Феодальное право стран Западной Европы

Курсовая работа
 
ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАНЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Содержание
1. Салическая правда
2. Новые источники права
3. Вещное право
4. Брачно-семейныеотношения
5. Уголовное право ипроцесс
6. Каролина

Введение
ФЕОДАЛЬНОЕПРАВО — исторический тип права, соответствующий экономическим исоциально-политическим отношениям феодального общества. При всем многообразииисторических и культурно-цивилизационных вариаций феодализма сущностьфеодальной системы можно свести к особой форме собственности на землю.Земельные собственники были связаны между собой сложной системой иерархическихотношений. На нижней ступени иерархии стояли крестьяне, которые владели землейи обязаны были нести повинности в пользу ее другого, вышестоящего владельца — феодала. Тот мог получить землю в свою очередь от феодала более высокого рангаи был также обязан нести в пользу последнего определенную службу.
Во главе этойсистемы стояли феодальные монархи, считавшие себя верховными собственникамивсей земли. От них получали и «держали» землю феодалы низших рангов.Таким образом, феодальная собственность расчленялась на «верховнуюсобственность» и владение. Для большинства феодальных обществ вопределенный период их развития было характерно также наличие внеэкономическихспособов принуждения крестьян к труду (серваж, крепостничество), хотя такоепринуждение не является обязательным и универсальным признаком феодальнойсистемы. Важной отличительной чертой Ф.п. являлось открытое закреплениеюридического неравенства различных категорий населения, что получило выражениев сословной организации общества. В соответствии с принадлежностью человека ктому или иному сословию определялся объем его прав и обязанностей. Для всехфеодальных обществ типичны следующие сословия: дворянство, духовенство,городское население и крестьянство. Господствующее положение в феодальнойсистеме занимали дворянство и духовенство. Оба эти сословия пользовались рядомпривилегий — владение землей и крепостными, отправление правосудия,освобождение от налогов, преимущество по государственной службе, право на судравных и пр. Сословное положение переходило по наследству, и переход из низшихсословий в высшие был очень затруднен. В государственно-правовом развитиифеодальное общество в Европе проходило обычно несколько последовательныхэтапов: раннефеодальная монархия, феодальная раздробленность, сословно-представительнаямонархия и абсолютизм. Республиканская форма правления встречалась только науровне городов-государств (Венеция, Флоренция и др.).
В Польшесуществовал своеобразный гибрид монархии и республики. Для феодальных обществАзии обычной формой правления была деспотия, при которой государство целикомподавляло общество, а власть единоличного правителя(султана, шаха, императора)была безраздельной. Формирование национальных правовых систем в Европе шловесьма сложным путем. На первых стадиях развития феодального государства Ф.п.отличалось в одной и той же стране пестротой и разнообразием и так называемымпартикуляризмом (т.е. местными особенностями), что было обусловлено отсутствиемпрочных экономических и политических связей, единой государственной воли. Общейчертой была крайне низкая юридическая техника, казуистический характернормативных актов. Источниками европейского Ф.п. до периода абсолютизма былиглавным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов,закреплявшие привилегии тех или иных сословий, от-дельных лиц, городских общин.Большое значение имела и судебная практика.
 В Англии наее почве выросла особая система права — общее право. В раздробленной Германиизначительным было «городское» право, базировавшееся на практике городскихсудов. Право города Магдебурга (см. Магдебургское право) оказало влияние и насоседние государства: Польшу, Литву. Закон в период феодальной раздробленностииграл крайне незначительную роль. Самостоятельную ветвь европейского Ф.п.составляло каноническое право, которое в первую очередь регулировало вопросыорганизации и деятельности католической церкви, но вместе с тем содержало рядположений гражданского права, особенно в области семейных отношений. Ввосточных феодальных обществах предписания религиозно-правового характера,традиции и этические учения являлись гораздо более важным регуляторомобщественной жизни, чем позитивное право, выраженное в законах.
