МОСКОВСИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙФИЛИАЛФакультет: Гуманитарный
Кафедра: Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА.Тема: Философия любви
Дисциплина: Философия.
Выполнила: Студентка группы П-551Булатова А.Ш.
Научный руководитель: Федоров О.С.
Датазащиты Оценка
___________ __________
Нижнекамск 2006
СодержаниеВведение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Темалюбви в истории философии………………………………… 5
1.1 Любовь в античной философии…………………………………… 5
1.2 Христианское пониманиелюбви…………………………………. 10
1.3 Тема любви в философии в эпохувозрождения
и нового времени………………………………………………………. 16
Глава 2.Механика эроса и искусство любви ………………………………. 24
2.1Механика эроса Зигмунда Фрейда……………………………….. 24
2.2Искусство любви Эриха Фромма…………………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………. 36Список литературы…………………………………………………………… 38
Введение.
Любви все возрасты покорны… О любви сказаны миллионы слов и написаныгоры книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше времяостается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способовукоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животнойжизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, какинстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.
По мере развития общества любовь наполняется социальным и нравственнымсодержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и черезлюбовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо,лишенное подлинной жизни и глубины. И если человек – центральный объект философии,то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.
Феномен любви интересовал многих философов разных времен. Так, напримерПлатон в своем диалоге «Пир» пытается дать объяснение любви. Любовь как одна изглавных заповедей рассматривалась и в Новом завете. Рене Декарт в своем труде«Страсти души» относит любовь к первым шести страстям. Так же все в том жетруде «Страсти о душе», он пытается дать научное объяснение феномену любви. Вработе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимопостоянно совершенствовать. Так же в этой работе говориться, что любовь можетбыть направлена на разные объекты, и как следствие этого рассматриваютсяразличные типы любви. А также есть много различных произведений, в которыхподробно и широка, раскрыта проблема любви.
Целью данной курсовой работы является наиболее широко рассмотреть феноменчеловеческой любви. В связи с этим следует выделить следующие задачи:
· Рассмотреть когдапоявились первые попытки объяснения любви
· Выяснить какиебыли объяснения любви
· Рассмотретьразличные теории любви
· Проследить, какразвивалась тема любви в философии, с античных времен по нынешней день
При рассмотрение данной темы я изучала первоисточники различныхфилософов, а также монографии на эти первоисточники. Из монографий я извлеклаосновной смысл, а первоисточники дали более полную картину о феномене любви.
При написание данной курсовой работы я использовала аналитический метод.
Объектом изучения является непосредственно феномен любовь.
Предметом же изучения данной курсовой работы следует считать философиюлюбви.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискалитературы. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава состоит издвух параграфов. Глава 1. Тема любвив истории философии.
1.1 Любовь в античнойфилософии.
Возникает оченьинтересный вопрос, была ли любовь в античности. «Многие философы, психологи,ученые считают, что во время античности любви не было, а был один толькотелесный эрос, простое половое влечение. Вряд ли, конечно, верно, что вдревности не было настоящей любви»[1].О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическуюэпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви —Сократа и Платона. А греческие боги любви? Афродита, Эрот и многие другие богилюбви. А если были боги и попытки объяснения природы любви значит, я могу смелосказать, что в античные времена любовь существовала. Однако я хочу заметить,что античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В любви невидели никакой тайны. Она просто есть, как космос, боги, люди, растения, птицы,насекомые, животные и многое другое, что существует в этом мире. Своипредставления о любви философы античности обычно выражали при помощимифологических образов.
В древней Греции любовьназывали разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ». И в этом естьопределённое преимущество. Возможно, у древних греков было меньше поводов длянедразумений, чем сегодня у нас, так как в древней Греции все виды любви имелиопределённое название, и если люди разговаривали между собой, каждый точнознал, что имеет в ввиду другой человек. Сегодня же когда кто-то говорит олюбви, и его с пониманием выслушивают, а, в конце концов, выясняется, что одинсобеседник имел в виду любовь к ближнему, а другой, например эротику.
«Эрос» у древних греков главным образом половая, страстная любовь.Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могутсовершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда люди совершаютсамоубийства из-за любви. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна.
Более спокойная любовь это «филия». У этой любви очень большой спектрзначений, чем у «эроса». Это также не только любовь, но и дружба. «Филия» этонесколько любовь сколько влюбчивость. «Филией» также называют любовь кродителям, к товарищам, к своему городу, к любимой собаке, к братьям, кродине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическая любовь,поскольку «эрос» это один из видов «филии».
«Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная иснисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви восхвалялохристианство. У христиан были в обычае «агапэ» — братские трапезы.
«Сторге» это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье,когда люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себежизнь друг без друга. Но хочу заметить, что такая любовь бывает не только всемье.
В древнегреческой мысли почти нет попыток понять, что же такое любовь.Исключение является миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалогаПлатона «Пир». А также ещё одно объяснение природы любви озвученное Сократом,в том же диалоге Платона «Пир».
В мифе об андрогинах рассказывается, что когда-то давно люди были трехполов, а не двух как сейчас – мужского и женского, а существовал еще третийпол, который соединял в себя признаки этих обоих полов. Люди тогда имелиокруглое тело, спина не отличалась от груди, у них было по четыре руки и ноги,два лица, которые глядели в разные стороны, ушей было четыре пары и срамныхмест было два. «Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, – так жекак мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шелколесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволялоему быстро бежать вперед».1
Имея силу и мощь, они хотели свергнуть богов и занять их место. Когдабоги узнали об этом, они долго думали, как не допустить этого. Сначала онихотели убить их, но это было невыгодно богам, так как их почитать будет некому.И тогда Зевс сказал: «Кажется, я нашел способ, и сохранить людей, и положитьконец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогдаони, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что числоих увеличится».[2]И вот когда тела были, таким образом, рассечены пополам, каждая половинаустремлялась к другой половине, они обнимались, сплетались и страстно желаяопять срастись умирали от голода. И когда одна половина умирала, то оставшеесяв живых искала себе другую половину и сплеталась с ней. Так они и умиралипотихоньку. Тогда Зевс сжалился и переставил вперед срамные места, которыераньше были сзади, чтобы люди могли продолжать свой род.
