Е.Б. Герасимова, доцент кафедры «Экономическийанализ и аудит»
Важнейшейстороной деятельности коммерческого банка является воздействие на устойчивостьбанковской системы в целом. Это предмет государственного регулирования,контроля и надзора за деятельностью банков во всем мире.
Понятиеустойчивости, в данном случае подразумевается устойчивость финансово-кредитногоучреждения, отождествляется с родственным понятием — надежностью. Оба этипонятия восходят к технической их интерпретации как в узком (предметном)смысле, так и в широком, системном. Например, Энциклопедия кибернетики (1988г.) определяет надежность как «способность систем сохранять свои наиболеесущественные свойства (безотказность, ремонтопригодность и др.) на заданномуровне в течение фиксированного промежутка времени при определенных условияхэксплуатации», а Политехнический словарь (1980 г.) описывает устойчивостьсооружения как «его способность противостоять усилиям, стремящимся вывестиего из исходного состояния статического или динамического равновесия».
Вэкономической теории устойчивость обычно рассматривается как одно из понятийэкономического равновесия. Г.Г. Фетисов в своей книге «Устойчивостькоммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки» (1999 г.) в отношенииэкономической системы пишет следующее: «Одним из важнейших требований ктакой комплексной системе является обеспечение ее надежности, или состоянияустойчивого равновесия в условиях воздействия внутренних и внешнихфакторов».
Вэкономическом анализе и менеджменте устойчивость организации — одна изхарактеристик, позволяющих оценить и прогнозировать ее платежеспособность. Вмаркетинге устойчивость означает сохранение объема продаж и занимаемого секторарынка. Применительно к международным рынкам капитала под устойчивостью понимаютсостояние микро- или макроравновесия, близкое к стагнации.
Говоряоб устойчивости коммерческого банка, подразумевается скорее не состояниестагнации, а состояние устойчивого развития, не просто погашение всех внешних ивнутренних воздействий, а гибкое реагирование на них, с тем чтобы не столькопредотвращать, сколько умело использовать новые обстоятельства, свойства иотношения для саморазвития системы «Банк».
Итак,устойчивость коммерческого банка — это такое его качественное состояниеравновесия в движении, при котором реализуется достижение и укреплениенадежности, постоянства и доверия в плане неподверженности разрушению.
Вопросыустойчивости коммерческого банка следует рассматривать с точки зрения банка,имеющего все признаки открытой системы — упорядоченной, самостабилизирующейся исамоорганизующейся целостности.
Финансоваяустойчивость в экономическом анализе традиционно определяется через системуколичественных и качественных показателей, описывающих структуру капиталакоммерческой организации, степень концентрации ее собственного и заемногокапитала, финансовый рычаг, достаточность финансирования активов с разнойликвидностью источниками разного срока и степени постоянства. См., например:Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Приэтом всегда отмечается, что понятие финансовой устойчивости шире ключевыхпонятий финансового анализа: ликвидности, платежеспособности,кредитоспособности. См.: Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. И болеетого, оценка финансовой устойчивости тесно связана и опирается на оценкуликвидности и платежеспособности. Следовательно, признается комплексностьфинансовой устойчивости как характеристики качества деятельности коммерческойорганизации.
Категорияфинансовой устойчивости для банка имеет несколько аспектов, что объясняетсяразностью интересов групп пользователей информации о деятельности банка.
Спозиции клиентов и вкладчиков устойчивый банк ассоциируется с уверенностью втом, что банк выполнит взятые перед ними обязательства.
Несколькоиные оттенки имеет понятие устойчивости с позиции самого банка. Однако и здесьне все однозначно. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскуюдеятельность свои капиталы, полагают, что банк станет доходным местом помещениякапитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная прибыли отвложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточномдоходе на свой капитал.
Естьсвоя позиция и у сотрудников банка, которые заинтересованы в непрерывностиработы в данном кредитном учреждении, а значит, и в получении высокойзаработной платы. По их мнению, устойчивый банк это тот, который дает имуверенность в хорошо оплачиваемом трудоустройстве.