Особенно этокасалось Японии и Китая, где все законодательство ограничивалосьнемногочисленными, но крайне суровыми нормами уголовного права. Развитиеэкономических связей внутри страны, формирование единого национального рынка,постепенное преодоление феодальной раздробленности и усиление центральнойвласти вызывают необходимость унификации Ф.п. Среди его источников все большеезначение начинают приобретать акты монархов(королевские ордонансы на Западе,царские указы в Московской Руси), отчасти вытесняющие обычаи и другие источникиФ.п. В XVI-XVII вв. в ряде европейских государств начинается кодификация права,издаются единые законодательные акты, например, свод «Каролина» 1552 г. в Германии, Соборное уложение 1649 г. в Русском государстве и др. Замена Ф.п. современнымправом в большинстве европейских стран происходила достаточно плавно,эволюционно и заняла несколько столетий. Ростки современного права в недрахФ.п. зародились в западноевропейских городских общинах (отсюда название новогоправа — «буржуазное») уже задолго до конца средневековья.
В процессетрансформации Ф.п. в Западной Европе большую роль сыграла рецепция римскогоправа. В течение нескольких веков институты и нормы Ф.п. тесно соседствуют вевропейских правовых системах с элементами нового права, прежде всегогражданского, торгового. Гуманистические реформы эпохи «просвещенногоабсолютизма» (XVIII в.) устраняют ряд средневековых принципов и институтовиз уголовного права и процесса (запрет пыток, членовредительских наказаний идр.). Буржуазные революции конца XVIII — первой половины XIX в. наносят удар пофеодальному государству и феодальной системе земельных отношений. Ко второйполовине XIX в. Ф.п. в Западной Европе уже существовало ‘в виде пережитков,некоторые из которых впрочем сохранились и в XX в. Победа нового права былазакреплена путем массовой кодификации, причем образцом для большинстваевропейских наций послужили французские наполеоновские кодексы (гражданский 1804 г., уголовный 1810 г. и др.). Особый путь был характерен для Англии, где Ф.п. сохранило многиесвои формы, изменив постепенно их содержание. Это касается прежде всегоархаичных институтов государственной власти, сохранения титулов, феодальнойсобственности в земель- ной сфере. Внешняя преемственность Ф.п. выражаетсятакже в сохранении юридической силы тысяч судебных прецедентов и актов.Достаточно вспомнить, что в современной Великобритании к числу действующихконституционных актов относят Великую хартию вольностей 1215г. Гораздо дольшесохранялись институты Ф.п. в странах Восточной Европы и Латинской Америки,особенно в сфере земельных и семейных отношений. Что касается стран Азии иСеверной Африки, то здесь демонтаж Ф.п. происходил уже под сильным воздействиемпередовой европейской правовой культуры. В большинстве случаев европейское«буржуазное» право насаждалось колонизаторами и ограничивалосьсферами администрации, уголовного права и процесса, торгового оборота.
В областиземельных и семейных отношений Ф.п. опять-таки консервировалось и нередкосохраняется по сей день, поскольку освящено религиозной догмой (см.Мусульманское право}. Совершенно иным путем пошла Япония, где нормативнаяоснова Ф.п. в период реформ «сверху» эпохи Мэйдзи (последняя третьXIX в.) была всего за 20-30 лет заменена самым передовым европейскимзаконодательством. Однако рецепция современного западного права в Японии вомногом носила механический, внешний характер: чуждые нормы просто отвергалисьфеодальным правосознанием и традициями. В России решительный поворот от Ф.п. к современномуправу начался только в период буржуазных реформ 1860-х гг.; процесспостепенного изживания Ф.п. был завершен революцией 1917г.

1. Салическая правда
Формированиегосударственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Этоосуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились«варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.
Наиболеетипичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцевявляется Салическая правда, созданная в 507—511 гг.— в последние годы жизни иправления первого франкского короля Хлодвига.
Первоначальныйтекст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение рядавеков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до насдошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой кдревнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.
Салическаяправда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущказуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салическойправде, отличаются формализмом.
Основноесодержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющиештрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенноеположение, дают представление о процессе развития права собственности на землю.Из текста Салической правды можно также составить представление об общественномстрое франков начала VI в.