«Итак, каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на двекамбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую емуполовину»[3] — говорит Платон. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому людинаходят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половинойподходящего пола. То есть если мужчина был раньше частью двуполого андрогина,его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины,– к мужчине. «Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, кмужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянкипринадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинкупрежнего мужчины, влечет ко всему мужскому».[4]Когда же двоим, удается встретить свои половинки, их охватывает невероятноечувство, именуемое любовью.
В диалоге Платона «Пир»также дается объяснение происхождения бога Эрота. Там говориться, что Эрот сынбога и нищенки. И именно поэтому он всегда беден и вопреки распространенномумнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; «онваляется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, какистинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, онпо-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, онискусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигаетее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист».1Эрот по природе своей от матери смертен, а от отца бессмертен: в один день онможет умереть и ожить. Такое объяснение дает Платон происхождению Эрота.
Еще одно объяснениеприроды любви озвученное Сократом в том же диалоге Платона «Пир» звучитпримерно так. Люди вовсе не стремятся к целостности, а хотят достичьбессмертия. Он говорит, что есть люди беременные телом и беременные духовно.Когда встречаются два духовно развитых человека, то происходит зачатиедуховного детища. «Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был – далеко илиблизко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближедруг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому чтосвязывающие их дети прекраснее и бессмертнее. Да и каждый, пожалуй, предпочтетиметь таких детей, а не обычных…».2 Дети души это различные произведенияискусства, литературы, архитектуры и тому подобное. Люди, которые рождаютдетей духовных, становятся бессмертными, их всегда помнят, и их имена переходятиз века в век, из столетия в столетие. Таково ещё одно объяснение любви вантичной философии.
Тему любви в древней Греции рассматривали не только Сократ и Платон, атак же и Аристотель. В своем труде Этика к Никомаху он говорит о добродетели изатрагивает тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Грецииименовалась «филией». Аристотель говорит, что в душе есть три вещи – страсти,способности и устои. Меня очень заинтересовала, что же в понимание Аристотеляявляется страстями. «Страстями, или переживания, я называю влечение, гнев,страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все,чему сопутствуют удовольствия или страдания».1 Значит, любовь вызываетлибо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувствасразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимноисключающимися.
Еще одну мысль Аристотель высказывает о происхождение любви. Он говорит,что «филия» заложена в человеке изначально, что она является творение природы.Первая любовь в жизни человека, это любовь к главе семьи, говорит Аристотель. Всемье, все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничногосуществования, особенно по отношению к главе семьи. «В домочадцах заложеналюбовь к главе семьи»,2 — говорит Аристотель.
Аристотель резко разводит понятия «эрос» и «филия», они противоположны посвоему значению. «Филия» это духовный покой, а «эрос» это скорее страсть, чемпокой. «Филия» очень цениться Аристотелем, «это самое необходимое для жизни».3Он её ставит даже выше чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, онине нуждаются в суде»,4 — говорит Аристотель.
Так же меня заинтересовала еще одна сторона любви. Это однополая любовь.А интересно именно то, что в понимание Платона любовь женщине к женщине порочнаи низка, а любовь мужчины к мужчине считается мужественной и высшей формойлюбви. В диалоге Платона «Пир» говориться якобы есть два Эрота. Пошлый, онподчиняется Афродите пошлой и Эрот небесный, которой подчиняется старшей сестре– Афродите небесной. Платон говорит: «Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистинепошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят людиничтожные. А такие люди любят, женщин не меньше, чем юношей… Эрот же Афродитынебесной, которая, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому,– недаром это любовь к юношам, всегда возвышен и чист».1
Все же в ДревнейГреции любовь ценилась высоко. Все в том же диалоге Платона «Пир» содержитсяподлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительномнравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям,желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакоебогатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь».2
1.2 Христианское понимание любви
Христианство принесло вмир новое понимание любви, почти во всем противоположное античному взгляду. Вхристианстве признается всеобъемлющая любовь. Нагорная проповедь Христаоснована на принципах любви.
Идеал всеобъемлющей ивсепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболеецелостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхомзавете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новомзавете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинилаего себе. Само послание сына Божьего на землю, вся его жизнь и позорная смертьна кресте во имя искупление грехов человеческих является доказательствомглубочайшей любви Бога к людям. «Ибо Бог так возлюбил этот мир, чтопожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует внего, не погиб, а обрел вечную жизнь. Не для того послал Бог своего сына в мир,чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через него».1Сопоставляя этот удивительный акт любви Бога к людям, апостол Павел отмечает,что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого человека, разве что кто-торешится пожертвовать жизнью за своего благодетеля. А «Бог свою любовь к намдоказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».2Любовь Христа повсюду, она объемлет нас. «Пусть ваши корни основываются налюбви, чтобы вы были в состояние понять вместе со всеми людьми Божьими, скольширока, глубока и высока нескончаемая любовь Христа, и узнать эту любовь,превосходящую все вам известное»3. Сам бог показал людям примербесконечной и спасительной любви. «Подражайте богу, как дети возлюбленные, иживите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертвуради нас».4
В качестве главныхзаповедей Иисус выдвигает две заповеди и к тому же он их объединяет. «…«Возлюби господа твоего всем сердцем твоим» это первая заповедь. Есть втораязаповедь похожая на эту «Возлюби ближнего, как самого себя».[5]Понятие ближнего в Ветхом завете распространялось только к жителям Израиля, вНовом же завете оно стало более обширно и распространялось на всех людей,независимо от их места жительства и национальности. Первой заповедью Христосназывает любовь к Богу, но она не может быть реализовано без исполнения второйзаповеди, любви к ближнему. «Если кто-то говорит: «Я люблю Бога», аненавидит брата своего, то он лжец, ибо кто не любит брата своего, котороговидит, не может любить Бога, Которого не видел».1 Любовьк ближнему, то есть к каждому человеку – в Новом завете основное условие любвик Богу, главная ступень на пути к нему. Апостол Павел убеждает римлян «Небудьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви другк другу, ибо кто возлюбит ближнего своего, исполнит закон. Я говорю это, ибозаповеди гласят: «Не прелюбодействуй», «Не убей», «Неукради», «Не пожелай чужого». Какие бы ещё ни существовализаповеди, все они вместе сводятся вот к чему: «Возлюби ближнего, каксамого себя»».2 Любовь вынуждает к ближнему человека непричинять ему зла, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей.
