1 Введение. У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона . Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки . По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии – возрождение античных ценностей , религиозная реформация и развитие естествознания .
И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени . Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения , который он вместе с тем освобождал от пантеизма , миститизма и различных суеверий .
Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноевропейского
Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора . Но обставлена она была классическими декорациями . Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то обма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще , которое надолго укоренится в англо-саксонском обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологичеки единой точки зрения . И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода
,который соотносится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина философия любомудрие . Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона философией далекого английского Возрождения,мы находим в нем самые различные элементы и напаластования новаторские и традиционалистские , научные и поэтические , мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков , и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастроений.
Такова уж судьба классической филосовской мысли долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,претенциозность которых болезненно ощущается уже современниками .Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафорозы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений . Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного
значения в жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе . Идея Великого Восстановления Наук Instaurationis Magnae Scientiarum пронизывала все его филосовские сочинения ,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом . В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради мудрости.Конечная цель науки изобретения и открытия . Разве можно не считаться с тем восклицает он что дальние плавания и путешествия которые так участились в наше время , открыли и показали в природе множество
вещей ,могущих пролить новый свет на философию . И конечно ,было бы постыдно ,если бы в то время ,как границы материального мира -земли ,моря и звезд – так широко раздвинулись , умственный мир продолжал оставаться в тесных пределах того , что было открыто древними . И Бэкон призывает не воздавать слишком много авторам ,не отнимать прав у Времени – этого автора всех авторов и источника всякого авторитета .
Истина дочь Времени ,а не Авторитета бросает он свой знаменитый афоризм . Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литературного наследия -еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни , которому завершение даст судьба человеческого рода ,причем такое ,какое,быть может при настоящем положении вещей
и умов не легко постигнуть или представить . В известном смысле он оказался прав . И сейчас ,столетия спустя ,мы как бы вновь осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки . 2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ . Он родился 22 января 1561 года в Лондоне ,в Йорк -Хаузе на Стренде ,в семье одного из высших сановников елизаветинского двора ,сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж . Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля ,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов ,но бесплодной в отношении всего ,что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе ,Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в
Париж ,где он приобщается к составу английского посольства .Франция дала ему превосходный урок политического образования . Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента . Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпорацию ,где на протяжении ряда лет изучает
юреспруденцию и философию. В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин ,где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора . В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность томик небольших эссена религиозные ,моральные иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его Опытов или наставлений нравственных и политических . За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию он признается ,что из всех его произведений
Опыты получили наибольшее распространение . Они принадлежат к лучшим плодам ,которые божьей милостью могло принести мое перо . В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще через пять лет -должность генерал -атторнея высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и подемом его филосовско литературного творчества . В 1605 году Бэкон публикует трактат О значении и успеха знания ,божественного и человеческого , в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации . Это был прообраз его труда О достоинстве и преумножении наук , начало воплощения плана Великого восстановления Наук . Параллельно шло обдумывание и других разделов Великого Восстановления . В ряде работ , над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получивших впоследствии развитие в
Новом Органоне . В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов О мудрости древних . В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расширенное издание Опытов или наставлений . В то же время им были закончены Описание интеллектуального мира и Теория неба . В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый Новый органон , содержащий его учение о методе и теорию индукции ,
по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни Великого Восстановления Наук . Он работает над кодификацией английских законов и над историей Англии при Тюдорах готовит третье английское и латинское издания Опытов или наставлений и цикл работ по Естественной и экспериментальной историии печатает свой самый обЪемистый и систематический труд О достоинстве и приумножении наук 1623г. -первую часть
Великого Восстановления и сборник Изречения ,новые и старые 1625г В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над трактатами О началах и истоках в соответствии с мифами о Купедоне и о небе и окончательным вариантом Новой Атлантиды Весной 1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался. 3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ . В своем произведении
Великое Восстановление Наук многозначительно названном Величайшее порождение времени , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел Великого Восстановления Наук Instaurationis Magnae Scientiarum – скорее порождением времени , чем своего ума . Его план он опубликовал в 1620 году вместе с Новым Органоном . Это был грандиозный замысел . Его первая часть Разделение наук призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы ,которые прежде всего нуждаются в дальнейшем изучении .
