ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 21. Философские аспекты психоаналитического учения 1. Коперниковский переворот замыслы и итоги 2. Исходные мировоззренческие установки основателяпсихоанализа 3.Психоанализ 3.Фрейда 71.4Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом 102. Происхождение и сущность религии в свете психоанализа 1. Случай и суеверие. Невроз и религии 2. Происхождение религии 162.3.
Табу как форма социальной регуляции 182.4 Теория атеизма 20Заключение 21Список литературы 22ВВЕДЕНИЕНаправление, в котором шло развитие этого затянувшегося нанесколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различныхточек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установитьистину. Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и ученияоснователя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизмеФрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко
выраженноеидеологическое звучание. Проблема религии занимает особое место в социальной философиипсихоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах,но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского характера. Определив религию как проецированную во внешней мирпсихологию , Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубокихистоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческойпсихики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие
основымифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральнуюзадачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратитьметафизику в метапсихологию , т.е. свести учение о сверхчувственной реальностик общей теории человеческой психики.Фрейд считал, что религия – это не просто массовая иллюзия, ноиллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивыхсостояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичныхприродных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий иритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людямприспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования.Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Емуудалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего,а именно символизм,
стереотипность, принудительнось совершаемых действий,иллюзорность лежащих в их основе идей. Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепцииФрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепиисторико-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание гранеймежду нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основноеядро человеческой психологии неизменно,
Фрейд считал возможным уподоблятьпсихику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка.Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляетсобой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь исталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позициейученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблеми методами их решения, между субъективными намерениями и объективнымрезультатом его исследовательских усилий.1.
ФИЛОСЛФСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 1. Коперниковский переворот замыслы и итоги Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важностьпоставленных Фрейдом проблем. Привлечение внимания научной общественности ксложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемойим, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоретическое ипрактическое значение. По существу отмечает А.Е. Шерозия это означалопопытку найти особую форму модификации человеческой психики за пределамисознания и сделать ее предметом объективного наблюдения. Благодаря этому вкачестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формахее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и впатологии . Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найтинужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось.Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, вкоторой
факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с языкоминосказаний и образов. Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даныв теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искажены терминологическимиухищрениями, произвольными заключениями и непроверенными гипотезами. Фрейд не раз называл психоанализ своим детищем . Поэтому,рассматривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теориипсихоанализа, нельзя не
коснуться тех вех его жизни и творчества, которыеоказали непосредственное влияние на их оформление и развитие. 2. Исходныемировоззренческие установки основателя психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге,провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкоготорговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи ужеутратили силу.
Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам истрасть к знаниям. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось подвлиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Решающую роль вформировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще вгимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целуюэпоху в истории научного знания.В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венскогоуниверситета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Подруководством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований,способствующих оформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден,что органом психики является мозг и психические процессы существуют внеразрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, несмотря науспешную исследовательскую работу, была
для него закрыта. Крушением творческихпланов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку вВенской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечениемневрозов.Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни теорией,ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, носовершенно не изученным заболеванием. Затруднения Фрейда были естественнымотражением общих трудностей науки его времени.
Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическоесредство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история скокаином 1883 г действие которого он изучал на себе и близких. ЭкспериментыФрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых. Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом вневрологии физико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейдзанимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органическойневропатологией,
методологические принципы физико-химического подхода вполнесебя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших формпсихической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себезнать. Медики вспоминает Фрейд в последствии были воспитаны в духеисключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом. Коценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к немубезразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология,которая делала свои первые шаги. Фрейд искал таинственную причину неврозов почти полторадесятилетия. В 1885 г пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии вВенском университете, Фрейд получил возможность поехать на стажировку в Париж,во всемирно известную клинику Сальпетриер , которую возглавлялкрупнейший невропатолог
Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причиныфункциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а впсихологии, глубоко запала в сознание Фрейда.Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна Внушение и его применении в качестве терапии , он попыталсяприменить гипноз в целях лечения больных. В ряде случаев гипнотическое внушениевело к полному исчезновению у больных истерических симптомов.
