Философ Ф.Л. Фейербах

ФИЛОСОФ Л. ФЕЙЕРБАХ
План:
1. Краткиебиографические сведения  о философе…………….3-6
2. Основныеположения философской концепции:
а) понимание бытия……………………………………………….7-8
б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10
в) социальная философия………………………………………..10-11
г) понимание сущности человека……………………………….12-14
3. Оценка концепции  рассматриваемого философского учения..15-16
Список источников…………………………………………………17

1.КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОФИЛОСОФЕ
Фейербах  Людвиг  Андреас (1804-1872)- немецкий  философ.
  Родился  28июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой  и антифеодально настроенной  семье известного и очень образованного  по тому времени криминалиста.
   Первоначальное образование  Фейербах получил  в местной гимназии. В 1823г. онпоступил в Гельдельбергский университет, где изучал  теологию. В следующемгоду, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал вуниверситете  лекции  Гегеля. Однако Фейербаха  уже в этот период  неудовлетворял  абстрактный характер гегелевской  философии. Он начинает заниматься  изучением  естественных  наук.
  С 1828г.Фейербах  в качестве  приват-доцента  Эрлангенского университета  начинает читать  курс лекций  по истории философии, логике и метафизике. Хотя  и в этих лекциях  Фейербах  продолжает  оставаться  последователем Гегеля, но в то жевремя он пытается  изложить  логику  «не как Гегель, не в смысле  абсолютной,высочайшей, последней  философии».[1]
  В 1830г.анонимно выходит сочинение  Фейербаха « Мысли о смерти и бессмертии». Однаковскоре  стало  известно, кто является  автором  этого  смелого  для тоговремени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля егоавтора. Основное содержание  этой работы шло  вразрез  с  догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал  личное бессмертие. Жизньотдельного  человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера в  загробную жизнь таит  в себе  большой вред, так как она снижает  в глазахчеловека   ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечествоединодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом  себе, на своем мире и на своем настоящем».[2]
  «Мысли  осмерти и бессмертии»  завершили  карьеру  Фейербаха на поприще  официальной академической  философии.  За издание этой работы, содержавшей отрицание  идеибессмертия души, Фейербах  был лишен права преподавания и жил на средства   отнебольшой фарфоровой  фабрики, которая  принадлежала его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая   участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки получить кафедру  в каком-либо  из германских  университетов   встретили отпорсо стороны  казенных  жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал  своих философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу «  История новой философииот Бэкона до Спинозы», затем  большие  монографии « О Лейбнице» (1837г.), « оПьере  Бейле» (1838г.)
 Историко-философские труды доставили  Фейербаху  некоторую известность. Попредложению журнала правогегельянцев  он  пишет  рецензии на « Историюфилософии» Гегеля и « Философию  права» Шталя. В своем отзыве  на последнее сочинение Фейербах  резко критикует  точку зрения  автора, выводившего  всеправовые  учреждения  из принципов  христианской религии.
  В серииюмористических  философских  афоризмов  «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах снова возвращается  к проблеме  смерти и бессмертия. Отрицая  индивидуальное бессмертие, философ  отстаивает  идею  морального бессмертия. Человек достигаетего  тем, что творит непреходящее  дело; писатель  приобретает бессмертиеблагодаря  влиянию своих   сочинений.
  Убедившисьв полной невозможности  проявить себя  на официальном  академическом поприще,Фейербах  в 1837г.  переселился  в небольшую  деревню  Брукберг, в Тюрингии.Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил  почти безвыездно 25 лет.Длительное уединение  Фейербаха явилось  одной из  причин  его отставания  отуровня     науки того времени.

  Природастановится объектом его  размышления: он учится  читать и понимать  ее. Издеревенской глуши Фейербах  стремится  принять  деятельное участие  в духовной жизни страны и очень скоро он становится  активным  сотрудником  органа младогегельянцев. В их журнале  он печатает  ряд своих  произведений и черезнего  приобретает  большое влияние  нас радикальные  круги немецкого общества.Цезура всеми средствами  препятствовала  появлению  работ  Фейербаха. Запрещеныбыли « О философии и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные  тезисы  к реформефилософии» (1842г.) Последнее произведение было  опубликовано  за границей.
