Философия и наука античности

Философия и наука античности Временем рождения греческой науки называют 6 в. до н.э Наука, по-видимому, оказалась возможной, потому что возобладал рациональный подход к пониманию мира, но при этом не устранил и не заменил его эмоционально-эстетического восприятия. Вера в рациональное, гармоничное устройство Вселенной и в ее принципиальную познаваемость с помощью человеческого ума была отличительной чертой греческих философов, положивших начало рациональному, логическому

осмыслению окружающего мира. Человек и вселенная едины, значит, рассуждая логически, опираясь на логику и возможности человеческого ума, можно познать законы устройства вселенной. Из этого утверждения родилась наука. Выделяют ряд периодов в развитии греческой науки. ? п.п. Время Название Представители 11 6-5 вв. до н.э. космогонический Фалес из Милета, Пифагор и его школа, Гераклит из Эфеса,

Демокрит – досократики 22 4 в. до н. э. классический Сократ, Платон и Аристотель 33 3 в. до н.э 6 в. н.э. эллинско-римский Аристарх Самосский, Архимед, Клавдий Птолемей, Эпикур, неоплатоники Отметим только некоторые характерные для греческой науки черты. Это наука – о целом, о мире, следовательно, о Космосе (на всем своем протяжении).

На начальном этапе своего развития тесно переплетается с мифологией (и остается на всем своем протяжении мифологичной), начинается отрицанием антропоморфичности мифологической картины мира. Вместо наполненного богами, демонами, героями физического Космоса появляется тоже одушевленное тело, но управляемое не родовым коллективом, а абстрактными законами природы. Мифология превращается в гилозоизм (философское направление, рассматривающее материю с самого

начала как живую, одушевленную). Абстрактные законы – это числа, мера, ритм, гармония, которым подчиняются составляющие космическое тело стихии. Представителей космогонического направления называли иначе физиками, так как предметом их размышлений был «физис». У досократиков «физис» – это божественное начало бытия и жизни всех вещей, происхождение, суть вещи. В Александрии расцвет науки приходится на III столетие. Именно тогда был заложен фундамент математического естествознания.
То, что было создано в этом веке и немного позднее Эвклидом, Аристархом, Архимедом, Аполлонием из Перги, стало основой для европейской науки. Особенностью научных работ александрийской школы было то, что они, не слишком продвинув вперед классические греческие дисциплины (геометрия, геометрическая алгебра, теоретическая и наблюдательная астрономия), наметили ряд новых путей, получивших развитие уже в

XVI – XVIII вв причем стимулирующую роль в этом процессе сыграло воздействие вавилонской науки, существенно отличавшейся от греческой как по задачам, так и по методам. В области астрономии это означало усвоение богатейшего наблюдательного материала, накопленного вавилонскими звездочетами на протяжении нескольких столетий. Взгляды Платона сформировали основы науки и развитие всех ее направлений.

Основные взгляды Платона: Космос – зрим, осязаем, телесен, т.е. является вещью, то как всякая вещь, он имеет начало, порожден. Демиург, творец Вселенной благ, Космос – прекрасен, следовательно, сделан по вечному и неизменному образцу. Космос самодостаточен, поэтому имеет форму сферы. При его создании использован весь строительный материал, вне его ничего нет.

Космос – живое существо, наделенное душой и умом, так как прекрасно только то творение, которому присущ ум, а ум не может обитать отдельно от души. Структура целого Космоса определяется двумя рядами чисел: 1, 3, 9, 27 и 2, 4, 8, т.е. рядом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. При этом нечетные числа являются выражением определенного и устойчивого в бытии Космоса, а четные – неопределенного, текучего, изменчивого.

Земля располагается в центре Космоса, 1 – сфера Луны, 2 – сфера Солнца, 3 – сфера Венеры, 4 – сфера Меркурия, 8 – сфера Марса, 9 – сфера Юпитера, 27 – сфера Сатурна, последняя сфера – звездная. Время возникло вместе с небом. Звезды и планеты, вращаясь с разной скоростью, участвуют в устроении времени. Вращение задается осью мира, проходящей через
Землю. Таким образом, время не является чем-то однородным для Космоса. Пространство Космоса по разному напряжено, поэтому оно звучит. Каждой из сфер свойствен свой звук; в целом получается октава. Отсюда выражение – «музыка сфер». Космос сотворен из стихий – земли, воздуха, воды и огня. Образование стихий из материи, которую Платон называет восприемницей, кормилицей, возможно потому,

что хотя материя сама по себе чужда каких-либо форм, но может принимать любую форму. Находясь в неуравновешенном состоянии, она сотрясается заключенными в ней силами, дробится, движется. Это приводит к обособлению стихий. Демиург упорядочивает их с помощью образов и чисел, придает элементам стихий форму фигур: элементу земли – форму куба, воды – икосаэдра, воздуха – октаэдра, огня – тетраэдра. Элементы взаимопревращаемы, имеют различные размеры.

