Министерствообразования Республики Башкортостан
ГОУСПО Уфимский топливно-энергетический колледж
Специальность140207
Реферат на тему:«Философские труды Френсиса Бэкона»
Преподаватель:
Е. В. Борисова
Студент:
А. И. Давлетшин
Уфа-2009
Содержание
Введение
1.Жизненныйпуть и его этапы
1.1Жизнь и произведения.
1.2Исходная социальная и философская позиция.
1.3Учение о идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта
2.Труды Ф. Бэкона
2.1Основные труды.
Заключение
Списоклитературы
Приложение
Введение
Актуальность выбраннойтемы «Френсис Бэкон» заключается в том, что большая часть жизни Бэкона протеклавнутри условных хронологических рамок эпохи Возрождения, в силу характера егоучения он считается первым философом Нового времени. Бэкон резкопротивопоставлял теологию и философию. Это две совершенно различные сферызнания, и ни одна не должна вмешиваться в дела другой, то есть он выступал сторонникомтеории «двух истин». Он отмечал, что открытие книгопечатания, пороха и компасаполностью изменило положение дел соответственно в литературе, военном деле инавигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленныхизменений во всех других сферах человеческой деятельности.
Ни одна империя, ниодна секта, ни одна звезда не произвели на человечество большего влияния. Но,изучая историю культуры, видно, что на протяжении всей человеческой историинаука оказывала весьма слабое влияние на повседневную жизнь.
Целью зачетной работыявляется то, что развитию науки мешают различные заблуждения человеческого ума,то есть искаженные образы действительности; Бэкон называет их «идолами» или«призраками». Это необходимо изменить: наука и полученные знания должныприносить плоды на практике, должны служить для развития техники ипромышленности, облегчать человеческую жизнь. Только освободившись от этих«идолов», можно продвигаться вперед по пути развития науки, которая, по словамБэкона, есть «дочь времени», а не «дочь авторитетов». Научные познаниянакапливаются постепенно, благодаря деятельности многих поколений ученых.
Бэкон был сторонникомабсолютной монархии и сильного централизованного государства. Он критикует дворянствоза его бесполезность. Народ – это постоянный источник смуты, но причина мятежейлежит в великом голоде и великом недовольстве, а последнее вызываетсяразорением, нуждой, большими налогами.
«Излечить» эти бедствияможно путем развития промышленности и торговли, облегчения пошлин, налогов,обуздания роскоши. Развитие науки и изобилие технических изобретенийзначительно облегчает жизнь. И хотя среди них есть богатые и бедные, классы исословия, но нет нищеты и вызванных ею социальных пороков.
1. Жизненный путь и егоэтапы
1.1 Жизнь и произведения
Среди мыслителей концаXVI в. — начала XVIII в., которые внесли существенный вклад в развитиекультурологической теории, прежде всего следует назвать Фрэнсиса Бэкона(1561—1626).
Обычно, когда говорят оФрэнсисе Бэконе, то вспоминают, что он был родоначальником английскогоматериализма, последовательно отстаивающим идеи таких «стихийных»материалистов-диалектиков Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др.Другие видят его заслугу прежде всего в том, что он заложил основы новогонаправления философской мысли, которое впоследствии получило название«философия науки». Третьи утверждают, что своей славой Фрэнсис Бэкон обязанразработке кардинальных вопросов методологии научного познания, что его учениеоб «идолах», т.е. об ошибках мышления, возникающих в процессе взаимодействияпознающего субъекта и познаваемого объекта, стало базисом современнойгносеологии. Сам Фрэнсис Бэкон считал, что его вклад в сокровищницучеловеческой мысли весьма скромен (например, он писал, что в отличие от Телезиои Патрици, он не предлагает никакой цельной теории, позволяющей объяснитьзакономерности развития природы, общества и человека), однако потомки высокооценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философии. Вчастности, Карл Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали в «Святом семействе», что уБэкона «… материализм таит в себе в наивной форме зародыши всестороннегоразвития». Они писали, что в работах английского философа «материя улыбаетсясвоим поэтически-чувственным блеском всему человеку» 3. Но как бы ниотносились к Фрэнсису Бэкону его современники, как бы ни оценивали его потомки,нельзя не признать, что его творчество составило эпоху в истории европейскойфилософской мысли, и многие наши представления о природе и специфике научногопознания, о границах человеческого разума, о соотношении эмпирии и теории впроцессе научного поиска уходят своими корнями в его работы. Ему мы обязаны ицелой россыпью оригинальных идей, вошедших в арсенал современнойкультурологической мысли.