Вторую часть составлял Новый Органон или указания для истолккования природы . Здесь излагалось учение о методе познания как законном сочетании способностей опыта и разума и истинной помощи разума в исследованиях вещей . В противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского Органона Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их анализа и обобщения . Эта часть филосовско-методологический фокус всего бэконовского
замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел его Великого Восстановления Наук . Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов,свойств и явлений,естественнонаучных наблюдений и экспериментов,которые,согласно его концепции ,должны были стать исходным материалом для последуещего индуктивного обобщения. Небольшой набросок этой части Приготовление к естественной и экспериментальной истории,или
План естественной и экспериментальной истории,способной служить надлежащим основанием и базой истинной философии появился в 1620 году в одном томе с Новым Органоном . В четвертой части Лестнице разума на частных,но типичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстрирован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия,методика которого изложена в Новом Органоиде . К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление. Только предисловие им было написано и к пятой части Предвестию ,или Предварению второй философии . Она должна была содержать предвосхищения подлинно научного объяснения явлений природы ,предварительные результаты собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные надлежащим образом строго научным методом . Что же касается последней ,шестой части Второй филисофии или
Действенной науки ,то есть взятой в самом широком объеме сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной им методологии ,то Бэкон скромно признавался дать завершающую ее картину – дело ,превышающее и наши силы,и наши надежды . Это дело он оставлял всему последующему развитию человечества.Такова общая концепция и структура Великого Востановления .Она была связана не только с пропагандой научного знания и предчувствием зреющих в нем перемен ,но и
с утверждением новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением решающий роли в будуности человечества. Итак,только истиное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мирадва человеческих стремления – к знанию и могуществу -находят здесь свою оптимальную равнодействующую . В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской философии ,по меткой характеристике Б.Фаррингтона философии индустриапльной науки . И здесь же коренится одна из глубоких причин столь продолжительной
популярности его взглядов . 3 ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ . Как особая область знания философия , по Бэкону ,существует наряду с историей ,поэзией и боговдохновенной теологией . История соответствует памяти,поэзия -воображению ,философия – рассудку Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,которое исходит из трех способностей разумной души . Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия .При этом он замечает , что все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом ,чтобы они лишь намечали или указывали различия наук , а не рассекали и разрывали их , с тем чтобы никогда не допускать нарушения непрерывной связи между ними . Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов ,а
с абстрактными понятиями ,выведенными из них , соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается .Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки . Предмет ее трояк – бог, природа .человек.Соответственно этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соответствии с бэконовскими
принципами Великого Восстановления призвана составить вторую филисофию , или действенную науку,не созерцающую и констатирующую ,а открывающую и изобретающую . Второй философии Бэкон противопоставляет первую философию или мудрость ,которая выступает некоей всеобщей материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих качеств сущего. Задача первой философии -показать единство природы путем выявления и систематизации
общих и основополагающих принципов и аксиом ,применимых в самых рапзличных областях знания. Поистине знание о природе – это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона ,и какие бы филосовские вопросы он ни затрагивал,подлиннойнаукой для него оставались изучение природы,естественная философия . Фундамент естественной философии составляет естественная история.Однако фактическая констатация и описание тех или иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют теоритической науки ,которая всегда есть знание причин . Таковой в естественной философии выступают физика и метафизика.Физика изучает общие начала вещей ,систему и строение Вселенной ,а также все многообразие объектов природы. При этом физика интересуется материальными и действующими причинами явлений ,причинами более частными
и изменчивыми по сравнению с теми которые составляют предмет метафизики. Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и неизменное ,чем материальная и действующая причины ,а именно форму и конечную величину. Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл там,где речь идет о человеческих действиях,а поэтому как раздел естественной философии метафизика должна прежде всего исследовать формы , охватывающие единство природы в несходных материях ,в то время как
собственно физика имеет дело с преходящими и как бы внешними носителями этих форм. Великим приложением к естественной философии ,как теоретической ,так и практической он считал математику . Строго говоря ,математика даже составляет часть метафизики ,ибо количество ,которое является ее предметом ,приложенное к материи ,есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений ,а поэтому и одна из ее сущностных форм . 4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .
Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека и вместе с тем тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мотивов ,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения .Френсис Бэкон различал в человеке две души – разумную и чувственную.Первая-боговдохновенная ,вторая – подобная душе животных первая происходит от духа божия , вторая – из набора материальных элементов и является органом разумной души. Все учение о боговдохновеной душе – о ее субтанции и природе ,о том,врождена ли она или привнесена извне ,он оставляет компетенции религии . И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием ,в котором они находятся в настоящее время ,тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений
,которые могут породить у философов данные чувственных восприятий . 5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД . Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов ,но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла . Схоластика была книжной наукой ,то есть пользовалась сведениями ,полученными из книг .
