СодержаниеВведение1. Методика анализа себестоимостипродукции1.1 Понятие, роль и сущностьсебестоимости продукции1.2 Методологические основы анализасебестоимости выпускаемой продукции1.3 Оценка влияния себестоимостипродукции на финансовый результат деятельности предприятия2. Анализ себестоимости продукции напримере общества с ограниченной ответственностью «Астера»2.1 Общая характеристика и основныепоказатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Астера»2.2 Анализ себестоимости выпускаемойпродукции ООО «Астера»2.3 Оценка влияния себестоимостипродукции на финансовый результат деятельности предприятия3. Совершенствование механизмауправления себестоимостью и прибылью предприятияЗаключениеСписок использованной литературы
Введение
Финансовый анализ –важнейший инструмент финансового менеджмента и аудита. Финансовый анализвыступает как часть управленческого анализа цель которого – принимать основныеуправленческие решения по проблемам хозяйственной деятельности. Результатытакого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, а также кредиторам,инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводитсяфинансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия,т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.
Себестоимость – этоосновной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализсебестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективностииспользования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли иснижения цены единицы продукции.
Основными источникамиинформации при написании работы послужили материалы нормативных документов,научно-популярные статьи периодических изданий и книги под редакцией ИгонинойЛ.Л., Вахрина П.И., Шеремет А.Д., Фатхутдинова Р.А., Любушина Н.П., СавицкойГ.В., Сафронова Н.А., Селезневой Н.Н., Чечевициной Л.Н. и пр.
Данная работа посвященаанализу себестоимости продукции. Основное внимание в ней уделяется анализувлияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия.
Главная цель даннойработы – проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции нафинансовый результат деятельности ООО «Астера», выявить возможные путиповышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессепроизводства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостьювыпускаемой продукции.
Исходя из поставленныхцелей в работе сформированы следующие задачи:
– оценка динамикиважнейших показателей себестоимости;
– определениефакторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причинотклонений фактических затрат от плановых;
– оценка динамики ивыполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затратотдельных видов изделий и сравнение плановых и фактических показателей;
– разработкамероприятий по снижению себестоимости продукции и улучшению финансовыхрезультатов деятельности предприятия.
Объектом исследованияявляется общество с ограниченной ответственностью «Астера» (далее ООО «Астера»).
В ходе исследованияприменялись следующие приемы и методы:
— экономико-математический метод;
— метод сравнения;
— графический метод;
— метод логическогосубъективного анализа;
— метод относительныхвеличин;
— индексный метод и др.
/>1. Методика анализа себестоимостипродукции1.1 Понятие,роль и сущность себестоимости продукции
Себестоимостьпродукции – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукцииприродных ресурсов, трудовых ресурсов, а также др. затрат на производство иреализацию продукции.
Затраты,образующие себестоимость продукции, в зависимости от их характера, а такжеусловий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:
— расходы, связанные с производством и реализацией,
— внереализационные расходы.
Расходы,связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1)материальные расходы;
2)расходы на оплату труда;
3)суммы отчислений на социальное страхование;
4)суммы начисленной амортизации;
5)прочие расходы.
Расходы,связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1)расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкойтоваров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализациейтоваров (работ, услуг, имущественных прав);
2)расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживаниеосновных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном(актуальном) состоянии;
3)расходы на освоение природных ресурсов;
4)расходы на научные исследования и опытно — конструкторские разработки;
5)расходы на обязательное и добровольное страхование;
6)прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Всостав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственноне связанной с производством и (или) реализацией. 1.2Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции
Себестоимость продукции — это выраженные вденежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимостипродукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственнойи финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельныхработников и руководства в целом.
Анализ этого показателя необходимо по многимпричинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукциии производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществлениявнутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабахстраны. Себестоимость продукции является одним из основных факторовформирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условияхразмер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора натакую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существуетобратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем большеприбыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частейхозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этогообъекта управления.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг)являются:
— объективная оценка выполнения плана посебестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а такжесоблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
— исследование причин, вызвавших отклонениепоказателей от их плановых значений;
— обеспечение центров ответственности по затратамнеобходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимостипродукции;
— содействие выработке оптимальной величиныплановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и видыпродукции;
— выявление и сводный подсчет резервов снижениязатрат на производство и реализацию продукции.
