/>Содержание
ВВЕДЕНИЕ
§1.Феминизм в России: культурные аспекты
1.1.Общее и особенное в истории русского и западногофеминизма
1.2.Предыстория российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса вСССР
1.3.Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении
1.4.Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время)
§2.Исследование роль феминизма в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема концептуализациии реализации равенства имеет много сторон, но мне бы хотелось более подробноостановиться на том, как понималось равенство в России в советское время, ивыяснить произошли ли какие-либо изменения в концепции равенства впостсоветский период.
Прежде всего, мнехотелось бы рассмотреть, как социалистические идеи о неравенстве как следствииразличий в социальном и имущественном статусе людей отражались на восприятиииндивидуальности. Социалисты также утверждали, что различия в социальном иэкономическом статусе имеют большое значение и до тех пор, пока существуютклассовые и имущественные различия, политическое равенство являетсяпроблематичным.
При социализме в Россииличность была противопоставлена обществу. Так как основой политическогоравенства считалось, прежде всего, социальное и политическое равенство, тоглавной целью было построение общества без классовых и имущественных различий.Таким образом, произошло сужение понимания равенства: понятие«равный» было заменено понятием «одинаковый». Равенствостало пониматься не в смысле «равного отношения», а в смысле«одинакового отношения», что принесло множество проблем для женщин вих борьбе за права.
Цель работы рассмотретьфеминизм в России.
Задачи:
— рассмотреть основныекультурные аспекты феминизма в России.
— определить историческуюроль феминизма в России.
§1.Феминизм в России: культурные аспекты
1.1Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
В истории русского изападного феминизма было немало общего.
У истоков женского движенияв России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченныхслоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи,имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы,которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин ишвейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю,владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему ибогатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов»в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.
Эти небедныепредставительницы «образованного общества» добровольно жертвовали свои средствана общественные нужды.
Социальный составучастниц женского движения в России постепенно модифицировался – от зажиточныхк беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественнонисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утратасредств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей инорм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» – популярноевыражение тех лет.
Возрастной состав –молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».
Стремясь к тому, чтобы заними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминисткивидели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.
Несмотря на многиесходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного,самобытного.
Правовое, в т.ч.имущественное положение россиянок, в отличие от их западноевропейскихсовременниц, было после реформы 1861 года весьма прочным. Главные споры велисьвокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адскихмучений немилого брака». Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы зафиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобымногое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жилаболее по «понятиям» и обычаям, а не по законам).
Значительныесобственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования,основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратитьбогатства. Вторая половина XIX века – эпоха зарождения женскогопредпринимательства в России.
Западные феминисткистремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою,свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движенияне противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своихцелях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.
Русские женщины,приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса ополитических правах женщин, т.к. в самодержавной России политически бесправнымибыли многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном контексте«равны мужчинам». Когда в 1881 году, в условиях реакции, были запрещены женскиеорганизации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественнымиобъединениями.
Феминистское движение вРоссии не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителямив государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянноедавление на власть, лоббировать.
Бесспорное своеобразиесоциальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистикис жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в светромана Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был дан старт созданию женских трудовыхассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героеви героинь этого произведения.
Малое или меньшее (посравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальноститакже отличает русских феминисток.
Большинство деятельницраннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так ипоэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине женское движение 1860–1900годов вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская,О. Кобылянская и др.)[1]
Почитание женщины каквоплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Этопочитание русские феминистки считали «духовным гетто» (А. Тыркова), «шелковымисилками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальныхролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины»прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей ипрофессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистскомдвижении только в 60-е годы XXвека). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованныхженщин» (создан в 1896 году в Петербурге) мог бы стать девизом всего женскогодвижения в России XIX – начала XX века.