Проповедями и личнымпримером Иисус внедряет в человеческие сердца идею любви к ближнему. И напоследней прощальной беседе с учениками он дает им новую заповедь, что бы онируководствовались ей после его ухода. «… Возлюбите друг друга. Вы должны любитьдруг друга так, как я вас любил».3 Эту заповедь Иисус повторяет три раза.Данная заповедь призывает человека любить ближнего не только человеческойлюбовью, но и божественной, какой Христос любил людей. И движимый именно этойбожественной любовью он обрек себя на позорную смерть ради возлюбленных своих.Иисус призывает людей к всепобеждающей и жертвенной любви. «Нет больше тойлюбви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей».4 Силаэтой любви поднимает человека из рабского состояния. Если в Ветхом завете людибыли лишь слугами Бога, то в Новом они превозносятся до уровня его друзей. «Вымои друзья, и если дальше будете исполнять то, что я заповедаю вам, я не станубольше называть вас слугами, ибо слуге неведомо, что делает его хозяин. Яназвал вас друзьями, ибо рассказал вам обо всём, что узнал от отца моего».1Заповедует же он главный образом любовь к ближнему.
Итак, любовь людей другк другу способна вывести человека из рабского состояния и сделать их друзьями,кроме того, при соблюдение этой заповеди их другом становиться Бог. Античнаяфилософия знала два вида любви — чувственную любовь (Афродиту земную) ибожественный эрос (Афродиту небесную), но практически не знала всепрощающейлюбви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делаетчеловека равным Богу.
Любовь в Новом заветерассматривается очень широко, в основном она понимается, как вообщедобродетельная жизнь, как исполнение нравственно-этических норм и соблюдениевсех заповедей. «Вот что подразумевается под любовью: мы должны жить согласнозаповедям Божьим».2 Заповеди же, помимо главных (любовь кбогу и любовь к ближнему), включают элементарные нравственные требования такиекак: чти отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, невозводи клеветы на друга, не желай имущества ближнего твоего. Человек, которыйсоблюдает эти правила, по представления христианства, живет в любви. Этотчеловек удостаивается ответного чувства от самого Бога, а это есть нескончаемоеблаженство. «Если будете следовать моим заповедям, то и в любви моей пребудете,как я следовал заповедям отца моего и пребываю в его любви».3
«Бог есть любовь — в этой краткой формуле глубинный общечеловеческийсмысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятымчеловечеством, люди же которые постигли, может быть величайший, идеалчеловеческого бытия, почитаются в нашем социуме сумасшедшими, больными, влучшем случае чудаками».1
Взаимная и всеобъемлющая любовь возведена в Новом завете на высший,доступный человечеству того времени уровень совершенства — она, освященаавторитетом Бога. Бог, согласно Новому завету, так любит людей, что посылаетсына своего на смерть ради их спасения. И Новый завет призывают людей так жебеззаветно любить друг друга. За это обещана и самая высокая награда —обладание самим Богом. «… Если мы любим, друг друга, то Бог в нас пребывает, илюбовь его совершенна, есть в нас, … Бог есть любовь, и пребывающий в любвипребывает в Боге, и Бог в нем».2
«Обладание же Богом, то есть полное«знание» его, приравнивает человека к Богу, делает его свободным инезависимым, лишает всяческого страха — не только перед силами мира сего, но иперед самим Богом».3 Любовь, как высшее состояниечеловеческого бытия, снимает страх, предписанный человеку в его обыденнойжизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но совершенная любовьизгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен влюбви».4
На смену философскомудуховному эросу античности, христианство принесло интимную, глубоко человечную,сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом,божественной заповедью. Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям –вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством ипоставленная им в основу построения новой культуры.
Одним из первыххристианских философов который затронул тему любви, является Августин Аврелий.Он проводит резкую грань между любовью и вожделением. Любовью он называетстремление насладиться Богом ради него самого, а также собой и ближними радиБога. «Наоборот, вожделение, по Августину, – это стремление наслаждаться собойи ближним не ради Бога. Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; ееможно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу».1
Говоря о плотскихвлечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или«похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихсяорганов является непристойным именно потому, что оно не повинуется волечеловека».2 Лишь супружество и рождение детей хотькак-то может оправдать «влечение». Хотя супружество не может сделать из порокаблаго.
Развратом Августинназывает не плотские желания и их удовлетворение, а необузданныежелания,жадные к плотским удовольствиям. Так, питье и питание, необходимые длятелесного здоровья, могут превратиться в чревоугодие, когда становятсясамоцелью.
Плотские влеченияАвгустин сравнивает с клеем на крыльях, который не позволяет летать. Надоочищать крылья от этого клея, чтобы подняться в небо. По убеждению Августина,всякая любовь (к матери, другу, к прекрасному, знаниям) лишь тогда имеетдействительную ценность, когда видит во всем творение Бога и устремлена черезтворение к творцу. «Если тела угодны тебе, хвали за них Бога и обрати любовьсвою к их мастеру… Если угодны души, да будут они любимы в Боге… Тохорошее, что вы любите, от него, и поскольку оно с ним, оно хорошо и сладостно,но оно станет горьким, потому что несправедливо любить хорошее и покинуть того,кто дал это хорошее».3 Когда в своих влечениях ипривязанностях мы забываем о творце того, что любимо нами, нас, подстерегаетнеминуемая горечь, ведь все земное изменчиво и смертно, потому несчастна душа,скованная любовью к тому, что смертно. «Только тот не теряет ничего дорогого,кому все дороги в том, кого нельзя потерять».4
Любовь, освященнаяБогом, не знает утрат, лишь она несет человеку благостный покой.