Отличительнаячерта франкского общества V—VI вв.— наличие общины. В этот периодосуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняетсяколлективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, вкоторой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальнаясобственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее яркосвидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллук другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, нонайдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь праватам поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующиймог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранениемродовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Онивыступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичиучаствовали в получении и уплате штрафа — вергельда.
Вместе с темСалическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, чтосвязано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородичне мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из нихокажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен всвою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы онуплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражаетстремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичныйотказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, отучастия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений сродичами.
Итак,основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы,бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества былапредставлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому временислужилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правдане упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф заубийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простогосвободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатногофранка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг былзначительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствуето зависимом состоянии указанных лиц.
Салическаяправда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — этоотпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено.Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различныеслужбы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могливступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особыйакт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членамиобщества.
Самое низкоеположение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались кубийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал егогосподин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Бракисвободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенностиобщественного строя франков соответствуют особенностям в области земельныхотношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало такжекрупное индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля.Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период отземледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома иприусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотнаяземля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственномпользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились,принадлежащий семье участок огораживался. Однако все пахотные наделы послеснятия урожая превращались в общее пастбище, на это время с них снимались всеизгороди. Пока изгороди не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечениек ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделамипринадлежало только общине. Согласно гл. 59 «Об аллодах» земля наследовалась помужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставатьсяженщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям». В случаеотсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такиеземли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались всобственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этимиугодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении,о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частнойсобственности на землю у франков в период составления Салической правды.Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначалнаследственное владение.
Во второйполовине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктомкороля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могутнаследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом,наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальнуюотчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. С этоговремени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.
Утверждениечастной собственности на землю привело к углублению имущественнойдифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения иустановлению феодальной зависимости.
Обязательственныеотношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняетсянеразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаютсятакие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путемпростой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественнуюответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказываласьдополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленнойформе. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», обописании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинениявреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическаяправда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался вформе покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в бракнаказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующиеобстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона,наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Орасторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених вкачестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супруговбрачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семьеопределяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере тогокак распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известнонаследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого инедвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимогоимущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери,сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающийпреимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Чтокасается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников, земляпередавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялосьпутем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в Народном собрании построго установленной форме. При аффатомии имущество передавалось третьему лицу,которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать этоимущество указанному лицу.
Основноевнимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ниопределения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическаяправда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что вэто понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушениекоролевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести кчетырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство,клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления противсобственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядкаотправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушениепредписаний короля (примером может служить ст. 45 «О переселенцах»).
В Салическойправде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство впоходе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве ккраже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободныефранки, но также литы и рабы.
Цельюнаказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю занарушение королевского мира.
Эпохасоздания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ееустанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкиепреступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословнойпринадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизньсвободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняетсятем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплатаосуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого,родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебныйпроцесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное игражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалосьтолько по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал ввиде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическаяправда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Срединих важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники,друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы»обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространеннымвидом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался припомощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в формеиспытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представитьсоприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определеннуюплату откупиться от испытания «котелком».
Судебныеспоры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательствомвыборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги.Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевскойадминистрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а рольнародных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды«лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебнойинстанцией являлся суд короля.
2. Новые источники права
Развитиефеодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права,действовавшие в VI—IX вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу.Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Во Франции этиобычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях,имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влияниемпрежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельнымположениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья характеризуетсянеобычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общимикутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельныхрайонов, городов, поселков и даже частей некоторых городов.
В отношениивыражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Югназывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. Этоделение четко сложилось к XIII в.
Так как южныепровинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжалодействовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая.Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием тамболее развитых экономических отношений. Римское право выступало в качествеобъединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительного источникадействовало множество местных кутюмов.
На севереФранции в течение нескольких столетий не было создано общих юридическихпамятников. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению вслучае их неполноты или противоречия римского права, однако сколько-нибудьсамостоятельной роли оно не играло.
