Философия Ш. Кудайбердиева

Колледж «Престиж»
Философия Ш. Кудайбердиева
Джаксылыкова Сабина

Содержание
 
Введение
Биография
Философия Шакарима
Три истины Шакарима
Особенности философской лирики Ш. Кудайбердиева
Заключение
 
Введение
Дело в том, что в советское время эта сфера традиционно ограничиваласьтакими бесспорно значимыми именами мыслителей, как Ы. Алтынсарин, Ч. Валиханов,А. Кунанбаев, и фактически не изучалась. Да и сегодня среди определенной части философовбытует мнение, отрицающее ее существование. Однако, несмотря ни на что, казахскаяфилософия была и есть. Причем, по мнению ее исследователей, она имеет 25-вековуюисторию.
Я же в своей работе хочу рассказать об одном из наиболее выдающихсяпредставителей казахской культуры и философии — Шакариме Кудайбердиеве.
Биография
Шакарим Кудайбердиев родился в предгорьях Чингистау нынешнегоАбаевского района Семипалатинской области в 1858 году. В семилетнем возрасте оностался без отца, и его воспитывал родной дядя — великий Абай. Абай сумел точноуловить способности своего племянника и направить его на путь истины.
Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленнозанимался самообразованием. По настоятельному совету и при материальной поддержкеАбая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничествов Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкойему была русская культура, с которой он был знаком не понаслышке.
На его долю выпала нелегкая жизнь. После смерти Абая и его сыновейШакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночествеписал стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.
1931 год оказался для мыслителя роковым. Его обвинили в организациинападения группы бандитов на районный центр, и небольшой отряд НКВД без суда и следствиярасстрелял Шакарима. Ему было тогда 73 года. Тело убитого сбросили в заброшенныйколодец, где оно пролежало в забвении тридцать лет. Позднее Кудайбердиева реабилитировали,и в 1962 году его останки прерзахоронили в урочище Жандыбай близ могилы Абая.
Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат”Үш анық”, многочисленные переводы лучших образцов восточнойи русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А. С.Пушкина«Дубровский» и «Метель», перевод рассказов Л.Н. Толстого, поэмФизули и Хафиза. Вершиной переводческой деятельности стало вольное изложение поэмы«Лейли и Меджнун» по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси. Шакарим Кудайбердиевсотрудничал с братьями Белолюдовыми, Е.П. Михаэлисом, Н. Кулжановой (с первой казашкой-журналисткой),будучи членом Русского географического общества. Шакарим Кудайбердиев является крупнымпоэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традицийвеликого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характернымотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа.
Сердцевина идей Шакарима — духовно-нравственное воспитание подрастающегопоколения. Поэт-просветитель не требовал революционных изменений в обществе, оннадеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей.Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения новогообщества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, — уберечь юные душиот дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться,поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения.«Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводуу чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу»,- писал Шакарим в философских думах «Сад подснежников».
Первый в республике музей известного философа, талантливого композитораШакарима Кудайбердиева открыт в урочище Жидебай — одной из составляющих государственноголитературно-мемориального комплекса Абая Кунанбаева. Экспозиция названа «Домохотника» и представляет собой собрание материалов, полностью отображающихбиографию и творчество писателя, подвергшегося репрессиям в 30-е годы прошлого столетия.Впервые общественности представлены документы, подтверждающие его поездку в Мекку.Широко представлены в экспозиции труды западных и восточных философов, историков,произведения казахских и русских классиков. Интерес зрителей вызывают снаряжениедля путешествий, казахские национальные музыкальные инструменты и предметы быта.По данным сотрудников литературно-мемориального музея-заповедника Абая, работы повозведению музея начались по поручению Президента республики Нурсултана Назарбаева.Как отметил директор учреждения Токен Ибрагимов, строительство нового очага культурыдлилось пять лет.
По всей стране проходят конференции, выставки, посвященные памятифилософа, поэта и просветителя. Древние говорили: «Мудрая книга, оставленнаяпосле смерти человеком, лучше, чем дворец или часовня на кладбище». В казахскомобщественном сознании Шакарим и Абай неотделимы, они «срослись» воедино.
