ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Астраханский Государственный Университет»
/>
КУРСОВАЯ РАБОТА
/>Феномен отца — одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе
/>/>/>Выполнил:студент очного отделения
факультета социальныхкоммуникаций
группы СЦ-41 Дуванов А.В.
Научный руководитель: доценткафедры социологии,
кандидат политических наукРюмкова О.Г.
Астрахань 2008
Содержание
Введение. 3
Глава I. Кризисотцовства. Мировая практика. 6
1.1 Определение понятия отцовство. 6
1.2 Положение в обществе отцов-одиночек в России. 20
Глава II. Фокус — группа. Феномен отца — одиночки всовременном обществе. Оценка положения в обществе. 22
2.1 Программа Фокус — группы. Топик гайд Тема: отношения кпроблеме «отцов-одиночек». 28
2.2 Отчет по проведению Фокус группы… 31
Заключение. 34
Список литературы… 38
/>Введение
Как часто мыслышим словосочетание «мать-одиночка» и уже не находим в этом ничегоудивительного. В порядке вещей? Да нет, просто слишком много таких матерей. Авот когда о ком-то говорят «отец-одиночка», женщин пробивает наслезу, мужчины уважительно косятся, а Госдума мучительно вынашивает проекты польготам для этой категории граждан.
Отцы,самостоятельно воспитывающие детей, действительно заслуживают внимания иуважения. Но можно ли их назвать героями лишь потому, что они выполняют свойотеческий долг, даже оставшись без жены?
Конечно, некаждый мужчина способен остаться в одиночку с ребенком. Здесь требуется особыйсклад ума и характера, терпение и понимание долга на уровне самопожертвования. Ведь,как многие считают, женщина с ребенком — это естественно по самой природе, амужчина с целой ватагой малышей — просто уникальный случай.
Актуальностьработы заключается в том что с юридической точки зрения, понятия «отец-одиночка»официально не существует, так как мужчина не в состоянии сам родить ребенка. Ав случае развода, смерти жены он становится одиноким и в большинстве случаевснова женится, продолжая исполнять обычные мужские обязанности в роли отца. Кстати,такое положение дел свойственно мужчинам России: в стране насчитываетсяпримерно 300 000 отцов без жен. А по мировой статистике, больше всего одинокихотцов проживает во Франции: 20% от общего количества детей.
Эксперты водин голос утверждают, что дело не в менталитете, а в условиях, создаваемыхгосударством. Судите сами: так как статус «папы без мамы» нароссийских просторах не имеет юридической силы, то и льгот таки семьям непредоставляется. Пособия повышают только на 70 рублей, а в случае разводамужчина имеет право на алименты от бывшей жены. Если жена умерла, то муж имеетправо на все ее имущество в пользу оставшихся детей. Да, существует День Отца,отмечаемого 1 ноября. В некоторых областях России в этот день одинокие папыполучают единовременные пособия по 1500 рублей на каждого ребенка, недостигшего совершеннолетия. Но, согласитесь, все это мало греет.
Междупрочим, на Украине положение отца-одиночки официально узаконено и приравнено кодиноким матерям. Достаточно документов, подтверждающих потерю матери, иположительного решения суда.
В принципедаже материальные трудности мужчина в состоянии преодолеть, если он заботится оребенке. А вот как быть с выполнением роли матери? Так уж сложилось, чтоженщины более приспособлены к тому, чтобы взвалить на себя и бытовую, иматериальную, и воспитательную сферу жизни. Мужчины же могут обеспечить своегоребенка всем необходимым, но предпочитают нанять няню, избегают походов в школуи не всегда компетентны в вопросах воспитания (особенно если в семье растетдевочка). Кроме того, им сложнее преодолеть существование без женщины ипосвятить себя полностью детям.
В России ужесоздаются Центры помощи отцам. Там одинокие родители могут получитьквалифицированную медицинскую, юридическую и психологическую помощь. Перваяшкола для отцов открыта в Благовещенске.
Хотя, какутверждают психологи, если отец с самого начала, еще живя вместе с матерью,принимает на себя роль заботливого родителя, воспитателя и помощника, то емусложно будет преодолеть лишь последний фактор одиночества. В остальных вопросахон прекрасно может справиться.
Исходя изэтого, получается, что геройство — это не одинокий папа, а папа как таковой. Семьяне может держаться только на женщине, как не может и только на мужчине. Природане зря создала баланс двух половинок. Поэтому и матери-одиночки и одинокие отцы- это исключительное социальное явление, пример силы духа и верности.
Достоинство илинедостаток таких семей — тот факт, что дети в этих семьях взрослеют быстрееобычного и превращаются в опору и поддержку для родителей, а не наоборот. Вероятно,это в дальнейшем их дисциплинирует и учит относиться со всей ответственностью ксвоим детям и второй половинке.
Целькурсовой работы состоит в анализе положения в обществе отцов-одиночек споследующим выдвижением возможных путей решения наиболее острых проблемвозникающих при функционировании в социуме. Объектом курсовой работы являетсясемьи, в составе которых один родитель — отец. Предметом курсовой работыявляется влияние экономической, законодательной и социальной функций обществана семьи с одним родителем — отцом.
Дляреализации цели курсовой работы необходимо решить ряд следующих задач:
Датьопределение понятию отцовства и раскрыть его проблему.
Определитьположение в обществе отцов-одиночек в России.
Выявитьосновополагающие проблемы отцов одиночек в функционировании в социуме и ввоспитании детей.
Определитьальтернативные пути основополагающих проблем отцов одиночек в функционированиив обществе.
В ходенаписания курсовой работы использовались следующие методы получения материала: анализлитературы и источников, с использованием, частично, контент-анализа и изучениемпубликаций, применение метода фокус — групп.
Глава I. Кризис отцовства. Мироваяпрактика1.1 Определениепонятия отцовство
«Кризисотцовства» можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспекткризиса маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики — необходимыеэлементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей идеятельностей. Отцовство — одна из главных мужских идентичностей. Что значитотцовство для мужчины и как оно влияет на его субъективное благополучие, причемне вообще, а на разных стадиях жизненного пути? Из одной только социальнойстатистики это знание не выводимо, а без него не может быть эффективнойсоциальной педагогики[1].
Столь жемногомерен социализационный аспект отцовства. Если бы разделение отцовских иматеринских функций вытекало только из полового диморфизма, оно везде и всюдубыло бы одинаковым. В действительности содержание отцовской роли и критерииуспешности ее выполнения производны от гендерного порядка иконкретно-исторических форм брака и семьи. Очень трудно оценить и влияние отцана развитие ребенка. Оно может быть неодинаковым в краткосрочной и вдолгосрочной перспективе. Кроме того необходимо уточнить, на какие именно чертыи свойства ребенка влияет отец, причем это нужно сделать отдельно для сыновей идочерей.