  Началомнового  материалистического периода  в творчестве  Фейербаха  следует считать1839г. Именно  в этом году  он окончательно  порывает с гегелевской философией  и становится материалистом. В произведении « К критике  философииГегеля» (1839г.) Фейербах впервые   целиком  и навсегда  переходит  на позиции материализма. Знаменитая книга  Фейербаха « Сущность  христианства» (1841г.)была уже настоящим триумфом  материалистической  философии.
  После «Сущности  христианства» Фейербах  выпускает в свет  целый ряд  другихпроизведений: « « Основные  положения  философии  будущего» (1843г.), «Сущность  религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он дает  строгое изложение и обоснование  своих материалистических  взглядов. Но труды  Фейербаха,вышедшие  после революции 1848г.,  уже не оказывали  такого глубокого воздействия  на читателей, как его первые  материалистические  сочинения. Так,например, вышедшая в 1857г. « теогония» не оставила  почти никакого следа.
  Подстарость  Фейербах  жил  в большой нужде. Фарфоровую фабрику  в Брукберге,принадлежавшую  его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние,Фейербах с семьей переселился  в Рахенберг, недалеко  от  Нюрнберга. В этовремя  он усиленно  занимался  социалистической литературой, изучал  «Капитал»  К.Маркса и в 1 1870г.  вступил в ряды  немецкой социал-демократической  партии.
 Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен  в Нюренберге. Депутат  рейхстага  отсоциал-демократической  партии Антон  Меммингер возложил  на могилу  философалавровый   венок от имени  социалистов- республиканцев  земного шара, от имени Международной  ассоциации  рабочих, от имени  социал-демократической  партииГермании, от имени  его  друзей  Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля иЛибкнехта и произнес  надгробную речь. Обращаясь  к тысячам  рабочих,принимавших  участие в похоронах  Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие,оспаривали друг у друга  честь понести к могиле  своего  передового  борца итоварища  по  страданиям. И это вы  навсегда  сохраните  в памяти  имя Людвига  Фейербаха  и передадите  его своим  детям  и внукам…»
 
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:
а) Пониманиебытия
  Одной изкрупнейших материалистических концепций  является  концепция  ЛюдвигаФейербаха.
  Фейербахстроит свою философию на базе противопоставления  философии и религии как фирммировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят другдругу. В связи с этим он пытается   в материалистическом духе переосмыслить сущность  христианства  как одной  из форм религии. В результате христианскийБог трактуется    им не как  особого  рода существо или божественная сущность,а как образ, отражающий  в сознании людей  их собственную, человеческуюсущность. Он пишет, что «божественная сущность — не что иное, как человеческаясущность, очищенная, освобожденная  от индивидуальных границ, т.е. отдействительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая  ипочитаемая, в качестве  посторонней, отдельной сущности».[3]
  Источникрелигии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе  и бессилии человека перед природой, что и порождает  в его  сознании фантастические  религиозные образы.В результате Бог  как творение  человеческого  духа превращается  в сознаниилюдей в творца, от которого зависит   человек. Все это придает  религииантичеловеческий характер, так как  она, с его точки зрения, «парализует    стремлениечеловека к лучшей   жизни в реальном   мире и к преобразованию  этого мира,подменяет  его покорным  и терпеливым ожиданием  грядущего сверхъестественного  воздания».[4]В результате Фейербах  создает  концепцию, фактически отрицающую Бога, новыступающую    как некий вариант религии.
  Критикарелигии необходимым  образом подвела его  к критике  идеалистическогомировоззрения в целом. Именно здесь  появляется  тезис о  возможности «перевертывания»  идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже  применяет Маркс.
  Мышление вторично  по отношению  к бытию, утверждает Фейербах, и исходит  из этого.Таким образом, вся концепция  философа  даже по форме  выступает какпоследовательное  противопоставление  материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос  о бытии в его системе  не простоочередная  постановка философской проблемы.  Он имеет практическое  значение «для  человека как  определенного вида бытия», следовательно, «философия недолжна находиться  в противоречии с действительным  бытием, а  напротив, должнаосмысливать  именно  это жизненно  важное бытие».[5]
  Фейербахсчитал, что новая философия рассматривает бытие  с точки зрения  ощущаемогообъекта, «каково оно для нас» « Бытие есть  тайна созерцания, ощущения, любви».[6]
  Фейербахсчитал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием  бытия — критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности».[7]
б)Гноселогическая позиция
  Вгносеологическом плане  концепция реализуется   как материалистическийсенсуализм. Материализм  Фейербаха  носит  антропологический характер. В чем онсостоит?