 Философия Шакарима
 
Но, не смотря ни на что, творческое наследие великого казахскогофилософа, просветителя, писателя и поэта Шакарима Кудайбердиева в неизменном видедошло до наших дней. И теперь, спустя почти сто лет со смерти философа, мы можемпо достоинству оценить его вклад в опилку мировой философии.
Наследие Шакарима весьма разнообразно и при том довольно трудоемкопо своей трактовке. В большей степени это касается его теоретических философскихвоззрений. В этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему воззрений.Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, начиная от фантастическихидей религии и кончая строго научными положениями философского материализма. Егонисколько не смущала полная абсурдность оккультизма и спиритизма, экстрасенсов имагов. И в то же время он серьезно задумывался над значением новейших открытий естествознания,особенно атомной физики.
Вполне возможно, что подобное могло произойти из-за его неуверенностив достаточности собственных знаний и из-за сомнения в правильности своих убеждений.Помимо того, по его мнению всякая научная идея, получившая распространение в определенныхобщественных кругах, заслуживает пристального внимания, так как может нести в себерациональное зерно. Философия Шакарима как раз и представляет собой основательноперелопаченную «массу отвала» ради добычи крупицы истины.
Центральный объект философии Шакарима — человек. Он считал, чтосущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего взнании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее толькоглазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинахвозникновения и сущности мироздания.
Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющиепринципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путейих решения.
Как справедливо полагал просветитель, для глубокого научно-обоснованногорешения поставленных проблем необходимо быть осведомленным в разных религиях и науках,и знать мнения по этому поводу других ученых. Причем исследователь должен полностьюраскрепостить свой разум и критически оценить разносторонние по содержанию книги,высказывания и суждения.
Сам философ был совершенно независим и мыслил самостоятельно.Он никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех,а были результатом длительных поисков и настойчивых исследований, а также глубокихразмышлений. Свидетельством тому является его замечательное философское произведение- «Три истины». На основе тщательного изучения лучших образцов мировойрелигиозной, философской, художественной литературы он делает весьма существенныедля своего времени открытия. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставленияистинной веры и науки, знания и религии.
В своей философии он формулирует два основных направления развитиячеловеческой мысли: одно — признающее идею творца-хозяина, другое — признающее,что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителейвсех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи;материалисты же верны второй идее.
На протяжении многих страниц своего сочинения Шакарим пытаетсяответить на вопрос о том, какое из этих двух направлений мысли является истинным,поскольку, по его мнению, от ответа на этот вопрос зависит судьба всего человечества.
Характерной особенностью является то, что работая над своими«Тремя истинами», Шакарим не просто регистрировал открытия известных философов,а старался пропустить через себя все прочитанное и переосмыслить. Кроме того, онвнес значительный вклад в историю философии, реабилитировав из забытия целый рядвыдающихся ученых.
 Три истины Шакарима
Но вернемся теперь к «Трем истинам». Сам Шакарим нигдене дает четкой характеристики своих трех истин. А его философские сочинения, способрасположения материала в текстах и логика исследования дают повод для выдвижениянескольких версий трактовки его учения.
Трактовка первая
Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателяи идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудьубедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна.
Вторая истина — это истина науки, основанная на достоверных данныхчувственных восприятий и рационально-логического мышления. Но доводы науки оказалисьнеоднозначными и подверглись опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания.Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческойдуши.
Третья истина — это истина души, субстанциональную основу которойсоставляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть таистина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить егона путь праведной жизни.
Трактовка вторая
Возможен и иной вариант трактовки «Трех истин» Шакарима.Он вытекает из философского эссе мыслителя «Записки забытого», котороеявляется своеобразным подведением итогов проделанной за долгие годы работы и дополнениемтрактата об истинах. Согласно второй трактовке, основой для хорошей жизни должныпослужить.
Честный труд;
Совестливый разум;
Искреннее сердце.