Ощущался не недостаток не столько в идеях ,сколько в методе для получения новых открытий ,в том твердом основании ,на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания – в организации эффективного экспериментального исследования . Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики ,так и его метода. Его заслуга ,в частности ,состоит в том ,что он со всей определенностью подчеркнулнаучное
знание проистекает изопыта ,не просто из непосредственных чувствительеных данных ,а именно из целенаправленного организованного опыта , эксперимента. Боле того ,наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства. В трактате О достоинстве и преумножении наук мы находим интересный анализ научного опыта типа охота Пана , где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментировани , в частности изменение ,распространение ,перенос ,инверсию ,усиление и соединение экспериментов . Изменение эксперимента – это такая операция ,когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами ,но при других условиях . Следующая операция-распростронение эксперимента – связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме . Перенос эксперимента бывает троякий из природы в искусство ,из одного технического искусства или вида практики в другой ,из одной части искусства в другую часть
того же искусства . Инверсия эксперимента имеет место тогда ,когда доказывается противоположное тому ,что уже известно из опыта . Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства . Соединение эксперимента – это объединение в единое целое нескольких экспериментов связь и сцепление их преминений . Оно используется там ,где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект . И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента
такими замечательными словами не нужно падать духом и приходить в отчаяние ,если эксперименты ,которым отдано столько сил ,не приводят к желаемому результату .Конечно , успех опыта значительно приятнее ,но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями . И нужно всегда помнить о том мы повторяем это непрестанно ,что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчевее , чем к плодоносным . Теорию светоносных опытов
Бэкон изложил в Новом Органоне ,она по существу смыкается с его учением об индукции . 6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ . Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные обоснования . Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов самой же природы ,из фактов опыта . Иной альтернативы в научном познании не сущуствует . Самое главное – это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений . Основным методом исследования в естественной философии является индукция . Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случаев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибочным результатам . И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции ,которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы .
В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффективных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком ,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации,заключающейся в посылках индуктивного вывода . Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой .
Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлдения форм прстых свойств ,или природ , как называет их Бэкон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные физмческие тела . Во-вторых ,задача бэконовской индукции – выявить форму,в перипатетической терминологии формальную причину ,а отнюдь не действующую или материальную ,которые,по его мнению ,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и существенно связаны с теми или иными простыми свойствами .
Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования , а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался , естественной философии . Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости . Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки . Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции . Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим .Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя прибавить писал Бэкон Наоборот ,рассматривая ум не только в его собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы
должны установить ,что искусство открытия может расти вместе с открытиями . 7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ . Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идейных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то на одних , то других источниках ,воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи . И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возвращается к античной классике .
Его сочинения полны ссылок на греческих и римских философов,писателей ,историков ,поэтов и риторов . Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте . В том ,что все они определяли материю как активную ,как имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ,
Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип всякой истинной те есть опытной науки . В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия – античной философии ,мифологии и христьянству . Отношение Бэкона к античности по своему продумано. Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и использует взятое для подтверждения идей и установок своего мировозрения . Он целенаправлено интерпритирует античность , и его подход отличается как от эмпирического описательства , так и от простой констатации самосознания этого прошлого , понимание его изнутри его концепции и эпохи . Главная установка Бэкона – понять природу из нее же самой ,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями человеческого духа . Поскольку природа есть физическая ,чувствительная материальная сущность ,понять ее можно лишь
сполмощью адекватных ей способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными средствами . 8 ЭТИКА Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом что есть добродетель ,то есть чем должен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным . Предмет этики – человеческое волеизлеяние ,направляемое и организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезориентируемое кажущимися ,мнимыми благами .
Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерцательной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаменатель и под удар своей свей критики все те нравственные ценности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древних киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков . Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность ,душевня безмятежность
,самоуспокоенность ,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется ,что все эти гармонизирующие душу блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья ,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг ,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире . И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке добрые дела связывают людей теснее чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты . 9 ОПЫТЫ . Работа над Опытами или наставлениями нравственными и политеческими сопровождала его всю
жизнь . С них началась известность Бэкона как писателя . Опыты оставались самымми популярными из его сочинений ,надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим делам и чувствам людей ,да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества . Первое издание Опытов появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание .
Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были исправлены и дополнены . Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских , этических и социально-политических воззрений Бэкона , они принадлежат более английской литературе ,чем философии .Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь характерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждениями
и умозрительными конструкциями . И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно. Чтобы получить представление о всем содержании Опытов, об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и многограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочитать сами эссэ . В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей ,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы . В других к вам обращается человек ,умудренный житейским опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий самые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них обнаруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,придирпчивый и объективный
судья поступков . Но помимо политического и практического сознания Опытысодержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов ,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуациях . Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр человеческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит свои заключения . Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань
Опытов 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике ,Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия ,еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал ,что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни ,которому завершение даст судьба человеческого рода ,притом такое какое,пожалуй людям ,при нынешнем
положении вещей и умов ,нелегко постигнуть и измерить . В известном смысле он оказался прав . И сейчас столития спустя ,мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки ,но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии ,пережитые на этом пути в прошлом ,и тревога за то ,что ожидает нас в будущем .