Содержание
Введение
1. Сущность и критериималого предпринимательства
1.1 Сущность малогопредпринимательства
1.2 Экономические,социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности
1.3Критерии малого предпринимательства
2.Организация финансов малого предпринимательства
2.1Финансовая деятельность предприятий
2.2 Финансоваядеятельность малого предприятия
3. Способыгосударственной поддержки малого предпринимательства
3.1Статистика развития малого предпринимательства
3.2 Государственная поддержкамалого бизнеса
Заключение
Расчетная часть
Список используемойлитературы
Приложения
Введение
В экономике развитых стран одновременнофункционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляетсядеятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятийзависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действияэффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью изначительными объемами производства, и отрасли, для которых именно малыеоказываются для них более предпочтительными. Для современной экономикихарактерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных стенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влияниеммногих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-техническогопрогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагаютбольшими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированнымикадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки,которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявилсянебывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, гдепока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования икооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много внаукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производствомпотребительских товаров и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых формпроизводства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупнымпроизводством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишнихзвеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация ииндивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления
Актуальность проблемы проявляется в том, что развитие мелкого исреднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики,поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочиеместа, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительскийсектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами иуслугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местныхсырьевых ресурсов.
Объектисследования – малое предпринимательство. Предмет – финансовая деятельностьмалого предприятия.
Такимобразом, цельработы – исследование организации финансовой работы малых предприятий. В соответствии споставленной целью в работепоставлены и решены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность и критерии малого предпринимательства;
— изучитьорганизацию финансов малого предприятия;
— рассмотретьспособы государственной поддержки малого предпринимательства.
Методы и методики исследования: экономико-статистический, монографический ирасчетно-конструктивный методы; статистические методы; метод интерпретации эмпирическихрезультатов и проектирования параметров оптимизации процесса управленияфинансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Теоретической основойданной работы стали труды отечественных ученых-экономистов проф.В.Я.Горфинкеля, В.В. Ковалева, Е.В. Стояновой и др. Информационной базой работы послужилиразработки отечественных и зарубежных ученых в области финансов предприятия. Также при выполнении работыиспользовались нормативно-правовые акты РФ, учебники и учебные пособия пофинансам организации, финансовому менеджменту, экономическому анализу,монографии и научные статьи в периодических изданиях,а также данные, полученные в ходе самостоятельно проведенных экономическихисследований.
1. Сущность икритерии малого предпринимательства
1.1 Сущностьмалого предпринимательства
Российский малый бизнес, как и малый бизнес влюбой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формыпредпринимательства. Самый тонкий, «верхний» его слой — это немногочисленные,малые по количеству занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие наоснове интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающиеуспешные шаги на международном рынке фирмы. Отрадно, что к их числу принадлежати некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий. Это, например,сложившиеся как малые предприятия и хорошо известные ныне софтверные фирмы,относящиеся уже к среднему бизнесу: производящая бухгалтерскую программу «1С»фирма Б. Нуралиева; специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и«Консультант Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского».Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошейбизнес-идеи). Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успешногопродвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских,химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большимпотенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и уходаиз сферы малого предпринимательства.
В России сейчас уже немало относительно крепкихмалых предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежныхрегионов. Их перспективы не столь радужны, но тоже вполне определенны:постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, азатем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и вперспективе — более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того,насколько прочно они смогут занять и удерживать востребованную нишу впроизводстве и предложении уникальных изделий или услуг). Возможно, именно вэтом сегменте могут появиться предприятия династического типа, гордящиеся тем,что уже несколько десятилетий производят один и тот же (хотя и постоянносовершенствуемый) продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя, Вэтом сегменте закладываются традиции почтенных семейных предприятий, чейтоварный знак стоит не меньше, чем прочие их активы.
Наконец, за ними идет уже гораздо более широкийслой малых и мелких фирм, жизнь которых — непрерывная борьба за выживание. Этовсякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские,туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многихфакторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости,изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации ипредставителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развитиябизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка,постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатойналогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельностьбизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать[31, с. 18-25].
Самый нижний слой — сюда входят небольшиесемейные предприятия.
Все мелкие и средние предприятия можно условноразделить на две группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенносвязанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, ониработают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятийхарактерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов;более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить своиресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, сменемоделей. Наконец, малые предприятия, в условиях нового этапа научно-техническогопрогресса, выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, ас другой, — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупнымипредприятиями [31, с. 18-25].
Ко второй группе относятся малые предприятия,которые непосредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг с другом нарынке. Предпосылками для их бурного развития являются: способность быстрореагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары иуслуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет малымпредприятиям свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками;стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупнымфирмам; ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокиецены.
Малый бизнес играет важную роль в развитииэкономики многих стран. В странах Европейского сообщества, США и Японии намалые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Ихдоля в валовом внутреннем продукте превышает 50% (таб. 1 приложений) [3, с.75]. Вместе с тем, как видно из табл. 1, малое предпринимательство в Россиисущественно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшегоитогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляетлишь 10-11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%. Намалых предприятиях России в 2004 г. в среднем было занято 6485,8 тыс. человекили около 10% активного населения страны [32, с. 159]. По численностиработников промышленность и строительство занимают соответственно 22,2 и 22,1%(1439,3 и 1432,0 тыс. чел.), что также, недостаточно. Наибольший удельный веспо численности занимает торговля и общественное питание (2249,5 тыс. человек,или 34,7%). Количество работающих на малых предприятиях, так же, как и объемпроизводства, растут незначительно, а в отдельных отраслях — почти не меняются.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том,что в нашей стране велики резервы роста малого предпринимательства. От темповроста этой сферы хозяйственной деятельности в России будут зависеть развитиевсей экономики, достижение и превышение уровня дореформенного 1990 г.
1.2 Экономические, социальные и правовые условия,необходимые для предпринимательской деятельности
Для формирования предпринимательства необходимыопределенные условия; экономические, социальные, правовые и др.
Экономические условия — это в первую очередьпредложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрестипокупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на этипокупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие науровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежныхресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, величина заемных средств,необходимых предпринимателям для финансирования деловых операций, которыеготовы предоставить кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество организаций,составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могутустанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К такиморганизациям относятся: банки, оказывающие финансовые услуги, поставщики,организующие снабжение сырьем, полуфабрикатами, материалами, энергией, машинамии оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы — предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированныефирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские,посреднические услуги, агентства по трудоустройству, занимающиеся подборомрабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые; средства связи ипередачи информации [26, с. 34-49]. Элементы процесса предпринимательствапредставлены в табл. 2 приложений.
Вплотную к экономическим примыкают социальныеусловия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремлениепокупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Наразных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственныеи религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказываютпрямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на спрос натовары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе,что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, кусловиям труда, предлагаемым бизнесом. Предприниматель участвует в решениисоциальных вопросов, касающихся его сотрудников: охраны их здоровья, сохранениярабочих мест и др. Важную роль в формировании предпринимательства играютподготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей.Речь идет об организации обучения современным методам веденияпредпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, оборганизации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обученияпредпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящихпрофессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и т.п.
