Содержание
Введение
1. Зарождение и эволюция власти
2. Теории становления и развития власти
3. Кратология – наука о власти
4. Социология власти
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из важнейшимпризнаков существования общества является власть. Власть не может существоватьвне общества. Она обязательно присутствует в тех или иных формах на всехуровнях и во всех сферах социальной структуры. Всегда есть властвующий иподвластный. Возраст, пол, социальное положение, ролевые и социальные категориии многие другие признаки отличия и превосходства порождают подчинение одногодругому. Власть присутствует во многих, если не сказать во всех, ситуациях складывающихсяв процессе жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и социальных групп.Так же, как наличие у индивида социальных ролей наполняющих каждый миг егосуществования в группе, обществе, так и проявление власти, присутствует в техже ситуациях, в которых индивид исполняет свои социальные роли.
Что же такое власть?Какова её природа? Необходимость или неизбежность? Нужна ли власть? Если да, тозачем? Если нет, то почему? На эти первые, возникающие вопросы, попытаемся датьответ.
Итак,
Власть – авторитет,обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжатьсядействиями других людей. (БСЭ, Т.5 стр.441)
Власть – способность отдельных индивидовили членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы.(Э. Гидденс «Социология»)
Власть – способностьнавязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели. (Н. Смэлзер,«Социология», 1994г.)
Власть – право, сила иволя над чем-нибудь, свобода действий и распоряжений. (В. Даль «Толковыйсловарь живого великорусского языка», Т.1)
В русском языке самослово «власть» происходит от «властвовать» и имеетцерковнославянские корни происходя от слова «волость», что значит –«страна, государство, область, владение».
Таким образом,обратившись к различным источникам, как к перечисленным, так и не приведенныхздесь, можно предположить, что для предмета социологии власть – это явление,проявляющееся в форме влияния, одних социальных структурных единиц (индивид,группа) на другие, с определенной целью.
В более широком смыслеможно сказать, что власть осуществляет функцию регулированиясложноорганизованной системы, так сказать социального организма, которыйпостоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на подержаниесистемы в нормальном, работоспособном состоянии.
От терминологии, перейдемк эволюционным процессам её возникновения.
1. Зарождение иэволюция власти
Несмотря на то, чтоданная работа выполняется по предмету социологии, для полной ясности, возможно,есть смысл немного отклониться от прямой темы работы, что бы обратиться кнаукам, рассматривающим происхождение человека с формированием первых егообъединений, и в их свете проследить историю возникновения власти.
Власть в обществе во всехее разновидностях, и сами проявления власти, связаны своим происхождениемпрежде всего с социальным организмом, его спецификой, состоящей в регуляциижизни и взаимодействия людей, но к одной этой сугубо социальной природе несводятся.
Власть порождаетсяестественной природой человека, его инстинктами, потребностями, чувствами,интересами. Их отпечаток несут на себе в той или иной мере власти всех видов. Всвою очередь, уже в самой власти как феномене, рожденном функционированиемживых, мыслящих существ, непроизвольно проявляются качества, черты, оттенки,воспроизводящие аналоги качеств человека, высшего создания природы, во всем ихспектре – от наиболее ценных до самых отвратительных черт и проявлений. (Халипов В.Ф. «Кратология, каксистема наук о власти» М.: Республика, 1999).
Согласно Дарвину, теорияэволюции позволяет нам создать ясное представление о возникновении различныхвидов, а также о межвидовых отношениях. Эволюция – это результат того, чтоДарвин называл естественным отбором. Так наши ближайшие родственники в животноммире это приматы – шимпанзе, горилла и орангутанг. Люди не произошли отобезьян, люди и обезьяны вместе ведут свой род от гораздо более примитивныхпредков. Человеческие существа, явно сходные во всех отношениях с нами,появились около пятидесяти тысяч лет назад. Развитие приматов и людей шлопараллельно, поэтому для них характерны некоторые общие черты. Однако внекоторых отношениях человеческие существа сильно отличаются от своих ближайшихродственников.
Хотяэволюционная непрерывность видов животных и человека общепризнанна, донедавнего времени большинство биологов стремилось подчеркнуть отличительныепризнаки человеческого рода. Своеобразным вызовом этой позиции стали работысоциобиологов, которые подчеркивают близкие параллели между поведением человекаи животных. Опираясь на исследование этологов (биологов, которые ведут работу сживотными, вне искусственных условий зоопарков и лабораторий), социобиологиоказались способны доказать, что поведение животных гораздо более «социально»,чем предполагалось ранее. Группа животных оказывает значительное влияние наповедение отдельных особей этого вида. Социобиология использует биологическиепринципы для объяснения социальной деятельности всех общественных животных,включая человека. Например, у большинства видов млекопитающих мужские особикрупнее и агрессивнее женских и как правило, они доминируют над «слабымполом» (Э. Гидденс «Социология» стр.47-48). В рамкахсоциобиологии проводилась работа по изучению доминантного поведения учеловекообразных обезьян. Их группы численно невелики и построены довольнопросто, но по-разному у разных видов. Оказалось, что у всех человекообразныхсамцы полностью доминируют над самками, а между собой образуют иерархическуюлестницу. Доминирование самцов поддерживается постоянным сохранением ирасширением территории, удержанием самок и властью. Своё доминантноепревосходство вожак должен постоянно демонстрировать, проявлять и поддерживать(В.Р. Дольник. «Природа власти», ж. ПРИРОДА №2, 1993). Возможно, этифакторы объясняют, почему во всех известных нам обществах мужчины обладаютбольшей властью, чем женщины. Основываясь на приведенных примерах доминантногоповедения у человекообразных обезьян можно сделать вывод, что доминирование иливласть включают в себя превосходство, как следствие неравенства,и агрессию как необходимость для удержания власти.
С учетомвышеизложенного, а так же с учетом длительности атропогенеза, предполагается,что у первых социальных групп ведущих примитивный образ жизни, зарождалисьвозможно и первые, такие же примитивные как и быт, формы власти.
Так, изначально каждыйчеловек может обеспечить удовлетворение своих примитивных потребностей.Объединяясь в сообщества, возникают новые виды потребностей. По мере увеличениячисленности рода, происходит их усложнение и увеличение. Так же в результатеувеличения численности рода, усложняется его структура.
Длительный периодсуществования человеческих сообществ определялся небольшими группами илиплеменами, численность которых не превышала 30-40 человек. Человеческиеобщества самого раннего типа состояли из охотников и собирателей. В этихплеменах практически не было неравенства. Различия в количестве и видахсобственности между соплеменниками невелики. Разница в положении или рангеопределялась, как правило, возрастом и полом. Власть между соплеменникамиопределялась взрослыми членами племени. В решениях, касающихся жизни группы,важное слово принадлежало «старейшинам», самым старым и опытным людямплемени. Но различия во власти между соплеменниками, так же, как и различия вблагосостоянии были очень небольшие. (Э. Гидденс «Социология»стр.54).
Увеличение численности всемьях, как следствие привело к увеличению их численности и расширению родовыхсвязей. Таким образом, растущее количество численности и увеличениепотребностей, под воздействием экзогамии, постепенно привело к возникновениюплемен.
Спостоянным увеличением численности, продолжилось усложнение взаимоотношений, дополняяк половым и возрастным различиям, отличие в роде деятельности. Например, вовремя охоты более слабые находятся в менее ответственных участках, постепеннопривыкая делать то, что им поручено племенем. Тем не менее, многое продолжаетрегулироваться традициями и сложившимися обычаями. Жизнь племени регулируется «самоуправлением,состоящим из племенного совета, военных и гражданских вождей» (БСЭ т.20с.25).
Можнопредположить рассматривая более детально, что история возникновения властныхотношений складывалась следующим образом.