Снижение себестоимости продукции — важнейший фактор развитияэкономики. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные вденежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов,природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда,используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполненияработ, а также для сохранения и улучшения условий производства и егосовершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции,определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самимиорганизациями.
Значениеанализа себестоимости продукции обусловлено взаимосвязью затрат, объемапроизводства и прибыли. Как экономическая категориясебестоимость:
— служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуски реализацию продукции;
— является базой для формирования оптовой цены на продукциюорганизации и определения на этой основе прибыли и рентабельности;
— представляет неотъемлемый элемент экономического обоснованиялюбых управленческих и инвестиционных решений организации;
— отражает эффективность использования ресурсов, результатывнедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации иуправления производством.
При формировании показателей и проведении анализа себестоимостиразличают:
1. цеховую себестоимость, которая представляет собой затраты цеха,связанные с производством продукции;
2. производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включаетобщепроизводственные расходы;
3. полную себестоимость, отражающую все затраты на производство иреализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости,коммерческих и управленческих расходов.
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлениивозможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов впроцессе производства и сбыта продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
— оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимостипродукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведениязатрат;
— установление динамики и степени выполнения плана посебестоимости;
— определение факторов, влияющих на динамику показателейсебестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклоненийфактических затрат от плановых;
— анализ себестоимости отдельных видов продукции;
— выявление резервов снижения себестоимости продукции;
— оценка и определение оптимального соотношения выручки ипроизведенных затрат.
Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме:
1) определяются абсолютные и относительные отклонения показателейсебестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;
2)проводится оценка изменений структуры себестоимости,определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичныхданных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговыйпоказатель. Одновременно с этим выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельныйвес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшиеизменения. Анализ по этим статьям производится отдельно. Отличительнаяособенность этого раздела анализа состоит в том, что статьи затрат в этомслучае выступают и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и какотдельные компоненты, формирующие его структуру.
3) определяется уровень затрат на рубль товарной продукции,характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя иоценка факторов, влияющих на его уровень.
Большой удельный вес в себестоимости занимают прямые материальныеи трудовые затраты.
Анализ себестоимости производится применительно к единицепродукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составутоварной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукциипредприятия.
Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановыхзаданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.
Для установления планового задания по снижению себестоимостиединицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить ссебестоимостью прошлого года.
±С = Сб-Спл,
где Сб — себестоимостьбазисная;
Спл — себестоимость плановая.
Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется следующимобразом:
Iс. пл = Спл / Сб, (2)
Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимофактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индексвыполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле:
ic = С1 / Спл, (3)
где С1 — фактическая себестоимость единицы продукции.
Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицыпродукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить ссебестоимостью прошлого года (базисного года):
i = С1 / Сб, (4)
Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономиисредств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем ичислителем.
При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимостипродукции по агрегатной форме.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции — универсальный: он можетрассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь междусебестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукцииопределяются отношением общей суммы затрат на производство и реализациюпродукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах.
З1ртп = ∑qc/∑qz, (5)
где З1ртп — затраты на один рубль товарной продукции;
q — количество, объем выпуска в натуральном выражении;
с — себестоимость;
z — цена.
Для того чтобы определить влияние факторов на изменение суммыприбыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на один рубльтоварной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объемреализации, выраженный в плановых ценах.1.3Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельностипредприятия
Финансовые результатыдеятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнемрентабельности.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль отреализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли отреализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыльот реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объемареализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационныхцен.
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощьюряда параметров, основными из которых являются:
— изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
— изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
— изменения в структуре реализации продукции;
— экономия от снижения себестоимости продукции;
— изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
— изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
— изменение цен на 1 руб. продукции.