  ВзглядФейербаха  отличался  от механицизма, для  него  природа –  не механизм, аорганизм. В центре  философии, по Фейербаху, должен быть человек как природное,«родовое    существо». « Новая  философия,- писал он в произведении  « Основныеположения  философии будущего»,- как философия   человеческая, по существу есть также  философия  для человека…»[8]
 Фейербаховская концепция  познания  строится  на   материалистическиобоснованном положении об единстве  субъекта  и объекта, человека  и природы,человека и человека. Философ  подчеркивает: «  Познавательным принципом,субъектом новой философии  является не Я, не  абсолютный, т.е. абстрактный дух,- словом, не разум, взятый  в абстрактном смысле, но  действительное  ицельное   человеческое  существо».[9]
  Познаетчеловек, субъект  познания   о нем, а  не разум, как таковой, безымянный разум. Человек является  мерой  разума. Ложное  истолкование  разума может привести, как это случилось  у Канта, к   признанию границ  разума  в качестве его  абсолютного ограничения. Фейербах  настаивал на признании природы  в качестве базиса  духа  и начала  всякого   познания, непосредственно   чувственную его основу  усматривает  в единстве  человека и природы, субъекта  и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта  раскрывается  в конечном  счете как  их вещественное единство.
  Философ придает  большое значение  тому факту, что человек  не был продуктом какого-то  отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим  происхождением и существованием  взаимодействию  всей природы в целом.
  Такимобразом, со своей  телесной  стороны  человек  представляется  философу единым с бытием, ибо  он есть  продукт  этого бытия, порождение  природы  и состоит из тех  факторов, которые  образуют  условия  его возникновения  исуществования.
  Поскольку тело человека — важнейший компонент  человеческой сущности, эта сущность, поФейербаху, едина с бытием. Фейербах утверждает, что в силу  своего  природногопроисхождения  человек  является  нуждающимся  существом, он постоянно нуждается  в том, чтобы  восполнять  за счет природы  те «элементы», которыевошли  в состав  его тела.

 Но раз   скачественной стороны природа  полностью  представлена  в человеке, объектом егожелания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо  не есть больше особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, таккак предметом  познавательного стремления  человека  является  вселенная, аведь только  существо  космополитическое  может сделать  космос своим предметом. Подобное  радуется   подобному. Правда, звезды  не являютсяпредметом  непосредственного чувственного созерцания, но самую суть  мы знаем,-то, что  они подчинены  тем же  законам, что и мы».
  в)Социальная философия
  Всоциальном плане  концепция  Фейербаха  последовательно  выступает   сантирелигиозных  позиций  по отношению  к роли  религии в обществе. Верованиячеловека должны  находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению  философа,должны быть упразднены, для того, чтобы  человек вел более  активную жизнь  в обществе,повышал свою  политическую активность. Это, в свою очередь, является  условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказываетсянаиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает  религию, а с другой-всячески  подчеркивает  роль чувственности и эмоциональных   переживаний,влияющих на человека. Поэтому и воздействие  на сознание  человека с целью изменения  его мировоззренческих  установок  необходимо  должно опираться  на«чувственные аргументы».
   Врезультате он приходит к выводу  о необходимости  создания « новой  религии»,которая заменит старые, и в этом качестве должна выступить   предлагаемая им «новая философия»; это некий  синтез  преимуществ религии как формы эмоционального воздействия  на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные  структуры как  онтологические  предпосылки.
  Любовь,именно половая  любовь, по Фейербаху, великая  социальная сила. Ее роль, преждевсего нравственная, исторически  возрастает. В любви, по Фейербаху, проявляется единство человеческого рода, подлинная  человечность человека. Но при всем  притом  отношения   любви вписаны  в социально-исторический контекст, оставленный без внимания   основоположником   антропологического материализма. ПоэтомуЭнгельс  и заключал, что в философии, религии и этике  выступает  наружу  действительный идеализм Фейербаха. Этот исторический идеализм связан   сабсолютизацией  человеческих отношений, основанных на взаимной склонности-любви, дружбе, сострадании, самопожертвовании, одним словом, на чувстве сердечного  отношения между человеком  и человеком.