Иным, по сравнению сЗападом, было и благотворительное направление российского женского движения.«Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должнасостоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не вдаровой помощи», – утверждал созданный в 1900 году журнал «Женское дело». Еслив Германии и Франции благотворительные организации занимались обучением женщинтому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать вчистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинамкак к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать насобственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опытлидерства и повышения самооценки.
Наличие связи среволюционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси.Женщины-«шестидесятницы» (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова,Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницамиполулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительномудвижению. «Семидесятницы» (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская)оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительнойборьбы; 18 женщин входило в состав «Земли и воли». В 80-е годы и позже, когдаразошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального пониманиявопроса об освобождении женщин отстаивали Е.Чебышева-Дмитриева, А.Шабанова,А.Тыркова, О.Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений – «Женскогопросветительного общества» (1898 год), и «Московского общества улучшения участиженщин» (1899 год). Благодаря их активности в России в 1900–1904 годах началирегулярно выходить в свет журналы «Женское дело», «Женская гигиена» (1902 год),а также самый известный – «Женский вестник» (1904 год), просуществовавший дозапрета большевиками (в 1918 году) более 14 лет.[2]
/>/>
1.2 Предысторияроссийского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР
Первые декреты советскойвласти были в отношении женщин многообещающими. Их юридическое равноправие смужчинами закрепила Конституция 1918 года.
Декрет «О гражданскомбраке» (тоже 1918 года) признавал законным лишь брак, заключенный вгосударственных учреждениях, давая женщинам, впервые в Европе, право сохранятьпри этом девичью фамилию. Декрет 1920 года, также, раньше, чем где бы то нибыло, реализовывал феминистское требование урегулирования репродуктивных правженщин: признал их право на аборт. Закон о браке 1926 года объявил законным такназываемый фактический брак (незарегистрированный, но фактически существующий),впервые в истории приравняв детей, рожденных в браке и вне его и введя«презумпцию материнской правоты» в признании отцовства (достаточно былозаявления матери). До предела упрощена была и процедура развода (по почтовойоткрытке в адрес ЗАГСа, посланной одним из супругов). Однако этизаконодательные нормы не давали женщинам равные с мужчинами возможности.Патерналистскую роль (отца, патриарха) постепенно брало на себя государство.Это иносказательно подчеркивалось активистками женского движения 20-х годов (И.Арманд, Н. Крупской, К. Самойловой, Н.Смидович, А.Коллонтай), заверявшимиматерей в том, что социалистическое государство всегда поддержит их, независимоот наличия или отсутствия брачных уз. Материнство определялось как «социалистическаяобязанность», которая должна была дополнять обязанность женщин трудитьсянаравне с мужчинами.
Эти установки, именуемые«решением женского вопроса», в реальности не освобождали женщин, а лишьусложняли их жизнь, хотя в общественных обсуждениях того времени это непризнавалось. Эмоциональные связи семьи разрушались, экономическая база еепошатнулась вместе ликвидацией частной собственности. Семейная нестабильностьложилась на плечи женщин и делала их партнеров еще более далекими отответственности за близких. Ослабление семейных устоев, порожденное ориентациейженщин на включенность в производственную и общественно-политическую жизнь,вело к снижению рождаемости (не более 1 ребенка на семью). К 1930 году ситуациястала критической, и в политике семейно-брачных отношений началсятрадиционалистский откат. Концепция материнского и супружеского долга женщинывошла в оборот идеологического и политического манипулирования (постоянноготовящейся к войне стране нужна была высокая рождаемость). Сексуальностьоказалась тесно увязана с репродуктивностью (в 1935 году в СССР прекратилосьпроизводство контрацептивов). В 1936 году был принят закон, затруднявшийразвод; через 8 лет разводиться разрешили вообще только через суд. В том же1936 году были запрещены аборты (кроме так называемых «медицинских показаний»),что явилось поражением женщин в их репродуктивных правах. Провалившее курс на«революцию быта» государство взвалило на плечи «свободных и равноправных»женщин двойную нагрузку, откупаясь от возможных упреков мелкими подачками(введением в 1944 году почетного нагрудного знака «Мать-героиня», мизернойплатой за содержание детей в яслях и садах). Традиционные функции разделениятруда между полами успешно возродились и оказались мобилизованы в условияхпостоянного дефицита потребительских товаров как до, так и после ВеликойОтечественной войны. В эти годы российские женщины начали заниматься темивидами деятельности, в которых ранее были представлены только илипреимущественно мужчины (начальники цехов, руководители предприятий). Этиизменения прошли незамеченными со стороны государства, которое видело вженщинах лишь матерей и работниц. После окончания войны женщины оказались легковытесненными из своего вынужденного положения лидеров в связи с возрастанием символической«ценности» мужчин.