Вот три качества, которые должны господствовать над всем. Безних не обрести в жизни мира и согласия.Особенности философской лирики Ш. Кудайбердиева
Особенности философской лирики казахского поэта Шакарима Кудайбердиева(1858-1931) определяются его суфийским мировоззрением. Но если произведения тюркскихпоэтов как Ходжа Ахмета Ясави (12 в.), Сулеймана Бакыргани (12 в.) отражают и переплетеныс суфийским учением, то стихи Ш. Кудайбердиева идут в разрез с этим учением.
Шакарим не причислял себя к суфиям и суфийским поэтом себя несчитал. Но все его стихи, размышляющие о сути, представляют видение мира с суфийскойинтерпретацией. И языковая картина мира его поэтических текстов состоит из элементовсуфийской поэзии. Возникает вопрос: это дань традиции или авторская позиция?
Чтобы понять смысл его стихов на философскую тему, нужно осознатькультурное и эстетическое пространство этих текстов. Особенно нужно остановитьсяна категории, являющимися компонентами культурного пространства, такие как биографияавтора и социально-исторические условия.
И биография поэта и социально-исторические условия его бытиясжимаются воедино, и как точка всего определяется таким понятием как время. ТворчествоШакарима связано с началом ХХ века. Это — время войны, революций, вступление в новуютехническую эру. Это — время надежд и краха. У казахского народа именно суфийскиеидеи были подпиткой для надежды. Суфийские идеи вдохновляли, сплетали нить праведнойжизни, рисовали светлое будущее, заполняли смыслом происходящее. Суфийские идеибыли тесно связаны с фигурой знаменитого и почитаемого всеми тюрками средневековымсуфием-поэтом Ходжа Ахметом Ясави. Суфийское учение Ясави расширило рамки исламатак, что казах мог втиснуться туда со своим устоявшим менталитетом, мировоззрением,прихватив с собой некоторые атрибуты традиционного верования. Именно в его зарисовкесуфийские идеи наполняли слово надежда. Они были так универсальны, что ни одномуказаху и в голову не пришло бы пересмотреть эти идеи в духе времени.
Но, в то же время, Шакарим отзывается о суфиях крайне отрицательно.В его стихах суфий предстает двуличным попрошайкой, превративший в торг святость.Даже культурное и эстетическое пространство его поэтических текстов аккумулизируетсявокруг этого образа. И как ядерная сфера текста отрицательный образ формирует негативноевосприятие.
Отрицательное отношение к лжесуфиям берет свое начало с Ясави.Однако лжесуфиев времен Ясави и лжесуфиев времен Шакарима нужно различать. У Ясавиобраз суфия и лжесуфия раскрываются в дихотомии, и эти положительные и отрицательныеобразы дают возможность вникнуть в суфийское учение и являются материалом в наставленияхи пропаганде суфийского учения.
У Шакарима нет положительного образа суфия, всем его героям философскихразмышлений почти неведомо суть суфийского учения, они, по мнению автора, олицетворяютдуховную пустошь. Суфий Шакарима, как продукт своей эпохи, только отражает нравывремени поэта. Люди этого учения, точнее сказать примкнувшие к нему, в действительностиобращали в прах все суфийские идеи. Поэтому Ш. Кудайбердиев прилагает все усилия,чтобы суфийское учение рассматривать отдельно от суфия. И это разделение создаетпротиворечие и противостояние с образом мышления самого поэта, что приводит егов смятение.
Шакарим, чтобы рассеять свое смятение, пытается в духе времениреволюционно решить этот вопрос. Как знаток персидской литературы и переводчик ХафизаШакарим знал, что всё суфийское учение основывается на любви. Тему любви с религиознойточки зрения признавал сам Абай — наставник Шакарима, которому поэт подражал вовсем. Но, когда вокруг кровопролитные войны, трудно убеждать себя и читателя, чтолюбовь спасет человеческую душу. Поэтому Ш. Кудайбердиев убежденно меняет полюсасуфийского учения, и божественную любовь заменяет человеческим разумом.
