числобензина, поскольку чаще всего в результате получается автомобильный бензиннизкого качества.
Акцизы на автомобилицеликом поступают в федеральный бюджет, однако сокращение выпуска отечественныхавтомобилей и падение показателя реализации импортных автомобилей обусловилиснижение соответствующих поступлений на 26%.
Поступления налога надоходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на1,4 %.Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:
1) сокращения контингентаплательщиков налога за счет роста числа безработных;
2) снижения доходов,полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия вдеятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условияхкризиса размеров выплачиваемых дивидендов;
3) уменьшения поступленияналогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резкосократилось число рекламных акций и кампаний;
4) появления новацийсоциального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:
— пороговое значениедохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта меравызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически неповлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговаявыгода составляет только 52 руб. в месяц.
— стандартные налоговыевычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающегоправо на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера надемографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогутродителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайненегативное влияние.
— имущественный налоговыйвычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры,комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.
Поступления налога наимущество физических лиц остались на уровне прошлого года, хотя рыночнаястоимость имущества за последние годы резко выросла. Отсутствие методики оценкиреальной стоимости имущества делает этот налог неэффективным и несправедливым.
Доходы местных бюджетовот поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современномумеханизму его определения.
Проблема введения налогана недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога наимущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.
Растут поступлениятранспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становитсябольше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и откоторой зависит величина налоговой базы.
Крайне сложная ситуациясложилась с поступлениями платежей за пользование природными ресурсами: онисократились на 45 %, при этом основная часть средств поступила в федеральныйбюджет. Налоговая база налога на добычу полезных ископаемых резко уменьшиласькак за счет падения цен, в основном на нефть, так и за счет сокращения объемовдобычи. В результате поступления налога от добычи нефти сократились внаибольшей степени — на 47,8%.
С 2009 г. «налоговые каникулы» по НДПИ распространяются на участки недр, расположенные натерриториях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа,полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях.Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количествадобытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокойстепенью выработанности.
Расчет налога на добычуполезных ископаемых по нефти отличается тем, что для определения налоговой базыприменяется специальный коэффициент Кц, в механизме расчета которогозаложен необлагаемый минимум, который повышается с 9 до 15 долл. с целью учетароста себестоимости тонны добываемой нефти. Это негативно повлияло на размерналоговых поступлений.
Произошло достаточнорезкое падение налоговых поступлений от водного налога — на 33,7%.Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятийпредопределили сокращение объема использования воды. На размер поступленийводного налога оказывают влияние низкие ставки налога, которые не меняются и неиндексируются с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции. ДляРоссии, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительныйобъем налоговых поступлений (0,5% налоговых доходов федерального бюджета)недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующихставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30%от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.
Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водныхбиологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.
За 10 месяцев текущегогода наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков,работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта тенденцияпродолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли двеглавные причины:
— спад производства,приведший к снижению налоговых баз и закрытию предприятий, уходпредпринимателей в теневую экономику;
— резкое облегчениеналогового законодательства, в том числе и касающегося налоговогоадминистрирования, в частности, предоставление права законодательным органамсубъектов РФ уменьшать ставку налога при упрощенной системе налогообложения вслучае, если объектом налогообложения выступает доходы, уменьшенные на величинупроизведенных расходов, с 15 до5 %..
Рассмотрим ситуацию споступлением налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную системуРФ, которая сложилась за 2008-2009 годы.
 

Таблица 2. Поступлениеналогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, тыс. руб. Показатели 2008 года 2009 года Всего Феде-ральный бюджет Консолидиро-ванный бюджет Всего Феде-ральный бюджет Консолидиро-ванный бюджет Всего 90528911 59995983 30532928 57463878 29921718 27542160 В т.ч. налоговые доходы 90489994 59979464 30510530 57425683 29904615 27521068
Снижениеналоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системысвидетельствует о том, что налоговая система РФ является не гибкой инеэффективной.

3. Основныенаправления налоговой политики в области федеральных налогов.
 
3.1 Меры антикризиснойналоговой политики
Основные направленияналоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и2012 годов (далее — Основные направления налоговой политики) разработаныМинфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета наочередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать впроцессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета,так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач вобласти бюджетного планирования Основные направления налоговой политикипозволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сферена трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенностиусловий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являютсянормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание длявнесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которыеразрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такойпорядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговойполитики государства.
Особое значение настоящийдокумент приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработкиприоритетов социально-экономического развития Российской Федерации всреднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышениеустойчивости российской экономики.