Существуетли глобальный «кризис отцовства»[2]и если да, в чем он состоит? Прежде всего, мы сталкиваемся с фактомсущественного расхождения дискурсивных и поведенческих практик.
По даннымВсемирного исследования ценностей, несмотря на увеличение числа разводов,внебрачных сожительств и неполных семей и ослабления роли родителей ввоспитании детей, граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идеюотмирания брака и семьи. Когда в 1990 году население 43 стран спрашивали, какаясфера жизни для них самая важная, на первое место — 83% всех ответов — вышласемья. За последние 3 десятилетия почти во всех странах выросло число людей,согласных с тем, что «для счастливого детства ребенок нуждается в доме,где есть и отец и мать»[3]Потребность в детях испытывают даже многие однополые пары.
В то жевремя ученые и публицисты повсюду констатируют: рост безотцовщины, частоеотсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов сдетьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелостьотцов; их незаинтересованность и неспособность осуществлять воспитательныефункции, особенно уход за маленькими детьми. Одни авторы полагают, что имеетместо реальное, быстрое, чреватое опасными последствиями ослабление отцовскогоначала, т.е. что налицо некая макро историческая тенденция, тогда как другиесклонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли ввоспитании детей, а наши сегодняшние тревоги отражают только сдвиги в акцентахи стереотипах массового сознания.
Проще всегоотмахнуться от этих вопросов, сославшись на данные эволюционной биологии и полуироническую фразу Маргарет Мид, что «отцы — это биологическая необходимость,но социальная случайность».
Здесьдействительно есть эволюционные универсалии. Если материнство предполагает нетолько зачатие и рождение, но и выращивание потомства, то отцовский вклад умногих биологических видов сводится к акту оплодотворения. У высших животных, укоторых самцы участвуют в выращивании потомства, их обязанности сводятся кзащите от внешних опасностей и, в большей или меньшей степени, жизнеобеспечению.У 95% видов млекопитающих отцы мало заботятся о своем потомстве[4]
У человекаобъем отцовской заботы, и специфические стили отцовства зависят от множествасоциокультурных условий, но объем отцовской заботы всюду значительно меньше,чем у матерей. Наблюдения за поведением 3-6-летних детей в Кении, Индии,Мексике, Филиппинах, Японии и США (Б. Уайтинг и Д. Уайтинг, 1975) показали, чтов присутствии матери дети находились от 3 до 12 раз чаще, чем в присутствииотца. У 4 — 10-летних детей в обществах Африки, Южной Азии, Южной, Центральнойи Северной Америки соответствующая разница составляет от 2 до 4 раз (Б. Уайтинги К. Эдвардс, 1988) Особенно ничтожен отцовский вклад в воспитание детей моложе3 лет.
Отцовство[5] — один из главных аспектов маскулинности В архаических обществах высокаяплодовитость считалась важным показателем «мужской силы». Мужчинывсегда и везде стыдились бесплодия, сваливая вину за него на женщин. Могущественныемужчины спаривались с множеством женщин и зачинали гораздо больше потомков, чемих менее удачливые соплеменники. Но по мере эмансипации сексуальности отрепродукции показателем мужской силы все больше становилось не столькоколичество произведенных на свет детей, сколько сама по себе сексуальнаяактивность — количество женщин и частота актов. Репродуктивный успех мужчиныдостигался в результате конкуренции с другими мужчинами и ассоциировался с агрессивностьюи воинскими доблестями. Ухаживать за собственными детьми мужчине было некогда инезачем.
Отсюда — транскультурныйархетип отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец выступает какперсонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) или/ и как прародитель, глава рода или большой семьи, который должен подготовитьсебе наследника, все остальное несущественно. Эти представления закрепляются ив образах массового сознания. В зависимости от особенностей того или иногообщества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификациявласти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, аиногда и непосредственный его наставник в общественно-трудовой деятельности.
Физическоеотсутствие отца в семье — не только следствие его внесмейных обязанностей, но исредство создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержанияотцовской власти. У некоторых народов существуют строгие правила избегания,делающие взаимоотношения между отцом и детьми чрезвычайно сдержанными. Традиционныйэтикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних, особенно при старших,отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще непроявлял к нему каких-либо чувств. По свидетельству К. Хетагурова, «тольков самом интимном кругу (жены и детей) или с глазу на глаз позволительно отцудать волю своим чувствам и понянчить, приласкать детей. Если осетина-отца впрежние времена случайно заставали с ребенком на руках, то он не задумывалсябросить малютку куда попало… Я не помню, чтобы отец назвал меня когда-нибудьпо имени. Говоря обо мне, он всегда выражался так: „Где наш сын? Не видалли кто нашего мальчика? “. [6]
Впрочем, итам, где таких правил не было, большинство мужчин не отличались особымчадолюбием. Монтень, посвятивший родительской любви специальную главу своих „Опытов“,признается, что „не особенно любил“, чтобы его собственных детей „выхаживали“рядом с ним[7]. ГрафЕ.Ф. Комаровский записал: » 28 мая 1803 года… Бог мне даровал перваго сынаграфа Егора Евграфовича. О рождении прочих моих детей записано в святцах, ипотому поминать здесь о том я нахожу излишним…”[8]Вотцовском стиле воспитания доминировали строгость и требовательность.
Разумеется,индивидуальный стиль отцовства зависит от свойств конкретного мужчины и еговзаимодействия с другими членами семьи. Однако при всей вариабельностиотцовских образов, психологическая близость между отцом и сыном — явлениередкое и скорее исключительное.
В новоевремя содержание отцовской роли стало меняться. Отчасти это обусловленоизменением характера властных отношений в обществе[9].Замена патриархально-монархического устройства, господствовавшего в Европе до1770 г., «братски-республиканским», повлекла за собой и изменениеканона отцовства. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать,постепенно уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти ибольше обязанностей. Соответственно меняется и стиль отцовства. Средневековыетексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцыдолжны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. Начиная сэпохи Возрождения и Реформации, но особенно в 17 и 18 вв. резко увеличиваетсячисло поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитыватьдетей. Этот сюжет занимает важное место в протестантской этике. Новый образотца распространяется сначала в средних слоях, но постепенно распространяется ина другие классы. Затем и этого становится мало. В 1960-х гг. в США появляется «новыйотец», который не только зарабатывает деньги на содержание семьи, но и самухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами
Сменанормативного канона отражает глубокие перемены в повседневной жизни. Вдоиндустриальном обществе «хороший отец» был воплощением власти иинструментальной эффективности. Хотя в патриархальной крестьянской семье отецне ухаживал за детьми, они, особенно мальчики, проводили много времени, работаяпод его руководством. В городской среде под давлением таких факторов, какженское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу ипространственная разобщенность труда и быта традиционные ценности отцовстваослабевают. Как работает отец, дети уже не видят, а количество и значимость еговнутрисемейных обязанностей меньше, чем у матери. Это влияет и на механизмыпринятия семейных решений.