Фрэнсис Бэкон родился всемье представителя так называемого «нового дворянства», которое началопоявляться в Англии во времена Генриха VIII, проводившего жесткую политику наотрыв английской церкви от католического мира и установления верховенствасветской власти над властью церковной. Генрих VIII чрезвычайно нуждался всоюзниках, поддерживающих его внутреннюю и внешнюю политику. Он сотнямисоздавал новых лендлордов, раздавая за заслуги перед короной и продавая забесценок бывшие монастырские земли и вотчины представителей родовой знати,попавших в опалу или казненных по решению суда за государственную измену. Однимиз таких лендлордов был и отец Фрэнсиса Бэкона, который превратился вкрупнейшего землевладельца, благодаря милости короля. Далеко не случайноФрэнсис Бэкон во многих своих сочинениях восхваляет династию Тюдоров, сумевшихпрекратить вывоз капитала из страны и добиться духовной автономии от Ватикана иэкономической независимости от более развитых стран Европы. «Новое дворянство»в силу своего происхождения находилось в антагонизме с древними феодальнымиродами, и, даже обладая реальной властью (подавляющее большинство мануфактур,корабельных верфей, доков, фабрик по выработке парусины и шерстяных тканей,железоделательных заводов, банкирских контор и т.д. принадлежало выходцам изэтого нового социального слоя), нуждалось в идеологах, обосновывающихсложившийся порядок вещей, а также в хорошо образованных людях из своей среды,которые могли бы отстаивать их интересы на высших государственных постах. Однимиз таких людей и был Фрэнсис Бэкон, который наследовал дело своего отца,занимавшего весьма значительное место в служебной иерархии. Кстати, из этойсреды вышел и Оливер Кромвель — будущий вождь английской буржуазной революции,который впоследствии сделал очень многое для восстановления монархии в Англии.
После окончанияКембриджского университета Фрэнсис Бэкон был определен на дипломатическуюслужбу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако послесмерти отца он был вынужден возвратиться домой. Здесь он начинает заниматьсяполитикой и вскоре избирается депутатом Палаты общин английского парламента.Весьма быстро молодой талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречияи не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. На него обратилвнимание сам король Яков I Стюарт, увидевший в нем человека, на которого можноположиться в той ситуации перманентной конфронтации между парламентом и двором,что проявлялась достаточно часто не только в скрытых, но и в открытых формах.Представление королю стало исходной точкой блестящей и быстрой карьеры ФрэнсисаБэкона, который к 57 годам стал лорд-канцлером английского королевства, барономВеруламским, виконтом Сент-Албанским, обладателем многих поместий и замков.
Однако судьбараспорядилась так, что вскоре его восхождение к вершинам власти было прервано.Борьба короля и парламента в начале 20-х годов XVII в. резко обострилась, и,стремясь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать рядом высшихдолжностных лиц, вызывавших наибольшую ярость городского плебса и мелких буржуаиз-за последовательно и жестко проводимой ими политики на укрепление позицийкоролевской власти. Среди них был и Фрэнсис Бэкон, которого парламент обвинилво взяточничестве и казнокрадстве. Заключение в Тауэр закончилось для ФрэнсисаБэкона более счастливо, чем для Томаса Мора. Он не лишился головы на плахе, ноего политической карьере был положен конец. Более он уже никогда не занималсяполитикой и остаток дней посвятил научным занятиям и литературной деятельности.
1.2 Исходная социальная и философскаяпозиция
С самого начала своейфилософской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в товремя схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной»философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались наоснове достижений натурфилософии Возрождения и включали в себянатуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода кисследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройкиинтеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепциипредшествующей и современной ему философии.
Бэкон стремилсяпривести «границы умственного мира» в соответствии со всеми темигромадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществеXV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразилрешение поставленной задачи в виде попытки «великого восстановлениянаук», которую изложил в трактатах: «О достоинстве и приумножениинаук» (самом большом своем произведении), «Новом Органоне» (егоглавном произведении) и других работах по «естественной истории»,отдельных явлениях и процессах природы. Понимание науки у Бэкона включалопрежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такиеспособности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум.Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия,философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, — господствонад природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы«Дома Соломона» (своего рода исследовательского центра. Академии,идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе «НоваяАтлантида»), «цель общества — познание причин и скрытых сил всехвещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для неговозможным»
Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. «Плоды и практическиеизобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии».Знание — сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводитразличение двух видов опыта: плодоносных и светоносных.
Первые — это такиеопыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные — те,цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений,свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без ихрезультатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверностьполучаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формойдоказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей,состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образовываютсянедостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизмаБэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общиепонятия — результат опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Сосвоей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания,Бэкон считал, что главное — это правильно образовывать эти понятия, так какесли понятия образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что наних построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно бытьсовершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.
Опытно-индуктивныйметод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкованияфактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона,возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию,Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания:«Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Одинвоспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этихоснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы.Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений ичастностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит кнаиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».
Хотя проблема индукциии раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона онаприобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средствомпознания природы. В противовес индукции через простое перечисление,распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по егословам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько врезультате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изученияявлений, противоречащих доказываемому положению. Один- единственный случайспособен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемымотрицательным инстанциям, по Бэкону, — главная причина ошибок, суеверий,предрассудков.
В индуктивный методБэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэконвыдвинул идею составления трех таблиц исследования — таблицы присутствия,отсутствия и промежуточных ступеней. Если, используя любимый Бэконом пример, кто-тохочет найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаитепла, стремясь отсеять все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когдатепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которыеподобны случаям в первой, но которые не обладают теплом. Например, в первойтаблице могут быть перечислены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую-включаться такие вещи, как лучи, исходящие от луны или звезд, которые несоздают тепла. На этом основании можно отсеять все те вещи, которыеналичествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собираютслучаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти тритаблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит воснове тепла, а именно — по мысли Бэкона — движение. В этом проявляется принциписследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэконавходит и проведение эксперимента.
Для проведенияэксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области вдругую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другимии изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти крешающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качествестержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания.Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опиралсяна разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы,которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственнымумением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, чтоим попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительныхдогматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разумаот заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на путипознания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода — это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человекаимеет свои недостатки, так как «уподобляется неровному зеркалу, которое,примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном иобезображенном виде»
Методология Бэкона в значительнойстепени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующиевека, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в своих исследованиях недостаточноподчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже зарождалсягипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иноепредположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этомдедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом случаебольшая роль принадлежит математике, который Бэкон не владел в достаточнойстепени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.
В конце своей жизниБэкон написал книгу об утопическом государстве «Новая Атлантида»(опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущеегосударство, в котором все производительные силы общества преобразованы припомощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесногоисцеления здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительныеприспособления, и передача звуков на расстояния, и приспособления по оживлениюпосле смерти, и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшествосуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все онисвидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. Насовременном языке его можно было бы назвать технократом, так как он полагал,что все проблемы своего времени можно решить на пути научно-техническогопрогресса. Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике вжизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичныхпричин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэконвсе время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, ноукрепляет веру. Он утверждал, что «легкие глотки философий толкают порой катеизму, более же глубокие возвращают к религии».
Влияние философииБэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философииогромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы,разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыгралисвою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков.Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Классификациянаук Бэкона положительно воспринята в истории науки и даже положена в основуразделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углублениерационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило послесмерти Бэкона его влияние в XVIII в., в последующие века идеи Бэкона приобрелисвое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Некоторыеисследователи (например, Дж. Дьюи) даже рассматривают его как предшественникасовременной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины.(Имеется в виду его высказывание: «Что в действии полезно наиболее, то и взнании наиболее истинно»
1.3 Учение об идолах(призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта
Метод познанияобъективных истин предваряется у Бэкона критическим образом так называемыхидолов, или призраков, и выяснением способов удаления их из человеческогосознания. Эту часть своей методологии Бэкон назвал «разрушительной». Толькопроделав эту предварительную критическую работу, очистив ум от идолов, можнорассчитывать на успешное применение нового метода, который формируется взначительной мере в борьбе с этими препятствиями, задерживающими умственныйпрогресс.
Понятие идола, илипризрака, предрассудка, имело длительную и сложную философскую родословную.Бэкон переосмыслил её, придав древнему понятию идола гносеологическое значение.Согласно Бэкону, идолы отчасти присущи человеческому уму по самой его природе,отчасти возникли в ходе истории человеческого познания, отчасти проявляются входе индивидуального развития человека, подвергнув их критическомурассмотрению, автор «Нового Органона» определил свое отношение как к обыденномуосмыслению, так и к схоластике, имевшей с ними много общего. Призраки постояннопреследуют человека, создают у него ложные представления и идеи, искажаютподлинный лик природы, препятствуют человеку в его проникновении «вглубь и вдаль природы».
