Содержание:
Введение
I. Неофрейдизм К.Хорни. Полемика с Фрейдом
II. Психология полов в учении К. Хорни
III. Неврозы. Культурная обусловленность
IV. Характеристика самоанализа
Библиография
Введение
Карен Хорни (1885-1952) в философско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).
I. Неофрейдизм К.Хорни. Полемика с Фрейдом.
Социо-культурная ориентация Хорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурных условий в развитии личности и её неврозов.
В своей психоаналитической практике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом и дистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенных различий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер. Фрейд подчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные и интеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а стремление к удовольствию. Духовный и нравственный прогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлением социальных норм. Сфера творчества и морали – сублимация природных позывов человека.
Природу человека Фрейд определял эгоистичной и агрессивной, а доброта выступает лишь как сдерживающее начало этой агрессивности. Хорни выступает против этой установки, признавая за искренней добротой и щедростью естественный характер, наряду с естественностью эгоизма и агрессивности.
Фрейд видел причины неврозов взрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Все последующие тревоги лишь воспроизводят первую, возникшую однажды в детстве.
Хорни подвергла критике ориентацию Фрейда на детское и патологическое, отвергла универсальность эдипова комплекса, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности и непреходящего конфликта между природой и культурой. «Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от неё отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре».1
Фрейд подчеркивал природное начало в человеке. Хорни – социальное.
Фрейд не допускал, что человеческие общества могут существенно отличаться друг от друга: то, что считается в одном обществе неврозом, в другом выглядит как ценное качество характера.
Хорни приступила к обновлению психоанализа в контексте новых научных данных. Открытия в этнографии, социологии, истории приводили к выводу о множественности и разнообразии культур, при том, что человеческая природа в разных культурах оставалась единой.
Следовательно, особенности личности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят, главным образом, от культуры, её ценностей и противоречий. Учитывая последние изменения, Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда является несколько устаревшим, механистическим, обездушенным.
Фрейд предостерегал от оценочных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживалась иной точки зрения: психолог не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны.
Хорни верила в способность человека развивать себя, владеть своими силами, верила в доброту и бескорыстие человека. Негативные качества вырабатываются у людей вследствие неблагоприятной социально-экономической обстановки, в определенном типе общества.
Таким образом, «отступничество» Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма было обусловлено назревшей потребностью обновления этого учения на данном временном этапе.
II. Психология полов в учении К. Хорни
Данная тема является одной из центральных в учении К. Хорни. Она считала крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла попытку доказать психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной.
Хорни признавала ситуацию «эдипова комплекса», но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но не к одной только.
«Фактически, все проявления невротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей…ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения позволяют усомниться, что Эдипов комплекс – биологически детерминированное явление… История детства невротиков, у которых особенно сильна привязанность к отцу или к матери, всегда полна таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу… Я вовсе не отрицаю существования и важности Эдипова комплекса. Я хотела бы только понять, насколько универсально это явление и до какой степени оно обусловлено невротичностью родителей».2
Рассматривая гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются «рождением» государственных систем, религий, искусства. Это накладывает отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой компенсатор комплексов – ущемление женщин, что зачастую закрепляется юридически. Слабая защита законом материнства.
Часто отношение мужчины к женщине ассоциируется со страхом смерти: кто способен дать жизнь, тот вправе её отобрать. Мужчина испытывает страх перед женщиной, как сексуальным существом, так как женщина отбирает у него силу во время контактов. Сексуальность женщины больше страшит, чем привлекает мужчину, который опасается оказаться несостоятельным или как-то унизиться перед ней.
Он предпочел бы находить в женщине просто сексуальный объект. Мужчина хотел бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она для него вполне безопасна (культ Девы Марии).
Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщины, выступает за равенство полов. «Еще не самое худшее, что величайшие умы от Аристотеля до Мёбиуса затратили немало энергии и интеллектуальных усилий на доказательство принципиального превосходства маскулинности. Что действительно плохо – это тот факт, что хлипкое самоуважение «среднего человека» заставляет его снова и снова выбирать в качестве «женственного» типа – именно инфантильность, незрелость и истеричность, и тем самым подвергать каждое новое поколение влиянию таких женщин».3
Враждебность полов проявляется и со стороны женщины. Отчасти недоверие связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно чувствует, то её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится. Компенсация этих переживаний происходит через уход в мужские манеры поведения, в «мужскую роль». Это отмечается в определенный период детства. В последующем мальчишеское поведение исчезает.
Проблемы взаимоотношений полов проявляются в любви и браке. «Глядя на то, как часто, а лучше сказать – постоянно, случаются неурядицы в любовных отношениях, мы должны спросить себя, не связан ли разлад в каждом частном случае с какими-то общими причинами; нет ли общей основы у той подозрительности, которая возникает между полами с такой легкостью и регулярностью?»4
Поиск ответа на этот вопрос приводит Хорни к тому, что любовь является даром, а хороший брак – то искусство, которому можно научиться, те действия, которые нужно последовательно и правильно выстраивать.