Тесныйдомашний быт не предусматривает для отца специального пьедестала. По мере тогокак «невидимый родитель» становится более доступным, он все чащеподвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный навнесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утратамужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовскойнекомпетентности, который гак же не способствует поддержанию отцовскогоавторитета, как и женская воркотня в присутствии детей. К тому же отцаоценивают по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности,которой он раньше не занимался и к которой его не готовили.
Этитенденции наблюдаются не только на Западе, но и на Востоке, например, в Японии.Традиционная японская семья была в высшей степени авторитарной. В последниедесятилетия отцовская роль стала проблематичной. Дети-подростки определеннохотят иметь не авторитарных, а авторитетных отцов, а их реальные отношения сотцами выглядят более напряженными, чем с матерями. Хотя многие практическиевопросы чаще решают отцы, в дисциплинарных вопросах матери оказываютсяэффективнее. При решении своих жизненных проблем японские старшеклассники чащевсего обращаются к друзьям (65%), затем — к матери (26%) и только 7% — к отцу. Когдав 1981 г. большую группу японских отцов спросили, кто в их семье отвечает задисциплину, 60.5% назвали мать, 22.2% — обоих родителей и только 5.6% — отца[10]
Bтрадиционном обществе брак и отцовство были обязательными элементами мужскойидентичности. Сегодня они маргинализировались, стали делом свободного выбора. В1977 г. холостыми были 63.7% американских мужчин от 20 до 24 лет, а в 1994 — 81%;среди 25-29-летних американцев доля холостых за эти годы почти удвоилась, с 26до 50%[11]. Этообъясняется как повышением среднего возраста вступления в брак, так иувеличением числа незарегистрированных партнерств.
Вовлечениеженщин в общественный труд подрывает мужскую монополию на роль кормильца, как всемье, так и вне ее. Абсолютное число и удельный вес детей, воспитывающихся безотцов, в большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет. В странахЕС доля семей с одним родителем и детьми до 15 лет в 1990/1991 гг. варьировалаот 5.7% в Греции до 20.4% в Дании.83.3% таких семей — материнские. Впрочем,растет и число одиноких отцов, их доля в общем числе семей с детьми колеблетсяот 0.7% в Испании до 11% в Италии (часто это не разведенные мужчины, а вдовцы) [12].
Влияние этихпроцессов на содержание отцовского вклада в воспитание детей неоднозначно.
Хотя всреднем отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежелиматери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуетсянепосредственно на уход и общение с детьми,. современные отцы в этом отношениине только не уступают прежним поколениям, но и существенно превосходят их,особенно в семьях, основанных на принципе гендерного равенства. Мужчины берутна себя гораздо больший круг обязанностей, которые раньше считалисьисключительно женскими. Например, обследование 231 канадской семьи показало,что, при выровненных социальных факторах, таких, как количество внерабочеговремени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько матери.
Чтобы понятьдинамику отцовского поведения более конкретно, социологи выделили в нем четыреавтономных фактора:
мотивация,
умения иуверенность в себе,
поддержка,прежде всего со стороны матери,
институциональныепрактики (как данное общество поощряет отцовство — отпуск по уходу за детьми и т.п.[13])
Кроме того,выделены три параметра отцовского взаимодействия с ребенком:
вовлеченностьотца в непосредственный уход, общение или игру с ребенком,
доступностьотца для ребенка и ответственность за воспитание и принятие соответствующихрешений.
Оказалось,что степень отцовской вовлеченности в США в последней трети ХХ в. выросла натреть, а доступности — наполовину. Американские отцы проводят с детьми всреднем около 1.9 часа в рабочие и 6.5 часов в выходные дни. Это значительнобольше, чем 25 лет назад. В 1990-х годах отцовская ангажированность составляетсвыше 40%, а доступность — две трети материнской. Этот рост идет по крайнеймере с 1920-х годов. Среднее количество времени, которое американские отцы, поданным разных исследователей, проводят с детьми, выросло с 1960-х годов на 25%- 37%. А поскольку детей стало меньше, то время на одного ребенка выросло ещебольше. Вопреки стереотипу, для более молодых и более образованных американскихмужчин семья психологически важнее работы, она занимает центральное место в ихжизни и во многом определяет их психическое благополучие[14].
Те жетенденции зафиксированы в Германии[15]. «Новыемужчины» берут на себя больше домашних обязанностей, придают большезначения отцовским ролям, чаще гуляют и играют с детьми, чем «традиционалисты»,которые готовы материально обеспечивать семью, но эмоциональную заботу о детяхпередоверяют матери.
Тем не менееситуация остается тревожной. Во-первых, «новые отцы» везде и всюдусоставляют меньшинство. Во-вторых, прирост отцовской заботы практическиуничтожается тем, что из-за увеличения числа внебрачных детей и числа разводоввсе большая доля мужчин не живет со своими семьями. Для многих мужчин брак иотцовство — своего рода «пакетное соглашение», тем более, что самиотцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко,чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения. В СШАпосле развода девять из десяти детей остаются с матерью, после чего их общениес отцами ограничивается, а то и вовсе прекращается; в 1995 г около третиамериканцев после развода практически перестали общаться с детьми. Отчастипотому, что мужчины сами теряют к ним интерес, а отчасти потому, что бывшиежены препятствуют таким контактам. В результате на макросоциальном уровнебезотцовщина не уменьшается, а растет.
Страдают отэтого не только дети и женщины, но и отцы. Любящий своего ребенка мужчинаприобретает новую идентичность и сферу ответственности, компенсирующиеэмоциональное отчуждение от других видов деятельности. Но при разводе все этообращается против него. Новый стиль отцовства делает мужчину более ранимым. Серияинтервью с разведенными канадскими и британскими отцами показала ростпсихологической значимости для них семьи и детей, но как раз более мягкие,“андрогинные” отцы тяжелее переживают расставание с детьми при разводе. Чувствопотери ребенка усугубляется сознанием собственного провала. «Мужчины,которые были хорошими отцами, теперь по определению становятся плохими отцами,неспособными защитить своих детей от боли отделения, которую они чувствуют сами.Они также не могут защитить самих себя от потери самых драгоценных аспектовсобственного Я и своих главных источников несексуального физического тепла иудовольствия…»[16].
Неоднозначныи другие процессы. Гендерное равенство само по себе не стирает тонких различиймежду отцовскими и материнскими ролями и практиками. В Швеции, где супружескиероли юридически полностью выравнены уже в 1974 г., очень немногие отцы,несмотря на 100% компенсацию, пользуются правом отпуска по уходу за ребенком, аженщины тратят на хозяйство и уход за ребенком в 5 раз больше времени, чеммужчины. Оценка отцовских практик по традиционно женским критериям оказываетсяоднобокой. По ироническому замечанию У. Мак-Кея, «мужчины — не оченьхорошие матери»[17].
