КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Финансы»
На тему:«Финансовая политика России в современных условиях»
Введение
Государство в процессе своего функционированияосуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни.Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельныесоставные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютныеотношения и т.п. [3].
Совокупность государственных мероприятий по использованиюфинансовых отношений для выполнения государством своих функций представляетсобой финансовую политику.
Финансовая политика государства призвана обеспечиватьнормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основеэффективнее осуществлять свои функции – социальные, экономические,экологические, оборонные и др. Следовательно, она является составной частьюсоциально-экономической политики, одним из ее сегментов.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, таккак охватывает широкий комплекс мероприятий:
разработку обшей концепции финансовой политики,определение ее основных направлений, целей, главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и другихсубъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегическиенаправления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективуиспользования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих изособенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременнос этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задачиспользования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами,стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использованияфинансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов истимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельныхтерриторий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны ивзаимозависимы.
1. Финансовая политика. Содержание финансовой политики
Создание рыночных отношений немыслимо без проведенияпринципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовалов первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учетадействующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесениясоответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработкипо финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне ифактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.
Система управления финансами, направленная на достижениеопределенных стратегических и тактических целей государства строится на основефинансовой политики, которая является составной частью экономической политики[4].
Финансовая политика – это совокупность методологическихпринципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Практически она реализуется на основе принятия системыгосударственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, помобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет их эффективномуиспользованию для выполнения государством своих функций. Ее реализацияосуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовыхинструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательнымиполномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированиюденежных потоков. Как составная часть экономической политики; финансоваяполитика должна быть направлена на обеспечение экономического роста,социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире,относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсовфинансовая политика любого государства не может строиться изолировано иучитывать только внутреннее состояние экономики, но должна и ориентироваться ина соответствующие требования стандарты международного финансового права имеждународных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, таккак охватывает широкий комплекс мероприятий и определяется:
соответствующей теоретической базой и разработанной на ееоснове концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
разработкой основных направлений и целей в достижениимакроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов ирасходов государства на текущий период и перспективу;
осуществлением практических мер по реализации этих целейвсей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Финансовая политика — составная часть экономическойполитики государства. В ней конкретизируются главные направления развитиянародного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источникии направления использования, разрабатывается механизм регулирования истимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика — относительносамостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализацииполитики государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить изконкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитыватьспецифику внутренней и международной обстановки, реальные экономические ифинансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополнятьсяизучением опыта использования экономического и финансового механизма, новыхтенденций развития, а также мирового опыта [4].
В процессе проведения финансовой политики особенно важнотребование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономическойполитики — кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государстваосновывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальныхгрупп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей изадач.
1.1 Цели и типы финансовой политики. Финансовый кризис
Выделяются различные цели финансовой политики взависимости от основных направлений финансовой деятельности государства,которую, несмотря на все ее разнообразие можно разделить на три вида:
аллокация — предоставление обществу государствомфинансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые неможет произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление,международная деятельность и др.);
перераспределение — финансовое перераспределениегосударством доходов и. имущества с целью справедливого распределения доходов идостижения социальной справедливости;
стабилизация — осуществление финансовых мер, направленныхна достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержаниестабильного экономического роста.
Главной целью финансовой политики является увеличениеобъема и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов. В связи сэтим большое значение приобретают вопросы оптимального распределениягосударственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числедля реализации целевых программ (федеральных, региональных, межрегиональных).Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений,механизм финансового регулирования и обеспечение социально-экономическогоразвития общества [5].
Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государствов соответствии с видами финансовой деятельности преследует достижение следующихцелей:
повышение уровня жизни населения на основе развитияотраслей народного хозяйства;
оздоровление и структурная перестройка экономики;
снижение темпов инфляции.
Разработка и осуществление финансовой политики включаютследующие основные этапы:
разработка финансовой стратегии;
определение и постановка главных целей финансовойполитики и их конкретизация в тактических задачах;
разработка соответствующего финансового механизма длядостижения поставленных целей;
подбор кадров, способных решить поставленные задачи;
осуществление практических действий, направленных надостижение поставленных целей и решение задач, контроль за их осуществлением.
Поскольку финансовая политика в первую очередь направленана достижение максимального объема финансовых ресурсов, то она обеспечиваетреализацию политики государства и в других областях общественной деятельности — экономике, социальной сфере, обороне страны, развитии научно-техническогопрогресса.
