Философия красоты

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Марийский государственныйтехнический университет»
Кафедра философии

Реферат
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Философия крaсоты»
Выполнила:
студентка гр.ЭКО-21
Федотова О А.
Проверил:
Богданов А.И.
г. Йошкар-Ола 2010 г.

 
Содержание
Введение
1. Феномен красоты
2. Притягательная силa гармонии красоты
3. Концепции красоты
3.1 Эстетическое мировосприятиеидеализма
3.2 Спецификa монотеистической интерпретации красоты
3.3 Субъективистская модельпрекрасного
3.4 Общественная концепция красоты
3.5 Эстетическая позиция формализмa
4. Роль личности в формированииэстетического мироотношения. чувственное и рациональное постижение прекрасного
5. Красотa как устремленность к гармонии
Заключение
Список литературы

Введение
Душа никогда не увидиткрасоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающийувидеть прекрасное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным. Плотин
Возможностьсоприкосновения человеческой судьбы с Красотой – одна из самых сокровенных тайнбытия, которая волновала представителей разных культур.
Человек издавна пытался соизмерятьиндивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для негостановилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненностькрасотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.
Особую значимостьпроблема приобщения к прекрасному, постижения его смыслоопределяющей ролиприобретает в современную эпоху в связи с тем, что общество со второй половины XX века стало глобальной, подлиннокосмической силой, располагая научно-техническим потенциалом, не имеющим аналогa в мировой истории. Человечествоовладело атомной энергией и способно остановить течение жизни на Земле.Соответственно, актуальность исследования феномена красоты и прекрасногоопределяется процессом массового разрушения оптимистического мировосприятия;нарастанием трагического мироощущения и эгоцентризма; размыванием устойчивыхсмысловых ориентиров. Не случайно даже в экономически стабильных странахнеуклонно растет число самоубийств, а сотни миллионов людей страдают различнымиформами депрессии. Проживание в личностной гармонии становится хрупким изыбким, довольно редким состоянием, к которому все труднее пробиться в потокеобщечеловеческого хаосa.Следовательно, проблема глубокого обоснования фундаментальных принциповвзаимоотношения человекa сокружающим миром, целенаправленного формирования ценностного, эстетическогосознания выдвигается на первый план.
Доказать, что красотаиграет ведущую роль в саморегуляции внутреннего мира личности, составляясущность смысловой наполненности человеческого бытия и есть задача данногореферата. Ведь известно, что, очищая от отрицательных эмоций, она оказываетпозитивное воздействие на формирование оптимистического мировосприятия. Чемсильнее развиты эстетические переживания, тем духовно богаче личность имногообразнее, полнее ее жизнь. Переход любой социокультурной системы ккачественно иному состоянию, связанному с раскрепощением личности и большимуровнем свободы требует более глубокого творческого самораскрытия, формированияновой личностной культуры, способной противостоять процессу «атомизации»общества, нарастанию индивидуализации.
Мир, в котором людейразделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки; политическая,классовая неприязнь; корпоративный, государственный личностный эгоизм, — мирэтот нуждается в универсальном языке красоты.
Цель данного рефератa – показать, что именно искусствокрасоты в состоянии объединить человечество в единое целое, выстроить жизньмирового сообщества на всеобщих принципах гармонии, ведь способность ксопереживанию не имеет границ.
При раскрытии темыреферата особое внимание уделялось работам Н.О. Лосского «Мир как осуществлениекрасоты», В.Ф. Мартынова «Философия красоты», Т.П. Григорьевой «Философиякрасоты» и другим.
Красота являетсясистематизирующим фактором ноосферы. Человек должен не просто понять ту илииную истину, но что еще важнее, глубоко прочувствовать ее значимость в формепрекрасного, постигая смысл космического совершенства, открывая беспредельноесияние душевной гармонии, чтобы осознать, что «уничтожение красоты надопризнать самым дурным видом из всех разрушительных действий».[4,17]

1. Феномен красоты
Существует богатаятрадиция в исследовании прекрасного, однако ответы на многие вопросы,отражающие попытку понять специфику эстетического восприятия, остаютсяпроблематичными, противоречивыми, непроясненными. Все это побудило З. Фрейдазаметить: «Польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже неочевидна… Эстетика как наука изучает условия постижения прекрасного; о природеи происхождении прекрасного она ничего не может сказать.… К сожалению, ипсихоанализ может немногое уяснить в природе прекрасного».[4, 68]
Трудность осмысления феноменакрасоты связана, во-первых, с тем, что «прекрасное подразумевает впечатлениенеизъяснимого, неописуемого, неизреченного».
Во-вторых, эстетическоемировосприятие формируется под воздействием различных факторов (природных,социальных, метафизических, субъективных). Однако в этом интегративном слияниимногообразного, фундаментальном синтезе разных граней действительности,противоположных тенденций важно выяснить сущность красоты, смысловуюнаправленность эстетических реалий.