Аналогичноеположение существовало и в Германии. В XI— XV вв. германское правохарактеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов,относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц.Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялисьразличные правовые нормы.
Споры поповоду отношений между сюзереном и его вассалами и споры вассалов между собойрешались в ленном суде феодала по нормам обычного «ленного» права. Крепостныесудились при дворе господина по местному «дворовому» праву (слуги — по «служилому»).
В техгерманских землях, где сложилась центральная власть, указы и распоряженияправителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших впределах области, и образовывали так называемое земское право — ландрехт. Вландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общиедля всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графстви сотен.
Такимобразом, в средневековой Германии не существовало общей правовой системы,население жило по «партикулярным» правам. Именно эта юридическаяраздробленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии рецепцию римскогоправа.
Судебныйпроцесс Средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялсяотсутствием писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попыткиизложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками.
Во Франциинаиболее известными частными кодификациями были Большой сборник обычаевНормандии 1255 г.; Большой сборник обычаев Франции 1389 г.; наиболее известна книга «Кутюмы Бовези» 1282 г., составитель которой Бомануар считаетсяпервым теоретиком французского права. В XIV—XV вв. частные сборники обычаевпоявляются почти во всех провинциях.
В Германиитакже производилась запись партикулярного права. Это так называемые Правовыекниги. Наибольшей известностью пользовалось «Саксонское зерцало», составленноев начале XIII в. и состоящее из двух книг, первая из которых посвященасаксонскому общему земскому праву и отражает главным образом практику судов, авторая — саксонскому ленному праву. Содержание «Саксонского зерцала»,охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственноеправо.
В результатепереработок и распространения «Саксонского зерцала» во второй половине XIII в.появилось «Зерцало немецких людей», претендовавшее на изложение всего немецкогоправа, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVIIв. этому сборнику было присвоено название «Швабское зерцало». В XIV в. в рядеземель появились переработки «Саксонского зерцала», отражающие местные обычаи ипотребности.
Все указанныесборники не имели официального характера, т. е. не были обязательны дляприменения.
С началом политическогообъединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущаетсянеудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения иофициальной редакции. Во второй половине XV в. и в XVI в. появилось большоеколичество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностьюпользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательнаясила. Сборники имели ограниченное местное применение.
С усилениемкоролевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы — указыкоролей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с нимисуществовали распоряжения крупных сеньоров — ассизы.
В Германиизаконодательная власть императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней«имперское» право затрагивало только отдельные вопросы: земский мир, т. е.постановления, направленные на борьбу с распрями феодалов, устройствокоролевской власти, предоставление мандатов и привилегий отдельным лицам и т.п.
Практикагородских судов выработала особое городское право, существовавшее уже в XII в.и в рассматриваемый период получившее особое развитие и значение. С ростомгородов появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночныеспоры, но постепенно охватившие все население города и соответственно вытеснившиеприменение ленного и дворового права в городах.
Особойизвестностью пользовалось право Любека, Магдебурга и ряда других городов. Правогорода Магдебурга (Магдебургское право) оказало влияние на соседние государства— Польшу, Литву.
В XIII—XIV вв.городское право чаще излагалось в письменном виде, главным образом в связи сего заимствованием каким-либо другим городом. Такие изложения Магдебургскогоправа были сделаны для городов Галле, Бреславля и др. В некоторых городах советпостановлял записать действующее право для сведения собственных граждан. Вдругих городах записывалась судебная практика. Большое значение имели частныесборники и обработки городского права. Городское право являлось наиболеедокументированной и разработанной отраслью германского средневекового права.
Помимоперечисленных систем права следует упомянуть еще каноническое право. В первуюочередь оно регулировало вопросы организации и деятельности католическойцеркви, но вместе с тем содержало ряд положений, оказавших большое влияние наразвитие гражданского права, особенно в области семейных отношений.Каноническое право было одним из факторов внесения единства в разнообразныеобычаи отдельных местностей.
Несмотря наусилия королевской власти во Франции в период абсолютизма преодолетьмножественность источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы.Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком.