Развитие государства связано с изменением финансовойполитики. Использование того или иного типа финансовой политики определяетсяособенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересамиправящих партий и социальных групп и господствующими теоретическимиконцепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Всеэто обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системыобщественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовойполитики позволяет выделить три ее основных типа:
классическая;
планово-директивная;
регулирующая.
В основе каждого типа этой политики лежалисоответствующие экономические теории [6].
1)Классическая теория практически отводила государству«роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок – основой регулятор,обеспечивающий во всех экономический рост и сбалансированность ресурсовобщества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определеннымиправовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы,представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
2)Планово-директивная теория выводила на передовыепозиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительныхфункций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развитияэкономики: что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вследза которым шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственныхфинансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях,строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределениечерез; государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов,создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренниефинансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала заисключением государственных займов.
Планово-директивная финансовая политика проводиласьпрактически во всех бывших социалистических странах. Она показала своюдостаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальнаяконцентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходовгосударства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства ит.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условияхнормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферыобщества, резкому ухудшению финансового положения государства.
3)Регулирующая теория, в основу которой положенаэкономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, исходит из того, чтогосударство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономикис помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов,процентных ставок и др.)
Современная финансовая политика России складывалась: вусловиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В1992-1998г.г. она развивалась в рамках так называемой «политики финансовойстабилизации», в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так исубъективного характера [7]. Это привело к кризису августа 1998г., основнымипричинами которого были:
отсутствие российской теории в области финансовогорегулирования при «романтической» ориентации на рекомендации МВФ. Врекомендациях предлагалось свести регулирование; экономикой к ограниченному кругуиндикаторов (темп инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса (М2) курс рубля изолотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателейявно недостаточно. Недооценивались такие показатели, как динамика и структуравнутреннего и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импортав товарообороте, инвестиционная активность. Такие важнейшие показатели, какзанятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средствпредприятий при разработке финансовой политики, явно игнорировались;
снижение объемов производства, сужение доходной базыбюджета с соответствующим увеличением налогового пресса на реальногопроизводителя привели к хроническому невыполнению доходной части бюджета, ростубюджетного дефицита, низкой собираемости налогов;
частые смены министров финансов и глав правительств; неспособствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики;
искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в егопрогнозировании, приведшие к ухудшению платежного баланса и потерезолотовалютных резервов;
ухудшение в 1997-1998г.г. платежного баланса странывследствие снижения мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы;
нарастание внутреннего и внешнего долга, егонеблагоприятная структура с преобладанием сравнительно «коротких долгов»;
допуск нерезидентов на рынок ценных бумаг;
отсутствие стимулов к накоплению, что привело кконвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вызовукапитала;
рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежейпредприятий, кризис ликвидности коммерческих банков;
кризис фондового рынка в Юго-Восточной Азии;
нестабильность политической ситуации в России инепродуманность заявлений Правительства и Центрального банка РФ.
Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились наэкономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в2000—2001гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей эффектдевальвации рубля, способствующий развитию экспорта, сокращению импорта исозданию определенных условий для повышения конкурентоспособности исоответственно росту производства отечественных производителей.
1.2 Задачи и основные направления финансовой политики
Усиление вертикали власти, достижение определенногоконсенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием,определенные успехи в экономическом развитии в 2000г. (рост ВВП более чем на7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выборкистратегических и тактических направлений финансовой политики начала XXI в [8].
Так, общая стратегическая задача развития – модернизацияэкономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста на основеповышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурнымпреобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетныезадачи финансовой политики:
формирование законодательных основ, обеспечивающихблагоприятный инвестиционный климат и способствующих развитиюпредпринимательства;
существенное снижение налогового бремени и повышениеэффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктурыдостижения среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы иповышения эффективности ее функционирования;
реформирование естественных монополий;
создание условий для интеграции России в мировомсообществе.
Основными направлениями финансовой политики: являютсябюджетная, налоговая, таможенная, кредитно-денежная политика.
На каждом этапе социально-экономического развития страныгосударство выделяет определенные приоритеты для достижения, которыхнеобходимо: проведение соответствующих направлений финансовой политики.
Приоритетные задачи финансовой политики в значительнойстепени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
финансовое обеспечение выполнением государством своихфункций;
поддержание финансовой стабильности в стране;
обеспечение финансовой целостности федеративногогосударства;
создание условий для социально-экономического развития.
Приоритетом бюджетной политики на современном этапесоциально-экономического развития страны является обеспечение собственнойплатежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательствагосударства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами.Избыточные обязательства должны быть сокращены, не подлежащие отмене — выполнены. С этой целью определяется перечень предприятий, которые должныобеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет,остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественныхмонополий в общем порядке, Тот же порядок пользования услугами естественныхмонополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым вперспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходыв основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйствили их семейных бюджетов.
В соответствии в Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ(ст.170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ,который в ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ определяет в общем планеприоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочнуюперспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатываетсоответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой(бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения ипринятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпетьзначительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться спредлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятиязакона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы [1],[2].
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов ирасходов, управление государственным долгом и государственными активами,бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевыепроблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы,заключаются:
в несбалансированности обязательств и ресурсов на всехуровнях бюджетной системы;
недостаточно четком разграничении полномочий бюджетоввсех уровней и их доходных источников;
избыточности долгового бремени;
неэффективности значительной части бюджетных расходов,несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
незавершенности построения эффективной системы управленияи контроля в системе государственных финансов.
Отсюда определяются ближайшие стратегические целибюджетной политики, а именно:
существенное снижение относительных издержекфункционирования государства;
создание эффективной системы межбюджетных отношений наоснове четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы,повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективныхпроцедур распределения финансовой поддержки регионам;
приведение обязательств государства в соответствии с егоресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частичнофинансируемых обязательств федерального бюджета;
обеспечение бездефицитности федерального бюджета;
урегулирование кредиторской задолженности государства;
значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетахвсех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
завершение перевода всех получателей средств федеральногобюджета на казначейскую систему высокодотационных субъектов РФ на кассовоеобслуживание через органы федерального казначейства;
обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней ивнебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
В ближайшей перспективе существенно должны сократитьсярасходы на субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства {вдальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимсядомашним хозяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных субсидий вдорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельнымпромышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.
Важным направлением финансовой политики является налоговаяполитика. Основное звено системы мероприятий по реализации налоговой политики –повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы,предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорийналогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных льгот, неэффективныхналогов, прежде всего налога с продаж, корректировка порядка определенияналоговой базы по отдельным налогам.
Основные задачи налоговой политики:
значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы;
минимизация издержек исполнения и администратированияналогового законодательства;
ликвидация налогов с оборота;
снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
создание условий для легализации прибыли предприятий;
сокращение количества налогов и ограничение произволаналоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственностиналогоплательщиков.
Частично эти задачи решаются принятием и введением вдействие с 1 января 2001 г. части II Налогового кодекса РФ. Наиболеесущественные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислениюзаработной платы, а не «уводу ее в тень»: установлена плоская (единая) ставкаподоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда(введен единый социальный налог-взнос — 35,6% с применением регрессивнойшкалы). Поистине революционным является снижение с 1 января 2002 г. налоговойставки на прибыль с 35 до 24% с одновременной ликвидацией почти всех льгот.
В ближайшей перспективе предполагается также значительноупростить процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в томчисле за счет создания специализированных коллегий адвокатов по налоговымспорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Одним из важных направлений налоговой политики являетсядальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть реализована черезснижение налоговой нагрузки на фонд, оплаты труда, снижение ставки НДС.
В целом: приоритетным направлением налоговой политикиявляется упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов,унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.
В будущем, по мере, развития финансово-экономическогопотенциала бюджетов субъектов Российской Федерации и выравнивания экономическихусловий функционирования субъектов, будут созданы условия для отказа от деленияналогов на собственные и регулирующие и от понятия «нормативы отчисленийот налогов».
Все налоги и поступления будут только собственными ипоступать в соответствующие бюджеты: федеральный, региональные либо местные.
В области таможенной политики будут осуществлятьсяизменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во ВсемирнуюТорговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономикив систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то жевремя предусматривается и обеспечение выполнения фискальной функции таможенныхпошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенногосокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенногоадминистрирования.
Денежно-кредитная политика будет осуществлятьсяпосредством субсидий и других кредитно-финансовых институтов.
Денежно—кредитная политика формируется Правительством РФи Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие |приоритетныезадачи:
сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваютсяусловия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетомизменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
продолжение работы по совершенствованию платежнойсистемы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов врежиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счетприменения современных банковских технологий, сети Интернет и расширенияиспользования платежных карт,
контроль за денежным предложением посредствомустановления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего курса.При этом будут сглаживаться резкие колебания и внутреннем валютном рынке ирешаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в периодустойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накоплениязолотовалютных резервов страны.
Субсидии являются достаточно распространенным явлением ив зарубежной практике государственного регулирования экономики.