Любая предпринимательская деятельностьфункционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значениеимеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличиезаконов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболееблагоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защитупредпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование налоговогозаконодательства в направлении мотивации производственной предпринимательскойдеятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России сзарубежными странами. Сюда входят также создание региональных центров поддержкималого предпринимательства, усовершенствование методов учета и формстатистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательныхинициатив по вопросам правовых гарантий предпринимательской деятельности,включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорныхобязательств [20, с. 169-171].
Обосновывая необходимость государственногорегулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер называет основные причины,в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
— необходимость защитить фирмы друг от друга:«Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают ихсобственные интересы, пытаются нейтрализовать ее» [20, с. 168]. Отсюда принятиезаконов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции;
— необходимость защиты потребителей отнедобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законовпротив тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускатьплохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки иуровня цен;
— необходимость защиты высших интересов обществаот разнузданности предпринимателей. Как указывает Ф. Котлер, «ведьпредпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качествожизни» [20, с. 168].
Субъектом малого предпринимательства (МП)является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы,регламентирующие деятельность малых предприятий в России в хронологическойпоследовательности, можно выделить основные этапы развития малогопредпринимательства (табл. 3 приложений) [26, с. 34-49].
В предпринимательской сфере России системазаконов только складывается. Рыночная экономика, несмотря на ее многиеположительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические исоциальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. обо всемэтом должно позаботиться государство путем создания механизма государственноговоздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие странызатрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткийсрок.
1.3 Критерии малого предпринимательства
Законодательство о малом предпринимательстведолжно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо отих организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и среднихпредприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложенияи другие.
Содержание учредительных документов малыхпредприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет местосоздание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной игосударственной) форме собственности.
В соответствии с ФЗ «О государственной поддержкемалого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательстваотнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному илинескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: впромышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельскомхозяйстве, научно-технической сфере — 60, в оптовой торговле — 50, розничнойторговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и приосуществлении других видов деятельности — 50 человек [26, с. 34-49].
Под субъектами малого предпринимательствапонимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица. В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственныхпредприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило,в форме товариществ с ограниченной ответственностью.
За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевойсобственности.
Реже встречаются малые предприятия семейноготипа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилыхпомещений. Нередко местные власти выступают учредителями малых предприятий(иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит,как правило, в предоставлении помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малыхпредприятий включен как один из важнейших в программу демонополизациинационального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так иинициативное разукрупнение монопольных производств: выделение самостоятельныхпроизводственно- хозяйственных блоков; выделение малых и средних коллективов изсостава крупных предприятий; создание небольших дочерних предприятий поинициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можнообразовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений ипредприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, наакционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку исоздания рыночной инфраструктуры является оптимальным. Малые предприятия могутучреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативнымипредприятиями, частными лицами, а также организациями других формсобственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависитот двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и еерегионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные емуправа для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторывоздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна кконкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные чертыконкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечныйрезультат экономических решений [26, с. 34-49].
2. Организация финансов малогопредпринимательства
2.1 Финансовая деятельность предприятий
Формирование денежных фондов организации(предприятия) начинается с момента его создания и является важнейшей сторонойего деятельности. Предприятие в соответствии с законодательством создаетуставный капитал. Его минимальная величина установлена законодательно взависимости от формы собственности и определяет минимальный размер имуществапредприятия, гарантирующий интересы его кредиторов.
Собственный капитал представляет собойразницу между совокупными активами предприятия и его обязательствами, т.е. егодолгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть- уставный капитал и переменную, величина которой зависит от финансовыхрезультатов деятельности предприятия. В состав переменного капитала входят:добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, специальные фонды.
Уставный капитал — основной первоначальный источник собственныхсредств предприятия. Он является источником формирования основного и оборотногокапиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основныхпроизводственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.
Добавочный капитал создается за счет: прироста стоимостиимущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода;безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственныецели.
Результат и конечная цель хозяйственнойдеятельности коммерческой организации — прибыль. После налоговых выплатобразуется прибыль, остающаяся в ее распоряжении, из которой формируются:резервный капитал (фонд) и другие аналогичные резервы, а также фонд накопленияи фонд потребления.
Резервный капитал — денежный фондпредприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ иучредительными документами. Источник его образования — отчисления от прибыли,остающейся в распоряжении предприятия. Наличие резервного фонда являетсяважнейшим условием обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия.
Нераспределенная прибыль направляется наформирование специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и другихцелевых фондов. Фонд накопления — денежные средства, предназначенные дляразвития и расширения производства. Фонд потребления — денежные средства,направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственнойсферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другиеаналогичные цели. Валютный фонд формируется в организациях, осуществляющихреализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку. Амортизационныйфонд создается в процессе использования капитала и по своей экономическойсущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основныхфондов.
Финансовые ресурсы предприятия — это совокупностьсобственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченных и заемных),предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия,финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства. Поисточникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные(внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые нафинансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляетприбыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Вторым по значимости источникомсобственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления, которыепредставляют собой денежное выражение стоимости износа основныхпроизводственных фондов и нематериальных активов.
Внешние источники формирования финансовых ресурсов можноразделить на собственные, заемные, поступающие в порядке перераспределения ибюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала.
Финансовые ресурсы используются предприятием впроцессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся впостоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежныхсредств на расчетном счету в коммерческом банке и в кассе предприятия. Заботясьо финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, предприятиераспределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени.Углубление этих процессов в современной рыночной экономике приводит кусложнению финансовой работы, использованию в практике специальных финансовыхинструментов.
В экономической литературе нет единства по поводуфункций финансов. Их число существенно отличается в разных экономическихучебниках и учебных пособиях. Однако большинство авторов считают, чтоорганизация финансов предприятия строится на следующих принципах: хозяйственнойсамостоятельности; самофинансировании; материальной ответственности;заинтересованности в результатах деятельности; формировании финансовыхрезервов; осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Хозяйственная самостоятельность предполагает, чтонезависимо от организационно-правовой формы хозяйствования предприятиесамостоятельно определяет свою экономическую деятельность, направления вложенийденежных средств в целях извлечения прибыли. Самофинансирование означает полнуюокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование вразвитие производства за счет собственных денежных средств и, принеобходимости, банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающееконкурентоспособность предприятия.
Материальная ответственность означает наличиеопределенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственнойдеятельности. Заинтересованность в результатах деятельности определяетсяосновной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли.
Обеспечение финансовых резервов связано с необходимостьюих формирования для обеспечения предпринимательской деятельности, котораявсегда сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя,который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы сриском невозврата вложенных денежных средств. Финансовые резервы могутформироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности изчистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В основе осуществления контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью предприятия лежит контрольная функцияфинансов. Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансовогомеханизма.
Финансовый механизм является частьюхозяйственного механизма и представляет собой совокупность форм и методовуправления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.
Система управления финансами предприятия включаетв себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение,информационно-методическое обеспечение управления финансами.
К финансовым методам, используемым в управлениифинансами, относятся финансовый учет, финансовый анализ, финансовоерегулирование, финансовое планирование, финансовый контроль, система расчетов,система финансовых санкций, кредитные операции (трастовые, залоговые, лизинг ит.д.), налоги, страхование и др. С помощью применения финансовых методовосуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы,управление движением финансовых ресурсов и оценка эффективности ихиспользования на основе анализа финансовых показателей. Управление финансами,разработка финансовой политики предприятия невозможны без соответствующего правовогообеспечения. В его основе лежит действующее законодательство, законодательные инормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющиефинансовые отношения предприятий с бюджетной системой, банками, страховымикомпаниями, поставщиками и потребителями.
