Философская антропология

Философскаяантропология
 

 
Содержание:
 
Введение
1.  Проблема начала философии
2.  Культурно-исторические иэкзистенциальные
факторы генезиса философии
3.  Основные проблемы философии
4.  Современная философская антропология
5.  Идейные источники и основноесодержание современной философской антропологии
6.  Философская антропология в ХХ веке(М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)
7.  Практическое задание 1
8.  Практическое задание 2
9.  Практическое задание 3
Заключение
Список используемой литературы
 

 
Введение
Как известно, объектомфилософского знания является реальность во всем богатстве ее действительности ивозможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальностьне вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, котораярассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие»,«субъект – объект» и т.д.).
Полюса этогомировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такиедиалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой,«пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать»одна в другую.
Отражая непростой ипротиворечивый характер отношения «человек – мир», философия с самого началасвоего существования проявляет черты альтернативности и одновременнодиалогичности. Вся ее история, как будет показано далее, являет собойбесконечный диалог идеализма и материализма, гносеологического оптимизма иагностицизма, диалектики и метафизики. В реальном историко-философском процессеэтот диалог существует как «полифония», «многоголосие» альтернативных позиций –номинализма и реализма, догматизма и скептицизма, рационализма и иррационализмаи т.д.
Целью настоящей контрольной работы являетсярассмотрение проблемы начала философии, рассмотрение процесса ее развития игенезиса, определение круга основных проблем, а также изучение современныхфилософских вглядов на примере философской антропологии и психоанализа.
В ходе написания работы, автор путем анализаучебников по философии, научных работ в этой сфере отечественных и зарубежныхученых и мыслителей, попытался обобщить полученные знания окультурно-исторических и экзистенциальных факторах генезиса философии, ееосновных проблемах, а также идейных источников и основном содержаниисовременной философской антропологии на примере таких видных философов как М. Шелер,А. Гелен и Г. Плеснер.
Объект и предмет исследования определяютсятематикой работы, ее целью и задачами.
Предмет исследования – теоретические основы знаний,разработанные в процессе мировоззренческой деятельности великих мыслителей иученых, в том числе и современного этапа развития научного познания.

1.  Проблема начала философии
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» –любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще нераскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобыбыть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делаетчеловека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием длятого, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что жетакое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствоваликаждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще втакой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателямивряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».[1]
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI– нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самыесчастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными дославы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[2].Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнениеи древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.).
Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласноим, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествлялине с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильными выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различногорода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложныхдоводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый»,выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерялрога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесьдостаточно очевидно[3].
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин,что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудройдушой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии – постижениевсеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. Приэтом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себяи представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».[4]
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и ссоциально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества,безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призванаосвободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижениюсчастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взглядабыл Эпикур (341—270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолетьстрах перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самоеужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смертиеще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существуетни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другиедля нее сами не существуют».
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины,другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам;одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другиек человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что онадолжна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличаетразнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом(множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв.,когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ инаправлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия,познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностьюподтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания,несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме[5].
Таким образом, философию можно определить как учение об общихпринципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция,требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегдаоформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности,методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том,что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременнона природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступаеткак мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрениевопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