Например,возникновение спорных вопросов. Они неизбежны из-за растущей разношерстности иусложняющейся структуры племени. Конфликтные ситуации требуют разрешения, иначеорганизм группы не сможет нормально функционировать. Возникает потребность вком-то или в чем-то разрешающем конфликтную или спорную ситуацию,удовлетворяющую все стороны, и если не полностью, то хотя бы частично. Внекоторых случаях это может быть коллективное решение наиболее авторитетных илисильных представителей племени. Т.е. происходит некоторое разделение в племенина тех, кто может участвовать в приятии решения и кто не может. Участие вразрешении спора определяется неким превосходством одних над другими, т.е.зарождающимся неравенством. Неравенство существует в человеческих обществахлюбых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различиямежду людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами,мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статуспотому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (илиона) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духамипредков. (Э. Гидденс. «Социология». с.197). Степень неравенства, всвою очередь, может определяться силой, ловкостью, умением, опытом, умом ипрочими врожденными или приобретенными качествами превосходства одних наддругими. Причем это превосходство жизненно необходимо для племени. Так болееопытный или бесстрашный охотник сможет лучше прокормить себя и племя, потомучто возможно, он более ответственен за свой род и племя. А раз так, то ему ибольше доверия в племени, т.е. сила (объясняется преобладание мужского пола),ответственность, опыт, возраст – являются решающими факторами для участия всовете племени.
В некоторых случаях коллективне может прийти к единому мнению, а спор должен быть решен. Так возникаетнеобходимость в ком-то, кто сможет взять на себя ответственность за принятиерешения, возможно, всех и не удовлетворяющее, но окончательное для выполнения ируководства всеми членами рода, племени. Решение, которое обеспечит нормальноедальнейшее существование племени. Появление более ответственного средиспорящих, может быть обусловлено теми же качествами, благодаря которым он вошелв совет. Т.е. более силен, ответственен, опытен, умен. Если решения конфликтов,предложенные этим членом племени, удовлетворит племя не один раз, то у негоесть шанс занять статус ещё высший, чем раньше. Таким образом, авторитет егомнения может стать решающим фактором в становлении власти одного над другим илидругими, и в дальнейшем при таком развитии событий может измениться и егосоциальный статус. Он может стать вождем племени. Таким образом, к компонентамвласти можно добавить ответственность.
Одновременно с развитиемстановления вождя, у племени будет складываться коллективное мнение, что им такдаже лучше. Всегда есть кто-то более опытный или мудрый, который может решитьчасть их вопросов. Правда при этом, члены племени становятся менее свободны иболее зависимы от вождя. С одной стороны им так легче. Но с другой стороны эталегкость компенсируется тяжестью подчинения вождю в исполнении решений невполне их удовлетворяющих. Т.е. отсутствие желания или возможности самому решатьсвои проблемы и просьба о принятии решения облегчает жизнь, но и делаетзависимым от других решений вождя. Тем не менее, это так. С естественным ходомсобытий взаимоотношения вождь-племя усложняются, так как постоянноувеличивается количество членов племени. Вместе с этим усложняется ииерархическая структура племени.
Позже более сложная формасоциальных и властных отношений появилась у так называемых скотоводческихсообществ занимающихся разведением различных животных. Мигрируя междуразличными районами в соответствии с сезонными изменениями и используя животныхв качестве транспорта, скотоводческие сообщества преодолевают гораздо большиерасстояния, чем племена охотников и собирателей. (Э. Гидденс «Социология»с.58).
Перемещаясь по обширнымпространствам, скотоводы регулярно вступают в контакт с другими группами. Частоони занимаются торговлей, а также войной. Большая часть скотоводческихсообществ были мирными, разводили скот, другая часть была чрезвычайновоинственной и добывала средства к существованию набегами и грабежами в той жемере, что и занятием скотоводством. У скотоводов обнаруживается большее, чем вобщинах охотников и собирателей, неравенство и как следствие в распределениивласти и собственности. В частности, вожди, предводители племен, военачальникинередко обладают значительной личной властью (Э. Гидденс «Социология»с.58).
Такимобразом, изначально власть можно расценивалась не как обретение, а какследствие объективных причин. Она заключала в себе превосходство иответственность. Отец отвечает за своих детей. Вождь отвечает за племя. И детии племя должны быть живы и накормлены. И те и другие должны соблюдать обычаи итрадиции. Должны иметь детей — род не должен прерваться. Все эти заботы ложатсяна плечи и отца и вождя. Превосходство же, как следствие неравенства, позволяловыполнять эти обязательства. Чем сильнее они выражены, тем больше шансов их реализации.
Изменяется и самонеравенство, ставшее одним из источников власти. Из естественного неравенства(физиологического, интеллектуального и др.) став неравенством социальным(статусное, экономическое и др.).
В дальнейшем,когда обстоятельства жизни рода складываются благоприятно и племя начинаетбогатеть, тогда к тому, кто обладает властью, приходят не только материальныесвидетельства его положения и средства решения проблем, но и простоматериальные блага, отличающие его семью в числе других семей составляющихплемя. Здесь зарождается имущественное неравенство, вернее, личнаясобственность. Т.е. собственность на средства, направляемые на личную пользу, ане на пользу племени. К примеру: можно владеть скотом, который обеспечиваетмолоком племя — это обязанность, но если стадо вождя обеспечивает лишь егосемью — это право. Таким образом, личная собственность порождает возможностьиспользовать власть в личных целях. Когда люди осознали привилегированностьположения при обладании властью, возникла и необходимость её сохранения засвоим родом или семьёй, с целью дальнейшей передачи.
Т.е. периодстановления возникновения личной собственности, можно рассматривать один изключевых и переломных моментов в становлении власти.
2. Теории становленияи развития власти
С возникновением вседьмом-шестом тысячелетии до нашей эры обществ, гораздо более крупных исовершенно непохожих на первобытные, связано появление городов, и характерногодля них ярко выраженного неравенства, а так же появление упорядоченных формправления царей и императоров (Э. Гидденс «Социология» с.60). Возникаетсвоего рода пирамида, построенная на неравенстве, превосходстве и праве доступак социальным благам (доходам, богатству, уровню образования, престижу, родузанятий). Данный момент можно считать отправной точкой совершенствованиявласти, проделавшей длинный путь эволюции и становления вплоть до наших дней.
Власть как уникальныйсоциальный феномен исторически предшествует государству и политике и об этомнаписано не мало работ. Благодаря развитию и совершенствованию культурыобщества, светлые умы древности смогли так описать проблему власти, что ихопределения актуальны по сегодняшний день.
Обратимся к одним изпервых источников, которые попытались дать определение власти ещё в античныевремена. Нам известно о древнегреческих городах-государствах, называвшихсяполисами и своим наименованием давших путевку в сегодняшний и завтрашний деньодному из наиболее распространенных и ключевых понятий – политике. В работах Платона– «Государство» и «Политик», и Аристотеля «Политика»и «Афинская полития», достаточно хорошо сделана попытка, упорядочитьвзаимоотношения в обществе, в т.ч. и с помощью власти.
На первый взгляд, этотруды о политике и политиках. Но в том понимании, как их воспринимали итолковали великие умы человечества, это труды о государстве и его видах,формах. Речь в них идет не о политике в ее сегодняшнем понимании, а преждевсего об организации жизни людей сообща, о власти как основном условии, принципеи средстве этой организации, о науке и искусстве властвования, начальствования,господства над людьми и соответственно об исполнительности и умении множествалюдей подчиняться или их нежелании это делать и обо всех вытекающих отсюдапоследствиях.
Подчеркнем, что мыслителидревности, даже называя свои произведения «Политик» и «Политика»,в центр внимания выдвигали не политику (в ее современном понимании), а власть.Политику они и понимали как власть. «Политик» Платона содержит массупрямых или косвенных обращений к теме власти, властвования, правления, уменияповелевать, искусства управления и т. д. Тема власти пронизывает и труд Платона«Государство». Столь же выразительно предстает этот комплекс проблеми в «Политике» Аристотеля. Центральная тема его труда – власть, чтоможно проследить буквально постранично.