Существует четыреразновидности идолов. Первая – это призраки рода. Они присущи самой природечеловека, как его разуму, так и чувствам. Наиболее яркое проявление идолов рода– постоянное истолкование природы «из аналогии человека», и не «из аналогииприроды». Свое выражение оно находит в теологическом её истолковании, вприписывании природе не свойственных ей конечных целей, которые Бэкон пыталсяполностью удалить из науки. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренитьих невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносноедействие. Другую разновидность идолов именуют призраками пещеры(idolaspecus) (отзвук известногообраза пещеры, фигурирующего в платоновском «Государстве»). Весьма глубокозамечание Бэкона относительно воздействия эмоциональной сферы человека и егомногообразных интересов на объективность и глубину человеческих суждений.Преодоление этих идолов, согласно Бэкону, возможно при помощи коллективногоопыта, исправляющего опыт индивидуальный. Третья разновидность идолов – идолыплощади. Они порождаются речевым общением людей, в процессе который онивоображают, что «их разум повелевает словами». Эти идолы самые тягостные, ибовопреки такой уверенности людей слова исподволь проникают в человеческоесознание и часто извращают логику рассуждения. Имея дело со словами, никогда неследует забывать о том, что полная объективность существования принадлежитпрежде всего индивидуальным вещам. Здесь Бэкон продолжил гносеологическую линиюноминализма, достигшего большего влияния в конце Средневековья, притом особеннов Англии. Можно считать, однако, что здесь критика идолов площади перерастает вкритику идолов театра, — последней из разновидностей. Они порождаются слепойверой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины и системы,искусственные построения которые являют собой как бы «философский театр». ЗдесьБэкон снова и наиболее основательно наносил удар по системе Аристотеля иопиравшейся на нее схоластике, слепое доверие к которым продолжало оказыватьтормозящее воздействие на развитие научного знания. Подвергнув критике идолытеатра, автор выступил против нерассуждающей догматической веры в авторитеты,тормозившей и разрушавшей непредупрежденное исследование истины. Дляограничения ученого от этого опасного воздействия Бэкон прибегал к теории «двухистин».
2. Труды
2.1 Основные труды
«Нравственные иполитические очерки» (1597). Этот сборник эссе на моральные; религиозные иполитические темы, написанный под влиянием «Опытов» и «Монтеня», в дальнейшемдополнялся автором и при его жизни выходил еще дважды. Он принес Бэконунаибольшую пожизненную известность. «О мудрости древних» (1609); в историюфилософии Бэкон вошел прежде всего как автор тракта «О достоинстве иприумножении наук» (1623) – самого объемного из его произведений.Первоначальный его вариант, называется «О значении и успехе знания,божественного и человеческого; был опубликован еще в 1605г. Наиболее известноеметодологическое произведение Бэкона – «Новый Органон наук» (1620;предварительный вариант был опубликован в 1612г). Другие философскиепроизведения Бэкона не были им окончены (даже «Новый Органон») сам Бэкон законченнымне считал. Из их числа следует назвать очень интересную утопию «НоваяАтлантида» опубликованную после смерти ее автора(1627г).
Заключение
В результате зачетнойработы было выяснено, что Бэкон стал тем мыслителем, который особенно четковыразил сознание превосходства достижений европейцев Нового времени надантичными и тем более средневековыми. Проницательность автора «нового Органона»привела его к осознанию связи между изменениями, происшедшими примерно за двапоследних столетия в жизни народов, и теми задачами, которые вытекали длянауки и философии его эпохи.Древнегреческая наука и философия соответствовалиограниченному кругозору древних – географическому, жизненному научному.Средневековье, когда господство схоластики и мистики означало подчинениенатуральной философии (т.е всех наук) теологии и сопровождалось застоем вразвитии «механических искусств» (всех технических достижений), предельносузило этот кругозор. Теперь уже стали известны отдаленнейшие уголки СтарогоСвета и был открыт Новый. Были изобретены порох, книгопечатание и компас,повлекшее переворот в военном деле, науке и мореплавании. Пожалуй, важнейшеевсех этих открытий было то, что теперь «до бесконечности разрослась грудаопытов». Перед своей философией Бэкон и поставил задачу привести «границыумственного мира» в соответвие со всеми этими огромными изменениями. Решениетакой задачи вылилось у него в столь же грандиозную, сколь и амбициознуюпопытку «великого восстановления наук».
Бэкон убежден, чторассвет античной философской мысли имея место не в эпоху Платона и Аристотеля,а досократовскую эпоху, во времена милетцев и Гераклита, Эмпедокла и Анаксагораи особенно Демокрита, которого он ценит выше всех других античных философов. Предпочтение,отдаваемое ему как и всем досократским, объясняется тем, что по убеждениюанглийского философа, вопросы опытного исследования природы занимали у нихглавное место.
