Финансирование государственных и муниципальных расходов

Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальныхрасходов
Глава 2. Финансирование государственных и муниципальныхрасходов
2.1 Понятие и принципы государственного финансирования
2.2 Финансированиев форме капитальных вложений
2.3 Сметно-бюджетное финансирование
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Финансовую сторону деятельностигосударственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходови расходов государства, именуемую еще бюджетом.
Настоящая работапосвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальнымрасходам, а также средствам и способам их финансирования.
Перечень расходовустановлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые длявсей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формированиярасходов, необходимых для деятельности органов государственной власти,устанавливается Министерством финансов РФ.
Актуальностьрассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависитфинансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов собъемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примеромкоторого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим,правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечиваетустойчивость финансовой системы страны.
Целью настоящей работыявляется изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходовбюджетов и их финансирования.
Структура работы –настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификациигосударственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты способыфинансирования государственных и муниципальных расходов.

Глава 1.Понятие и система государственных и муниципальных расходов
Государственные(муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государствапо расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспеченияфинансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством(муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.[1]
Выражениегосударственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах.Например, как конкретныесуммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнениясвоих функций и задач.
Вместес тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства имуниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихсяв их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенностифинансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличииспецифических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить,что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости сдругими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением;неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.
Впроцессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходоввозникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи сней и другими отраслями права — гражданским, административным и др.
В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные имуниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, атакже банки, черезкоторые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные илинемуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправленияпримут специальные решения о выделений им государственных или муниципальныхсредств.
Государственныеи муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующихфинансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характернымичертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными сними конкретизирующими особенностями.
Анализируясодержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов,следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права,государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных имуниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получаютразвитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов какзавершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетоввнебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходовсредств всеми ихнепосредственными получателями.
Этоопределяет исключительно важное практическое значение финансово-правовыхинститутов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих ихправовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективномуиспользованию государственных и муниципальных денежных средств строго поцелевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами иприоритетами.[2]
Государственныеи муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разнымоснованиям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов,осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.
Такуюклассификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственноуровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходысубъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственныерасходы; и расходыместного уровня (муниципальные).
Взависимости от источников получения денежных средств, а также порядка ихпланирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета игосударственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными имуниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими врезультате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
Взависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяютсярасходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основныхфондов (капитальных вложений); в) созданиярезервов.
Существенноезначение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальныхрасходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации являетсяст.21 Бюджетного кодекса РФ.[3]
Так,в составе расходов можно выделить направления расходов на:
а)отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;
б)социально-культурную сферу и науку;
в)охрану окружающей природной среды;
г)оборону;
д)правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционированиесудебной системы;
е)международную деятельность;
ж)государственное управление и местное самоуправление, включая функционированиепредставительных и исполнительных органов власти;
з)создание запасов и резервов;
и)прочие расходы.
Понятиямгосударственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общиххарактеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные идецентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные)и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные(муниципальные).
Государственные(муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесновзаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости отобъема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия —бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостаткасредств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов,использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем можетвыдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовыйкризис.[4]