И Платон, и Аристотель спозиций своих убеждений смотрят на власть широко, масштабно, показывают, чтоона может проявлять себя по-разному в разных странах и сферах жизни и требуетпоэтому пристального внимания и конкретного подхода. Платон говорит о “… властиврача, как и всякой другой власти”; различает царскую власть и другиевласти: власть отца, матери, старейшего; власть немногих и большинства; видвласти; власть закона, выборную власть и т.д. (Платон. Собр.соч. Т.3). в трудеПлатона «Законы» (кн. IV) речь идет о том, что родители должныправить детьми, старшие – младшими, благородные – неблагородными.
У Аристотеля такжеподробно говорится о многообразии различного рода властей: господина по отношениюк рабам, отца к детям, мужа над женой; власти государственного мужа; властизакона; власти законосовещательной и судебной, о пяти видах демократии, четырехвидах олигархии и т. д.
Само собой разумеется,что оба мыслителя в фокус внимания выдвигают власть государственную, даютименно ей разностороннюю характеристику. В этой области их взгляды более широкоизвестны. О них написано очень много и в прошлые века, и в настоящее время.
Когда речь идет о власти,выдающиеся мыслители не обходят стороной и вопрос становления науки о власти. ИПлатон, и Аристотель признают необходимость иметь науку о власти и утверждают,что владение этой наукой, этими знаниями вооружает властителя искусствомвласти. Иначе говоря, сама власть в их представлениях является наукой иискусством. Из социальной потребности во власти в человеческих сообществахвозникает потребность в таком ее инструменте, как государство. Из появлениягосударственной (или иной) власти и важности ее закрепления, отстаивания изащиты вытекает задача выработки и проведения соответствующей политики иформирования политиков, политических руководителей, властителей.
И еще раз подчеркнем, чтои у Платона, и у Аристотеля, при всей общности и при существующем различии ихвзглядов по поводу власти, речь шла больше всего о власти государственной, атема собственно власти как феномена ставилась нередко лишь попутно. Нас жеинтересует не только сугубо государственный аспект, но и целостный,универсальный взгляд на власть в жизни человека и общества.
Приблизительно в тожевремя, около IV в. до н. э., т. е. в пору творчества и Платона, и Аристотеля, вДревнем Китае создается один из наиболее известных трактатов Востока о власти –«Книга правителя области Шан». Естественно, что понятие «политика»не применялось еще в те времена в Китае. В центре внимания была власть. А всамом трактате, отмечалось: «Порядок в государстве достигается тремяпутями: законом, доверием, властью. Закон – это то, чего сообща придерживаются правительи сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель и сановники.Власть – это то, чем распоряжается один правитель».
Наконец, в том же самомIV в. до н. э., на этот раз в Древней Индии, создан трактат «Артхашастра,или Наука политики» (о политике говорится в русском переводе с санскрита.Другое название книги – «Наука о государственном устройстве»). Этасвоего рода энциклопедия лаконично повествует о жизни страны в давно минувшуюэпоху. В центре внимания здесь тоже стоит не политика, а власть(государственное управление). В книге подчеркивается, что «основнымиэлементами государства являются: государь, министр, сельская местность,укрепленные города, казна, войско и союзники», и дается яркаяхарактеристика идеала государя, его определяющих качеств как властителя. Приэтом, прежде всего отмечается, что государь должен быть «в высшей степениэнергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, ссильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных…». Далееопределяются вопросы практической деятельности и материального содержаниягосударственных служащих.
Перешагнем мысленно черезпару тысячелетий и обратимся к суждениям о власти некоторых выдающихсямыслителей XV–XVIII вв.
Настоящийшедевр в описании власти сделал Никколо Макиавелли (1469-1527). Он первый из мыслителейнового времени кто обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основеоригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь»как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства»,но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политическоголидера. (Социология, А.И. Кравченко, Академический Проспект, 2005, стр.56).
Макиавелли говорил, чтоправитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.Первый законгласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотиввласти. Состоятельными движет страх потерять то, что они накопили, а бедными — страсть приобрести то, чего их лишили. Второй законгласит: умныйправитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь подданные не спешат свыполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но,придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость отподчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третийзакон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат,когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается болеесправедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке иответной благодарности (как поощрение).
В следующей репликехорошо прослеживается условная связь сравнения войны и властвования, искусствавласти и военного искусства: «Люди, оружие, деньги и хлеб – вот жизненнаясила войны. Из этих четырех условий всего важнее первые два, ибо с людьми иоружием всегда можно достать деньги и хлеб, но с одним хлебом и деньгами ты недостанешь ни людей, ни оружия. Обезоруженный богач – награда бедного солдата.Приучай своих воинов презирать изнеженную жизнь и богатую одежду. Таковы основывойны, с которыми я хотел вас познакомить (Макиавелли Н. Государь. Рассужденияо первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мысль, 1996. С.539-541). Вэтой обширной цитате, в которой Макиавелли суммирует свои суждения, не хотелосьделать возможных сокращений, ибо мысли автора ведут ко многим раздумьям, аобладателей власти – ко многим решениям и действиям.
Когда кто-нибудь становится государем какой-нибудь страны илигорода, особенно не имея там прочной опоры, и не склоняется ни кмонархическому, ни к республиканскому гражданскому строю, то для него самоенадежное средство удержать власть – это, поскольку он является новым государем,переделать в этом государстве все по-новому: создать в городах новые правительствапод новыми наименованиями, с новыми полномочиями и новыми людьми; сделатьбогатых бедными, а бедных – богатыми, как поступил Давид, став царем: алчущихисполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем, а кроме того – построить новыегорода и разрушить построенные, переселить жителей из одного места в другое, –словом, не оставить в этой стране ничего нетронутым. Так, чтобы в ней неосталось ни звания, ни учреждения, ни состояния, ни богатства, которое не былобы обязано ему своим существованием. (Макиавелли Н. Государь. Рассуждения опервой декаде Тита Ливия. Глава XXVI, Новый государь…должен всё переделатьпо-новому. Антология мысли. 2007. С. 168.)
Приведем следующиесуждения А.Авторханова (Технология власти. СП „Слово“. Центр „Новыймир“, 1991), также ссылающегося на Макиавелли.
»Исследователи давнообратили внимание на родство тактики Ленина с Макиавелли. Однако руководством кдействию макиавеллизм стал у Сталина. Б. Суварин – этот известный знаток СССР илучший биограф Сталина – писал: «Комбинация хитрости и насилия,предложенная Макиавелли на пользу Государя, практикуется генеральным секретаремежедневно».
В связи с этим Б. Суваринсослался на почти неизвестный «Диалог в аду между Макиавелли иМонтескье» (анонимная книга эмигранта Второй империи Мориса Жоли). Поистинепоразительным является в этом «Диалоге» как раз то место, в которомпророчество писателя превзойдено лишь практикой Сталина.
Приведем его здесь,
«Тактик»Макиавелли учит в этом «Диалоге» «законника» Монтескье:
1. Отделить политику отморали.
2. Поставить силу ихитрость вместо закона.
3. Парализоватьиндивидуальную интеллигентность.
4. Вводить в заблуждениенарод внешностью.
5. Соглашаться на свободутолько под тяжестью террора.
6. Потакать национальнымпредрассудкам.
7. Держать в тайне отстраны то, что происходит в мире, и от столицы, что происходит в провинции.
8. Превращать инструментымысли в инструменты власти.
9. Безжалостно проводитьэкзекуции без суда и административные депортации.
10. Требовать бесконечнойапологии для каждого своего действия.
11. Самому учить другихистории своего правления.
12. Использовать полициюкак фундамент режима.
13. Создавать преданныхпоследователей, награждая их всякими лентами и безделушками.
14. Возводить культузурпатора до степени религии.
15. Создавать пустотувокруг себя, чтобы таким образомбыть самому незаменимым.