 
2. Притягательная силагармонии красоты
Осознание космологическойнаправленности человека позволяет выявить принципиальные особенности, связанныес функционированием эстетического мировосприятия. Что есть красота? Правомерноли вести речь об объективных свойствах прекрасного? Существует ли нечто общее вприроде, обществе, человеке, отражающееся в сознании как эстетически значимое?
Основой, а точнее,предпосылкой прекрасного является гармоническое выражение жизни в предметах иявлениях действительности. Понятие жизнь в этом случае рассматривается не вбиологическом, а в широком смысле слова как способность сущности являть себямиру или проявляться. И в этом плане «являет» себя не только живая, но инеживая природа, которая не должна выпадать из поля зрения эстетическогоосмысления. Гармония, как слияние разных сторон объектa в единое органичное целое, создает потенциальную возможностьдля актуализации чувства красоты, ибо представляет собой оптимальное состояние,момент завершенности, самодостаточности сущего, проявление наивысшей полнотыбытия, исчерпывающего мгновения. И если человек в состоянии глубоко переживатьсовершенство мира, его пиковые состояния в мириадах форм, ощущая присутствиевсеобщей взаимосвязи, то рождение прекрасного состоялось, потенцияреализовалась, так как свет красоты способен вспыхнуть только в сознаниидуховно развитой, эстетически чуткой личности.
Все в ней гармония, вседиво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественнойсвоей…[4, 77]
В рассказе «Красавицы»Чехов также раскрывает очарование девушки, опираясь на понятие «гармония»: еекрасоту «художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота,созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видитечерты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движениямолодого тела слились вместе в один целый, гармонический аккорд, в которомприрода не ошиблась ни на одну малейшую черту» [4, 77] Причем, чем шире потокразличных качеств и свойств, сливающихся в единое, органичное целое, тембольшие создаются предпосылки для формирования эстетической значимости явленияи возникновения чувства красоты. Однообразие, монотонность, унифицированность,аморфность – антиподы прекрасного и верные признаки деградации жизненных силприроды, общества, индивида. Гармония как единство многообразного естьторжество, цветение бытия, манифестация сопряженной жизненной энергии.
Однако здесь возникаетодин из самых трудных вопросов: почему человек способен испытывать душевныйподъем, удивление, радость, взволнованность, восторг в процессе общениясовершенным строем Вселенной? Как рождается этот таинственный унисонгармоничных объектов и человеческой субъективности? Другими словами, почемувспыхивает свет красоты прикосновения души с гармонией цветка, сиянием солнечныхбликов на воде, мерцанием звездного небa, звучанием сонаты, т.е. с бесконечным числом нейтральныхобъектов, которые не имеют прямого утилитарного значения? (Уже Фома Аквинский,а также И. Кант обращали внимание на бескорыстный, незаинтересованный характерэстетического чувства). [1, 266]
Можно предположить, чтотайна притягательной силы гармонии красоты заключена в полноте проявленностиАбсолютного в относительном, Вечного во временном, Непреходящего в преходящем.Эта беспредельная и неизбывная творческая энергия, одухотворяющая сила можетблеснуть в цветке, звезде, человеке. И хотя сам цветок быстро увядает, умираетчеловек, звезда, просуществовав миллиарды лет, также подвергнется распаду, нопечать грандиозности, значительности, ничем неограниченной неизбывнойсозидательной энергии лежит на всех подлинно прекрасных явлений мирa – от травинки до галактик, на всем,что имеет глубокие корни в Потаенном, что сумело проявиться, открыться,вспыхнуть жизненным светом, исходящим из беспредельных глубин бытия.
Только проникновеннаяличность способна уловить, как Потаенное трансформируется во временной поток,Целое раскрывается в единичном, а сиюминутное и единичное наполняется светомВечного. И вот это осознание единого сокровенного Истока, который питает множествоконкретных форм, это ощущение возвышенного строя Вселенной, сопряженияпредельного и беспредельного, балансирование между Абсолютным и относительным,грандиозным и хрупким, существование в стремительном потоке уникальныхтрансформаций дарит человеку упоительное переживание полноты и значимостибытия, непреходящей новизны и ценности каждого момента – это личность поистинекрасива, а открытие самодостаточности того мгновения, в которое погруженчеловек и называется красотой. [4, 78]

 
3. Концепции красоты
В истории культурывосприятие красоты рассматривалось через призму взаимоотношения объективного исубъективного, природного и общественного, физического и метафизического,земного и божественного. Вопрос об источнике прекрасного оказался самым сложными дискуссионным. Облaдают ли предметыи явления эстетическими свойствами? В какой мере феномен красотыдетерминируется особенностями человеческого восприятия, законами социальногоразвития? Какова степень метафизичности прекрасного? Исходя из ответов на этивопросы и сформировались основные концепции красоты.
