КузнецовСергей Владимирович
1996г.
–– Оглавление––
TOCo «1-3» 1. Начало__________________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626734 PAGEREF_Toc375626734 1
2. Задача__________________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626735 PAGEREF_Toc375626735 1
3. Философские оценки_____________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626736 PAGEREF_Toc375626736 2
3.1 Базис________________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626737 PAGEREF_Toc375626737 2
3.2 Нормализация базисныхпонятий________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626738 PAGEREF_Toc375626738 4
3.3 Дальнейшее развитие__________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626739 PAGEREF_Toc375626739 8
4. Контекстный поиск____________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626740 PAGEREF_Toc375626740 10
4.1 Смысл контекстного поиска___________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626741 PAGEREF_Toc375626741 10
4.2 Наука_______________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626742 PAGEREF_Toc375626742 10
4.3 Искусство___________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626743 PAGEREF_Toc375626743 12
4.4 Религия_____________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626744 PAGEREF_Toc375626744 13
5. Результаты поиска_____________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626745 PAGEREF_Toc375626745 14
6. Заключение_____________________________________________________ GOTOBUTTON_Toc375626746 PAGEREF_Toc375626746 15
.
1.Начало
Найти начало — это самое трудное. Трудность эта заключаетсяв естественной простоте этого начала. Бытиё человека как личности начинается свыделения множественности объектов в его восприятии из Единого, и продолжаетсяпоиском соотношения части к целому и её места в нём. С чего начинается поиск?Прежде всего, с задающего этот вопрос. Но поиск не может начаться, так какчто-то может начать существовать лишь отъединившись от воображаемойпротивоположности, а я не есть разделённость. Следовательно, если этот поискналичествует, то я существую в единстве с ним и его необходимо признатьнеотъемлемой характеристикой бытия человека, которую рано или поздно приходитсязамечать.
Каждый это замечаетв соответствии со своими личными способностями и интеллектом. Тот кто привержен миру стереотиповимеет меньше всего шансов заметить этот поиск. Кольцо стереотипов всегдазамкнуто, и понятия в нем выводятся друг из друга, поэтому ничего принципиальнонового в нём родиться не может. Это кольцо приковывает индивидуальность кконечности материи. Поиск разрывает кольцо стереотипов, выводя сознание вбесконечность, но многим бывает удобнее существовать в своём изученном мирке.Это кажущееся удобство возникает вследствие того, что человек находясьопределённое время в рамках каких-то условий адаптируется и привыкает к ним. Икак только происходит привыкание, теряется объективность оценки этогосостояния. Покидать этот мирок страшно из-за неизвестности того, что за этимпоследует. Объясняется же это ужасной занятостью, мол, некогда тратить времяна всякую ерунду, надо заниматься делом. Под делом же подразумевается наборопределённых поведенческих манипуляций в рамках своей системы ценностей. Нопоиск не требует, чтобы на него тратили время и не подразумеваетпоследовательности механических действий, это, скорее, способ мышления.2.Задача
Сознание, свободноеот стереотипов, стремится к своимистокам. Эти истоки имеют непосредственное отношение к истине. В чём жезаключается философия поиска истины? Собственно говоря, поиск не нуждается вкакой-либо определённой философии, но философия предоставляет способ выраженияпоиска посредством методов познания и понятий, отражая его гносеологическую ионтологическую сторону. В дальнейшем, эти методы и понятия закрепляются вактивном сознании, определяя найденное русло поиска в соответствующихфилософских рамках. Поиск — это ядро любой философии, без него понятия будут лишь бесплодной шелухой.Индивидуальность поиска порождает философии, оперирующие разными понятиями, ноописывающие одно и то же с разными акцентами.
Философский поискпроявляется посредством объекта его направленности, методами поиска ирезультатами. Задачей же описания философского поиска в идеале является полноеих представление. Полнота описания, в частности методов, означает нахождениеалгоритма построения всех оценок философских категорий и методологии этихподходов для разрешения любых философских вопросов. Полнота описаниярезультатов включает выводы описывающего и классификацию уже существующихфилософских систем.