16. Ослаблятьобщественное мнение, пока оно не погрузится в апатию.
17. Запечатлевать своеимя везде и всюду, так как капля воды точит гранит.
18. Пользоваться выгодойпревращения людей в доносчиков.
19. Управлять обществомпосредством его же пороков.
20. Говорить как можноменьше.
21. Говорить не то, чтодумаешь.
22. Изменить истинноезначение слов.
Произведения Макиавеллиносят историко-аналитический характер и по результатам исследования дают достаточночеткие и понятные выводы, можно сказать, что это руководство по осуществлениювласти.
Тем не менее, в «Государе»красной нитью проходит желание автора изложить материал так, что бысовременники и последователи смогли правильно разобраться в организациигосударства и в частности во власти, во избежание ошибок в дальнейшем.
Английскийфилософ Томас Гоббс (XIV–XVвв) в рамках своей философскойдоктрины особо выделял проблематику власти. Широко известно его произведение «Левиафан,или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»(впервые издано в Лондоне в 1651 году). Но ему предшествовал труд «Огражданине» (издан в Париже в 1642 году). Мы выделяем его не толькопотому, что в нем содержится раздел «Власть», но прежде всего потому,что Гоббс уже в «Предисловии» начинает рассуждать о тайнах власти ипрактически о науке о власти.
“Осущности государственной власти”
Дляустановления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека илисобрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человексчитал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будетделать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира ибезопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил своюволю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласиеили единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредствомсоглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, какесли бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или этособрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что тыпередаешь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если этосвершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице,называется государством. Таково рождение великого Левиафана или, вернее(выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы подвладычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой” (ТомасГоббс, Левиафан. Гл.26.).
Гоббс утверждает: “… следуясуждению мудрых людей, из всех наук наиболее уважаемой, конечно, оказываетсята, которая важна для государей и других людей, управляющих родом человеческим”(Гоббс Т. Мысль, 1989. Т.1. С.276). По мнению Гоббса, «правильное обучениеграждан науке о государстве необходимо для сохранения мира»”(Гоббс Т.Мысль, 1989. Т.1. С.400), а «все обязанности правителей можно выразитьодной фразой: благо народа — высший закон»(Гоббс Т… Мысль, 1989. Т. 1. С.401).
Как видим, уже с позицийXVII века многое виделось полнее и глубже, чем порой сегодня, в XXI веке.
Обратимся к другомуизвестному английскому философу – Джону Локку (XV–XVIвв) Еготрадиционно характеризуют как основоположника эмпирической теории познаниянового времени. Нас же в первую очередь интересуют его взгляды на власть.Отметим несколько важных для нашего анализа моментов.
Локк глубоко, осмысленно,целеустремленно, обстоятельно анализирует проблемы власти. Наиболее показателенв этом отношении труд «Два трактата о правлении» (1690) (Локк Дж.Мысль, 1988. Т.3.). Обычно при его рассмотрении правоведы обращают все вниманиена проблематику устройства государства. Но это труд, прежде всего о правлении,т. е. о самой власти, и о совокупности знаний о власти.
Вот некоторые характерныевысказывания мыслителя: “… нельзя причинить больше вреда государю инароду, чем распространением неправильных понятии о правлении…” (ЛоккДж.Мысль, 1988. Т.3. с.138); “… уместно дать определение того, что я считаюполитической властью, с тем чтобы власть должностного лица над частнымможно было отличить от власти отца над своими детьми, от власти хозяинанад своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господинанад своим рабом. Хотя все эти виды власти иногда оказываются в руках одногочеловека, однако если его рассматривать с точки зрения этих различныхотношений, то это может помочь нам отличить один вид власти от другого ипоказать разницу между правителем государства, отцом семейства и капитаномгалеры” (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3. С.263).
Объективным показателемтого, сколь много внимания Локк уделял вопросам власти, может служитьприведенный «Предметный указатель». Вот как выглядит в нем рубрика «Власть»(без указания страниц). Мы видим, насколько широк круг ее понятий, сделавший бычесть любому современному исследователю власти (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3.):
«Власть:
▫ виды
▫ первоисточник
▫ пределы
▫ цель
▫ абсолютная(неограниченная)
▫ деспотическая
▫ божественная(бога)
▫ высшая (болеевысокая)
▫ гражданская(человеческая)
▫ естественная(природная)
▫ монархическая
▫ ограниченная
▫ отцовская(отца)
▫ патриархальная
▫ политическая
▫ родительская
▫ справедливая инесправедливая
▫ суверенная(верховная власть, владычество, господство)
▫ тираническая
▫ господина надрабом
▫ должностного лица
▫ мужа над женой(Адама над Евой, супружеская)
▫ правителя(правительственная, государственная)
▫ в государстве:
– законодательная объем
– исполнительная
– федеративная
– соподчинение властей
▫ хозяина надслугами над жизнью и смертью другого
▫ над собственнойжизнью».
Вот как обстоятельно иразумно (и это с позиций XVII века) представлена у Локка проблема власти. Такоеперечисление подводит к размышлениям о разносторонности и многогранностипроявлений власти в жизни общества.
3. Кратология –наука о власти
Рассмотрев сжатыйобзорный материал, посвященный теме власти в разные эпохи у разных авторов,перейдем к описанию феномена власти видении соотечественников. Достаточно полнов этом поможет монография академика Российской Академии естественных наук иАкадемии политической науки Халипова В.Ф.«Кратология, как система наук о власти» (М. Республика, 1999). Вданной монографии рассматривается организационная и социокультурная роль властив судьбах людей, народов, государств и человечества в целом. Термин «кратология»введен Халиповым В.Ф. в 1991 году в статье «Научилась ли кухарка управлятьгосударством?», которая была опубликована в журнале «Партийная жизнь».Начав со статей 19 августа 1991 года, Халипов за 1995-2008 год сумелопубликовать десять книг по кратологии.
Катология – это названиенауки, дающей систематизированное и всесторонне представление о власти какуникальном феномене живой природы и человеческого общества. Началом этогосложного слова служит частица «крато» (от греческого kratos- власть,сила, могущество, влияние, господство) – дающая начало многим словам,непосредственно характеризующим власть, проявлений власти или какие-либо из ееразнообразных аспектов; “…логия” от греческого Logos — слово;понятие, учение) – вторая составная часть сложных слов, которые обозначаютназвания соответствующих наук. Например, антропология, геология, политология,культурология, психология, социология и т.д. Русскоязычный аналог понятия «Кратология»– властеведение.
Кратология как целостнаясистема наук о власти исследуется в качестве самостоятельной области знания,способной эффективно содействовать властной практике, вступлению мировойцивилизации в качественно новую, демократическую технико-технологическую иинформационную стадию своего развития. Рассмотрена тема власти в ееразнообразных типах, видах и проявлениях.
Целесообразно, будетчастично передать выдержки из данной монографии. Хотя феномен власти здесьдостаточно теоретизирован, всё таки он охватывает весь длинный путь развития,становления, и широту охвата в понимании власти.
«Эволюция власти –это процесс постепенного непрерывного развития власти, накопления потребности вее изменениях и их осуществления, процесс спокойного, или лихорадочного,приведения структур власти и содержания ее деятельности в соответствие сменяющейся действительностью. Сама по себе эволюция власти не предполагает никоренных поворотов в судьбах власти, ни ее крупных преобразований, ни ееликвидации. Однако этого могут потребовать новая обстановка, качественныеизменения в самом обществе, которое в таком случае не останавливается не толькоперед радикальным реформированием власти, но и перед ее сменой.
Анализируя процессыэволюции власти, правомерно и с точки зрения теории, и с точки зрения практикиставить вопрос о тех состояниях, через которые проходит власть. Массивпредставлений и накопленных знаний настолько объемен, что даже ихсистематизация, их наименования, принципы их классификации в разных Учениях и уразных ученых оказываются и поучительными, и отличными друг от друга».