3.1 Эстетическоемировосприятие идеализма
Идеалистическаяинтерпретация прекрасного органично вырастает из трансцендентальностимифологического мироотношения в результате углубления рефлексии. В нейотразилось осознание беспредельности Мироздания, удивление Вселенскимсовершенством, жажда приобщения к метаэмпирической гармонии Космоса. Такразрабатывается и всесторонне обосновывается Образ абсолютно совершенногобытия, инициируется примат сверхчувственной реальности, Красоты самой по себе,которая не зависит от случайных, временных, изменчивых форм, относительныхпроявлений, вихревого потока становления.
Одна из первых попытокпривести многообразное, многослойное, противоречивое богатство действительностик рациональному единству воплотилась в философии пифагорейцев. Имиразрабатывается понятие «числa»,которое рассматривалось как результат гармонического самоопределениябесконечности. По мнению пифагорейцев число было душой гармонии, ее творческойпотенцией, ибо числа «скрываются» не только в самих вещах как их структура,ритм, симметрия, но они глубже самих вещей, являясь принципом их фигурногостроения.
По Платону, подлинное,неизменное, вечное прекрасное существует в комплексе Идей. Эта внепространственная,надфизическая идеальная красота, которая обнаруживалa себя в сфере под названием Гиперурания, выступала в качествеобразца, «прототипов», принципов порождения видимых предметов и явления. Идеиобразуют перманентную модель единичных объектов. Каждому классу одноименныхвещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некаявечная, не возникающая и не исчезающая, безотносительная причина того, чтоделает вещь именно вещью того или иного класса. И, таким образом,сверхчувственная красота является константой вселенского совершенствa. Отдельный, чувственный предметтолько потому воспринимается как прекрасный, что в нем актуализируется Идея. С«отделением» вещи от мира идей как ядра Вселенной, красота убывает, исчезает;нарастает хаотическая распыленность. Ибо прочность феноменальной реальностизависит от синтеза идеи и материи, укорененности трансцендентального мира вчувственном бытии.
Следовательно, мир Идейявляется:
— причиной или источникомкрасоты;
— образцом совершенства;
— целью, к которойстремится любая вещь чувственного бытия.
Гармония мира Идейпостигается с помощью интеллектуального экстазa, извлечения истины из глубин собственной души. И, значит,сверхчувственный мир – абсолютная объективная реальность. Однако для этого необходимоочистить душу от жажды чувственных наслаждений. Красота Гиперурании доступналишь наиболее возвышенной, очищенной душе.
Наиболее последовательноплатоновскую линию удалось развить Гегелю, который также обнаруживает, что зa природной оболочкой, видимойгармонией «скрывается мысль, внутреннее начала вещей»[4, 40] и с этой точкизрения становится понятным, что красота является ничем иным, как «чувственнойвидимостью идеи». Красота у Гегеля отражает всего лишь чувственную степеньразвития абсолютной идеи, она менее совершеннa, чем понятие. И, следовательно, чем выше уровень развитиямышления, тем менее нуждается человек в Красоте, которая отступает передистиной. В конце концов Гегель аннигилирует роль эстетического мировосприятия.«Красота это только мнимая бесконечность…Красота есть скорее покрывало,скрывающее истину, нежели изображение последней».[4,40]
Попытка жесткойрационализации метафизических глубин Мироздания, безграничное доверие кинтеллекту, логическому аппарату в постижении феномена прекрасного, неизбежнодолжны были привести даже такого видного философа как Гегель к стольпарадоксальному и безутешному выводу.
3.2 Спецификамонотеистической интерпретации красоты
Одна из наиболеевлиятельных концепций прекрасного в истории мировой культуры утвердилась врамках монотеизма. Уже в идеалистической парадигме присутствуют элементырелигиозного трепета, культ сверхчувственной, трансфизической красоты. Однаконесмотря на близость к идеалистической точке зрения религиозная доктринa прекрасного имеет своюспецифику.[4,42]
Следует обратить вниманиена тот факт, что платоновский мир обезличен, у него нет ни имени, ни истории,он воплощает в себе законы, по которым движется космическая жизнь. Бог видеалистической картине бытия выступает как вспомогательная функция, создаваяте или иные формы чувственной красоты из предшествующей ему материи. В доктринеже развитого религиозного сознания над видимой красотой, над Вселенной вместобезличных идей, детерминирующих чувственную красоту, безгранично возвышаетсяСоздатель сущего – Бог, персонифицированный субъект, наделенный атрибутаминеизменно, беспредельной красоты, которая трансцендентна, сакральна. Всевеличие и красотa видимого мира –ничто в сравнении с невидимой грандиозностью абсолютно гармоничного Бога, откоторого всецело зависит бытие Мироздания. Эту высшую, божественную гармониюможно постигнуть, пробудив духовное зрение. Основным средством познанияабсолютной гармонии становится требование душевной чистоты. Чем больше человекосвобождается от власти телесного, тем ярче вспыхивает свет подлинной красоты впотаенных глубинах души. Обыденный человек любит красивые вещи, но не способеноткрыть истинно прекрасное. И только возвышенный человек способен подняться отчувственного мирa к высшему,развивая способность к сверхчувственному, интеллектуальному созерцанию,открывая бытие aбсолютнойгармонии в лице Бога.[4,46]
Таким образом с позициимонотеизма человек был способен обрести мир абсолютной красоты только осознаваяприсутствие Бога как источникaвечного, безграничного совершенства, максимально одухотворенной реальности,предельно насыщенной смыслом. Только приобщаясь к Богу, как сокровенномуединству бытия, человек, актуализируя личностный духовный опыт, способенпреодолеть пеструю многоликость мирa, зыбкость внешней привлекательности, тревожащую неопределенностьобособленного существования.