  Социальныйидеал Фейербаха  является идеалом  мелкобуржуазной демократии. Фейербах резко критиковал  феодальные порядки  в Германии  и требовал политической свободы иустановления  республики. Опыт капиталистического развития передовыхевропейских стран  давал  Фейербаху возможность сделать вывод о том, что капитализм  не  устраняет  социального неравенства.
   Онполагал, что счастья  и справедливости  можно достичь    на пути  созданияобщества  мелких  частных собственников. Фейербах весьма противоречив  в своихвзглядах. С одной стороны,  ненависть к социальной   несправедливости,субъективное неприятие   буржуазных   общественных порядков. С другой стороны,как следствие  теоретической незавершенности  философского материализма, высказывание такого рода: «  Основное стремление к самосохранению, ксамоутверждению, следовательно,  стремление к инертности.  Желания человека, покрайней мере, обоснованные, не взятые   с потолка, не выходят за пределы того,что он есть по своей   существенной характерной  определенности… Так вообще человек  не желает быть иным, чем  он уже есть, и иметь что-либо  иное, чем то, что  он уже имеет. Но хочет все это  свое иметь в превосходной  степени, вумноженном и увеличенном виде».[10]
г) Пониманиесущности человека
  Человекдля  Фейербаха выступает, главным образом, как часть природы. Он не вскрывает специфическую, социальную природу человека, его активное, практическое  отношениек природе. Человек, по Фейербаху, -порождение  природы, он отражает  самую породившую  его  природы, ибо несет  ее в самом  себе, в своем теле, в своей  эмпирической чувственности. Универсальность  природы   определяетуниверсальность   человеческого чувственного познания. Фейербах называет сущностью человека   природу как таковую.» А то, в чем существо  находит  свое удовлетворение, -пишет Фейербах, -есть   его предметная сущность».[11]
  Глаз,например, есть орган  света. Объектом глаза является свет, а не звук и незапах. В объекте  глаза  раскрывается  его сущность.
  Человек, поФейербаху, не только нуждается  в предметах  внешнего мира, ощущает потребностьв них, он одновременно ощущает  и сами  предметы. Для восприятия  различныхсвойств  объективного мира  природа, по мнению Фейербаха, породила  различные,соответствующие  характеру этих  свойств   органы  чувств. « Природа  вообще улавливается  и воспринимается только через  посредство  самой  себя,- говоритФейербах,- т.е.  через посредство   однородного, родственного; воздух- черезпосредство  легкого, этого, так сказать, наиболее   воздушного органа, свет-через  посредство глаза,  органа света, звук -через   посредство эластичных,приходящих в колебательное  состояние   орудий слуха, твердое, материальное –через   грубое орудие   материалистического органа  осязания, съедобное,питательное – через   органы еды».[12]
  Благодарятелу, субъект  является   одновременно и объектом, он включен   в телесный  материальный мир. Теми воротами, отверстиями, пишет Фейербах, порами, через которые  внешний мир   проникает  в человеческое  сознание, служат  чувства. Нораз человек обязан  своим происхождением  всей природе  в целом, в нем, в еготеле  есть основание   для восприятия любого   чувственного качества, естьсоответствующие органы чувств.
  У человекакак раз столько  органов чувств, сколько  именно   необходимо, чтобы воспринимать  мир в его  целостности. Породившая человека природа «навязывается  человеку  со всей  силой». По мысли Фейербаха, если  бысуществовали  предметы или отдельные   свойства, восприятие  которых  было бы невозможно  имеющимися  органами чувств, то природа  позаботилась бы  обувеличении  числа  воспринимаемых органов». [13]
  Итак, фейербаховский  сенсуализм связан  с признанием  онтологически  обусловленной универсальности чувственного познания. Мир открыт для головы человека, чувстваявляются отверстиями головы. Ощущение есть  результат   воздействия  объективно  существующих  вещей   на органы чувств. Горечь как  вкус есть субъективное выражение  объективного  свойства  соли.  Ощущение есть субъективный образ  объективного мира. 