Управление финансами предприятия невозможно без информационногообеспечения — информации, необходимой для управления экономическими процессамии содержащейся в базе данных информационных систем. В свою очередьинформационные системы включают в себя системы хранения, обработки,преобразования, передачи, обновления информации с использованием компьютерной идругой техники. Информационная база, необходимая для управления финансамипредприятия, достаточно обширна и включает в себя сведения экономическиепоказатели деятельности предприятия, финансовую устойчивость,платежеспособность, бухгалтерскую отчетность и другие показатели,характеризующие финансовое состояние предприятия. В состав информационной базывходят также сведения о товарных, фондовых и валютных биржах, информацияфинансовых органов и учреждений банковской системы. Состояние и качествоинформационного обеспечения оказывают непосредственное воздействие на принятиеуправленческих решений. При разработке финансовой политики организации(предприятия), организации управления денежными потоками, выявлениискладывающихся тенденций и разработке мер по укреплению ее финансовойустойчивости проводится анализ финансовых показателей.
2.2 Финансовая деятельность малого предприятия
Малое предприятие осуществляет свою деятельностьво всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или нескольковидов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные видыдеятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, апроизводство ряда товаров может быть осуществлено только на основанииспециального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладаетсамостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, враспоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогови других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
Малое предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимуюпродукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социальногоразвития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу плановсоставляют договора, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями)продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимыхдля производства продукции. Договора могут заключаться и с соответствующимигосударственными органами.
В условиях рынка малое предприятие реализует своюпродукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам,устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, — по государственнымценам.
Источниками формирования финансовых ресурсовпредприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являютсяприбыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценныхбумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты идругие поступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежных средств и осуществлениявсех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открываетрасчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по местурегистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованиюпредприятия. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитныхдоговоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своиобязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявленонеплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «Онесостоятельности (банкротстве)».
Малое предприятие может заключать на общихоснованиях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. Приусловии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельновыходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, втом числе и на аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работниковпредприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплатытруда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видовсобственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно можетсамостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска,сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работниковорганизаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в составпредприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязанообеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность вустановленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью итрудоспособности. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскомустрахованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленныхдействующим законодательством.
3. Способыгосударственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Статистика развития малогопредпринимательства
Статистическое выборочное обследование малыхпредприятий в России, охватывающее порядка 20% общего числа действующихпредприятий, проводится с 1995 года с квартальной периодичностью. Егорезультаты позволяют оценить состояние и развитие малых предприятий в периодмежду сплошными переписями, динамику изменений основных показателей этогосектора экономики. Результаты выборочных обследований сопоставимы начиная с1996 года [32], когда в соответствии с российским законодательством вступило всилу новое определение малого предприятия, действующее по настоящее время.Последняя сплошная перепись малых предприятий по итогам 2004 года прошла в 2005году. Ее данные являются наиболее информативными для характеристики текущегосостояния данного сектора российской экономики, реального вклада малого бизнесав основные экономические показатели как России в целом, так и отдельныхрегионов.
Сопоставительный анализ результатов выборочного исплошного обследований МП по итогам 2004 года затруднен. Главная причина этого- несовпадение размеров генеральной совокупности МП, используемой в ходевыборочного обследования, и количества малых предприятий, принявших участие всплошном обследовании. Так, в ходе сплошного обследования МП были полученысведения от 76% малых предприятий, включенных в перечень для обследования. Изобщего числа предприятий, о которых не получено сведений, 21% не были найденыпо адресу официальной регистрации, 24% ликвидированы или находились в стадииликвидация 4% не относились к типу малых предприятий.
Количество действующих малых предприятий: к началу 2005 года вРоссии насчитывалось 634,4 тыс. малых предприятии, реально функционирующих вразличных отраслях экономики (табл. 4 приложений). Почти половина из них(44,3%) занимались торговлей, которая остается для малого предпринимательстванаиболее привлекательной сферой деятельности. В основных сферах материальногопроизводства — в промышленности и строительстве — действовали немногим более1/4 всех малых предприятий (по 14% в каждой из них). Не получило значительногоразвития малое предпринимательство в такой традиционной для него сфере какуслуги населению, — сказывается все еще низкий платежеспособный спроснаселения. Слабо развит малый бизнес и в области инноваций.
Сохраняется неравномерность распределения малыхпредприятий по территории России. Немногим менее половины из них — 43% — сосредоточено в Центральном федеральном округе. Плотность распространения малыхпредприятий (количество МП на 1000 жителей) значительно отстает от показателейстран с развитой рыночной экономикой — всего 4 МП в среднем по России. Нескольковыше плотность распространения МП в Центральном федеральном округе – 7 МП на1000 жителей [27, с. 36-38].
Российские малые предприятия представили в 2004 г. немногим более 6 млн. рабочих мест, причем 86% из них – на условиях полной занятости.Немногим менее 1/3 всех работающих на малых предприятиях (31%) были заняты всфере торговли. В основных отраслях материального производства – промышленностии строительстве – были заняты чуть более 2/5 всех работающих на малых предприятиях.
Значительная часть работающих на МП (40% общегоколичества) – жители ЦФО. Только 4% всех рабочих мест, предоставляемых малымипредприятиями, приходится на Дальневосточный федеральный округ. Вклад малыхпредприятий в общее обеспечение занятости не превышает 10% в целом по России.Самая высокая доля работников МП в среднегодовой численности занятыхзафиксирована в ЦФО, самая низкая – в Сибирском федеральном округе: 14% и 6%соответственно.
Средний размер малого предприятия, измеряемыйчисленностью работающих на одном МП, составил 10 человек, что подтверждает фактдоминирования микробизнеса в малом предпринимательстве. Относительно болеекрупные малые предприятия с числом работников 14-15 человек функционируют впромышленности, строительстве, на транспорте. Самые мелкие предприятия, всреднем по 6 работников на каждом, заняты общей коммерческой деятельностью пообеспечению функционирования рынка.
Средние размеры МП по регионам отличаютсянезначительно — от 11 работников на малом предприятии в Северо-Западномфедеральном округе до 9 работников — в Центральном, Южном и Сибирскомфедеральных округах. Только 10% российских МП имеют более 25 работников. В промышленности,строительстве и на транспорте доля относительно крупных малых предприятий(более 25 работников) несколько выше — 18-20%.
Как указывалось выше, малые предприятияпредоставляют рабочие места 6087,7 тыс. россиян, для большинства из которых ониявляются основным местом работы. Закономерен вопрос об уровне оплаты труда намалых предприятиях. По данным официальной статистической отчетности МП, онкрайне невысок. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная платаработников списочного состава в среднем по российским МП составила за 2000 годвсего 1523 руб., что в 1,5 раза ниже аналогичного показателя по отраслямэкономики в целом. Наибольший разрыв в оплате труда между крупными и малымипредприятиями зафиксирован в Сибирском федеральном округе, где заработная платаработников МП в 1,8 раза ниже, чем в среднем по региону. В отраслевом разрезе наиболеенизкая оплата труда зафиксирована на малых предприятиях торговли иобщественного питания, а также в сфере бытового обслуживания населения — 1121руб. и 846 руб. соответственно. Приведенные данные, однако, ничего не говорятоб уровне неформальных выплат работникам предприятий, который в малом бизнесе,по-видимому, выше, чем в крупном, а также выше в тех сферах, где деятельностьсопряжена с наличным оборотом [27, с. 36-38].
