–PAGE_BREAK–Каков наш обычный образ действий? Мы ставим себе цель, затем, с мыслью о ней, начинаем продвигаться к этой цели. Но цель легко может измениться или исчезнуть.
Представьте, что кто-то решил заработать миллион долларов и в течение двух-трех лет продвигается к намеченной цели. Вдруг этот человек понимает, что на самом деле его цель вовсе не является необычной; тогда она теряет смысл и заменяется новой, более значимой. Мы должны сохранять гибкость, чтобы быть в состоянии реагировать на перемены в своих ожиданиях и в старых идеях. Чем дальше мы отстраняемся от плодов нашей работы, тем лучше мы ее делаем. Когда мы концентрируемся не столько на результатах деятельности, сколько на ней самой, это также помогает нам избежать разочарования в случае, если достичь поставленной цели не удается. Уделять больше внимания состоянию, в котором мы действуем, и меньше думать о результатах нашей деятельности такой смысл придается йоге.
Йога учит, что каждое движение дает два результата – положительный и отрицательный. Поэтому так важно быть внимательным к своим действиям. Мы должны быть в состоянии распознать положительные и отрицательные эффекты, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые. В соответствии с этим принципом, в своих занятиях асанами необходимо использовать те или иные компенсирующие позы, чтобы компенсировать возможные негативные эффекты некоторых сложных асан.
Асаны — это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее — на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.
Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.
Асаны требуют особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.
Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.
Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.
Во время занятий мы концентрируемся на теле, дыхании или уме. Наши чувства рассматриваются как часть ума. Хотя теоретически возможно, чтобы тело, дыхание и ум функционировали независимо друг от друга, цель йоги в том, чтобы объединить их работу. Люди воспринимают йогу в основном в виде ее физического аспекта. Они редко замечают как мы дышим, как мы ощущаем дыхание и как мы согласовываем свое дыхание с движениями тела. Люди склонны обращать внимание только на нашу гибкость и подвижность. Некоторых интересует количество освоенных асан или время пребывания в отдельно взятой асане.
Но самое важное не эти внешние проявления, а то, как мы ощущаем позы и дыхание.
Обследование собственного тела первый шаг к изменению привычных, но неудобных и неэффективных движений и поз, которые вызывают напряжение и, в итоге, препятствуют протеканию по телу жизненной энергии.
Асаны готовят тело к тому, чтобы сочетать физические движения с дыхательными (вдохами и выдохами), это подступы к практике медитации. Обычно после их выполнения тело становиться более гибким, ум просветляется, сознание успокаивается. В такой момент естественно погрузиться в состояние медитации. Позы не просто помогают тонизировать, активизировать все системы организма, но так же в значительной мере способствуют совершенствованию работы ума и души. Это дает возможность почувствовать, как улучшается наша жизнь во всех ее проявлениях.
Асаны обладают бесчисленными достоинствами и могут многое дать уму и телу, но выполнять их следует с должной осторожностью. Необходимо помнить, что никто не знает ваш организм лучше, чем вы сами. Только вы можете судить, когда вам действительно трудно работать с той или иной позой, когда она вызывает напряжение.
Если мы хотим воплотить принцип практики асан в жизнь, то нам необходимо принять себя такими, какие мы есть. Если у нас напряжена спина, мы должны признать это. Может у нас хорошая гибкость, но мы слишком поверхностно дышим. Или с дыханием все в порядке, но у нас есть проблемы со здоровьем. Бывает, что во время асаны мы чувствуем себя комфортно, но ум блуждает где-то совершенно в другом месте. Это тоже не практика асан. Обрести необходимые для асаны качества можно только после того, как мы осознаем свой начальный уровень и научимся принимать его. Мы придаем значение качеству действий, но не тем плодам, которые оно может принести.
Комплекс асан, предназначенный для подготовки тела к игре в теннис, будет отличаться от цикла, необходимого человеку, которому требуется сохранить внимание в напряженной обстановке, или от практики, рассчитанной на то, чтобы помочь людям с хронической бессонницей хорошо расслабиться, прежде чем лечь в постель.
