ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Финансы бюджетных организаций
на тему: Финансирование высшего образования в РФ
Задание 1, Вариант 4
Уфа, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке……………5
1.1. Типы высших учебных заведений………………………………………..5
1.2. Принципы организации финансов вузов…………………………………6
Глава 2. Финансирование вузов в РФ…………………………………………..15
2.1. Планирование бюджетных источников финансирования……………..15
2.2. Внебюджетные источники финансирования вузов…………………….18
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов……………21
3.1. Финансирование вузов на основе государственных именных финансовых обязательств……………………………………………………….21
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ …………..27
Практическая часть………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………. 42
Введение
Достижение устойчивого материального обеспечения российской науки и выход на инновационный уровень ее развития возможно при эффективной системе ее финансирования. Прямое бюджетное финансирование расходов на науку — главный и гарантированный источник поступления средств. Но он не является единственным. Финансирование научных организаций и научной деятельности в Российской Федерации производится также путем применения различных косвенных механизмов, которые в основном связаны с фискальными методами регулирования — предоставлением налоговых преференций, вычетов, а также особых условий амортизации имущества. Посредством применения этих методов государство обеспечивает благоприятные условия для деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обновление их материально-технической базы, а также, что немаловажно, способствует привлечению в науку частного капитала и эффективному функционированию всей системы внебюджетного финансирования научной деятельности.
Близится к завершению налоговая реформа. Принята и введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Подготовлены и рассматриваются Государственной Думой его отдельные главы по соответствующим видам налогов. Но уже сейчас можно сказать: налоговая реформа не послужила укреплению и развитию отечественной науки. Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах не обеспечил преемственность по составу налоговых льгот, которые предоставлялись научным организациям по ранее действовавшему законодательству, и это чуть не обернулось для науки крахом всей системы ее внебюджетного финансирования. Из-за грубейшей ошибки законодателя при принятии главы Налогового кодекса о налоге на прибыль организаций едва не был разрушен механизм финансирования научной деятельности через отраслевые и межрегиональные фонды, формирующиеся за счет добровольных отчислений предприятий на научные разработки в пределах 1,5% себестоимости продукции. По подсчетам специалистов, такая ошибка могла дорого обойтись, привести к ежегодному отвлечению от отраслевой науки и прикладных исследований до 16 млрд. руб.
Исходя из вышесказанного, определена цель курсовой работы – исследование финансирования высшего образования в РФ.
Поставленная цель предполагает осуществление в работе следующих задач:
– исследование особенностей финансов высшего образования в ХХI веке;
– изучение финансирования вузов в РФ;
– рассмотрение совершенствования источников финансирования вузов.
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке
1.1. Типы высших учебных заведений
Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Виды и наименования высших учебных заведений определены статьей 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет — высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
1.2. Принципы организации финансов вузов
Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, огромное значение уделяется всесторонней оценке эффективности деятельности вузов как со стороны государственных, так и общественных организаций. Вузы являются объектами внешней оценки с точки зрения финансовых, качественных и количественных показателей. Для повышения уровня контроля за результатами деятельности субъектов системы высшего профессионального образования (ВПО) методы оценки постоянно совершенствуются.
Огромное внимание оценке вузов уделялось в социалистический период развития России. Существовала система регламентирующей документации и контролирующих органов, оценивавших образовательные учреждения по степени их соответствия различным нормативным параметрам, а также по влиянию на деятельность материального производства.
По мере перехода к рыночным отношениям и изменения отношения государства к системе образования потребовалось создание новой системы показателей оценки. В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях сформировался. Он имеет все атрибуты понятия «рынок»: товар (услугу), спрос, предложение, конкуренцию субъектов.
Несмотря на ярко выраженную тенденцию становления рынка образовательных услуг, сегодня в среде теоретиков и практиков еще очень сильно мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценке ее в экономическом отношении, и о том, что она лишь потребляет национальный доход и не участвует в его создании. С этим мнением связан так называемый остаточный принцип финансирования образования, о котором сегодня так много говорят. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую эффективность образования. На Западе с конца 50-х гг. начался настоящий бум публикаций, рассматривающих индивидуальные и общественные расходы на образование как один из наиболее выгодных инвестиционных направлений. Практика доказала, что образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.
Тенденции реформирования общества свидетельствуют о том, что «вузы обречены на все большую самостоятельность и автономию». Они должны «занимать активную рыночную позицию», развивая потенциал самоуправления и саморегуляции с целью выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования. В результате постепенного отказа от методов администрирования и понимания вузов как «кузницы кадров» перед бюджетными вузами открываются новые возможности, которые приводят к функционированию их как хозяйствующих субъектов и необходимости внедрения менеджмента.
В последние годы наблюдается стирание граней между государственными и частными вузами. Первые активно развивают предпринимательскую деятельность как один из источников внебюджетных доходов, а последние также активно стремятся к получению госаккредитации. Этому можно найти ряд объяснений, например, сокращение государственного финансирования вузов, демографический спад и другие. Необходимость в развитии системы управления на основе внедрения современных методов менеджмента назрела как у государственных вузов, так и у частных.
В отличие от административной системы управления менеджмент предполагает более высокую степень свободы руководителей и подчиненных, что способствует пересмотру старых и внедрению новых методов хозяйствования, как открывающих перед вузами больший простор в обеспечении рационального функционирования в условиях рынка, так и ставящих новые проблемы, связанные с определением качественных характеристик системы управления и эффективности процессов ее функционирования.