Малые предприятия характеризуются не тольконебольшими размерами, но и непродолжительностью срока деятельности (см. табл. 5приложений). «Средний возраст» малого предприятия не превышает 5 лет. Относительные«долгожители» — малые предприятия, функционирующие в сферах науки и научногообслуживания, а также оказывающие бытовые услуги населению. Их «среднийвозраст» составляет 6 лет, В торговле, общей коммерческой деятельности пообеспечению функционирования рынка и в оптовой торговле продукциейпроизводственного назначения ротация малых предприятий идет особенно быстро — здесь МП «живут» всего 4 года.
Основной группой собственников на малыхпредприятиях являются физические лица, которым принадлежит в среднем 70%уставного капитала. Второй по значимости группой собственников являютсякоммерческие организации (кроме финансово кредитных учреждений), которымпринадлежит в среднем 29% уставного капитала МП. Доля иностранной собственностив целом по сектору МП не превышает 1%.
Следует отметить, что в соответствии сзаконодательством на долю коммерческих организаций, не являющихся субъектами малогопредпринимательства, не может приходиться более 25% уставного капитала МП. Втаких отраслях, как промышленность и оптовая торговля продукциейпроизводственного назначения, на долю указанной группы собственников приходится23% и 24% уставного капитала соответственно. То есть МП в данных отрасляхвстроены в систему отношений собственности более крупного бизнеса в масштабах,максимально возможных в рамках действующего законодательства.
Наибольшая доля собственности в руках физическихлиц зафиксирована в таких отраслях, как наука и научное обслуживание инепроизводственные виды бытового обслуживания населений 91% и 89%соответственно. Наименьшая доля — в оптовой торговле продукциейпроизводственного назначения (38%), где в качестве собственника доминируют коммерческиеорганизации (62% уставного капитала).
По результату финансово-экономическойдеятельности, измеряемому как доля убыточных предприятий в общем числе МП,малые предприятия основных отраслей экономики распределились следующим образом.В целом по России доли убыточных МП и всех убыточных предприятий и организацийсовпадают – по 40% общего количества. Малые предприятия могут быть признанынаиболее эффективными а транспорте и в оптовой торговле. В промышленности,строительстве и торговле доля убыточных МП выше, чем по всему кругу предприятийи организаций. Не следует на этом основании утверждать, что малый бизнес в этихотраслях менее эффективен. Причина, возможно, в более высоком уровнем «серого»предпринимательства, что свойственно сектору МП.
Вклад малых предприятий в экономику регионов измерялся такимиотносительными показателями, как доля МП в общем объеме: промышленнойпродукции; платных услуг населению; розничной торговли; продаж организациямиоптовой торговли; работ, выполненных по договорам строительного подряда;инвестиций в основной капитал.
Данные исследований свидетельствуют о достаточнозначимом вкладе малых предприятий по таким позициям, как объем оптовоготоварооборота, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда,объем розничного товарооборота [27, с. 36-38].
Динамика числа малых предприятий и численностизанятых на МП по отраслям экономики. С 1997 по начало 2004 года количество российскихМП изменило не сильно: увеличение составило всего 3,5%. При этом динамика быланестабильной: рост в 1997-1999 годах сменился снижением в 2000-2001-м. Впоследние два года число зарегистрированных МП снова растет, но невысокимитемпами (так, на 1 января 2004 года показатель увеличился всего на 1,0% посравнению с 1 января 2003-го) [27, с. 36-38]. Численность занятых на МПнепосредственно после августовского кризиса 1998 года сократилась на 14,3%,главным образом за счет временно занятых. После кризиса можно констатироватьпостепенное восстановление численности — об этом свидетельствует общийположительный тренд. По итогам 2003 года средняя численность работников МПсоставила 95,2% от уровня 1997 г.
Отраслевая структура малых предприятий — один изсамых устойчивых показателей состояния данного сектора экономики. Ведущейотраслью малого предпринимательства по количеству предприятий из года в годостается торговля и общественное питание. За период с 1997 по 2003 год их доляв общем количестве зарегистрированных МП увеличилась с 43,3% до 46,8%.Отраслевая структура рабочих мест, предоставляемых малыми предприятиями, такжемало изменилась за прошедшие годы. Первое место удерживает сфера торговли иобщественного питания: за 1997-2003 годы ее доля выросла с 28,3% до 32,4%.Малые предприятия отраслей материального производства, главным образомпромышленности и строительства, предоставили порядка половины всех рабочих меств малом бизнесе. При этом следует, что на фоне роста торгового сектора доляназванных отраслей имела в рассматриваемом периоде тенденцию к сокращению.
Динамика производства продукции (работ, услуг) иинвестиций в основной капитал. Серьезным образом на общем объеме выпуска продукции, работ иуслуг на МП сказались последствия августовского кризиса 1998 года. По итогам1998 года этот показатель с учетом изменения потребительских цен составилтолько 47% от уровня 1997 года. Оценивая эти показатели, нужно учитывать рядобстоятельств. С одной стороны, последствия кризиса могли подвигнуть ряд малыхпредприятий к приостановке своей деятельности, однако в статистических сводках,как уже отмечалось, это процесс отражен весьма слабо. С другой стороны, невызывает сомнений тот факт, что в 1998 году усилилась тенденция перехода малыхпредприятий в теневой сектор, а практика сокрытия оборота стала еще однимсредством выживания малого бизнеса под влиянием последствий кризиса. Косвенноэто подтверждается значительным ростом производства уже в 1999 году,превышающим рост по кругу средних и крупных предприятий [27, с. 36-38].
С учетом сказанного и следует интерпретироватьстатистические данные, которые свидетельствуют о том, что кризис ударил помалым предприятиям сильнее, нежели по крупным и средним — роль МП в общемвыпуске товаров и услуг, по данным Госкомстата сократилась. Если в 1997 годуэтот показатель составлял 8%, ц в 1999-м снизился до 6%.
Конечно, малый бизнес в значительно большей мере,чем средний и крупный, ориентирован на потребительский спрос и его сокращениепод влиянием августовского кризиса сказалось на деятельности малых предприятийсугубо отрицательно. Одним из важнейших объективных факторов, определяющихпослекризисное развитие МП, можно считать, таким образом, восстановлениереальных денежных доходов населения, которые в 1997-1999 годах успелисократиться на 28%. В наибольшей степени под влиянием кризиса снизилосьпроизводство на малых предприятиях в таких сферах, как торговля и общественноепитание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения,общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Поотношений к 1997 году данный показатель с учетом индекса потребительских цен(ИПЦ) в 1998 году в торговле и общественном питании составил только 37,6%, в товремя как в промышленности — 75,4%. Данные за посткризисный период в целомпозволяют утверждать, что малое предпринимательство смогло оправиться отпоследствий августовского кризиса. С 1998 года производство на МП неуклонновозрастает. По итогам 2003 года оно составило 120% предкризисного 1997 года.
Основным финансовым итогом деятельностипредприятий является балансовая прибыль, то есть сальдирующий результат(прибыль-убыток). В той мере, в которой завершение годовых итогов хозяйственнойдеятельности с официально фиксируемой прибылью позволяет говорить о ееэффективности, можно утверждать: эффективность текущей деятельности в маломпредпринимательстве по сравнению с бизнесом большего масштаба несколько вышекак в целом по народному хозяйству, так и по основным отраслям производственнойи непроизводственной сфер.