«Любая власть, иособенно власть государственная, не остается неизменной и не пребывает в однойлишь стадии расцвета. Она представляет собой развивающееся, меняющееся явление.Поэтому важно видеть власть в ее динамике, в ее движении от истоков до эпилога,уметь сравнивать ее этапы, циклы, состояния. Это и позволяет ставить вопрос ократогенезе властей и властных структур, их эволюции. Кратогенез – этоиндивидуальное развитие конкретного вида, типа власти, охватывающее все ееизменения начиная с момента возникновения (формирования, образования) и доокончания существования (естественного конца или разгрома, краха)».
«Явления, термины ипонятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и впрактической кратологии. В первую очередь для нас важны:
– сфера власти – областьраспространения той или иной конкретной власти, общее пространство (поле) еевлияния, воздействия, эффективного управления;
– среда власти –окружающая обстановка, естественные, социально-экономические и политическиеусловия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а такжесовокупность людей, связанных с этими условиями, создающих их и действующих вних;
– область власти –характеристика своего рода сферы власти, пределов ее досягаемости, влияния; этопонятие происходит от многозначного русского слова „область“,восходящего, по свидетельству В. Даля, к старинному слову „обвласть“– великая власть, широкая сила, право и мочь; страна, земля, государство»
«В самом деле, скольже велик объем назревших теоретических изысканий в сфере изучения власти, еслитолько один лишь перечень типов, видов, форм, проявлений феномена властитребует многих страниц. В подтверждение этого мы предлагаем читателюпоразмышлять над следующим далеко не исчерпывающим перечнем:
власть отца (родителей),общества, государства, церкви;
власть монархическая илиреспубликанская;
власть народа;
единоличная власть(монарха, личности, лидера);
власть коллегии;
власть выборная,наследственная, традиционная, узурпированная, смешанная;
власть монарха(императора, царя, короля, князя, шаха, эмира, графа, герцога,фараона и т. д.);
власть президента,парламента, сената, конгресса, правительства;
власть патриарха, папыримского, примаса, имама;
власть вождя, фюрера,дуче;
власть партий;
власть над народом, наднаселением, над нацией, над гражданами;
власть в организации,органе, учреждении, фирме, семье;
властьобщегосударственная, федеральная, центральная, республиканская, губернаторская,региональная, области, штата, местная, городская, районная, окружная,муниципальная, аппарата, номенклатурная;
власть первобытная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
власть международная,планетарная, национальная (государственная), экономическая (хозяйственная),социальная, политическая, духовная, информационная;
власть государственная,гражданская, материальная, научная, военная, полицейская,карательная;
власть представительная,законодательная, исполнительная, судебная, контрольная, избирательная,учредительная;
власть по формамосуществления: господство, руководство, управление, организация, контроль;
власть по формампроявления: законная, принудительная, вознаграждающая, коммуникационная,компетентная».
Основными элементами властиявляются её субъект и объект.
Субъект власти воплощает в себе её активное,направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальнаяобщность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядомтаких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъектвласти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроениеподчиненных, обладать авторитетом. “Субъекты власти – обладатели,носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которойисходят влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Теоретическиинтересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов властивыступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, институты,учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отношении, могут быть иобъектами для вышестоящей власти, т. е., как говорится, сами под властью ходят.”
Отражением первостепеннойроли субъекта в отношениях власти является широко распространенноеотождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действияхвластей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческиеорганы или отдельных лиц.
Субъект определяетсодержание властного отношения через: 1)приказ (распоряжение) как властноеповеление подчиниться воле субъекта власти; 2)подчинение как поведение частнойволи под всеобщую волю власти; 3)наказание (санкции) как средство воздействияна отрицание господствующей воли; 4)нормирование поведение как совокупностьправил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характерасодержащихся в нем требований во многом зависит отношение к немуобъекта(исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегдадвустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Властьнемыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. “Объектывласти – лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия,население, на руководство (управление) которыми, согласно закону илиподзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и дажетрадициям, направлена деятельность властей различных типов, видов и форм. Прихарактеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить изтого, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды имасштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей(носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властнойпирамиды”.
Масштабы отношенияобъекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбына уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Всущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как ируководство.
«Многое зависит и отположения в обществе объектов власти – больших групп людей, слоев, классов, изрядов которых выходят, интересы которых представляют и которым поройпротивостоят сами субъекты власти – правители и властители.
Непосредственнымсубъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих рукахогромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия надругих людей, управления ими, контроля за их настроениями, мнениями иповедением. Это, например, монархи в их различных ипостасях (цари, короли,императоры, султаны, шахи), а в нашей недавней практике – генсеки. Вдемократически организованном обществе — это президенты или коллективные главыгосударств (президиумы, советы, апорой дуумвираты, триумвираты)».
«Наибольшаятрудность в сфере власти состоит в контроле власти над людьми и в контролелюдей за властью, а самый болезненный дисбаланс — в рассогласовании,нестыковке, жестком противостоянии прав и обязанностей».
«Основные свойства,характер, сущность и даже условия происхождения власти (властей) и еепроявления:
Источник власти – то, что дает начало власти, откуда она исходит. В общемплане источником власти является народ, его воля и потребность в упорядоченнойорганизации общественной жизни, в самоуправлении. В процессе конкретногоанализа может идти речь и о конкретных источниках власти. Среди них –общественные потребности в самоорганизации людей; законы, законодательство овласти; воля монарха и т. д.
Социальная база власти – общественные основы власти и ее органов, ее опора в самомобществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях,партиях, движениях, объединениях.
Предназначение власти – рациональная предопределенность власти какобщественно-политического явления, ее носителей и субъектов играть важнуюсоциально организующую роль, а также конкретизация и детализация этой роли иопределение основных задач, целей, проблем данной власти, в разных условияхформулируемых по-разному.
Основы власти – 1) опорные структуры, органы, на которых строится и держитсяданная власть; 2) исходные, идеи, концепции данной власти; в широком социальномплане правомерно говорить об экономических, политических, социальных, идейных,культурных основах власти.
Используется и близкое кназванному понятие „основания власти“, т. е. опорные частисистемы, механизма, инструмента власти; существенные признаки, по которымсоздана данная власть, или вручена данным лицам и органам, или присвоена(узурпирована) ими. В этом ряду существуют и другие важные явления, а потомуприменяются и другие понятия.
Корни власти – используется в переносном смысле. При этом имеются в видувнешне невидимые части властных структур, связанные с их экономической,социальной, духовной почвой, поддерживающие и питающие власть, обеспечивающиеей известную стабильность, прочность, выживаемость. Понятно, что сильнее тавласть, корни которой более могучи, уходят глубже в народную толщу, питаютсядоверием и осознанной поддержкой широких и влиятельных слоев населения,граждан.
Устои власти – сложившиеся, оправдавшие себя, хорошо зарекомендовавшие себя(а для молодой власти — создаваемые) основы влияния, правления, властвования:экономические, социальные, правовые, духовные, нравственные устои.
В теоретико-понятийныйсостав все чаще входят характеристики времени и пространства власти, образноеосмысление власти как пирамиды.
Время власти – период деятельного функционирования данной власти, того илииного властного органа (лица). Изредка при исчислении общего времени властивстречаются и факты более или менее продолжительных перерывов в этом сроке. Всобственно временной характеристике той или иной власти (властей) речь, какправило, идет об эпохах, этапах, периодах, циклах, фазах, рубежах власти.
Властное пространство – определенные площади, территории, регионы, в пределахкоторых данная власть эффективна или по меньшей мере на которые она формальнораспространяется.
Властное поле – образно осмысленное пространство, впределах которого распространяется безусловное влияние, воздействие даннойвласти, ее субъектов, представителей, ставленников, агентов, сторонников;пределы достижимости механизмов и рычагов власти, магнетической силы ее идей,установок и установлений. Любая власть стремится расширить такое поле. Говоряти о поле власти, т. е. о пространстве, в пределах которого проявляется действиеданных властных сил.