Обществоделегировало полномочия по оценке устойчивости банка специалистам Центральногобанка — общенационального института, призванного контролировать соблюдениеинтересов граждан, инвесторов и банковской системы страны. Устойчивый, надежныйбанк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов какбанков, так и их клиентов.
Такимобразом, категория устойчивости коммерческого банка включает два аспекта:объективный — это способность банка выполнить взятые на себя конкретныеобязательства и субъективный — способность внушить уверенность в выполнениисвоих обязательств.
Исследованиефинансовой устойчивости коммерческого банка включает изучение сущности этогопонятия, процессов и закономерностей развития, анализ эволюции этого явления.
Такойподход к научному исследованию восходит к философии Гегеля, определявшеготермином «феноменология» учение о пути развития чего-либо какпроцессе его саморазвития. Феноменология анализа финансовой устойчивости банказаключается в исследовании финансовой устойчивости как комплекснойхарактеристики деятельности кредитного учреждения, обусловливающей ее качество.Анализ и управление финансовой устойчивостью коммерческого банка обеспечиваютего саморегулирование и саморазвитие как открытой динамической системы.
Финансоваяустойчивость коммерческого банка определяется через систему показателей,описывающих:
— качество активов банка;
— качество ресурсной базы;
— качество банковских продуктов и услуг;
— рентабельность деятельности банка;
— управление рисками;
— качество менеджмента банка.
Методикаоценки финансовой устойчивости разработана Банком России для участия банков всистеме страхования вкладов — Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. Методикапредполагает расчет группы показателей оценки капитала, активов, качествауправления, доходности и ликвидности. Показатели частично дублируютобязательные экономические нормативы, установленные Инструкцией Банка России №110-И от 16 января 2004 г., остальные описывают структуру активов по долебезнадежных, просроченных или недостаточно покрытых резервами кредитов, а такжесодержат оценочные показатели, доступные для расчета только сотрудникам БанкаРоссии и реализующие только функцию государственного контроля и надзора(например, показатель качества управления банком ПУ1 «достаточность объемараскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии сфедеральными законами и нормативными актами Банка России»).
Втеории и практике банковского менеджмента традиционно выделяют такие важнейшиенаправления анализа, как ликвидность, платежеспособность, денежные потоки,доходность отдельных операций и услуг, достаточность капитала. При этом вроссийском контексте принято увязывать эти направления анализа с направлениямигосударственного контроля и надзора со стороны Банка России. В рамкахпредлагаемой автором данной статьи концепции эти показатели включаются вметодику анализа и оценки качества активов.
Анализпо выделенным автором направлениям представляет собой комплексную методику, вкоторой каждый блок анализа (от первого до шестого) является самостоятельнойметодикой анализа и управления, а в совокупности они позволяют представитьполную картину деятельности банка.
Пятыйи шестой блоки методики являются результирующими, выполняются, как правило, взаключение анализа активов, пассивов, прибыли и рентабельности, обобщая, подтверждаяи уточняя полученные выводы.
Анализсопровождается выделением ряда качественных и количественных показателей.Информация об уровне этих показателей доступна в режиме реального времени,накапливается и обобщается за любой задаваемый аналитиком период работы банка,от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.
Информационнаябаза анализа предполагает возможность проведения любого вида анализа — ретроспективного, оперативного, перспективного, стратегического.
Системаэкономической информации, обеспечивающей анализ финансовой устойчивостикоммерческого банка, представлена на рис. 1.