3.3 Субъективистскаямодель прекрасного
С возвышением обществанад природой, возрастанием творческой инициативы субъекта, сознательного началапроисходит абсолютизация значимости индивидуального мироощущения в формированииэстетической реальности. Наиболее зримо эта тенденция проявляется в культуреНового времени. Представители субъективистского понимания прекрасногодоказывали, что главный источник эстетического восприятия заключен в субъекте икрасота представляет собой проекцию духовного богатства индивида на эстетическинейтральную действительность. Человек постигает вещи не такими, какими онисуществуют сами по себе, а воспринимает эманацию собственной души в окружающиймир. Прекрасное объективно не существует, а привносится субъектом. Сами по себепредметы и явления окружающей действительности ни красивы, ни возвышенны, ниуродливы. Все в эстетическом восприятии решается сугубо индивидуально.
По существу, тенденция крелятивизму наметилась уже у Гераклита. Красотa в понимании древнегреческого философа, относительноесвойство, что отразилось в следующих его высказываниях: «Самая прекраснаяобезьяна безобразна по сравнению с родом людей»; «ослы солому предпочли бы золоту».[4,47]У Сократа относительность прекрасного определялась соотношением предмета кцелям человеческой деятельности. Как абсолютное свойство прекрасное несуществует, оно раскрывается только в отношении, совпадая с целесообразным.Прекрасная вещь – это вещь пригодная для чего-либо.
В эпоху Просвещениятенденция к субъективистской интерпретации прекрасного усиливается. Так Декартписал, что восприятие красоты во многих отношениях сходно с предпочтениемодного звука другому. Оба относительны, так как зависят от различныхиндивидуальных мнений. То, что вызывает у одного веселье, заставляет другогоплакать, потому что предпочтения в области эстетики зависит во многом отслучайных ассоциаций.
Значительной долейсубъективизмa была отмечена и кантовская эстетика,в которой центр тяжести переносился на субъект, а, точнее, на априорностьэстетического восприятия. Кант полагал, что красотой вообще (будь то красотаприроды или красота искусства) можно назвать выражение эстетических идей,которые априорны.[4,48]
На уровне обыденногосознания субъективистская точка зрения трансформировалась в известноевысказывание: о вкусах не спорят, у каждого своя красота.
Действительно,эстетические вкусы людей различны, нередко полярны. Что может взволноватьодного человека, у другого вызовет равнодушие или даже раздражение. И делоздесь не только в различных уровнях культуры, с помощью которой обычно толкуютотличие эстетических вкусов. Известно, Н. Бердяев полагал, что Рафаэль самыйбезликий художник в мире и в его картинах нет трепета живой души; И. Винкельманкритиковал некоторые известные работы Микеланджело.[4,49]
В восприятии красотымогут происходить и более парадоксальные вещи. Например, когда эстетическиразвитый человек отторгает на только какое-либо выдающееся художественноепроизведение или творчество конкретных авторов, но и целые жанры и даже видыискусствa.
Эти размышленияподтверждают, казалось бы, сугубо субъективный характер эстетическоговосприятия.
Однако при болеевнимательном рассмотрении этот подход оказывается не совсем правомерным.Во-первых, чувство удовольствия многолико и проявляет себя в жизни человека нафизиологическом, утилитарном, научном и других уровнях, характеризуя отношениек самым разнообразным явлениям, лишенным эстетической окраски. И, следовательно,удовольствие не может являться специфической чертой в определении красоты.Во-вторых, если бы эстетическое восприятие носило личностный, субъективныйхарактер, то вряд ли могло сформироваться всеобщее, устойчивое притяжение кразличным явлениям мировой художественной культуры.
Cледовательно, сама природнаядействительность и реально функционирующая культура противостоят крайнемурелятивизму, субъективизму, заключающему в себе опасность деструктивныхпроцессов и бросающему вызов прочности гармонических основ человеческой жизни.[5,52]

3.4 Общественнаяконцепция красоты
В культуре XIX-XX вв. особое значение приобретает общественная концепцияпрекрасного, представители которой опирались на марксистский подход в пониманиидуховных явлений.