Как видим, христианскоепонимание любви значительно отличается от античного понимания любви. Издревнегреческих толкований любви христианское вероучение переняло только«агапэ» – любовь к ближнему, причем, вложив более широкий смысл в понятие«ближний». Неверно, однако, было бы считать, что христианство только сузилосферу любви. Оно сформировало новый идеал – любви к Богу и бескорыстной,непохотливой, братской любви ко всем людям. «Этот идеал в дальнейшем сталосновой для появления нового типа любви – любви личности к личности, которую всовременном мире называют «настоящей любовью»».1
1.3. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени.
Эпоха возрождениявернула античное представление о любви. Любовь стала вновь рассматриваться каккосмическая сила.
Суждения философовэпохи возрождения о любви тесным образом связано с формированием нового взглядана человека, и на его место и значение в этом мире. Если в средневековьепротивопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь онинаходились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душачеловека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос идуховная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.
Френсис Бэкон –английский мыслитель позднего возрождения с одной стороны почтительно отозвалсяо принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной»любви, подвергнув её подробному разбору.
Христианская любовь, поего мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человекадобрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу иизбавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь неможет быть чрезмерной».1
Рассуждая о земнойлюбви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточныхоснований на то или иное. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против.
«За любовь являютсяследующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великаястрасть – наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым искучным; любовь спасает от одиночества.
Против любви: любовьхороша на сцене – в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит многонесчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делаетлюдей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».2
Бэкон считает, чтопозволяет вырасти этой любви безумной страсти в себе лишь слабый человек. Естьдаже поговорка невозможно любить и быть мудрым, и именно на эту поговоркуопирается Бэкон. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте раз ужсовсем нельзя обойтись без нее. Но я все же могу сказать, что Бэкон не против«земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия.
Рене Декарт –французский философов и математик, один из основоположников философии Новоговремени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.
«Его научный подходзаключался в использование рационалистического метода рассуждения, а также онопирался на эмпирические данные естествознания».1
Прежде всего, следуясвоим методам, Декарт выделил среди огромного количества человеческих страстейпростые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть,желание, радость и печаль.2 Все прочие страсти он расценивал каксочетание этих шести. По мнению Декарта простые и первичные страсти не могутбыть двоякими. Но про любовь он говорит: «Принято различать два вида любви, изкоторых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добратому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желаниеобладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только кпроявлениям любви, а не к ее сущности».3
Вместо имеющихся ранееклассификаций Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружбаи благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который онинаправлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнение ссобой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если на равнеес собой – дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение.
«Самое главное желаниечеловека вызывается, воображаемым совершенством представителя другого пола»4.Декарт считает, что есть у человека определённый возраст, когда каждый человекчувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинкикажется им наивысшем благом. Причем человек хочет обладать не многимиполовинками, а лишь одной единственной, так как по природе этого достаточно. ИДекарт замечает, что имена эта страсть к одной половинке называется любовью,которая вдохновляет писателей и поэтов.
Что же касаетсянаучного объяснения любви, Декартом, то я могу сказать, что он вывел некийживотный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Онговорит, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и теуже совершают действия».1 Такова была научная теория любвиДекарта.
Иммануил Кант считал,что любовь и уважение являются главными обязанностями людей перед друг другом.
Кант различал два видалюбви «практическую» и «патологическую». «Есть любовь практическая – к богу илиближнему и любовь патологическая, то есть чувственная любовь».2 Так жеКант говорил, что человек по природе своей двойственен и одновременнопринадлежит двум мирам: миру природы и миру разума. Если бы человек подчинялсятолько своим природным влечениям, то есть стремился бы к чувственнымудовольствиям, жизнь бы превратилась бы в хаос, так как каждый бы думал толькоо личном удовольствие. Такие люди были бы не моральные, но так как человекпомимо того, что принадлежит к миру природы, принадлежит и к миру разума, то онможет разумно оценивать поступки, и выбирать поступки которые не противоречат морали.Разум человека велит ему следовать долгу, в том числе любви и уважению.
Возникает вопрос, аможно ли любить кого-нибудь только из чувства долга, любить человека, когда нетистинного, естественного чувства любви? «Говоря о любви как о долге, Кант подразумеваетв данном случае не чувство, а общий принцип, полагаемый разумом».3Кант говорит: «Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не эстетически), т. е.не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь – симпатию(ведь со стороны других не может налагаться обязанность питать чувства); любовьдолжна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своимследствием благодеяние».1 Делать добро мы способны людямнезависимо от того, любим мы их или нет, человеческий разум велит делать добронесмотря ни на что.
Что же такоеблагоговение? Кант считает, что это удовольствие от счастья других. Помощь,которую человек оказывает своему ближнему должно заключаться в бескорыстие онадолжна быть альтруистической. Если же человек, который помогает, преследуеткакие-либо личные интересы, то тогда благоговение невозможно.
Кант совершенствуетсвою точку зрения и по отношению к дружбе, «дружба (рассматриваемая в еесовершенстве) — это союз двух людей, основанный на взаимной любви и уважении».2Более того, без уважения «невозможна истинная любовь, в то время как можнопитать к кому-нибудь большое уважение, и, не испытывая любви».3
Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод, что любовь, дружба и уважение, по Канту,тесным образом связаны между собой. Так же Кант причисляет любовь к долгу, иговорит, что этот долг должен выполняться в обязательном порядке, как и любойдругой моральный долг человека.
Шопенгауэр, в своемпроизведение «Мир как воля и представление», дает очень интересное определениеполовой любви. «Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума,толкающая людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творенияискусства и… вдруг исчезающая, как призрак. Какая таинственная сила вводитнас в губительный возвышенный обман? Эта сила – незримая воля, половойинстинкт».4
Шопенгауэр считает, чтовсе любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью имеетпросто инстинктивный характер, а если конкретнее, то вся любовь это всего лишьна всего половой инстинкт. По сути дела, если размышлять рационально то любовьлишь отнимает у человека жизненные силы, а также материальные блага. И еслиследовать этой логике выходит что любовь это безумство. И если бы каждыйчеловек поступал, как велит ему разум, то никакой любви бы не было. Однакотогда бы именно переставал размножаться человеческий род. И именно тогдаприрода придумывает маленькую хитрость, то есть тот самый половой инстинкт.Движимый же этим инстинктом человек создается себе иллюзию и охватываетсялюбовной страстью, он воображает, будто им движут эгоистические намеренияовладеть своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдругисчезают, иллюзия становиться ненужной, так как основная цель выполнена.