/>
/>
Эффективностьаналитических процедур во многом обусловливается качеством внутреннейинформации, которая составляет большую часть всей информационной базы. Наиболеестрогие требования традиционно предъявляются к учетным источникам информации.Они сочетают в себе формализованные критерии организации их сбора и обобщения,а также высокую степень востребованности со стороны различных групппользователей. Данные учета и отчетность банков больше, чем какой-либо другойкоммерческой организации, подвергаются контролю и надзору со стороныгосударственных и прочих регулирующих органов (Банка России, налоговой службы всоставе Министерства финансов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,Федеральной службы государственной статистики и пр.), что, с одной стороны,упрощает процесс систематизации информации (когда процедуры подробно описаны внормативных актах, регулирующих банковскую деятельность), а с другой — повышаетминимальный уровень требований к качеству информации.
Вцелях анализа финансовой устойчивости используются также данные внутреннего,оперативного и управленческого учета и отчетности. Разнообразная, систематизируемаяв произвольной форме (но достаточно регулярно) информация снабжает анализдополнительными данными для интерпретации банковских операций.
Однаконе вся необходимая информация является объектом учета. Часть ее содержится вовнеучетных источниках:
— актах различных проверок — официальных (например, налоговых, аудиторских илипроверок Банка России), служб внутреннего контроля и аудита, ревизии,инвентаризации и т.п.;
— докладных, служебных и пояснительных записках сотрудников банка.
Зачастуюоценка выявленных в процессе анализа фактов зависит от наличия соответствующихоснований в вышеперечисленных документах.
Ваналитических расчетах также используются плановые данные и различныевнутренние нормативы — лимиты.
Особоеместо в методике анализа финансовой устойчивости занимает внешняя информация.Она является отражением взаимодействия банка с внешней средой.
Большоймассив внешней информации — это банковское законодательство. Этот входящийпоток чрезвычайно подвижен, информация в нем постоянно актуализируется, чтоусложняет задачу аналитика, который должен не только учитывать современноесостояние вопроса, но и моделировать ситуацию будущего с учетом изменений взаконодательстве, еще не вступивших в силу.
Решениябанковских менеджеров определяются среди прочих факторов рыночной конъюнктурой.Значения показателей, характеризующих состояние финансового, фондового,валютного рынка, отслеживаются на ежедневной основе. Информация, имеющаяотношение к осуществленным сделкам, архивируется в банковских информационно-справочныхбазах.
Аналитикисобирают также справочную информацию для разного рода целей — например, дляпроведения переоценки имущества банка, составления отчетности в соответствии смеждународными стандартами учета и отчетности, представления по итогам годаинформации акционерам. К справочной информации относятся: внешние нормативы(лимиты, установленные Банком России, партнерами по сделкам, центральнымибанками других стран, если у банка действует зарубежный филиал илипредставительство); данные о ценах на информацию, оборудование, услуги банков инебанковских кредитных учреждений и т.д.
Ситуацияна отраслевых рынках влияет на деятельность банковской клиентуры. Российскиекоммерческие банки по-прежнему тесно связаны со своей клиентской базой, апотому изменения в деятельности клиентов являются для банка важной входящейинформацией для целей анализа и управления собственной деятельностью.
Зарубежом обычной практикой является сбор и обработка сведений о клиентуре, в томчисле потенциальной, контрагентах, конкурентах. Проведение такого внешнегоэкономического анализа обеспечивает менеджмент необходимой информацией длявнутрибанковского анализа и управления. Источник такой информации — периодическая печать, публикующая годовые отчеты наиболее крупных фирм,сведения о выпуске отдельных видов продукции, объемах капитальных вложений,экспортных сделках, покупке акций, о слияниях и поглощениях, кадровой политикеи кадровых перестановках. Кроме того, сами компании публикуют о себе ряд важныхсведений — годовые финансовые отчеты, проспекты (подробная характеристикапроизводственной деятельности фирмы, сведения о составе Правления, историяразвития, перспективы), каталоги (по номенклатуре продукции, посылочнойторговле и т. п.).
Комплекснаяметодика анализа финансовой устойчивости коммерческого банка реализуется последующим направлениям.