В то же времянекоторые обстоятельства способствовали установлению общности права. В числе этихобстоятельств следует назвать прежде всего усиление влияния римского права.Распад феодальных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особоезначение регулированию обязательственных, договорных отношений. Закрепленное всборниках кутюмов феодальное право, основанное, прежде всего на земельныхотношениях, не содержало предпосылок для регулирования все усложнявшейсяобласти договорного права. В то же время эти предпосылки заключало в себеримское право. Оно давало готовые формулы для юридического выраженияпроизводственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этомзаключалась первая причина рецепции римского права, т. е. заимствования егоположений во многих европейских странах.
Втораяпричина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя внем государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии наабсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью ифеодальными сеньорами.
В качестветретьей причины следует указать повышение теоретического интереса к римскомуправу в силу широкого обращения ученых эпохи Возрождения к наследству Античногомира, что было вызвано критическим отношением буржуазии к феодализму ипереоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесьбольшую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школаглоссаторов — комментаторов римского права.
Во Францииуже в XII—XIII вв. римское право изучалось в университетах. Влияние его былонастолько велико, что по настоянию церковников его преподавание в Парижскомуниверситете в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалосьвновь. Особая активизация в изучении римского права во Франции приходится наXVI в., когда появилась так называемая историческая школа, пытавшаяся систорических позиций объяснять отдельные институты римского права на основе техобщих данных истории, которыми она располагала.
Возросшийавторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на областиобычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжалрассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере страныримское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве«писаного разума». Таким образом, нельзя говорить о полной рецепции римскогоправа во Франции.
В Германии сусилением княжеской власти путем рецепции римского права осуществлялся процесссоздания общего права. Старое обычное право германских племен отражало оченьнизкую ступень развития производительных сил и общей культуры, и построить наего основе общее право было невозможно. Единственной известной немецким юристамзаконченной правовой системой было римское право.
В германскихуниверситетах появились кафедры римского права. В XV—XVI вв. издавались учебники,справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римскогоправа. Германские императоры всячески покровительствовали этому, так как онинастаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применялик себе все положения о власти последних.
Итак, в XV в.римское право широко проникло в Германию и пустило там достаточно глубокиекорни. В XVI в. оно стало основным источником права, особенно гражданского, вовсех германских судах. Положения римского права играли роль общего права длявсех земель, однако в отдельных землях в это же время шел процесс кодификацииземского права. Наиболее известной кодификацией является Прусское земскоеуложение 1794 г.
Такимобразом, единой и последовательной системы гражданского права в Германии впериод Средневековья не существовало.
Специфическаяправовая система, получившая название общего права, сложилась в периодСредневековья в Англии.
Единоеанглийское общее право начало формироваться начиная с XII в., когда королевскиесуды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Королевские судыне имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решалидела, руководствуясь «правом страны», т. е. обычным правом. Считалось, что этоправо хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение врешениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений нетолько в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности онируководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которыесодержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся засудебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, онсоставлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавшихправоотношения того или иного типа.
В начале XIIIв. указы были настолько многочисленны, что появился «Реестр указов» — сборник,представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву ипостоянно пополнявшийся новыми указами. Королевские указы по судебным делам вXII—XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского общего права,но основным его источником были решения королевских судов. Общее право — этопрактика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого началадеятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суданазывались «свитки тяжб», и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждаланаличие того или иного правила или принципа в английском праве.
Наряду собщим правом, имевшим своим основным источником судебную практику, все большеезначение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность,существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I.Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статутыимели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее правопо очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, немогли приспособить его к новым общественным отношениям. Поэтому начиная с XIVв. возникает иная система права — система «справедливости», существовавшаяпараллельно с системой общего права. Суд «справедливости» возник в результатеподававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общихсудах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю впорядке «милости». Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело ктому, что король вместо рассмотрения в совете стал передавать их своемуканцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а «по справедливости», т.е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался кестественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовоеоформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростомторговли, и защищал городское население и нарождавшуюся буржуазию от крупнейшихземлевладельцев — феодалов.