Красота есть сугубосоциальное и даже классовое порождение.
Так, например, Н.Г.Чернышевский обращал внимание на то обстоятельство, что «понятия о красоте упростого народа несходны во многом с понятиями образованных классов общества,ибо простолюдин и член высших классов общества понимают жизнь и счастье жизнинеодинаково…».[4,53] С этой точки зрения Чернышевский выделял три типа женскойкрасоты. Идеал сельской красавицы ассоциировался с крепким телосложением,широкой костью, длинной косой, цветущим здоровьем, густым румянцем на лице, чтов народе называют «кровь с молоком».
Купеческая красавицаолицетворяет собой образ тучной, дородной, пышнотелой девушки.
Светская особа воплощаетв себе миниатюрность, хрупкость, рафинированнось; она должна иметь бледноелицо, обладать выразительными томными глазами, проницательным, быстрым умом.
Углубляя общественнуюконцепцию, Ю. Борев утверждал, что «прекрасное – «одухотворенность» предмета.Эта одухотворенность вызвана не абсолютной идеей, не личностью, а обществом егопроизводственной деятельностью. Общественное производство превратило природу в«неорганическое тело человека» и наложило печать духовного облика современногочеловека на предметы внешнего мира».
Как заметил В. Соловьев,красота алмаза зависит и от игры световых лучей в его кристалле. Из этогоследует, что свойство красоты принадлежит не самому алмазу, а преломленному внем лучу света. Ибо тот же луч, отраженный другим предметом, никакогоэстетического впечатления не производит. [4,55]
Следовательно, уровеньразвития практики «конструирует» красоту не сам по себе, а всегда опирается наобъективные свойства предметов, позволяя глубже проникать в эстетическоеразнообразие мира, выявляя в бесконечном потоке бытия те или иные качества.
Общественнаяинтерпретация прекрасного, высветив целый ряд важных моментов в эволюцииэстетического сознания, способна объяснить лишь незначительный круг какэстетико-теоретических, так и практических вопросов.
3.5 Эстетическаяпозиция формализма
Успешное развитие точныхнаук привело к тому, что в истории эстетического познания сформироваласьустойчивая тенденция, связанная с верой в возможность «измерить», подвергнутьнаучному анализу параметры прекрасного, найти идеальную геометрическую основу,«первоэлемент» красоты, придав тем или иным признакам и соотношениямуниверсальное значение.
Одна из первых и наиболееплодотворных попыток математизации сущности эстетического мироотношенияотразилась в понятии античной культуры «золотое сечение», которое включало всебя такое геометрическое соотношение пропорций, при котором целое такотносится к своей большей части, как большая к меньшей. Ярким представителемтакого подхода был ваятель Поликлет из Аргоса, живший в V в до н.э., написавшийсочинение «Канон». Согласно убеждениям Поликлета, в идеальной пропорциональнойсистеме (с помощью нее можно создать возвышенный, гармонический, художественныйобраз) человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки1/10, ступня 1/6/. Воплощением этого золотого правила стали статуи юноши копьеносца«Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка».[4,63]
Особенно большой интереск возможностям математического исчисления прекрасного, поиску идеальныхпропорций проявляется в период подлинного расцвета научных знаний, начиная сэпохи Ренессанса. Так, например, геометризм в художественном творчествестановится более продуманным, научно взвешенным. Если в Античной культуре ростчеловека делился на семь частей, то Альберти в целях достижения предельнойточности в изобразительном искусстве делит его на 600, а Дюрер на1800 частей.Не случайно само понятие «искусство» для Дюрера и многих его современниковассоциируется с научным знанием.
Если возникаетнеобходимость представить себе силуэт красивого мужчины, то следует взятьтысячу изображений мужчин, наложить их друг на друга. Наиболее затемненнаячасть и будет служить этим эталоном. Этот идеал красоты можно и простовычислить, найдя средние показатели размеров тех или иных частей тела.
Немецкий философ Г.Т. Фехнерутверждал, что законы красоты должны быть подтверждены экспериментально,подвергнуты тщательной проверке точно так же, как законы, открытые физиками вобласти движения тел. Именно эксперимент был для него признаком объективности инаучной точности в этике. Фехнер попытался даже вывести коэффициент красоты,проведя собственные опыты и стараясь понять, каким геометрическим фигурам тотили иной испытуемый отдает предпочтение.[4,66]
Формалистическую позициюв понимании прекрасного отстаивали Л. Уитмер, В. Вундт, О. Кюльпе и др.