1)Методика анализа качества активов банка включает несколько частных методик, аименно: анализ ликвидности, анализ платежеспособности — соответствие сроковпогашения активов и обязательств банка, анализ доходности отдельных банковскихопераций, расчет рисковости банковских активов для целей оценки достаточностисобственного капитала, анализ диверсифицированности (или, наоборот,концентрации) портфеля активов; они являются частью разрабатываемой банкомПолитики — кредитной, управления активами, управления ликвидностью,деятельности банка на фондовом, валютном и других рынках и т.д.
2)Методика анализа качества собственного капитала банка основана на решении двухзадач:
— анализ и оценка качества собственного капитала (поэлементный анализ состава иструктуры банковского капитала; анализ формирования и изменения уставногокапитала банка; оценка выполнения требований Банка России по формированиюуставного капитала надлежащими активами); См. материал автора данной статьи«Достоверность банковского капитала» в журнале «Бухгалтерия ибанки» № 12 за 2001 г.
— анализ достаточности собственного капитала для масштабов деятельности банка(анализ выполнения и динамики норматива достаточности капитала Банка России(Н1), коэффициентный анализ достаточности капитала). Достаточность капиталаоценивалась в разные периоды развития банковского дела по-разному. Сейчас враспоряжении аналитика существует набор показателей, которые можно объединить всистему, в ней каждый из коэффициентов описывает одно из направлений связисобственного капитала банка и других показателей его деятельности. Эволюцияразвития показателя достаточности капитала была рассмотрена автором даннойстатьи в материале «Анализ банковских ресурсов методом коэффициентов»в журнале «Финансы и кредит» № 1 за 2003 г.
3)Методика анализа ресурсной базы банка включает анализ качества ресурсов (ихсоответствия состоянию рынка банковских услуг и политике банка в областиразмещения средств) и анализ степени их постоянного оседания на счетах банка.
4)Методика анализа качества банковских продуктов и услуг строится на анализе иоценке следующих показателей качества банковских услуг.
Качествоиспользуемых при оказании услуги материальных элементов, в частностиинформации.
Интеллектуальныйкапитал — использование интеллектуальных способностей сотрудников банка,влияние их работы на эффективность деятельности банка (включая аналитическиеотчеты кадрового управления).
Надежностьоказываемой банковской услуги (например, гарантированность получения вкладаклиентом).
Своевременность- обеспечение предоставления услуги в обозначенное клиентом время.
Полнота- предоставление клиенту услуги в полном объеме.
Социально-психологическийпоказатель, означающий комфортность для клиента, т.е. гибкость ипредусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увязки с оперативнымизапросами и пожеланиями клиентов.
Доступность- возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предполагаемойбанковской услугой.
Коммуникативность- обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых иоперативных, информационных и материальных обменов.
Безопасность,т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит клиенту какого быто ни было вреда.
Анализкачества банковских продуктов и услуг связан с разрешением ряда противоречий,возникающих в процессе оказания услуг. Эти противоречия вызваны необходимостьюувязывания требований и запросов клиентов банка с возможностями ихудовлетворения со стороны банка. Здесь важно, чтобы стороны однозначнооценивали качество оказываемой услуги. Для банка проблема поддержания должногокачества обслуживания клиентов связана еще и с постоянно изменяющейсяконъюнктурой рынка банковских услуг, когда стремление не работать себе в убытоквходит в противоречие с ожиданиями клиентов, которые гораздо позднее реагируютна рыночные колебания. Подробнее эти вопросы рассмотрены автором данной статьив материале «Анализ качества банковских услуг» в журнале«Финансы и кредит» № 16 за 2004 г.
Анализкачества банковских услуг обеспечивает решение стратегических задач развития иупрочения положения банка путем текущего контроля достигнутых результатов.Анализ реализуется на высшем уровне управления банком, поскольку требует:
а)доступа ко всей информации о деятельности банка; б) полномочий по принятиюрешений стратегического характера.