Рецепцияримского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составногоэлемента римское право не вошло в английское общее право, но оказало большоевлияние на развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалосьоснование общего права. Влияние римского права сказалось на правовом положениивилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимыхвещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значенияримское право в Англии не имело.
3. Вещное право
Развитиефеодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных изапутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальномправе существовали два основных вида вещных прав на землю: право собственностии держание.
Аллод какформа земельной собственности имел наибольшее распространение в раннееСредневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее,не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила ототца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всегоСредневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладениянехарактерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как быза его пределами.
В условияхразвитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землюбыли держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудьвышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные инеблагородные.
Первыедержания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящеесялишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, непередавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику.
В периодсложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взятысобственником обратно, они не передаются по наследству. Наиболеераспространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены).
Феод —благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальныйсеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом ипринимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказанияопределенных услуг сеньору. При уступке земли по феодальному договору вассал,однако, не был полным собственником земли, а сеньор не совсем лишался прав нанее. Он мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на нейвассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав наземлю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору.Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделенфеод.
Вассалы имелив отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежаливсе доходы с феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем иливносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникамвассала, которые должны были при этом платить пошлину (рельеф) сеньору.
Полномочиявассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний периодфеодализма вассал не мог ни продать ни передать его в порядке субинфеодациисвоему вассалу без согласия сеньора. В противном случае тот мог «наложить руку»на феод, т. е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю. С XIII в.стала допускаться полная передача феода, т. е. постановка нового вассала наместо продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со«служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньоримел право, во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокуюпошлину, а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнемууплаченную им цену.
В случаечастичного отчуждения феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалубудет трудно выполнять возложенные на него обязанности феодальной службы.Поэтому в таких случаях требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этойже причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация.
Такимобразом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен враспоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.
В Германиидольше и прочнее держалось право о невозможности для вассала отчуждатьполученный лен, он мог только передавать его собственному вассалу.
Феоды былисвободными, благородными держаниями.
Другой видсвободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. ВоФранции этот вид держания носил название цензивы. Крестьянин являлсянаследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей прицензиве не устанавливалось, не было ни обязанностей к военной службе, нисоблюдения верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные ивесьма обременительные платежи.
В Германиизажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды. Сложностьфеодальной системы собственности создавала большие трудности во всех случаях,когда требовалось установить, кто является действительно управомоченным лицом ичем подтверждаются его полномочия. Поэтому особое значение приобрело владениекак наиболее очевидное и простое проявление права лица на вещь.
Французскаясезина, германская гевере защищались специальными исками в упрощенном порядке.
В Англииземельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием быларыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало квоинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в., с переходом кнаемному войску, личная служба была заменена уплатой «щитовых денег». Другиеповинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и припереходе держания к наследникам держателя.
В периодобразования общего права возник институт доверительной собственности, или трэст(при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого институтазаключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность своеимущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником,управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или поего указанию.
В условияхсуществования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевымназначением была единственным способом превратить одни виды земельных держанийв другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования,дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы ит. д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в дальние походы, онипередавали свои земли друзьям.
С точкизрения общего права лицо, отдавшее имущество с целевым назначением, теряло нанего какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случаеесли этот последний нарушал доверие и использовал имущество для себя, королевскийсуд не знал способов воздействия на него. Но поскольку дело шло о нарушениислова, т. е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защитуканцлерским судом справедливости.
Крестьянскоесвободное землевладение в Англии носило название «сокаж».
4. Брачно-семейныеотношения
Брачно-семейныеотношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формойбрака был церковный. Церковь создала сложную систему условий действительностибрака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо было учитыватьстепень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак,заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения.
Семейныеотношения строились на принципе власти мужа и отца, хотя в разное время и вразных местностях эта власть имела различный характер. Так, на севере Франциивзаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми былисвободнее. Имущественные отношения строились на общности имущества, которымуправлял и распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась властьдомовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которымон управлял в течение брака и которое возвращалось жене после его смерти.
