Финансовая система РФ

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 ВОПРОС 1. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФОНДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ? 3 ВОПРОС 2. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ РФ? ПОЧЕМУ? 5 ВОПРОС 3. ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ЗВЕНОМ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ? 6

ВОПРОС 4. ИМЕЮТ ЛИ ОТНОШЕНИЕ ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ К БЮДЖЕТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ? 8 ВОПРОС 5. КАКИМИ ВИДАМИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ВАША СЕМЬЯ? 11 ВОПРОС 6. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ ВЫ ЗНАЕТЕ? 12 ЛИТЕРАТУРА 15 Вопрос 1. В чем различие централизованных и децентрализованных фондов

денежных средств? Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. Централизованные фонды или денежные фонды, формируемые на макроуровне представляют собой совокупность регулируемых нормами права форм аккумулирования, перераспределения и использования денежных средств, основанных на централизованном финансовом планировании, регулировании и контроле, необходимых для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей и выполнения функций

государства и местного самоуправления . К ним относятся государственные и муниципальные бюджеты всех уровней бюджетной системы, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, государственный и муниципальный кредит, которые в совокупности представляют собой систему финансовых отношений между государством, муниципалитетом — с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются: доходы от государственных и муниципальных

предприятий, доходы от приватизации, использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег, доходы от эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и т.д. Децентрализованные фонды или денежные фонды, формируемые на микроуровне — совокупность регулируемых нормами права форм организации и управления денежными средствами субъектов хозяйствования в процессе
образования, распределения и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений, прибыли, обусловленная объективным процессом общественного воспроизводства. К ним относятся фонды коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности, в том числе финансовых посредников, а также фонды государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, фонды предпринимателей без образования юридического лица и фонды домохозяйств.

Функции, состав и структура фондов организаций, предпринимателей и домашних хозяйств, методы их формирования и направления использования определяются характером и уровнем развития производственных, социальных, культурных отношений, масштабами и ролью государства в национальной экономике. На различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных средств.

У предприятий это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Источниками децентрализованных финансовых ресурсов предприятий выступают прибыль, амортизация, продажа

ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами и т.д. В структуру финансовых ресурсов домашних хозяйств входят: денежные средства, предназначенные для текущих расходов; денежные средства, предназначенные для капитальных расходов; денежные сбережения; денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество. Источниками этих ресурсов являются: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты
социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит. Денежные отношения на микро уровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками,

между предприятиями, домохозяйствами и финансово-кредитной системой и т.д. Вопрос 2. Что является основой всей системы финансов РФ? Почему? В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Финансовая система преимущественно рассматривается как «совокупность организаций», «совокупность различных финансовых отношений», совокупность «учреждений и рынков» и т. д.

Однако заявляемые «совокупности» не отвечают обязательному требованию «однородности по своим задачам и организационной объединенности в одно целое». Финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.). Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.
Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Вопрос 3. Почему государственный бюджет является главным звеном финансовой системы? Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики избирательной властью.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Таким образом, государственный бюджет – неотъемлемый атрибут любого государства. Важная роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функционирования государства и муниципалитетов. Бюджет является мощным управляющим механизмом: с его помощью обеспечивается равномерное

развитие экономики и культуры на всей территории страны. Бюджет как правовая категория — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических

императивных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных фондов денежных средств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ст. 6): Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных государств состоит из трех уровней. Бюджетный кодекс РФ (статья 10) закрепляет трехуровневую структуру бюджетной системы Российской Федерации : первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет PФ. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов

РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Вопрос 4. Имеют ли отношение члены вашей семьи к бюджету государственного социального страхования? Да, безусловно, члены моей семьи имеют отношение к бюджету государственного социального страхования,

поскольку участвуют в системе обязательного государственного социального страхования. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, обеспечивающая страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения в случаях : • временной нетрудоспособности; • беременности и родов (женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности); • рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; •
смерти — на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; • санаторно-курортного обслуживания работников и их детей; • несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Фонд социального страхования РФ (ФСС) — государственный внебюджетный фонд, обеспечивающий государственное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, мероприятия по оздоровлению спортивному воспитанию детей.

Страхователи-работодатели являются активными участниками системы социального страхования. Они осуществляют все выплаты по этому виду страхования в пользу своих работников. Суммы взносов на социальное страхование, не израсходованные работодателями перечисляются в ФСС, который за счет этих средств осуществляет субсидирование работодателей, выплаты которых превышают начисленные взносы и расходы, не оплачиваемые работодателями.

ФСС контролирует расходование работодателями средств на социальное страхование. Работодатели членов моей семьи перечисляют взносы в Фонд обязательного социального страхования. Доходы бюджета ФСС формируются в составе : • единого социального налога (в части, зачисляемой в ФСС, за вычетом средств, использованных страхователем на страховые выплаты в соответствии с законом);

• страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • единого сельскохозяйственного налога (в части, зачисляемой в ФСС — 6,4% от суммы налога); • единый налог при применении упрощенной системы налогообложения (в части, зачисляемой в ФСС — 5% от суммы налога); • минимальный налог при применении упрощенной системы налогообложения (в части, зачисляемой в ФСС — 20% от суммы налога); • единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (в части, зачисляемой в ФСС — 5% от суммы налога); • ассигнований из федерального бюджета на предоставление льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или других радиационных аварий; • капитализированных платежей при ликвидации организации, имеющей обязательства по выплатам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; • возвращаемых страхователем средств, в сумме не принятых к зачету расходов на страховые выплаты; • добровольных

взносов физических и юридических лиц; • доходов от использования имущества ФСС; • других поступлений. Члены моей семьи также взаимодействуют с бюджетом ФСС посредством получения различных пособий и выплат, которые составляют расходы фонда : • выплату пособий: — по временной нетрудоспособности (в том числе в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания); — беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; — при рождении

ребенка; — по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; — на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; • единовременные и ежемесячные выплаты получателям пособий числе в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия; • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные

на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное диетическое питание;