Себестоимость продукции и прибыль находятся вобратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит ксоответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижениесебестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путьиспользования собственных внутренних резервов.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может бытьрассчитана по следующей формуле:
П=N-CPП, (6)
где N — выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налогана добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;
Срп — затраты на производство реализованной продукции (работ,услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимостьреализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовойприбыли.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибылиустанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитаннойна фактический объем продаж.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС)имеет вид:
∆ПС = С2,1 – С2, (7)
где C2,1 — себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитаннаяв ценах и условиях базисного периода, руб.;
С1 — фактическая себестоимость реализованной продукциианализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр),т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:
∆Поб.пр = Пб — К1 – Пб = Пб — (К1 – 1), (8)
где Пб — прибыль базисного периода;
К1 — коэффициент роста объема реализации продукции, который равенотношению С2,1/С2
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счетструктурных сдвигов в составе продукции (∆Пс.сд):
∆Пс.сд = С1 — К2 – С2,1, (9)
где К2 — коэффициентроста объема реализации в оценке по отпускным ценам [37, с. 176].
Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменениеприбыли можно оценить с помощью следующих формул.
Общее изменение прибыли равно:
∆П = П1 – П0 = В1 — (1 – S1) – В0 — (1 – S0), (10)
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:
∆Пв = ∆- (1 – S0), (11)
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимостина единицу продукции:
∆Пв = В1 — (S0 – S1), 12)
где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетныйпериоды; П — прибыль от реализации продукции
/>, (13)
В — объем реализации;
И — издержки на производство продукции;
S — себестоимость на один руб. продукции.
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения ценна материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушениемхозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по даннымбухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыльнарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений,образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий,невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п. Общееизменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полнойсебестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью,исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.
На основе выполненных расчетов определяется общее изменениеприбыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой суммуотклонений по отдельным факторам./>
2. Анализ себестоимости продукции напримере общества с ограниченной ответственностью «Астера»2.1 Общаяхарактеристика и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО«Астера»
ООО «Астера» — стабильноработающая фирма, одна из ведущих в городе. Высокое качество, культурапроизводства и управления обеспечивают неизменный успех продукции предприятия,как в городе Сальска, так и др. городах. Основной целью ООО «Астера» являетсямаксимальное удовлетворение покупателей качественной продукцией.
Программа развития ООО«Астера» строится на основе политики в области качества и маркетинговойстратегии предприятия. Процесс наращивания производительности оборудованиясогласуется с политикой в области продаж и освоения новых видов товаров иуслуг, дизайнерских разработок новых товаров и стайлинга традиционно привычныхдля покупателя средств с целью удержания широкого ассортимента предлагаемыхпотребителю товаров.
Во всех направленияхПрограммы развития ООО «Астера» предусматривается использование энерго- иресурсосберегающих технологий.
Управление компанией«Астера» осуществляется в соответствии с его Уставом и Учредительным договором.Предприятие является юридическим лицом с момента его регистрации вустановленном порядке, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные сего деятельностью по законодательству Российской Федерации. Общество имеетсамостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русскомязыке и указание его место нахождения, штампы и бланки, а также расчетный счетв банке.
Целью деятельности ООО«Астера» является удовлетворение предприятий и граждан в оказываемых обществууслугах, выполняемых работах, выпускаемых товаров, а также получениисобственной прибыли, при наименьших затратах.
Для достижения этих целейООО «Астера» осуществляет следующие виды деятельности:
— коммерческоепосредничество
— производствопромышленных и продовольственных товаров
— оказание транспортныхуслуг и осуществление перевозок
— производствостроительных и монтажных работ
Предприятие производит следующие виды промышленных товаров:кровельные материалы, жестяные стоки, стайлинги и прочие строительныематериалы.
Управление предприятиемстроится на базе определенной организационной структуры. Структура предприятияи его подразделений определяется предприятием самостоятельно (представлена на рис.1).
При разработкеорганизационной структуры управление обеспеченно эффективное распределениефункций управления по подразделениям.
В основу структурыуправления положена определенная система – линейно-функциональная, онапредставляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения рядуфункциональных подразделений, решающих отдельные специфические вопросыуправления — технические, плановые, финансовые и т.д.