Так или иначе, эффективность хозяйствования — это коренной вопрос предпринимательской деятельности вуза. При открытости рынка и наличии конкурентной среды эффективность функционирования субъекта рынка является средством, позволяющим сохранять и укреплять присутствие на нем, а также увеличивать доходы. В условиях выраженного несовершенства рыночной конкуренции повышение эффективности остается одним из важнейших средств увеличения предпринимательского дохода.
В литературе термин «эффективность» связывается с системой, операцией или решением. Образуемые при этом понятия можно считать эквивалентными, т. к. каждое из них отражает соответствие результата поставленной цели. Как повышение эффективности отдельных решений, операций или процессов, так и повышение общей эффективности деятельности предприятия в результате совершенствования его системы управления можно понимать как управленческую эффективность. Хотя в первом случае вернее было бы говорить о результативности управления.
Понятие «эффективность» сублимирует дух современности — довольно часто оно употребляется как синоним слов «конкурентоспособность», «результативность» и «качество». В контексте нашего обсуждения такое отождествление нельзя считать справедливым.
Так, конкурентоспособность характеризует степень удовлетворенности потребителя по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями; эффективность — это степень соответствия фактического и ожидаемого результатов; под результативностью понимается текущий итог взаимодействия организации с внешней средой (потребителем); качество — это совокупность существенных свойств объекта, обусловливающих его пригодность для использования по назначению.
Таким образом, эффективность проявляется при функционировании образовательного учреждения, конкурентоспособность — это характеристика самого вуза, результат — это мера достижения конкретной цели или удовлетворения потребности, а качество — характеристика результата деятельности вуза (образовательной услуги, уровня знаний выпускника). Важно заметить, что, с точки зрения вуза, потребность — объективная категория, а цель — субъективная, определяемая накопленным опытом.
Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг (уровень знаний выпускника) тесно взаимосвязаны.
По мере насыщения рынка, его глобализации и усиления конкуренции на первый план выступает качество предоставляемых образовательных услуг, оттеснив их стоимость, объем затрат потребителей и уровень сервиса. Качество из категории стратегического преимущества переместилось в разряд конкурентной необходимости, оказывая влияние на степень удовлетворенности потребителя как ведущего оценщика эффективности функционирования и конкурентоспособности вуза.
Выделяют следующие группы потребителей: обучающиеся, получающие образование; общество, выплачивающее налоги; работодатели, которые хотят принимать на работу профессионально образованных работников; государство, которому нужна квалифицированная рабочая сила.
Вузу необходимо учитывать явные запросы потребителей. Например, студент ищет вуз с высоким имиджем (проще трудоустроиться), профессиональным составом педагогов, достаточной материальной базой и развитым сервисным комплексом. Государство требует от вуза выполнения образовательных стандартов при минимуме затрат на образование. Родители считают качественным такой процесс обучения, при котором студенты сохраняют свое здоровье. Работодатели требуют профессионального владения специальностью и обучаемости выпускника.
Также вузу необходимо выявлять скрытые потребности, например, стремление выпускника к дополнительным квалификациям, и ориентироваться на их удовлетворение.
Объективная и обоснованная оценка эффективности с точки зрения предпринимательского функционирования государственного вуза является довольно трудной задачей. Известно, что сложность, многообразие и разная направленность внутривузовских процессов не могут быть охарактеризованы никаким универсальным показателем. Для оценки эффективности предпринимательской деятельности необходимо множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический или ожидаемый) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. Другими словами, степень эффективности должна выражаться системой показателей, позволяющей всесторонне оценить результат функционирования объекта управления.
Система показателей — это необходимый инструмент формирования информационной базы мониторинга эффективности функционирования в целях осуществления компетентного руководства хозяйством, выявления и мобилизации внутренних резервов (повышения рентабельности производства, качества продукции), и достижения, в конечном итоге, победы над конкурентами.
Разработка системы показателей требует систематизации данных об оценке эффективности и их классификации. Совокупность показателей, какой бы детальной она ни была, без учета взаимосвязей и соподчиненности не может дать объективного представления об эффективности деятельности. Системный взгляд требует охвата всех аспектов деятельности в соответствии с миссией объекта. Главная задача системного подхода состоит в обнаружении и описании сложности системы, а также обосновании дополнительных физически реализуемых связей, которые, будучи наложенными на систему управления, сделают ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы (конкурентные преимущества). Только достаточно эффективный процесс управления является целесообразным.
Предлагается сгруппировать показатели эффективности в зависимости от следующих классификационных признаков:
уровень целевой структуры объекта управления:
оперативный — характеризует степень выполнения краткосрочной цели, обычно не требует сложного анализа, выражается абсолютной величиной и используется на оперативном уровне принятия решений;
тактический — промежуточный агрегат, отражает степень реализации среднесрочной цели и используется на тактическом уровне принятия решений;
стратегический — комплексный агрегат, отражает качественную сторону функционирования объекта по достижению стратегической цели (миссии, стратегии, специальной политики);
принадлежность к фактору конкурентоспособности:
финансово-экономический — отражает существенное свойство процесса формирования экономической устойчивости вуза или финансового результата деятельности, поскольку он оценивает экономические последствия предпринятых действий и является индикатором соответствия стратегии вуза;
потребительский (маркетинговый) — направлен на определение существенной характеристики целевого сегмента рынка или потребителя;
образовательный (процессный) — отражает качественный уровень процесса и товара (продукции, услуги), а также условия, его обеспечивающие;
потенциал и развитие — отражает характеристику качественного изменения человеческого (интеллектуального) капитала, информационного обеспечения и инфраструктуры обеспечения постоянного долгосрочного роста и развития.
