Философские взгляды Джоржда Беркли (Winword, TXT)

Министерствообразования Российской Федерации
СамарскийГосударственный Университет
Кафедра философии естественных факультетов

Реферат по теме:

Философские взгляды Джоржда Беркли

Выполнила: студентка 2 курса биологического факультета  Киреева И. А.

Самара 1998

Джордж Беркли (1684. 1753)

Родился в Ирландии в английской дворянской  семье. Учебу начал в 1675 г. вКилкени, а через пять лет продолжил ее в колледже Троицы в Дублине, гдегосподствовал дух схоластики. Главными предметами преподавания были богословие,метафизика, этика, логика. Однако за стенами университетского колледжа, вкотором обучался Беркли, широкое распространение получили учения Декарта иЛокка, развивалась полемика между сторонниками вихревой физики Декарта ипоследователями гравитационной физики Ньютона.

В 1707 г. Беркли были анонимно опубликованы его первые научные произведения.два трактата по математике.  В 1709 г. вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его философское учение. «Новая теория зрения». Вследующем году он издает «Трактат о началах человеческого знания»,где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию. В 1713г. Джордж Беркли, находясь в Италии в качестве
чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, пишет одну из основных своихработ. «Три диалога между Гиласом и Филониусом». В 1731 году онпубликует свою новую работу. «Алсифрон», где отстаивает христианскоевероучение и религиозную мораль. Вслед за этим последовало написаниефилософско-математического произведения «Аналитик». Последнимпроизведением Беркли был изданный в 1744 году «Сейрис», в которомбыли причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

Ещё во время учёбы в Университете Беркли внимательно следил за развитиемсовременных ему естественнонаучных теорий и уже смолоду решил вступить в борьбупротив основных результатов передовой философии и науки. Наблюдая повсюдууспехи материалистических и метафизических учений, Беркли решил нанести удар непо каким-либо отдельным проявлениям материализма, а по исходному, как онсчитал, понятию всех видов материализма — понятию МАТЕРИИ. Он полагал, чтопонятие материи «заключает в себе противоречие», является наиболее«абстрактной и непонятной из всех идей». Поэтому он считал, чтонеобходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отрицание еёне принесёт никакого ущерба остальному роду человеческому, который. никогда незаметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени,чтобы обосновать своё безбожие, а философы найдут, может быть, что лишилисьсильного повода для пустословия». К такому высказыванию Берклиприсоединяет ещё и сенсуалистические аргументы. Если вещь не более чемколлекция «идей», она не предполагает ничего сверх чувственныхкачеств, никакого особенного их обладателя,
субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с ней, нам ничего оней не известно и не может быть известно.

Беркли выступает против материальной субстанции с позиций НОМИНАЛИЗМА. Наш
опыт, утверждает он, дает знание лишь о единичных вещах, общие же понятия это только условные знаки, имена, обозначающие множество сходных вещей.Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а ограничивается отрицаниемматериальной субстанции. Он заявляет: «я не устраняю субстанции. Меня неследует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Яотбрасываю только философский смысл (который на самом деле являетсябессмыслицей) слова „субстанция“ как материального носителя
качественного многообразия, как основы единства мира». С понятием материитесно связана идея пространства, которое, как полагала физика Ньютона,существует отдельно от тел в качестве общего вместилища всех природных вещей.Материалистическая в целом философия Локка исходила из того, что источникощущений. внешний мир, существующий независимо от сознания. Беркли отбрасываетматериалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения(«идеи») единственной воспринимаемой человеком реальностью.Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистическийсенсуализм.
По Беркли предпосылка понятия о материи, как и понятия о пространстве, состоитв допущении, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемыхпосредством различных ощущений, мы можем образовывать отвлеченную идею об общемдля них вещественном субстрате. Но это-де невозможно. У нас нет, и не можетбыть чувственного восприятия материи, как таковой. Мы воспринимаем лишьотдельные вещи, и каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельныхощущений или, по терминологии Беркли, «идей». Таковы идеи цветов,запахов, звуков, температурных, осязательных ощущений и т.д. «Быть»всегда значит «быть в восприятии». Мы видим отдельные цвета, а неокрашенную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю и т.д.