Неоднородность – причина движения. В результате круговращения Вселенной все сжимается, нет ни одной пустой части пространства; меньшие тела втискиваются в промежутки между большими и т.д. Имеет место беспрестанное воспроизведение неоднородностей. Отсюда – вечное движение тел. Аристотель – самый талантливый ученик Платона. Он более прозаичен, чем его учитель: изгоняет из философии мифологические образы, неоднозначность

понятий. Создает «чистую» науку без примеси абстрактной философии. Чтобы понять Аристотелеву космологию, необходимо иметь представление о его учении о вещи как о целостном организме (ведь Космос – тоже вещь). Оно основывается на положении о четырех причинах (принципах) вещи – 1) формальной (эйдетической), 2) мате- риальной, 3) движущей, 4) целевой. Первые две причины – это форма (эйдос) и материя, образующие все вещи.
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи ( форма, эйдосы ) вещей. Вещь – результат соединения эйдоса с материей. Но материя есть только возможность осуществления эйдоса. Она несет в себе случайность его осуществления: эйдос может осуществляться целиком, и материя тогда станет принципом вещественной красоты; но он может осуществиться и частично, противоречиво и даже уродливо, тогда материя станет принципом вещественного безобразия.

Материя и форма – достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Данный человек, например, с этой точки зрения, есть его материя (кости, мясо) и форма (душа). Если рассматривать его с точки зрения становления, движения, то надо выяснить, как он появился и почему и как развивается, поэтому необходимо еще две причины – движущая (т.е. родители) и целевая (т.е. цель, в направлении которой человек развивается). При построении своего

Космоса Аристотель исходит, как и вся античность, из реальной картины звездного неба. Целостное осуществление всех мировых эйдосов – это прекрасный Космос, который и вполне материален, так как мы воспринимаем его с помощью органов чувств, и вполне идеален, так как в нем идея воплотилась целиком. Но по Аристотелю только космические сферы выше Луны являются эйдетически полноценными.

А то, что совершается в подлунной сфере – всегда частично и несовершенно. Все движется. Все стремится к тому, чтобы выразить самое себя (4 принцип). Совершенное движение такое, которое приводит вещь к самой себе. Следовательно, совершенное и идеальное движение – круговое. Вещи состоят из разных элементов, переходящих один в другой.

Но должен быть такой элемент, который или не переходит во всякий другой, или при своем переходе остается самим собой. Этот элемент должен быть везде и все охватывать. Этот элемент – эфир. Он движется с максимальной – бесконечной – скоростью, так что оказывается сразу везде, поэтому, в конце концов, покоится. Видимое нами небо как раз и состоит из такого эфира. Небо движется. Оно охватывает собой все, кроме него нет никого и нечего.
Следовательно, небо движется само по себе. Но то, что движется без принуждения извне живое. Значит, небо живое. Оно максимальный предел жизненности вообще. Всякое движение на Земле, всегда ограниченное и несовершенное, является только частным подобием вечной жизни неба. Эта последняя, поэтому, и есть причина всех движений вообще внутри Космоса. Всякое живое тело содержит в себе причину своего движения.

Следовательно, все живое так или иначе целесообразно. Следовательно, жизнь представляет ту или иную степень упорядоченности, целенаправленности, совершенства. Александр Великий умер в 323 г. до н.э. Начинается распад созданной им империи и медленное, но неуклонное угасание греческой цивилизации. На историческую арену выходит другой город – государство – Рим. Ему суждено было определить судьбу европейского континента.

Создав сильнейшую в мире армию, прекрасную административную систему для огромной империи, заложив основы строгой правовой науки, они не доказали ни одной математической теоремы, ибо в такого рода деятельности не усматривали для себя ни малейшей нужды. Игнорируя теоретическую науку, римляне живо интересовались прикладными вопросами – сельское хозяйство, строительство, военное дело, а также юриструденция. Философия, в отличие от науки, все же привлекала к себе внимание.

Примером может служить поэма Тита Лукреция Кара (ок. 96-55 до н.э. ) «О природе вещей». Эта поэма является талантливым изложением воззрений Эпикура, к которым сам Лукреций не добавил ничего принципиально нового. Атомистическая теория Левкиппа, Демокрита и Эпикура через труды последнего дошла до Лукреция. Принципы эпикурейской атомистики изложены и разработаны у

Лукреция весьма подробно, и к тому же дополнены анализом движения атомов, где Лукреций высказывает идеи, до сих пор вызывающие изумление физиков и позволяющие говорить о предвосхищении таких вещей, как молекулярная теория агрегатных состояний, броуновское движение и т.д. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru