СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
Глава 1.Сущность финансового контроля и органы его исполнения. 3
1.1.Негосударственный финансовый контроль. 3
Глава 2.Взяточничество как проявление коррупции. 3
2.1.Получение взятки. 3
2.2.Дача взятки. 3
2.3.Посредничество во взяточничестве. 3
2.4.Взяточничество и другие преступления. 3
Глава 3.Финансовая полиция РК… 3
Заключение… 3
Список использованной литературы… 3
Введение
Финансы являются неотъемлемой частью экономическихотношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчаспроисходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и воценке его значении.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значениеопределяются Конституцией РК. В настоящее время, когда Казахстан переживаетпериод становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всехгосударственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий междувластями. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функцийразличных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
Финансовый контроль в государстве является одним из основныхсредств контроля за финансовыми потоками и осуществляется различными органами.Зачастую органы финансового контроля сталкиваются с проблемами коррупции(взяточничества), что усложняет процедуру контроля. Коррупция – этосоциально-правовое явление, под ним понимается подкупаемость и продажностьгосударственных чиновников, общественных и политических деятелей. Для коррупциихарактерны злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптацияк новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшнийдень. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государствоувеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения(которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы,увеличивая таким образом свою прибыль).
Финансовый контроль есть практическое воплощение объективноприсущего финансам как экономической категории свойства контроля.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
· строго регламентированную деятельность специально созданныхконтролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовойдисциплины всех экономических субъектов;
· неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками намакро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективностифинансовых операций
Целью данной работы является определение сущностифинансового контроля и анализа деятельности Финансовой полиции РК.
В рамках исследования планируется рассмотреть проблемукоррупции, ее сущность и деятельность соответствующих органов в ее отношении.
Глава 1. Сущность финансового контроля и органы егоисполнения
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РКпредусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной властисо стороны Президента и органов представительной власти. Такой контрольосуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов,государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетовоб их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительнойвласти. С этой целью созданы соответствующие структуры: финансовая полиция,Счетный комитет и т.д.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороныПравительства РК занимает Министерство финансов РК, которое не толькоразрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ееосуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной формеконтролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовыйконтроль в процессе разработки бюджета; контролирует поступление и расходованиебюджетных средств и средств вне бюджетных фондов; участвует в проведениивалютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций,выделяемых на основе решений правительства РК.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранениявыявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование изфедерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактовнезаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующейотчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению,с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемоеМинфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, атакже проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности(сюда не входит аудит банков). 1.1. Негосударственный финансовый контроль
Формирование основ рыночной экономики повышает роль техвидов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участиягосударственных контролирующих органов. Как отмечалось, к негосударственнымвидам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контрольсо стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторскийконтроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляетсяэкономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией,финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовойдеятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службывнутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностьюрасходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводятанализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми,финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовоесостояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестированиякапитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовыхрезультатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методовфинансового прогнозирования.
Контроль со стороны коммерческих банков. Появлениекоммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительноймере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделенияГосударственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельностьзакрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаныконтролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядкаведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с темнеобходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансовогосостояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случаепредоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды,платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссудыс причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороныбанка — важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль. Это новый вид финансового контроля,возникший в РК. С переходом к рыночной системе управления экономикой ипоявлением различных коммерческих структур резко повысились требования к ихфинансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансовогосостояния.
Основные задачи аудиторского контроля:
· установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетностии соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативнымактам, действующим в РК;
· проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций идругих финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетностии деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственнойдеятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование ввопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторскихпроверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономическогосубъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях.Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации; страховыеорганизации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательныхотчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в формеоткрытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размерауставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежатпредприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельныепоказатели которых превышают критерии, установленные Правительством РК.Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручениюгосударственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы иналоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательнойаудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собойвзыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане,прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качествепредпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную рос
сийским законодательством, кроме открытого акционерногообщества. После получения лицензии на право осуществления аудиторскойдеятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторскихфирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либодругой предпринимательской деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмыс клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорнымценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебныхорганов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела,подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производитсяза счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РК, а вслучае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджетас последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признаннойсудом банкротом.