Управление предприятиемосуществляется на основе сочетания принципов самоуправления трудовогоколлектива и прав собственника на использование своего имущества. Аппаратуправления компанией построен таким образом, что бы обеспечить в техническом,экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частейпредприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.
Основные технико-экономические показатели деятельностипредприятия можно представить в виде табл. 1.
Таблица 1 — Размеры предприятия ООО «Астера» за 2004–2005 гг., ихдинамикаПоказатель 2004 год 2005 год Отклонение 2005г. от 2004 г Абсолютное (+,-) тыс.руб. Темп прироста, % Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. 2153 3193 +1040 48,3 Среднегодовая стоимость нематериальных активов, тыс. руб. 11 5 -6 -54,55 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. -289 656 +945 126,99 Объем реализации, тыс.руб. 15625 28790 +13165 84,26 Чистая прибыль, тыс.руб. 1365 1967 +602 44,1 Численность работников, чел. 136 141 +5 13,89
Данные табл. свидетельствуют о положительных изменениях вдинамике технико-экономических показателей данного предприятия. Среднегодоваястоимость основных средств предприятия возросла на 1040 тыс.руб., что составило48,3 % от стоимости 2004 года. Увеличение объема реализации на 13165 тыс.руб.свидетельствует об эффективной работе предприятия, и как следствие отразилосьна увеличение прибыли предприятия на 602 тыс.руб. Анализ численности работниковпоказал, что их количество увеличилось на 5 чел, данные изменения произошли всвязи с расширением производства предприятия.
2.2Анализ себестоимости выпускаемой продукции ООО «Астера»
Изучение структуры затратна производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементамзатрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции являетсяследующим этапом углубленного анализа себестоимости и с той же целью —изыскание путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.
Анализ структурызатрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах)отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).
Структурасебестоимости продукции представлена в виде табл. 2.
Таблица 2 — Структураи динамика прямых производственных затратЭлементы затрат 2004 год, % 2005 год, % Отклоне-ния Сырье и материалы 67 73 6 Топливо и энергия 6 2 -4 Зарплата 11 11 Отчисления 4 4 Амортизация 2 1 -1 Прочие 10 9 -1 Итого 100 100
В 2005 году снизилисьзатраты на топливо и энергию на 4%, на амортизацию – 1%, на прочие расходы –1%. Но увеличились расходы на сырье и материалы на 6% по отношению к 2004 году.
Наглядно структурусебестоимости продукции можно представить в виде рис. 2 и 3.
Из рис. видно, что наибольшийудельный вес в структуре затрат занимают сырье и материалы в 2005 году – 73%, в2004 году – 67%. Заработная плата занимает 11% от общего объема затрат.Остальные виды затрат занимают незначительное положение в общем объеме. Каквидно из рис. структура себестоимости за 2004 – 2005 гг. существенно неизменилась.
При анализе затрат напроизводство и реализацию продукции целесообразно провести анализ прямых(связанные с производством определенных видов продукции) и косвенных (связанныс производством нескольких видов производства и относятся на объектыкалькуляции путем распределения их пропорционально соответствующей базе)затрат. Данные расчетов представим в виде табл. 3.
Таблица 3 — Анализ затрат на производствопродукцииЭлементы затрат 2004 год 2005 год
Отклонения, тыс.руб.
(+; -)
Структура затрат
% 2004 2005 Себестоимость реализованной продукции 13953 25826 +11873 100 100 прямые расходы 10783 17087 +6304 77,28 66,16 косвенные расходы 3170 8739 +5569 22,72 33,84
При анализе затрат напроизводство и реализацию продукции можно сделать следующий вывод: в 2005 годуувеличение себестоимости продукции составило 11873 тыс. руб. При этом наувеличение себестоимости реализованной продукции оказало влияние увеличениепрямых расходов на 6304 тыс.руб. В общем объеме себестоимости продукциинаибольший удельный вес занимают прямые затраты и составляют 66,16%.
Важный обобщающийпоказатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции. Затратына рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммызатрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимостипроизведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объемпроизводства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат,которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровняресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Анализ затрат напроизводство продукции можно представить в виде табл. 4.
Таблица 4 – Анализ затрат на рубльтоварной продукцииПоказатели 2004 год 2005 год Отклонение Выпуск продукции, тыс. руб. 15625 28790 +13165 Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 13953 25826 +11873 Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 0,89 0,9 +0,01
Расчеты показывают, что в2005 году произошло увеличение затрат на рубль товарной продукции на 0,01 коп,данный факт свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов предприятияи необходимости выявлять резервы снижения себестоимости продукции.
Стоимость товарнойпродукции зависит от многих факторов: объема выпуска, его структуры и цен напродукцию. Цена — это количество денежных средств (или других товаров и услуг),за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товараили услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара (услуги).
Анализ изменения цен наготовую продукцию необходим для факторного анализа динамики прибыли.
В общем виде, изменениецен на готовую продукцию за 2005 год представлена в виде табл. 5. />/>/>/>/>/>Показатели изменения цен на готовую продукцию показывают, что в 2005году розничные и оптовые цены на готовую продукцию выросли по сравнению с 2004годом. Наибольшее увеличение цены в 2005 году произошло накайму гипсовую фигурную, цена выросла на 5 руб.
Таблица 5 — Изменение цен на готовуюпродукциюНаименование продукции цены на 01.01.05г.
цены на
31.12.05г. Коэффициент изменения розница опт розница опт розница опт в руб. в руб. в руб. в руб. в руб. в руб. Плитка гипсовая стеновая 10 8,62 12,5 10,2 +1,25 +1,18 Плитка тротуарная 15,5 13,8 18,5 15,8 +1,19 +1,15 Плитка тротуарная фигурная 23,5 17,4 27,5 23,2 +1,17 +1,33 Плитка напольная 16,5 13,7 20,5 16 +1,24 +1,17 Кайма гипсовая фигурная 9,5 8,08 14,5 12,3 +1,53 +1,52 Кайма гипсовая 9 7,38 12,5 10,4 +1,39 +1,41
В общем, за исследуемый период,изменение цен произошло в пределах 2 – 5 рублей. Цена на плитку гипсовуюстеновую возросла на 2,5 руб., на плитку тротуарную – 3 руб., плитку тротуарнуюфигурную – 4 руб., плитку напольную – 4 руб., кайму гипсовую – 4 руб.2.3 Оценкавлияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия
Себестоимость продукциинепосредственно влияет на рост или снижение прибыли предприятия, кроме того,факторы влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и наприбыли от реализации и на балансовой прибыли. На рост прибыли одинаково влияюти снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первомслучае «качество» прибыли можно будет считать более высоким, так как ее ростдостигнуть интенсивным путем. Для факторного анализа прибыли сведем основныепоказатели в общую табл. 6.
Таблица 6- Анализ динамики балансовой прибылиПоказатели 2004 год 2005 год Темп роста, % По себестоимости и ценам 2004 года По себестоимости и ценам 2005 года Объем реализованной продукции 15625 27986 28790 184,3 Себестоимость реализованной продукции 13953 26413 25826 185 Прибыль от реализации продукции 1672 1573 2964 135,8
Из табл. видно, что темпыроста прибыли составили 135,8 % от предыдущего года. Выясним, как повлияли наприбыль объем реализованной продукции и себестоимость реализованной продукции в2005 году.
Для анализа будемиспользовать данные табл. 6.
Для того чтобыпроанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), дадим общую оценкуизменения прибыли:
±П = П1-П0, (14)
2964 – 1672 = 1292тыс.руб
где ±П — изменениеприбыли;
П0, П1 — прибыльбазисного и отчетного периода.
Прибыль от реализациипродукции увеличилась на 1292 тыс.руб.
Затем определимколичественное влияние изменений факторов.
Расчет влияния на прибыльизменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разницамежду реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией вотчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации).
± Пz = ∑qlzl – ∑qlz0, (15)
28790 – 27986 = + 804тыс.руб.