Впроцессе анализа качества банковских услуг аналитик использует весь массивинформации, получаемой по результатам анализа текущей деятельности, нооценивает ее с иных позиций. Результатом проведения анализа являются изменения,вносимые в Стратегию развития банка, другие документы, которые принято называтьпрограммными. Наличие и систематическое обновление таких документовсвидетельствует о современном уровне развития банковского бизнеса, помогаетбанкам в сотрудничестве с зарубежными партнерами.
5)Методика анализа рентабельности деятельности банка включает оценку уровняследующих групп показателей:
— рентабельности собственного капитала;
— рентабельности активов;
— рентабельности продаж.
Несомненнойважностью и ценностью в рамках системы управления банком обладает факторныйанализ итогового показателя деятельности любой коммерческой организации — рентабельности собственного капитала. Модель для факторного анализа отражаетвзаимосвязь эффективности использования средств собственников и политики,проводимой менеджментом:
/>
Величинаактивов и собственного капитала определяется по формуле средней хронологическойпо данным банковских балансов. Этот прием позволяет обеспечить соблюдениеосновного принципа анализа — сопоставимость данных, поскольку доходы и прибыльявляются интервальными показателями, рассчитываются нарастающим итогом с началаотчетного периода, а остатки активов и собственного капитала по балансу — показатели моментные, определяемые на конкретную дату. Таким образом, доходы иприбыль учитывают все особенности деятельности в периоде, а активы исобственный капитал необходимо скорректировать.
Порезультатам факторного анализа представленной трехфакторной модели определяютсянаправления дальнейшего углубленного анализа, как правило, по местамвозникновения негативных тенденций.
Структураактивов была изучена в рамках методики анализа качества активов банка. Здесьтолько уточняется влияние управления качеством активов на прибыльностьдеятельности банка.
Впроцессе текущей деятельности необходимо обеспечить превышение темпов ростадоходов банка над темпами роста его активов. Только при соблюдении этогоусловия достигается рост банка и его развитие. Доходы анализируются поисточникам их получения. Подход может быть традиционным: процентные доходы (вразрезе их видов, например по кредитам, по ценным бумагам и т.д.),инвестиционные доходы, прочие (непроцентные) доходы. Расходы учитывают кромепроцентных расходы, связанные с поддержанием деятельности банка (т.н. операционные),расходы по выплате налогов и других обязательных платежей. Анализ расходовиспользует результаты внутрибанковского (операционного) анализа в части анализаисполнения сметы расходов (по заработной плате, затратам на содержаниепомещений и оборудования и т.п.).
Уровеньчистой прибыли в доходах банка анализируется, как правило, на постояннойоснове, вплоть до ежедневного мониторинга. Такая периодичность анализаобеспечивает процесс контроля плановых показателей. Уровень прибыльностидеятельности лимитируется, с ним сравниваются показатели доходности еще неосуществленных операций с целью принятия решения.
Двапоследних фактора приведенной выше модели характеризуют показательрентабельности активов:.
Анализрентабельности деятельности должен учитывать сложившийся уровень прибыльностидеятельности банка и планы его развития.
Зарубежнаястатистика позволяет представить себе уровень факторов рассматриваемой модели.Так, у американских банков в среднем рентабельность собственного капиталасоставляет около 8%, рентабельность активов около 1% при доле собственногокапитала в активах банка 6-7%. Материалы сайта Федеральной резервной системы(ФРС) США (www.bis.org). При этом с увеличением размера банка показателирентабельности снижаются при одновременном росте мультипликатора капитала.
6)Методика управления рисками основана на взаимосвязи и взаимообусловленностипоказателей деятельности банка, в частности рентабельности собственногокапитала и рентабельности активов, и рисков, принимаемых на себя банком поразным направлениям деятельности. Например, риски могут рассматриваться какфакторы, влияющие на уровень чистой прибыли на собственный капитал.
Классификациярисков и методика анализа их уровня рассматривалась автором данной статьи вматериале «Анализ кредитного риска: рейтинговая оценка клиентов».Журнал «Финансы и кредит» № 17 за 2004 г.