Хотя и выходит, помнению Шопенгауэра, что любовь это просто стремление человека к физическомуобладанию другим человеком, ради продолжения рода, но все же возвышеннаястрасть любви это не просто примитивный половой инстинкт, как у животных. Здесьесть ещё одна хитрость, то, что человек хочет обладать не каждым индивидомпротивоположного пола, а ищет соответствующею ему половинку, то есть такую,которая будет его, дополнять и будет скрывать недостатки, которые имеются.«Индивид действует здесь бессознательно для самого себя, по поручениюнекоторого высшего начала — рода.… Это изучение и испытание – не что иное, какразмышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от даннойчеты, и о комбинации его свойств».1 Если же двоя, испытывают друг к другуотвращения, то сама природа говорит что ребенок, который может у них родиться,будет безобразен, дисгармоничным и несчастным. Шопенгауэр говорит, что чемсовершеннее и гармоничнее пара, тем сильнее у них будет любовная страсть. «Тоупоительное восхищение, какое объемлет мужчину при виде женщины соответствующейему красоты, суля ему в соединении с нею высшее счастье, это именно и есть тотдух рода, который, узнавая на челе этой женщины явный отпечаток рода, хотел быименно с нею продолжать последний».1 И именно то, что индивид выбираетименно свою половинку, как раз и отличает любовь от пошлого полового инстинкта.
Шопенгауэр такжерассмотрел брак по расчету, и он его считал более крепким, чем по любви.Любовное чувство угасает, когда цель достигнута, и тогда можно обнаружить, чтокроме слепой страсти людей больше ничего не связывает. И люди начинаютпонимать, что они не нужны больше друг другу. Брак же по расчету, построен накорыстных целях и даже если исчезнет любовная страсть, индивиды будут вместе,так как их помимо любви связывают ещё и деньги. Но хочу заметить, чтоШопенгауэр подчеркивает, что брак по любви более возвышен, чем брак по расчету.«Мужчина, который при женитьбе руководится деньгами, а не своею склонностью,живёт больше в индивиде, чем в роде, а это прямо противоречит истинной сущностимира, является чем-то противоестественным и возбуждает известное презрение.Девушка, которая вопреки совету своих родителей отвергает предложение богатогои нестарого человека, для того чтобы, отбросив всякие условные соображения,сделать выбор исключительно по инстинктивному влечению, приносит в жертву своёиндивидуальное благо благу рода. Но именно потому ей нельзя отказать визвестном одобрении, так как она предпочла более важное и поступила в духеприроды (точнее — рода), между тем как совет родителей был, проникнут духоминдивидуального эгоизма».2
Впрочем, брак по любвитоже бывает со счастливым концом. Иногда между людьми возникает оченьинтересный феномен, который именуется дружбой. Дружба возникает тогда, когдамужчина и женщина имеют одинаковые интересы и сходятся во мнениях. И все жедружба не заменят любовь, она лишь помогает подержать ее на нужном уровне.
Рассмотрев некоторыхмыслителей эпохи возрождения и нового времени, я узнала, что для кого-то любовьэто всего лишь напросто половой инстинкт, с небольшими хитростями, а длякого-то это возвышенное чувство, которое является сбором всех добродетелей. Мыслителиданного периода не были против «земной» любви, напротив их она оченьинтересовала, и они подробно изучали ее, были даже попытки научно объяснитьфеномен любви.
Глава 2.Механика эроса и искусство любви.
2.1 Механика эроса Зигнумда Фрейда
Зигмунд Фрейдавстрийский ученый так же уделил внимание феномену любви. Для того, что быпонять его суждение о любви необходимо понять общие черты фрейдовского объяснения неврозов. «Основой невроза, является конфликт между принципом удовольствияи принципом реальности, происходящий в психике человека»1. Когдаконфликт достигает невыносимой остроты, человек начинает страдать неврозом.
Как же возникает этоконфликт? Каждый младенец от рождения совершенно бессознательно подчиняется всвоем поведении принципу удовольствия, купается в наслаждениях и стремитсяизбегать неприятных ощущений. «Он насквозь эротичен, не способен ни к какомусамоограничению, он – совершенно безнравственный сластолюбец. Детскаясексуальность связана, преимущественно, с ртом и анусом, а не с половымиорганами, поскольку последние еще не достигли зрелости».2 Современем окружающая среда начинает ограничивать его права на удовольствия, егопринуждают считаться с окружающим миром. Его отрывают от материнской груди,начинают приучать к горшку, учат ходить и много другое, чему каждая мама учитребенка. Таким образом, в противовес принципу удовольствия у ребенка начинаетформироваться принцип реальности. Фрейд также считает, что вместе с принципомреальности начинает формироваться человеческое сознание или как он его назвалчеловеческое «я». Под давлением реальности ребенок отказывается от чистосексуального мышления и начинает познавать законы реальности и приспосабливатьсяк ним.
Для взрослого человекасовершенно недопустимы те вольности, которые позволялись ему в детстве, но онне исчезают. Что же с ними становиться? Есть два пути. Их либо подавляют, тоесть вытесняют в бессознательное. Либо они преобразуются в непрямые формыосуществления, иногда они подвергаются такому изменению, что распознать ихпочти невозможно. В итоге принцип реальности берет верх, но принципудовольствия остается. Первичные позывы сластолюбия Фрейд называет, словом«либидо». И именно это либидо должно, так или иначе, получать удовлетворение, впротивоположном случае начнется грубый конфликт между сознанием ибессознательным, между «хочу» и «нельзя», что в конечном итоге приведет кневрозу.
Рассмотрев концепциюФрейда можно прейти к его суждениям о любви.