 
2. Культурно-историческиеи экзистенциальные факторы генезиса философии
Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философскоезнание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятияхи переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или инуюисторическую эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый периодих исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных людей, так иобщества в целом.
Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашейэры предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не отделялисебя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – уподобляли себя природе,полагая, что человек есть микрокосм, то есть маленькое подобие большого космоса.Природные силы и стихии, устройство земли и неба, события и явления в окружающейойкумену – обжитой и освоенный людьми мир — естественной среде: вот что занимаетумы древних мыслителей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписанв состав космоса как один из его элементов и понимание космического порядка имеетпервостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия античной эпохи можетбыть охарактеризована как космоцентризм[6].
В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикальнымобразом, поскольку центральное место в духовной культуре общества занимает религияи философия рефлексирует над содержанием религиозных мировоззренческих доктрин.Теперь её занимают проблемы сотворения мира, божественного откровения, гармонииверы и разума, цели существования и конца света. Видное место занимает проблематеодицеи – оправдания Бога и поиска источника зла.
Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являетсясам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и путём сверхчувственнойинтуиции, когда обладающему глубокой и искренней верой человеку божественное Провидениеприоткроет завесу тайны бытия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральнойволи средневековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческогоtheos – Бог).
Следующая эпоха – Возрождение, XV — XVI века – выдвигает на ведущуюроль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а именно: искусство. Ренессанс,эпоха Возрождения стала временем гениального творчества великих мастеров живописии музыки, поэзии и прозы, ваяния и зодчества. По всем странам Европы прошло движениегуманистов (от латинского humanum – человек), внушая всеми средствами искусствауважение к достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни. Человек-художник,человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не равняется с самим господом Богоми уж во всяком случае как образ и подобие Божие на земле человек обладает свободойволи и поэтому сам является хозяином своей судьбы и несёт ответственность за своипрошлые деяния и грядущие последствия. Такое направление мировоззренческой мыслиназывается антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).
Эпоха Просвещения охватывает XVII — XVIII века и характерна бурнымразвитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона приобретаетопытный, экспериментальный характер и превращается из умозрительной и спекулятивнойсхоластики, университетского школярства, в науку в современном понимании этого слова,то есть в профессиональную познавательную деятельность. Академические учёные сообщества,книгопечатание и появление массовой прессы, распространение грамотности от светскихсалонов до городских и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные,фундаментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследовании живойи неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “просвещение” означает борьбусвета разума против тьмы невежества, света науки против религиозного мракобесия.Рефлексия над наукой приводит философию к тому, что она выступает как гносеоцентризм(от греческого gnosis – знание)[7].
В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то естьобразцовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, законченные и совершенныетворения – это идеал позапрошлого века. В этот период создаются классические теориив науке, появляются классические литература, живопись, музыка. В России, к примеру,это Лобачевский и Менделеев, поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники,“могучая кучка” композиторов.
Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и кровавыхреволюций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социальных реформ. Историческийпроцесс стал не просто заметным – он обрёл характер бурной публичной жизни и состояниеобщества, юридические и социальные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистикеи даже искусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает новыйфокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от греческого socium– общество).
Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социальныхреволюций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлекших в трагедию самоистреблениябольшую часть человечества; время всемирных организаций, таких как Лига Наций иООН; время создания крупнейших региональных союзов наднационального характера вЕвропе, Северной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе[8].
Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когдамногие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретаютобщепланетный масштаб. Оружие массового уничтожения, спутниковые системы связи,транснациональные корпорации, информационная сеть Internet составили первые несущиеконструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает игратьполитика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивированиемассовой психологии и идеологии.
Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своегопредмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием к социальнойпроблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе развития своего предметакак политоцентризм (от греческого polis – город, государство)[9].
Какой будет философия в XXI веке? Обратится ли она вновь к идеямгуманизма? Скатится ли к мистицизму или религиозному обскурантизму? Уйдёт ли в сухойи педантичный сциентизм? Вновь заразится скепсисом и иррационализмом? Ответ на этивопросы даст время, а направление эволюции философского знания определит векторразвития духовной культуры общества, потому что философия есть лишь зеркало этойкультуры и эхо её основного мотива.
3.  Основные проблемы философии
Философия как сложившаясясистема знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать.С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «что такое философия?»В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретныепроблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философскаясистема имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основноесодержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всегосуществующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философовНового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть«логики научного открытия» и т. д[10].
Но существуют общие вопросы,раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назватьвопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От егорешения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются егопредельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеальногов бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такиекрупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целыйряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологиипознания.
Однако сказанное вовсе неозначает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленитьсущественные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это[11]:
1. Исследование наиболее общихвопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле.Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека.Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее иlogos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросовпознания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания;в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объектпознания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические,химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорируетих. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis– знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общихвопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно,находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основноевлияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постолькуэту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучаетобщественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общихи существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейшихдля философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования.Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называетсяфилософской антропологией.
Таким образом, философия какнаука охватывает собой широкий круг вопросов относительно существования человека,его окружения и его смысла бытия. Если говорить об уникальности этих проблем, тони одна другая наука не занимается изучением столь глубоких вопросов существованиячеловека. И в то же время, изучаемы проблемы философии являются достаточно универсальными,и в той или другой степени рассматриваются отдельными науками. Отсюда и значениефилософского мышления – именно оно – стремление познать неизведанное — являетсядвигателем развития всей науки, в том числе и прикладных ее областей.
4.  Современная философская антропология
Философская антропология всовременной философской науке трактуется по разному.
Всемирная энциклопедия философиипо ред. А.А. Грицанова приводит несколько определений, характерных для данного философскоготермина. Согласно ей философская антропология – это:
— специальная философскаядисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируетсяна протяжении последней четверти ХХ века через абсорбирование собственной тематикииз общего философского дискурса (в котором она выступала лишь фрагментом философскойсистемы) по принципу спецификации собственного «объекта» и «тематизма» его рассмотрения(человек в философской рефлексии; учение «о человеке, его сущности и природе») вряду: «учение о природе», «учение о социуме», «учение о сознании», «учение о ценностях»и т.д.
— совокупность антропологическихконцепций, возникших в неклассической и постклассической философии в результатетак называемого «антропологического поворота» (предметом рефлексии начинает выступатьне бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия), впервыеявно артикулированного Фейербахом в «антропологическом принципе» философии;
— в более строгом смысле словафилософская антропология – направление в немецкоязычной философии (отличающеесязначительным концептуальным единством), конституировавшее себя в конце 1920-х годовкак принципиально новый тип неклассического «философствования» (позднее были оформленыкак относительно самостоятельные антропобиологический, социологический, культурологическийи теологический «развороты»), предлагающий и реализующий программу антропологии,как единственно возможной современной философии и противопоставляющий себя в этомкачестве иным философским дискурсам (прежде всего структуралистско-постструктуралистскомуи системно-структурно-функционалистскому, а также неомарскистскому и психоаналитическомукомплексу идей, но также и иным типам антропологизма в философии)[12].