где ±Пz — изменение прибыли за счетизменения цены;
∑qlzl, ∑qlz0 — соответственно объем реализации в отчетном ибазисном году.
Расчет влияния на прибыльизменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции)определяется как разница между фактической себестоимостью реализованнойпродукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетногопериода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованнойпродукции).
±Пс = Czo. от — Czб. от, (16)
25826 – 26413 = — 587тыс.руб
где ±Пс — изменениеприбыли за счет изменения себестоимости;
Czo. от — фактическая себестоимостьреализованной продукции отчетного года;
Czб. от — себестоимость реализованнойпродукции отчетного года в ценах базисного года.
Данные расчеты показали,что в 2005 году произошло снижение себестоимости, что повлияло на увеличениеприбыли от реализации.
Расчет влияния на прибыльизменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью отреализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактическийобъем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной).
±Пv и стр = Прvф. zб —Прzб, (17)
1573 – 1672 = — 99тыс.руб.
где ±Пv и стр — изменение прибыли за счетизменения объема и структуры;
Прvф. zб — прибыль от реализации на фактический объем в ценах исебестоимости базисного года;
Прzб — прибыль, исчисленная при всехбазисных или плановых показателях.
Чтобы найти влияниетолько объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициентроста реализации продукции (Кр), т. е. определить процент выполнения плана пореализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральномисчислении.
Кр = qф / qпл, (18)
28790 / 15625 = 1,84
±Пv = ПоКр — По = По * (Кр — 1), (19)
1672 * 1,84 – 1672 = +1404,48 тыс.руб.
где ±Пv — изменение прибыли за счетизменения объема реализации;
Пo — балансовая прибыль;
Кр — коэффициент ростаобъема реализованной продукции;
qф, qпл — фактический плановый выпуск продукции вусловно-натуральном выражении.
Таким образом, увеличениеобъема выпуска продукции увеличило прибыль на 1404, 48 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыльизменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом:
±Пстр = ±Пv и стр — ±Пv, (20)
(- 99) – (+ 1404,48) = — 1305,48 тыс.руб.
где +Пстр — изменениеприбыли за счет изменения структуры реализованной продукции.
Изменение структурывыпуска продукции уменьшило величину прибыли на 1305,48 тыс.руб.
Анализ проведенных расчетовпоказывает, что увеличение прибыли от реализации произошло за счет увеличенияцен, это привело к росту прибыли на 804 тыс.руб. и за счет снижениясебестоимости на 587 тыс.руб., что собственно увеличило прибыль. Влияниеизменения объема и структуры снизило прибыль в целом на 99 тыс.руб. Такимобразом на прибыль предприятия оказали ценовые факторы и структурные сдвиги впроизводстве.
3.Совершенствование механизма управления себестоимостью и прибылью предприятия
Для того, чтобы сознательно и целенаправленно приниматьорганизационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиваниюприбыли предприятия, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы ростаприбыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияниена этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы — внешние(экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внешним относятся:
— рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельностиорганизации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организацияэффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономическихсвязей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результатеинфляции);
— хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение;правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельностьорганизации, государственное регулирование тарифов и цен).
Под внутренними факторами понимают:
— материально-технические (использование прогрессивных иэкономичных предметов труда, применение производительного технологическогооборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-техническойбазы производства);
— организационно-управленческие (освоение новых, более совершенныхвидов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развитияорганизации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
— экономические факторы (финансовое планирование деятельностиорганизации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическоестимулирование производства, налоговое планирование);
— социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшениеусловий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощьюряда параметров, основными из которых являются:
— изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
— изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
— изменения в структуре реализации продукции;
— экономия от снижения себестоимости продукции;
— изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
— изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
— изменение цен на 1 руб. продукции.
В практикепредпринимательской деятельности применяются различные способы снижениясебестоимости.
Основными источникамирезервов снижения себестоимости промышленной продукции являются:
1. увеличение объема ее производства засчет более полного использования производственной мощности предприятия
2. сокращение затрат на ее производствоза счет повышения уровня производительности труда, экономного использованиясырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращениянепроизводительных расходов, производственного брака и пр.