Глава 2.Финансирование государственных и муниципальных расходов
 
2.1Понятие и принципы государственного финансирования
 
Государственныеи муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных илимуниципальных расходов —это урегулированноеправовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежныхсредств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключениемустановленных законодательством условий возвратности и возмездности), длядеятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно ихзадачам и функциям.
Впорядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиямиэкономики появились новыечерты: расширился кругисточников финансирования государственных и муниципальных расходов (однако этоне свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовыеформы финансирования.
Внастоящее время источникамифинансирования государственныхи муниципальных расходов выступают средства:
· государственных имуниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений онимогут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (ст. 6 Бюджетногокодекса РФ, законы о федеральных бюджетах);
· государственных(муниципальных) внебюджетных фондов;
· отраслейэкономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственныефинансовые ресурсы предприятий, учреждений.[5]
Впоследнее время в формировании средств, необходимых для финансированиягосударственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значениепривлечению иностранных инвестиций.[6]
Врасходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений сталозанимать довольно существенное место использование полученных ими в результатесвоей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, — внебюджетныхдоходов.
Чтокасается хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), то переход крыночным отношениям повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отраслиэкономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.
Среди новых организационно-правовыхформ финансирования государственных расходов следует отметить такие, какфинансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременныхбезвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенныхтребований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п.Распространена многоканальная система финансирования государственных программ сиспользованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
Приэтом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно можетбыть среднесрочным и долгосрочным.
Взаменнепосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве мерыих государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджетакак условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоватьсяв государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушенияобязательств по возврату кредита его получателем.
Всеформы финансирования нуждаются в совершенствовании их правового регулирования.Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Названныепринципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя инедостаточное.
Можноназвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальныхрасходов (действующие независимо от источников финансирования):
ü плановость;согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственныхили муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражениепотребностей в средствах и определение источников их удовлетворения;финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий сучетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивкагодовых назначений на периоды;
ü соответствиепланируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
ü целевоенаправление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммысредств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, накоторые они должны быть использованы;
ü соответствиефинансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан,организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальныхобразований;
ü соответствиефинансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических идругих установленных законом и в соответствии с ним норм;
ü безвозвратность ибезвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных всоответствии с законодательством);
ü контроль заиспользованием государственных и муниципальных средств и ответственность заправонарушения в этой области.[7]
Порядокфинансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разныхфакторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевогонаправления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений,прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).
Вместес тем можно выделить дваосновных правовых режима финансирования в зависимости от особенностейиспользования средств субъектами:
1. финансированиегосударственных или муниципальных коммерческих организаций, за которымиимущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
2. финансированиегосударственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете иотносящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативногоуправления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.
Промежуточныммежду ними, обладающим чертами первого и второго режимов, являетсяфинансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативногоуправления имуществом.
Этипредприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными)предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.
Вназванных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования,которые выделяются по другим основаниям, например, по предметно-целевому направлениюсредств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовыережимы финансирования.
Междуэтими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам:
а)источникам финансирования;
б)содержанию и порядку утверждения финансовых планов, на основании которыхпроизводится финансирование;
в)предметно-целевому направлению средств;
г)содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений,осуществляющих государственные или муниципальные расходы.
Этиразличия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий иучреждений, специфику государственного регулирования и управления в этихсферах.[8]
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которыепредоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений дляосуществления их уставной деятельности. Безвозвратность финансирования отличаетего от кредитования, а также от предоставления ссуднаусловияхвозвратности и возмездности.
Финансированиераспространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счетразных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов исобственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Бюджетное финансированиеосуществляется на основе следующих принципов:
-безвозвратности;
-целенаправленности;
-финансирования по меревыполнения работ и услуг;
-соблюдения финансовойдисциплины.
Принципцеленаправленности выражается в том, что расходы имеют предметно-целевоеназначение (заработная плата, стипендии и т. д.).
Принцип финансированияпо мере выполнения работ и услугпредусматривает, что средствавыделяются не автоматически впределах годовых работ и услуг, а всоответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественнымипоказателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячныхразбивках расходов.
Принцип соблюденияфинансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходованияденежных средств.
Бюджетное финансированиев Российской Федерации осуществляется в двух формах:
-финансированиегосударственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовуюсамостоятельность;
-финансированиегосударственных бюджетных учреждений.
Особое место в системебюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основныепроизводственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственныхсредств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческихбанков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях,конкретно установленных законодательством.
Государственные бюджетныеорганизации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, всоздании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национальногодохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит вудовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу такихорганизаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственногоуправления и обороны страны.[9]
2.2 Финансирование в форме капитальных вложений
муниципальный расход финансирование бюджетный
Решающаяроль в развитии общественного производства, его темпов, эффективности и вконечном счете в степени удовлетворения потребностей общества принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратамна воспроизводство основных фондов. Недостаточность капитальных вложений губительно сказываетсяна экономике страны, ведет к негативным последствиям в социальных отношениях,разрушению их устойчивости. Поэтому правовое регулирование порядкаосуществления государственных и муниципальных расходов на капитальные вложениязанимает особое место в системе финансово-правовых норм.
Этирасходы, как и текущие затраты, в связи со сложностями процесса перехода кновому типу экономики и финансовыми трудностями в стране резко сократились.Износ оборудования во многих отраслях достиг критического уровня.
Нормативнымактом, закрепляющим основные положения о деятельности в данной сфере, являетсяФедеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[10].Соответственно названному закону капитальные вложения — это инвестиции в основной капитал(основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение,реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря,проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Объектамикапитальных вложенийявляются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, втом числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Еслисоздание или использование каких-либо объектов не соответствуетзаконодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в нихзапрещаются.
Источникамифинансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средстваинвесторов.
Инвесторами,т. е. лицами,осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органыместного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числеиностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Государствоосуществляет регулирование капитальных вложений в стране. Это проявляется в том, чтозаконодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений: во-первых, путем созданияблагоприятных условий для развития такой инвестиционной деятельности(совершенствования системы налогов, механизма начисления и использованияамортизационных отчислений, принятия антимонопольных мер и др.) и, во-вторых,путем прямого участия государства в данной инвестиционной деятельности(формирования перечня строек, осуществляемых за счет средств федеральногобюджета для государственных нужд, предоставления по проектам на конкурснойоснове гарантий за счет бюджетных средств, размещения бюджетных средств дляфинансирования проектов на конкурсной основе, утверждения стандартов иосуществления контроля за их соблюдением и др.).
Размещениесредств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ осуществляется навозвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствамиопределяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются и другиеформы возврата бюджетных средств.
Порядокфинансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджетаопределяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительнойвласти субъектов РФ в отношении порядка финансирования засчет средств региональных бюджетов. Федеральное законодательство закрепляеттакже основырегулирования капитальных вложений органами местного самоуправления.
Предусмотреныаналогичные государственным формы и методы регулирования (соответственнокомпетенции органов местного самоуправления) как путем создания в муниципальныхобразованиях благоприятных условий для инвестиций капитальных вложений, так ипутем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях.Органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании проектов,осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами. Утверждение такихпроектов производится по согласованию с органами местного самоуправления.[11]
2.3 Сметно-бюджетноефинансирование
 