Одно из полезных свойств асан состоит в том, что они приучат нас приспосабливаться к различным ситуациям и принимать различные требования.
Дыхание играет в практике асан огромную роль. Никогда нельзя жертвовать свободой дыхания ради того, чтобы принять какую-то позу.
1.4. ПРАНАЯМА
Слово пранаяма состоит из двух частей: «прана» и «аяма». Слово «аяма», означающее «растяжение, расширение», описывает воздействие пранаямы. «Прана» — это «то, что есть повсюду».
Пранаяма учит дыхательным техникам, которые способствуют более активному поступлению кислорода в организм. Одновременно тело насыщается праной, универсальной жизненной энергией, существующей повсюду вокруг нас, мы вдыхаем ее вместе с воздухом. Она делает жизнь более интересной, насыщенно, яркой.
Недостаток праны в теле может выражаться в ощущении неуверенности или скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. И, наконец, согласно «Йога-сутрам», нехватка праны может вызвать различные нарушения дыхания.
Йога уделяет дыханию столько же времени, сколько и телу. Способ дыхания крайне важен, потому, что оно выражает наши внутренние чувства. Если мы испытываем боль, это отражается на нашем дыхании. Если мы расстроены, то мы перестаем контролировать свое дыхание. Все, что происходит в уме, отражается на дыхании. Когда мы возбуждены, дыхание учащается, а когда расслабляемся, оно становится глубже и спокойней. Чтобы научиться воздействовать на прану, мы должны научиться воздействовать на свой ум. Наши действия часто выводят ум из равновесия, заставляя прану выплескиваться из тела. Дыхание это связь внутреннего тела с внешним. Мы по-настоящему выполняем асану когда нам удается достичь гармонии тела, дыхания и ума.
Первый шаг в практике йоги сознательно объединить дыхание и тело. Для этого необходимо во время выполнения асан позволить каждому движению следовать за дыханием. Правильное согласование дыхания и движения является основой всей практики асан. Найти ритм, при котором дыхание соединяется с движением, помогает простое упражнение: поднятие рук на вдохе и опускание на выдохе.
В обычном состоянии мы не осознаем свое дыхание. Оно осуществляется автоматически, без вмешательства сознания. Для того чтобы дыхание и движение согласовывались друг с другом, наш ум должен внимательно за этим следить. Тогда вдох и выдох перестают протекать автоматически и превращаются в сознательный процесс. Найти естественную связь между дыханием и движением самый важный аспект практики асан. Для этого следует каждый раз определять, что легче и удобнее при данном движении: вдох или выдох, и следить, чтобы именно это происходило в процессе выполнения выбранного движения.
Чтобы сконцентрироваться на дыхании, можно фокусировать внимание на течении воздуха, на звуке дыхания или на месте, в котором происходят основные дыхательные движения.
Кажется, что следить за дыханием легко, но на самом деле это очень сложно. В момент, когда мы концентрируемся на дыхании, оно имеет тенденцию меняться; мы склонны к тому, чтобы контролировать естественный ритм дыхания, нарушать его. Есть два пути слежения за дыханием: мы или погружаемся в ощущение дыхания или просто наблюдаем за ним. Когда мы просто наблюдаем за дыханием, нам ничего не надо делать с самим дыхательным процессом. Это напоминает созерцание воды. Если нам удастся достичь успеха, то мы окажемся почти в состоянии медитации. Вот почему нам иногда рекомендуют просто наблюдать за дыханием, это успокаивает наш ум. Это нелегко, но это чудесно.
Помимо стремления научиться сознательно управлять дыханием во время выполнения асан, у йоги есть еще одна задача – сделать свое дыхание (как вдох, так и выдох) полнее и глубже, чем обычно.