  Человек,полагал Фейербах, а не Бог,- единственное существо, достойное любви.Религиозная же любовь- это лишь отчужденная, ложная форма подлинной — человеческой, родовой — любви. В произведении « Сущность  христианства» онписал о любви как свойстве рода: «Человек является предметом любви, потому чтоон есть самоцель, разумное и способное   к любви существо. Это  есть закон рода, закон разума. Любовь должна  быть непосредственной любовью, и только непосредственная  любовь есть любовь. Но если  я между  другим и мною,осуществляющим  род  в своей  любви, вклиниваю  представление  личности, вкоторой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю  сущность любви и нарушаюединство  представлением третьего существа, находящегося вне нас; ведь это другоесущество  является объектом моей любви не ради себя, т.е. не ради своейсущности, а потому только, что имеет сходство  или нечто общее  с этимпрообразом». [14]Бог, таким образом, как бы встает между  человеком и человеком и мешает искренности  этих отношений.
  Фейербахуказывал на то, что  именно в сфере  межчеловеческого  общения осуществляется реализация  человеком  своей родовой  сущности. Человек, отправляя функциирода, превращает   сущностные силы  всего человечества, продукты культуры всвои  собственные жизненные  силы, в целостность  своих  способностей.
 Сосредоточившись  на человеке, на его  чувствах  дружбы  и любви, афористично характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно  на этих  нравственно-психологических началах создать  теорию созидания  общества, в котором   царствовали  бы  любовь и справедливость. Видимо, как считает Спиркин А.Г.[15]этим  и объясняется то, что он вступил  в ряды  социал-демократической партии ипроповедовал  идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих  поначалувлюбленных в его  идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

3. ОЦЕНКА  КОНЦЕПЦИИ РАССМАТРИВАЕМОГОФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ
  Л.Фейербахв ряду немецких философов  является представителем  материалистическогонаправления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную   ипоследовательную материалистическую  картину мира.  Он рассматривает материю как природное объективное  начало мира, глубоко анализирует  такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, вкоторой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании.
  Он полагал,что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал, какпроявление природы. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира,критикуя религиозные представления   о человеке как творении Бога; разработалосновные принципы  гуманизма,  исходя из представлений о том,  что человек- совершеннаячасть природы.
  Фейербахявился  родоначальником  антропологического   материализма, но в то же время оноставался  идеалистом  в понимании   общества. Он утверждал, что  историческиеэпохи различаются   переменами в религиозном сознании.  Христианствопровозглашает любовь как главную творческую  духовную силу, изменяющую мораль,отношение человека к человеку.
  ПоФейербаху, любовь к Богу выражает  и любовь к человеку, так как Бог естьотчужденная   сущность человека.  Через религию человек выражает  свое чувство любви, устремленное  к бессмертию. В этом духовном стремлении  выражены иродовая сущность человека и его идущая   от родовой сущности  идеальная сущность. Исходным пунктом  воззрений Фейербаха  является  идея, выраженная  вконцептуальном  афоризме: « Не Бог  создал  человека, а человек создал Бога».Тайну  христианства  Фейербах  усматривал  в объектировании  человеком  своихсил, которым он придал  потусторонний, отчужденный  от самого человека смысл.
 Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично  яркохарактеризуя  любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах   стремился именно  на  этих  нравственно-психологических началах создать  теорию общества,в котором  царствовали бы   любовь и справедливость.
Нравственное перерождение людей  для Фейербаха становится   двигателем  общественногоразвития. Его философия завершила  классический этап  немецкой философии  изаложила  основы   немецкого материализма. Историческая заслуга  Фейербаха заключается в том, что он  возродил  на немецкой  почве, отстоял  и развил передовые  традиции  материализма XVII –XVIII веков. Фейербах доказывал, чтоновая  философия, пришедшая  на смену старой  философии, должна  носить посуществу   антропологический характер.
  Разработанная Фейербахом  материалистическая  трактовка  субъекта и его  атеистическоемировоззрение  оказали  серьезное  влияние  на последующих  мыслителей, в частности, на К.Маркса и Ф.Энгельса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1.АлексеевП.В., Панин А.В. Философия: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2005
2. ЛюбутинК.Н., Чупров А.С. Истоки  философской антропологии. Кант. Шопенгауэр.Фейербах.- Челябинск, 2005
3. МоисееваН.А, Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004
4.СпиркинА.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998
5. СпиркинА.Г. Философия: Учебник  для технических вузов.- М.:  Гардарики, 2000
6.Философия:Курс  лекций/ Л.З.  Немировская. Всерос. с.-х. мн-т заоч. обуч-я. М., 1995
7.Фейербах Л.Избранные философские  произведения. Т.2 М., 1955