Заслуги представителейэтого направления заключались в том, что они сосредоточили внимание наобъективных характеристиках эстетического объекта, которые доступны измерению,выявили определенные типы идеальных соотношений, пропорций, которые позволилиперевоссоздать мир по законам красоты, «управлять» эстетическими формами.
Вместе с темматематическое мышление оказалось не в состоянии постигнуть сущностьпрекрасного, обосновать основные закономерности функционирования эстетическогосознания. В рамках формалистического направления происходила абсолютизация роликоличественных соотношений, внешних признаков, мира «чистых форм»;недооценивались содержательные аспекты, смысловая насыщенность, глубина,эмоциональность, что приводило к подмене всеобщих, универсальныхзакономерностей частными проявлениями мировой гармонии.[4,67]
Таким образом,исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознаниекак одно из самых сложных, интегративных духовных явлений невозможного вывестииз одного источника. Феномен прекрасного – это проблема не толькофункционирования личностного сознания, но и особенностей строения космоса,конкретных природных объектов, законов общественного развития. В целом,несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединялопонимание прекрасного как меры, симметрии, пропорциональности,целесообразности, ритмичности, гармонии.
 

 
4. Роль личности вформировании эстетического мироотношения
 
В истории культурывосприятие красоты всегда вызывало противоречивые, нередко полярные суждения.Известно, что один и тот же человек в разные периоды своей жизни может иметьпротивоположные аксиологические приоритеты. Такая метаморфоза произошла с Л.Н.Толстым. «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, чтопрежде казалось дурно, показалось хорошо… Добро и злое переменилосьместами».[4,83]
Более того, красотой нетолько восхищались, возлагая на нее надежды по спасению мира, но и подвергалиосуждению, старались разоблачить. Серьезные обвинения в адрес прекрасноговыдвигал Л.Н. Толстой. Он был убежден, что «понятие красота не только несовпадает с добром, но скорее противоположно ему, так как добро большей частьюсовпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех нашихпристрастий. Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы удаляемся от добра».Не случайно в одном из своих стихотворений Ш. Бодлер вопрощает:
Ты рождена от звезд илипришла из ада?
О красота, ответь: ты бесиль божество?
Ты к злу или добрувлечешь…[4,83]
Что же срывается за этойдвойственностью, противоречивостью в восприятии гармонии?
Известно, что гармонияконкретного явления включает широкую гамму как внутренних, так и внешнихособенностей, качеств, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому способностьк эстетическому восприятию означает оценку предмета в единстве формы исодержания, сущности и явления, особенного и всеобщего, частного иуниверсального. Так рождается поэтическое видение мира.
Вот почему процессвосприятия красоты предусматривает неразрывное единство чувственного ирационального, интуитивного и логического отражения действительности. Этиуровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены,хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опытуотводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятиязначение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, цветовыхгамм, звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримовозрастает. Тем более, что о чувственном отражении все больше утверждается мнениекак о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являютсянеобходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающеммире. Как заметил американский философ Н. Гудмен, чистый факт инезаинтересованный глаз – просто мифы. Глаз отбирает, отталкивает, организует,ассоциирует, классифицирует, анализирует и конструирует. Он не столькоотражает, сколько собирает и разрабатывает. Не случайно уже Леонардо да Винчисчитал, что потерять глаза, значит «потерять красоту мира… Глаз, посредствомкоторого красота Вселенной отражается созерцающими, настолько превосходен, чтотот, кто допустит его потерю, лишит себя представления обо всех творенияхприроды… Кто потеряет глаза, тот оставит душу в мрачной тюрьме, где теряетсявсякая надежда снова увидеть солнце, свет всего мира». [4,85]
Особая роль чувственногоаспекта в эстетическом восприятии в отличие от научного познания диктуется тем,что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразнымипроявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан свнешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся внепрерывном процессе взаимодействия, возникновения, развития, исчезновения.
Например, один и тот жепейзаж никогда не бывает неизменным, застывшим. Его создают и беспрерывноменяют игра света, движение ветра, облаков, снега, дождя, птиц. «Если быкрасота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как тоготребуют эстетики, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любитнеподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту…».[4,86] Источником красоты мира является сама жизнь как вечное обновление, какрека, в которую никому не дано войти дважды и которая в своем течении каждоемгновение всегда другая.