Метод, посредством которого люди приходят к идеям о материи и пространстве, поЛокку, есть АБСТРАКЦИЯ. Отвлекаясь от всех особенных черт и признаков вещей,наш ум, думал Локк, выделяет те черты и признаки, которые остаются общими длявсех предметов, и таким образом приходит к общей абстрактной идее материи, кактаковой, пространства, как такового, и т.д. Беркли пытается всеми доступнымиему средствами доказать, будто наш ум не способен к описанной Локкомабстракции. «Я отрицаю абсолютно, — пишет он в „Трактате о началахчеловеческого знания“, — существование не общих идей, а лишь отвлеченныхобщих идей.» Беркли различает при этом два вида отвлечения. При первом изних представляются отдельные части или свойства предмета, которые вдействительности могут существовать порознь; при втором виде отвлечения.
такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергаетБеркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствует никакоевосприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся:протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя,утверждает Беркли, образовывать отчетливое
абстрактное представление о движении или протяжении без конкретных чувственныхкачеств, как скорое или медленное, большое или малое, круглое иличетырехугольное и т.п. Нельзя образовывать и абстрактную идею круга, четырёхили треугольника, «который не будет ни равносторонним, нинеравносторонним, ни равнобедренным».
Общая абстрактная идея «протяжения», или «пространства»,невозможна. Она абсурдна, внешне противоречива. Мы не можем ни воспринимать, нивоображать подобную идею.
Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в познании мира. «Я недумаю также, — пишет он, — чтобы отвлеченные идеи были более нужны длярасширения познания».
«Нет такой вещи, — уверяет Беркли, — как десятитысячная часть дюйма, ноесть десятитысячная часть мили.». Почему же? Да потому, что «мы приточном
исследовании найдем, быть может, что не в состоянии представить себе самыйдюйм, состоящий из тысячи частей». «Нет такой вещи», так как мы«не в состоянии представить»: возможность представления определяетвозможность бытия. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобыдоказать, что реально только то, что воспринимаемо или представимо, но не то,что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому,общее к отдельному. Так же обстоит дело и с абстракцией материи. Доказательствуэтой мысли Беркли посвятил «Трактат о началах человеческого знания»(1710) и диалог «Три разговора между Гиласом и Филониусом» (1713). Вэтих сочинениях Беркли не скрывает, что главная цель его. борьба противматериализма и всех его проявлений в науке.

Далее Беркли субъективистски истолковывает сенсуализм, воспользовавшисьнеумением Локка и других материалистов XVII века раскрыть диалектическоеединство в познании субъективной и объективной сторон. До Локка субъективнаясторона в познании сводилась к искаженному влиянию субъекта, которое в принципеможет быть устранено. Локк фактически обнаружил, что знание всегда субъективнопо своей форме, и это выразилось в его понимании вторичных качеств. Локкразделили качества на два рода, один из которых признаётся первичным, присущимвещам самим по себе, а второй рассматривается, как вторичный, производный,неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отраженным ввосприятии, относятся по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемоетолько как механическое), фигура и число. Все остальное чувственноемногообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленныхпервичных форм существования материи. Это такие качества материи, как цвет,запах, вкус, звук. Он абсолютизирует локковское противостояние ВТОРИЧНЫХкачеств ПЕРВИЧНЫМ. Беркли совершенно отрывает вторичные качества от ихобъективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. ЗатемБеркли пытается доказать, что субъективность, характеризующая вторичныекачества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества вравной мере вторичны, т.е. субъективны. Вот как Беркли пытается доказатьвторичность цвета в своем сочинении «Три разговора между Гиласом иФилониусом»: “.если бы цвета были действительными свойствами илисостояниями, присущими внешним телам, они не менялись бы без какой-либо перемены,совершающейся в самих телах; но не очевидно ли., что при употреблениимикроскопа, при изменении, совершающемся в глазной жидкости, или при переменерасстояния, без какого-либо действительного изменения в самой вещи, цветаобъекта или меняются или вовсе исчезают? Более того, пусть все прочиеобстоятельства остаются теми же, измени только положение некоторых объектов — иони предстанут глазу в различных цветах. То же самое происходит, когда мырассматриваем объект при разной силе света. И разве не общеизвестно, что одни ите же тела кажутся различно окрашенными при свете свечи по сравнению с тем,какими они кажутся при свете дня? Добавь к этому опыт с призмой, которая,разделяя разнородные лучи света, меняет цвет объекта и заставляет самый белыйсвет казаться невооруженному глазу темно-синим или красным. И теперь скажи мне,держишься ли ты всё ещё мнения, что всякому телу присущ его истинныйдействительный цвет.”. Подобным же образом Беркли доказывает вторичностьвсех чувственно воспринимаемых качеств предметов. Все качества у Беркли по сутидела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет большекак объективной реальности. Субъективные качества не выступают как отличные отобъективных, не противопоставляются им, ввиду уничтожения последних. Сферакачеств является у Беркли однозначной сферой субъективности. Исходя из ЛоккаБеркли порывает с локковским делением качеств, используя относительностьвосприятия любых качеств. Все его замыслы были устремлены к тому, чтобыпокончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной вто время формой материализма. Что существует, согласно механицистам вне инезависимо от сознания? Материя, сведенная к протяжению. Вот почему допущениепротяжения вне мышления подвергается атаке Беркли.
Таким образом сначала истолковав первичные качества как чистую субъективность,затем сведя первичные ко вторичным, Беркли превратил ощущения из основногосредства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную вобъект и исключающую реальный объект, как таковой.

Учение Беркли.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Отвергнувбытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, вкотором Беркли различает «идеи» и «души».
ИДЕИ. это качества, данные в нашем субъективном восприятии.
ДУШИ. воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовнойдеятельности.

