А. Кокорев
Фельетон— малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодическойпечати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирическойзаостренностью или юмором.
Историятермина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словаряхXVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франциииздатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы кгазете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вотэта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском),стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературныйматериал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формыпублицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или вдополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значенииэтот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затемв Германии и в России.
Ф.в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужносчитать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
Вэпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер,принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Révolutionsde France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «PèreDuschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народк революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традицииФрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Débats».При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкоесуществование: Ф. «Journal des Débats» и др. ставили своей цельюразвлекать поверхностным остроумием.
Всвязи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го годазамечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности,оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal desDébats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставшийособенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральнойрецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд другихталантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг.широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известномразнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со сторонысодержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.
Ф.мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политическойнасыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступаяпротив политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. —памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».
В50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщенполитической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф.выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «PèreDuschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкиефакты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени.
ВГермании Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма)и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политическогоФ. в Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма имещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качествефельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма вГермании выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден —типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.
Ф.в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «ВестникеЕвропы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, неукрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, гдепомещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игруактеров».
Истокирусского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвалок жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в.выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературывообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы».Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, нисио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное злообщества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба закультуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическаязаостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала(бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем иобозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их Ф.
Фельетонисты«Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», даватькритику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмостьстрогих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами».От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционнойдемократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины»,«Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или«Библиотеки для чтения» и др.
В30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский.Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковскийдал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких посодержанию. Это — или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критикасовременных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны —форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваютсянравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности вобществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическимбредням» («Брамбеус и юная словесность»).
Общественныйподъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в историирусского Ф. значительное оживление: кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки длячтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургскихведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч,Панаев, Дружинин.
Врядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович,Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк». Публицистические статьи,письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного каксоциально-политической остротой своего революционного содержания, так иблестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг.выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое иактуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критикаэксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционныхразночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостьюобразного воплощения.
Ф.пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский.Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и«Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны.
Значительнаячасть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву.Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами(«Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построениеФ. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф.Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или литературы,причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоныЧернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление какисходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение,имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царскаяадминистрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира«Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни былишироко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см.напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ встихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всюсовременную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи налекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф.Минаева и др.).
СтихотворныйФ. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно,кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.).Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в которых он откликался насамые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как оченьудобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказатьнемалое пособие серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зловысмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что егоочерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнеебоборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883).
В60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежнийтрадиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сынеотечества», «Весельчака» и др.).
Периодреакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокиепреследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоватьсятаким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналамимещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлсяЛейкин.
В90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организацияпролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступлениеГорького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочегодвижения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах,газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонамв этих боях принадлежит большое место.
Реакционныегазеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочегодвижения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А.Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное,революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия исамодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящаядо цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности«стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых».
Ф.либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малойсоциальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, частовычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новыестраницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые егоФ. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом ИегудиилХламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря нажестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административногопроизвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («ГородЖелтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» идр.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в«демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царяденьгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого,кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своихпроизведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественнойи публицистической литературы — путь социалистического реализма. В качествефельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В.Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острыесатирические Ф.
ПослеВеликой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцветпролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности.Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживаниепережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта,перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остаткамибуржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — всеэто дает широкий круг тем для советского фельетона.
СоветскийФ. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую,социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Непревзойденнымишедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященныеобличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашейстране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР,ставившие вопросы из области литературной жизни и указывавшие направлениеразвития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкийидейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарностьмелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно,твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.
СоветскийФ. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанныепартийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретныефакты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф.публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящиеобразцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.
Победасоциализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в областииндустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развитияфельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы,в которых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся формесообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и одействительности будущего.
Список литературы
АзадовскийМ., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудовИркутск. гос. ун-та», вып. XII)
ЖурбинаЕ., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии:Б-ка «Огонек», № 527)
ЗаславскийД., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-кажурналиста», кн. 2), Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов.писатель», 1938
Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris,1845
Atkinson Nora, Eugêne Sue et le roman-feuilleton, P., 1929(Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France)
Eckstein E., Beiträge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2Auflage, Leipzig, 1876
Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909
Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse,Heidelberg, 1914.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта feb-web.ru/