В Англии ввысших слоях общества жена полностью находилась под властью мужа, в низших —пользовалась относительной свободой. В ряде местностей за женой признавалосьправо на управление своим имуществом.
В Германииотношения супругов строились на общности имущества, которое с прекращениембрака подлежало разделу; доля жены при этом составляла треть или половину.
Церковькатегорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, присупружеской измене) допускала раздельное жительство.
Сложным былоположение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо былосвязано с большими ограничениями.
Феодальноеправо знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако в некоторыхместностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять отнаследования законных наследников. В отношении земельной собственностиповсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феода онпереходил по наследству к старшему сыну, а при его отсутствии — к старшему вроде.
5. Уголовное право ипроцесс
В раннееСредневековье (приблизительно до XV в.) в области уголовных преступлений инаказаний господствовали постановления обычного права. В дальнейшем нормыуголовного права содержались в королевских ордонансах, но ни обычаи, ниордонансы не исчерпывали всего содержания уголовного права. Значительная частьпреступлений — их состав, основания ответственности — устанавливалась судебнойпрактикой. Система выкупа прекратила свое существование. Преступные деяния, покрайней мере, более важные, стали признаваться нарушением общественного порядкаи влекли за собой наказания, применяемые государственной властью.
Во Францииделается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юристXIII в. Бомануар в своем трактате «Кутюмы Бовези» различает три видапреступлений: тяжкие, средние и легкие. К первым он относил ересь, измену,убийство, изнасилование, поджог, кражу и др. Эти преступления наказывалисьвесьма строго, нередко смертью или изувечением. Средние преступлениянаказывались в основном штрафом, но судья мог присоединить к нему и заключениев тюрьму.
Подобноеделение на виды преступлений в зависимости от тяжести знакомо и английскомуправу. В XIII в. в английском уголовном праве сложилось понятие фелонии(нарушение обязанностей вассала в отношении сеньора и наоборот). К XVI в.оформилась трехзвенная система преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкиеуголовные преступления) и мисдиминор (менее тяжкие уголовные преступления).
В Германиибыли известны два вида преступных деяний: преступления и проступки. В то жевремя установилось деление по объекту посягательства. Судебная практикаразличала три основных разряда преступлений: 1) против религии, 2) противгосударства, 3) против частных лиц.
В периодабсолютизма уже существовала система преступлений и наказаний. Как общееправило получил признание принцип, согласно которому для ответственности запреступление необходима виновность правонарушителя, т. е. вместо объективноговменения наступает ответственность за личную вину. Из этого правила были,однако, исключения.
Установилсяпринцип личной ответственности преступника. Однако и здесь допускались изъятия.В XVII в. сложилось понятие оскорбления величества; в соответствии сустановившимся правилом при совершении этого преступления отвечал не тольковиновный, но и его нисходящие родственники.
Выборнаказания был предоставлен по большей части на усмотрение судьи, но судья неимел права создавать новые наказания, он мог применять лишь те, которые былипредусмотрены действующими источниками права. Целью наказания постепенностановится устрашение — стремление не только причинить страдания преступнику,но и жестокостью наказания воздействовать на других для предотвращениясовершения ими преступлений.
Применяемыенаказания отличались крайней суровостью. Довольно распространенной быласмертная казнь. Наказание зависело от социального положения преступника илипотерпевшего. Наиболее жестокие и мучительные виды наказаний почти неприменялись к лицам высших сословий.
В первойполовине Средних веков в гражданских делах оставался порядок судопроизводства,применявшийся в королевстве франков. Его отличительная черта — формализм:стороны и свидетели были обязаны произносить установленные формулы, малейшаяошибка могла повлечь за собой неблагоприятный исход дела. Такой порядок имел,однако, и положительные стороны: процесс происходил гласно и устно.