Многие люди дышат только животом, без расширения грудной клетки. Другие практически не используют диафрагму, ограничивая свое дыхание верхней частью груди. Очень закрепощенные люди и астматики во время дыхания иногда почти не могут двигать животом или ребрами. Техника достижения более полного дыхания состоит в сознательном расширении груди и живота на вдохе и сознательном втягивании живота на выдохе.
Дыхание один из лучших помощников в наблюдении за собой во время занятий йогой. Чувствуйте, как ваше тело реагирует на дыхание и как дыхание отвечает на движения тела. Дыхание должно быть вашим Учителем.
1.5. ПРАТЬЯХАРА
Это практика, которая учит отрешению от всего сущего, требует вовлечения в занятия йогой всех органов чувств. Слово «ахара» означает «питание», а пратьяхара «воздержание от всего, что питает чувства».
Что это значит?
Это значит, что чувства перестают притягиваться к объектам. Они больше не зависят ни от каких стимуляторов и не подкармливаются ими.
При обычном функционировании органов чувств прекрасный закат привлекает наш взгляд, как мед влечет к себе пчел. Но возможна ситуация, когда самый прекрасный закат на свете не привлечет нашего внимания, не заставит работать наши органы восприятия, потому что мы глубоко прогружены во что-то другое. Обычно чувства говорят уму: «Посмотри на это! Понюхай это! Потрогай это!» Когда органы чувств замечают объект, ум тут же притягивается к нему. В пратъяхаре разрывается связь между умом и органами восприятия, как бы вбирая чувства в себя. Каждая сфера восприятия характеризуется определенным качеством: глаза воспринимают форму, уши звук (вибрацию), нос — запах. Хотя в состоянии «пратьяхара» все вещи предстают перед вами во всей своей привлекательности, но восприятие их игнорирует, органы восприятия ни во что не вовлекаются и не подвержены никакому влиянию.
Когда во время пранаямы мы полностью погружаемся в дыхание, когда на нем сконцентрировано все наше внимание, пратъяхара возникает автоматически. Ум настолько сосредоточен на дыхании, что все связи между умом, органами чувств и внешними объектами, не имеющие отношения к дыханию, обрываются. Пратьяхара это не состояние сна. Органы чувств сохраняют способность реагировать на раздражители, просто они ни в чем не принимают участия.
Когда мы действуем, не использовать органы чувств невозможно. Для того чтобы разговаривать, необходимы рот и уши. К действиям применяется концепция вайрагьи (невозмутимости и отрешенности). Ее смысл в том, что действовать надо без мысли о благах, которые могут быть получены в результате деятельности. Вайрагья это отрешенность от плодов своих действий.
Пратъяхара же относится к восприятию, и только к восприятию. Пратьяхара почти автоматически возникает во время медитации, потому что в это время мы полностью сконцентрированы на объекте медитации. Чувства следуют за умом именно потому, что он полностью сфокусирован. По-другому не бывает. Когда органы чувств перестают функционировать привычным образом, восприятие чрезвычайно обостряется.
В обычных обстоятельствах чувства, вместо того чтобы быть нашими слугами, играют роль хозяев. Чувства заставляют нас тянуться ко всевозможным вещам. В пратъяхаре происходит противоположное явление: мы едим оттого, что нам нужно поесть, а не оттого, что вид пищи вызывает у нас вожделение. Мы не пытаемся полностью избавиться от чувств, а стараемся поставить их на свое законное место.
С помощью пратьяхары мы можем справляться с физическими неудобствами, так как она позволяет нам переключать внимание.
1.6. ДХАРАНА
Дхарана помогает научиться концентрировать внимание на том, что мы делаем в данный конкретный момент, видеть только то, что имеет к этому отношение, помогает успокоить беспокойство, смятение сознания, указывает путь к душевному покою.
«Дхри» означает «держать». Основная идея концепции «дхарана» поддержание однонаправленности концентрации внимания.
Представьте водоем, который используют для орошения своих полей. В разные стороны от него идут каналы. Если вырыть все каналы одинаковой глубины, количество воды в них будет одинаково. Но если один из каналов глубже других, в него поступает больше воды.