Особенно поразилего эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна былоприказано по пробуждению открыть зонтик, что она и сделала. На вопрос, зачемона открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться еели зонтик.Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкийрезультат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний.Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пережить итем самым разрядить подавленный
психический импульс, вызвавший болезнь. Обобщивнакопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что организм располагаетпостоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергиясвоевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается илиподавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смыслпредложенного состоял в том, чтобы разрядить патогенный зарядпсихической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям Фрейда. 1.3.Психоанализ 3.Фрейда. Для рассмотрения основных вопросовреферата необходимопровести разграничение основных понятий, используемых в ходе работы.Психоанализ отгреч. psyche-душа и analysis-решение – часть психотерапии, врачебный методисследования, развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии.Затем он был переработан
Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытыхсвязей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится напредположении, что известный комплекс патологических представлений, вособенности сексуальных, вытесняется из сферы сознания и действуетуже из сферы бессознательного которое мыслится как область господствасексуальных стремлений и под всякими масками и облачениями проникает всознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.
Вдействии таких вытесненных комплексов видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов истерий ,и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе анализе можнобыло свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их путем беседы или соответствующих действий , а именно предоставить им возможностьотреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному либидо центральную роль, рассматривая человеческую
душевнуюжизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений кудовольствию или к неудовольствию.Исходяиз вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трехуровнях 1.психоанализ- как метод психотерапии 2.психоанализ- как метод изучения психологии личности 3.психоанализ- как система научных знаний о мировоззрении,психологии, философии.Рассмотревосновной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться кнему как мировоззренческой системе.Врезультате творческой эволюции З. Фрейдрассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своимикомпонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами Оно ид ,Я эго и сверх-Я супер-эго .ПодОно ид понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное,генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее нио реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна.
Еетребованиям должна удовлетворять инстанция Я эго .Эгоследует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющихадаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.Эго – посредник между стимулами, идущими как изэтой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответнымидвигательными реакциями с другой. Кфункциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешнихвоздействий в памяти, избегание
угрожающих влияний, контроль над требованиямиинстинктов исходящих от ид .Особоезначение придавалось сверх-Я супер-эго , которое служит источником моральных ирелигиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределенгенетически, а Я – продуктиндивидуального опыта, то супер-эго -продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве связано, согласно Фрейду, с комплексом
Эдипа или Электры и остаетсяпрактически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодарямеханизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. ЕслиЯ эго примет решение или совершит действие в угоду Оно ид , но в противовессверх-Я супер-эго , то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувствавины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я частодействует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлениемразличных сил, Я эго спасается с помощью специальных защитныхмеханизмов – вытеснения, рационализации,регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение изсознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в областьбессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на негодавление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровеньповедения
или мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством которогозапретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты,разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.Разновидностью сублимации является творчество.УчениеФрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного,или, как иногда говорил сам автор, преисподнюю психики.Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важныйаспект открытие
Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием инеосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, покоторой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд,не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственноговнутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощьпризван прийти психоанализ с его методом свободных ассоциаций .Следуя биологическому стилю мышления,
Фрейд выделял два инстинкта, движущиеповедением инстинкт самосохранения исексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этотвторой инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы ссылка наЮнга и назван – либидо.Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепогоинстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человекиспытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальноевлечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациямего пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя своисобственные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что сценарий сновидений при его кажущейся нелепости нечто иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах -символах этой формы ночной жизни.
Идеяо том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы,рассмотрена Фрейдом в книге Психопатология обыденной жизни 1901 . Различные ошибочные действия,забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснятьих слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому чтоничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причиннообусловлено. В другой работе
Остроумие и его отношение кбессознательному 1905 шутки иликаламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного темиограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальныенормы.Схемапсихосоциального развития личности отмладенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение клицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в Трех очерках потеории сексуальности 1905 .