Однимиз основных правовых режимов финансирования является сметно-бюджетноефинансирование расходов некоммерческих государственных или муниципальныхорганизаций, действующих на праве оперативного управления имуществом, к которымотносятся бюджетные учреждения.
Сметно-бюджетноефинансирование — это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основесмет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основнойдеятельностью и развитием.
Насметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования:безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их целевого иэффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществленияфинансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранееотпущенных ассигнований.
Помимоназванных, действуют специальныепринципы, свойственныеименно сметно-бюджетному финансированию: получение средств государственными имуниципальными учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений избюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетныесредства выступают основнымисточником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служитоснованием для выделения средств, является смета доходови расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствоватьцелевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить вустановленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планированиеи финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов,утвержденных в установленном порядке.[12]
Государственныеи муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежныесредства, включая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносыфизических и юридических лиц, в том числе иностранных.
Привлечениедополнительных средств не влечет снижения государственных нормативовфинансирования.
Объектамисметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы,правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороныи безопасности страны, а также деятельность законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления,Президента РФ и его Администрации.
Субъектами,получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные учреждения. СогласноБюджетному кодексу РФ (ст. 161) бюджетным учреждением признается организация, созданнаяорганом государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектовРФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных,научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельностькоторой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственноговнебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Переченьбюджетных расходов бюджетногоучреждения определен в Бюджетного кодекса РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплататруда работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетныефонды; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплататоваров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и др.Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели недопускается.
Всоответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетное учреждение имеет статус получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средствявляется бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получениебюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год(ст. 162).
Получательбюджетных средств должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную сметудоходов и расходов, открывать лицевой счет в казначействе, с указаниемпостатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования намесяц.
Ввозникающих в связи с финансированием правоотношениях бюджетное учреждение вкачестве получателя бюджетных средств имеет законодательно закрепленные права: на своевременное получение ииспользование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетнойросписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомленийо бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию вразмере недофинансирования.
Обязанностямиполучателей бюджетных средств являются:
своевременноподавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получениебюджетных средств;
эффективноиспользовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременнои в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратнойоснове; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетнымисредствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлятьотчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ).Бюджетное учреждение использует бюджетные средства через лицевые счетабюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (ст. 161 БКРФ).
Впроцессе финансирования бюджетные учреждения как получатели бюджетных средстввступают в правоотношения с органами (министерства, ведомства и т. п.), которымони подведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителейбюджетных средств. Они наделены в этих правоотношениях соответствующими правамии обязанностями.
В ихполномочия входит распределение бюджетных средств между подведомственнымираспорядителями или получателями, утверждение смет подведомственных учреждений,контроль за использованием выделенных средств (ст. 158 БК РФ).
Крометого, все названные субъекты вступают в данной сфере в контрольныеправоотношения с соответствующими органами, осуществляющими финансовый контроль(финансовыми, налоговыми и др.).
Бюджетноеучреждение осуществляет расходование находящихся в его распоряжении денежныхсредств на основании сметыдоходов и расходов.[13]
Сметабюджетного учрежденияпредставляет собой финансово-плановый акт, утвержденный в порядке и форме,установленных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в егораспоряжение в течение календарного года средства для текущей деятельности иразвития с указанием источников доходов и целевого направления средств.
Всмете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как избюджетной системы, так и от осуществления предпринимательской деятельности, втом числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые отиспользования государственной или муниципальной собственности, закрепленной забюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и иной деятельности(ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой.Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, утвержденным вустановленном порядке, имеет юридическое значение. Оно заключается в том, что показатели сметы определяют и конкретизируютправа и обязанности данного учреждения как получателя бюджетных средств, в томчисле во взаимоотношениях с распорядителями и главными распорядителямибюджетных средств, а также финансовыми и другими органами в области контроля заполучением и целевым использованием доходов.