Поэтому, когда в наукеабстрагируется общее, существенное, универсальное, полнота бытия исчезает,уникальное многообразие под воздействием унификации разрушается и эстетическоепереживание угасает, лишаясь богатства конкретной почвы. И, значит, эстетическиеобъекты обладают важнейшей особенностью, которая не фиксируется рациональнымпознанием – это их неисчерпаемая многоликость, порождающая эмоциональнуюнасыщенность, что особенно ярко проявляется в художественном творчестве.Красота выражает соотношение всего многообразия сторон конкретного явления. Ужепоэтому наука никогда не сможет вытеснить искусство, как предсказывал Гегель,ибо человек не согласится на угашение многообразной эмоциональной жизни,ограничение утонченных душевных переживаний, благодаря которым только и модноощутить неисчерпаемую глубину и притягательную силу Мироздания.[2,64]
Следовательно,эстетическое восприятие – непосредственное, целостное, объединяющее чувственныйи рациональный, интуитивный и логический моменты, постижения мира. В егоструктуру входят и синтез ощущений, и оценка действительности с точки зренияВселенской гармонии. Не случайно в любом подлинном произведении искусствавоплощается не зеркальное отражение действительности, но жизнь, осмысленная ипрочувствованная с позиции глубины микрокосма. Взаимодействие содержательного ирационального, интуитивного и дискурсивного постижения мира позволяет охватитьединство многообразного
Рождение красоты зависитот самого, казалось бы, незначительного изменения. В связи с этим можновспомнить одну мысль живописца К. Брюллова об искусстве, которую очень ценил Л.Толстой, поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, имертвый этюд ожил. Ученик, взглянув на изменившуюся работу, сказал: «Вотчуть-чуть тронули этюд и совсем стал другой». Брюллов ответил: «Искусствотолько там и начинается, где начинается чуть-чуть».[4,90] В этих словахвыражена не только характерная черта художественного творчества, но и важнейшаяособенность эстетического мировидения, обуславливающего необходимость какнепосредственного созерцания, так и рационального обобщения. Именно такойсинтез открывает для человека беспредельную глубину Мироздания, позволяетпочувствовать очарование гармонии единичного, эстетическое притяжение Единого.
Развитаячувствительность, основанная на гармонии чувственного и рационального познания,позволяет наслаждаться неисчерпаемыми оттенками бытия, позволяет заметитьтончайшие гаммы осенней листвы, нити паутинок в серебристой росе, витиеватыеузоры черных ветвей на фоне голубого зимнего неба, свет человеческой души имногие другие проявления Вселенского совершенства.
Доминированиечувственного восприятия вводит человека в мир внешней красоты – мир текучий,зыбкий, хрупкий, сиюминутный. Преобладание рационального подхода,абстрагирование от зримой гармонии позволяет проникнуть за оболочку внешнего,открывает значимость закономерного, универсального, неизменного.
Таким образом, вчувственном и рациональном постижении прекрасного фиксируются два основныхуровня эстетического восприятия. Если взять крайние точки этого диапазона, тона одном полюсе (чувственном) находятся простейшие эмоции цвета, формы,звукосочетаний. На другом (рациональном) – смысловая основа прекрасного,формирующая чувство мировой гармонии как показателя того, насколько далеко ушлочеловечество от животного царства, насколько далеко ушел в своем развитиикаждый человек.[2,68]

 
5. Красота какустремленность к гармонии
Красота человеческойжизни занимает особенно много места в составе эстетических восприятий человека.Но необходимо понять, что поиск гармонии, основанный на недоверии ксовершенству Целого, культе борьбы, научных знаний, технике, стремлении ктотальному равенству, нивелировке личности, жесткой регламентации всех сторонсоциального бытия, линейном мышлении, забвении глубины микрокосма – неизбежнопревращается в трагедию или фарс.
Таким образом,исследование основных сфер духовной деятельности (мифологии, религии,искусства, философии и т.д.) и различных подходов, связанных с воплощением идеала,показывает, что все они возникли как реакция на устремленность социума к болеепрочным, незыблемым гармоническим структурам. И в этом смысле потребность вкрасоте не просто временная сиюминутная прихоть человеческой фантазии, ноглобальный, жизненно важный ориентир. «Следует упомянуть о том интересномфакте, — отмечал З. Фрейд, — что жизненное счастье ищется преимущественно внаслаждении прекрасным, где бы оно не предстало перед нашим чувственным илирассудочным взором – в области ли человеческих форм и жестов, в области литворений природы или даже научного творчества»[4,28]
Ф.М. Достоевский в однойиз статей об искусстве высказал идею о том, что потребность в красоте итворчестве, воплощающем ее, есть такая же потребность, как есть и пить, и безнее человек не захотел бы жить на свете. Это означает, что для человека важнане столько жизнь сама по себе сколько ее качественное содержание, эстетическаянаполненность, гармоническое притяжение. Ведь время существования личностиизмеряется не количеством прожитых лет, но внутренней событийностью,интенсивностью, яркостью, глубиной переживаний, их смысловой направленностью,порождающих творческое отношение к бытию. Н.А. Бердяев в работе«Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого» сформулировал главныйпринцип индивидуального и Вселенского существования: «Красота есть конечнаяцель мировой человеческой жизни».[4,30] Изучение общественных систем прошлого инастоящего подтверждает, что в центре внимания любой подлинной культуры всегдастояли задачи:
1. гармоничногообустройства социальной жизни;
2. поддержание гармониимежду обществом и природой;
3. совершенствованиясамого человека.