Существуют и другие причины неудачи в браке, помимо недоверия полов. Например, неудачный выбор партнера. Нередко выбор партнера происходит по подобию матери или отца, что имеет свое объяснение, но не всегда эффективно на практике. Такой выбор приводит к разочарованию, так как слишком много места в душе остается незаполненным. Это приводит к ожесточению отношений.
Обратный выбор – по контрасту с родителями – также чреват сложностями, поскольку не реализуются бессознательные ожидания.
Причиной враждебности в браке может быть предъявление заранее невыполнимых требований, что может привести к разочарованию и пренебрежительному отношению.
Противоречия брака, согласно Хорни, могут разрешиться либо через развод, либо через «открытый брак», где супруги свободны друг перед другом, сохраняя формальные отношения, либо через последовательное налаживание отношений.
III. Неврозы. Культурная обусловленность.
Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности психики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам.
Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к психическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, что человек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от вытесненных инстинктов или детских переживаний. «Если мы знаем те культурные условия, в которых живем, у нас имеется очень хорошая возможность достичь намного более глубокого понимания специфического характера нормальных чувств и отношений. А поскольку неврозы являются отклонениями от нормального поведения, также открывается перспектива их более глубокого понимания».5
Фрейд полагал человеческую природу как биологическую, одинаковую и неизменную у всех людей. На основании этой единой природы культура постепенно развивается по принципу целесообразности. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной стороны, деятельность людей определена инстинктами, которые усмиряются воспитанием и нравственными законами. С другой стороны, важно отметить раздвоение сущности человека на «хорошее» и «плохое». Хорошее последовательно побеждает с помощью позитивных жизненных установок. Другой важный момент человеческой природы – творческие способности людей. Потенциально человек может самореализоваться, если сумеет правильно понять себя и раскрыть свои возможности. В этом смысле задача психоаналитика – помочь личности самореализоваться.
Хорни раскрывает влияние культуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрыться природе человека, но создает условия для самораскрытия, поэтому культурные факторы следует считать относительными.
У Фрейда эдипов комплекс считается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от детского опыта.
Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Нарушаются общественные связи, не достигаются намеченные цели. Но когда речь идет об отклонении, то следует определить, относительно каких норм это происходит. Что признать за точку отсчета и какой аспект норм выделить? Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говорить применительно к конкретной культуре или социальному статусу. Невроз есть индивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личности существует проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей может вызвать волну бурных переживаний и неспособность определиться (например, выбор одежды для встречи с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро решаются и не оставляют осадка в душе. «Противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время, как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным».6
Фрейд связывал появление невроза с подавлением сексуальных влечений в детстве. Хорни уточнила, что детский невротизм следует учитывать лишь в широком социально-культурном аспекте. Так в одном типе культуры дети плавно включались в культуру взрослых, а в другом два возрастных пласта резко расходились (городское промышленное общество).
Хорни отмечает факты отчуждения детей и взрослых в европейской и американской культурах, при этом принимая позицию детей. Ребенок беззащитен. Он испытывает чувство собственной вины, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникает опасение и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как он существует в традиционном представлении. Надежды ребенка на добро и любовь часто обманываются, а уязвимая психика и повышенная чувствительность оставляет глубокие отпечатки в сознании детей, воздействуя на становление личности и развитие её в последующем. Детские страхи проявляются в любом возрасте. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономической и социальной неустойчивостью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая неврозы у взрослого человека.
Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она задается вопросом: «Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов, которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы».7
В рамках одной культуры ценности согласованы, не вызывая проблемы выбора. Столкновение ценностей происходит лишь при взаимодействии разных культурных традиций, например, буржуазной и христианской, что очень характерно для современных развитых обществ. Это порождает конфликты. Также неврозы угрожают тем, кто меняет культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным формам создает ряд психических проблем.
Невроз создает опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя свою собственную среду, так как в этом случае существенно меняется система ценностей различных социальных прослоек.
Невроз – следствие противоречий культуры, которые воздействуют на каждого человека, но здоровые люди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик не может вынести груз культурного давления.
Хорни старается избегать выработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизма человеческого бытия, но при этом оставляет за человеком возможность быть счастливым.
Важной философской мыслью Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силу ограниченности человека, его зависимости от трагических моментов в мире. И даже при отсутствии конкретных страданий остаются болезнь, увядание, смерть.
Спокойное состояние человека нельзя считать нормой. Переживание страданий естественно. Конфликты являются составляющей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие «базовой тревоги». Состояние тревоги является нормой для человека, или по-другому: состояние покоя не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворенности. «Человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом, – но, конечно, со всем этим и самое интереснейшее!».8 Более того, по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться – развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и отчаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалисты говорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь – постоянная тревога, имеющая естественный характер.