С XIII в. этосудопроизводство постепенно уступает место другому, слагавшемуся в значительноймере под влиянием римского права и канонического. Судебный поединок каксредство доказательства был отменен, вместо него в качестве доказательстввыступали свидетели и документы. Постепенно выработалась новая формасудопроизводства смешанного характера. Подготовка к рассмотрению дела (допроссвидетелей, осмотры и т. п.) производилась особо уполномоченным на то судьейнепублично и письменно — в виде составления протоколов. Судебное следствиепроисходило в устной форме и публично. В судопроизводство проникает такназываемая формальная теория доказательств, состоявшая скорее в подсчетедоказательств, чем в их оценке. Так, один свидетель не считался достаточным,были необходимы показания двух свидетелей; показания некоторых лицрасценивались как половинные или даже в размере четверти нормальногосвидетельского показания.
По уголовнымделам суды стали переходить к следственному (розыскному) процессу. Уже в XII в.допускалось применение пытки. Характерные черты следственного процесса:обширная инициатива судебных органов в возбуждении уголовного преследования ирасследовании дела (собирание доказательств этими органами), негласность судопроизводства,письменность, ограничение процессуальных прав обвиняемого.
Английскоесудопроизводство было состязательным не только по гражданским, но и поуголовным делам.
6. Каролина
Наиболееизвестным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процессаСредневековья, является общегерманское Уголовное уложение 1532 г.— так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано вправление германского императора Карла V.
Ввиду партикуляристскихстремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперскогозаконодательства, в предисловии к Каролине было сказано: «Однако мы хотим приэтом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаикурфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления». Такимобразом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролинапредназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.
Основноесодержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовноеправо по объему стоит на втором месте (ему посвящено более 100 статей). Нормыправа изложены достаточно ясно.
В отличие отпозднейших кодексов Каролина не имеет систематического деления на части илиглавы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особымиподзаголовками.
Каролинапредусматривает довольно многочисленный круг преступлений: государственные(измена, мятеж, нарушение земского мира и др.), против религии (богохульство,колдовство и др.), против личности (убийство, отравление, клевета и др.),против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушениесупружеской верности и др.), против собственности (поджог, грабеж, воровство,присвоение), а также некоторые другие виды преступных деяний.
В Каролинеполучили более или менее точное определение не только отдельные преступления,но и некоторые общие понятия уголовного права: покушение, соучастие (например,пособничество), неосторожность, необходимая оборона и т. д. В основу наказаний,предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мереявляется реакцией на события Крестьянской войны 1524—1525 гг.
Карательныемеры Каролины отличаются жестокостью. Многие преступления наказывались смертнойказнью, причем виды казни были квалифицированы: колесование, четвертование,закапывание живым в землю, утопление, сожжение и пр. Существенное место срединаказаний занимают телесные. Нередко применялись вырывание языка и отсечениеруки. Смертная казнь и лишение членов тела производились публично. Прималоважных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденноговыставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обращает насебя внимание установление жестоких наказаний за посягательства против императорскойвласти и против собственности.
Большая частьстатей Каролины посвящена вопросам судопроизводства. Каролина сохраниланекоторые черты обвинительного процесса. Потерпевший или другой истец могпредъявить уголовный иск, а обвиняемый — оспорить и доказать егонесостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы исвидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение неподтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатитьсудебные издержки».
В целомосновной формой рассмотрения уголовных дел в Каролине является инквизиционныйпроцесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы».Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широкоприменялись средства физического воздействия на подозреваемого, например допроспод пыткой. При этом Каролина подробно регламентирует условия применения пытки.Чтобы улики были признаны достаточными для применения допроса под пыткой, ихдолжны были доказать два «добрых» свидетеля. Главное событие, доказанное однимсвидетелем, считалось полудоказательством. Ряд статей Каролины определяетпорядок доказывания преступления истцом, если обвиняемый не сознавался.Большинство статей посвящено свидетелям и свидетельским показаниям.Окончательный приговор следовало выносить на основании собственного признанияили свидетельства виновного.
Процессделился на три стадии: дознание, общее расследование и специальноерасследование. Дознание заключалось в установлении факта совершенияпреступления и подозреваемого в нем лица.
Общеерасследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах делаи имело целью уточнить некоторые данные о преступлении. Специальноерасследование, основывавшееся на теории формальных доказательств, представлялособой подробный допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств дляокончательного изобличения и осуждения преступника.