Вот почему безпреувеличения можно сказать, что устремленность к Красоте есть универсальнаяпотребность, пронизывающая все грани человеческой жизни. Для мифологии красотаесть ограниченное Безграничное; для религии – невыразимое, Абсолютное; дляискусства – неотразимое явленное, трепетное, глубина сиюминутного; дляфилософии – постигнутое интеллектуально развертывание Беспредельного; для науки– реализованное на основе овладения силами природы; для морали – должное; дляполитики – актуализированная свобода. Именно в процессе поиска устойчивойгармонии сформировались все явления культуры, хотя время от времени происходилиразличные модификации в рамках тех или иных форм общественного сознания поотношению к Красоте.[5,112]
Эта фундаментальнаяпотребность могла осознаваться, а могла проявляться спонтанно, бессознательно;могла реализовываться успешно, достаточно полно, а могла воплощаться трагично.Но глубинный позыв к поиску абсолютной гармонии неизменно заявлял о себе влюбой культуре и являлся главным движущим стимулом человеческого поведения.

 
Заключение
Любуясь красотой жизни иприобщаясь через искусство к ее вечным ценностям, мы приближаемся к гармонии;через развитие эмоций, духа и интеллекта мы вступаем в мир высших достижениймировой культуры.
Прекрасное не следуетрассматривать как феномен, который изначально открыт индивидуальному сознанию,прозрачен, представлен в актуализированном, неизменном виде, вне эстетическойпрактики.
Красота имеетсубъективно-объективную природу, чтобы постичь ее необходимы различныепроявления духовности человека: развитие художественного творчества во всехобластях искусства, вдохновение, ведущее к открытию научной или философскойистины, процессы плодотворного воздействия на социальную жизнь, так как толькочеловек с развитым менталитетом, широким кругозором, определенным духовнымопытом способен к постижению истиной красоты каждой частички мира.
Красота – это«надстроенная ценность»: всякое добро во всех его видах, если оно чувственновоплощено, имеет сверх своей добротности еще и ценность красоты. Из всехценностей красота наиболее привлекательна. Любовь к тому, что красиво, свободнорождается в душе человека, а вместе с тем возникает любовь и к тем ценностям,воплощение которых создало красоту. Так без всякого насилия над волею человекапод влиянием красоты может совершаться постепенное освобождение его от тех илииных других эгоистических недостатков: красота героизма, красотасамоотверженной любви, красота мудрости и т.п. увлекает человека и воспитываетв нем самом эти высокие черты характера.
Углубление внутреннегомира личности, совершенствование духовного мировосприятия на основе Красотызаключает неисчерпаемый потенциал в развитии человеческого рода, каждогоиндивида.
Глубокое проникновение вневидимое, ощущение вкуса абсолютной, неуничтожимой гармонии, переживаниесакрального уровня своего пребывания во Вселенной является основным средствомпреодоления страха перед смертью, неиссякаемым источником для творческогопреумножения Красоты, вдохновенного отношения к жизни. Сама культура возникаети может успешно развиваться только как факт прозрения человеком на основерождения и использования гармонического начала в собственной душе. Благодарясвоей внутренней расщепленности, многомерности, человек открывает мирмноголиких проявлений красоты, интегрируя разнообразные способности. Если былюди были лишены возможности рассмотрения различных сторон действительности, тоони не смогли бы утвердиться в эстетическом измерении мира, соответственноширота человеческих горизонтов не трансформировалась бы в культуру. А ведьименно культура призвана подтягивать человека до уровня универсальной личности,обладающей широким диапазоном эстетического мировидение, вбирающей в себябезграничные горизонты красоты.
Развивая чувство красотыв реальной жизни, человек пытается преодолевать сопротивление сил природы,«рассогласовывание» собственного существования, открыть внутреннее содержаниежизни. Люди уже не просто существуют, они научаются «праздновать» бытие, паритьнад неумолимой необходимостью.
Необходимо помнить, чтокрасота – путеводная звезда любого общества, его главный жизненный ориентир,основное средство развития душевных сил, ментальных способностей. Красотаспасет мир, если человечество не разорвет тонкие нити духовности, соединяющиеего с гармоническим строем Вселенной, беспредельностью культурного космоса. Отглубокого понимания этой истины зависит общечеловеческая судьба.

Список литературы
 
1. Вахренева П.Е. Философия красотыК.Леоньтева. // Социально-гумманитарные знания// 2005. №5, С.258-269
2. Григорьева Т.П. Философия красоты.//Вопросы философии// 2007. №1, С.61-74
3. Лосский Н.О. Мир как осуществлениекрасоты. Основы эстетики. М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 416с.
4. Мартынов В.Ф. Философия красоты.Мн.: ТетраСистемс 1999. 336с.
5. Розин В., Шапинская Р. Природалюбви. Москва 1993.