Постановка философского вопроса включает набор категорий(часто одну) или понятий в контексте исследования плюс характеристикапредполагаемой оценки, определяемая характером вопроса. Контекст исследования ихарактер вопроса задают способы поиска. Контекстом, или направлениями поискаявляются наука, искусство и религия (онитакже являются и объектами). Полнота данных направлений будет показана позже.
Таким образом задача состоит в целенаправленном характерефилософского поиска с разноплановым применением тем и методов исследования,так, чтобы не было тем или методов, не замеченных и вследствие этого оставшихсяв стороне.
Вместе с этим индивидуальность поиска не утрачивает своюактуальность. И поэтому вопрос о целесообразности исследования какой-либотематики или применения определённых оценок и методов остаётся всегда зачеловеком. Вопросы о свободе воли, о зависимости выбора жизненного пути отнакопленного опыта, о влиянии различных ситуаций на этот выбор переносятся насамостоятельное рассмотрение. Здесь всего лишь утверждается( в некоторойстепени необоснованно), что человек изначально обладает потенциальной полнойсвободой.
Здесь не делаетсяпопыток создания абсолютно детерминированной объективной схемы мира, независящей от человека. Вопрос не стоит в обосновании того чем истина является,а чем нет. Это связано с тем, что когда утверждается что нечто не существует,то это “нечто” обретает в утверждении реальность предполагаемого существования,то есть возможность его осуществления. Поэтому это утверждение относится толькоко временным явлениям для утверждающего, то есть является относительным. То чтосейчас день, для меня истина, но для живущих на противоположном конце Земли этоложь, так же это будет ложью и для меня через 12 часов. Истина, основанная наотделении от лжи является относительной и не применима к понятиям абсолютным.Поэтому вопросы истинности связаны с адекватностью результатов поиска. Вопросже заключается в помощи исканиям, если таковые замечаются.3.Философские оценки3.1Базис
Прежде чем начинается исследование происходитпредварительная оценка объекта, зависящая от жизненного опыта субъекта, а затемсогласно этой оценке подбирается метод исследования. Теперь, для адекватностидальнейших выводов, необходимо определиться с базовыми характеристикамиклассификации философской оценки.
Наличие объекта равносильно наличиюпространственно-временного измерения этого объекта, наполненного определённойэнергетикой. К пространственно-временным измерениям применимы оценки, связанныес операциями над множествами. Дляпространства это соотношения между частями целого и отношение к целому. Длявременных векторов это оценки источника, функций и предназначения.
Способы восприятия субъекта делятся на внешние ивнутренние относительно сферы его сознания. Внешними способами являютсялогический и образный. Практическим обоснованием единственности этих способовмышления является тот факт, что за логический способ мышления отвечает левоеполушарие мозга, а за образный — правое. Теоретическим же обоснованием служитто, что логическая составляющая представляет каркас или форму мысли, называемойиногда мыслеформой, а образная составляющая есть наполнение этой формыэнергетикой образа и называется мыслеобразом. При несогласовании формы и еёсодержания мысль теряет свою полезность как развивающая мышление. Например, присильной энергетике мысли, но при слабой её логической поддержке, мы имеем делос эмоциональным всплеском который, рассыпаясь в пространстве, создаёт атмосферунеудовлетворённости или неопределённости. При жесткой форме, но слабой энергиимы встречаемся с другой крайностью, имеющей вид залогизированнойтрудноперевариваемой сухости. Интересно отметить, что по исследованиямлогический способ является преимущественно мужским, а образный — женским.Поэтому эти два внешних способа являются взаимно дополняющими, по сутипротивоположные, но существующие в нераздельном единстве.