По Фрейду понятие любвиэто обобщение всего того, что происходит от энергии либидо, то есть половаялюбовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовьдетей, дружба и общечеловеческая любовь. Он писал: «Психоанализ научил насрассматривать все эти явления как выражение одних и тех же побуждений первичныхпозывов»1. Так же Фрейд утверждал, что его«либидо» в принципе совпадает с Платоновским «эросом».
Фрейд различает два течениялюбви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половойлюбви, в противном случае человек обречен, страдать импотенцией илифригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чемчувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначаланаправлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. Оно содержити некоторую долю полового влечения, подтверждение этого является то, чторебенок обещает жениться на маме, сестре, воспитательнице.
При половом созреваниик нежному течению присоединяется чувственное. Поначалу это чувственное течениебывает направлено так же на членов своей семьи, но потом когда ребенок осознаетчто это нехорошо, его чувственное течении любви начинает распространяться на кого-тоиз посторонних людей. Выбор этих посторонних опирается на первичныепривязанности, то есть человек ищет кого-то похожего на маму, сестру иливоспитательницу. Со временем, на этих посторонних людей переноситься инежность, которая раньше была направлена на членов своей семьи. «Таким образом,нежное и чувственное течение должны слиться воедино»1.
Однако слияние воединоэти двух течений бывает не всегда. Во-первых, выбор постороннего человека можетбыть запрещен, по каким либо причинам, во-вторых, первые детские объекты, откоторых следовало бы уйти, настолько привлекательно, что от них нельзяотказаться. «Если эти два фактора достаточно сильны, то начинает действоватьобщий механизм образования неврозов. Либидо отвращается от реальности,подхватывается работой фантазии, усиливает образы первых детских объектов ификсируется на них»2. А так как в условиях семьи, открытоможно, проявлять лишь нежное течение, то чувственное необходимо подавлять илиреализовывать на постороннем человеке, который не напоминает нам обожаемыхлюдей. Реализовывать же его на постороннем человеке, который нам напоминаетлюбимого человека, невозможно из-за страха, который возник вследствие запрета.Таким образом, любовь становиться расщепленной на возвышенную и низменную.
Если же чувственноетечение будет всегда под запретом, и не будет реализовываться вообще, то тогдаможет наступить психологическая импотенция или фригидность.
Запрет в любовной жизнихотя и имеет негативные последствия, однако неограниченная с самого началаполовая свобода также влечет за собой нежелательные результаты. Определеннаясдержанность повышает либидо, развивает нежную привязанность к другому.«Чувственная любовь приговорена к угасанию, если она удовлетворяется; чтобыпродолжаться, она с самого начала должна быть смешана с чисто нежными, т.е.заторможенными в целевом отношении компонентами».1 Фрейдотмечает, что беспрепятственное удовлетворение чувственности, которое былохарактерно, например, для периода падения античной культуры, опустошает жизнь.«Напротив, аскетические течения христианства дали любви психическую ценность,которой ей никогда не могла дать языческая древность. Наивысшего значениялюбовь достигла у аскетических монахов, вся жизнь которых была наполнена почтиисключительно борьбой с либидонозными искушениями».2
Сексуальное ограничениенеобходимо для культурного развития. Так как энергия либидо, не имея выхода,будет направлено на творчество. Именно при помощи ограничениям, считал Фрейд,становятся возможными достижения человеческой культуры. Ведь если бы мы имеливозможность беспрепятственно получать сексуальные удовольствие, мы бы неотрывались от них для того что бы делать культурные открытия.
Таким образом,рассмотрев теорию Фрейда можно подвести следующий итог. Существуют два течениялюбви: чувственное и нежное течения. В норме они должны слиться во едино. Еслиже этого не происходит, может возникнуть психологическая импотенция илифригидность. Так же хочу напомнить, что должен существовать некий запрет влюбовной жизни, а иначе человек просто не будет культурно развиваться.
Важная заслуга Фрейдасостояла в том, что, его концепция вызвала цепную реакцию со стороны другихмыслителей. Многие не согласились с его концепцией, и в результате этого насвет появилось очень много трудов посвященных феномену любви.
2.2 Искусство любви Эриха Фромма.
Эрих Фроммнемецко-американский философ, ведущий представитель неофрейдизма утверждал, чтоспособность любить важнейшая черта человеческой личности.
Фромм утверждал, чтолюбовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всеголишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовьприходит совершенно независимо от человека – как не подвластный ему инстинктили как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего втом умеет ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, соспособностью рисовать: например человек хочет научиться хорошо рисовать, авместо того что бы учиться просто будет сидеть и ждать случая появлениякакого-либо предмета, воображая будто тогда он сразу станет потрясающимхудожником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом,необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит и слюбовью, говорит Фромм.
Прежде чем начатьговорить из чего же складываются умения любить, Фромм пытается объяснить,почему люди любят друг друга. «Любовь – это путь преодоления отделенности людейдруг от друга».1 Одинокое существование человеканевыносимо для него, одиночество всегда его тревожит. Фромм рассматриваетнесколько способов при помощи, которых человек может вырваться из одиночества.
«Один путь достиженияэтой цели составляют все виды оргиастических состояний».2 Это,например, может быть транс, в который человек вводит себя при помощисамовнушения или наркотиков, а также алкоголя и секса. «В состоянииэкзальтации для человека исчезает внешний мир, а вместе с ним и чувствоотделенности от него».1 После оргиастического переживания учеловека спадает тревога, связанная с одиночеством, на некоторое время, нопотом она вновь возникает.
Другой способпреодоления одиночества это единение с группой. «В современном западномобществе единение с группой еще и ныне представляет собой преобладающий способпреодоления личной отделенности».2 Фромм говорит, что это вид решенийданной проблемы требует от личности умение приспособиться. То есть если человекчтобы быть принятым в группу, должен поступиться своим личным достоинством, иподчиниться правилам стада. Хотя философ замечает, что в этом единение «человекв значительной степени утрачивает себя как индивид».3 Но насамом деле люди хотят приспособиться в гораздо большей степени, чем онивынуждены приспосабливаться. Этот способ более длителен, чем впадение воргиастические состояния, но оно также не снимает чувство тревоги.