То же самое происходит в дхаране: мы создаем условия, чтобы все внимание фокусировалось в одном направлении, а не разбегалось в разные стороны. Подходящие условия могут появиться при глубоком созерцании или размышлении, которые обеспечивают очень интенсивную концентрацию на одном выбранном объекте. Мы помогаем уму двигаться в одном определенном направлении, и с ростом интенсивности этого движения другие направления движения постепенно отпадают. Таким образом, дхарана это состояние, в котором ум целиком и полностью фокусируется на одной точке. Такой точкой может быть все что угодно, но это обязательно должен быть единичный объект. Дхарана всего на один шаг отстоит от дхьяны — созерцания, медитации.
1.7. ДХЬЯНА
Дхьяна – медитативное состояние. Медитируя, мы выбираем способность отрешиться от всего вокруг, ни на чем, не сосредотачивая внимание, погружаемся в состояние полного покоя, когда ни одна мысль не тревожит сознание, не уводит за собой, когда желания и страсти растворяются, их как бы нет. Мы получаем несомненные преимущества от этого пребывания в «тайм-ауте».
Во время дхараны ум, подобно спокойной реке, движется в одном направлении. Больше ничего не происходит. В дхьяне же вы погружаетесь в определенный объект, между «я» и объектом устанавливается связь. Другими словами, вы воспринимаете определенный объект и в то же время постоянно взаимодействуете с ним. Дхьяне должна предшествовать дхарана, потому что прежде, чем сможет возникнуть связь, ум должен сфокусироваться на объекте. Дхарана ~ это контакт, а дхьяна связь.
1.8. САМАДХИ САНЬЯМА КАЙВАЛЬЯ
Это озарение, постижение высшей истины, когда душа воссоединяется с универсальной душой самого Бога, пребывает в гармонии со всем сущим. Это и есть конечная цель практики йоги.
Если нам удалось настолько раствориться в объекте, что наш ум слился с ним воедино, значит, мы в состоянии «самадхи». Самадхи означает «сонакладывание», «слияние». В самадхи наши личные характеристики имя, профессия, родословная, счет в банке и т. д. полностью исчезают. Ничего этого больше не существует. Ничто не отделяет нас от выбранного объекта, мы сливаемся с ним в одно целое.
САНЬЯМА
Если дхарана, дхьяна и самадхи направлены на один объект, возникает состояние, которое называется «саньяма». Сан означает «вместе», а «яма» можно перевести как «обуздание», «дисциплина». Когда человек постоянно концентрируется на одном объекте, он обретает все более и более глубокое понимание этого объекта.
Допустим, я хочу понять, как движутся звезды. Для этого мне нужно тщательно разобраться в этом предмете. Я могу начать с вопросов: «Что такое звезда? Почему она движется с востока на запад?» Затем я буду задавать все более и более глубокие вопросы о движении звезд, пока мое желание знать не будет удовлетворено. Что при этом происходит? За короткое время я получаю больше знаний по данной теме, чем по какой-либо другой. Это саньяма. Вместо того чтобы каждый день выбирать новую тему, я пытаюсь хорошо понять одну и не позволяю любопытству уводить меня ни в какую другую сторону. Если меня интересуют асаны, я узнаю об асанах все, что только возможно.
Говорится, что саньяма пробуждает сверхъестественные силы. Однако эти силы только побочный эффект саньямы, а не ее цель. Если они станут для человека самым главным, он потеряет подлинный смысл саньямы. Ее истинное назначение в том, чтобы сконцентрироваться на объекте и изучать его, пока о нем не станет известно все.
КАЙВАЛЬЯ
Кайвалья — понятие, описывающее состояние человека, постоянно находящегося в самадхи. Это то состояние внутренней свободы, к которому стремится йога. Ему посвящены последние тридцать четыре стиха «Йога-сутр».
продолжение
–PAGE_BREAK–