5.  Идейные источники и основное содержаниесовременной философской антропологии
В перспективе последнего,из приведенных выше определений, современная философская антропология строится как«строгая наука», нацеленная на сущностное измерение человеческого бытия, котораяпри этом:
а) не будучи собственно предметно-научнымзнанием, совместима с последним и может синтезировать в себе систематизированныеданные конкретных научно-дисциплинарных исследований;
б) призвана преодолеть каксложившийся дуализм предметов и методов естественнонаучного и гуманитарно-научногознания, так и явить собой научно-философско-теологический синтез;
в) на этом основании снимаеттрадиционное для европейской философии противопоставление должного и сущего, данногои заданного, витального и духовного, тела и души, прорываясь через постоянные проблематизациисвоих содержаний к подлинному, аутентичному, т.е. собственно к человеческому в человеке[13].
Ее цель – дать целостное,а не совокупное знание о «человеческом в человеке», дать анализ физического, психического,духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы и потенции, которыедвижут им, а главное – благодаря которым «движется» он[14].
Кризис общества, с точки зрениябольшинства представителей современной философской антропологии, есть проявлениеи результат кризиса личности, который, в свою очередь, вытекает из того, что философияследует унаследованной от периода классики традиции сводить человека к «точке» — субъекту, к сознанию (мышлению) и противопоставлять его объекту, миру. Корни же«проблематичности», «нестабильности», «раздвоенности» человеческого бытия заключеныв почти абсолютном игнорировании биологической, витальной подосновы, телесностичеловека, того, что кроме рассудка, разума, сознания он обладает телом, того, чтоон есть животное, хотя и специфическое.
Основная проблема философскойантропологии, достаточно четко дифференцирующая специфику ее дискурсов («разворотов»)– удержание субъекта в мире.
В этом отношении философскаяантропология во всех своих версиях «жестко» оппонирует «бессубъектной философии».В силу того, что человек, будучи «недостаточным», усугубляет свою ситуацию тем,что живет в мире, постоянно провоцирующем различные «разрывы», выталкивающем егоко всевозможным «границам», бытие человека всегда проблематично, требует постоянногоусилия для снятия своей «неопределенности». Для этого ему необходимо привлечениене только «знания контроля» (естественнонаучное знание), но и «знания культуры»,как и «знания спасения». Акцент на том или ином «знании», необходимом для «удержания»человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырехосновных версий («разворотов») философской антропологии: антропобиологической, социологической,культурологической и теологической.
Таким образом, философия ХХвека и аналитико-рационалистской превращается в некое творчество, имеющее цельюотразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненныевопросы человеческого бытия[15].