В стихах «Арак, мастык, жар, жан, шатак, иманнын шешуи»автор дает такую расшифровку: арак (водка) — разум, мастык (опьянение) — опьянение,жар (супруга) — истина, жан (душа) — плотские желания, шатак (конфликт) — вера,дин (религия) — насилие. Как видим, из этой расшифровки у поэта то, что приводитсуфия в опьянение (экстаз) не вино (шарап), которое в суфийской литературе обозначаетбожественную любовь, а водка (арак), которая является символом разума. Шакарим нетолько заменяет традиционные термины, но и дает им бунтарскую интерпретацию, чтозаставляет читателя, изучая семантику его терминов, участвовать в построении мирапо его указке.
Указки Шакарима, отражая время, в буквальном смысле слова маршируютпо-солдатски, что лишает его произведения изящества восточной лирики. Марш передаетсясеми или восьми слоговым стихотворным размером. Автор подбирал такие слова, которыхказах использует в обыденной речи. Он все вещи называет своими именами и в контекстечувствуется оттенок вульгаризации. Этим намеренным приемом Шакарим хотел принизитьнедоступность, эфемерность суфийских идей, так, чтобы рядовой читатель мог пощупать,осязать их и не терять из виду. Как элементы текста они в комплексе создают жесткостьвосприятия, что заставляет читателя держаться в напряжении. Языковая картина мираупрощенная, но это придает его стихам динамичность и экспрессивность.
Ш. Кудайбердиев многие суфийские термины арабо-персидского происхождениязаменяет словами, семантика которых понятнее казахскому восприятию за счет каждодневногоупотребления, например: слово «шарап», означающее «вино», поэтзаменяет словом «кумыс» или «арак», хотя казаху слово«шарап» знакомо в своем прямом значении. Но казах не употребляет вино,но хорошо знает вкус и действие кумыса и водки. Однако информация, которую в мировоззренииказахского народа дает это слово, не находит того должного содержания в стихах ссуфийским толкованием. И применение его вышеуказанной расшифровки не раскрывает,а порой конфликтует с информативно-смысловым уровнем текста. В таких стихах в слове-информаторепроисходит разделение формального и содержательного плана. Но благодаря тому, чтоШакарим строго использует мотивы и образы суфийской литературы, сохраняя за нимиих традиционное толкование, и точно следует отношениям суфийских мотивов, план содержанияи план выражения его философской лирики находятся в взаимодействии. Все же наблюдаетсячеткая линия разграничения между ними. Возможно, это намеренный прием, где авторпытается управлять интерпретацией, которая является прерогативой читателя.
Поэтому его философские стихи больше напоминают ряды аксиом,которые являются, по сути, указателями как жить. Эти указания несовместимы с завуалированностьюсуфийской лирики, и его стихи теряют тайну, загадку, которая, в какой-то степени,украшает поэтический мир Шакарима. Он убежденно пытается не украшать свой поэтическиймир, который предлагает, чтобы не отвлекаться от главной цели. Время диктует конкретных,точных действий, без лишних рассуждений. Он считает, что его предложение жить счистым сердцем под руководством разума это — единственный выход для человечества.Но как бы он не называл это — чистое сердце, истина, разум — именно божественнаясущность проглядывается за ними. Это та, божественная сущность, которую он пытаетсяразъяснить человеческой природой, но она все равно уходит за пределы человеческогопонимания, доказывая свою метафизичность.
Лексические, культурные и духовные смыслы философской лирикиШ. Кудайбердиева формируют образ спасительного круга для спасения и сохранения суфийскихидей, которые были основой традиционного верования казахского народа.
Заключение
Какой из этих вариантов трактовки принять за истинный, каждыйрешает за себя сам. В своей работе я просто хотела донести до читателя основныефилософские идеи Шакарима Кудайбердиева. Данное толкование его трудов не являетсяобщенаучным, и я посоветовала бы каждому, кто интересуется философией Кудайбердиева,ознакомиться с «Тремя истинами» и попытаться самостоятельно осмыслитьэто произведение.
Но не смотря на все противоречия, встречающиеся в «трехистинах», одна заслуга Шакарима остается несомненной, а именно то, что философнастойчиво призывал мыслящих людей неустанно искать пути избавления человечестваот пороков. По этому поводу, неустанно повторял он, было высказано и еще большебудет сказано заслуживающих внимания идей. И, как мы с вами можем видеть, в этомвеликий казахский философ не ошибся.