объем отражаемых свойств:
частный — отражает существенное свойство процесса, его значение может быть определено (рассчитано) независимо от других показателей;
обобщенный — отражает совокупность свойств и определяется коэффициентом, процентом или индексом, рассчитываемым с использованием нескольких показателей;
уровень ранжирования:
первичный (основной) — измеряет соответствие результата деятельности поставленной цели;
вторичный (дополнительный) — характеризует причину отклонения фактических данных от целевых (по времени, стоимости и т. д.).
В теории менеджмента имеются и другие классификационные признаки, не требуемые для решения задач данной работы. Например, уровень представления функционирования. В соответствии с ним выделяются экспериментальный и теоретический показатели. Первый показатель отражает результат реального (или имитационного) функционирования системы управления, второй — теоретическую оценку возможного значения экспериментально определяемого показателя.
Эффективность исследования объекта управления заключается в использовании методов оценки и анализа результатов деятельности каждого из направлений (процессов) деятельности с учетом всей совокупности воздействующих на нее факторов. Методы оценки эффективности деятельности вуза имеют специфические черты, что обусловлено статусом бюджетного вуза как некоммерческой государственной организации, призванной осуществлять социальную и почетную миссию — формировать человеческий потенциал, готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке.
Таким образом, для комплексной оценки образовательного процесса вуза и анализа результатов его деятельности необходима специфическая система взаимодополняющих показателей.
Оценка вуза не является самоцелью, она подчиняется цели использования результатов оценки. От того, насколько правильно поставлена цель, зависит обоснованность, достоверность и информативность оценки. В результате исследования выделяются несколько подходов к оценке эффективности деятельности вуза, в зависимости от поставленной цели:
Хозяйственный — оценивает вуз как хозяйствующий субъект, не учитывая его высокую социально-экономическую ценность, использует информацию бухгалтерской и иной финансово-экономической отчетности, где в качестве основных критериев выступают традиционные финансовые показатели;
Регламентационный — оценивает качество образовательного процесса и образовательных услуг вуза с точки зрения соответствия минимальным государственным и местным требованиям, включает в себя показатели регламентирующих процедур (например, лицензирования, аттестации и аккредитации);
рейтинговый — оценивает отдельные признаки, которые помогают потенциальным потребителям образовательных услуг и вышестоящим организациям сориентироваться в разнообразии вузов, представленных на рынке;
качественный — предполагает разработку и внедрение системы менеджмента качества вуза на основе ISO — 9000, оценку и сертификацию вуза.
Исследование показывает, что существующие методики оценки опираются в основном на анализ одного из факторов, являющегося источником получения конкурентного преимущества (финансового, научного, технического или качественного характера). Способность вуза к мобилизации внутренних резервов и эффективному управлению конкурентными преимуществами стала более значимой для формирования конкурентных преимуществ. В результате перед вузом встал вопрос, возможно ли предоставлять образовательные услуги конкурентоспособного качества, цены и уровня сервиса на условиях, установленных государством и рынком, и если да, то каким образом.
Определение факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ вуза, само по себе не решает проблемы. Требуется, прежде всего, изменить понимание целей оценки и произвести обоснованный и аргументированный выбор всеми принимаемых и понимаемых критериев оценки указанных факторов, позволяющих исследовать всю причинно-следственную связь. Необходим механизм оценки, который обеспечит достоверность, объективность, оптимальность, периодичность и прозрачность результатов. Его показатели должны позволить получать информацию для принятия адекватных управленческих решений, осуществлять управленческий учет (планирование, мониторинг, контроль, выявление отклонений). Система показателей эффективности должна, с одной стороны, полно охватывать цели и задачи вуза, с другой — быть сбалансированной и практически реализуемой (обозримой, статистически обеспеченной и др.).
Разработка научно обоснованной методики формирования системы показателей оценки эффективности предпринимательской деятельности вуза позволит перейти на более качественный уровень управления и повысить конкурентоспособность вуза.
Глава 2. Финансирование вузов в РФ
2.1. Планирование бюджетных источников финансирования
Финансирование образовательной деятельности федеральных государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников.
Федеральные государственные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, установленные Правительством Российской Федерации, расходы определяются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Научные исследования, проводимые федеральными государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным государственным органом управления образованием и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
Федеральные государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Хозяйственная сущность бюджетных вузов базируется, прежде всего, на их юридической автономии. Так, в соответствии с законодательно закрепленной классификацией юридических лиц, вуз, частично или полностью финансируемый из соответствующего бюджета, относится к некоммерческому государственному образовательному учреждению ВПО.
Отнесение бюджетного вуза к некоммерческому государственному образовательному учреждению ВПО обуславливает двойственность его положения, которое заключается в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям, то есть производить равнодоступные качественные образовательные услуги (ст. 2 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и получать прибыль (ст. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»). Ни то, ни другое невозможно без эффективной системы хозяйствования, которая в свою очередь невозможна без предпринимательской стратегии вуза.