Наиболее часто встречающиеся субсидии – ценовые иинвестиционные. Ценовые субсидии предоставляются для снижения цен на конкретныетовары и услуги, например на горючее и минеральные удобрения для сельскогохозяйства, а инвестиционные компенсируют часть капиталовложений инвестора вобъект (отрасль, подотрасль, развивающийся район, научные исследования,освоение новых зарубежных рынков), намеченный государственной экономическойпрограммой.
Еще один вид субсидий — поддержка нерентабельных субъектовхозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от ихрентабельности. Значительное число государственных компаний в ряде странхронически не покрывают свои затраты. Поэтому государство не только врываетдефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на их модернизацию ирасширение. Особо крупные бюджетные субсидии выплачиваются в странах ЕЭСгосударственным железным дорогам, почте и телеграфу.
2. Основа современной финансовой политики. Финансовыймеханизм
Современная финансовая политика в значительной степениопределяется общими и специфическими особенностями развития как отдельныхстран, так и всего мира. Важнейшие из них в настоящее время следующие[9].
1. Повсеместное распространение существующих ипотенциальных потребностей людей. Формирование и реализация новых социальныхпотребностей глобального характера (глобальной власти, мирового лидерства игосподства и т.д.).
2. Устранение противостояния двух противоположныхсоциально-экономических систем и распространение господства многообразиясобственности и рыночных отношений.
3. Усиление дифференциации материальных и социальныхвозможностей в удовлетворении потребностей отдельных членов общества и стран.За последние 40 лет разрыв в доходах богатых и бедных стран удвоился.
4. Глобализация социально-экономических отношенийобщества, выражающаяся в интенсификации развития национального и международногоразделения труда, мировой торговли и финансовых отношений при общем снижениитемпов эффективности национальной и мировой экономики.
5. Бурное развитие виртуальной экономики. Объемежедневных операций только на основных валютных рынках мира достигает 2 трлндолл., что в десятки раз превышает суточное производство ВВП.
6. Неравномерность социально-экономического развития сферэкономики, административно-территориальных образований государств, отдельныхстран и регионов мира.
7. Всеобщее обострение конкуренции и борьба заэкономическую безопасность субъектов экономических отношений стран и мира.
8. Особую черту современной финансовой политикипредставляют собой проникновение и возрастающая роль политики крупногокапитала. Наиболее ярко это заметно в странах бывшего социалистического лагеряи прежде всего в РФ.
Эти тенденции находятся в тесной связи и зависимости. Ихдействие объективно приводит к резкому усилению роли финансов, а следовательно,и финансовой политики. Последняя становится главной во всех сферахсоциально-экономической и духовной деятельности общества. Ею активно занимаютсякак отдельные члены общества, организации, так и государства, формальные инеформальные структуры.
Отмеченные свойства современного развития обществапорождают особенности финансовой политики, которые в целом можно разделить наглобальные и внутренние.
К глобальным относятся:
• отведение финансовой политики в деятельности всехсубъектов финансовых отношений первостепенного значения как основы реализациипотребностей членов общества;
• обеспечение стабильности виртуальной экономики,предотвращение всеобщего экономического кризиса;
• более реальный учет финансовой политики контрагентов,предотвращение реализации интересов силовым путем, обеспечение гибкости;
• обеспечение комплексной финансовой политики, включающейвсе аспекты защиты и реализации денежных интересов экономических субъектов каквнутри стран, так и в мире.
Внутренними являются:
• обеспечение максимального согласия (компромисса) вудовлетворении финансовых интересов физических и юридических лиц;
• обеспечение разумной оптимальности доходной политикиэкономических субъектов, опирающейся на положение о необходимости наличия укаждого индивида прожиточного минимума, это особенно важно для трудоспособногочлена общества;
• рационализация расходной политики экономическихсубъектов для достижения повсеместной экономии и нормальной жизнедеятельностиграждан;
• обеспечение единства и действенности денежно-кредитнойи финансовой политики, стабилизация национальной валюты;
• оптимизация соотношения потребительских иинвестиционных денежных потоков.
Важно проводить согласованную финансовую,денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересышироких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромныминтеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскостимакроэкономической стабилизации на базе развития реального сектора экономики,приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитическихстратегических позиций России.
Основа современной финансовой политики — это признаниесвободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных формхозяйствования, приватизация государственной собственности и переход ксмешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственныххозяйствующих субъектов.