В эпоху политической«оттепели» и последовавшей за ней стагнации (середина 50-х – середина 80-хгодов), отмеченных сомнениями в решенности ряда социальных вопросов, в томчисле женского, советское государство отказалось от попыток жесткого контроля ирегулирования женских жизней и жизненных установок. Это время отмеченокампаниями массового жилищного строительства, частичной реабилитацией личнойжизни, большей автономностью семьи. В 1955 году была отменена криминализацияабортов; женщинам и их семьям вернули функции контроля над деторождением. Ноэта политика не подкреплялась сексуальным образованием, доступностью надежныхконтрацептивных средств, что способствовало превращению аборта в СССР восновной способ контроля репродукции. В общественных обсуждениях, в печати этозамалчивалось.
Облегчение процедурыразвода (1965 год), право на получение фиксированной доли алиментов – 25% отзаработка ушедшего из семьи супруга (1967 год), введение оплаченных отпусков побеременности и родам, пособий на детей матерям-одиночкам и разведенным женщинам(Кодекс о браке 1968 года) объективно способствовало улучшению положенияженщин. Но их бытовое неравенство с мужчинами, меньшие возможности дляпрофессионального роста, высоких зарплат, полноценного досуга замалчивались также, как и тема абортов. О том, каким должно быть отцовство (в отличие отматеринства) не говорилось; равенство мужчин и женщин понималось как тождествоих правового статуса, а не возможностей для раскрытия личностного и гражданскогопотенциала. Предложение дополнить норму о равных правах мужчин и женщин вКонституции 1977 года словами о «равных обязанностях» не нашло поддержки.
Идеология настойчивоотождествляла «правильную женственность» с материнством, образ и статус«работающей матери» был объявлен достижимым идеалом, чему способствовала иживучесть патриархальных установок в воспитании девочек как обязанныхобслуживать мужчин в доме, заботиться об их здоровье. Осознание сложностипроблемы совмещения ролей матери, и работницы к концу 70-х годов привело кконстатации «чрезмерной маскулинизации» женщин, которую решено было преодолетьчерез возврат женщины в семью. Неопатриархальные установки официальных властейпривели к ограничению присутствия женщин в публичной сфере или формализацииэтого присутствия (единственно дозволенной женской организацией был Комитетсоветских женщин, бывший марионеткой в руках идеологического отдела ЦК КПСС. Всамих партийных рядах к началу 80-х годов было около 20% женщин, но вруководящем эшелоне, женщин было лишь 2,8%, а в самом ЦК КПСС – ни одной.Схожая ситуация была и в производственной сфере, и в науке, здравоохранении,образовании: среди рядовых сотрудников женщины составляли более половинызанятых, но на уровне принятия решений их было не более 5%.
Официальные властистарались «не замечать» этих диспропорций. В 1979 году, когда ООН принималаКонвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, советскиепропагандисты полагали, что российское законодательство уже давно соответствуетмеждународным стандартам, и все нормы принимаемой Конвенции для СССР давно неактуально, так как они уже «давно осуществлены».