До сих пор понятие «предпринимательская деятельность» находит неоднозначное толкование в нормативных источниках. Трактовку этого понятия можно найти в Гражданском и Бюджетном кодексах, федеральных законах «О некоммерческих организациях» и «Об образовании» и других нормативных актах. Наличие такого множества толкований создало условия для возникновения правовых коллизий. Таким образом, остается актуальным вопрос: какая же деятельность является предпринимательской для бюджетного вуза как некоммерческого государственного образовательного учреждения ВПО.
Итак, если исходить из п. 2 ст. 3 ГК РФ, в котором говорится, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, то под предпринимательской необходимо понимать «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В соответствии с этим определением вуз не отличается от любого другого производства и обладает его следующими основными признаками:
имеет статус юридического лица (п. 2 ст. 12 ФЗ РФ «Об образовании», п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
владеет находящимся в оперативном управлении имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 9 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»);
реализует товар в форме образовательных услуг или программ ВПО (ст. 8 ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и систематически получает прибыль;
формирует самостоятельный баланс и/или смету доходов и расходов (ст. 161 БК РФ);
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются налоговой базой (гл. 25 НК РФ).
Другими словами, «вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку „продукцию“ собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль»..
Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.
Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения.
2.2. Внебюджетные источники финансирования вузов
Федеральное государственное высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами в объеме, согласованном с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.
Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.
Однако предпринимательская деятельность бюджетного вуза как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица по следующим основным параметрам:
предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»), то есть образовательная деятельность (п. 1 ст. 12 ФЗ РФ «Об образовании»), право на ведение которой наступает только после получения лицензии (п. 6 ст. 33 ФЗ РФ «Об образовании»);
виды предпринимательской деятельности строго регламентированы, основные из которых:
а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг (гл. 25 НК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»), которые относятся к предпринимательской лишь в нереинвестируемой непосредственно в данное образовательное учреждение части (п. 3 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании»);
б) использование основных фондов и имущества (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании»);
в) инвестиционно-финансовая деятельность (п. 2 ст. 24 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании»);
г) торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; иные виды внереализационных доходов (п. 1 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании»);
отраженный в смете доходов и расходов вуза доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступает в самостоятельное распоряжение вуза (п. 2 ст. 298 ГК РФ), но используется в соответствии со сметой (п. 6 ст. 161 БК РФ);
доход от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этого дохода имущество учитывается на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ), приравнивается к источникам доходов бюджета соответствующего уровня (ст. 41 БК РФ) и хранится на лицевых счетах в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства (п. 6 ст. 161 БК РФ),
извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности образовательного учреждения, которая не может быть распределена между учредителями вуза (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»).
Вследствие выделенных ограничений принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ, реализуется не в полном объеме.
Таким образом, можно сказать, что предпринимательская деятельность вуза по форме — это относительно самостоятельная, предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.
Если рассматривать предпринимательскую деятельность в самом общем виде как процесс осуществления «новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных)» для достижения наилучших результатов, то вся хозяйственная деятельность вуза в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Следовательно, предпринимательская деятельность вуза по содержанию — это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутривузовскими процессами и производственными ресурсами.
Активизация предпринимательской деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере ВПО и ужесточение конкуренции между такими ярко выраженными сегментами рынка как государственные (муниципальные) и негосударственные (частные) вузы. Для деятельности бюджетного вуза в отличие от частного характерно:
наличие всесторонне регламентирующих образовательную деятельность процедур с большим количеством индикативных и директивных показателей;
сметное планирование расходов средств из бюджетных источников финансирования, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина;
затратный принцип бюджетного финансирования, что не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности.
–PAGE_BREAK–Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов
3.1. Финансирование вузов на основе государственных именных финансовых обязательств
О проведении в 2002-2003 годах эксперимента по использованию государственных именных финансовых обязательств закончилась тем, что стоимость образования увеличилась не только из-за инфляции, но и введения новых программ обучения специалистов, предполагающих расширение спектра применения их опыта.
Участники Всероссийского совещания образовательной общественности по реформированию экономики образования приняли перечень мероприятий в 2004 году, которые должны (по их мнению) улучшить финансирование отрасли.
1. Мониторинг современного состояния экономики образования:
формирование системы мониторинга экономики образования и подготовка ежегодных докладов «Экономический мониторинг экономики образования» (2004-2006 годы);
организация государственного статистического наблюдения за финансово-экономической деятельностью учреждений образования всех уровней (2004-2005 годы).
2. Реорганизация сети образовательных учреждений:
реструктуризация сети сельских школ;
подготовка доклада в Правительство России об итогах эксперимента по реструктуризации сети сельских школ (IV квартал 2004 года);
формирование нормативно-методической базы целевого приема в средние специальные учебные заведения (II квартал 2004 г.);
проведение эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (2004-2005 годы);
подготовка профессиональных кадров высшей квалификации для государственного сектора экономики и сферы управления, введение государственных субсидий в системе образования (III квартал 2004 года);
разработка моделей нормативного финансирования образовательных учреждений в соответствии с основными направлениями реструктуризации бюджетного сектора (2004-2005 годы);
реализация механизма целевого приема в средние специальные учебные заведения (2005-2006 годы);
3. Реформирование системы оплаты труда в сфере образования:
разработка схемы тарифных ставок (окладов) педагогических работников образовательных учреждений в условиях отраслевой системы оплаты труда и проведение расчетов потребности в бюджетных средствах (2-3 варианта) (IV квартал 2004 года);
внесение предложений и вариантов перевода учителей на штатно-окладную форму оплаты труда (IV квартал 2004 года).