Однойиз ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формулаотношения мальчика к родителям мальчик испытывает влечение к матери,воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.Впериод первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов.Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления ксмерти Тонатос как антипод Эросу , по Фрейду, этот инстинкт включает в себя иинстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготениек смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводиласьв ранг известного, заложенного в самой природе человека биологическогопобуждения. 1.4.Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом Многие западные, да ироссийские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейдаосновывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными ирассмотрении основателем
психоанализа собственных сновидений. Истокипсихоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологическихконцепциях конца XIX века. Что касаетсяфилософских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он нетолько с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но ифактически никогда не обращался к философским трактатам.Другиеисследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказатьвоздействие на становление различных психоаналитических концепций.
Средифилософов, размышления которых о человеке дали толчок к формированию ученияФрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.Теоретикипсихоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого,впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворотанауке. Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими отистинного положения дел.
Такдля некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, былохарактерным признание существование неразумной души , неразумнойжизни , протекающей таким образом, что человеку становятся неподвластны чувства . В ведийской литературе Упанишад говорится о пране , представляющей собой жизненную энергию, котораяявляется изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит изпризнания наличия несознательной жизни.Будучизнакомым с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть оттуда представления обессознательном, т.к. Платон размышляет опроблеме неосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамкахдревнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного,будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли незаинтересовать основателя психоанализа. Не случайно, при обосновании илиоправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто, прибегал кавторитетам Эмпедокла и Аристотеля.
Вфилософии XVII-ХVIII столетий на передний план осмыслениявыдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением ролии места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том,следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительносознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладаетсвойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически,бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической
жизничеловека.УР. Декарта 1596-1650 этот вопросрешался однозначно он провозгласил тождество сознательного и психического,считая, что в психике человека нет и не может быть ничего, кроме сознательнопротекающих процессов. Максима я мыслю, следовательно, я существую становится отправной точкой его философии. Это не значит, что, абсолютизируясилу разума и сводя все психическое к сознательному, Декарт не признаетсуществования страсти человеческой души.
Напротив, в трактате Страстидуши он предпринял попытку осмысления проблемы. В этом трактате Декарт нетолько осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе, происходящеймежду низшей частью души, названной им чувствующей ,и высшей ее частью – разумной .Однако он считает, что части души не имеют принципиальных различий и, поэтому,душа фактически одна. При этом между двумя частями души нет никакой борьбы,поскольку разум является предопределяющим. Борьба в душе человека происходитлишь тогда, когда одна и та же причина вызывает страсть, оказывающую влияние натело. В этом случае человеческая страсть вызывает как бы бессознательноедвижение тела, в то время как душа сдерживает их. Противабсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Спиноза 1632-1677 ,считавший, что люди скорее следуют руководству слепого желания, чемразума . В противоположность картезианской философии Спиноза выдвинулположение, согласно которому влечение или
желание есть сама сущность человека.Эти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечений человеканашли свое отражение в работах ряда философов, высказывавших сомнение по поводутех или иных положений картезианской философии.Однимиз таких философов был Юм 1711-1776 , который выступил против расхожихпредставлений, что любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом.Юм предпринял попытку доказать, что, во-первых, сам по себе разум не можетслужить
мотивом волевого акта, и, во вторых, этот разум отнюдь не препятствуетпротеканию аффектов. При этом Юм полагал, что в принципе разум и аффекты немогут противостоять друг другу или оспаривать друг у друга приоритет вуправлении волей человека и, следовательно, нет необходимости говорить окакой-либо борьбе между ними В рассуждениях Спинозыи Юма много сходного с тем, что позднее быловыражено в психоаналитическом учении Фрейда. Это,прежде всего, положение о том, что в жизнедеятельности человекапредопределяющую
роль играют его бессознательные желания или влечения, нежелисознание, разум. Кроме того, спинозовская трактовкажеланий и влечений человека в качестве его самойсокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяются основателемпсихоанализа. Наряду с проблемой соотношения разума исластей важное место в философии XVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях междусознательными и бессознательными восприятиями, идеями и суждениями, которыйотносится к философскому пониманию природы человеческого познания. Декартпризнавал наличие у человека неясных и темных восприятий, возникающих в силу двойственного происхождения восприятий как таковых,ибо согласно картезианской философии одни из них возникают в теле, другие в душе человека. В свою очередь Спинозаразличал ясные и смутные идеи.Вфилософии Лейбница 1646-1716 эта проблема рассматривалась через призмутак называемых малых перцепций