3. безусловно используются и такиеприемы, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращениеадминистративных расходов и т.п.
Однако следует помнить,что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможнобез снижения качества продукции. То же относится и к административным икоммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без нихпредприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться небудет.
В современном рыночномхозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким,как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержкамипредприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта формауправления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативнореагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек ипередать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Онинесут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечитьвыполнение запланированных показателей.
Учет по центрам ответственностибазируется на принципе бюджетирования. Всесторонний (полный) бюджет — этосочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовыхзначениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются дляпланирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.
Бюджет — количественноевыражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Бюджетымогут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение ифинансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущаяприбыль, денежный поток и поддерживающие планы. Составление бюджетов побуждаетпланировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшать координацию.Бюджетный цикл обычно включает следующие этапы: 1) планирование деятельностиорганизации в целом и по его подразделениям; 2) разработку проекта бюджета; 3)просчет вариантов плана, внесение коррективов; 4) окончательное планирование,проектирование обратной связи и учет меняющихся условий. Генеральный бюджетобеспечивает как производственное, так и финансовое управление. Как правило,провалы в бизнесе происходят из-за слабой разработки одного из них.
Повышение качествапродукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержанияспроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должныприменяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или покрайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, нагребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышениецены на него, и соответственно, прибыли.
Заключение
Анализ и оценка влияниясебестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятияявляется неотъемлемой часть финансового анализа деятельности предприятия,позволяющей своевременно выявлять основные факторы снижения себестоимости ироста прибыли предприятия.
В данной работерассмотрена методика анализа и оценка влияния себестоимости продукции нафинансовый результат деятельности на примере ООО «Астера».
В ходе проведенногоанализа предприятия ООО «Астера» были выявлены следующие основные моменты,кратко характеризующие основные моменты работы.
Проведенный анализвлияния себестоимости на финансовый результат деятельности ООО «Астера»позволяет рекомендовать проведение ряда мероприятий, направленных на снижениесебестоимости продукции данного предприятия и увеличение финансовых результатовего деятельности:
— внедрять новые методыуправления затратами, например управленческий учет, позволяющий осуществлятьконтроль за издержками предприятия. Эта форма управления затратами позволяетрационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальнойзапланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решенийна уровень линейных управляющих.
— использовать системубюджетирования, которая используется для планирования, оценки исполнения,координации и установления коммуникаций.
— периодически обновлятьассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, повышать качество продукции иее дизайн.
— повышать уровеньпроизводительности труда путем переподготовки кадров и улучшения организациитруда.
— внедрять новыересурсоемкие технологии, позволяющие экономно использовать сырье, материалы,электроэнергию, топливо и оборудование, а также новую более прогрессивнуютехнику и технологию производства.
— сокращать расходы насодержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную арендуи списания неиспользуемых зданий, машин и оборудования.
Данные меры направлены,главным образом, на снижение себестоимости продукции и как результат наповышение прибыли предприятия.
Список использованной литературы
1.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента/Учебноепособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 478 с.
2.Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. — М.: Финансы истатистика, 2005. — 799 с.
3.Едронова В. Н., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовыхактивов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 267 с.
4.Ковалев В.В. Финансовый анализ. 2-е изд. перераб. и доп. —М.: Финансы и статистика, 2003. — 512 с.
5.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия: Учеб.пособие для вузов / Подред.просновные фонды. Н.П. Любушина. – М.: Юнити-Дана, 2004
6.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:/ Г.В. Савицкая. – Минск: ООО «Новое знание», 2005
7.Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие.– М.: Юнити-Дана, 2004
8.Финансовый анализ деятельности фирмы — М.: КрокусИнтернейшнл, 2004. — 240 с.
9.Финансы: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. —560 с.(серия «Мастерство»).
10.Чечевицина Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие.– Ростов н/Д: Феникс, 2005
11.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансовогоанализа предприятия. — М.: Инфра-М,2003. — 75 с.