3.2Государственная поддержка малого бизнеса
Малые предприятия как предпринимательскаяструктура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разностороннейгосударственной поддержке. Во многих странах существуют особые фондыгосударственной поддержки малого бизнеса. У нас государственная поддержка малыхформ производства с первых шагов малого бизнеса сводилась, в основном, ксистеме налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса вРоссии является кредитование. Невозможность получения кредита малымипредприятиями исключает способность конкурировать с иными предприятиями.Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегдамогут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как испециальные фонды, в настоящее время выступают поручителями по кредитам,получаемым этими предприятиями. Появились специальные банки, обслуживающиемалый бизнес. Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезнаяфинансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальныеструктуры и фонды. В России также существуют различные организационные формыподдержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы иассоциации малых предприятий, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий,Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фондыразвития и поддержки малого бизнеса.
Малые предприятия нуждаются также винформационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите идругой помощи. Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малогобизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямыезаймы выдаются МП на определенный срок под более низкие процентные ставки, чемкредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы даюткредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образомгосударство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленныекорпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталамелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки:обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость),предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях сослабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малых предпринимательских формпроисходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующихзначительных капитальных вложений — торговле, общественном питании,строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельскомхозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшестви информации, практически не осваивается. С одной стороны, это обусловленонедостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления,отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса,с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов,сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результатеэто привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческихструктур в материальной сфере.
В условиях ресурсной необеспеченности малогопредпринимательства важнейшим фактором его существования является организациясвоеобразной сети его поддержки. Основные направления ее таковы:
— финансовая поддержка (наличие многочисленныхдоступных источников рискового капитала);
— материально-техническая (сдача в аренду ивозможность покупки, в т.ч. на льготных условиях, средств производства — зданийи сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств и т.д.);
— информационная (обеспечение возможностейпользования информационными сетями и техническими библиотеками и т.д.);
— консультативная (развитие специализированныхуслуг консультирования, ориентированных на организаторов малых предприятий, повопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, веденияотчетности, оформления патентов).
Политика стимулирования инновационной активностималого бизнеса должна проводиться на всех уровнях государственного управления —от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственнойполитике в этой области является создание своего рода инновационного климата,т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных,психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, впервую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализациейнаучно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулированиядеятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса,основные усилия должно направлять на начальные периоды становления малыхинновационных предприятий.
Главным содержанием государственной инновационнойполитики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков,направленное на облегчение доступа МП к источникам финансовых средств. Здесьвыделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета ипривлечение частного капитала. Целенаправленное бюджетное финансированиеосуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставлениельготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции итехнологии. Однако, как показывает практика, формы прямого субсидирования черезгосударственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики вотношении малого инновационного бизнеса, осуществляемым на уровне федеральногоправительства, является привлечение частного капитала для финансирования,которое может реализоваться например через венчурное финансирование, котороетолько развивается в нашей стране.
Заключение
Для современной экономики характерна сложнаякомбинация различных по масштабам производств — крупных, средних и мелких. Запоследние годы выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства,особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений, кооперациимножества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видахпроизводства, а также в отраслях, связанных с производством потребительскихтоваров и оказанием услуг. Для формирования предпринимательства нужныопределенные экономические, социальные и правовые условия. В числеэкономических условий — предложение и спрос товаров; их виды товаров; объемыденежных средств. Малое предпринимательство в России в настоящий период отстаетот ряда развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей странедостаточно велики резервы роста малого предпринимательства.
В целом статистика малого предпринимательствасвидетельствует, что:
— численность МП в послекризисный период быланестабильной и за период 2007-2009 годов колебалась в пределах 840-890 тыс.;
— тогда как в предкризисный период наблюдаласьтенденция к росту;
— численность занятых в малом предпринимательстветакже сократилась, в результате достигнув по итогам 2009 года 95% от уровняпредкризисного 2006 года;
— отраслевая структура малых предприятий впоследние годы не претерпевает резких изменений — основная часть малогопредпринимательства по-прежнему концентрируется в сфере услуг, прежде всего вторговле и общественном питании; более того, можно отметить тенденции к ростуотносительной роли данного сегмента малого бизнеса;
— тем не менее эффективность хозяйственнойдеятельности малых предприятий, как свидетельствует официальная статистика,несколько выше, чем на более крупных предприятиях.
Малые предприятия пользуются поддержкойгосударства во всех развитых странах. Это подтверждает, что малоепредпринимательство как новая форма организации общественно необходимого трудаотвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равнойстепени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданинав отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание иподдержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производствадополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальныйдоход и национальное богатство. Малое предпринимательство является такимисточником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни вбудущем.
Расчетная часть
1. Наосновании исходных данных табл. 1, среднегодовой стоимости амортизируемыхосновных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационныхотчислений, исчислим и распределим амортизационные отчисления (табл. 2).
Исходныеданные ксмете I:
— Стоимостьосновных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года — 15530 тыс.руб.
— Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующихценах) — 1030 тыс. руб.
— Средневзвешенная норма амортизационных отчислений — 13,5.
Таблица 1
Данные красчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды февраль май август ноябрь Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб. 4100 3600 Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб. 6360 1070
Внесем втабл. 2 исходные данные, заполнив строки 1, 4, 6. Для заполнения стр. 2 и 3рассчитаем среднегодовую стоимость вводимых и выбывших основных фондов:
— среднегодовой ввод ОПФ составил 3850 тыс. руб. ((4100+3600)/2);
— среднегодовое выбытие ОПФ составило 3715 тыс. руб. ((6360+1070)/2).
Рассчитаемсреднегодовую стоимость амортизированных ОПФ и заполним стр. 5 табл. 2., этасумма составит:
15530+3850-3715-1030= 14635 тыс. руб.
Рассчитаемсреднюю норму амортизации: 14635*13,5% = 1975,73 тыс. руб. Занесем полученныеданные в стр. 5 и 7 табл. 2.