4. Совершенствование системы налогообложения в сфере образования:
подготовка предложений по совершенствованию системы налогообложения образовательных учреждений (II квартал 2004 год);
определение налоговой базы по налогу на прибыль в части расходов на ремонт учебных зданий и сооружений;
предоставление права покрытия убытков образовательных учреждений за счет прибыли, полученной от различных видов деятельности;
разрешение юридическим лицам, передающим в качестве благотворительности свое имущество образовательным учреждениям, уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
совершенствование режима налогообложения бюджетных образовательных учреждений в части введения особого порядка признания их доходов и расходов.
5. Автономия образовательных учреждений:
разработка предложений о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части снятия ограничений права образовательных учреждений на:
а) открытие расчетных счетов в кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
б) перераспределение бюджетных средств по предметным статьям и по статьям экономической классификации РФ;
разработка предложений об изменении порядка составления смет расходов образовательных учреждений в части планирования по укрупненным предметным статьям экономической классификации РФ (II квартал 2004 года);
разработка предложений по финансированию образовательных учреждений одной строкой (II квартал 2004 года).
6. Реорганизация сети учреждений специального и дополнительного образования детей и подростков:
разработка предложений по экономическому стимулированию организаций, оказывающих финансовую поддержку учреждениям дополнительного образования, детским и молодежным общественным объединениям (IV квартал 2004 года);
внедрение в практику совместного учредительства учреждений дополнительного образования (в том числе с учетом межведомственного подхода) (IV квартал 2004 года);
составление примерной формы учредительного договора по обеспечению деятельности учреждений дополнительного образования;
разработка рекомендаций по привлечению средств родителей в учреждения дополнительного образования (IV квартал 2004 года);
подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» в части обеспечения доступности, эффективности и качества содержания дополнительного образования (II квартал 2005 года).
7. Реструктуризация начального и среднего профессионального образования:
передача абсолютного большинства учреждений начального профессионального образования и значительной части средних специальных учебных заведений в ведение субъектов РФ (2005-2006 годы);
разработка рекомендаций региональным органам управления образованием по обеспечению эффективной работы систем начального и среднего профессионального образования в условиях их передачи в ведение регионов (IV квартал 2004 года);
проведение оптимизации сети средних специальных и высших учебных заведений федерального ведения с учетом регионально-отраслевого аспекта (2005-2006 годы).
8. Реорганизация сети учреждений повышения квалификации:
разработка предложений по оптимизации структуры образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы (I квартал 2005 года).
9. Совершенствование системы финансирования в сфере высшего профессионального образования и организации приема абитуриентов:
проведение оценки потребностей региональных рынков труда и разработка предложений на среднесрочную перспективу по обеспечению системной координации в подготовке специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (IV квартал 2004 года);
подготовка предложений о введении категории ведущих вузов и разработка мер по их государственной поддержке (II квартал 2004 года).
В 2005-2007 годах в России будет продолжать проводиться эксперимент по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств. Такое постановление утверждено Правительством РФ. Как сообщили в Департаменте правительственной информации, целью этой акции является обеспечение эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развитие конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений и экономическое стимулирование повышения качества высшего образования.
В течение 2002-2003 гг. планировалось отработать механизм финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств. Акция осуществлялось во взаимосвязи с экспериментом по введению единого государственного экзамена. Государственное именное финансовое обязательство является свидетельством о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена и основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение этого человека.
В акции участвовали вузы, подведомственные Министерству образования Российской Федерации, а также подведомственные другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, имеющие государственную аккредитацию. Обязательным условием являлось участие вуза в эксперименте по введению единого государственного экзамена. На высшие учебные заведения, которые приняли участие в новой акции, не распространялось действие постановления Правительства России «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием».
Итоги эксперимента подведены Министерством образования РФ до 1 ноября 2004 года.
В целях обеспечения информационного сопровождения единого государственного экзамена и вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно — вузы и ссузы) по результатам ЕГЭ в 2004 году продолжается апробация и опытная эксплуатация Федеральной базы свидетельств о результатах единого государственного экзамена (далее — ФБС). Для организации работ по взаимодействию с ФБС Министерство образования Российской Федерации направляет Инструкцию по работе пользователей с Федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ в 2004 году, включающую форму запроса на регистрацию в ФБС.
Пользователями ФБС являются Минобразование России, федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении вузы, участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, региональные центры обработки информации ЕГЭ, участвующие в эксперименте по введению ЕГЭ, а также вузы засчитывающие (учитывающие) результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. Работа ссузов с ФБС в 2004-2005 году осуществляется в отдельных территориях в режиме апробации. Работы по сопровождению ФБС осуществляет уполномоченная Минобразованием России организация — Московский государственный институт электроники и математики (технический университет). Приём запросов на регистрацию осуществляется с 30.04.2004. Итоговые статистические данные о работе ФБС предоставляются заинтересованным организациям по запросу.
В целях обеспечения эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развития конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений и экономического стимулирования повышения качества высшего образования Правительство Российской Федерации постановило:
1. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о проведении в 2002–2003годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (далее именуется -эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение об условиях и порядке проведения в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств.
3. Министерству образования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации разработать и утвердить на период проведения эксперимента методику планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе государственных именных финансовых обязательств для участвующих в эксперименте высших учебных заведений.
Министерству образования Российской Федерации установить порядок определения размера финансового обеспечения государственных именных финансовых обязательств в зависимости от результатов единого государственного экзамена.
