Содержание
Введение
1. Диалектика Сократа
2. Философия Платона
3. Философия Аристотеля
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В античнойфилософии выделяют следующие периоды:
1.Натуралистический – философами рассматривались проблемы природы и космоса(строй, порядок, украшение Вселенной).
2.Гуманистический – деятельность софистов и Сократа – связан с переориентациейпроблем философии с космоса на человека.
3.Классический – связан с деятельностью Платона и Аристотеля.
4.Эллинистический – характеризуется появлением ряда философских школ (кинизм –Диоген, эпикуреизм – Эпикур, стоицизм – Сенека).
Цель моей контрольной работы: изучить основные направления философииклассической Греции.
Задачиработы:
· Определить особенности диалектики Сократа;
· Выделить основные направления в философии Платона и дать имхарактеристику;
· Определить основные черты философского учения Аристотеля и егоотличительные характеристики.
Данная темахорошо освещена в литературных источниках, поэтому для моей работы несуществовала проблемы нехватки материала. Особенно меня заинтересовала книгаЕ.Б. Гайдадымова «Практикум по философии»: в 2 частях, ч. 1. Книга содержитбольшой фактический материал и отрывки писаний философов, начиная с древности идо настоящего времени. В ней хорошо проанализированы различные направления вразвитии философской мысли многих стран.
1. Диалектика Сократа
Философия Сократа приходится на тот этап развития античнойкультуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то естьфилософская «физика» уступает место философской антропологии. Этопроизошло в течение 5 в. до н.э., во время которого происходило обращениефилософской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблемесоотношения человека и общества.
Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью(при этом личность свободна, но не безответственна). Оценивая же философиюСократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру самуидею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого имфилософского — диалектического метода. Сам термин «диалектика» связанс именем Сократа. Как известно, слово «диалектика» от слово«диалог», с греческого — разговариваю, беседую с собой или беседа,разговор между людьми. То есть диалектика — это движущееся слово, движущаясямысль (слово как бы живое). Диалектика — движение логоса, то есть движениеслова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, поСократу, есть красота и истина. «И чтобы творить добро, афиняне, — призывал Сократ, — творите и любите красоту, ибо она — высшее благо», акрасота — это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философскихизысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3его знаменитых идеи: идея самосознания — «познай самого себя; идеяфилософской скромности — »я знаю, что я ничего не знаю”; идеятождества знания и добродетели — «добродетель — это знания».
1. Идея самосознания — «познай самого себя. Эта надпись быласделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философскихпоисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познаниевсего сущего невозможно. Такое знание содержит Абсолют — Бог. Для человека жеэто недостижимо. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайнусамого себя (свои достоинства и недостатки).
2. Идея философской скромности — »я знаю, что я ничего незнаю”. В этом принципе он видел, что путь мудрости — это путь поискаистины. Этот поиск — бесконечен. То есть чем больше раздвигаются границычеловеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поискадальнейшего познания.
3. Идея тождества знания и добродетели — «добродетель — этознания». Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, чтонам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. Ипоскольку нас влечет к прекрасному, (а добродетель есть влечение делать добро),и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет невлечь к ней сильнее, чем ко всему остальному.
Открытый Сократом диалектический метод представляет собой движениемысли к пониманию идеи. Сократ в своем методе опирался: на иронию, маевтику,индукцию.
Первая сторона его метода — ирония (с греч. — притворство,насмешка, игра слов) — насмешка над собственной закостенелостью исамонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа«я знаю, что я ничего не знаю». Философ, лишенный иронии, не философ,а либо болтун, либо догматик (то есть тот, кто не видит никакого движения впередпо отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной). Философия же — этосвобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такомудвижению. А ирония — это есть постоянная насмешка над самонадеянностьючеловека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Ирония ведет к очищениюума для его дальнейшего просвещения.