 
6.  Философская антропология в ХХ веке (М.Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)
 
Философская антропология,по замыслу ее основателя Макса Шелера (1874-1928) и его последователей Г.Плеснера(189201985) и А.Гелена (1904-1976) и других должна была синтезировать в себе всесуществующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущностьчеловека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном,непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиальноотличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельногосуществования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы,открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчестваи появлению культуры.
Каждый раз в поисках своейсущности человек выходит за пределы своей биологической природы и раскрывает себячерез такие свои свойства и способности как вера, разум, воображение. Наличие этихсвойств говорит о многозначности человеческих архетипов. При оценке этих свойстврождаются суверенные образы человека и многообразные антропологические учения.
М.Шелер выделил пять различныхевропейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: 1) еврейско-христианский;2) антично-греческий; 3) натуралистический; 4) декаданский; 5) ориентированный насверхчеловека.
В основании первых трех –тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий»тип его трактовок. Ни один из них, по мнению М. Шелера, не решил и не мог решитьпроблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможногоподлинного «философствования». С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующегофилософского антропологизма.
Г. Плеснер, а позднее и А.Гелен, заявили две основные («эксцентрическую» и «деятельностную» соответственно)версии антропобиологической философской антропологии. Плеснер, кроме этого, сформулировалодну из центральных идей философской антропологии – идею позиционирования, т.е.занятия человеком позиции в социуме согласно мере дистанцирования от природной реальности(эксцентрическая позициональность).
А. Гелен пошел по пути постепенногосоциологизирования этой идеи через акцентирование необходимости преодоления «нестабильности»человеческого бытия и достижения его «стабилизации» (в том числе и через механизмыкультуры, выполняющие функции «разгрузки» человека от чрезмерной необходимости выбора,т.е. излишней неопределенности). Основные же механизмы «удержания» человека и достижения«стабильности» — система социальных институтов, позволяющая устанавливать порядкии упорядочивать влечения. Тем самым философский дискурс у позднего Гелена постепеннопреобразуется в социологический, а философская антропология приобретает вид антропосоциологическогопроекта, наиболее полно реализованного учеником Гелена Х.Шельски[16].
Тема человека становится основнойдля философии ХХ века. Ей посвящено направление философии – психоанализ – одно изнаиболее влиятельных идейных течений этого времени. Основы психоанализа как философскойконцепции разрабатывались З.Фрейдом (1859-1939). Впоследствии его идеи развивалиК.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни и др.
В философском плане. Фрейдисходит из идеи о том, что в основе поведения человека и всех общественных явленийлежит иррациональное начало. Этим началом является открытая им в психике человекасфера бессознательного – часть психики, где сосредоточены желания, источником которыхявляется сексуальный инстинкт (либидо), и вытесненные из сознания идеи. Бессознательноеесть проявление биологического начала в человеке. Кроме бессознательного он выделяеттакже сознание (память, мышление). Бессознательное во много определяет работу сознаниячеловека, его поведение и в принципе не может быть до конца выявлено разумом. Ещеодним элементом психики является сверхсонание – Сверх-Я – принятые и усвоенные человекомсоциальные нормы, идеалы, ценности, традиции.
К.Г. Юнг (1875-1961) разрабатывалтеорию внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, котороесостоит из совокупности архетипов (прообразов) – исторически и культурно обусловленныхустановок, способов понимания и переживания мира.
Э. Фромм (1900-1980) разрабатывалцелостную концепцию личности, исследуя механизм взаимодействия психологических исоциальных факторов в процессе ее формирования, пытался соединить психоанализ З.Фрейда с марксистским учением об обществе. Фромм полагал, что социальная структураформирует потребности человека, а его собственная антропологическая основа определяетспособы его существования. Он вводит понятие типов социальных характеров: рецептивного,эксплуататорского, накопительского и рыночного.
Современные конструкции философскойантропологии означают особый метод мышления, когда человек рассматривается в конкретнойситуации (исторической, социальной, экзистенциальной, психологической, инструментальнойи пр.)[17]. Так продуцируются религиознаяантропология, антропология культуры и прочие типы гуманистической антропологии.В конечном итоге это свидетельствует о развитии комплексного изучения человека.