/>/>
1.3 Возрождение феминизмав конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении
Как реакция на «советскуюэмансипацию» в середине 1970-х годов в СССР началось возрождение феминизма.Часть жительниц крупных, прежде всего столичных, городов были вовлечены вправозащитную деятельность. Они выполняли и в ней не столько руководящую, сколькочерновую работу – как машинистки, корректоры, переплетчицы. Характерной чертойполитической деятельности женщин-диссиденток (Н. Горбаневской, Л. Алексеева, М.Ланда, Т. Ходорович) было сочетание радикальности взглядов, рационализма висполнении поручений с глубокой убежденностью в правоте. Столкнувшись снежеланием своих коллег-мужчин печатать материалы на «женские темы» в самыхвлиятельных из самиздатовских журналов «37» и «Часы», группа ленинградскихправозащитниц (Н. Малаховская, Т. Горичева, Т. Мамонова, Ю. Вознесенская)первой решилась «развенчать миф о беспроблемности женской судьбы в СССР» исоздала в 1979 году альманах «Женщины и Россия», который практически на выходебыл арестован КГБ. Е.Дорон, Л.Васильева, Н.Лукина, Т.Михайлова, К.Романова, А. Сарибан,Г.Хамова, С.Соколова примкнули к ним чуть позднее, когда встал вопрос обиздании своего постоянного журнала – «Мария» (с 1981 года, просуществовал доконца 1982 года). Его первый номер открывало обращение «К женщинам России!»,завершающееся призывом «обратиться к попираемым ныне «женским» ценностям» иобратиться к поискам духовной опоры во всех направлениях отрелигиозно-теоретического, до конкретно-житейского.
Поддержанные с Западасвоими коллегами, ленинградские феминистки заявили о себе как о «принципиальноновом демократическом сообществе в действии», поскольку критиковали типичнуюдля мужских сообществ (от КПСС до самого российского правозащитного движения)«жажду лидерства со всеми ее пороками», «всевластие гегемонов», «нетерпимость кинакомыслию», «строгую требовательность к низшим по рангу») и ориентировалиприверженцев на ценности ненасилия и созидания. Как и русские феминистки«первой волны» (конца XIXвека), они при этом не рассматривали свое движение как «антимужское», вслед залибералками начала XX века отрицалифеминизм равенства (как дискредитировавший себя в СССР) и обосновывали феминизмразличий («развитие женщины во всей красоте и полноте ее пола»). Своеобразиемрусского феминизма, возродившегося на нелегальных основаниях в 70-х – начала80-х годов, была его тесная связь с православной ортодоксией (своим символомфеминистки считали образ Богородицы), чтоб было реакцией на «равенство бесполыхрабов», то есть на издержки атеистической идеологической системы, якобы снявшейс повестки дня «женский вопрос».
/>/>
1.4 Российский феминизм«второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время)
Реформы середины 80-х годовизменили позиции женщины в обществе. Они создали условия для возникновения новыхформ женского движения, для рождения множества общественных объединений,которые начали добиваться не просто формально-юридического, но реальногогендерного равенства. Абсолютное большинство возникавших и действовавших по сейдень организаций, отстаивающих интересы женщин, предпочитало именоваться именно«женскими». Термин «феминизм» и производные от него (феминистка, феминистский)ассоциировались в общественном сознании с чем-то негативным, политизированным,идеологическим, привнесенном с Запада и ненужным России. Это было пережиткомсоветского прошлого, в котором обособленная от общей борьбы пролетариата борьбаза права женщин рассматривалась как «буржуазная» и потому бессмысленная.
Первые женские группы,объявившие себя независимыми, начали появляться уже в конце 80-х. Именно ониоткрыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав,что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах смужчинами, а о фактическом равенстве и вовсе говорить нельзя. Они открытопротивопоставили себя существующему в стране партийному диктату, заявив, чтоникакой «эмансипации женщины» за годы советской власти не произошло; сам термин«эмансипация» оказался подмененным словосочтением «решение женского вопроса» имарксистской теорией освобождения женщины по мере приближения к заветномукоммунистическому «завтра». Образующиеся женские группы ставили перед собойконкретные задачи – реже научно-исследовательские, чаще – практические (неслучайно среди них было много «Кризисных центров», помогающим преодолетьпоследствия домашнего насилия, сексуальных домогательств на рабочем месте,«Комитетов солдатских матерей», первый из которых возник как правозащитнаяорганизация в 1989 году).