На этой основе разрабатывается принципиально новыйфинансовый механизм, который является важной составной частью финансовойполитики. При помощи финансового механизма происходит осуществление всейдеятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляетсобой систему установленных государством форм, видов и методов организациифинансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов,проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизмаотносятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, системазаконодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходови расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий.
Под финансовым механизмом понимается совокупностьорганизационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядокформирования и использования централизованных и децентрализованных фондовденежных средств, финансовые методы и рычаги и финансовое законодательство.
Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовойполитики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактическихзадач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущейобстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовоеотношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения;возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета,могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этомсистема налогов может включать различный перечень прямых и косвенных,общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особыйсубъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся всвязи с развитием налогового законодательства.
В последние годы законодательными органами был принят ряддокументов, создающих правовую основу финансовой деятельности. В первую очередьк ним относятся Бюджетный и Налоговый кодексы, законы о налогах, лизинге,страховании и другие правовые документы.
Финансовый механизм подразделяется на директивный ирегулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило,разрабатывается для финансовых; отношений, в которых непосредственно участвуетгосударство, В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходыбюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства ибюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается всясистема организации финансовых отношений обязательная для всех его участников.Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие видыфинансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такиеотношения либо имеют, большее значение для реализации всей финансовой политики(рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений агентгосударства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные«правила игры» в конкретном сегменте финансов, затрагивающем прямо интересыгосударства. Такая разновидность финансового механизма характерна дляорганизации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. Вэтом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовыхресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей,предприятие самостоятельно определяет направления их использования.
Управление финансами предполагает целенаправленнуюдеятельность государства, связанную с практическим использованием финансовогомеханизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационнымиструктурами. Управление включает такие функциональные элементы, какпрогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование иконтроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовойполитики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц играждан.
Государство отказывается от директивного руководствавнутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения сбюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятиюдоходов. Все экономические субъекты следуют единым правилам распределениясозданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.
Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бременинесут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходоввозможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависитшироты выполняемых государством: функций. Поэтому важнейшей задачей, былоизменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта.
1.Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетногодефицита. Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслейпромышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на содержаниеубыточных предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов имелись крупныенедостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетногофинансирования и поступления доходов в бюджет, а также другие недостатки. Этоприводило к невозможности профинансировать в полном объеме запланированные расходы,и тем самым способствовало усилению напряженности в экономической и социальнойсферах жизни общества.
2.Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Всебольшее значение приобретал нормативный метод планирования расходов, особенно внепроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделениюне только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все этоприводит к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Получила новое направление система государственногокредита. Впервые за последние. 60 лет государственный кредит стал важным иоткрытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство сталоиспользовать его рыночные формы — различные краткосрочные и среднесрочныегосударственные займы при отказе от прямого кредитования расходов со стороныЦентрального банка РФ.
Изменяется в последнее время организация бюджетнойсистемы. На смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная система,основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994г. применяетсясистема трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем предоставляемыхсредств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевымбюджетным доходом отдельных регионов. Большое значение в плане финансовойполитики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кромевертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, применяется игоризонтальное перераспределение средств. Для этой цели использовалсяформируемый финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсыперераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса ипредложения.
Широкое распространение получила система внебюджетных фондовгосударства. Она позволяла сконцентрировать необходимые средства для целевогофинансирования социальных расходов. Решению этих проблем помогали создаваемыенегосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительнойсистеме финансирования пенсионных расходов.
Развитие рыночных методов управления привело кдемонополизации страхового дела и появлению страхового рынка – созданиюнезависимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов;страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формамистрахования в пользу последней.
Кардинально изменилась система управления финансами. Насмену единому органу управления – Министерству финансов – пришла целая системаспециализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная службафинансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Счетная палата, Государственныйтаможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроляшироко используется независимый аудиторский финансовый контроль.
Назрела необходимость проведения налоговой реформы,направленной на укрепление налоговой системы и улучшение реального формированиядоходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижениемналогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отменынизкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены некоторыхналоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов,постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физическихлиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усилениеконтроля за соблюдением налогового законодательства.
Продолжается государственная поддержка структурнойперестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитнойполитики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства,направленные на инвестиции предоставляются в первую очередь для промышленныхвысокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленностигосударственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять, на поддержку проектов,финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом отпрямого государственного льготного кредитования к долевому участию государствав окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантийпредприятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоставлениегосударственных гарантий должно осуществляться в рамках имеющихся бюджетныхсредств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговыхкредитов как части инвестиционной политики государства.
Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальныенужды. Основное направление здесь – повышение эффективности использованиясредств.