На кап.вложения используем 100% от амортизационных отчислений
2. Рассчитаемсмету затрат на производство, для этого заполним таблицу 3:
Таблица 2
Расчетплановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года 15530 2 Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов 3850 3 Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов 3715 4 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) 1030 5 Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) — всего 14635 6 Средняя норма амортизации 13,5 7 Сумма амортизационных отчислений — всего 1976 8 Использование амортизационных отчислений на кап. вложения 1976
— заполнимстр. 3 воспользовавшись данными табл. 2, где сумма амортизационных отчислений –1976 тыс. руб., на четвертый квартал – 1976/4 = 494 тыс. руб.;
— рассчитаемсумму Единого социального налога (п. 4.2.1.) как 26% от стр. 2, всего за годЕСН составил 17608*26% = 4578 тыс. руб., за четвертый квартал – 4402*26% = 1145тыс. руб.;
— рассчитаемсумму налогов, включаемых в себестоимость (стр. 4.2.) и сумму прочих расходов(стр. 4), а также общую сумму затрат на производство как сумму строк 1, 2, 3, 4за весь год и за 4 квартал, заполнив стр. 5 табл. 3;
— от суммывсех затрат на производство (стр. 5) вычтем сумму, списанную нанепроизводственные счета (стр. 6) и получим затраты на валовую продукцию (стр.7) за год и 4 квартал соответственно;
— согласноданных табл. 5 изменение остатков незавершенного производства составило за год344 тыс. руб., а за 4 квартал 86 тыс. руб.;
— поэтомупроизводственная себестоимость товарной продукции составиластр.7+стр.8+стр.9=стр.10 или 52471 тыс. руб. и 13116 тыс. руб. за год и 4квартал соответственно;
— полнуюсебестоимость товарной продукции можно рассчитать как сумму строк 10 и 11 загод и 4 квартал, что составило 57732 и 14431 тыс. руб. соответственно;
— величинуприбыли (стр. 14 табл. 3) рассчитаем как отношение стоимости товарной продукциив отпускных ценах к ее полной себестоимости, за год прибыль составила85200-57732 = 27468 тыс. руб., за 4 квартал 21550-14431 = 7119 тыс. руб.;
Таблица 3
Смета 1затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс.руб.№ стр. Статья затрат Варианты сметы 1.1 всего на год в т.ч. на IV квартал 1 2 3 4 1 Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) 36540 9135 2 Затраты на оплату труда 17608 4402 3 Амортизация основных фондов 1976 494 4 Прочие расходы — всего, в том числе: 6253 1562 4.1 а) уплата процентов за краткосрочный кредит 430 110 4.2 б) налоги, включаемые в себестоимость, в том числе: 5567 1392 4.2.1 единый социальный налог (26%) 4578 1145 4.2.2 прочие налоги 989 247 4.3 в) арендные платежи и другие расходы 256 60 5 Итого затрат на производство 62377 15593 6 Списано на непроизводственные счета 10238 2560 7 Затраты на валовую продукцию 52139 13033 8 Изменение остатков незавершенного производства 344 86 9 Изменение остатков по расходам будущих периодов -12 -3 10 Производственная себестоимость товарной продукции 52471 13116 11 Внепроизводственные (коммерческие) расходы 5261 1315 12 Полная себестоимость товарной продукции 57732 14431 13 Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) 85200 21550 14 Прибыль на выпуск товарной продукции 27468 7119 15 Затраты на 1 рубль товарной продукции 67,76% 66,97%
— величиназатрат на рубль товарной продукции составила (57732*100/85200) 67,76% за год и(14431*100/21550) 66,97% за 4 квартал, что свидетельствует о снижении долизатрат в стоимости продукции.
3. Рассчитаемпотребность предприятия в оборотных средствах на конец планируемого года, ихприрост в табл. 5 исходя из данных табл. 4.
Таблица 4
Данные красчету потребности в оборотных средствах№ стр. Показатель Вариант сметы 1.1., тыс. руб. 1 2 3 1 Изменение расходов будущих периодов -12 2 Прирост устойчивых пассивов 230 3 Норматив на начало года: 3.1 Производственные запасы 3935 3.2 Незавершенное производство 236 3.3 Расходы будущих периодов 15 3.4 Готовая продукция 501 4 Нормы запаса в днях: 4.1 Производственные запасы 45 4.2 Незавершенное производство 4 4.3 Готовые изделия 7
— внесемданные по нормативам на начало года ст. 3 табл. 5, используя данные п. 3 табл.4;
— рассчитаемсумму норматива на начало года: 3935+236+15+501 = 4687 т. р.;
— заполнимст. 6 табл. 5 внеся нормы запасов в днях из п. 4 табл. 4;
— посколькуизменение расходов будущих периодов составило -12 тыс. руб., то норматив этоговида активов на конец года составил 3 тыс. руб. (15-12);
— величинаматериальных затрат на 4 квартал составляет 9135 тыс. руб. по стр. 1 табл. 3при количестве дней в квартала — 90, соответственно однодневный оборот составил9135/90 = 101,5 тыс. руб./день;
— посколькунорма запасов составляет 45 дней, то норматив на конец года по производственнымзапасам составит 102*45 = 4590 тыс. руб., увеличившись по сравнению снормативом на начало года на 655 тыс. руб.;
— посколькусебестоимость валовой продукции (табл. 3 стр. 7) составила 13033 тыс. руб., тооднодневный расход составил 13033/90 = 144,8 тыс. руб./день, а при нормезапасов в незавершенном производстве в 4 дня норматив на конец года составил4*145 = 580 тыс. руб., увеличившись по сравнению с началом периода на 344 тыс.руб.;
— посколькупроизводственная себестоимость валовой продукции составила 13116 тыс. руб.(табл. 3), то затраты в день по готовой продукции составили 13116/90 = 145,7тыс. руб./день, а норматив на конец года составит 146*7 = 1022 тыс. руб., чтобольше норматива на начала года (прирост) на 521 тыс. руб.;
— общийнорматив на конец года составил 4590+580+3+1022 = 6195 тыс. руб., что составилоприрост по сравнению с началом года 1508 тыс. руб.
— источникамиприроста стали: прирост устойчивых пассивов 230 тыс. руб. и прирост прибыли вразмере 1508-230 = 1278 тыс. руб.
Таблица 5
Расчет потребности предприятия воборотных средствах№ стр. Статьи затрат Норматив на начало года, тыс. руб. Затраты IV кв., тыс. руб., всего Затраты IV кв., тыс. руб./день Нормы запасов в днях Норматив на конец года, тыс. руб. Прирост/ снижение (+/-) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Производственные запасы 3935 9135 102 45 4590 655 2 Незавершенное производство 236 13033 145 4 580 344 3 Расходы будущих периодов 15 X X X 3 -12 4 Готовые изделия 501 13116 146 7 1022 521 5 Итого 4687 X X X 6195 1508 Источники прироста 6 Устойчивые пассивы 230 7 Прибыль 1278
4. Определимобъем реализуемой товарной продукции и прибыли (табл. 7) на основе данных табл.6.
— посколькуфактические остатки нереализованной продукции на начало года в действующихценах составляют 2500 тыс. руб., то в затраты в день составят 2500/365 = 6,85тыс. руб./день, а поскольку норма составляет 7 дней, то планируемые остаткинереализованной продукции на конец года составят 6,85*7 = 47,95 тыс. руб.;
— аналогичноопределим планируемые остатки нереализованной продукции по производственнойсебестоимости на конец года 7*(1950/365) = 37,4 т. р.;
— рассчитаемсумму на содержание объектов социальной сферы 200+730+290 = 1220 тыс. руб.
— суммупроцентов к уплате заполним на основании данных табл. 10 стр. 9 – 270 тыс.руб.;
Таблица 6
Данные красчету объема реализации и прибыли№ стр. Показатель Вариант сметы 1.1., тыс. руб. 1 2 3 1 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года 1.1 а) в ценах базисного года без НДС и акцизов 2500 1.2 б) по производственной себестоимости 1950 2 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года 2.1 а) в днях запаса 7 2.2 б) в действующих ценах (без НДС и акцизов) 48 2.3 в) по производственной себестоимости 37 Прочие доходы и расходы 3 Выручка от реализации выбывшего имущества 7600 4 Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям) 920 5 Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий 856 6 Расходы от реализации выбывшего имущества 5340 7 Проценты к уплате 270 8 Расходы на оплату услуг банков 70 9 Доходы от прочих операций 10876 10 Расходы по прочим операциям 9100 11 Налоги, относимые на финансовые результаты 1534 12 Содержание объектов социальной сферы — всего, в том числе: 1220 12.1 а) учреждения здравоохранения 200 12.2 б) детские дошкольные учреждения 730 12.3 в) содержание пансионата 290 13 Расходы на проведение НИОКР 200
— рассчитаемприбыль по фактическим остаткам нереализованной продукции на начало года (табл.7) как разность между продукцией по цене продажи и себестоимости 550 тыс. руб.(2500-1950);
— рассчитаемприбыль по фактическим остаткам нереализованной продукции на конец года какразность между продукцией по цене продажи и себестоимости 11 тыс. руб. (48-37);
— по даннымтабл. 3 заполним данные п. 2 табл. 7 по выпуску и прибыли отчетного года;
— объемпродаж в планируемом году рассчитаем как сумму остатков нереализованной продукциина начало года и выпуска за год за вычетом остатков нереализованной продукциина конец года (например для прибыли: 550+27468-11 = 28007), заполним ст. 4табл. 7.