4. Установить, что на высшие учебные заведения, участвующие в эксперименте, не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 21августа 2001 г. №606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001,№36, ст.3565).
5. Министерству образования Российской Федерации обобщить до 1 ноября 2004г. итоги проведения эксперимента и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.
В 2005-2007 программа будет продолжаться, но образование будет дорожать Министерства Финансов РФ. Условия поступления абитуриентов в вузы нашей страны остались прежними, за исключением того, что облегчен отбор поступающих со стороны комиссии. Можно сказать, что качество отбора практически не пострадало.
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ
По информации СМИ, в Министерстве образования назрела решимость ускорить и завершить модернизацию системы высшего образования, о которой так долго говорили чиновники и преподаватели. Образовательное ведомство подготовило циркуляр, на основании которого в ряде регионов уже в этом году начнется прием абитуриентов в вузы на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Новая система, как предполагается, будет внедрена в Чувашии, Якутии, Самарской и Мурманской областях. Идея ГИФО появилась на свет давно и не раз обсуждалась в СМИ: поступая в вуз, абитуриент приносит в него деньги. ГИФО не выдаются на руки как отдельный документ (например, ваучер), а проставляются в сертификате о сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена). Однако суть ГИФО от этого не меняется. В настоящее время решено определить пять категорий государственного обязательства с размерами финансирования на 2004 год в зависимости от результатов ЕГЭ: первая категория — 14500 руб., вторая — 7500 руб., а, к примеру, пятая — 1200 руб. Средства ГИФО будут перечисляться в расчете на студента каждый год, однако категория ГИФО будет определяться лишь однажды — при поступлении, чтобы избежать дальнейшего завышения вузами результатов обучения. К чему приведет введение ГИФО? По мнению авторов новой системы финансирования высшего образования, от ее введения «выиграют все». Семьям будет легче оплачивать обучение в вузах, а последние получат в сумме больше денежных средств. ГИФО приведет к реструктуризации системы вузов. Основным регулятором выступит именно спрос населения, а не какие-нибудь административные меры. Однако при всех плюсах новой системы, по мнению экспертов, есть у нее и серьезные минусы. Она строится таким образом, что сильные вузы от нее выиграют, а небольшие или просто молодые учебные заведения окажутся перед угрозой закрытия, поскольку будут терпеть заведомые убытки.
Введение системы финансовых обязательств может вернуть ситуацию к «естественной» монополии государственного образования. Не сумев привлечь в свои стены нужное количество «ваучеров», частные вузы будут вынуждены закрываться или резко повышать плату за обучение. Некоторые эксперты полагают, что подобная перестройка системы высшего образования приведет к тому, что большинство завтрашних абитуриентов столкнется с выбором: либо основательно раскошеливаться, либо выдерживать необычайно жесткий конкурс в государственном вузе, либо же попросту отказываться от притязаний на диплом.
Из источников, близких к Министерству образования, известно, что рассылка по регионам нового циркуляра о запуске проекта последует уже в апреле. Нынешний год должен показать, способна ли прижиться новая идея, родившаяся в головах столичных чиновников. В роли «подопытных» — тысячи абитуриентов в Якутске и Самаре, Чебоксарах и Мурманске.
Для обеспечения повышения качества образования необходимо не только изменить его содержание и структуру, но и изменить систему финансирования образования, повысить эффективность использования ресурсов, увязать ее с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами. В рамках модернизации системы финансирования общего среднего образования предусматривается введение нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений.
В системе финансирования профессионального образования, прежде всего высшего, в среднесрочной перспективе планируется частичное замещение финансирования содержания сети образовательных учреждений непосредственной оплатой из бюджета конкретных услуг, оказываемых гражданину, финансирование высшего образования на основе государственного задания на подготовку специалистов, размещаемого на конкурсной основе, а также финансирование высших профессиональных образовательных учреждений с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Необходимо также введение системы образовательных кредитов и субсидий, формирование бюджета развития и практики софинансирования проектов развития со стороны учебных заведений. В связи с предстоящим с 2006 года сокращением численности населения в возрасте 18-25 лет необходимо будет приблизить прием в учреждения высшего профессионального образования на «бюджетные места» к соответствующему нормативу, установленному федеральным законом, а в дальнейшем уточнять норматив исходя из перспективных потребностей экономики.
Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена будет определен порядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.
В среднесрочной перспективе продолжится разработка необходимой нормативной правовой базы, увеличение роли и участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования. Продолжится работа по созданию попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль. Реализация намеченных мер позволит повысить качество общего и профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.
Практическая часть
Таблица
Расчет среднегодового количества учащихся и классов
текущий год
проект
на 1 янв
на 1 сент
Средне-годовой
на 1 янв
на 1 сент
Средне-годовой
1. количество классов всего
в т.ч.
1 классов
3
4
3
4
2
3
2 классов
3
3
3
3
4
3
3 классов
3
3
3
3
3
3
4 классов
3
3
3
3
3
3
итого 1-4 кл
12
13
12
13
12
13
2. число учащихся всего
в т.ч.
1 классов
9
98
39
98
50
82
2 классов
66
79
70
79
98
85
3 классов
84
66
78
66
79
70
4 классов
71
84
75
84
66
78
итого 1-4 кл
300
477
359
477
293
416
Количество учащихся по проекту на 1 января равняется количеству учащихся в текущем году на 1 сентября.