Корочеговоря, исследования современного отцовства рисуют сложную и многоцветнуюкартину, непохожую на привычный чернобелый образ. Вот какие выводы делаетруководитель многочисленных сравнительных исследований отцовства американский психологМайкл Лэм [18]:
Вопрекиожиданиям многих психологов, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чемразлично, расхождения между ними менее заметны, чем сходства, а механизмы исредства воздействия на детей похожи. Важен не столько пол / гендер родителя,сколько стиль его поведения.
Индивидуальныесвойства отцов, такие как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональнойтеплоты и отзывчивости, влияют на развитие ребенка меньше, чем характервзаимоотношений, которые эти отцы установили со своими детьми. Дети, имеющие сродителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные отношения,психологически благополучнее тех, у кого такие отношения отсутствуют. Точно также количество времени, которое отцы проводят с детьми, менее важно, чем то, какименно они его проводят, и как сами дети и значимые для них лица воспринимают иоценивают это взаимодействие.
Индивидуальныевзаимоотношения между отцом и ребенком выглядят менее существенными, чем общийсемейный контекст, включая взаимоотношения между всеми членами семьи.
Отец играетв семье не одну, а множество разных ролей, и отцовский успех зависит от мерыего успешности в каждой из них.
Природаотцовского влияния зависит от индивидуальных и культурных ценностей, например,от того, стараются ли родители сформировать у мальчиков и девочек одинаковыеили разные гендерные свойства.
Инымисловами, единой «отцовской роли», к которой все отцы должныстремиться, не существует Успешный отец — тот, который хорошо выполняет задачи,подсказываемые ему конкретной социальной ситуацией.
Вопрекипредставлению о незначительности отцовской роли, психологические исследования,в том числе лонгитюдные, показывают, что наличие отцовской заботы о детяхположительно сказывается на их психических качествах, особенно у мальчиков[19].Но если традиционное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегоднянаиболее благоприятным для развития ребенка кажется авторитетный стиль. Авторитетноеотцовство коррелирует с учебными достижениями ребенка (школьные отметки,тестовые показатели, длительность обучения), меньшими эмоциональнымитрудностями, проявляющимися в агрессивном и девиантном поведении, депрессии ипониженном самоуважении, и с более высокими показателями по просоциальномуповедению (социальная компетентность, популярность, общительность). Хотя этотположительный эффект статистически невелик, он присутствует в разныхэтнокультурных средах[20].
Ноответственному отцовству, как и всему остальному, нужно учиться. В принципе,мужчины обучаемы. Родительское поведение достаточно пластично даже у высшихживотных. Самцы макаки-резуса в естественных условиях равнодушны к своимдетенышам, но при отсутствии самок они вполне «по-матерински»реагируют на плач младенцев и нежно заботятся о них. Та же картина наблюдаласьв естественной среде у павианов: если мать по каким-то причинам не выполняетсвоих обязанностей, ее функции берет на себя взрослый самец.
Родительскиереакции человека еще более пластичны и вариабельны. Наряду с народами, гдемужчины избегают контактов с детьми, антропологам известны пигмеи ака, которыеявляются нежными отцами, охотно возятся с детьми, держат их на руках, баюкают ит.д. Так же поступают и старшие мальчики ака. Вполне справляются с подобнымизадачами и европейские мужчины. Экспериментально доказано, что психологическиподготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическоеудовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам вискусстве ухода за ребенком. Но это не получается автоматически, само собой. Адля того, чтобы выработать программы обучения отцовству, нужно знать какнормативные ожидания общества, так и переживания реальных мужчин.
Особенноважны закономерности формирования отцовской идентичности. Об них много иинтересно пишут психоаналитики, но не все их суждения поддаются эмпирическойпроверке. Рождение ребенка — важное событие в жизни любого мужчины, нопереживается оно по-разному. В серии глубинных интервью с 40 американцамиудалось выявить 5 главных, взаимопересекающихся тем[21]:
Остепенился,перестал быть ребенком, приобрел солидность — 45%.
Уменьшиласьэгоцентричность, стал больше давать, чем брать — 35%
Появилосьновое чувство ответственности — 32%
Появиласьгенеративность (по Эриксону), забота о передаче чего-то потомству — 29%
Психологическаявстряска — 29%
Реакция нарождение ребенка[22] — лишьзвено в формировании чувства отцовства, которое можно понять только в связи сличным жизненным опытом мужчины и особенностями его собственного детства. Дляэтого нужно изучать не столько последствия безотцовщины, чем увлекались в1970-х гг., сколько опыт хороших, счастливых отцов.
УникальноеГарвардское лонгитюдное исследование, продолжавшееся с конца 1930-х до конца1980-х годов, объектом которого были четыре поколения мальчиков из одних и тех жесемей, показало, что а) индивидуальный стиль отцовства сильно зависит отпрошлого собственного опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец, б)этот опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну и дальше, и в) ответственноеотцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. В передачеотцовского опыта присутствует как подражание (отец или дед как ролевые модели),так и критическая переработка отрицательного опыта. К сожалению, такихисследований очень мало.
Ценный источникинформации о стилях отцовства — опыт одиноких отцов, которых на Западезначительно больше, чем России[23]. Значительноболее трезвой и реалистичной стала оценка последствий развода. В краткосрочнойперспективе развод всегда травмирует детей, но его долгосрочные психологическиепоследствия не обязательно столь плачевны и необратимы, как думают писатели ижурналисты. Правильная психологическая стратегия может существенно ослабить удетей травму развода.
Болееразвитая наука, принимающая во внимание многообразие людей и их жизненногоопыта, не занимается оплакиванием «утраченной мужественности» ипризывами «вернуть отца в семью», а ищет конкретные способыпреодоления и минимизации порождаемых общественным развитием трудностей.
В заключенииможно сделать выводы о том, что проблемы современного российского отцовства неявляются чем-то исключительным, их нельзя решить путем возвращения к реальномуили воображаемому прошлому.
Глобальный «кризисотцовства»[24] — некризис в обычном понимании этого слова, а часть долгосрочного процессапереосмысления привычного гендерного порядка, который нужно изучать во всей егосложности и многогранности. Это требует широкой междисциплинарной имакросоциальной перспективы
Это ставитновые задачи перед социологией. Уповать на простые приемы и методы (вроде тогораспространенной в начале 1980-х гг. иллюзии, что потенциальные отцовскиекачества радикально улучшатся, если мужчины будут присутствовать при родах) ожиданийне оправдывают. Здесь нужны серьезные профессиональные исследования. 1.2 Положение в обществе отцов-одиночек в России
В Россиисреди всех семей с одним родителем и детьми до 18 лет 94 процента составляютсемьи одиноких, вдовых и разведенных матерей и только 6 — семьи одиноких отцов[25].