В то время как внешний мир воспринимается как борьба иединство противоположностей, внутренний мир полностью един. Разделение навнешнее и внутреннее порождено лишь внешним восприятием. По сути же, изнутри несуществует внешнего и внутреннего, нет объекта, равно как и субъекта. Такоевосприятие является религиозным. Итак, религиозное восприятие определяется какне являющееся логическим или образным с внешней точки зрения, но вмещающее их свнутренней токи зрения относительно внешней или определяется с той позиции,относительно которой бессмысленна относительность, внешняя сторона иливнутренняя. Однако с внешней точки зрения полная система восприятий будеттроичной, происходящей из дихотомии внешнего и внутреннего. Но поскольку врелигиозном восприятии нет разделения, то нет и оценки по отношению к объекту, есть лишь единый субъект. Поэтомудля классификации методов оценки являются существенными лишь логический иобразный методы восприятия, которые уже, в свою очередь, могут описывать всетри объекта, связанные с этими методами: науку (логический метод), искусство(образный метод) и религию (интроспективный метод).
Логический метод является чисто дескриптивным(описательным), лишенным всяких эмоций и оперирующий абстрактными понятиями.Как будет видно в дальнейшем, применение этого метода приводит к расчленениюобъекта на отдельные его части в стремлении найти первоэлементы. Анализ, впереводе с греческого, именно так и звучит: “расчленение”, “разложение”.Поэтому не случайно слово “анализ” применяют как синоним научного исследованиявообще.
Образный метод является чисто качественным, связанный соценками типа “хорошо” или “плохо”, “красиво”, или “уродливо”, и.т.д.Применение этого метода связано с объединением отдельных частей объекта вединое восприятие. Синтез, как раз и переводится как “соединение”.
Оценка объекта может производится субъектом вположительном или отрицательном ключе. Здесь подразумевается не качественнаяположительность или отрицательность, а исследование в контексте присутствия илиотсутствия того или иного свойства, то есть в критическом аспекте. Между этимиполюсами обязательного наличия или отсутствия, может быть необязывающаяоценка, носящая неопределённость вероятностного характера. Этот типвероятностных оценок связан с вопросами типа “а что если”, “было бы неплохо”“какова вероятность?”, и.т.д. Именно с такими вопросами по отношению ксложившимся представлениям, с виду нелепыми, делались замечательные открытия.Критическая оценка утверждает, что истина приходит как ересь, а умирает какбанальность. Оценка наличия или отсутствия связана с конвергентным мышлением,предполагающим что в решении проблем есть единственно верное решение, котороеищется с помощью уже имеющихся знаний. Вероятностная же оценка связана сдивергентным мышлением, которое при возникновении проблемы ищет решение по всемвозможным направлениям.
Таким образом введён четырёхмерный базис со следующимиосями: субъект, время, пространство, критика. Причём, критика является исходнойоценкой, порождающей вечный круговорот поиска. Координаты четырёхмерной системыможно изобразить в виде таблицы.
Тип оценки
Базовые оценки
Субъект
Дескриптивная
Качественная
Пространство
Соотношение частей
Отношение к целому
Время
Источник
Функции
Следствие
Критика
Наличие
Вероятностная
Отсутствие
Система этих базисов типов оценокявляется полной в двоичной логике. Двоичность означает наличие в системе оценокразделение на утверждение или отрицание. Это влечёт разделение субъекта иобъекта, обладающего пространством и временем, равно как пространство и времяобладают им. Разделение же на объект и субъект влечет двоичную логику и кругобъяснений замыкается в бесконечных взаимных выводах.
Необходимо отметить, что впостроенном базисе отсутствуют энергетические характеристики, вследствие того,что базисное пространство наполняется энергией в зависимости от рассматриваемогообъекта. И во взаимодействии энергетик субъекта и объекта есть активная ипассивная сторона. Пассивность взаимодействия приводит лишь к констатациисвойств исследуемого объекта. Активный характер имеет оценка с обратной связью,при котором субъект под влиянием объекта начинает сознательно с нимвзаимодействовать изменять или размещатьего в рамках своей системы ценностей как необходимый элемент. Таким образом,характер оценки влияет на её последствия. Поэтому, в зависимости отвзаимодействия оценка кроме своего типа может определяться ещё характером:пассивным или активным. Определять оценку по характеру имеет смысл в отношениик временным и вероятностным типам оценок. 3.2Нормализация базисных понятий
Базисная система построена на полной системенепересекающихся понятий, составляющих тем не менее неразделимое целое. Поэтомудальнейшим развитием системы оценок будет рассмотрение комбинаций первичныхметодов. Таких комбинаций может быть неограниченное количество, но не каждаябудет осмысленна. Это происходит вследствие того, что сознание субъектапервично, без него понятие объекта не имеет смысла. Поэтому, в любой изкомбинаций субъект-пространство, субъект-время или субъект-критика субъективнаяоценка первична. Перестановки же этих понятий бессмысленны. Таким образом,комбинации базисных понятий асимметричны.
Нормализацией базисных понятий будет называться выработка понятий, любаякомбинация которых будет осмысленна. Дляэтого необходимо привести понятия, возникающие из комбинаций субъект-пространствои субъект-время и заодно на их примере научиться комбинировать дальнейшиепонятия. Понятия субъект-критика представляются очевидными и их комбинациизачастую будут просто наименоваться критикой.
Сначала можно рассмотреть субъект-пространство,представленные в виде таблицы у которой строки первичны.
Оценки
Соотношение частей
Отношение к целому
Дескриптивная
Структурная
Нормативная
Качественная
Когнитивная
Аналоговая
В дальнейшем, при рассмотрении оценок более высокой степенибудет точно также использоваться это наглядное матричное представление. Слово“когнитивный”, используемое в таблице, в переводе с латинского означает“знать”. Как упоминалось ранее к дескриптивной оценке применимо слово анализ,которое и будет к ней применяться.
Структурный анализ направлен на выявление составных частейобъекта и связей между ними. Этот анализ отвечает на вопрос: “из чего этосостоит?”. Объект в этом анализе представляется обладающей остовной ипериферийной структурой. Индивидуальность объекта определяется именно егоостовом, как бы не изменялась его периферия. Остов — это скелет объекта. Остовдолжен обладать конечным числом характеристик и связующих их звеньев.Составляющие этого остова определяют классы объектов. Конкретный же объектобладает помимо остова бесконечным числом периферийных характеристик. Любуюструктуру можно представить в виде ориентированного графа и характеристик еговершин и ребер. Эти графы используются в химии, успех которой был обеспеченрасчленением вещества на отдельные элементы. Законом структурного анализаявляется наличие внутреннего стержня как основы бытия каждого объекта. Когдаэтот стержень изменяется, то объект кардинально трансформируется и прежняя егосущность перестаёт существовать.
Нормативный анализ занимается выяснением взаимосвязейобъекта с внешним миром, отвечая на вопрос “в каких отношениях?”, в отличие отструктурного анализа, исследующего связи внутри объекта. Характер этихвзаимосвязей определяет место объекта в некотором классе, в отличие отструктурного анализа, определяющем классы в объекте. Поэтому, в определённыхобластях нормативный анализ называют объектно-ориентированным. Здесь также каки в структурном анализе можно выделить существенные и вторичные связи, но ониуже не будут являться остовными для этого объекта. Для описания внешнихвзаимосвязей вводится понятие количественной меры как усреднённый показательэтих отношений. По сути, как показываетквантовая механика, элементарные частицы не существуют как отдельные элементы,а проявляются как некие отношениями друг к другу. Поэтому законом нормативногоанализа является закон относительности.
Аналоговая оценка, в отличие от нормативной не выделяетотдельные взаимосвязи как предмет особого рассмотрения, а находит во внешнеммире схожие объекты. Аналоговая оценка отвечает на вопрос: “На что этопохоже?”. Эта оценка хотя и порождает сравнительный анализ, но является бóльшим.Так, например, объяснения дескриптивного анализа о химическом составе запахарозы не дают его почувствовать и при схожих запахах, мы апеллируем к известномуаромату. Основным законом аналогии вДревнем Египте считалась оценка: “Как на верху, так и внизу”. Это утверждение говорит о том, что мир наразных уровнях устроен подобным образом. С открытием голографии появились теории, что мир устроен аналогично:каждая сколь угодно малая частица содержит в себе всю информацию о Вселенной.