Таблица 7
Расчет объемареализуемой продукции и прибыли№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года 1.1 а) в ценах базисного года без НДС и акцизов 2500 1.2 б) по производственной себестоимости 1950 1.3 в) прибыль 550 2 Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг) 2.1 а) в действующих ценах без НДС и акцизов 85200 2.2 б) по полной себестоимости 57732 2.3 в) прибыль 27468 3 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года 3.1 а) в днях запаса 7 3.2 б) в действующих ценах без НДС и акцизов 48 3.3 в) по производственной себестоимости 37 3.4 г) прибыль 11 4 Объем продаж продукции в планируемом году 4.1 а) в действующих ценах без НДС и акцизов 87652 4.2 б) по полной себестоимости 59645 4.3 в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) 28007
Таблица 8
Показатели покапитальному строительству№ стр. Показатель Смета 1, тыс. руб. 1 2 3 1 Капитальные затраты производственного назначения, в том числе: 8100 1.1 объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом 3500 2 Капитальные затраты непроизводственного назначения 3120 3 Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, % 9,41 4 Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве 710 5 Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, % 18
5. Определимисточники капитальных вложений на производственное и непроизводственноестроительство (табл. 10), используя данные табл. 8,9,3:
— в табл. 9определим общую сумму фонда потребления 1120+1000+900 = 3020 тыс. руб.;
— напогашение долгосрочных кредитов выделим сумму в размере 1% от суммы полученнойприбыли 0,01*27468 = 275 тыс. руб.;
Таблица 9
Данные краспределению прибыли№ стр. Показатель Вариант сметы 1.1., тыс. руб. 1 2 3 1 Отчисления в резервный фонд 3000 2 Реконструкция цеха 2750 3 Строительство жилого дома 2250 4 Отчисления в фонд потребления — всего, в том числе: 3020 4.1 а) на выплату материальной помощи работникам предприятия 1120 4.2 б) удешевление питания в столовой 1000 4.3 в) на выплату дополнительного вознаграждения 900 5 Налоги, выплачиваемые из прибыли 980 6 Погашение долгосрочных кредитов 275
— суммуплановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом (стр. 4)определим как 9,41% от объема СМР (п. 1.1. табл. 8) для кап. вложенийпроизводственного назначения – 0,0941*3500 = 329,4 тыс. руб., для кап. вложенийнепроизводственного назначения – 0,0941*3120 = 293,6 тыс. руб.;
— по даннымтабл. 2 на кап. вложения используется 1976 тыс. руб. амортизационных отчислений(1500 тыс. руб. на объекты производственного назначения, соответственно 476тыс. руб. – непроизводственного);
— ассигнований из бюджета в отчетном году предприятие не получало, как ифинансирования из прочих источников;
— на кап. вложенияпроизводственного назначения по данным табл. 9 из прибыли было выделено 2750тыс. руб., непроизводственного – 2250 тыс. руб. соответственно;
— поступлениесредств на жилищное строительство в порядке долевого участия составило 710 тыс.руб. и относится к кап. вложениям непроизводственного назначения;
— накапитальное строительство объекта производственного назначения был получендолгосрочный кредит в размере 1000 тыс. руб., таким образом к уплате былоначислено 180 тыс. руб. (0,18*1000) за год;
Таблица 10
Расчетисточников финансирования кап. вложений, тыс. руб.№ стр. Источник Капитальные вложения производственного назначения Капитальные вложения непроизводственного назначения 1 2 3 4 1 Ассигнования из бюджета 2 Прибыль, направляемая на кап. вложения 2750 2250 3 Амортизационные отчисления на основные производственные фонды 1500 476 4 Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом 329 294 5 Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия 710 6 Прочие источники 7 Долгосрочный кредит банка 1000 500 8 Итого вложений во внеоборотные активы 5579 3730 9 Проценты по кредиту к уплате (по ставке 18% годовых) 180 90
— накапитальное строительство объекта непроизводственного назначения был получендолгосрочный кредит в размере 500 тыс. руб., таким образом к уплате былоначислено 90 тыс. руб. (0,18*500) за год;
— всего былиначислены проценты по кредиту в размере 270 тыс. руб.;
— такимобразом вложения во внеоборотные активы производственного назначения составили2750+1500+329+1000 = 5579 тыс. руб., непроизводственного назначения –2250+476+294+710 = 3730 тыс. руб.
6. Составимпроект отчета о прибылях и убытках (табл. 11), используя данные табл. 6 и 7:
— доходы ирасходы по обычным видам деятельности перенесем из п.4 таб. 7;
— в составпрочих доходов включим выручку от реализации выбывшего имущества (7600) идоходы от прочих операций (10876) из табл. 6;
— в составпрочих расходов (8.6.) включим расходы по реализации выбывшего имущества(5340), расходы на оплату услуг банков (70) и расходы по прочим операциям(9100) из табл. 6;
Таблица 11
Проект отчетао прибылях и убытках№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 Доходы и расходы по обычным видам деятельности 1 Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году 87652 2 Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году 59645 3 Прибыль (убыток) от продаж 28007 2. Прочие доходы и расходы 4 Проценты к получению 920 5 Проценты к уплате 270 6 Доходы от участия в других организациях 856 7 Прочие доходы 18476 7.1. Выручка от реализации выбывшего имущества 7600 7.2. Доходы от прочих операций 10876 8 Прочие расходы — всего, в том числе: 17464 8.1 а) содержание учреждений здравоохранения 200 8.2 б) содержание детских дошкольных учреждений 730 8.3 в) содержание пансионата 290 8.4 г) расходы на проведение НИОКР 200 8.5 д) налоги, относимые на финансовый результат 1534 8.6 е) прочие расходы 14510 9 Прибыль (убыток) планируемого года 30525
— доходы, полученные поценным бумагам (облигациям) включим в состав процентов к получению стр. 4;
— прибыль от долевогоучастия в деятельности других предприятий включается в стр. 6 и облагаетсяналогом на прибыль по ставке 9%;
— проценты куплате составляют 270 тыс. руб.;
— прочиерасходы (стр. 8) составляют 1220+200+1534+14510 = 17464 тыс. руб.;
— такимобразом прибыль планируемого года составит 28007+920-270+856+18476-17464 =30525 тыс. руб.