Анализпроводится по следующим видам рисков.
Балансовый(портфельный) риск.
Рисквнебалансовой деятельности.
Риск,связанный с внешним регулированием банковской деятельности.
Технологическийриск.
Рисктекущей эффективности деятельности.
Рискрыночной стратегии.
Рискдочерних компаний.
Портфельныйриск косвенно изучается в составе других рассмотренных нами методик (анализакачества активов и ресурсной базы).
Рисквнебалансовой деятельности связан с принятием на себя гарантий и выдачейпоручительств. Каждая из таких операций изучается отдельно, отслеживается втечение всего времени действия гарантии (поручительства).
Рискрегулирования чрезвычайно высок в России, где законодательство в областибанковской деятельности претерпевает в настоящее время огромные изменения.
Технологическийкомпонент банковского риска связан с изменением технологии предоставлениябанковских услуг. Особенно уязвимы банки, использующие отсталые технологии.
Рисктекущей эффективности связан прежде всего с управлением затратами, ихминимизацией по всем статьям. Здесь же анализируется влияние на эффективностьдеятельности банка других организаций, создаваемых в рамках холдинга, риск деятельностикоторых может служить предметом самостоятельной методики анализа.
Рискрыночной стратегии тесно связан с иными, отличными от банковского направлениямидеятельности в рамках холдинга, центром которого является банк.
Врамках разрабатываемой автором данной статьи комплексной методики анализакачества деятельности банка акцент делается на анализе и оценке портфельногориска (рис. 2).
/>
Анализрисков наряду с анализом качества банковского менеджмента является завершающимэтапом анализа деятельности банка, поскольку большая часть рисков изучаются врамках методик анализа качества активов и ресурсной базы банков. Дополнительнооценивается уровень риска, связанного с операциями банка на зарубежных рынкахкапитала.
7)Методика анализа качества менеджмента банка разрабатывается совместнопредставителями высшего органа управления банком и сотрудниками службывнутреннего контроля. Качество менеджмента оценивается также специалистамиБанка России.
Предлагаютсяследующие основные направления анализа качества менеджмента.
Уровенькомпетентности руководства банка.
Соблюдениедействующего законодательства в области банковской деятельности (в частности,количественным показателем может быть факт нарушения законодательства ипривлечения руководства банка к ответственности; эта информация доступна такжеи в рамках проведения внешнего анализа деятельности банка, поскольку согласнороссийскому законодательству относится к сведениям, на которые нераспространяется коммерческая тайна). О коммерческой тайне: Федеральный закон №98-ФЗ от 29.07.2004 г.
Организационнаяструктура банка, степень коллегиальности принимаемых решений.
Наличиевнутренних правил деятельности (документов, описывающих процедуры принятияуправленческих решений, осуществления основных операций и т.п.) и практика ихреализации.
Существованиесистемы непрерывного обучения кадров (программ повышения квалификации,договоров о сотрудничестве с ведущими учебными центрами, материалы проведениясеминаров и «круглых столов»).
Наличиедокументов об участии банка в реализации экономической политики региона, вкотором он работает (соглашений с местной администрацией о предоставлении услугкатегориям населения, договоров с учебными заведениями о стажировках учащихся ит.п.).
Рейтингбанка по оценке российских и мировых экспертов.
Рейтингбанка в системе Банка России.
Анализкачества менеджмента оперирует в основном качественными, субъективнымихарактеристиками. Отсутствие формализованных критериев затрудняет включениерезультатов анализа в комплексную оценку устойчивости банка.
Комплексныйанализ финансовой устойчивости коммерческого банка, проводимый по выделенным вданной статье направлениям, предоставляет менеджменту систему показателей дляоценки качества банковской деятельности. Периодичность анализа должнаобеспечивать систему управления оперативной информацией и данными дляразработки и корректировки стратегических планов развития и роста.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.vestnik.fa.ru/