Количество учащихся по проекту на 1 сент :
1 класс = по исходным данным 50 человек
2 класс = количество учащихся в проектном году на 1 января в 1м классе
3 класс = количество учащихся в проектном году на 1 января в 2м классе
Количество классов на 1 сентября в проектном году = />
Среднегодовое количество классов = (количество классов на 1 янв* 8 мес+ количество классов на 1 сен * 4 мес) / 12 мес
Таблица
Расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году
среднегодовое количество классов
количество учебных часов в неделю
количество педагогических ставок
на 1 класс
на все классы
1 классов
3
22
66
3
2 классов
3
22
66
3
3 классов
3
22
66
3
4 классов
3
22
66
3
итого 1-4 кл
12
88
264
12
Среднегодовое количество классов берется из таблицы 1 среднегодовое количество классов в проектном году
Количество учебных часов в неделю на 1 класс берется из исходных данных
Количество учебных часов в неделю на все классы = Количество учебных часов в неделю на 1 класс * среднегодовое количество классов
Количество педагогических ставок в 1кл-4 кл = количество учебных часов на все классы (1-4 кл)/ 20
Таблица
Расчет среднегодового количества групп в дошкольном отделении
на начало года
на конец года
среднегодовое
количество детей в дошкольных группах
125
154
140
количество детей в ясельных группах
45
56
51
Среднегодовое количества групп в дошкольном отделении = (количетво детей на начало года * 6+ количество детей на конец года*6)/12
Таблица
Расчет среднегодового количества ставок воспитателей в дошкольном отделении
дошкольные группы
ясельные группы
1
среднегодовое количество детей (из табл 1)
140
51
2
наполняемость групп
20
15
3
среднегодовое количество групп (стр 1/стр2)
7
3
4
количество рабочих дней в неделю
5
5
5
продолжительность работы учреждения в день
12
12
6
плановая нагрузка воспитателя в неделю
36
36
7
среднегодовое количество воспитателей
(ст 3*стр4*стр5/стр6)
12
6
Таблица
Расчет фонда оплаты труда школы в планируемом году
1-4 классы
1. всего ставок на все классы
Табл 1
12
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб
По исходным данным
1552
3. Годовой фонд заработной платы, тыс. руб
всего ставок на все классы* Средняя ставка заработной платы в месяц *12 месяцев
223,49
1. число штатных единиц административно-обслуживающего персонала
По исходным данным
53
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб
По исходным данным
1270
фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала, тыс. руб
число штатных единиц административно-обслуживающего персонала* Средняя ставка заработной платы в месяц *12 месяцев
807,72
1. Число штатных единиц воспитателей
По исходным данным
53
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб
По исходным данным
1506
Фонд заработной платы воспитателей в год, тыс. руб
Число штатных единиц воспитателей * Средняя ставка заработной платы в мес. *12 мес
957,82
всего тарифный фонд в год, тыс. руб
всего фонд заработной платы педагогического персонала+ фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала+ Фонд заработной платы воспитателей в год
1989,02
Надтарифный фонд в год, тыс руб
всего тарифный фонд в год * 100/75
2652,03
всего фонд оплаты труда в год, тыс. руб
всего тарифный фонд в год+ Надтарифный фонд в год
4641,06
Таблица
Расчет затрат на коммунальные услуги и прочие расходы
ед. изм.
лимит на планируемый год
тариф, руб.
сумма, тыс. руб.
теплоэнергия
тыс. м3
2,43
235,8
2,43*235,8 /1000 = 573,0
электроэнергия
тыс. кВт*ч
193,8
0,66
193,8*0,66 / 1000=127,908
вода и канализация
тыс.м3
7,3
5,4
7,3*5,4/1000 = 39,42
среднегодовой число детей
чел
–
–
Табл 1. (среднегодовое количество учащихся по проекту)
416
нормы расходов на 1 учащегося в год
руб
–
–
100,0
итого прочих расходов
тыс. руб.
–
–
(среднегодовое число детей * нормы расходов на 1 учащегося в год)/ 1000 =41,57
Таблица
Расчет расходов на питание и мягкий инвентарь
среднегодовое количество детей в группах продленного для
12
расходы на мягкий инвентарь в год
на 1 учащегося, руб
130
на всех учащихся, тыс. руб
1,634533
расходы на питание:
число дней функционирования
170
норма на 1 учащегося в день, руб
30
на всех учащихся, тыс. руб
64,124
Таблица
Смета расходов и доходов
текущие расходы
Стр 2 + +стр 9+стр 10+ст 11+ стр 12+стр 16
закупки товаров и оплата услуг
Стр 3+стр 4+стр 5
оплата труда государственных служащих
Табл 3. всего фонд оплаты труда в год с учетом надбавок по типам учреждений
начисления на оплату труда
Стр 3 * 0,358
приобретение предметов снабжения и расходных материалов
Стр 6+ стр 7
мягкий инвентарь и обмундирование
Табл 5. стр 4
продукты питания
Табл 5. стр 8
оплата коммунальных услуг
Стр 13+стр 14+стр 15
оплата потребления тепловой эергии
Табл 4. стр 1
оплата потребления электроэнергии
Табл 4. стр 2
оплата водоснабжения помещеий
Табл 4. стр 3
прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг
Табл 4. итого прочих расходов
капитальные вложения в осн фонды
приобретение оборудования и предметов длительного пользования
=0,1*стр 1
капитальное строительство
=0,15* стр 1
итого расходов
Стр 1+стр 18+стр 20
итого доходов, в т.ч.