По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив души, в отличие от идейактивны. Это различие необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма отнеизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его ученияне следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто ониисчезают, когда прекращается восприятие.
«Идея» является центральным понятием всегоучения Беркли. Благодаря такой терминологии «качество» сразуприобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли.«идея», элемент чувственности, а не свойство вещи. «Идея»первична. «Вещь» не что иное, как сочетание, комплекс «идей».«Вещь», таким образом вторична. Не качества предполагают определяемуюими вещь, а, наоборот, «вещь» не более чем совокупность качеств,«идей». Беркли аннулирует неразделимое единство качеств и вещи.
Придав при помощи термина «идея» субъективный смысл понятию«качеств», Беркли заявляет, что «не может быть никакогосубстрата этих качеств, кроме духа. нет иной субстанции, кроме духа».

В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма видеализм объективный путем отхода от номиналистических и сенсуалистическихпосылок, отслуживших свою службу в критике материализма. Реабилитация духовнойсубстанции отстраняет и сенсуализм. Материальная субстанция, уверяет Беркли, нетолько непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самымподходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей можетбыть только однородное идеям духовное начало. Стало быть материя неприемлема нетолько как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и измененияэтих пучков чувственных качеств. Окружающий мир таким образом сводится ксовокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу,что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реальногообъективного мира в принципе невозможно.

В своей онтологии Беркли опирается на фразу «Esse est percipi» (Быть. это быть воспринимаемым), таким образом он отрицает существованиеобъективного мира. Но этот вывод означает СОЛИПСИЗМ, то есть существованиеодного человека, для которого мир существует только тогда, когда он еговоспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, таккак изложенные взгляды противоречат всей общественной практике и совершеннобесплодны практически, и не могут быть использованы даже для обоснованиярелигии. Ведь бог, с этой точки зрения тоже должен быть признан лишькомбинацией ощущений верующего субъекта. Беркли поэтому
использует субъективный идеализм лишь в борьбе с материализмом, но как толькозадача опровержения материализма, по его мнению, выполнена, он переходит напозиции ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, вступая в противоречие с исходными принципамисвоей философии.

Он заявляет, что не отрицает «существования ничего, что мы можемвоспринимать посредством чувства или размышления». Он так же говорит, чтоне сомневается «даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи,которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками». Беркли лишьотрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании.Обвинения в солипсизме Беркли так же пытается опровергнуть посредствомследующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силутого, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другойчеловек. Он доказывает эту мысль в частности в своей работе «Три разговорамежду Гиласом и Филониусом»: «Гилас: Допустим, что ты исчез с лицаЗемли, разве ты не можешь представить себе, что вещи, которые могут бытьчувственно восприняты, будут всё-таки продолжать существовать? Филониус: Могу;но тогда это должно быть в чьём-нибудь другом уме. Когда я отрицаюсуществование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности,а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моейдуше (mind), раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому есть какая-тодругая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моеговосприятия их, как равным образом они существовали до моего рождения и будутсуществовать после моего предполагаемого исчезновения с лица земли. И как то жесамое верно по отношению ко всем другим конечным сотворенным духам, то из этогонеобходимо следует, что есть вездесущий вечный дух, который познаёт и обнимаетвсе вещи и который показывает их нашему взору, таким образом и сообразно такимправилам, какие он сам установил и какие определяются нами как законыприроды».

Беркли, с одной стороны утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, несуществуют, с другой. что они продолжают существовать в нашей мысли, потомучто они воспринимаются богом. Он писал: «Есть дух, который во всякий моментвызывает во мне те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А изразнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерномудр, могуч и благ».
Свою религиозную позицию Беркли проводил в области естественнонаучных идей.Опровергая механическое понимание причинности, которое было распространено в товремя, он писал: «Во-первых ясно, что философы зря стараются, если ониищут некие естественно действующие причины, иные, чем некая мысль или дух.Во-вторых, если мы считаем всё, что сотворено, произведение мудрого и доброгоТворца, то было бы лучше для философов, чтобы они занимались конкретнымипричинами вещей, и действительно не знаю, почему бы выдвижению различных целей,к которым вещи в природе предопределены и для которых они были с самого началас невыразимой мудростью сотворены, не должно считать лучшим способом, какобъяснить их».

Философия Беркли не могла выполнить ставшую перед ней задачу примирения науки ирелигии, она слишком явно противоречила всем данным научного познания природы.Она так же не могла разрешить те трудности, с которыми столкнулся материализмXVII века  в анализе процесса познания. Вместе с тем всубъективно-идеалистической форме Беркли уловил некоторые существенные сторонынаучного познания, мимо которых проходили другие философские направления. К нимотносятся принципы наблюдаемости физических
явлений и воспроизводимости результатов наблюдения и эксперимента. В простейшихслучаях то и другое обеспечивается чувственным восприятием. На этом основанииБеркли решительно выступал против признания некоторыми тогдашними учеными такихпринципиально ненаблюдаемых сущностей, как теплород и флогистон, и оказалсяправ. Но Беркли совершенно неправомерно превращает логическое отношениеследования в тождество основания со следствием, сводя реальное существованиевещи к её восприятию.
Воззрения Беркли критиковались во все времена и со всех сторон представителямиразличных философских направлений, так как солипсическая установка авторапредставляла благодатную почву для опровержений. В то же время защитниковБеркли было много, и они есть и по сей день. Беркли всегда останется примеромидеалистического истолкования философских проблем.