7. Рассчитаемналог на прибыль в табл. 12 в соответствии с действующими ставками:
— всегоприбыли в планируемом году – 30525 тыс. руб., в т.ч. по ставке 9% — 856 тыс. руб. (сумманалога 856*0,09 = 77 тыс. руб.), по ставке 20% — 30525-856 = 29669 тыс. руб.(сумма налога 29669*0,2 = 5934 тыс. руб.);
— сумманалога по ставке 9% полностью зачисляется в федеральный бюджет;
— налог наприбыль по ставке 20% распределяется следующим образом: 4,5% в федеральный, 15,5%в региональный бюджет: в федеральный бюджет сумма налога составит 5934*0,045 = 267тыс. руб., региональный – 5934-267= =5667 тыс. руб.;
— всегоналога на прибыль начислено 5934+77 = 6011, т.е. в распоряжении предприятияосталась прибыль в размере 30525-6011 = 24514 тыс. руб.;
Таблица 12
Расчет налогана прибыль№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Прибыль — всего, в том числе: 30525 1.1 прибыль, облагаемая по ставке 9 % 856 1.2 прибыль, облагаемая по ставке 20 % 29669 2 Сумма налога к уплате по ставке 20% — всего, в том числе: 5934 2.1 в федеральный бюджет 267 2.2 в бюджет субъекта Федерации 5667 2.3 в местный бюджет 3 Сумма налога к уплате по ставке 9 % — всего, в том числе: 77 3.1 в федеральный бюджет 77 3.2 в бюджет субъекта Федерации 3.3 в местный бюджет 4 Общая сумма налога в федеральный бюджет 344 5 Общая сумма налога в бюджет субъекта Федерации 5667 6 Общая сумма налога в местный бюджет 7 Итого сумма налога на прибыль (по ставкам 20 и 9 %) 6011 8 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (по ставкам 20 и 9 %) 24514
8. Заполнимтабл. 13 по распределению прибыли планируемого года:
— прибыльпредприятия составила 30525 тыс. руб. (табл. 12);
— отчисленияв резервный фонд составили 3000 тыс. руб. (табл. 9);
— накапитальные вложения было потрачено 5579 и 3730 тыс. руб. (табл. 10);
— суммуотчислений в фонд потребления (3020 тыс. руб.) возьмем из табл. 9;
— на приростоборотных средств было потрачено (табл. 5) 1278 тыс. руб.;
— налоги, выплачиваемые изприбыли – 980 тыс. руб. (табл. 9);
— налог наприбыль по ставке 20% составляет 5934, по ставке 9% — 77 тыс. руб.соответственно;
— на погашениедолгосрочного кредита предприятием потрачено 275 тыс. руб., таким образомфинансовый результат до выплаты дивидендов составил 30525-3000-9309-3020-1278-980-7198-275= 6652 тыс. руб.;
— посколькупредприятие (ООО) не является акционерным обществом, т.е. не должно выплачиватьдивиденды, то в распоряжении предприятия остается нераспределенная прибыль вразмере 5465 тыс. руб.
Таблица 13
Распределениеприбыли планируемого года№ стр. Показатель Сумма, тыс. руб. 1 2 3 1 Всего прибыль 30525 2 Отчисления в резервный фонд 3000 3 Капвложения производственного назначения (реконструкция цеха) 5579 4 Кап. вложения непроизводственного назначения (строительство жилого дома) 3730 5 Отчисления в фонд потребления — всего, в том числе: 3020 5.1 а) на выплату материальной помощи работникам предприятия 1120 5.2 б) удешевление питания в столовой 1000 5.3 в) на выплату вознаграждения по итогам года 900 6 Прирост оборотных средств 1278 7 Налоги, выплачиваемые из прибыли 980 8 Налог на прибыль 20% 5934 9 Налог на прочие доходы 9% 77 10 Погашение долгосрочного кредита 275 11 Остаток нераспределенной прибыли до выплаты дивидендов 5465 12 Выплата дивидендов 13 Нераспределенная прибыль после выплаты дивидендов 6652 /> /> /> />
9. Дляпредварительной проверки соответствия доходов и расходов заполним табл. 15(шахматную ведомость), используя данные табл. 14.
10. Составимбаланс доходов и расходов (табл. 16):
— заполнимраздел А – поступления и расходы по текущей деятельности;
— выручка отреализации (стр. 003) и затраты на производство продукции (стр. 027) составляют87652 и 59645 тыс. руб. соответственно (табл. 11);
— выплаты изфонда потребления (стр. 033) составляют 3020 тыс. руб. (т. 13);
— платежи вбюджет указаны в табл. 3,11,12,13, заполним стр. 028-032, всего платежей вбюджет 5567+7198+980+1534 = 15279 тыс. руб.;
Таблица 14
Данные красчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР№ стр. Показатель Вариант сметы 1.1., тыс. руб. 1 2 3 1 Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях 50 2 Средства целевого финансирования 100 3 Общая сумма средств, направляемых на содержание детских дошкольных учреждений 730 4 Средства заказчиков по договорам на НИОКР 200 5 Общая сумма средств, направляемых на НИОКР 200
— приростсобственных оборотных средств составляет (стр. 034) 1278 тыс. руб. (табл. 13);
— такимобразом сумма расходов по обычной деятельности составляет 59645+15279+3020+1278= 79222 тыс. руб.;
— прочиепоступления (стр. 004) составляют средства целевого финансирования 100 тыс.руб. и средства родителей 50 тыс. руб. (табл. 14);
— приростустойчивых пассивов (стр. 007) составил 230 тыс. руб. (табл. 5);
— такимобразом поступления от текущей деятельности составили 87652+150+230 = 88032тыс. руб.;
— доход оттекущей деятельности (сальдо) по стр. 059 составляет 88032-79222 = 8810 тыс.руб.;
— заполнимраздел Б – поступления и расходы по инвестиционной деятельности;
— кап.вложения производственного и непроизводственного назначения (стр. 038 и 039)составили 5579 и 3730 тыс. руб. соответственно (табл. 13);
— затраты напроведение НИОКР (стр. 040) – 200 тыс. руб. (табл. 14);
— платежей полизинговым операциям и долгосрочных финансовых вложений у предприятия нет (стр.041 и 042);
— содержаниеобъектов социальной сферы (стр. 045) составило 1220 тыс. руб. (табл. 6);
— расходы попрочим операциям (стр. 044) составляют 14510 тыс. руб. (т. 11);
— такимобразом расходы по инвестиционной деятельности (стр. 047) составили5579+3730+200+14510+1220 = 25239 тыс. руб.;
— выручка отреализации (стр. 010) составила 7600 тыс. руб., а доходы от прочих операций(стр. 011) составили 10876 тыс. руб. (табл. 11);
— высвобождения средств из оборота у предприятия не было, т.к. у него наоборотувеличилась потребность в оборотных средствах согласно расчетов в табл. 5;
— накопленияпо СМР (стр. 012) составили 329+294 = 623 тыс. руб. (таб. 10);
— средствазаказчиков (стр. 013) составили 200 тыс. руб. (табл. 14);
— средства отдолевого участия (стр. 014) – 710 тыс. руб. (табл. 10);
— такимобразом доходы от инвестиционной деятельности составляют 7600+10876+623+200+710= 20009 тыс. руб.;
— сальдо поинвестиционной деятельности составляет 20009-25239 = -5230 тыс. руб. (убыток);
— заполнимраздел В – поступления и расходы по финансовой деятельности;
— напогашение долгосрочных кредитов (стр. 049) было потрачено 275 тыс. руб. (табл.13);
— проценты подолгосрочному кредиту (стр. 050) были начислены в размере 270 тыс. руб. (табл.11);
— краткосрочных финансовых вложений (стр. 051) и выплаты дивидендов (стр. 052) упредприятия в планируемом году не было;