Итого расходов
а) бюжетные средства
Итого расходов – родительская плата
б) родительская плата
=стр 1*0,2
текущие расходы
7108,63
закупки товаров и оплата услуг
6368,31
оплата труда государственных служащих
4641,06
начисления на оплату труда
1661,50
приобретение предметов снабжения и расходных материалов
65,75853
мягкий инвентарь и обмундирование
1,634533
продукты питания
64,124
оплата коммунальных услуг
740,322
оплата потребления тепловой энергии
573,0
оплата потребления электроэнергии
127,908
оплата водоснабжения помещений
39,42
прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг
41,57
капитальные расходы
710,8635
капитальные вложения в осн фонды
710,8635
приоретение оборудованя и предметов длительного пользования
710,8635
капитальное строительство
1066,295
капитальный ремонт
1066,295
итого расходов
8927,36
итого доходов, в т.ч.
а) бюжетные средства
7505,63
б) родительская плата
1421,727
Расходы бюджетного учреждения складываются из оплаты труда государственных служащих в размере 4641,06 тыс. руб, начислений на оплату труда – 1661,5 тыс. руб, приобретение предметов снабжения (мягкий инвентарь – 1,63 тыс. руб, продукты питания – 64,124 тыс. руб,) – 65,75 тыс. руб, оплата коммунальных услуг ( расходов на тепловую энергию, электроэнергию, водоснабжение) – 740,32 тыс. руб, и прочих текущих расходов на сумму 41,57 тыс. руб.
Расходы на капитальное вложение составляют 710,86 тыс. руб, на капитальное строительство – 1066,3 тыс. руб.
/>
Рисунок структура текущих расходов
В структуре текущих расходов наибольший удельный вес принадлежит оплате труда служащих – 59%, начисление на оплату труда 21%. Наименьший удельный вес приходится на приобретение предметов снабжения и расходных материалов – 1%.
/>
Рисунок Структура расходов учреждения
В структуре расходов учреждения наибольший удельный вес принадлежит текущим расходам – 80%, на долю капитального строительства приходится 12%, на капитальные расходы 12%.
Структура доходов состоит из бюджетных средств и родительской платы
/>
Рисунок Структура доходов
В структуре доходов наибольший удельный вес приходится на средства федерального бюджета в размере 85%, и на средства родителей – 15% продолжение
–PAGE_BREAK–
Заключение
Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена одна из главных на сегодня проблем состояния образования – проблема финансирования.
В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для исправления негативных последствий сложившейся ситуации правительство разработало Концепцию модернизации образования на период до 2010 г. Главной отрицательной чертой которой является значительное расходование средств на управленческие структуры, а не на образовательный процесс. Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.
Концепция предполагает использование налоговых льгот для образовательных учреждений. Льготное налогообложение – эффективный инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности высших учебных заведений, повышение их финансовой обеспеченности. Но, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.
В 2002 начался эксперимент по использованию ГИФО при финансировании вузов. У этого механизма финансирования есть свои плюсы и минусы, но образовательные ваучеры (ГИФО), несмотря на то, что этой идее уже более ста лет, не нашла практического применения в вузах ни одной страны мира, в том числе в США, откуда эта идея позаимствована [14, 118].
Одним из основных источников внебюджетных поступлений является плата студентов за обучение. Однако регулярно платить за образование могут далеко не все семьи, которые это вынуждены делать уже сейчас. В связи с этим предполагается широкое использование образовательных кредитов. Большинство экспертов сходится во мнении, что от развития образовательного кредита выгоды получают все участвующие стороны. Для государства важно прежде всего то, что снижается нагрузка на бюджет. Для граждан расширяются возможности выбора вуза (независимо от стоимости). Одновременно у студентов повышается мотивация к получению знаний. Для вузов особенно важно, что повышается отдача образовательного процесса за счет личной заинтересованности обучающихся в получении знаний для последующего эффективного трудоустройства.
В программах образовательного кредитования важная роль должна принадлежать государству, поскольку одной из основных его функций является повышение интеллектуального потенциала страны, что составляет основу национальной конкурентоспособности. Именно государство должно сыграть решающую роль в формировании законодательной базы образовательного кредита, в обеспечении четкой работы системы государственного кредитования. Это даст возможность для интеллектуального развития и профессионального продвижения значительного числа людей, вне зависимости от их текущего финансового положения.
Список литературы
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.93 г.). -М.,2000.
Гражданский кодекс РФ: ЧастьI от30.11.94 г.№ 51 -ФЗ; ЧастьII от26.01.96 г.№ 14-ФЗ.
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.)
Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от13.01.96 г.№ 12-ФЗ).
Антропов В. А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург, 1996.
Антропов В. А., Нестеров В. Л., Ельшина Т. Н. Оценка социально-экономической эффективности функционирования средних профессиональных учебных заведений. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 142 с.
Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.: ил.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: Права человека, 2001. 196 с.
Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 1999. N 1.
Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2001. N 2. С. 60-67.
Кельчевская Н. Р., Прохорова Н. Б., Павлова М. В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. С.55.
Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2003. N 1. С. 40-52.
Мальцева Г. И., Фадейкина Н. В. Финансовое регулирование в сфере высшего профессионального образования. Новосибирск: СИФБД, 2002. 147 с.
Мишин В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.
Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001. N 2. С. 10-17.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Ядренникова Е. В. Механизм оценки и повышение эффективности подготовки кадров с высшим образованием для промышленности: Дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 1998. 200 с.