, незаметныхвосприятий . Согласно его взглядам трудно объяснить возникновениесознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-тотакого, что не характеризуется свойством сознательности, но тем не менеедремлет в человеческой душе. Способ рассуждения о необходимости признаниябессознательного и аргументация, к которой прибегают Лейбниц и Фрейд, во многомидентичны. Проблемабессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существованиянеосознанных представлений,
находит свое отражение в философии Канта 1724-1804 .Кант замечает, что мы можем сознавать, что имеем представление, хотя и неосознавать его. На этом основании он различает два вида представлений смутные и ясные . Кант не сомневается не только в наличии у человека смутных представлений, но и в существовании чувственныхсозерцаний и ощущений, что сфера смутных представлений учеловека довольно обширна, в то время как доступные сознанию
ясные представления не столь многочисленны.Размышленияо проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX века. В этот период намечается иосуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкойклассической философии к иррациональному пониманию бытия человека в мире.Однимиз философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской мысли, былШопенгауэр 1788-1860 . В своем главном труде Миркак воля и представление 1819 онвыдвинул учение, согласно которому началом всего сущего являетсябессознательная мировая воля , а первым актом сознания – представление. В воле находится источникспонтанного развития, именно эта необузданная и неуправляемая сила дает толчокк созиданию всех реалий жизни. Что касается познания человеком окружающегомира, то, в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством представления этот мирстановится доступным человеческому сознанию. Таким образом, сознательнаяинтеллектуальная деятельность человека составляет лишь нечто побочное, неимеющее
никакого принципиального значения для познания как такового, посколькуразум способен постичь только явления, а не саму суть происходящего. Всеоказывается детерминированным бессознательной волей.Аналогичныхвзглядов придерживается и Ницше 1844-1900 . Как и Шопенгауэр, он исходил из того,что в основе мира лежит бессознательная воля, дающая начало всему сущему.Исходя из этого, бессознательное в философии
Ницше кладется в основу, какпознавательных процессов, так и всей человеческой деятельности. Для объяснениявсех проявлений жизнедеятельности людей он вводит понятие воля квласти , трактуя ее в качестве природноданного, бессознательногоинстинкта каждого человеческого существа. Сознание же вторично и вообщеисчезает, уступив место автоматизму. Философия Шопенгауэра и Ницше оказалабольшое влияние на формирование психоанализа.
Однако, рассуждения Шопенгауэра иНицше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрениибессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизниимпонировали Фрейду, который поставил всю эту проблему в центр своегопсихоаналитического учения.Такимобразом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного иих идеи, несомненно, оказали влияние на становление психоаналитического ученияФрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают как психиатра, его философскогонаследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своей работе Психоанализ ирелигия писал Фрейд, последний великийпредставитель рационализма Просвещения и первый, кто показал егоограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистыйинтеллект,
Фрейд показал, что разум – ценнейшееи человечнейшее из качеств человека – самподвержен искажающему воздействию страстей . 2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА 2.1. Случай исуеверие. Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических феноменов ивозможность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последствия,Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанализа
весьманапоминает наукообразное суеверие.Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесениячеловеком вовне несознательных мотивов своего поведения. Смутно ощущаявнутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительногообъяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источникво внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых формсуеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества
-религии. Фрейд пытается найти земное ядро туманных религиозныхпредставлений, свести небесное к земному . Он видит в религиимистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза священных наслоений. Продуктивность этого метода была блестяще доказанаФейербахом в работах Происхождение христианства и Лекции о сущностирелигии . Фрейд, видевший в религии лишь проекцию внутрипсихических процессов,допустил ошибку – антропологизировал
и психологизировал религию. Сторонники психоанализа нередко утверждают, что, введя понятиебессознательного, Фрейд революционизировал религию. На самом же деле приоритетв этом вопросе принадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в Лекции о сущности религии писал, что предметом религии является не тольковнешняя природа, но внутренняя природа человека. Тайна религии есть в концеконцов тайна сочетания сознания с бессознательным. Человек со своим Я или ссознанием стоит на края бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным,как его собственным бессознательным существом, представляющимся ему чужим.Чувство, охватившее человека, перед лицом этой пропасти и изливающееся в словахизумления что я такое? откуда? зачем по сути дела, и есть религиозноечувство, чувство того, что Я ничто без некоего Не-Я , перед которым человекиспытывает такую же зависимость и страх, как и перед
неуправляемыми стихиямиприроды. Поэтому нередко среди верующих часто встречаются люди, для которыхкульт, как привычная форма поведения, является основой связывающей нитью срелигией.Сопоставляя ритуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том,что легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействиемрелигиозного ритуала в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции запрещение мешать и добросовестном выполнении мелочей .