Сравнительный анализ возникает при критическом рассмотрениии включает в себя как нормативную, так и аналоговую оценку, выдвигая свойосновной тезис: “Всё познаётся в сравнении”. Но на самом деле познание имеетболее широкий арсенал средств, что показывает когнитивная оценка.
Основной принцип когнитивной оценки — целое больше чем суммаего частей. Так, например, наши предки, глядя в звёздное небо видели не простобеспорядочный набор звезд, а созвездия. Слушая музыку, мы воспринимаем её некак набор нот, а как мелодию или, читая понятное нам слово, мы представляемобраз, а не набор букв. Здесь мы получаем ответ на вопрос “как это выглядит?”.Запах розы больше чем набор молекул, воспринимаемый человеком. Как вещество,согласно таблице Менделеева, больше чем набор элементарных частиц, также можнопредположить по закону аналогии, что Вселенная больше чем набор галактик.Возможно, Вселенная — это Звёздное Существо, мельчайшими частицами которогоявляемся мы. Именно при когнитивной оценке применим закон философии переходаколичества в качество. При определённом количестве элементарных составляющих ипри должной их организации происходит качественный скачок в ихвосприятии. Поэтому этот закон перехода вовсе не общезначим, а всего лишьявляется частным случаем одной из оценок.
По своей качественной природе это восприятие составляющихчастей объекта противоположно чисто дескриптивному структурному анализу, какпротивоположны синтез и анализ. Конечно, полным будет описание учитывающее какграни логического восприятия, так и качественного.
Теперь можно перейти к рассмотрению субъект- время.
Оценки
Источник
Функции
Следствие
Дескриптивная
Причинная
Функциональная, конструктивная
Следственная, целевая
Качественная
Созидательная
Творческая, ценностная
Трансформационная
Причинная оценка, как следует из названия, исследуетпричину возникновения того или иного явления, отвечая на философский вопрос“откуда?”. В этом анализе предполагается, что любые изменения в объекте имеютсвои основания в его предшествующих состояниях. Так, по отношению к человекуэто означает, что его судьба зависит от совершённых им поступков. Принципомпричинности в науке является необратимость во времени взаимосвязи событий.Однако, надо учитывать, что причина определяет следствие неоднозначно, какпоказала квантовая механика. Состояние элементарной частицы лишь подталкиваетеё к определённому поведению, которому, в принципе, она следовать не обязана.Человек — это тоже своеобразная элементарная частица в этом отношении.
Функциональная оценка имеет пассивный характер, аконструктивная — активный. Функциональная оценка исследует поведение объекта,посредством которого он проявляется во внешнем мире, отвечая на вопрос “как?”.Именно на этом принципе проявления объекта посредством его поведения и основанаэкспериментальная наука. Функциональной оценка опирается на противоположныйподход со структурной в рамках дескриптивного анализа, но тем не менее онивзаимно дополняют друг друга. Например, структуру человеческого тела исследуетанатомия, а его функции — физиология. Главным утверждением функциональнойоценки, является то, что всё находится в постоянном движении, даже то чтокажется неподвижным как камень. При использовании критической оценки всочетании с функциональной получится вопрос о возможности, невозможности иливероятности совершения того или иного действия.
Конструктивная оценка отвечает на вопрос “что делать?”.Объектом здесь может быть предмет или ситуация. Конструктивная оценкаопределяет поведение субъекта по отношению к объекту. Если это поведениеограничено, то она определяет выбор стратегии поведения из возможных вариантов.Принципом конструктивной оценки является неразрывная связь объекта и субъекта иих взаимовлияние. Взаимодействие субъекта и объекта приводит к изменениямсостояния субъекта, затем объекта под влиянием действий субъекта, затемспособам контакта и эта цепная реакция продолжается. Субъект, таким образом,учится жить.