Но есть внашей стране и регионы-рекордсмены. В Якутии на каждые 600 одиноких мамприходится 250 одиноких пап. Большинство из них — вдовцы. Специалистынаблюдают, что восемьдесят процентов якутских одиноких отцов начинаютспиваться, перекладывая ответственность за детей на плечи бабушек.
Во Франциисреди всех детей разведенных родителей с отцами проживают 13 процентов, в США — 17. В Америке количество таких семей растет быстрее, чем материнских[26].
Вмусульманских странах понятия мать-одиночка не существует. После развода детиостаются с отцом. В Ливане каждая пятая семья — неполная.
По выводамсоциологического исследования о воспитательных возможностях родителей вгендерном различии оказалось, что половина опрошенных как женщин, так и мужчинсчитает, что сильный пол не уступает по своим воспитательским способностям. И,по мнению 58% женщин и 54% мужчин, нет ничего предосудительного в том, что отец«уходит в декретный отпуск». Однако в действительности картинавырисовывается несколько иная. Мужчины предпочитают отказываться от походов сребенком к врачу (90%), укладывать его спать и контролировать режим дня (70%). Извсех родительских обязанностей, как показали исследования Государственногоинститута проблем семьи и молодежи, мужчины чаще всего предпочитают забирать,или отводить ребенка, скажем, в детский сад. Несколько реже — помогать емусправляться с домашним заданием[27].
Словом, втематическом государственном докладе о положении семей в России социологизафиксировали: в стране популярен феномен «отсутствующего отца». Аон, во-первых, не самым лучшим образом сказывается на воспитании ребенка,во-вторых — не позволяет мужчинам вкусить радость отцовства.
Глава II. Фокус — группа. Феноменотца — одиночки в современном обществе. Оценка положения в обществе
Разыгрываются,правда, и другие сценарии. Например, отец отстаивает свое право на детей всуде, когда мать предлагает «выгодно» поменять ребенка на имуществоили, изначально отказавшись от детей, по прошествии времени заявляет, что имеетна них все права.
С подобнымиисториями общественная организация Международный союз мужественных пап (МСМП)[28]сталкивается, чуть ли не ежедневно. Идея объединить отцов-одиночек, возниклаеще в советское время. Правда, в обкоме партии категорично заявили, чтоорганизация эта никому не нужна, так как в СССР нет и не было одиноких отцов. Вначале 90-х существование последних все же удалось доказать. Организациюзарегистрировали, но она со временем оказалась практически недееспособной — спонсоровне было, а людей, нуждающихся в помощи, в ней насчитывалось более восьми тысяч.Посему решили опекать лишь самую сложную категорию: отцов-одиночек-инвалидов. Но,несмотря на это, разведенные и овдовевшие с детьми на руках по старой памятипродолжали обращаться сюда за помощью.
Поводов дляобращений было предостаточно, хотя у отцов-одиночек существовала, в общем-то,одна проблема: то, что они отцы. Например, в свое время был издан указ о компенсациипо подорожанию детских товаров. Женщины получали все в полном объеме, амужчинам говорили, что не положено. Со всей серьезностью в отделенияхсоциальной защиты заявляли: а вы докажите, что вы женщина, — тогда выплатимкомпенсацию. «Когда же запретили увольнять многодетных матерей, — вспоминаетЕ. Коновалов, — угадайте, кто пополнил ряды безработных. Конечно, одинокие отцы»[29].Но самые интересные истории случались и, кстати, продолжают случаться в судах. ПредставителиФемиды, памятуя о законах, которые в большинстве случаев на стороне матери, внюансы дела почти не вникали. Например, рассказывают в МСМП, в Дзержинске былслучай, когда отец забрал у бывшей жены, любившей изрядно выпить, сына. Уребенка была серьезная послеродовая травма, поэтому родителю приходилось почтиежедневно делать ему уколы, водить к врачам. Спустя несколько лет мать,исправно получавшая все это время пособие на сына, объявилась. И судпостановил, что ребенка нужно отдать ей… И только под влиянием МСМП былопринято решение в интересах ребенка.
Сегодняситуация с отцовско-материнским законодательством, благодаря новому Семейномукодексу, несколько улучшилась. К примеру, теперь тот из родителей, с кемпроживает ребенок, не может препятствовать его встречам с отцом-матерью. Четкопрописано, что и отец, и мать лишатся родительских прав, если будут уклонятьсяот обязанностей по уходу за ребенком. А, кроме того, суд уже не передастребенка родителю, не имеющему самостоятельного источника дохода илизлоупотребляющему спиртным. Хотя по сей день кража ребенка матерью или отцомпочему-то преступлением не считается. А разведенные отцы-одиночки, в отличие отматерей с таким же статусом и вдовцов, никаких льгот не имеют.
Правда, ихдовольно-таки экзотическое положение, как правило, не позволяет себячувствовать одинокими в этом мире. Например, отец троих детей ВадимДобровольский[30]говорит, что почти все соседи в доме стараются хоть чем-нибудь помочь ихсемейству: кто с дачи фрукты привезет, кто шоколадку купит. В поликлиниках и вмагазинах женщины смотрят на него даже с некоторой завистью: вот, мол, какиеотцы бывают. На самом же деле, Вадим Иванович забрал к себе детей, когда сталопонятно, что их мать нуждается в психиатрической помощи. Иногда она приходит кдетям, просит у бывшего мужа, получающего пособие по мало обеспеченности,поддержать ее материально. Тем не менее, семейство, похоже, не страдают дети незабывают подчеркнуть, что «их папа — самый хороший и добрый», и оникак могут, пытаются ему помочь. Одиннадцатилетняя Зоя по своей проворности иумелости уже вполне может конкурировать с опытными хозяйками. А самый младший всемье — 6-летний Филипп — решил помочь папе… отыскать маму.
«Наверное,я не могу дать детям того, что смогла бы дать мать, — признается Вадим Иванович.- Но что я могу сказать точно: дети для меня — все. Я искренне радуюсь ихмаленьким победам и также искренне переживаю, если они чем-то расстроены».
Психологиутверждают, что после трех лет как мальчики, так и девочки нуждаются ввоспитании отца намного больше, нежели матери. Французские ученые и вовсесделали сенсационное открытие, которое, кстати сказать, вызвало немалоевозмущение у женщин. А заключается оно в том, что 98% жизненного опыта иразвития может дать ребенку именно отец. Однако дети, выросшие только с ним,все же отличаются от своих сверстников. Несмотря на то, что они более собранны,самостоятельны и ответственны, в то же время — более замкнуты и насторожены[31].