Третий способ этопогружение в творческую деятельность. «В любом виде работы творческий человекобъединяет себя с преобразуемым материалом, олицетворяющим внешний мир».4Человек, который творит, объединяет себя с этим миром. При этом не происходит,как в двух предыдущих ни утраты мира, ни утраты индивидуальности. Но этореально только для того труда, в котором мастер сам планирует, производит ивидит его реальный результат.
Но у всех трех способовесть недостатки. Единение, достигаемое в созидательной работе не межличностное.Единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще. Единение,достигаемое приспособлением, уничтожает личность. Следовательно, оно даеттолько частичное разрешение проблемы существования, бытия человека.
«Полное – в достижениимежличностного единения, слияния своего «я» и «я» другогочеловека, то есть в любви»1. Любовь является подлинным единениемдвух людей. Причем Фромм отмечает, что любовью можно называть лишь ее зрелуюформу, а незрелые – это не любовь. Незрелые формы любви Фром называетсимбиотическим союзом.
При симбиотическомединении два человека связаны зависимостью, из-за которой каждый из нихутрачивает свою внутреннюю целостность и свободу, а значит, – утрачивает своюиндивидуальность. Фромм говорит, что есть два вида симбиотического союза.
«Пассивная формасимбиотического союза – это подчинение, или, если воспользоваться клиническимтермином, мазохизм».2 Мазохист избегает невыносимого чувстваизоляции и одиночества, делая себя неотъемлемой частью другого человека,который направляет его, руководит им, защищает его. Он является всем для него.Мазохист преувеличивает силу того, кому отдает себя в подчинение. Он всё, я –ничто, я всего лишь часть его. Я это часть величия, силы, уверенности. Мазохистне принимает решений, не идет ни на какой риск; он никогда не бывает, одинок,но не бывает и независим. Мазохистские отношения могут быть связаны сфизическим, половым желанием, в этом случае имеет место подчинение, в которомучаствует не только ум человека, но и его тело. Может существовать мазохистскоеподчинение судьбе, болезни, ритмичной музыке, оргиастическому состоянию,производимому наркотиком, гипнотическим трансом, – во всех этих случаях человекотказывается от своей целостности, делает себя орудием кого-то или чего-то вне себя.Он не в состоянии разрешить проблему жизни посредством созидательнойдеятельности.
«Активная формасимбиотического союза – господство, или, используя клинический термин,соотносимый с мазохизмом, садизм». Садист хочет избежать одиночества и чувствазамкнутости в себе, делая другого человека неотъемлемой частью самого себя. Онкак бы набирается силы, вбирая в себя другого человека, который емупоклоняется.
«В противоположностьсимбиотическому союзу любовь – это единение при условии сохранения собственнойцелостности, индивидуальности».1 Любовь это особая сила в человеке,которая способна преодолеть все лишь бы объединить людей. Любовь помогает емупреодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом, позволяя человекуоставаться самим собой и сохранять свою индивидуальность. «В любви имеет местопарадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».2
Зрелая любовь, поФромму, предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализуетсвое чувство. Это забота, заинтересованность, ответственность, уважение изнание.
Любовь невозможна беззаботы, и это хорошо видно в любви матери к своему ребенку. Мать заботиться онем, и если она забывает его покормить или вовремя поменять пеленки, то мыможем усомниться в ее любви.
«Любовь – это активнаязаинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство».2Человек, который любит, всегда заинтересован, что бы его любимый чувствовалсебя комфортно и как можно лучше. Если нет заинтересованности, то мы так жеможем усомниться в подлинности его любви.
Забота изаинтересованность в совокупности ведут к еще одному проявлению любви –ответственности. Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, авнутренне осознанный долг заботиться о другом человеке. Ответственность этополностью добровольный акт. Любящий человек всегда в ответе за своего любимого.Мать ответственность побуждает заботиться о своем ребенке.
Ответственность моглабы легко выродиться в желание превосходства и господства, если бы не было ещеодного компонента любви – уважения. «Уважение вовсе не страх и благоговение, аспособность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальность ижелать, чтобы другой человек максимально развил свою индивидуальность».1Уважение, таким образом, исключает диктатуру и насилие.
Однако невозможноуважать человека, не зная его. «Знание, которое выступает элементом любви, неограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность».2Например, человек может догадаться, что его любимый раздражен, даже еслипоследний не проявляет этого открыто, но важнее знать, почему он раздражен. Иесли человек знает, почему его любимый раздражен, то он обладает знанием,которое выступает элементом любви.
Если все эти элементыприсутствуют в любви, то она является зрелой любовью, а не просто симбиотический союз. «Любовь это не обязательно отношение к определенномучеловеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношениячеловека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви».3
Фромм далеерассматривает различные типы любви. Он разделяет любовь, на различные типыисходя из объекта, на который она направлена. Он выявил: братскую любовь,материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе и любовь к богу.
Братская любовь поФромму является наиболее фундаментальным видом любви, она составляет основу длядругих типов любви. Под ней он понимает ответственность, заботу, уважение,обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить егожизнь. Братская любовь – это любовь ко всем человеческим существам. Фроммговорит: «Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому – этоначало братской любви. Нет заслуги в том, чтобы любить человека одной с тобойкрови».4
«Материнская любовь,как я уже говорил, – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и егопотребностей».1 Но в этом типе любви, в отличие отбратской любви предполагает определенное распределение ролей. Лет до 8-10 дляребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а нелюбить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что-то дать родителям,то есть любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеетсянекоторое распределение ролей. Материнской любви к ребенку чаще свойственнабезусловность, и она независимость от того, как к ней относится ребенок.Отцовская же любовь обычно – обусловленная, то есть любовь отца ребенок как быдолжен заслужить, и отец всегда более требователен к ребенку. Сочетаниебезусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятнодля гармоничного развития ребенка считает Фромм. Зрелость материнской любви, поФромму, заключается в том, что бы мать смогла научить ребенкасамостоятельности.