29–31 марта 1991 года вподмосковной Дубне состоялся «Первый», а в 1992 году «Второй» независимыйженский форум, объединивший более 70 организаций. Встречи в Дубне нагляднопродемонстрировали ненужность уже давно бездействовавшего Комитета советскихженщин и ликвидировали его монополизм в решении «женских проблем». На этом,первом, этапе возрожденное в России женское движение занималось определениемзадач и целей своей деятельности. Идея прав человека тогда не слишком занималаих, поскольку страна была в состоянии экономического кризиса, у безработицыбыло «женское лицо». Женщин впервые за долгие десятилетия отнесли к социальнонезащищенной и уязвимой социальной группе, наравне с инвалидами и беженцами.Немало женщин вступило в борьбу за улучшение экологического состояния городов ирайонов, создав первые на российской «почве» экофеминисткие организации. В 1992году была создана первая база данных о 70 женских объединениях России.
На втором этапе, в1993–1995 годах эти организации стали искать пути взаимодействия со структурамигосударственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись настереотипы в оценке роли и места женщины в обществе. Их число выросло до 300.
Именно на этом этапевозникла задача гендерного просвещения общества, распространения знаний оправах человека, рассмотрения прав женщин в контексте нереализованных правчеловека. Центральное событие этого этапа – победа движения «Женщины России» навыборах в Государственную Думу в 1993 году, сумевшего завоевать 8,13% голосовизбирателей. Итогом этой победы было формирование первой в российской историиженской парламентской фракции во главе с Е.Ф.Лаховой.
В Российской Академиинаук, Российской Академии образования, в университетах и вузах начали возникатьгруппы, лаборатории, отделы женских и гендерных исследований, сотрудникикоторых дали новый импульс разработкам теоретических проблем феминизма кактеории, анализирующей причины угнетения женщин и предлагающей вариантыпреодоления мужского превосходства над женщинами. Под «женским движением» сэтого времени стали понимать не только реальные действия женских групп иобщественных коллективов, объединяющих женщин, но и определеннуюориентированность сознания (схожую с западным либеральным феминизмом).
Экофеминистскиеорганизации России провели в 1993–1994 годах свои первые объединительные форумыи создали два Международных экофеминистских конгресса – «Женщина. Экология.Цивилизация» (1993 год) и «Женщина. Экология. Политика» (1994 год).
На третьем этапевозрождения феминизма его основными целями было самоопределение движения вконтексте гражданского общества, освоение способов действия в его рамках. В1999 году Министерством юстиции РСФСР было зарегистрировано уже более 650женских объединений, 9 из которых имеют федеральный статус (Общероссийскоеобщественно-политическое движение женщин России, Женская Лига, Союз женщинРоссии, Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей и др.).На выборах 1999 года «Женщины России» получили всего 2% и не смоглисформировать фракции в парламенте. На повестку дня был поставлен полузабытый ссоветских времен вопрос о квотировании мест для женщин в структурахгосударственной власти, который в настоящее время пропагандирует и ООН.
В последнее времяроссийские феминистские организации пропагандируют принципы социальногопартнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия,беспризорности, наркомании, торговли женщинами). Этому немало способствуетсозданный в 1998 году Информационный центр независимого женского форума иКонсорциум женских неправительственных объединений, ставящие в центр своейработы проблему лоббирования интересов женщин в структурах власти различныхуровней.
§2. Исследование ролифеминизма в России
Определить, что такое />феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этогоявления, достаточно сложно. Не менее сложно определить, какие стороны />феминизма могут быть соотнесены с российским контекстом. Впостсоветских обществах существует некий собирательный (негативный) образ />феминистки и />феминизма, который сформировалсяблагодаря советской идеологии, говорящей, что всё западное – зло!