Евгений Коноваловубежден, что в России папы недостаточно уделяют внимание своим детям, а значит,нужно сделать все возможное, чтобы возродить отцовское воспитание в семье. Дляначала (кстати, это уже практикуется) организовывать состязания среди отцов,скажем, по скоростному заплетанию косичек, приготовлению обедов ипроникновенности исполнения колыбельных песен. А в идеале — и вовсе создать изапатентовать в Росси партию отцов. По его мнению, это позволило бы уберечь откраха многие браки[32].
В заключениеможно сделать следующие выводы: ситуации, в которых оказываются одинокие отцы идедушки-опекуны порой трудно описать словами. В последнее время им на помощьприходят специалисты Центра помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненнойситуации. С людьми работают психологи, но этого недостаточно. Потому мужчинынамерены создать общественную организацию, способную помочь в решении ежедневновозникающих проблем.
Главнаясложность[33] — отсутствиечеткой законодательной базы. Кто такие бомжи — ясно, а вот отцов-одиночек у наскак будто не существует. А значит, нет и структур, обязанных заниматься их проблемами.
На бумагеотцы, воспитывающие детей без матери, могут пользоваться такими льготами как,например, ограничение работы в ночное время. По закону они имеют право взятьдополнительный отпуск, но на деле это редко возможно. Да и просто устроиться наработу людям с такими, как это говорится «личными проблемами», совсемнепросто. Создание специализированных организации, объединений пап, простонеобходимо, так как жизненный опыт и физиологическая особенность мужчин непредусматривает воспитание детей в одиночку, что заложено у женщины, в геннах,ввиду мужского менталитета, мужчина не распространяет свои жизненные проблемы вобществе, тем самым усложняя свою установку!
Как часто мыслышим словосочетание «мать-одиночка» и уже не находим в этом ничегоудивительного. В порядке вещей? Да нет, просто слишком много таких матерей. Авот когда о ком-то говорят «отец-одиночка», женщин пробивает наслезу, мужчины уважительно косятся, а Госдума мучительно вынашивает проекты польготам для этой категории граждан.
Отцы,самостоятельно воспитывающие детей, действительно заслуживают внимания иуважения. Но можно ли их назвать героями лишь потому, что они выполняют свойотеческий долг, даже оставшись без жены?
Конечно, некаждый мужчина способен остаться в одиночку с ребенком. Здесь требуется особыйсклад ума и характера, терпение и понимание долга на уровне самопожертвования. Ведь,как многие считают, женщина с ребенком — это естественно по самой природе, амужчина с целой ватагой малышей — просто уникальный случай.
С юридическойточки зрения, понятия «отец-одиночка» официально не существует, таккак мужчина не в состоянии сам родить ребенка. А в случае развода, смерти женыон становится одиноким и в большинстве случаев снова женится, продолжаяисполнять обычные мужские обязанности в роли отца. Кстати, такое положение делсвойственно мужчинам России: в стране насчитывается примерно 300 000 отцов безжен. А по мировой статистике, больше всего одиноких отцов проживает во Франции:20% от общего количества детей.
Эксперты водин голос утверждают, что дело не в менталитете, а в условиях, создаваемыхгосударством. Судите сами: так как статус «папы без мамы» нароссийских просторах не имеет юридической силы, то и льгот таки семьям непредоставляется. Пособия повышают только на 70 рублей, а в случае разводамужчина имеет право на алименты от бывшей жены. Если жена умерла, то муж имеетправо на все ее имущество в пользу оставшихся детей. Да, существует День Отца,отмечаемого 1 ноября. В некоторых областях России в этот день одинокие папыполучают единовременные пособия по 1500 рублей на каждого ребенка, недостигшего совершеннолетия. Но, согласитесь, все это мало греет.
Междупрочим, на Украине положение отца-одиночки официально узаконено и приравнено кодиноким матерям. Достаточно документов, подтверждающих потерю матери, иположительного решения суда.
Возникаетвопрос а почему в России, в такой мощной державе все писсимистически, можетдело в ментальности а может в отсутствии информированности, а может в непринимаемости такого феномена. Что бы разобраться с этой проблемой необходимопровести ряд исследований и начать лучше с фокус-группы, для получения болеекачественной информации. Для этого выделяем:
Объект: женщиныи мужчины в возрасте от 18 до 45 лет (8-10 человек)
Предмет: отношенияк проблеме «отцов-одиночек»
Цель: проанализироватьмнения людей относительно проблемы Отцов одиночек
Задачи:
Проанализироватьи определить положение в обществе семей, в составе которых один родитель;
Определитьположение в обществе отцов-одиночек в России;
Выявитьосновополагающие проблемы отцов одиночек в функционировании в социуме и ввоспитании детей;
Определитьальтернативные пути основополагающих проблем отцов одиночек в функционированиив обществе;
Сметарасходов:
Организационныерасходы
Арендапомещения — двухкомнатная квартира (2000 руб) / оборудованное помещение (5000руб)
Рефрешмент — 100 руб. на человека / 100 руб. на респондента, 150 руб. на наблюдателя
Видеозапись- 500 руб. / 2000 руб.
Обслуживающийперсонал — 0 руб. / 200 руб. за час
Расходы научастников
Затраты нарекрутирование — 0 руб. / 1500 руб.
Оплатаучастия — 50 руб. на человека / 200 руб. на человека
Затраты намодератора
Оплата труда- 500 руб. / 1500 руб.
Итоговыйотчет — 300 руб. / 1000 руб.
Презентацияотчета — 100 руб. / 500 руб.
Расходы настимульный материал — 100 руб. / 300 руб.
Транспортныерасходы, скрытые расходы — 300 руб. / 500 руб.
Итого (мин):5 000 руб.
Итого (макс):15 350 руб. 2.1 Программа Фокус — группы. Топик гайд Тема: отношенияк проблеме «отцов-одиночек»
Местопроведения: аудитория
Продолжительность:1 час 30 минут
Количествореспондентов: 8-10 человек
Стимульныематериалы: вырезки из журналов, журналы, статьи, интернет выдержки
Оборудование:листы А4, клей, карандаши, таблицы с заданиями, картинка с заданием, ватманы
Вступление(5 минут)
Здравствуйте!Меня зовут Александр, это мой ассистент Александр. Мы находимся здесь, чтобыпоговорить об отношении к проблеме «отцов-одиночек». Прежде чемприступить к дискуссии, нам необходимо познакомиться.