Вторая сторона метода Сократа — маевтика. Под маевтикой Сократподразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогалосвободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенностичеловеку «родить» истину. Сократ говорил о том, что надо научитьсяпринимать духовные роды, ведь философия — поиск истины, философия должнаспособствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавалвопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание — этосамоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения.Рождение истины — это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истиныпроисходит в процессе вопрошания. «Эрау» — по-гречески любовь,страсть, когда мы постоянно как бы спрашиваем, вопрошаем, любят ли нас?Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когдафилософ (т.е. любящий мудрость, любящий и ищущий истину) как бы вопрошает мир(и человека как его часть) о его тайнах. Вопрошание, как и всякая любовь,возможна в диалоге. Повивальное искусство Сократа — маевтика — в диалоге, вкотором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать.
Третья сторона метода Сократа — индукция — неведение. Она состоитв том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у негопроисходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попастьв цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цельдвижения к истине — определение, т.е. определение предмета в уме — словом,логосом. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же,по Сократу, — это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос — это иесть как бы мысль, получившая предел. А идея — это то, что предстоит ещеопределению, то есть идея — это представитель истины в уме. Идея — этоэнергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (впонятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. Афилософия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире ичеловеке.
Подводя итог, можно сказать, что в основе диалектического метода исегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точекзрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природеи в обществе — это результат постоянного столкновения диалектическихпротивоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий междуними.
Такова бесценная роль Сократа — развитие им в философиидиалектического метода — метода, применимого во всех областях природных исоциальных явлений, в том числе и в сфере теории и практики физической культурыи спорта.
2. Философия Платона: учение о едином, уме и душе, понятие материи,космология, теория познания
Философия Платона – это философия Общего, Целого, Единого,подчиняющего себе частное, множественное, единичное. Цель: постичь законыподчинения единичного – общему, частного – целому. Закон Истины – приближениекопии к образцу. Закон Соразмерности – соподчинение частей внутри целого. ЗаконКрасоты – полное и совершенное единение многого в одном. Например, прекрасноекак идея – это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не качество вещей иявлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).Необходимости искать красоту в природе, людях, искусстве или прекрасноустроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцаниякрасоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов иобычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к мируидей.
Платон является основателем идеализма. Главными положениямиего идеалистического учения являются следующие:
· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращаютсвое существование;
· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и вдействительности не существует как самостоятельная субстанция;
· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
· любая существующая вещь является всего лишь материальнымотображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаютсяи умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна инеизменна и т.д.);
· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»;
«ума»;
«души».
«Единое»:
· является основой всякого бытия;
· не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ницелостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
· есть ничто;
· выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
· первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всехсвойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
· происходит от «единого»;
· разделен с «единым»;
· противоположен «единому»;
· является сущностью всех вещей;
· есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
· подвижная субстанция, которая объединяет и связывает» единое –ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и всеявления;
· также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельногочеловека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи инеживая природа;
· душа человека (вещи) есть часть мировой души;
· душа бессмертна;
· при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив вподземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
· постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Космология Платона.Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существоодаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образцадля сотворения демиург взял мир идей.
В рассуждениях Платона заметна непоследовательность: идеи превышевсего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходномсостоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга онакак бы оживляется идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей впонимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
Проблема государства в философии Платона.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего»,которого пока не существует и в котором отпадает необходимость вгосударственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.Среди шести существующих типов Платоном указываются:
1. монархия – справедливая власть одного человека;
2. тирания – несправедливая власть одного человека;
3. аристократия – справедливая власть меньшинства;
4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5. демократия – справедливая власть большинства;
6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военныхвождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственногоустройства.
Все население государства (полиса) делится на три сословия –философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаютсягрубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченныхразмерах владеть частной собственностью. Допускается и приветствуется трудрабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются,поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют ввоенных действиях. Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории,познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметьчастной собственности.
Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят(проводят трапезы), вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и детиобщие.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта,допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий,однако другие положения данного плана были сохранены.