В современных условияхцивилизованная власть во всех случаях должна располагать и временем, ипространством, и полем власти, конституционно оформленными и закрепленными.
Пирамида власти – образное осмысление системы, строения власти как сооруженияс широким основанием, суживающегося кверху и переходящего в остроконечнуювершину. В числе такого рода образов, рожденных геометрическимипредставлениями, и конус, и круг, и сектор, и сегмент власти.
Элементы власти – это основы, начала, слагаемые власти, которые можновыделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основележат изначальные структуры, звенья, узлы власти, расположенные у основанияпирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административныеподразделения и т. п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти,возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, атакже составляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принципов,средств власти. Проблема элементов власти требует внимательного сравнительногоанализа опыта, традиций различных государств и конечно же богатой практикисовременного строительства российской государственности.
Теоретически ипрактически всякая власть может оцениватьсяпо многим показателям,прежде всего по ее масштабам и объему.
Масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров, влияния той илииной власти;
Объем власти – образное осмысление величины, размеров, количества власти,сосредоточенной в чьих-либо руках, в каких-либо органах. В этой связи рождаютсятакие характеристики, оценки власти, как большая, огромная, громадная,необъятная или малая, незначительная, ничтожная. Конкретная власть можетоцениваться и как полная, безраздельная, абсолютная, и как ограниченная,урезанная, ущемленная и т. д.»
“Вид власти – подразделение в систематике власти,входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принятоклассифицировать виды власти:
1) по основным сферамжизни общества – экономическая, социальная, политическая, духовная,государственная, общественная, церковная;
2) по основномупредназначению властей – законодательная, исполнительная, судебная;
3) по месту в структуревласти – центральная, региональная, местная; республиканская, областная,окружная и т. д.;
4) по носителю —монархическая, президентская, личная, семейная и т.д.
5) по источнику власти(монархическая, народная, национальная и
6) по продолжительности,сроку, периоду пребывания у власти конкретного субъекта;
7) по охвату влияниемкатегории, группы, контингента людей (государственная, военная, мафиозная и т.д.)”.
Очень многоразностороннего материала можно привести из монографии Халипова В.Ф., нопередать всю полноту охвата рассматриваемой темы в рамках данной работы непредставляется возможным.
4. Социологиявласти
Далееперейдем к рассмотрению власти социологическом аспекте её понимания. Так кактеория дает только пищу для размышления. И в нашем случае мы увидели, чтовопросу власти уделено достаточно много внимания, в основном теоретического,как попытка определить четкие границы, вывести закономерности и привести этовсё к единой и упорядоченной системе. Рассматривая базисный материал прошлого,и анализируя власть с разных точек зрения, в современной социологии сложилисьнесколько категорий в социальной структуре, достаточно хорошо освещающихявление власти и не имеющие возможности к существованию без неё. Таковымиявляются понятия стратификации и политики. Данные понятия входят в основнойсостав понятий социальной структуры общества и являются неотъемлемыми еёэлементами.
Самасоциальная структура общества обязывает к существованию следующих социальныхсвязей как элементов взаимодействия 1. личности и общности 2. общностей друг сдругом 3. личности, общности и социального целого 4. общества и природы.Социальное взаимодействие – это процесс взаимного влияния и совместнойдеятельности. Социальное взаимодействие включает в себя субъектывзаимодействия. По М. Веберу общество – это и есть социальное взаимодействие.Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, её можно определить какнауку о социальной активности и механизма, её обеспечивающего и регулирующего.Т.е. можно предположить, что для социолога самое интересное и важное – этоанализ взаимного влияния различных элементов социальной структуры. В обществевсегда существует множество социальных групп, которые различаются объективно посвоему положению в системе социальных связей, т.е. всегда существует социальноенеравенство. Стратификация – наслоение напластовывание групп, имеющихразличны доступ к социальным благам в силу их положение в социальной иерархии(Якуба. Социология. Констаната. 1996. с.24). Стратификация одно из базисныхпонятий в социологии определяющую структуру общества. Так, в разных источникахдается определение стратификации с незначительным отличием. В одних указываетсянеравенство доступа к доходам, власти, престижу, а других добавляется ещё инеравенство доступа к образованию. На рассматриваемую нами тему это отличие невлияет. Скажем одно, что для определения того или иного слоя общества понятиестратификации рассматривает комплекс из перечисленных выше показателей. Вслучае с властью можно сказать, что она измеряется количеством подчиненных,подвластных людей. Так же учитывая, что «обладание властью даетвозможность аккумулировать имеющие ценность ресурсы, такие, как собственность ибогатство, а обладание этими ресурсами, в свою очередь, является средствомприобретения власти» (Э. Гидденс «Социология» стр.196), товласть можно измерить и наличием личной собственности, возможностьюиспользования власти. Вообще с развитием и усложнением структур общества,усложнялась и структура власти, усложнялись её связи, цели, методы и т.д.
Исходя изсуществующих направлений анализа социальной стратификации, определяютсяразличные подходы к её рассмотрению. Функциональный подход рассматриваетстратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явление, связанное сестественным многообразием функций и социальных ролей. Иерархия функцийопределяет иерархию социальных групп. Стратификация обеспечивает оптимальноефункционирование общества.
Согласно конфликтномуподходу социальная стратификации не необходима и не неизбежна, онавозникает из борьбы групп, их конфликта. Её определяют интересы власть имущих,поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционированиеобщества. (Якуба. Социология. Констаната. 1996. с.26). Конфликтный подходполучает развитие у М. Вебера, который определяет три компонента социальногонеравенства: 1. имущественное неравенство 2. статусное 3. власть. В основесоциального неравенства лежат не только владение собственностью и уровеньдоходов но и неравенство статусов, которые позволяют выполнять ту или инуюсоциальную роль и обеспечивают возможность достижения определенного положения,а также уровень обладания реальной властью, в частности, принадлежность к темили иным политическим силам.
В синтезефункционального и конфликтного подхода сформировавшийся эволюционный подход канализу социальной стратификации, выразил, что стратификация не всегда являласьнеобходимой и полезной. На ранних стадиях развития, как мы уже рассматривали,что иерархии почти не было. В дальнейшем она появляется вследствие увеличенияестественных потребностей тем самым, увеличивая структуру социальных связей иусложняя её, т.е. стратификация может способствовать или затруднять развитие, взависимости от конкретно-исторических условий и ситуаций.
Наиболееяркое выражение и закрепление понятие власти получает в таком социальноминституте, как политика.
Выше было рассмотрено, что разделение труда, возникновениечастной собственности, углубление национально-этнических и поселенческихразличий, приводит к появлению социальных групп с отличными, а то и прямопротивоположными интересами, для регуляции которых уже недостаточно норм моралии обычаев. Возникает потребность в новых формах организации и регуляцииповедения, связанных с особой публичной властью, которая по словам Ф. Энгельса,не совпадая с обществом, как бы возвышается над ним. Публичная властьотличается от власти внутри рода, племени тем, что она особым образоморганизована уже не по кровному родству, а по территориальному принципу, имеетособую материальную базу в виде займов и налогов, осуществляетсяпрофессионалами-чиновниками и опирается на специальные принудительныеучреждения (армию, полицию, суд и т.д.).
Существуют различные методологические подходы к анализу власти.Сторонники функционального похода рассматривают власть как свойство социальнойорганизации, как способ самоорганизации, основанный на целесообразностиразделения функций управления и подчинения, как источник гармонии и согласияинтересов. Т. Парсонс определяет власть как «способность системыобеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств». При этомвласть рассматривается как орудие согласования интересов, а следовательно,интеграции общества. Представители конфликтного подхода связывают появлениеполитической власти с противостоянием интересов, с утверждением отношенийгосподства и подчинения. Согласно марксизму, политическая власть выражает волюуже не всех членов общества, а экономически господствующих социальных групп.Под влиянием социальной дифференциации власть институционализируется в системуполитического господства, основной силой которой является государство. Ворганизационном плане политика – это система сложных механизмов, выражающих иобеспечивающих социальное взаимодействие, в том числе господствующее положениеодних социальных групп, формы сопротивления других. Политика при этом служит исогласованию интересов, решению общих дел, но главное ее назначение –закрепление отношений господства и подчинения.