 
7.  Практическое задание 1
Завершите фразу:
«Процесс историко-генетического становления общества и человеканазывается ….».
Ответ: антропосоциогенез
8.  Практическое задание 2
Укажите имена античных философов, разрабатывающих проблему первоосновымира:
А) Анаксимен; Б) Сократ; В) Пифагор; Г) Фалес; Д) Гераклит; Е)Платон.
Ответ:
Представители милетской школы (натурфилософы) Фалес и Анаксимен
 
9. Практическое задание3
Сравните философию, мифологию и религию. Позиции для сравненияпридумайте сами.
Отвечая на этот вопрос, следует задуматься, что подразумевал авторэтих строк под словосочетанием «Солнце любви». Как мне видится, здесь он имел ввидуне столько любовь к другому человеку, вещи и т.д., а именно то душевное состояниечеловека, которое он должен испытывать на протяжении всей жизни – это Любовь к самойжизни. И если рассуждать именно в этом разрезе – «Солнце любви» действительно окажетсянеподвижным, поскольку царит в душе человека с момента рождения до самой смерти.Все остальное, как замечают философы – приходящее и уходящее (непостоянное).
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифологияи накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человекапостигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостноговзгляда на мир и место человека в нем — философии. Зарождается принципиально инойтип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представленияо мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысленияи решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения сталаабстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения,форма освоения действительности.
Среди духовных истоков философии обычно выделяют два основных– эмпирические знания и мифологию. Знания и миф равным образом порождают философскоевидение мира, но способы их преемственности с ним различны.
Философия и мифология находятся в одном эволюционном ряду и междуними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал,что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ.
Отрицая мифологию, философия тем не менее, воспринимает от нееопыт, с одной стороны, предельного обобщения восприятия мира, а с другой – ценностногоотношения к миру. Процесс отделения философии от мифологии — это длительный, «растянутый»на многие столетия процесс. Следует отметить, что полностью «очиститься» от мифологиифилософия не смогла на протяжении всей истории.
Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозныхучений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией,поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать наобрядность как важнейший компонент любой религии.
Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозногоне в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природныйи социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений.Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономическихзнаний, появлению календаря и распространению письменности.
Таким образом, при сравнениимифологического, религиозного и философского мировоззрения можно сделать утверждение,что если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживаниечеловеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышлениечеловека о существующем, есть самопостижение.

Заключение
Исторически первым был мифологическийвзгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон).Миф — это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнегочеловеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества,в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различныхвидов искусства, собственно философии. Для мифологического мировоззрения характерныследующие черты:
1) эмоционально-образная форма
2) очеловечивание природы
3) отсутствие рефлексии
4) утилитарная направленность
Миф умер как форма мировоззренияна этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом.На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.
Религия(от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментомкоторого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играютведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мифи религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-нагляднуюформу восприятия. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ.
Несмотряна близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическаяоснова религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачипо объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.
Их различиесостоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятнойформе. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность,закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии — не образы, не картинки, а категории,понятия, философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положенияфилософии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной,логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения,т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями омире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны- одна из черт философского сознания. Свободомыслие — объективный принцип философии,который, к сожалению, субъективно часто нарушается.
По самойсвоей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказот веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих.Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существованиемира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбес религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир.

Список используемой литературы
 
1.  Алексеев П.В., Панин А.П. Философия: уч-к.– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК: Велби, изд-во Проспект, 2005.
2.  Бучило М.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Уч.пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
3.  Всемирная энциклопедия: Философия/ Гл.научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Харвест – Современный литератор, – 2001.
4.  Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентоввысших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.
5.  Крюков В.В. Философия: Учебник для студентовтехнических ВУЗов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
6.  Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., МироновВ.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.
7.  Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособиедля вузов. – М.: Политиздат, 1988.
8.  Философия. Учебник. Под общ. ред. Г.В.Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
9.  Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004.
10.  Философия. Уч. пособие/ Афанасьева, Л.А.,Дамашева, В.А. и др. – Улан-Удэ, изд-во ВСГТУ, 2005.
11.  Философия: Учебное пособие для высшихучебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Под общ. ред. КохановскойТ.И. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
12.  Философия и методология науки: Учебноепособие/ Н. Шермухамедова. – Ташкент, НУУ им. М.Улугбека, 2003.
13.  Философский энциклопедический словарь.– М., Мысль, 1983.
14.  Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщениеширокой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., Мысль, 1993.