Каждымбюджетным учреждением составляется индивидуальная смета с учетом особенностей источников средств и их объемов,обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные сметы учреждений,принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются министерствами,ведомствами, другими государственными органами исполнительной власти субъектовРФ и местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими органамисоставляются сметырасходов нацентрализованные мероприятия для осуществления определенных (централизованных)мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т. д. Сводная сметапо министерству, ведомству и т. д. учитывается при составлении расходной частисоответствующего проекта бюджета.
Бюджетноеучреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетныхассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящегораспорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме(ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в течение финансового годас 1 января по 31 декабря включительно, т. е. соответствует сроку действиягосударственного или местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании годабюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию итерриториальный орган Федерального казначейства. При рассмотрении проекта сметыбюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляетпредварительный финансовый контроль, оценивая необходимость и целесообразностьнамечаемых расходов.
Сметабюджетного учреждения составляется по определенной форме, в основу которойположена законодательно закрепленная бюджетная классификация, т. е. группировкадоходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам,обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеютопределенный код в цифровом выражении. В смете выделяются две основные группырасходов:
текущиерасходы (сраспределением на подгруппы и предметные статьи, например, оплата труда) и капитальные расходы, также детализируемые (например,приобретение оборудования, капитальный ремонт). В соответствии с указаннымкодом учреждение должно производить кассовый расход поступивших средств, чтоимеет важное значение для обеспечения целевого использования средств.
Присоставлении сметы учреждение руководствуется контрольными цифрами,определяемыми в отношении их деятельности вышестоящими органами, а такженормативами расходов.
Нормативырасходов — этоустановленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (нормарасходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды наребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принятоподразделять на обязательные(например, расходына командировки) и необязательные(расчетные),определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из егоспецифики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением посогласованию с финансовыми органами; материальные и денежные.
Дляобоснования отдельных видов расходов бюджетные учреждения прилагают к сметеосновные паспортные данные (например, справки образовательных учреждений одвижении контингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения,подготовленные на основе соответствующих документов).
Помимо описанных вышеформ финансирования государственных и муниципальных расходов существует такжефинансирование из внебюджетных средств.
Учреждения и организациибюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источникидоходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными истрого регулируются законодательством.
Подвнебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства,получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им изгосударственного или местного бюджета. До принятия Бюджетного кодекса  РФправовой режим названных средств определялся Положением «О внебюджетныхсредствах учреждений, состоящих на государственном бюджете», утвержденнымпостановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г., в котором предусмотрено три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы попоручениям. Наиболее значимые среди них — специальные средства, которыеопределены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции,выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Правовыенормы об этих средствах нашли отражение и получили развитие в Бюджетном кодексеРФ с учетом изменений в финансовых отношениях современного периода. Вместе стем БК РФ не применяет термин «специальные средства» называя их средствами, полученными за счет внебюджетныхисточников (п. 6 ст.161), и более подробно — доходамибюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и инойдеятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходыбюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов ирасходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использованияимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либокак доходы от оказания платных услуг.
Помимоназванных, другим путем привлечения дополнительных источников финансированиябюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительнойдеятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.
Кромеобщих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источниковфинансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенныхобластях и сферах общественной жизни и государственного управления (например, вобласти образования, медицинского обслуживания, научной деятельности,функционирования государственных и муниципальных органов, при оказании вустановленном порядке платных услуг). Так, государственным и муниципальнымобразовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, втом числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевыхвзносов физических и юридических лиц, собственной производственной,коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности,предусмотренной уставами учреждений.
Статья29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[14]  закрепляет правогосударственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверхфинансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий(контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов посоответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или)юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти,органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебноезаведение находится. Кроме того, вузы, как и другие учреждения, вправезаниматься предпринимательской деятельностью.
Однакопредпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, авспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.
БК РФзакрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств,полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов ирасходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако предусмотреннаясамостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контролясо стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов,в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укреплениеконтроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета.Соответственно такому порядку Бюджетный кодекс РФ предписывает зачислятьсредства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета всоответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Аналогичныйпорядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов другихуровней.[15]