Таким образом, центральным понятием, связывающим рядполитических понятий в системе политических отношений, является понятие власти.М. Вебер определяет политику как «стремление к участию во власти илиоказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, внутри государства,между группами людей, которые она в себе заключает» (М. Вебер. Избранныепроизведения. М. Наука 1990 с.646). По словам Р. Арона, политика – это борьбаза власть и связанные с ней преимущества (Р. Арон. Демократия и тоталитаризм.М. Текст, 1993. с.42-43). Политика – это область целенаправленных отношений междусоциальными группами по поводу использования власти и ее распределения для реализацииих коренных интересов. (Якуба. Социология. Констаната. 1996. с.121).
Социолог и просветительА.И. Стронин (1826-1889) в книге «Политика как наука» (1872) сказал:
«Как знаниеначинается с богатства, так власть начинается от знания. Если превосходство всиле есть единственный первоначальный источник богатства, если превосходство вбогатстве есть единственный первоначальный источник знания, то единственнопервоначальным источником власти бывает только превосходство в знании. Но таккак это последнее превосходство предполагает и два первые, то отсюда и выходит,что власть есть соединение силы, богатства и знания, а всякое соединениесилы, богатства и знания есть власть. Тезис этот подтверждается иисторически, и социологически. Исторически, потому что каждый раз, какпоявлялись эти три условия соединенными, каждый раз возникала и власть. Ввосточных деспотиях богатство и знание совмещались в жрецах — отсюда и властьбыла у них, а не у воинов. В классическом мире богатство и знание сосредоточеноу аристократий – оттого у них и власть. То же и в средние века. В новейшейЕвропе знание и богатство – в среднем сословии, у буржуазии, а потому у нее жеи власть политическая».
Кажется, как нельзя лучшеданное высказывание отражает феномен власти в любой отрасли и сфере, в независимости от уровня на котором он себя проявляет.
При всем пониманиисоциального происхождения власти с образованием отдельных государств,появлением сложных взаимоотношений регионального, государственного,межгосударственного характера, основным держателем власти с которымассоциируется само слово «власть» являются органы государственногоуправления.
Государственная властьимеет определённые характерные черты. Во-первых, осуществление властипроисходит с помощью обособленного аппарата на определённой территории, накоторую распространяется государственный суверенитет. Во-вторых, эта власть имеетвозможность использовать средства организованного и законодательноустановленного влияния. В таком виде государственная власть представляет собойнаивысшее, наиболее полное выражение политической власти.
Монтескье писал в своемтруде «О духе законов» (1748): «Политическая свобода имеет местолишь при умеренных правлениях. Однако… она бывает в них лишь тогда, когда тамне злоупотребляют властью. Это известно уже по опыту веков, что всякий человек,обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении,пока не достигнет положенного ему предела…
Чтобы не было возможностизлоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различныевласти могли бы взаимно сдерживать друг друга… Если власть законодательная иисполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы небудет… Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена отвласти законодательной и исполнительной… Все погибло бы, если бы в одном итом же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простыхлюдей, были соединены эти три власти…» (/>Монтескье. Избр. произв. М., 1955. С. 289—290.)
Суть тройственногоразделения властей состоит в том, что законодательная, исполнительная и судебнаявласти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга. Всоответствии с теорией «разделения властей» законодательная властьвозлагается на парламент страны, исполнительной властью наделяются президент икабинет министров, а правосудие, судебная власть принадлежит судам. Сюда жеотносится задача усиления самоуправления на местах.
Названные сферы властиразграничиваются с помощью правовых норм, причём таким образом, чтобы каждая изних выполняла только свою функцию, а в целом они служили бы разумномуограничению каждой из этих сфер власти. Так, например, исполнительная властьможет действовать исключительно на основе закона, очерченных полномочий, суддолжен исходить из конституции, существующих законов и не может выступать вроли законодателя и т.д. Разделение власти в современном цивилизованномобществе предстаёт сегодня как насущная потребность, как безусловная цель.Кратко дадим характеристику этим видам власти.
Законодательная власть представляет собой важнейшуюсистему, звено, ветвь власти. Она охватывает систему тех органов государства,которые принимают законы. Сама же законодательная власть имеет исключительноеправо издавать нормативные акты, которые после конституции обладают высшейсилой, т. е. законы. Этой власти дано решать ключевые государственные дела –принимать бюджет, финансовые законы и контролировать действия исполнительнойвласти – правительства. В тех странах, где существует парламентарная система,установлен порядок, согласно которому исполнительная власть несет ответственностьперед властью законодательной. Высшим законодательным органом являетсяпарламент со всем широким кругом его прав и обязанностей, со своимиструктурами, штатами, задачами и целями.
Исполнительная власть – проводит в жизнь волю избранныхили стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненныеинтересы тех или иных слоев общества, сословий, наций. Исполнительная власть –это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнениязаконов, принимаемых парламентом, т. е. законодательной властью.
Исполнительная властьпринадлежит либо президенту – главе государства – и правительству (впрезидентских республиках), либо главе государства (в парламентарныхреспубликах). Однако в парламентарных странах роль главы государства фактическиноминальна. Вопросы здесь решаются на правительственном уровне при определяющемвлиянии парламента.
В реальной практике рольисполнительной власти выходит за рамки теории и нередко за пределы,установленные конституцией. Органы этой власти в центре и на местахпредставляют собой гибкий, оперативный инструмент власти. Обособление ичрезмерное усиление исполнительной власти, как говорит опыт, способны вести ксвертыванию демократии и бюрократизации общественно-политической жизни. Сдругой стороны, ослабление этой власти может повлечь за собой дискредитацию идаже распад данного устройства власти.
Судебная власть – в государстве, придерживающемся принципа разделения властей,одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется в обязанностьслежение за строгим соблюдением конституции и других законов.
Организация судебнойвласти и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах.Ключевая роль здесь принадлежит юстиции, т. е. собственно правосудию, а такжесистеме судебных учреждений и их деятельности по осуществлению правосудия.Центральным звеном в этой системе является суд – а) государственный орган,ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) спорови рассмотрением уголовных дел; б) само разбирательство дел в суде; в) самисудьи – те лица, кто судит; г) мнение, заключение. Нередко говорится и о судеистории, суде потомков. Судебная власть опирается на судебную систему –совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих наединых демократических принципах, связанных между собой отношениями поосуществлению правосудия.
“Четвертая власть”(англ. fourth power, от англ. «Fourth Estate» – «четвертое сословие», пресса) –образное осмысление и оценка в современной жизни средств массовой информации,которые по силе влияния на людей практически выдвинулись в один ряд с тремявластями – законодательной, исполнительной, судебной.
«Четвертая власть»предопределяет презентации – представление, предъявление публике,общественности той или иной новой фирмы, компании, книги, журнала, товара и т.д.; рекламу, в том числе политическую, нередко с участием самих представителейвластей”.(Халипов.Кратология, как система наук о власти. М. Республика, 1999).
Осуществлениеполитической власти в обществе происходит с помощью особого политическогомеханизма, главными составляющими которого являются господство, руководство,управление, организация и контроль.
Господство основано на разделении общества науправляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и техпо отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определённуюдистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегдаприсутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получаетзаконодательное оформление в государственно-правовых актах.
Руководство заключается в выработке и принятиипринципиально важных для общества в целом решений, в определении его целей,планов и стратегических перспектив.
Управление осуществляется черезнепосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководствомрешений. Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный(бюрократический) аппарат, чиновничество.
Организация предполагает согласование,упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, другихобщностей людей.