Следственная оценка (пассивный характер) отвечает навопросы “куда?”, “какие будут последствия?”, “каково конечное предназначение?”.Древнегреческая философия определяет смысл вещи через её предназначениепонятием “энтелехия”. Энтелехия является главной темой следственной и целевойоценки. Энтелехию события, при включение в рассмотрение вероятностной оценки,называют судьбой. Причём судьба в её пассивном аспекте носит характербезличного фатального закона слепой Фемиды, не подлежащего обсуждению.
Целевая оценка (активный характер) отвечает на вопрос “чтонужно сделать для того чтобы ?”. С понятием “цель” связано понятие “смысл”, чтоопределяет активный характер энтелехии. Содержание же энтелехии в целевойоценке зависит от мышления индивидуума, поскольку оно связано помимо объективнойоценки вещи с его собственной самооценкой и с оценкой роли этой вещи в егожизни, то есть её субъективной оценкой. Здесь определяются действия длядостижения определённой цели, а не цель действия, как в следственной оценке.Активный аспект судьбы носит характер случайности или фортуны.
Качественный аспект судьбы принципиально отличается отдескриптивного тем, что при достижении определённого качества объект переходитна другой качественный уровень бытия согласно когнитивному закону, а его староесодержание отмирает. Здесь важно почувствовать идею этой оценки, заключающейсяв том, что при этой трансформации старая оболочка не переходит в небытиё, аперешла в небытиё. После этой трансформации происходит переоценка смысла этогообъекта, поэтому эта оценка называется трансформационной. Здесь после этапанепрерывного продвижения к цели происходит скачкообразное её изменение. Вопросытрансформационной оценки связаны с качеством этих скачкообразных изменений.Внешне эти вопросы схожи с вопросами целевой оценки “для чего”, “куда”, ноподразумевают качественный характер ответа, что чем-то напоминает загадку.Например, являются ли изменения эволюционными или инволюционными? Так, восторгот созерцания прекрасной будущности человечества или бесконечное уныние от апокалипсическихпредзнаменований проистекают из трансформационной оценки истории человечества.Принципом этой оценки является качество трансформации: всё что родилось должноумереть, посредством чего перейти на новый качественный уровень. При этомактивный характер трансфомационной оценки предполагает целенаправленнуюреформу.
Творческая оценка, имеющая пассивный характер, относится ккачеству поддержания творения, к качественной оценке его бытия. Прирассмотрении нравственных ценностей в рамках этой оценки возникают понятиядобра и зла. При оценке чувств, возникают понятия любви и ненависти.Качественными оценками этого ранга оперируют мифология и наиболее ранняяфилософия. Индийская философия, описываякачества деятельности, использует понятия гун. Считается, что любой виддеятельности( физической или умственной) находится в одной из трёх гун: саттва,раджас или тамас. Саттва символизирует качество зарождения, благодетели,освобождения. Раджас символизирует качество разрушения, бурной деятельности,страсти. Тамас символизирует качество стабильного существования,бездеятельности, темноты невежества. Китайская философия оперирует двумяпонятиями инь и янь, отражающими активный и пассивный характер творческойоценки. Инь — это качество пассивности, женское принимающее начало, связано спервичной водой. Янь — это качество активности, мужское дающее начало, связанос первичным огнём. Основной идеей в творческой оценке является вечная борьбапротивоположностей, борьба светлого и темного. Отвечает эта оценка на вопросзачем, но не в смысле “куда”, а в смысле предопределения качества деятельности,как промежуточный вопрос философской троицы “откуда, зачем и куда?”.
После несколько отстраненного определения качеств объектапроисходит активное определение субъекта по отношению к этим качествам,выражающееся в их ассимиляции, отторжении или более тонком самоопределении.Ценность играет роль качественной меры. Ценностная оценка как раз и связана сразмещением качеств объекта по шкале ценностей субъекта. “Какова необходимостьданной вещи, насколько она мне дорога?”, —типичные вопросы ценностной оценки.Взависимости от предметной области различают материальные, общественные идуховные ценности. Ценность требует к себе бережного отношения, поэтомуосновной идеей этой оценки является бережное и разумное отношение по отношениюк нашему окружению.