Заключение
 
Итак,мы рассмотрели понятие государственных и муниципальных расходов, правовыеосновы их финансирования и пришли к следующим выводам.
В настоящее время видырасходов бюджетов регулируются в основном нормами Бюджетного кодекса (ранеедействовал Федеральный закон «О бюджетной классификации», который болееподробно рассматривал нетолько расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но исогласовывал эти расходы с выполнением программных задач государства и степеньюответственности в этом каждого министерства и ведомства.)
Также мы рассмотрелипринципы, правовые основы и существующие способы финансирования государственныхи муниципальных расходов.
Финансированиегосударственных и муниципальных расходов осуществляется в нескольких формах.Основной формой финансирования расходов является бюджетной финансирование,таким образом, что из доходов бюджета выделяются средства, распределяемые порасходам бюджета.
Крометого, в настоящее время используется также финансирование в виде капитальныхвложений, источниками которых являются собственные, а также привлеченныесредства инвесторов.
Ещеодним важным правовым режимом финансирования является сметно-бюджетноефинансирование бюджетных учреждений. Его важность состоит в том, что именночерез бюджетные учреждения выполняются функции государства по социальномуобеспечению населения.
Изизложенного можно сделать вывод, что система финансирования государственных имуниципальных расходов в РФ является достаточно развитой, вместе с тем, в нейимеются некоторые пробелы. В частности, это касается привлечения внебюджетных инебюджетных средств для финансирования расходов, например, с помощью размещениягосударственных заказов или привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

Список использованной литературы
 
Нормативно-правовые акты
 
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ. Система «Консультант Плюс»
2. Федеральный законРФ «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ. Система«Консультант Плюс»
3. Федеральный законРФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996года №125-ФЗ. Система «Консультант Плюс»
4. Федеральный законРФ «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений» от 25 июля 1999 года №39-ФЗ. Система «Консультант Плюс»
 
Учебная литература
 
1. Грачева Е.Ю.,Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие.М, 2003. — 304 с.
2. Финансовое правоРоссийской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – М., 2004. – 576 с.
3. Финансовое право:Учебник/ Под ред. Е.И. Майоровой, Л.В. Хроленковой. – М., 2005, 486 с.
4. Химичева Н.И.,Покачалова Е.В., Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М, 2005, 564с.
5. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М, 2000. — 606 с.