Контроль обеспечивает соблюдение социальныхнорм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль такжевыполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какиепоследствия имеют её управленческие воздействия.
Рассматривая власть, а внастоящий момент политическую власть, нельзя оставить в стороне понятиелегитимности власти, так как дееспособность и авторитет власти во многомзависит от этого, так как легитимность является её основным, стратегическимресурсом. (Легитимность – от лат. legitimus – законный, правомерный, должный,правильный). Легитимность – это законность, согласие, взаимное доверие вотношениях общества, народа и политической власти, состоящее в признании еёправа на руководящую роль. Легитимность включает в себя два компонента: мнениенарода (или, по крайней мере, значительной его части) о законности даннойвласти, с одной стороны, и осознание правящими верхами своего права на власть,с другой.
Облечённые властью должныопираться не только на санкционированное законом физическое принуждение, но идолжны убедить подданных (народ) в собственной необходимости, оправдать своипозиции и действия. Условно говоря, ситуация подобна театральной, где «королеву,кроме неё самой, играет окружение». Нельзя властвовать без подчинённых.Согласно М. Веберу, легитимность – это не только законность данной власти с формально-юридическойточки зрения, а скорее – явление социальной психологии, состоящей в принятииобществом данной политической власти или, как минимум, пассивном повиновениией. Так вновь возникающие режимы (революция, военный переворот и т.п.) могутстать легитимными, если обеспечат себе поддержку значительной части общества. Всвязи с этим сама природа легитимности, её источники и способы обеспечениямогут быть весьма различными, в зависимости от культурного уровня, традиций,психологии населения.
Каким образом властьприобретает легитимность? В своё время М. Вебер выделил три возможности:
1. Благодаря традиции. Всилу того, что власть «всегда» (с точки зрения подданных) была легитимной.Власть имеет традиционный характер в тех случаях, когда она освященаавторитетом издавна существовавших патриархальных установлений, а также религиозныминормами. Такой способ легитимации характерен для монархии.
2. Какрационально-правовая власть, существующая там, где лицам, стоящим у власти, повинуютсяв силу признания правомерности законов, благодаря которым они пришли кгосподству. Этот тип власти основан на вере в силу права, закона.
3. Как харизматическаявласть, основывающаяся на вере в руководителя, вождя, которому приписываютсявеликие, иногда сверхвыдающиеся личные качества: в ряде случаев возможенэлемент обожествления (например, когда речь идёт о религиозном пророке), а можетслучиться, что такая вера возникает в результате проявления исключительных талантов.Харизматический тип легитимной власти строится на безоглядном доверии вождю,слепом подчинении, замешанном на страхе и чувстве самосохранения.
Говоря о легитимностивласти следует помнить, что это тонкая и почти неуловимая материя. Здесь важновсё: от средств массовой информации, общей и политической культуры населения,уровня его благосостояния до традиций, привычек, стереотипов поведения,фольклора и слухов и т.д… Правящие круги стремятся при этом сформировать ивнедрить в массовое общественное сознание образ справедливой власти под статьим самим.
Подводя итогирассмотренной темы, можно выделить основные признаки власти. Итак:
1. Власть есть явлениесоциальное, то есть общественное.
2. Власть являетсянеотъемлемым компонентом общества на всех этапах его развития. Поэтому властьвсегда социальна. То обстоятельство, что власть является постоянным спутникомобщества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованнуюсистему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, тоесть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном,работоспособном состоянии – состоянии функционирования. Именно необходимостьуправления, обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, каквласть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальныхпроцессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители.При этом следует отметить, что власть есть средство именно социальногоуправления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, вчастности, техническим, то есть управлением технической системой (например,автомобилем). Таким образом, управление – явление более широкое, чем власть,которая представляет собой явление сугубо социальное.
3. Власть можетсуществовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то естьтакого отношения, которое существует между индивидами, их коллективами и инымисоциальными образованиями. Не может быть отношения власти между человеком ивещью или между человеком и животным (даже если животное находится всобственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено этокачество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление властивсегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властныйимпульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать(обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознанпоследним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектамиотношения власти и подчинения, люди с деформациями сознания и воли.
5. Общественныеотношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являютсяразновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений.Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один изсубъектов которого является властным (властвующим} субъектом, а другой –подвластным. С общесоциальной точки зрения, оба они являются именно субъектами,то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретномвластеотношений подвластный субъект выступает как объект властного воздействиявластвующего субъекта.
6. Важнейшим признакомвласти является то, что она всегда базируется на превосходстве. Именно превосходствоопределяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Превосходствоможет иметь различную природу: это может быть физическое превосходство, превосходствооружия (дубины, ружья, атомной бомбы), превосходство интеллекта, авторитета,убеждения, эстетического воздействия (превосходство красоты) и т.п. Превосходствозачастую приравнивают к силе. Однако не следует путать силу с насилием: «авторитетсилы» и «сила авторитета» – это все-таки разные вещи. Насилиепредполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физическогопринуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение»по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием:оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определеннуюзависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимостьпредполагает и убеждение. Принуждение отличается от убеждения тем, чтоподвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своимсобственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убежденияподвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведенияотвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.
7. Из-за того, что властьможет иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагаетподчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такогоподчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношениивласти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условиемналичия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Заключение
властьэволюция политический государств
Достаточно многоматериала существует о власти в масштабе государства, региона, организации ипрочих социальных групп. Однако не стоит забывать, что власть проявляет себя ив «малых формах» — семье, магазине, транспорте, в школе, вмедицинских учреждениях, в очереди, в банальных жизненных ситуациях, и т.д.Всегда есть «хозяин» положения. Всегда есть тот, кто сможет повестиза собой или убедить в чем либо другого. Однако власть – тяжкая доля, лишь состороны кажущаяся сладкой и желанной. Человеческому обществу для нормальнойорганизации совместной цивилизованной жизни людей власть необходима. С ней надоуметь обращаться, ее надо знать, понимать и совершенствовать. А самой власти ивластителям надлежит быть цивилизованными, компетентными, демократичными,гуманными, справедливыми. Известный немецкий мыслитель и лингвист, основательБерлинского университета В. Гумбольдт (XVIII-XIX вв)однажды заявил: «Наилучшая власть есть та, которая делает себя излишней».Это интересная и, казалось бы, абсолютно верная мысль. В самом деле, в идеалевласть так должна упорядочить общественную жизнь, так умело дирижировать ею итак поставить себя, чтобы людям действительно она могла бы показаться излишней,ненужной, такой, без которой можно было бы легко обойтись. Обойтись без власти?Почувствовать ее излишней? А вы такую власть видели? А вы этого хотите? Небоитесь неизбежной анархии, неотвратимого хаоса? В одно время без нее необойтись. В другое время лучше бы ее не было вообще. В одну пору сама себяделает излишней. В другую – неопровержимо доказывает свою крайнюю необходимостьи пользу. И все это не только к государственной, но и практически ко всемдругим властям относится. Именно так было, так есть и похоже, что так будетвсегда. Люди стремились и будут стремиться к власти, к обладанию властью,боролись и будут бороться за власть, за приход к власти, за использованиевласти в своих личных и общих интересах.
Списокиспользованной литературы
1. БСЭ
2. Э. Гидденс «Социология»
3. Н. Смэлзер, «Социология»,1994г.
4. В. Даль «Толковыйсловарь живого великорусского языка»
5. Халипов В.Ф.«Кратология, как система наук о власти» М.: Республика, 1999
6. В.Р. Дольник. «Природавласти», ж. Природа №2, 1993
7. Платон. Сборник сочинений в 5 томах
8. А.И. Кравченко,Социология, Академический Проспект, 2005
9. Макиавелли Н.Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. Мысль,1996
10. Гоббс Т. Мысль,1989
11. Локк Дж. Мысль,1988
12. Якуба.Социология. Констаната. 1996
13. Монтескье.Избранные произведения