Глава 2. Взяточничество как проявление коррупции
Взяточничество – собирательный юридический термин, которыйохватывает собой два самостоятельных состава должностных преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органахместного самоуправления – получение взятки и дачу взятки.
Взятка является наиболее типичным и характерным проявлениемкоррупции, этого опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основывласти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет, остро затрагиваетзаконные права и интересы граждан.
Высокая степень общественной опасности получения взяткиопределяется тем, что она резко деформирует нормативно установленный порядокосуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебныхполномочий и в связи с этим грубо нарушает интересы государственной службы.
Получение взятки и дача взятки – это два взаимосвязанныхпреступных деяний, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг сдругом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимогосоучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ееполучения. При этом законодательно получение взятки расценивается какзначительно более общественно опасное деяние.
В данном случае охраняемым законом объектом, то есть тем начто посягает взятка, является правильная, отвечающая интересам обществафункциональная работа государственного аппарата, предприятий, организаций,учреждений, а также общественных организаций. Таким образом объективнойстороной злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественноопасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересовграждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества илигосударства.
Предметом дачи или получения взятки, а также посредничествав совершении этих преступлений в самом широком смысле является любая выгодаматериального характера, в том числе и имущественные права и обязанности,например, освобождение взяткополучателя от обязанности уплатить денежный долг,вернуть собственнику ранее взятое у него имущество.
Прежде всего это предметы материального мира, имеющие меновуюи потребительскую и, следовательно, товарно-денежную форму: деньги, ценныебумаги, иного имущества или выгод имущественного характера.
Под «деньгами» (валютой) Закон понимает какказахстанские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте,на момент совершения принуждения.
Под «иным имуществом» понимаются любыематериальные ценности, обладающие меновой стоимостью в том числе и валютныеценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте,драгоценные металлы (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы –палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, заисключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природныедрагоценные камни в сыром и отработанном виде, а также жемчуг, за исключениемювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
«Выгоды имущественного характера» в качествепредмета взятки могут выступать и различные услуги материального характера –бесплатно отремонтировать квартиру, построить дачный домик, индивидуальныйгараж, написать от имени взяткополучателя гонорарное произведение и т.д.Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, чтоспособы получения взятки в данном виде бывают хитроумно завуалированы видимостью.законной сделки между взяткодателем и взяткополучателем нотариально оформленыдоговором подарка, бытового подряда, строительного подряда, займа и др. Напрактике существуют и другие способы дачи взятки – продажа дорогостоящегоимущества за бесценок, фиктивное зачисление на должность и выплатывзяткополучателю без фактического выполнения соответствующей работы. Если подвидом должностного оклада должностному лицу за якобы выполненную работувыплачиваются государственные денежные средства, то содеянное требуетдополнительной квалификации. 2.1. Получение взятки
Получение взятки это формальный состав преступления. Законформулирует признаки данного состава преступления как получение должностнымлицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иногоимущества или выплат имущественного характера за действия (бездействие) впользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия(бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силудолжностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), аровно за общее покровительство или попустительство по службе.
Этот вид преступления признается оконченным деянием смомента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В тех случаях, когдазаранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящимот воли взяткополучателя (например, ввиду причинения притеснения) содеянное имдолжно квалифицироваться как покушение на получение взятки.
Обязательным объективным признаком получения взятки являетсясовершение или не совершение в интересах дающего взятку только таких действий,которые как говорит закон, «должностное лицо должно было и могло совершитьс использованием служебного положения». При отсутствии этого признакадеяние не может расцениваться как получение взятки. Что же следует понимать подслужебным положением и его использованием? Любой представитель власти илидолжностное лицо государственных органов, организаций, предприятий, учрежденийи общественных организаций наделяется определенными правомочиями, на неговозлагается конкретные обязанности, совокупность которых и составляет егослужебную компетенцию. Кроме того, должностное лицо, занимает тот или иной пости в силу авторитета своей должности находится в определенных служебныхвзаимоотношениях с другими, не подчиненными ему должностными лицами различныхзвеньев аппарата, в которых он работает, и иных ведомств.
В силу этого под признаком получения взятки следует пониматьиспользованием должностным лицом полномочий вытекающих из его компетенции исвоего влияния и возможности воздействия на других должностных лиц. Еслигражданин, являющийся должностным лицом в каком-либо учреждении получиввознаграждение, просит своего знакомого, с которым он ни в каких служебныхотношениях не находится оказать определенное содействие третьему лицу, составполучения взятки отсутствует при том условии, что компетентное должностное лицоне осведомлено об этих фактах и совершает действие бескорыстно. Если же должностномулицу передается часть вознаграждения, то в таком случае выстраивается целаяцепочка взяточничества. Гражданин, в интересах которого совершаются действия,будет отвечать за дачу взятки, его друг – за посредничество во взяточничестве,а должностное лицо, непосредственно использовавшего свое служебное положение, — за получение взятки.
Получение взятки является корыстным преступлением,совершаемым с прямым умыслом виновный сознает, что он получает материальноевознаграждение с нарушением публично-правового характера оплаты своего труда засовершение действия (бездействия) в интересах дающего с использованиемслужебного положения и желает принять предмет взятки, преследуя при этомпредмет нетрудового обогащения. Однако для того, чтобы констатировать наличиевины именно в получении взятки, понимания этого факта еще недостаточно.
Предметное содержание умысла виновного в данном преступленииносит более сложный характер, так умысел виновного должен охватывать и сознаниетого факта, что и лицо, вручающее ему вознаграждение, воспринимает данный актименно как дачу взятки. Если же такого сознания на стороне гражданина,предлагающего материальные ценности должностному лицу, нет, отсутствует исубъективная сторона получения взятки, хотя не исключено совершение другогодолжностного преступления, так например ответственность за конкретноезлоупотребление служебным положением.
Получение взятки по предварительному сговору группой лицимеет место тогда, когда виновные заранее, то есть до совершения данногопреступления договорились о совместном получении незаконного вознаграждения засовершение в интересах дающего взятку какого-либо конкретного действия. Если жечасть незаконного вознаграждения передана одним должностным лицом, получившимвзятку, другому должностному лицу, служебными действиями которого был частичнообеспечен желаемый результат, но предварительного сговора на этот счет междувиновными не было, то указанный квалифицирующий признак отсутствует. В такомслучае каждый из преступников будет нести самостоятельную ответственность.
«Организованные группы» характеризуютсяобязательными признаками, к которым следует отнести предварительный сговор иустойчивость, группу могут образовывать не менее двух должностных лиц. При этомпреступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя быодним из должностных лиц.7
Иные, не являющиеся должностными, лица входящие в составгруппы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки.
Организатор или руководитель организованной группывзяточников несет ответственность за все совершенные ею преступления, если ониохватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несутответственность за преступления, в подготовке или совершении которых ониучаствовали.
Неоднократное получение взяток предполагает совершениеданного преступления не менее двух раз, если при этом не истеклипредусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности.Одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого извзяткодателей совершается отдельное действие, образует неоднократное получениевзятки. Квалифицирующий признак отсутствует, если два лица дают должностномулицу отдельные части взятки за совершение в их совместном интересе одногослужебного действия. Не может рассматриваться получение взятки какнеоднократное и тогда, когда принятие должностным лицом заранее обусловленноговознаграждения, обеспечивающее наступление желаемого результата, осуществляетсяим в несколько приемов. По существу, здесь имеет место единое продолжениеполучения только одной взятки, которая слагается из ряда тождественныхпреступных актов, охватываемых общим умыслом виновного и направленных надостижение одного результата.
Увеличение должностным лицом ранее оговоренной суммы взяткии получение ее дополнительной части также не образует признака неоднократности,если им совершаются действия для достижения одного и того же результата винтересах взяткодателя.
Вымогательство взятки означает требования должностным лицомвзятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинитьущерб законным интересам взяткодателя, либо поставят его в такие условия, прикоторых он вынужден дать взятку для предотвращения ущерба его законныминтересам. Такие условия искусственно создаются длительной волокитой,откладыванием решения вопроса в «долгий ящик», неоднократным ложнымиссылками на отсутствие необходимых запчастей для выполнения заказа, надуманнымипричинами невозможности совершения требуемых действий и т.д. Надо, однако,иметь в виду, что вымогательством признается лишь требование, соединенное сугрозой причинить ущерб только законным интересам взяткодателя.
Вымогательство взятки значительно повышает общественнуюопасность получения взятки и личности виновного, поэтому является квалифицирующимпризнаком состава данного преступления и влечет по закону более строгуюуголовную ответственность.
Крупный размер взятки – оценочный квалифицирующий признак,согласно которому крупным размером взятки признается сумма денег, стоимостьценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающихтриста минимальных размеров оплаты труда. Общий размер взяток, если ониполучены в результате совершения отдельных, самостоятельных, изолированных другот друга обособленных преступных актов, не может суммироваться. Исключениесоставляет только тот случай, когда взятка, полученная отдельными частями,представляет единое преступное действие, то есть деяние, складывающееся из рядатождественных эпизодов, имеющих общую цель.
Следовательно, неоднократное получение взяток, каждая изкоторых образует самостоятельное преступление, не дает основания для сложениястоимости их предметов в денежном выражении. В данном случае размер незаконноговознаграждения должен устанавливаться применительно к каждому отдельномуэпизоду получения взятки. 2.2. Дача взятки
Дача взятки – это оформленный состав преступления. Закон нераскрывает признаков состава данного преступления.
Вместе с тем по смыслу закона под дачей взятки следуетпонимать передачу, вручение должностному лицу тем или иным способом лично иличерез посредника материальных ценностей или предоставления услуг имущественногохарактера за выполнение или не выполнения в интересах дающего какого-либодействия и использование служебного положения.
Как и получение, дача взятки может быть осуществлена личновиновным, через посредников либо соучастников взяточника.
Взятка может быть получена должностным лицом лично, из рук вруки, или через посредника. Причем получение предмета взятки посредником,действующим по поручению должностного лица, для последующей передачи ему необразует оконченного состава рассматриваемого преступления, так как в данномслучае закон требует чтобы она была принята исполнителем и находилась в егообладании. При этом для состава преступления безразлично, имел ливзяткополучатель реальную возможность распоряжаться полученным вознаграждениемпо своему усмотрению, равно как и то, выполнил ли он или не выполнил винтересах взяткодателя определенные действия (бездействие) с использованиемслужебного положения.
Таким образом, решающим для уголовной ответственности заданное преступление является не внешняя форма получения взятки, не способ еепередачи, а сам факт приобретения должностным лицом определенной имущественнойвыгоды за совершение или несовершение им в интересах дающего каких-либодействий с использованием своего служебного положения.
По общему правилу предмет взятки или его часть получаетсядолжностным лицом до совершения заранее обусловленных действий.
В теории уголовного права такой случай именуетсявзяткой-подкупом. Но состав данного преступления налицо и в том случае, еслиматериальные ценности получаются должностным лицом уже после совершения имзаконных или незаконных действий в интересах дающего. Такие случаи именуются втеории уголовного права взяткой вознаграждением.
Как правило, взятка дается должностному лицу за определенноедействие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых имзаинтересованных лиц. Однако довольно часто она может быть получена и за общиеблагоприятствования или, как оговорено в законе за общее покровительство илипопустительство по службе, которое может проявляться в отношении взяткодателя вразных вариантах. Самая типичная из них и в прежние времена и не искоренившаясядо настоящего времени порочная практика «подношения», своеобразнаядань начальнику со стороны подчиненных наиболее распространенная напредприятиях государственной торговли, коммунально-бытовой службы, в сфересервиса.
Это деяние считается оконченным с момента получениядолжностным лицом хотя бы части взятки. Если предлагаемая взятка по тем илииным причинам не принята должностным лицом, действие взяткодателя образуютпокушение на данное преступление.
Субъективная сторона дачи взятки предполагает вину в видепрямого умысла: лицо сознает, что оно предлагает незаконное материальноевознаграждение должностному лицу за совершение им определенных служебныхдействий (бездействия) и желает вручить взятку. Мотивы и цели преступлениявлияния на ответственность виновного не оказывают. В практике случались случаи,когда суды такие действия, как подкладывание денег в портфель, папку, ящикписьменного стола, в карман висящего в кабинете пальто должностного лица безучета волеизъявления последнего на их принятие, необоснованно рассматривает какоконечный состав дачи взятки. Вместе с тем надо иметь в виду, что если лицовысказывает намерение дать взятку, не встретившее согласия со должностноголица, то такие действия вообще не являются преступлением, в данном случае имеетместо лишь обнаружение умысла, которое по уголовному законодательству ненаказуемо.
Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16лет.
Квалифицирующий признак неоднократности дачи взятки налицо втех случаях, когда названное преступление совершается не менее двух раз и приэтом не истек срок давности привлечения лица к уголовной ответственности запервую дачу взятки.
Добровольное сообщение – это сделанное взяткодателем пособственному желанию в любой форме заявление в милицию, суд, прокуратуру независимо от мотивов, но не в связи с тем, что о совершенном им преступлении ужестало известно органам власти.
Добровольное заявление о даче взятки может быть сделанолицом в любое время, даже по истечении нескольких лет. Главное состоит в том, чтолицо субъективно выражают тот факт, что о совершенном им преступлении еще нестало известно органам власти. Заявление о даче взятки уже после того, как этотфакт стал достоянием органов следствия и об этом стало известно лицу, давшемувзятку, не может рассматриваться в качестве добровольного и, естественно, неосвобождает «заявителя» от уголовной ответственности.
Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности помотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки неозначает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления.
Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не в правепретендовать на возвращение им ценностей, представленных в виде взятки. 2.3. Посредничество во взяточничестве
Посредничество во взяточничестве представляет собой менееопасное преступление из числа уже рассмотренных. Это объясняется тем, чтопосредник выполняет чисто техническую функцию и не является организатором,подстрекателем или пособником дачи – получения взятки. Посредник реализуеттолько чужой умысел. Иной, более сложный характер носят действия виновного,когда он, например, подыскивает по поручению взяткодателя соответствующеедолжностное лицо, которое могло бы за взятку решить интересующий его вопрос.
Переговоры с ним по этому поводу и вручение денег выходят зарамки посредничества и перерастают в более тяжкие преступления – соучастие вдаче взятки.
Посредничество во взяточничестве – преступление, совершаемоес прямым умыслом: виновный сознает, что оказывает содействие даче – получениювзятки и желает совершить такое действие. Конкретные мотивы и цель незаконногообогащения для данного преступления необязательны.
2.4. Взяточничество и другие преступления
Взяточничество само по себе чаще является следствием,порождает или бывает тесно связано с рядом других опасных преступлений.
Взяточничество находится с ними в различных соотношениях:во-первых его совершение сопрягается с другими деяниями, в результате чеговозникает их совокупность, во-вторых, необходимо ограничить взяточничество отиных посягательств, внешне схожих с ним по каким-либо субъективным признакам,четко отличить одно преступление от другого.
Ответственность за дачу и получение взятки не исключитодновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, хотя и несвязанные со взяточничеством, но образующие самостоятельный составпреступления: хищение государственного и иного имущества, злоупотреблениеслужебным положением, должностной подлог, подделка документов и т.д. Причемсодеянное подлежит квалификации по совокупности совершенных преступлений.
Если за взятку должностное лицо выдает поддельный имдокумент – фальсифицированную трудовую книжку, фиктивную справку о среднейзаработной плате перед уходом работника на пенсию, — содеянное тожескладывается в два самостоятельных преступления – получения взятки идолжностной подлог.
Наиболее типичным случаем хищения государственных средств попредварительному сговору группой лиц является такой завуалированный видвзяточничества, как фиктивное зачисление руководителем какой-либо организации«нужного» человека на определенную должность и ежемесячное получениеим заработной платы без фактического выполнения соответствующей работы.
В последние годы взяточничество во всех трех егоразновидностях нередко сочетается с частнопредпринимательской деятельностью,этому способствует разросшийся до неимоверных размеров чиновничийбюрократический аппарат. Такие прецеденты сплошь и рядом возникают приполучении беспроцентных кредитов, при получении вне конкурса заказов настроительство и ремонт зданий, на получении лицензии на право заниматься тойили иной деятельностью, на разрешение органов санитарноэпидемологическогоконтроля на открытие магазина или какого-либо предприятия, на незаконноеполучение оборудования, сырья, в предоставлении в поднаем помещений и т.д.
В следственной и судебной практике довольно частовстречаются затруднения в отстранении взяточника от других, связанных с нимпреступлений.
Например, хищения собственности по подложным документам.Обращение в свою собственность или собственность других лиц государственного иобщественного имущества или иных ценностей по заведомо фиктивным документам (аэто надо доказать), совершенное по сговору между должностными лицами игражданами, должны квалифицироваться: для должностных лиц по совокупности какхищение и должностной подлог, а для граждан – как хищение и в соответствующихслучаях как участие в должностном подлоге.
Получение взятки иногда смешивается с мошенничеством,которое определяется законом как завладение личным имуществом граждан илиприобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Приэтом упускается из виду, что получение взятки в принципе не может иметь местопри отсутствии дачи взятки. Если не установлен факт передачи взятки или хотя быпопытка вручить ее, вопрос о получении взятки сам собой автоматически отпадает.
Глава 3. Финансовая полиция РК
Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всехобщественных отношений, всей государственной жизни, потребовали создание такогоинститута как налоговая служба. В тоже время, как показал опыт, одними толькоконтролирующими функциями невозможно обеспечить поступление налогов вгосударственную казну. Поэтому, Постановлением Президента Республики Казахстан№ 1152 “Об усилении борьбы с преступностью” от 11 февраля 1994 г. КабинетуМинистров было поручено создать в налоговой службе Министерства финансовналоговую милицию, возложив на неё обязанности органа дознания.
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан № 596“Вопросы налоговой милиции налоговой службы Министерства финансов РеспубликиКазахстан” от 6 июня 1994 года было принято Временное положение о ней — с этогомомента и принято считать начало образования органов налоговой полицииРеспублики Казахстан, с 24 августа выделены штаты, а с 3 октября открытофинансирование.
Новое название — “налоговая полиция” было введено УказомПрезидента, имеющим силу Закона, “О налогах и других обязательных платежах вбюджет” от 24 апреля 1995 года. Первым всегда трудно. Им самим приходитьсяпрокладывать себе дорогу, все создавать с нуля. У налоговой полиции не былопредшественников. Становление органов налоговой полиции происходилоодновременно со становлением независимого, суверенного Казахстана. Вместе состраной переживались трудные моменты, допускались отдельные ошибки.
Указом Президента №3113 от 14 августа 1996 года “О Государственномналоговом комитете РК” из состава Министерства финансов была выделена налоговаяслужба и образован Государственный налоговый комитет, в составе которогонаходилась налоговая полиция.
Однако, в соответствии с Указом Президента №3377 от 4 марта1997 года “Об очередных мерах по реформированию государственных органов” иПостановлением Правительства №674 от 28 апреля 1997 года “Отдельные вопросыМинистерства финансов РК” налоговая служба была вновь включена в составМинистерства финансов в виде Налогового комитета и Департамента налоговойполиции.
Как вы знаете, в соответствии с Указом Президента № 3700 от20 октября 1997 года в октябре-ноябре 1997 года была осуществленапередислокация центральных органов государственной власти, в том числеДепартамента налоговой полиции, в г. Акмолу, в кратчайшие сроки развернутаработа на новом месте и обеспечено бесперебойное управление территориальнымиподразделениями.
Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года “Овведении в действие УПК РК” была определена подследственность следователейорганов налоговой полиции. Налоговая полиция стала обладать функциямипредварительного следствия в полном объёме. Ситуация, складывающаяся в сфереэкономики, в том числе связанная со сбором налогов, свидетельствует, что экономическиепреступления и правонарушения по своим политическим и социальным последствиямпредставляют угрозу национальной безопасности страны. Адекватной реакциейгосударства в создавшихся условиях было принятие ряда экономических иполитических мер.
Так, Указом Президента РК № 3935 “О мерах по повышениюэффективности борьбы с экономической преступностью” от 6 мая 1998 года на базеупраздняемых Департамента налоговой полиции МФ РК и Департамента экономическойполиции МВД РК образован Комитет налоговой полиции. Государство доверило намборьбу практически со всем спектром экономических и коррупционных преступлений.
12 октября 1998 года в соответствии с Указом Президента РК«О дальнейшем реформировании системы государственных органов РеспубликиКазахстан», Комитет налоговой полиции вошел в состав вновь образованногоМинистерства государственных доходов Республики Казахстан.
С целью подготовки специалистов для органов налоговойполиции и таможенной службы 18 августа 1999 года постановлением ПравительстваРК образована Академия налоговой полиции как государственное образовательноеучреждение высшего и послевузовского профессионального образования.
22 января 2001 года Указом Президента РК №536 «О мерахпо совершенствованию правоохранительной деятельности в РеспубликеКазахстан» образовано Агентство финансовой полиции РК как центральныйисполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан,с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и деламиупраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полицииМинистерства государственных доходов.
4 июля 2002 года Президент Республики Казахстан Н. Назарбаевподписал Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полицииРеспублики Казахстан». Сделан еще один шаг в построении правовогогосударства, и органы финансовой полиции стали полноправными участниками этогопроцесса. В соответствии с подписанным Законом, органы финансовой полицииориентированы, прежде всего, на устранение причин, порождающих экономическиеправонарушения, пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскуюдеятельность, налоговых преступлений, правонарушений, сдерживающих развитиезаконного бизнеса, борьбу с коррупцией и контрабандой. Эти задачи былиопределены и одобрены Главой государства как приоритетные.
10 февраля 2003 года Указом Президента Республики КазахстанНазарбаева Н.А. «Об утверждении описаний знамени и символа органовфинансовой полиции Республики Казахстан» утверждена официальная символикаорганов финансовой полиции.
23 декабря 2003 года Главой государства подписан Указ«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственногоуправления Республики Казахстан». Данный акт подготовлен во исполнениерешения Совета безопасности Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года ипредусматривает ряд конкретных мер, направленных на совершенствованиедеятельности правоохранительных органов, активизацию их борьбы с экономическойи коррупционной преступностью, а также с преступлениями в сфере незаконногооборота наркотиков.
Принятым Указом Агентство финансовой полиции РеспубликиКазахстан преобразовано в Агентство Республики Казахстан по борьбе сэкономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Емудополнительно передаются функции и полномочия Министерства внутренних дел повыявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений, чтопозволит исключить дублирование в деятельности правоохранительных органов,повысить эффективность борьбы с преступными посягательствами в сфере экономикии государственного управления.
29 января 2004 года принято Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан N 100 «Вопросы Агентства Республики Казахстан поборьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансоваяполиция)».
27 февраля 2001 года постановлением Правительства РеспубликиКазахстан утверждено Положение об Агентстве финансовой полиции РК, согласнокоторому на органы финансовой полиции возложены следующие основные задачи:
· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфереэкономической и финансовой деятельности;
· организация эффективного функционирования органов финансовойполиции по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан, в томчисле по расследованию правонарушений в сфере экономической и финансовойдеятельности, а также правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов,таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией(отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем;
· осуществление розыска лиц, совершивших правонарушения в сфереэкономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, атакже принятие мер к возмещению нанесенного государству ущерба;
· анализ и прогноз оперативной обстановки в республике, выработкапредложений по укреплению законности в сфере экономической и финансовойдеятельности и принятие мер оперативного реагирования по вопросам, требующимвмешательства органов финансовой полиции;
· обеспечение безопасности деятельности финансовых органов, а такжепо поручению Правительства Республики Казахстан обеспечение безопасностидеятельности налоговых и таможенных органов Республики Казахстан.
· При этом, органам финансовой полиции предоставлены следующиеправа:
· давать обязательные для исполнения предписания, представленияюридическим или физическим лицам;
· при наличии достаточных оснований, указывающих на признакипреступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, производить налоговыепроверки совместно с налоговым органом на основании предписания налоговогооргана;
· запрашивать и получать информацию от государственных органов,иных организаций, должностных лиц и граждан;
· требовать от руководителей и других должностных лиц организаций,независимо от форм собственности, а также физических лиц устранения нарушенийзаконодательства и контролировать его выполнение;
· осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
· принимать участие в разработке и реализации совместных с другимиправоохранительными органами программ борьбы с преступностью в РеспубликеКазахстан;
· составлять протоколы об административных правонарушениях, а такжеприменять другие меры, предусмотренные законодательством об административныхправонарушениях;
· представлять Республику Казахстан в международных отношениях повопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфереэкономической и финансовой деятельности, заключать международные соглашения.