Сейчас вашазадача — представить своего соседа. Вы можете упомянуть о его интересах, хобби,роде занятий и т.п. У вас есть несколько минут, чтобы обменяться информацией…
Мне хотелосьбы вас ознакомить с некоторыми правилами ведения нашей беседы:
Вы можетесвободно выражать свое мнение, но просьба не говорить одновременно
Вы можетедискутировать друг с другом, а не только со мной
Вы должныбыть искренни в своих высказываниях
В настоящеевремя ведется видеозапись нашей беседы. Это не должно вас смущать, сковывать,видеозапись предназначена для специалистов, которые хотят извлечь из вашихвыступлений интересные идеи. Наша дискуссия будет продолжаться чуть больше часа.Если нет вопросов, давайте приступим к работе.
II. Основная часть
Блиц-опрос(10 минут)
Как часто мыслышим словосочетание «мать-одиночка» и уже не находим в этом ничегоудивительного. В порядке вещей? Да нет, просто слишком много таких матерей. Авот когда о ком-то говорят «отец-одиночка», женщин пробивает наслезу, мужчины уважительно косятся, а Госдума мучительно вынашивает проекты польготам для этой категории граждан, что у Вас вызывает это словосочетание?
Есть лисреди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье?
Ответ наследующий вопрос запишите на листе
Есть лисреди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье, отцом?
Ответ наследующий вопрос запишите на листе
Как часто Выслышите о проблеме отцов одиночек?
Почему наВаш взгляд информация о отцах одиночках распространяется в таком количестве?
Возможныеситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем(15 минут)
1) Ранжирование.Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительнойсемьи. На обратной стороне карточки укажите свой пол и возраст.
ТаблицаНе сложилось Измена Неблагоприятная экономическая обстановка В связи с несчастным случаем Брак в раннем возрасте
Возможныеситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем отцом(15 минут)
Ранжирование.Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительнойсемьи глее родителем является отец. На обратной стороне карточки укажите свойпол и возраст. Не сложилось Измена Неблагоприятная экономическая обстановка В связи с несчастным случаем Брак в раннем возрасте
2) Bubbles. На данной картинке изображена ситуация, когда отецодиночка привел своего сына в магазин. Расскажите о том, что думают и чувствуютпотенциальные герои или один из них на этой картинке.
Ассоциативныеметоды представления проблемной ситуации (20 минут)
1. На Вашвзгляд «Мужчина в современном обществе отражает черты отца? „
Почему Вытак считаете?
свободноеобщение
зафиксируйтене менее 5 критериев
Проассоцируйте свой ответ по
по форме
по цвету
с каким — нибудьпредметом или объектом
2. Ассоциации:какими качествами должен обладать отец одиночка:
свободноеобщение
зафиксируйтене менее 5 критериев
Проассоцируйте свой ответ по
по форме
по цвету
с каким — нибудьпредметом или объектом.
3. По Вашимвысказываниям графически изобразите:
“современного»отца
«отца — одиночку»
приближенно-идеального«отца — одиночку».
4. Теперь мыВас попросим объединиться в группы, и объемно выразить Ваши мнения, используювсе возможные средства.
использоватьпластилин
использоватьмаркеры
использоватьбумагу2.2 Отчет по проведению Фокус группы
В ходепроведения фокус группы были выявлены следующие тенденции:
Большинствоиз респондентов к феномену отцов одиночек относиться с удивлением, аргументируяэто тем, что раньше не сталкивались более плотно с данной проблемой, в частностиответы были в следующей форме: Да, слышал (а), но не ни какого отношения к этойпроблеме не имел (а). Только со слов третей стороны, один или два раза.
Несталкивался с данной проблемой, на свет одиноких матерей информации куда больше!Это не проблема таких семей очень мало, единицы и т.д.
Респондентыв затруднении дать оценку, сложившейся проблем, за неимением информации, болееблагосклонно относящиеся к проблеме матерям одиночкам. По предположению опричинах становления такого феномена, большинство придерживается следующемупредположению: в виду несчастных случав с летальным исходом, по приоритетувторое место занимает, проблема вхождения в брак в раннем возрасте, сэкономическом преимуществом мужчины. Ни кто из респондентов не поддержал,теорию, ухода женщины в другую семью c отдачей прававоспитания мужчине.
Отсутствиематери в семье по предложению большинства респондентов, приводит к нарушению идисфункции психики у детей, большинство респондентов придерживаются тому, чтовоспитание матерью более благотворно сказывается, чем, если этим занимаютсяотцы.
Понаблюдениям респондентов и их личного опыта, мужчина в современном обществе,теряет свои качества, идентифицируемые его как мужчину, со слов респондентовженского пола все тяжелее найти настоящего мужчину и тем более хорошего отцадля своих детей.
Отецодиночка это воплощение женщины в мужском теле, умение быть матерью и отцом водном лице, мужчина, воспитывающий ребенка один, должен обладать, мужественность,чуткостью, должен уметь показывать свои чувства, быть открытым, должен обладатьопределенными навыками бытовой жизни: приготовление пищи, стирка, уборка,гигиена, уход за ребенком и т.д.
Проанализировавматериалы полученные методами ассоциации приходим к выводу о том что, отецодиночка это человек, закрытый, одинокий, цвета которые ассоциируются с отцомодиночкой, как правило серый, и частично голубой — олицетворение мужскогоначала. Формы, к которым относят отца одиночку выражены квадратом итреугольником, в малой доли это многоугольник. Проанализировав видео записиповедения респондентов, можно выявить неуверенность к приему чужого мнения, чтоподтверждает тот факт, что феномен отца одиночки мало изучен, и нераспространяется по каналам коммуникации.
Все выводы,полученные от респондентов, характеризуют отца одиночку как мужчину, но не какродителя, логически это подтверждает тот факт, что проблема, которая с каждымгодом набирает больший объем в своем доминантном содержании, не имеет важности,из за отсутствия ее афиширования.
Заключение
В нашемобществе не принято говорить об одиноких папах, как будто их вовсе несуществует. Тем не менее, они есть. Социологи заявляют, что количествоотцов-одиночек скоро может увеличиться. Пока не ясно, с чем связана такаятенденция.
Согласитесь,когда речь идет о неполных семьях, в 98% случаев подразумеваютсяматери-одиночки.
Дело в том,что одинокие отцы не привыкли быть на виду. Они не жалуются, не отсуживаюталиментов, не добиваются льгот и пособий. Со всеми трудностями предпочитаютсправляться самостоятельно. Такова мужская натура.
Вматериальном плане им часто приходится даже тяжелее, чем матерям-одиночкам: «сильныемужики» считают пустой тратой времени сбор справок на получение пособий иобивание порогов отделов социальной защиты.
Кроме того,что огромное количество отцов-одиночек не может собрать нужных для обращения всобес документов, многие из них даже просто не знают о существовании центровсоциальных служб. Несмотря на то, что законодатель наделяет отцов,воспитывающих детей без матери, теми же гарантиями и льготами, что и женщин(предоставление дополнительных отпусков, ограничение работы в ночное время исверхурочных работ и др.) на практике реализация одинокими отцами своих правзачастую бывает осложнена. В настоящее время в российском законодательствечетко не определен правовой статус лиц, которых возможно отнести к категории«отец-одиночка».
