Философия Древнего Рима

Доклад
Поистории философии
Натему: Философия Древнего Рима
Выполнилаработу: студентка
1курсагруппы 2968
ЕлинаЕкатерина
Проверила:профессор
Е.Н. Яркова
Тюмень2007

Стоицизм — учение одной из наиболее влиятельных философских школантичности, основанной около 300 г. до н.э. Зеноном из Кития; её названиепроисходит от «Расписного Портика» — «Стои» в Афинах, гдепреподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранний(Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, III-II вв. до н.э.), Средний (Панэтий,Посидоний, Гекатон и др., II-I вв. до н.э.) и Поздний (или Римский) Стоицизма(Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, I-II вв.н.э.). Цельныесочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкциюСтоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система(окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму искептицизму) — «практическая» философия, ориентированная наобоснование «мудрости» как этического идеала, хотялогико-онтологическая проблематика занимает в ней принципиально важное место.Этика Стоицизма формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисиппа и вСредней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.
Стоицизм делится на логику, физику и этику (наиболее важную иисторически влиятельную часть Стоицизма, обоснованию которой подчинены прочиечасти учения). Структурная взаимосвязь трех частей выступает как доктринальноевыражение всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мировогоразума-Логоса (прежде всего, априорного закона причинно-следственной связи) всферах познания, мироустроения и морального целеполагания.
В III веке н.э. возникает последняя крупная философская системаантичности – неоплатонизм. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), анаиболее значительным представителем – Плотин (205-270). В 244г. Плотин открылв Риме свою школу.
Плотин говорил о том, что любое существо остаётся собой благодарясвоему единству с другими. Формы единства разнообразны, но все они подчиненынекому высшему принципу единства, которое называется Единым. Единое бесконечно,оно первично по отношению ко многому. Единое – причина всего. Единое порождаетвсё остальное, причём ничего не утрачивая в себе.
Первое, что произошло от Единого – это Ум (Нус), Дух. Если Единое– «Потенция всех вещей», то Нус – это мышление, жизнь, мир чистой красоты.
Идущий от Единого свет через Нус идёт к Душе. Душа существует ужево времени. Она является связующим звеном между сверхчувственным и чувственныммирами. Душа, оставаясь бестелесной, порождает телесное.
Душа полагает природу. Природа, с одной стороны, является низшей,затемнённой частью мировой Души, а с другой – порождением материи. Сама материя– это нечто, которое почти ничто. Материя противостоит Единому, как зло противостоитблагу.
Получается, что Единое не только нисходит во многое, но и многоестремится к Единому. Многое стремится стать Единым. Наиболее осознанным этостремление является у человека.
Порфирий (232-233 – 301) видел цель философии в спасении души. Онговорил, что в движении души к совершенству есть четыре ступени. На первой,низшей, стихийные душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй –душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу.На четвёртой происходит постоянное обращение к богу на основе победившего вдуше разума. Если же душа не устремлена к богу, то она становится обиталищемдля демонов.
Большую роль в последующей философии сыграло «Введение» Порфирия кработе «Категории» Аристотеля. Порфирий рассматривал проблему общего видового,различия признаков и предметов, отношений и т. д. он даёт классический примердихотомического деления («Дерево Порфирия»):

/>
Прокл (412-485) исходил из утверждения о едином первоначале, благеи о переходе к мировому разуму (Нус). Ум распадается на триаду: ум сам в себе,ум выходит из себя, ум возвращается к себе. Ум в себе также образует триаду:предел, жизнь, и саможизнь. У предела своя триада: предел, беспредельное,сущность. Затем говорится о триадах ума, выходящего из себя и возвращающегося ксебе. Всё это весьма искусственные построения.
Далее рассматривалась мировая космическая душа. В ней содержатсядуши богов, демонов, небесных тел (астральные души), животных,полубогов-героев, людей. И наконец, на низшей ступени находится чувственныйтелесный мир.
В целом вся концепция Прокла объединяется целой триадой:
ü содержаниесотворенного в творящем;
ü выделениесотворённого из творящего;
ü возвратсотворённого к творящему.
В ходе своего развития неоплатонизм сближается с христианскойфилософией.
Завершение античной философии датируется 529 г., когда былобнародован «Кодекс Юстиниана». В нём говорилось: «Мы воспрещаем преподаваниедоктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями язычников. Поэтому ни один изязычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо онрастлевает души своих учеников…»
Язычниками здесь назывались как сторонники различных религиозныхучений, отличных от христианства, так и последователей концепций античнойфилософии.