Продолжается совершенствование бюджетного устройстваРоссийской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы,включающей
реформирование бюджетной системы в целом на основесамостоятельности и равноправия всех бюджетов;
становление регламента бюджетного процесса;
уточнение системы межбюджетных отношений;
укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Большое внимание должно уделяться развитию ирегулированию ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения наэтом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит создатьусловия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельнымипредприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы — установлениегосударственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенностьюридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.
Представляется повышение качества работы государственныхфинансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппаратафинансовых, налоговых и таможенных органов, расширить функции органовфинансового управления в области аналитической, методической и консультационнойработы.
Основные направления развития финансов определяются вежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию.
В его послании на 2006 год определены не только задачибюджетной политики на 2006 год, но и на среднесрочную перспективу, которыесводятся к следующему:
обеспечить макроэкономическую устойчивость;
не превышать прогнозных темпов инфляции;
обеспечить выделение субъектам Российской Федерациисубвенций на исполнение делегированных федеральных полномочий;
снизить налоговую нагрузку на экономику;
осуществлять плановую индексацию заработной платыработников федеральных организаций бюджетной сферы;
увеличить социальную поддержку населения;
разработать и утвердить перспективный финансовый план на2006-2008 гг., в котором:
а)расходы бюджета должны производиться на основеожидаемой эффективности;
б)уточнить параметры Стабилизационного фонда;
в)модернизировать процедуру составления и рассмотренияпроекта федерального бюджета и др.
3. Стратегия финансовой политики в начале XXI века
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в.,нерешенных проблем и не оправдавших: себя финансовых инструментов позволяетвыделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики:
Обеспечение единства целей и инструментов финансовойполитики и целей развития экономики, совершенствования политической системы,материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспеченияэкономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачифинансовой политики.
Повышение эффективности финансового регулирования нетолько будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рыноктруда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину,упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие сденежно-кредитными инструментами. Без понимания этого и без улучшенияфинансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушитфункционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократическойсистемы.
Успешная реализация названных выше стратегических линийбудет происходить в условиях встраивания финансовой системы России вмеждународную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формированииэкономической политики, найти способы учета в этом процессе национальныхинтересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладениесовременными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов,финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения вестественных науках, инженерном деле[10].
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовойполитики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым,банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем еготоварное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди другихвалют; а при успешном решении этих задач — превращение рубля в сильную валюту.Нужно постепенно уйти от практики-деления денежного оборота на автономные,развивающиеся по своим правилам: части: рублевую, долларовую, бартерную,взаимозачетную и стоящую особняком никак не регулируемую финансовыми и.денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. Прислабом, неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов,которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единогоуправления денежным оборотом невозможно.
Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоитодновременно решить следующие задачи:
умеренное увеличение производства топливно-энергетическихресурсов дающих высокую; финансовую отдачу, хотя и требующих большихединовременных затрат.
создание мобильных и ликвидных резервов нефти, газа,энергетических мощностей, ценных металлов;
существенное повышение в 2-3 раза по сравнению с нынешнейдоли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокойоборачиваемостью капитала;
развитие авиационной и автомобильной промышленности наоснове новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций исозданием, благоприятных условий для перемещения транс национальных: компаний вРоссию.
Если товарное обеспечение рубля находится в плачевномсостоянии, более половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение егогораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает на42 трлн долл. доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых и ещеболее чем на 140 трлн разведанными запасами. Однако это ресурсное обеспечениерубля таковым является потенциально. Оно не влияет на покупательную егоспособность и на его котировку на международном финансовом рынке.
Важно создать: надежные финансовые инструменты,позволяющие превратить полезные: ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемыепри определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Этопотребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальнуюбезопасность страны.
Обеспеченность рубля этим не исчерпывается, нужно, на нашвзгляд, создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля,незавершённое строительство и т.д.). Для этого потребуется провестиклассификацию экономических активов и инвентаризацию всего российскогоимущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность,разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит ипровести международный аудит.
Нужна система мер, направленных на стимулирование спросана рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно наэтом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одногоиз вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа ит.д.) — потенциальных носителей валюты за рубли. В этом случае те зарубежныепокупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а послепокупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.
Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала,нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспортапродукции на счетах в оффшорных банках, перевода авансовых платежей за поставкуимпортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частичнобегство капитала можно объяснить мотивационными причинами Оно порождается такженеотработанностью законов, отсутствием закона о вывозе капитала,неэффективностью валютного контроля. Предотвращение бегства капитала, егорепатриация будут способствовать укреплению рубля.