Почему за успешнойженщиной тянется облако грязных слухов? Почему она сразу становится«мужеподобной», сексуально непривлекательной, пугающей и отталкивающей? Почемуона тут же превращается в «феминистку» — ругательство гораздо более грязное,чем «шлюха» или «стерва»?[3] – пережиткипатриархального социалистического общества!
Но если внимательнеепросмотреть историю феминистических движений, становиться заметна ихактуальность и полезность. «Волны» расцвета феминистского движения во всехстранах совпадают с затруднениями в социальной и экономическойсферах общества. Отклонением от такой традиции являются сегодняшние дни.Неужели уже всего добились?!
Вопрос о том, какую рольиграли или могли сыграть женщины и />женское движение в />реформации, происходящей в России 90-х годов, остаетсямаргинальным и для общественной практики, и для академической науки.Подавляющее большинство женщин не проявляют интереса к подобному движению, апосле спада общественной активности в начале 90-х годов — и к какому-либодругому.
По словам однойвенгерской исследовательницы, если вы спросите мужчин или женщин на улицахВенгрии, что означает />феминизм, более толерантные ответят:«Я не знаю», а менее толерантные скажут, что это слово применимо кженщинам, которые ненавидят мужчин и детей, которые />/>/>сексуально ненасытны, не носят украшений, и ковсему прочему они очень несчастливы, и они — />лесбиянки.[4] И такое отношение далеко не только вВенгрии, подобные высказывания можно услышать по отношению к любым участницамженских движений в России. Это не правильно и с этим что-то необходимо делать.По моему мнению, рано или поздно феминизм победит, поскольку равноправие мужчини женщин гораздо выгоднее для всех, чем зависимость одного пола от другого. Ивыражение «сильный пол» будет таким же неприличным, как выражение «высшаяраса». С этим придется смириться и женщинам, и мужчинам. В свою пользу я могупривести один хороший аргумент: патриархальная семья с мужем-добытчиком иженой-домохозяйкой экономически слабее семьи с двумя работающими супругами, ипоэтому обречена на вымирание.[5] Собственно, доказательство можноувидеть на примере Западного феминизма. Настоящий расцвет феминизма пришелсяна Западе, на начало 1980-х годов – время глубокого экономического кризиса,когда вдруг выяснилось, что мужчина-добытчик просто не в состоянии в одиночкуобеспечить семью, расплатиться за дом, машину и кучу бытовой техники, купленнойв кредит, да еще и оплатить образование детей. Тут-то и обнаружилось, чтоженщина может делать то же самое, что и он: выступать в суде, заседать впарламенте, оперировать раковые опухоли и снимать кино.
И здесь ничего неподелаешь. Да, никто не избавит женщин от менструации, беременности, родов,кормления грудью, варикоза и целлюлита. Так же, как никто не избавит мужчин отабстинентного синдрома, храпа, облысения, простатита и повышенного рискасердечно-сосудистых заболеваний. Но современный характер и условия труда позволяютэффективно работать независимо от физиологических ограничений. Тяжелыйнеквалифицированный труд, для которого нужны здоровые и сильные мужчины, большене определяет экономическое процветание. Компьютерные программы пишутпарализованные, музыку сочиняют слепые, законы принимают беременные, а бюджетутверждают кормящие. Проблема лишь в том, чтобы перестать восприниматькормящего президента страны как чудовище. Ведь Рузвельта никто чудовищем несчитает, хотя его физиологические ограничения были куда более серьезными.
Каждый имеет своиизмерения жизни. Изменение стереотипов — это долгий и мучительный процесс. Ностоит попробовать. Если же не хочется даже пробовать, если не хочется статьчуть-чуть более толерантным, если кто-то раз и навсегда пригвожден быть ущербнее,вторичное, слабее (будь то женщина, еврей или человек иного цвета кожи), то яхочу напомнить только о том, что, ущемляя права другого, мы ущемляем в первуюочередь себя. И потом пожинаем плоды. Войны в России тому пример.