Список литературы
1) Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – 2-е изд., испр. идоп. –М.: Юрбит – Издат, 2005. 685с.
2) Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков: Учебник длявузов. – 3с изд., испр. /В.В. Соколов. – М.: Высш. школа, 2003-428с.
3) Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. – М.: Гордорики, 2003.
4) Тормасов Б. А. Философы и философия: Учебное пособие –М.:Острожье, 1998г
5) www.philosophy.ru
Приложение
Заблуждениячеловеческого умаИдолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям Идолы пещеры Воникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры Идолы рода Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей.
Высказывания:
1) «Добесконечности разрослась груда опытов»
2) «Науки,которые у нас есть, почти все имеют источником греков».
3) «Цельюнашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширениевласти человека над природою, покуда все не станет для него возможным».
4) «Жаденразум человеческий».
5) «Ослабляети искажает свет природы».
6) «Человеческийразум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в наукежелательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портятразум».
7) «Тонкостьприроды во много раз превосходит тонкость рассуждений».
8) «Наукавсе еще глубоко ввязает в технологии. Она повсюду ищет и находит в качествепоследней причины толчок извне, необъяснимый из самой природы.
9) «Деизм– это по крайней мере для материалиста – есть не более, кА удобный и легкийспособ отделяться от религии.
10) Всяпольза и практическая действенность заключается в средних аксиомах.
Фрэнсис Бэкон
Цитаты, афоризмы икрылатые выражения
Атеизм — это тонкийлед, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну.
Богатство — хорошийслуга, но плохой хозяин.
Будь верен себе, и тыбудешь неверен другим.
Детей обманываютконфетами, взрослых — клятвами.
Книги должны следоватьза наукой, а не наука за книгами.
Крайний себялюбец готовсжечь дом, чтобы поджарить себе яичницу.
Кто начинает суверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончитуверенностью.
Надежда — хорошийзавтрак, но плохой ужин.
О будущем больше всеготолкуют те, у кого его нет.
Правильная постановкавопроса свидетельствует о некотором знакомстве с предметом.
Ростовщик ест свой хлебв поте чужого лица.
Судья, который отходитот текста закона, становится законодателем.
Умный человек создаетбольше возможностей, чем находит.
Чтобы повелеватьприродой, необходимо повиноваться ей.
Я хочу жить, чтобыучиться, а не учиться, чтобы жить.
Ветхий Завет считаетблагом процветание, Новый Завет — напасти.
Все в миреповторяется.
Всякий, ктолюбит одиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь Бог
Люди боятсясмерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они незнают, в чем тут дело
Люди должнызнать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями
Самоестрашное одиночество — не иметь истинных друзей.
О более слабых и простыхлюдях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытых — по ихцелям.
Не бывает красоты,которая бы не имела странности в пропорциях.
Знание — сила.
Добродетель и мудростьбез знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в такомслучае обычно не понимают.
Любовь к родиненачинается с семьи.
Чтение делает человеказнающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
Всякий, кто любитодиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь Бог.
Чувство слабо изаблуждается.
Ведь люди испорченные инечестные убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-закакой-то неопытности и наивности людей и лишь потому, что те верят разнымпроповедникам и учителям. (тема: Честность, Искренность, Порядочность)
Возможность украстьсоздает вора. (тема: Закон, Право)
Время есть величайшийиз новаторов. (тема: Время)
Все в мире повторяется.(тема: Мир, Природа)
Выбрать время — значитсэкономить время. (тема: Время)
Голая рука ипредоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершаетсяорудиями. (тема: Дело, Деятельность)
Гордость не имеетединственного доброго качества прочих пороков — она не умеет прятаться. (тема: Гордость)
Едва ли возможно ипреклоняться перед авторами и превзойти их. (тема: Наука, Ученые)
Если бы люди сходили сума на один лад, то они могли бы ужиться довольно хорошо. (тема: Коллектив,Коллективизм)
Если некоторые людипрезирают богатство, то потому, что они потеряли надежду на свое обогащение.(тема: Деньги)
Если человек окажетсяподлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так иизобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этомублагоприятствуют. (тема: Здравый смысл)
Знание есть сила, силаесть знание. (тема: Знания, Учение)
Истина есть дочьвремени, а не авторитета. (тема: Истина)
Истинно знать что-либо— значит, знать его причины. (тема: Знания, Учение)