–PAGE_BREAK– Объективно все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими значительным денежными состояниями и материальным богатством и — одновременно — ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки. Именно от процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства, пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в глазах крупного предпринимателя конкуренция является естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил, действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм.
Так, уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие средства как войны и каперство. Капер — такой же морской разбойник, как и пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а каперы — по лицензии от своего правительства и находясь под защитой государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей, сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на производство и торговлю.
Тогда же, — под влиянием осознания важности и значимости торговли для увеличения богатства и денег в отдельной стране — возникает целый поток литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом государстве, что приводит впоследствии к важнейшему идеологическому сдвигу в сознании представителей государственной власти. Этот сдвиг получил название меркантилизма и именно в его рамках находили свое идеологическое оправдание первые формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными предпринимателями, а также привилегии и нормы правовой защиты крупного бизнеса и сохранения ими преимуществ и своего «status quo» на внутреннем рынке своих стран.
Конкуренция, торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального изучения и теоретического рассмотрения. Именно меркантилистам принадлежат заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10], обосновании представлений о богатстве страны как об особых, идеально представленных, долях[11], введение в практику систем денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья добавляет в цену фабриката произведенные затраты, обоснование приоритетности развития торговли и промышленности перед стимулированием занятий сельским хозяйством, т.д.
Вместе с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении — поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций, стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз указывало на это противоречие. Н.Барбон, в частности, писал следующее: «как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым для расширения торговли»[12].
Оспаривается или, по крайней мере, подвергается сомнению и другое важнейшее идеологическое убеждение меркантилистов – убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя торговля и законы, препятствующие расточительству и ограничивающие роскошь, суть актуальные средства для их увеличения. Современник Н.Барбона Д.Норс не просто выступает против этих основополагающих положений меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых семей стремление к трудолюбию и изобретательности, а в качестве правовой нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к обратному эффекту — росту богатства немногих[13]. Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов, введении права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и внутренней торговли между собой. Не менее интересен и важен стиль его аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его создания. Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям средства увеличения общего благосостояния страны и подчеркивает социальную значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще не в качестве активного и правообеспеченного субъекта, а в качестве носителя труда и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и потенциала для роста национального богатства страны.
В дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа идеологии, опыта и разнообразия критики меркантилизма новые и новые темы, заостряя внимание на тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических размышлений вокруг проблемы источников и средств создания богатства и процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним. Исходя из философско-исторического позиционирования правовой поддержки как инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления богатств, роста капиталов и обращения денежных средств исключительно и только в среде монополистов — производителей, крупных предпринимателей, и финансистов? Во-вторых, насколько правовая поддержка как средство и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства корреспондируется с формами их государственной поддержки и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники развития конкретных правовых норм, необходимых для стимулирования и развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде хозяйственной и социокультурной жизни?
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса сосредоточено от 45 до 80% работающих.
В нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии деловой активности и инициативы трудно переоценить. С позиций философского анализа, однако, имеет смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством сферу деятельности, имеющую место в различных отраслях экономики.
При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая рефлексия предпринимательской деятельности с целью познания общих моментов в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне зависимости от их особенностей. С нашей точки зрения такими общими моментами проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики являются:
¨ проблемы сосуществования и характер взаимодействий с крупным бизнесом
¨ наличие и степень выраженности конкурентной борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки и прибыли
¨ характер и уровень информационных взаимодействий с органами государственного и территориального управления и контроля, СМИ, т.д.
¨ формы, особенности и развитость взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными организациями
Следует подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего предпринимательства — с целью определения основ и направленности правовой поддержки — следует отнести различение малого и среднего предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой и предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую на территории Российской Федерации социально выраженную группу хозяйствующих субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и наделенную соответствующими правами и обязанностями. Еще в начале развития рыночных реформ экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое условие сбалансированного процесса перехода от форм государственной к праву частной собственности как средству развития рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали, что основными проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости рынков средств производства и рыночной инфраструктуры станут неравное положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения и сроки регистрации новых предприятий, условия вхождения в системы государственной поддержки, а также характер развития и стимулирования коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних предприятий[14]
Как правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания для определения характера и направленности правовой поддержки малого и среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого вида экономической и деловой активности:
¨ создание и поддержка конкурентной среды в различных сферах экономики
¨ реализация своих преимуществ перед крупным бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск, развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на изменения конъюнктуры рынка)
¨ возможность мобилизации финансовых, трудовых и производственных ресурсов населения
¨ участие в освоении разнообразных, в том числе малых по своей емкости сегментов рынка
¨ возможность адаптировать производство к местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.
¨ участие в решении проблемы развития труда и занятости населения
¨ участие в развитии исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного проектирования.
В связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости и свободы и добровольных, этических по своей природе, смыслов реализации их потенциала в совокупной общественной деятельности. Как представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление информатизации и развитие современного информационного общества с социологической точки зрения как «глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах»[15].
Таким образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и среднее предпринимательство представляет собой довольно сложную конфигурацию связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в рыночной среде свои социальные формы, и экономические границы — в среде конкурентной, формирующую свой имидж, содержащую целый набор конкретных интересов, экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления. Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей является необходимым предварительным условием для формирования принципов политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в производстве средств производства — 13,2%, в производстве потребления — 41,5%. В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].
В дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства страны, а социальным следствием стало вовлечение населения страны и его трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в котором, если и было место для инициативы, но не было идеологических основ для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось право собственности на средства производства, лимитировались и распределялись права человека и личности на достойное существование.
продолжение
–PAGE_BREAK–