Гносеология (учение о познании)Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит изсозданной им идеалистической картины мира:
· поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мираидей», то предметом познания должны стать, прежде всего «чистые идеи»;
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания(такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
· высшей духовной деятельностью могут заниматься только людиподготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, толькоони способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Историческое значение философии Платона в том, что
1. впервые философом оставлено целое собрание фундаментальныхпроизведений;
2. положено начало идеализму как крупному философскому направлению(так называемая «линия Платона» — противоположность материалистической «линииДемократа»);
3. впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но иобщества – государство, законы и т.д.;
4. были заложены основы понятийного мышления, произведена попыткавыделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное,покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
5. была создана философская школа (Академия), просуществовавшаяоколо 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель идр.).
Самые фундаментальные философские произведения: «АпологияСократа», «Пармелид», «Георгий», «Федон», «Государство», «Законы».
3. Философия Аристотеля: метафизика (учение о причинах и началах,уме-перводвигателе, понятие энтелехии), политика
Философию Аристотель разделил на три вида:
1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия,происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название«первичная философия»);
2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
3. поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая частьфилософии была выделена логика.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой)содержит учение о 4 основных принципах бытия:
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующихобъективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнутьиз ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна ипассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленнаяматерия выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля иогонь, и эфир (небесная субстанция).
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причинастановления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формыразнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходитк идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи иформы.
3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех началявляется Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующаяпричина — это энергичная сила, порождающая нечто в покое универсальноговзаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но ипорождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевойсмысл, то есть
4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс:все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единогодвигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первойпричине. А это т. н. космологическое доказательство бытия бога. Бог есть перваяпричина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный рядпричин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всехпричин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемироваясверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрениемпринципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметомвысшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено наформу и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Понятие энтелехии. Внеологизме «энтелехия» выражено совпадение формального и телеологическогопричинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачиданной деятельности (например, глаз видит уже, когда он смотрит, а строитель несразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадениерезультата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящегонаилучший предмет мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи иименно поэтому в нем нет ничего возможного – он чистая деятельность созерцания,чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.
Политика. В Политике излагаеттеорию государства, исходя из понимания человека как «по природе существаполитического», т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового исемейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностьюкоторого является подчиненность нормам закона. Аристотель спорит с платоновскойидеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства,настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства втом, что касается общественных институтов. Связь этики и политикиподчеркивается в идее о том, что основной задачей государства являетсявоспитание добродетельного человека и гражданина. Аристотель представляет своеучение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлениемлучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разноевремя жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – делагосударственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физическийтруд остается уделом рабов, этнических варваров, негреков, – рабство существует«от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души,неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
· монархия;
· тирания;
· аристократия;
· крайняя олигархия;
· охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
· полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства(тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия иполития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития –совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднегокласса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона,
1. критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение,место, время, положение, состояние, действие, страдание.
3. дал определение бытия через категории;
4. определил сущность материи;
5. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа –политии;
6. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятиедедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов –вывода из двух и более посылок заключения).
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:«Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных»,«Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Заключение
В данной контрольной работе рассмотрены философские ученияклассической Греции: диалектика Сократа, учения Платона и Аристотеля. В работедан анализ основных положений этих учений и показана их отличительность отдругих направлений.
Именно на учениях таких великих философов как Сократ, Платон иАристотель, и базируется вся мировая философия. Также следует отметить их вклади в другие области науки: политологию, социологию, историю, культурологию идругие. Благодаря им создалась основа для обширного развития философии какотдельной уникальной науки. Опираясь на их учения, создавались новые, болееуглубленные и основательные.
Размышлять над вкладом Сократа, Платона и Аристотеля в мировуюнауку можно бесконечно. Но даже сейчас, изучая философию (будь-то в учебномзаведении либо из праздного любопытства), мы постоянно возвращаемся к истокамфилософского учения. Впрочем, как и в любой другой науке. Все имеет своеначало….
Литература
1. Антология мировой философии. В 4 Т. Т. 1. Ч. 1. – М., 1969.
2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
3. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн.,2004.
4. Краткий очерк истории философии. – М., 1969.
5. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
6. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии. – М., 1981.