Образженщины и ребенка, оставленных бессовестным гулякой, эксплуатирует иобщественное мнение и СМИ, но как же быть тем одиноким папам, которых бросиланепутевая подруга жизни, как быть вдовцам, как быть мужчинам, воспитывающимдетей от пьющих жен? Разве можно сказать, что плохая мать лучше хорошего отца? Унас почему-то считают, что, прежде всего, нужно отстаивать права женщин, может быть,поэтому в 97 случаях из 100 при разводах дети остаются с матерью, даже если онаалкоголичка. Чем руководствуются судьи, принимая такие решения, не понятно.
Одинокийпапа в нашей стране — это чаще всего вдовец, поскольку при разводе ребенок, какправило, отдается матери.
Так же как иматери-одиночки, папы защищены от увольнения по многим статьям и могут получатьпособие по обеспечению прожиточного минимума до исполнения ребенку 7 лет. Пороссийскому законодательству отцы-одиночки имеют право на отсрочку от армии додостижения ребенком 18 лет. Но, к сожалению, случаев, когда законы былинарушены, очень много. Потому что общество до сих пор не поняло до конца такогоявления, как отец-одиночка.
Одинокомупапе приходится трудно. Согласимся, мужчине не легко соперничать с женщиной: терпение,доброта, ласка, то, что мы называем «материнской нежностью»,свойственны больше представительницам прекрасного пола, так уж распорядиласьприрода. Но это вовсе не значит, что отец не может хорошо воспитать и выраститьдетей. Что бы облегчить и хоть как то решить проблемы, возникающие у отцоводиночек, сам феномен мы не исправим, мы же не сможем решить проблемы, покоторым семьи распадаются отцов остаются одни, это работа государства, мы жеможем помочь отцам одиночкам в их не легком жизненном пути, если разовьем вмужчине чувство отцовства, если будем делиться опытом, ведь проблемысовременного российского отцовства не являются чем-то исключительным, их нельзярешить путем возвращения к реальному или воображаемому прошлому.
Глобальный «кризисотцовства» — не кризис в обычном понимании этого слова, а частьдолгосрочного процесса переосмысления привычного гендерного порядка, которыйнужно изучать во всей его сложности и многогранности. Это требует широкоймеждисциплинарной и макросоциальной перспективы
Это ставитновые задачи перед социологией. Уповать на простые приемы и методы. Здесь нужнысерьезные профессиональные исследования.
Одним иззвеньев социальной педагогики подготовка мальчиков к усвоению отцовских ролей. Вусловиях современных малодетных семей и массовой безотцовщины, когдаположительного личного опыта у многих мальчиков нет, это совершенно необходимо,однако никаких стандартных рецептов на сей счет нет. Попытка строить гендерноевоспитание альтернативно, путем противопоставлении отцовских свойств и функцийматеринским, принесут больше вреда, чем пользы. «Крутых мужиков»достаточно успешно формирует сама мальчишеская среда, а вот тонких и понимающихмужчин — нет. Возможно, нужны какие-то игровые формы, способствующиеэмоциональному развитию мальчиков, формированию у них эмпатии и т.п. Оченьплодотворной может быть работа мальчиков-подростков с младшими детьми. Положительныйопыт такого рода в стране был, надо заново обдумать и оценить его. Приисследовании юношеской дружбы мы нашли, в частности, что мальчики, у которыхбыли младшие братья или сестры, имели более высокий уровень самоуважения. Малодетностьсемьи сегодня нужно восполнять внесемейными разновозрастными контактами. Неисключено, что это повлияет и на формирование свойств, необходимых успешномуотцу.
В обучениинуждаются и взрослые мужчины. Но для этого тоже нужен профессионализм. Стильотцовского поведения, как и маскулинности в целом, не является делом свободноговыбора, индивидуальный подход могут обеспечить только специально подготовленныепсихологи и социальные работники. Остро необходимы консультации для безработныхи социально-неблагополучных отцов. Общество должно тщательно изучать иподдерживать любые мужские инициативы, способствующие формированиюответственного отцовства. Нужно издавать больше книг и пособий для отцов. Мужчина,который не был отцом, не может даже оценить, что он потерял. Семейные историиимеют не только академическую ценность. Интересный человеческий документ опреемственности хороших отцовских традиций — семейная хроника известногосоциолога О.Н. Яницкого. Необходимо использовать для пропаганды ответственногоотцовства телевидение и интерактивный Интернет.
Список литературы
1. Арканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современныхподростков как действенный фактор их самооценки. Мир психологии, 1999, № 3
2. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства. Социологическиеисследования, 2000, № 11
3. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М. 2003
4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 23. Л. 1981, с. 27
5. Ильин Е.Н. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб 2002
6. Кон И. Зачем нужны отцы? Литературная газета, 28 февраля 1973
7. Кон И.С. Отец. Сборник «Будьте счастливы». М. 1983, с.52-60.
8. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М. 1988
9. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросыпсихологии, 1987, № 2. с.54 — 61
10. Кон И. С Дружба. Изд.4. СПб. 2005.
11. Монтень М. Опыты. Кн.2. M., 1958,.
12. Малышева М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: 2001
13. Основные демографические показатели по всем странам мира в 2004 году // ДемоскопWeekly, № 167 — 168 30 августа — 12 сентября 2004
14. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М. 1999
15. Прокофьева Л., Валетас М. — Ф. Отцы и дети после развода. Население иобщество, № 50, ноябрь 2000
16. Подольский А, Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковойдепрессивности. Теория и практика. СПб 2004
17. Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М.: Издательство«КАНОН-пресс-Ц», 2001.
18. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М., Куббинс Л., Мещеркина Е.,Писклакова М.
19. Хетагуров К. Особа. Собрание сочинений. Т.4.М., 1960
20. Цит. по Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена,любовница (Х — начало Х1Х в).М. 1997
21. Яницкий О.Н. Семейная хроника (1852 — 2002).М. 2002
22. http://www. vfocuse. ru/social/news_111906. html
23. http:/http://sexology. narod. ru/other.
24. html/www. sitc. ru/smi/gazeta/yakutia/archiv. htm
25. http://www. mamashkam. ru/roditeli/semiya_otnosheniya.html
26. http://www. molodejka. ru/index. asp? n=5274
27. http://www. nvpress. ru/? s=*
28. http://www. fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/9990/index. shtml
29. http://www. gazeta. ru/style/letters/l_2737700.shtml#2737030
30. http://www. mamashkam.ru/roditeli/semiya_otnosheniya. html
31. http://demoscope. ru/weekly/archives. php
32. http://marinazen. livejournal. com/