2.2. Происхождениерелигии Размывание границ между индивидуальным и общественным,психологическим и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью,послужило методологической предпосылкой для широкой серииисторико-психологических параллелей, легших в основу психоаналитическойконцепции происхождении религии. В работе Тотем и табу Фрейд считал, по собственномуопределению, попытался разработать с помощью психоанализа проблему народовкоторая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений,государственных
порядков, нравственности и религии, а также и к запретамкровосмесительства и веления совести .Фрейд был хорошо знаком с современной емуисторико-религиоведческой и этнографической литературой по проблеме тотемизма.Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точкизрения, все они были слишком рациональными. Психологические теории связываливозникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами, т.е. посуществу, отожествляли тотемизм с анимизмом.Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявилизвестную проницаемость. Согласно Фрейду, все существующие теории не раскрылиглубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он берет на себясмелую попытку осветить при помощи психоаналитического метода то, чтооставалось темным и сомнительным в психологии народов. В основе исследования сущности и природы тотемизма у
Фрейдаположена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальнойпсихологии. В душевной жизни народов пишет он должны быть открыты подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа уиндивидуума . В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь.И это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафорой. Каждыйчеловек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследиячеловечества, который
включает не только предрасположения, но и идейноесодержание, следы воспоминаний, опыта прежних поколений . Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сферепсихическое наследие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает осебе знать, проявляясь во множестве замаскированных форм. Наиболее явственноэто архаическое прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со сторонысознания ослабевает. Таким состоянием, присущий всем людям, является сон.
Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считалименно сновидения. Фрейд рассматривает сон как пример регрессии, возвращения кпрошлому, как форму возрождения древних инстинктивных импульсов, какреставрацию первобытного нарциссизма . Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство. Аналогиямежду зарей цивилизации и детством человека, между дикарем и ребенком,приобрела широкую популярность в начале ХХ веке среди представителейобщественных наук, механически переносивших диалектику эволюции биологическихвидов в область социального развития. Суть ее состояла в том, что ребенок впроцессе роста вкратце повторяет путь духовного развития человечества,последовательно двигаясь от дологических религиозно-магических форммировосприятия к современному научному мышлению. В период детства человек, помнению Фрейда, должен проделать огромный путь от каменного века
до участия всовременной цивилизации. Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь.Взгляд на психическое расстройство как на регрессию , возвращение психики наболее низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале ХХ векаотстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее аналогичную точкузрения развивали и другие ученые.
Суммировав и доведя эти идеи до логическогоконца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью.Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении кродителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самымкомплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессеего роста и развития.Круг, как видно, замкнулся.
Цель аналогий и уподобления привелаФрейда к следующему поскольку основные характеристики табу и неврозанавязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то онрешает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу. Опорными пунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизмастали психоаналитическая трактовка детской сексуальности, концепцияпроисхождения трапез и теория циклопической семьи .Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные,агрессивные, эгоистические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегаетдемаркационная линия между табу и неврозом. 2.3. Табу какформа социальной регуляции Главная причина неудачи Фрейда на ниве историческогорелигиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до инезависимо от изучения конкретно-исторической реальности.Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно.
Произвольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знатьуже в первых очерках Тотема и табу , посвященных анализу первобытной татуации.Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 векеанглийским мореплавателем Куком в Полинезии. Позднее аналогичные формысоциального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие табу имеет двойственный смысл святой запретный и означает категорическийзапрет.
Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известноготезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материалепервобытной табуации.Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит кмнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей.Сильное желание нарушить его остается в бессознательном.
Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. Вотличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е.инициировано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистическихи эротических компонентов. Анализу психологических механизмов возникновения функционированияинститута первобытного табу Фрейд посвящает два очерка Боязнь инцеста и Табу и амбивалентность чувств .
Понимание табу , согласно Фрейду, являетсярезультатом уподобления его навязчивым. И тем и другим присущи немотивированность – их происхождениенеизвестно, рациональное обоснование отсутствует принудительность – их соблюдениепроисходит как бы помимо воли и желания индивида способность к сдвигу – табуированныеобъекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам ритуализм – соблюдение и особеннонарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим действиемцеремониала.Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религиейи, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний изапретов. Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется недоминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими кжизни эту форму социальной регуляции.Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характертабу, безусловно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют тогоуниверсального значения, которое им придает психоанализ.2.4.
Теорияатеизма Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следуетсказать о его понимании психологической природы атеизма. В своих работах онисходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Еслирелигия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, помнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. Психоанализ – писалФрейд научил нас видеть интимную
связь между отцовским комплексом и верою вбога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, какидеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряютрелигиозную веру, как только рушится авторитет отца . Так, например, категорически отрицая идею богодуховенностирелигии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленномЭдиповым комплексом характере религиозной потребности. Клеймя религию как коллективный невроз навязчивости , как массовую иллюзию , он одновременновидел
в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.Но в психоанализе теологи нашли для себя не тольконаукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощноеподспорье в своей практической деятельности. В истории науки немало примеров,показывающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы,либо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистическоебунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных последствий.Болеетого, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам являетсяразновидностью превратного сознания и потому рано или поздно превращается вразновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своихсистем новые идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, которыйпомимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился вапостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающихчеловечество
от вековых иллюзий и заблуждений в творца псевдонаучного мифа,ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.ЗАКЛЮЧЕНИЕРелигиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесьреальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки имифотворчества.Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения,которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистическиеаспекты творчества
Фрейда. Среди множества стремлений и желаний, возникающих первоначальнона подсознательном еще уровне, в сфере бессознательного главную роль играет, поФрейду, половой инстинкт. Социальные нормы, культура в целом, ограничиваютпроизвол индивида, вводя его поведение в определенные границы, нарушениекоторых несет угрозу совместной жизни людей. Подавление мощных природныхвлечений и порождает религию, в которой
Фрейд видит общечеловеческий навязчивыйневроз религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших,сильнейших, навязчивых желаний человечества, которые остаютсянеудовлетворенными и вытесняются в сферу бессознательного. Религия, такимобразом, выступает как способ защиты индивида от враждебного ему как индивидусоциального начала – той узды, которая сдерживает его природные инстинкты,ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальные стремления. Но этоспособ, который основывается на создании и использовании иллюзий, когдажелаемое принимается и выдается за действительное. Фрейд полагает, что лучшепрекратить манипулирование символическими масками истины. Его идеал – человечество, которое отреклось от всех иллюзий и благодаря этому сумелосносно устроиться на земле! Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели нанет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализеФрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма
ипессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности. Акцентируя внимание натех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тожевремя фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫЗ. Фрейд. Я и Оно . Хрестоматия по истории психологии. М 1980.З. Фрейд. Психология бессознательного . Сборникпроизведений.
Составитель М. Г. Ярошевский. М 1989.З. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ . М 1997.З. Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу . М 1998.С. Цвейг. Казанова.Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд . М 1990.Белик А.А. Культурология Антропологическиетеории культур М. РГГУ, 1999. Религия и общество
Хрестоматия по социологии религии М. Аспект-Пресс, 1996.Попова М.А. Фрейдизм и религия М. Наука, 1985. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. -М. Философия, 1985.П. С. Гуревич. Бессознательное как факторкультурной динамики Вопросы философии. 2000. 10А. И. Жеребин. О прошлом и будущем однойиллюзии
Вопросы философии. 2000. 10