Вообще для XX века свойственно беспокойство, чувство неуверенности и психической напряженности, охватывающей широкие массы. Неуверенность просачивается во все сферы жизни. В этом заключена идея «базовой тревоги». Тревога отличается от страха неясностью причин, непонятностью ситуации.
Хорни полагает, что поскольку установки личности соответствуют культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу, «наркотизироваться» в прямом и переносном смыслах.
То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень тревожности неизбежен. Выход из этого – привычка. Многое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные процессы в мире.
В ситуации базовой тревоги взрослый человек воспроизводит детские переживания, такие как неуверенность, беспомощность и другие. В значительной степени базовая тревога обусловлена детскими страхами. Поэтому момент воспитания и внимания к детям представляется принципиально важным.
Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени.
Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.
Невротический конфликт вызывает в человеке противоречия, причем невротик не сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от конфликта, создание иллюзорной гармонии, выстраивая защитные механизмы.
Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.
Чем выше идеалы культуры, в которой живет человек, тем больше людей, их не достигающих. Это порождает чувство мести, озлобленности на мир и общество. Идеализированное «я» вступает в конфликт с социумом. В этой связи важна психоаналитическая терапия, помогающая раскрыть реальное «я» человека. В понятие психотерапия входит и самоанализ в том числе. Невротику следует самому активно работать над собой, следуя наставлениям врача. Иногда для этого приходится менять образ жизни, работу, отношения с людьми.
Фрейд считал причиной невротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.
Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек «не дотягивает» до уровня культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзорного «я» является важнейшим шагом на пути устранения невроза.
Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. «Поднимаясь» высоко, невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъединять людей.
Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.
Другая черта невротика – стремление к власти. «Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все, выходящее за пределы его власти, воспринимается им как собственное подчинение. Вытеснение гнева может привести его к чувству подавленности, уныния и усталости. Однако то, что ощущается как беспомощность, может быть лишь попыткой обходным путем достичь доминирования или выразить враждебность из-за своей неспособности лидировать».9 Стремление к власти у невротика возникает на основе страха, чувства неполноценности. Будучи неуверенным в себе, он боится обнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные отношения.
В-третьих, невротической личности свойственен невротический уход. Стремление к независимости от других, подчеркнутое безразличие к тем оценкам, которые дают его поступкам.
В-четвертых, – невротическая уступчивость. Неуверенность провоцирует принятие чужого мнения. Человек уступает внешнему давлению. Подчиняется, если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.
Таким образом, согласно Хорни, самосовершенствование сопряжено с базовым конфликтом, постоянным беспокойством, которые в конечном счете могут обратиться в невротический страх.
В некотором смысле культурным противодействием базового конфликта может выступить религия, которая создает человеку некую устойчивую основу, душевное успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки культивируется эгоцентризм, индивидуализм. «Индивидуализм в культуре западных «развитых» стран чаще всего определяется как мировоззрение, при котором главными ценностями являются только такие личные способности человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в качестве нормы. «Индивидуализм» в этом понимании означает придание чрезмерной ценности особенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным способом какую-либо особую способность.»10 Такая культура способствует развитию «идеализированного я» в ущерб раскрытию «я реального».
IV. Характеристика самоанализа
Рассматривая взаимоотношения человека и культуры, Хорни подчеркивает тот момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные и патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным аспектам, с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую терапию. Самое большое, что от культуры требуется – чтобы она не мешала нормальному развитию личности. Под нормальным развитием понимается реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для этого находятся в самом человеке.
«Любая помощь… необходима в запутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Но профессиональная помощь, даже если бы она была доступна более широкому кругу людей, вряд ли могла быть оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет важное значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но также и возможно.»11. Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами, чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия, страхи, слабые места в человеке.
Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном воздействии. Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его тревогами и заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.
«Я часто говорила своим пациентам, что в идеале аналитик должен быть всего лишь проводником в их тяжком восхождении в гору, указывающим, какой путь целесообразнее избрать, а какого избегать. Чтобы быть точной, следует добавить, что аналитик – это проводник, который и сам не совсем уверен в маршруте… В силу этого тем более желательна собственная продуктивная психологическая работа пациента…Помимо компетентности аналитика именно собственная творческая активность пациента определяет как продолжительность, так и результат анализа.»12
Согласно Хорни, завершиться анализ не может никогда. Жизнь человека предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов помощи человеку.
Библиография:
1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
2. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
3. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
6. Хэтчер У. Этика аутентичных отношений. СПб., 1999.
7. Решетников М.М. Что такое психоанализ? СПб., 1998.
8. Психология. Словарь. М., 1990.
н