Необходимо осуществить ряд мер по укреплению довериявкладчиков к банкам. Во-первых нужно выстраивать долгосрочную политикусбережений и инвестиций. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем в2-3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит. Поэтому возможности дляповышения депозитной ставки существуют и вполне реальны. Во-вторых,целесообразно создать систему страхования вкладов, хотя бы на первом этапе вСбербанке РФ. В-третьих, нужно разрешить иностранным банкам привлекать вкладынаселения при условии возможного их использования в России на инвестиционныецели с короткими сроками возврата кредита. В-четвертых, необходимо, разработатьи ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно.построитьнадежную депозитную политику банков.
В случае успешного осуществления курса на формированиеструктуры экономики, обеспечивающего высокую; отдачу финансовых ресурсов, можнорассчитывать на стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов икорпораций и улучшение платёжного баланса страны. Последний необходимо сделатьнадежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формированиянеобходимых для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которыедолжны быть достаточными не только для финансирования в кризисных ситуацияхтрехмесячного импорта, как это рекомендует МВФ, но в гораздо больших размерах(60—65 млрд долл.), что позволит осуществлять закупку импортных товаров ивыплаты по внешним долгам в течение как минимум года. Данный подходобосновывается опытом ЕС. Так, общие золотовалютные резервы евросистемы (11центральных банков зоны евро и Европейского Центрального банка) составили 458млрд евро, что в 2 раза выше рекомендуемой МВФ нормы. Другой пример – Китай, укоторого золотовалютные резервы превосходят объем внешнего долга и объемэкспорта в течение длительного времени.
Требуется разработка национальной программы расширенияэкспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитнымиинструментами поддержки экспорта, а также путей приватизации дипломатии счеткими государственными приоритетами.
Задача обеспечения сбалансированности бюджета остаетсястратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10 – 15 лет. Однакометоды ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное — обеспечитьвысокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструментыспособствовали расширению структуры и увеличению объёма товаров и услуг,реализация которых даст наибольшие доходы.
В бюджете должен быть создан технологическиорганизационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционнуюсферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимовключать инвестиционные проекты с более сдельными сроками окупаемости. Этоможет привести к превышению расходов над доходами, что, на наш взгляд,неопасно, если процесс возврата средств от субъектов рынка будет находиться подконтролем. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостьюдоходов, высокой собираемостью налогов; но и отлаженностью системы егоисполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствоватьвертикальную систему финансового контроля, особенно, крупных сделок, обеспечитьединую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
В рамках принципа федерализма необходимо в каждомсубъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующимправовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может бытьинструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальномуровнях.
Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос осоотношении бюджетов разных уровней. В ближайшие 3—5 лет, на наш взгляд неследовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разныхуровней. Необходимо отладить эту систему в рамках принятого Бюджетного кодекса,концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетнойполитики – 50:50. Начиная с 2005 г. необходимо постепенно увеличивать долюфинансовых ресурсов региональных бюджетов.
Важнейшей частью финансовой политики является налоговаяполитика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политикуреалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость егооздоровления, и соблюдать в тоже время императивный характер финансовыхотношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия аналогов наэкономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможнымдифференцированным режимом их использования путем предоставления скидоккомпаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены иливкладывают, свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложениямалого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.
В число стратегических задач финансовой иденежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизацииэкономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г.-до 50%. Решение этой проблемы затрудняет не только из-за непонимания денежногофактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборотасредств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов.Сказывается также сужение источников; увеличения денежной массы в связи смедленным развитием безналичных расчетов из-за сохранения недоверия кбанковской системе и устойчивости рубля. Сохранение высокого удельного веса вструктуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств вбезналичных расчетах, тезаврация рублей, особенно долларов и другой иностраннойвалюты, сужают экономическую основу увеличения денежной (М2), увеличиваютдисбаланс между спросом и предложением денег.
Существенной модернизации требует платежно-расчетнаясистема. Необходимо, во-первых усилить ответственность ЦБ за организациюрасчетов и образование неплатежей. Во-вторых ЦБ должен выделить в особую группукоммерческие банки, которые включились бы в. единую технологию расчетов.В-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр,который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования ицелевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.
Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годыбудет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся вусловиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращиваниявнутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов (60—80%).Попытки Минфина ориентировать его в 1998—2001 гг. на доход в пределах 20% идаже 17—18% не дали ожидаемых результатов. Фондовый рынок не преодолелполностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в несколькихнаправлениях. Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент сумеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, аориентированный на. среднестатистического жителя нашей страны, который согласенменьше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и сумеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка(на 0,5-1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства. Во-вторых, сучетом предлагаемого механизма обеспечения рубля необходимо выпуститьфинансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенноувеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами иобладающими достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото,конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важнопроявить умеренность в объеме их выпуска. В-третьих, необходимо ввести напериод 3 – 5 лет государственное регулирование процентных ставок — депозитных икредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следуетдепозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большаячасть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать,рассчитывая на высокие дивиденды. В-четвертых, для перетока средств инвестициицелесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилитьинвестиционнцую направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладитьлистинг акций предприятий и инвестировать |средства в инвестиционные проекты.Такой опыт, например, имеется на Шанхайской фондовой бирже.
Для усиления инвестиционной и инновационно направленнойфинансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковскойсистемы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционныхбанков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков отделениеинвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитыватьтенденции развития мировой финансовой системы.
Реализация важнейшей стратегической линии финансовойполитики в XXI в, предполагает активное использование в финансовомрегулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексыфинансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансовогосектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом,процедурами проведения банкротств.
Заключение
В заключение следует отметить, что важной ключевойзадачей современной финансовой политики является совершенствование межбюджетныхотношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговыхполномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизмафинансовой поддержки территории. Средства фондов финансовой помощи территориямидолжны распределяться на основе критериев, учитывающих налоговый потенциал ибюджетные потребности территорий.
Важное направление финансово-бюджетной политики —создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всехбюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованиембюджетных ресурсов.
Предстоит обеспечить реальную открытость и прозрачностьвсех бюджетов и бюджетных процедур. При этом необходимо будет добитьсяобязанности публикации подробной бюджетной отчетности и соблюдения конкурсностипри проведении государственных и муниципальных закупок и заказов.
Осуществление перечисленных мероприятий позволитобеспечить укрепление государственных и территориальных финансов, ускоритьэкономическое и социальное развитие нашей страны.
В нашей стране сейчас также вплотную перешли к проблемефункционирования государственных предприятий, эффективности их деятельности,решается проблема их частичной приватизации.
Предполагается значительно сократить избыточныефедеральные обязательства. Все бюджетные обязательства (виды помощи,направляемой из федеральною бюджета) будут выполняться через финансированиеконкретных нуждающихся в этой помощи.
Также должна произойти, отмена категориальных льгот, иэта мера должна компенсироваться повышением реальной заработной платы иденежного довольствия. Но региональные бюджеты, если они имеют такуювозможность, могут компенсировать или частично финансировать федеральныеобязательства.
В соответствии с проводимой бюджетной политикойгосударство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций и преждевсего – на финансировании социальной сферы, обеспечивающей систему социальнойзащиты и инвестиции в «человеческий капитал». Для этого государствопроводит мероприятия по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы,прежде всего врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособийи стипендий, сохраняет льготы, ветеранам войны, осуществляет целый ряд другихфинансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.
Правительство РФ намерено погашать задолженностьЦентральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумагв рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытомрынке.
В реализаций современной финансовой политики России в XXIв. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизацииинвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечениюсвободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов.Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Такимобразом, в начале XXI в. современная финансовая политика России становитсяболее предсказуемой и целенаправленной.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс РФ
3. «Финансы, денежное обращение и кредит» учеб. пособие/под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт-Издат, 2004, 544с.
4. «Финансы» учеб./под ред. д.э.н., проф. В.П. Литовченко – 2-е изд.перераб. и испр., М.: ИТК «Дашков и Ко, 2007, 588с.
5. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. «Финансы» учеб.пособ. – 4-е изд. испр. идоп., М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007, 606с.
6. «Финансы, денежное обращение и кредит» учеб. – 2-е изд. перераб. идоп./под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова, М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект»,2007, 720с.
7. Федулова С.Ф. «Финансы» учеб.пособ. – 2-е изд.перераб. и доп.,М.: КНОРУС, 2005, 400с.
8. «Финансы» учеб. – 2-е изд. перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева, М.: ТКВелби, Изд-во «Проспект», 2007, 640с.
9. «Финансы, денежное обращение и кредит» учеб.пособ. – 2-е изд./подред.проф. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 512с.
10. «Деньги. Кредит. Финансы», учеб.пособ./под ред. С.В.Галицкая — 2-е изд.,перераб. и доп., М: Эксмо, 2008, 736с.