Эротическая любовьотличается от братской и родительской тем, что направлена на единственногочеловека и жаждет нераздельного слияния с ним. К тому же, замечает Фромм, этосамая обманчивая форма любви и ее легко спутать с влюбленностью, а влюбленностьэто незрелая форма эротической любви. Влюбленность – это внезапное крушениебарьеров, которые недавно существовали между двумя чужими людьми. Нопреодоление этих барьеров происходит только один раз и пропадает чувствоновизны, в этот момент пропадает влюбленность. Человек начинает познаватьдругого человека так же хорошо как самого себя, но он познает лишьповерхностно. «Если бы познание другого человека шло вглубь, если быпознавалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя былобы познать окончательно – и чудо преодоления барьеров могло бы повторятьсякаждый день заново».2 Состоятельность и длительностьэротической любви в наибольшей степени зависит от того, насколько зрелымявляется у каждого из двоих умение любить.
Широко распространеномнение, что любить других это добродетельно, а любить себя это порочно.Считается что любовь к себе – синоним эгоизма. Но Фромм отрицает это ивыстраивает следующую логическую цепочку. «Если добродетельно любить своегоближнего как человеческое существо, то должно быть добродетелью – а не пороком– любить и себя, так как я тоже человеческое существо».1 Любовьк своему «я» нераздельна, связанна с любовью к другому человеку. Фроммутверждает что человеческое «я» является таким же объектом, как и любой другойчеловек.
Возникает вопрос, чтоже тогда такое эгоизм, если не любовь к себе? Фромм говорит, что эгоист любитсебя не слишком сильно, а напротив слишком слабо, можно даже сказать, что онненавидит себя. «Из-за отсутствия созидательности, что оставляет егоопустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастени потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых самже и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но вдействительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свойпровал по части заботы о своем «я»».2 Эгоистичные люди неспособны любить других, но точно также они неспособны, любить и себя, так какэгоизм и любовь к себе это противоположности, которые взаимно исключают другдруга.
Религиозная формалюбви, которая называется любовью к Богу, не отличается чем-то, от других типовлюбви. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичьединства. Любовь к Богу для человека современного западного мира – «это, всущности, то же, что и вера в Бога…».3 Как считает Фромм, Богдля нынешних людей все более становится символом, в котором выражаетсяреальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характерлюбви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.
Фромм рассматриваллюбовь как искусство, он определил, что любовь это стремление к единению. Также он выделил отдельные типы любви и дал им объяснения. Основной его мысль этото, что истинная любовь не может быть направлена лишь на один объект. «Есличеловек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, еголюбовь – это не любовь, а симбиотический союз».1
Заключение.
Таким образом, принаписание данной курсовой работы на тему «Философия любви» я произвела анализсоответствующей литературы и могу подвести следующий итог.
Феномен любвиинтересовал философов с давних времен. Первые попытки объяснения феномена любвипоявились уже в античные времена. Эти попытки были сделаны античными философамиСократом, Платоном и Аристотелем.
Сократ говорил, чтолюбовь это стремление к бессмертию, через рождение ребенка. Ребенок этот можетбыть как обычным смертным, так и бессмертным. Бессмертным ребенком являетсяразличные произведения искусства. Они делают человека во истину бессмертным,так как творец их всегда остается в памяти человечества.
Платон говорит, чтолюбовь это стремление к целостности. Он говорит, будто люди были раньшедвуглавыми, и имели по четыре руки и ноги, и якобы боги расчленили их надвое. Ис тех пор люди ищут свои половинки.
Аристотель же говорит,что любовь есть в человеке изначально, что она заложена природой.
Еще одной особенностьантичного времени является то, что любовь там называлась разными словами, аименно «эрос», «филия», «сторге» и «агапе»
Так же глубоко иподробно любовь рассматривается любовь в Новом завете. Там о ней очень многосказано. В Новом завете речь идет не о половой любви, а о любви к господу и кближнему. Там два эти вида любви рассматриваются как первые заповеди. А еслиони являются заповедями, то значит, они добродетельны. То есть мне кажется, яне ошибусь, если скажу, что любовь в Новом завете является добродетелью.
Так же не оставили безвнимания феномен любви и мыслители эпохи возрождения и нового времени. Так,например Рене Декарт даже попытался дать научное объяснение любви. Интереснуюмысль высказал Бэкон. Он сказал, что безумно любят лишь слабые люди, а сильныелюди держат любовь на особом месте. А Шопенгауэр вообще говорил, что любовь нево многом отличается от полового инстинкта. Единственное отличие это то, чтополовой инстинкт распространяется на всех особей противоположного пола, алюбовь лишь на одну и на ту, которая будет дополнять и скрывать недостаткичеловека.
Интересноепротивостояние я заметила между Зигмудом Фрейдом и Эрихом Фроммом.
Если Зигмуд Фрейдговорит, что любовь это половая страсть с целью совокупления, то Эрих Фроммговорит что любовь это искусство, которое необходимо постоянносовершенствовать. Так же Фромм упрекает Фрейда в том, что последний слишкомпросто представляет феномен любви.
Таким образом,рассмотрев различные точки зрения, для себя я сформировала особое определениелюбви. Любовь это не просто половая страсть с целью совокупления, но и нечтовозвышенное. Человек не может жить без любви, так как она его облагораживает.Еще хочу заметить, что любовь находиться в тесной связи с дружбой и именнопоэтому люди иногда дружбу принимают за любовь и наоборот любовь за дружбу.
Список литературы.
1 Ивин А.А. Философия любви. М.: ИФ РАН, 1995
2 Аристотель. Этика к Никомаху //Философы Греции: М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.
3 Августин Аврелий. О супружестве и похоти // Трактаты о любви: сб.текстов. – М.: ИФ РАН, 1994
4 Фред З. Я или оно. М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1998
5 http://www.psylib.org.ua/books/demid/index.htm Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия.
6 http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html Платон. Пир.
7 http://www.apologia.narod.ru/bible Новый завет
8 http://www/philosophy.ru/library/august/04/0.htm Августин Аврелий.Исповедь.
9 http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000538/st000.shtmlДекарт Р. Страсти души
10 http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z00005032/st000.shtml Кант И. Метафизика нравов
11 http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000367/st003.shtml Шопенгауэр А.Мир как воля и представления
12 http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Фромм Э. Искусство любви