Феминистическим обществами женским движениям необходимо менять представления граждан об их деятельностии пропагандируемых принципах. А может быть это уже происходит? Они сами этимзанимаются, или им кто-то помогает? Кто их поддерживает? И Кто настраиваетпублику против? В связи с данными вопросами, целью моего исследования являетсяоценка уровня интенсивности выпуска положительных статей о любых проявленияхфеминизма. Для достижения цели, необходимо выполнение нескольких задач:
1. Выявитьинтенсивность выпускаемых положительных статей о любых проявлениях феминизма втрёх самых популярных печатных еженедельных газет г. Самара за последние 5 лет.
2. Выявитьинтенсивность выпускаемых негативных статей о любых проявлениях феминизма втрёх самых популярных печатных еженедельных газет г. Самара за последние 5 лет.
3. Сравнитьколичество выпускаемых положительных и негативных статей о любых проявленияхфеминизма в трёх самых популярных печатных еженедельных газет г. Самара запоследние 5 лет.
Таким образом, объектоммоего исследования является образ феминистических организаций в печатных СМИ, апредметом – статьи, посвящённые любым проявлениям феминизма.
Гипотеза исследования:уровень интенсивности положительных статей о любых проявлениях феминизма выше,уровня негативных статей.
Методом обработки статейвыбран контент–анализ.
Актуальностьюисследования здесь может выступать тот факт, что подобных исследований в Россиине проводилось, и по его результатам можно будет судить об активности Женскихдвижений и их оппонентов, а так же о достаточности влияния и привлечении к себевнимания публики.
Заключение
Все вышеизложенноепоказывает, что даже сейчас, когда в России все делается во имя развивающейсядемократии, женщины отстранены от принятия решений, оказывающих влияние на их жизньи будущее. Равенство результатов в прежнем виде имело отношение только кмужчинам и опасность сейчас заключается в том, что, признавая равенствовозможностей, мы предоставим эти возможности только мужчинам.
В заключение мне хотелосьбы вернуться к теоретической части моего доклада. Концепция равенствадействительно является проблематичной. Даже это утверждение имеет различныеперспективы. Эмпирический анализ показывает, как употребляются категории, какимобразом категоризация реальности определяет получаемые последствия. Этот подходпоказывает, что применение концепции равенства к российскому контекстуобнаруживает понимание равенства в терминах «одинаковости» междуполами и на индивидуальном уровне. Более того, в обществе, где коллективныеинтересы доминируют над индивидуальными, ликвидируется не толькоиндивидуальная, но и гендерная идентичность. Не «женщины» и«мужчины», а «рабочие», «матери»,«граждане» и «члены партии» были употребительнымикатегориями в советский период. Изменения, произошедшие в переходный периодпоставили вопрос о способности асексуального — безгендерного общества построитьдемократию. Задача, поэтому, состоит в восстановлении и одновременно, вразвитии, гендерной идентичности на более эгалитарной основе, создании новыхпарадигм эгалитарного сосуществования всех разнородных общественных групп иобеспечении всего этого в политике.
Список использованнойлитературы
1. Айвазова С.Г.Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998
2. Андреева О.Г.Женщины в российском обществе:/Гендерные различия в политическом процессе.Москва: Пресс, 2006
3. Власова О.И.Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. N2., 2008.
4. Кайнер К.О.Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки исовременность. № 4, 2001.
5. Пушкарева Н.Л. Уистоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада // Тишкин Г.А.(ред.) Российские женщины и европейская культура. СПб, 2002
6. Пушкарева Н.Л.Феминизм в России: формы женской социальной активности, Калуга, 2001
7. Темкина А. А.Феминизм: Запад и Россия // Преображение (Русский феминистический журнал), 1995,№ 3.