Вопрос “откуда” в своём качественном аспекте относится ккачествам созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект невозникает из небытия, а возникает как самосущее бытиё. Современная физикапоказала что не существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемсяпустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы и затеманнигилируют друг с другом. Подобно этому явлению, принципиальным отличиемсозидательной оценки является спонтанное возникновение качеств из пустоты,содержащей потенциально все качества. Пустота в этом случае означаетизначальную свободу объекта от качеств, приписываемых ему сознанием.Утверждение, что всё новое — хорошо забытое старое относится к созидательнойоценке явлений.
Неразвитое сознание неустойчиво и предрасположено ксозиданию различных качеств и установок в состоянии активной деятельности.Затем оно проходит путь становления посредством этапов творчества иразочарований. И, наконец, сознание трансформируется в моменте познания этихкачеств как неразрывно с ним связанных и не существующих в отрыве от него.После этого сознание больше не поддаётся влиянию тех самых качеств, становясьпри этом их полновластным источником. Так, человек не может считатьсямилосердным до тех пор, пока это качество не станет естественным свойством егонатуры. Что же до правил, то осознается их относительность. После этогоначинается этап согласования индивидуально независимого образа мышления собщепринятыми обычаями. Здесь может быть исход конфронтации, связанный снепримиримым отстаиванием своих взглядов, исход внешнего следованияобщепринятым взглядам, дабы не смущать общественность, или исход удаления изданной общественной среды.3.3Дальнейшее развитие
Дальнейшим развитием будет построение бесконечнойпоследовательности комбинаций нормализованных понятий. Количествонормализованных оценочных понятий называется степенью оценки. Всестороннейоценкой будет объединение всех комбинаций оценок, то есть бесконечный степеннойряд. Но на практике невозможно рассмотреть всю бесконечность этого объединения.Поэтому всегда остаётся свобода исследований. Кроме того, внутри каждой оценки необходимо найти метод её реализации,то есть описания явления при помощи этой оценки. Этот метод будет зависеть отконтекста исследования и от исследователя, о чём будет упомянуто в разделе оконтекстном поиске.
Чем больше степень оценки, тем более обнаруживается бедностьязыка. Поэтому эти оценки приблизительно можно описывать рядом понятий скоторыми они связаны. Причём этот ряд понятий будет варьироваться в зависимостиот оцениваемого объекта. Сейчас можно рассмотреть некоторые важные оценкивторой степени в тех понятиях, с которыми они связаны в основном поотношению к человеку и в основном пассивного характера. Это рассмотрениекаждый должен проводить самостоятельно, здесь же дан частный случайсубъективного рассуждения, который может лишь в чём-то помочь, но не раскрытьсмысл этих оценок до конца. Более полная развёртка потребовала бы слишком многоместа.
Оценки
Структурная
Нормативная
Функциональная
Убеждение, шаблон,
Закон, взаимодействие, согласованность
Творческая
Совесть
Мораль, взаимосвязь
Оценки
Функциональная
Творческая
Структурная
Взаимозависимость поступков, сетевой анализ
Архетип как первичная форма образа, связь звука, цвета, вкуса, запаха, как элементов чувственного восприятия, творческое направление
Нормативная
Конструктивная
Влияние, сила, норма
Инструментальная
( посредством чего?)
Эгрегор как мыслеформа общественного сознания, сознание субкультуры
Оценки
Когнитивная
Аналоговая
Функциональная
Энергетика творчества
Распознание
Творческая
Целостность, воображение, представление
Символическая, намёк
Оценки
Когнитивная
Аналоговая
Структурная
Элементы
Уровни, иерархия
Нормативная
Классы
Отношения, продуктивная оценка
Оценки
Функциональная
Творческая
Когнитивная
Процессионная, процедурная
Чувство вкуса, синтез противоположностей
Аналоговая
Суперсила, приспособление, адаптация
Параллельные миры, характерные черты, ассоциации