В обязанности органов финансовой полиции в соответствии споставленными перед ними задачами входит:
· осуществлять в пределах своей компетенции предварительноеследствие и дознание по делам о правонарушениях в сфере экономической ифинансовой деятельности;
· принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информациюо правонарушениях в сфере экономической и финансовой деятельности,осуществлять, в установленном законодательством порядке, их проверку и принятиепо ним решений;
· в пределах компетенции обеспечивать безопасность деятельностифинансовых органов, защиту их работников и членов их семей от преступныхпосягательств, связанных с исполнением ими служебных обязательств;
· исполнять в пределах своей компетенции решения судов, письменныепоручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных,предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производствеотдельных процессуальных действий;
· в пределах полномочий предупреждать, выявлять и пресекатькоррупцию в государственных органах.
Сотрудники органов финансовой полиции обязаны хранитьгосударственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладахфизических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебныхобязанностей.
ИНФОРМАЦИЯ об основных результатах оперативно-служебнойдеятельности органов финансовой полиции за 6 месяцев 2004 года.
За 6 месяцев 2004 года деятельность органов финансовойполиции направлялась на выявление и пресечение преступлений в приоритетныхсферах экономики.
За указанный период количество зарегистрированных органамифинансовой полиции преступлений возросло на 13% (с 4952 до 5604).
На 42% возросло число раскрытых экономически значимыхпреступлений причиняющих наибольший ущерб экономике государства (с 822 до1171), в том числе по незаконному использованию денежных средств банка (с 1 до9), преступлениям связанным с лжепредпринимательством (с 6 до 38),злоупотреблениям полномочиями частными нотариусами и аудиторами (с 1 до 6),легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконнымпутем (с 6 до 24), незаконному получению и нецелевому использованию кредита (с19 до 44), банкротству (с 15 до 28), присвоению вверенного чужого имущества (с92 до 154), фальшивомонетничеству (с 15 до 30), невозвращению из-за границысредств в иностранной валюте (с 6 до 9), злоупотреблению должностными полномочиями(с 51 до 71), даче взятки (с 7 до 8), деятельности организованных преступныхгрупп с 0 до 5.
Зарегистрировано 386 коррупционных преступлений, чтосоставляет 58,9% от общего числа коррупционных преступлений зарегистрированныхвсеми правоохранительными органами.
На 24% сократилось число оправданных лиц (с 17 до 13). На47% снизилось количество прекращенных уголовных дел по реабилитирующимоснованиям (с 120 до 63).
По оконченным производством уголовным делам в 2,8 разавозросла сумма возмещенного ущерба (с 1,4 млрд. до 3,9 млрд. тенге).
На 47% увеличилось выявление административных правонарушений(с 3634 до 5352).
Наряду с этим имеются недостатки. Снизилось число оконченныхрасследованием уголовных дел по незаконному предпринимательству, экономическойконтрабанде. Агентством принимаются соответствующие меры по их устранению.
Заключение
В странах с переходной экономикой, к которым в настоящеевремя принадлежит РК, экономико-правовая организация финансового контроля имеетспецифические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарностигосударственного финансового контроля и создают правовую основу для егоорганизации.
Государственный финансовый контроль призван отслеживавстоимостные пропорции распределения валового национальной продукта. Онраспространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначесвязанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностьюих поступления и целевым использованием.
Государственные контролеры наделены правом осуществлятьревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного икорпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональнымиэкономическими интересами. Сегодня органы государственной власти уделяютсерьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля.
Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективногофункционирования экономики и финансовой системы страны является наличиеразвитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на еереформирование.
Государственный и негосударственный виды контроля, не.смотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями.
Главная цель государственного контроля — максимизироватьпоступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержкиуправления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержкис целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроляограничены правовыми рамками действующих законов.
Целью данного исследования являлось определение сущностифинансового контроля и анализа деятельности Финансовой полиции РК. Эта цельбыла достигнута в процессе рассмотрения следующих вопросов:
1. Рассмотрение сущности финансового контроля государства
2. Описание основных органов финансового контроля
3. Рассмотрение проблемы коррупции как финансового преступления
Список использованной литературы
4. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2002;
5. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф.О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Издательство«Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000;
6. Конституция РК
7. Уголовный Кодекс РК
8. Закон “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля1995 года
9. Указ Президента №3113 от 14 августа 1996 года “О Государственномналоговом комитете РК”
10. 4 июля 2002 года Закон Республики Казахстан «Об органах финансовойполиции Республики Казахстан».