В трехлетней перспективе2010 — 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в областиналоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективнойналоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налоговогобремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены сучетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Однако при этом следуетпринимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будетнаправлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а сдругой стороны, — на создание условий для восстановления положительных темповэкономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговойполитики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетнойсистемы.
Сокращение объемовпромышленного производства, негативная тенденция изменения иныхмакроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогами сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабовуклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуетсяповышение качества налогового администрирования, а также развитие институтаизменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит,рассрочки и отсрочки).
Необходимо постоянноанализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихсявозможностей изыскивать варианты поддержки участников экономическойдеятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощьюмеханизмов налоговой политики.
В рамках антикризисныхмер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесеныцелый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. Вчастности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физическихлиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена«амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введеныналоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти,включая снижение его ставки.
В ходе обсуждения мерналоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальныхявляется вопрос о том, насколько меры в области налогового стимулированияэкономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений.Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мерналогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики илиотдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, аналоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов,должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этотвопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации ужесделан — основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путемосуществления бюджетной политики.
3.2 Основные измененияналоговой политики в 2010 году и ее влияние на бюджет
Ежегодно налоговое законодательство претерпеваетмногочисленные изменения. Так, 1 января 2010 г. вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ в предыдущие годы. Изменения затрагивают первую частьНК РФ, а также главы об НДС, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельномналогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенныхизменений касается порядка расчета налога на прибыль организаций.
Так, например, согласно ст. 4 Федерального закона от27.12.2009 года N 368-ФЗ в отношении расходов в виде процентов по долговымобязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., с 1 января по 30 июня 2010 г. применяется предельная величина, равная ставке рефинансирования, увеличенной вдва раза (по обязательствам в рублях), и 15 процентам (по обязательствам ввалюте).
Федеральным законом от 25.11.2009 года внесеныизменения в статью 251 главы 25 НК РФ. Так, с 1 января 2010 года некоммерческиеорганизации не должны учитывать в целях налогообложения прибыли доход приполучении ими государственного или муниципального имущества для веденияуставной деятельности.
Вышеназванным законом внесены изменения и в статью258 НК РФ, в соответствии с которыми при амортизации капитальных вложений варендованное имущество арендатор может определить сумму ежемесячныхамортизационных платежей, исходя из срока полезного использования самогонеотделимого улучшения, если этот срок можно установить в соответствии с Классификациейосновных средств
Согласно изменениям, внесенным Федеральным Закономот 30.04.2008 №55 –ФЗ, затраты работодателей на оплату медицинских услуг,оказываемых сотрудникам, наряду с взносами по договорам добровольного личногострахования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованныхработников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентовот суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с изменениями, внесенными ФедеральнымЗаконом от 23.11.2009 №261 – ФЗ, объекты, имеющие высокую энергетическуюэффективность, амортизируются с применением к основной норме амортизацииспециального коэффициента, но не выше 2.
Также налогоплательщикам необходимо обратитьвнимание на то, что внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу наприбыль организаций. Форма налоговой декларации с учетом внесенных в нееизменений применяется, начиная с представления налоговой декларации заналоговый период 2009 года.
Изменения коснулись и главы 21 НК РФ. Дляпринятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом, счет-фактурадолжен соответствовать требованиям ст. 169 НК РФ. При нарушении установленныхусловий налогоплательщику может быть отказано в вычете налога. С 2010 г. п. 2 ст. 169 НК РФ дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятиипредъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнениисчетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя,наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а такженалоговой ставки и суммы налога.
С 2010 года сокращен перечень документов,подтверждающих льготу по НДС при реализации товаров (работ, услуг) в рамкахоказания безвозмездной помощи (содействия).
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождена отНДС реализация товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи(содействия) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.05.1999 N95-ФЗ. До 2010 г. документами, подтверждающими право на льготу, являлиськонтракт, соответствующее удостоверение и выписка банка. Теперь выписка банкаиз данного перечня исключена.
Дело в том, что на практике возникали споры оправомерности применения освобождения, установленного пп. 19 п. 2 ст. 149 НКРФ, в том налоговом периоде, в котором оплата за реализованные товары (работы,услуги) не поступила налогоплательщику, т.е. в котором у него отсутствуетсоответствующая выписка банка. ФНС России разъясняла следующее: если на моментопределения налоговой базы у налогоплательщика нет хотя бы одного издокументов, подтверждающих льготу (в частности, выписки банка), то освобождениене применяется. Однако арбитражные суды с таким подходом не соглашались,отмечая, что даже при получении выписки в более позднем периоде налогоплательщикможет воспользоваться льготой, а именно подать уточненную декларацию иобратиться с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога
Налог на доходы сфизических лиц
1. При продаже в 2009году жилья, дач, садовых домиков или земельных участков (долей в указанномимуществе), иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, используемого впредпринимательской деятельности), находившихся в собственности три года иболее, физические лица — налоговые резиденты РФ, не обязаны представлять вналоговые органы декларацию по форме 3-НДФЛ.
2. С 1 января 2010 годаналогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом припокупке земельного участка (или его доли), предназначенного для индивидуальногостроительства, или участка вместе с домом при наличии документов,подтверждающих право собственности на земельный участок или его долю, а такжесвидетельства о праве собственности на дом.
3. Вдвое увеличен (со 125до 250 тыс. руб.) с 01.01.2010 года имущественный налоговый вычет с сумм,полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат,дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе),которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет.

Заключение
Государственный бюджетявляется основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование,распределение и использование централизованного фонда денежных средств какобязательного условия функционирования любого государства.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетовтрех уровней: федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетныхфондов; бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов; местных бюджетов.
Доходы бюджетов, согласно БК РФ,формируются из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений идоходов целевых бюджетных фондов.
В современных экономических условияхправительство Российской Федерации стремится защитить федеральный бюджет отколебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный запас для достаточнопроизвольного маневра финансовыми ресурсами в течение года.
В настоящее времясохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественноза счет налоговых доходов. Таким образом, создавая определенный финансовыйзапас, государство создает тем самым благоприятные условия для развитиясобственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотацийсубъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.
Налогистановятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономическихотношений. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических июридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства,призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства исоздавать стимулы повышения эффективности производства.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических июридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной властифедеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются вфедеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетамисубъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговаябаза, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Федеральныминалогами являются налог на добавленную стоимость;акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;налог на прибыль (доход) организаций; подоходный налог с физических лиц(согласно главе 23 части второй НК РФ — налог на доходы физических лиц); единыйсоциальный налог; налог на операции с ценными бумагами; государственнаяпошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;сбор за использование наименования «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог надобычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектамиживотного мира и водными биологическими ресурсами; федеральные лицензионныесборы.
Бюджетное устройствоРоссии предусматривает, что региональные и местные налоги служат толькодобавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которойявляются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доляместных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17%.
Размеры минимальных долейфедеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постояннойоснове, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РоссийскойФедерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальнымиобразованиями, производится исходя из общего объема средств, переданныхсубъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов.
В сложившихся условияхнеобходимым условием функционирования налоговой системы выступает эффективнаясистема налогового администрирования. Значимость налогового администрированиявытекает из того, что оно является составной частью процесса управления.Управление постоянный и мониторинг налоговых поступлений напрямую влияет навеличину доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
«Основныенаправления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 — 2010годы», одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. N 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогахи сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствованиеналога на прибыль организаций
2. Совершенствованиеналога на добавленную стоимость
3. Индексация ставокакцизов
4. Совершенствованиеналога на доходы физических лиц
5. Введение налога нанедвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имуществофизических лиц
6. Совершенствованиеналога на добычу полезных ископаемых
7. Совершенствованиеналогообложения в рамках специальных налоговых режимов
8. Международноесотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения,информационный обмен
По указанным направлениямв 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений былапринята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет окоторых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной ПравительствомРоссийской Федерации Программе антикризисных мер Правительства РоссийскойФедерации на 2009 год.
Список использованной литературы
1.  ГражданскийКодекс РФ
2.  НалоговыйКодекс РФ, 1-2 часть.
3.  Бюджетныйкодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2009г.)
4.  Белова Е.Применение бюджетной классификации в 2004 г.// «Финансовая газета», N 6, февраль 2009 г.
5.  Бесчетная О.А.,Мельник А.Д. Межбюджетные отношения — в ранг закона// «Российский налоговыйкурьер» N 2, февраль 2009 г.
6.  Бородай О.Е.Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации// «Аудиторскиеведомости», N 7, июль 2008 г.
7.  Вараксина Н.М.,Кован С.Е., Вараксина В.А. Финансовое состояние крупнейших российскихпредприятий и возможности их финансового оздоровления // «Налоговыйвестник», N 6, июнь 2009 г.
8.  Васильев А.А.Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля в РоссийскойФедерации// «Законодательство и экономика», N 1, январь 2008 г.
9.  Евстигнеев Е.Н.Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2008 – 288 с.
10. Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. — Информационное агентство«ИПБ-БИНФА», 2007 г.
11. Конюхова Т.В. К вопросу об актах бюджетного законодательства// «Законодательствои экономика», N 12, декабрь 2003 г.
12. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н.Козырина). — «Экар», 2009г.