–PAGE_BREAK–1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ
1.1 Сущность финансовой системы, её функции и звенья
В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система», что приводит к необходимости уточнить его. Для этого следует раскрыть содержание термина «система». В словаре русского языка под системой понимается и «форма организации чего – либо», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений организационно объединённых в единое целое», и «форма общественного устройства»[1]. Возьмём за основу следующее понимание: система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – это множество элементов, находящихся в отношении и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство[2].
Финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свой услуги фирмам, гражданам, а также правительствам[3].
Отечественные учёные-экономисты в большинстве своём практически однотипно определяют финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»[4]. Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства»[5]. Как «совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве», определяет финансовую систему коллектив под редакцией профессора А.М. Ковалёвой[6].
С учётом изложенного финансовую систему будем рассматривать как «форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта»[7].
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является
государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Финансовая система выполняет ряд функций жизненно необходимых для экономики страны:
1. Функция сбережения. Система финансовых интересов предлагает населению, предприятиям разнообразные способы сбережений в форме беспроцентных и процентных вкладов, ценных бумаг — депозитных сертификатов, облигаций и акций. Финансовые институты берут на себя обязательство сохранить и приумножить покупательскую способность «временно бездействующих денег» предприятий и домашних хозяйств.
2. Функция кредитования. Это основная функция финансовой системы. Она тесно переплетается с первой, поскольку кредитный потенциал финансовых институтов, в частности банков, прямо зависит от объема сберегаемых в экономике страны финансовых средств.
3. Функция обслуживания платежей. В экономике любой страны постоянно и в громадных объемах происходят платежи, связанные с товарными финансовыми операциями. Хозяйствующие субъекты (предприятия) расплачиваются со своими работниками, выдавая им заработную плату и премии, поставщиками сырья и товаров, платят налоги и другие обязательные платежи и т.д. Все эти расчеты осуществляются посредством финансовых инструментов, таких как платежные поручения, требования, аккредитивы, чеки, векселя, карточки и др.
4. Функция экономической политики. Центральный банк и правительство воздействуя на кредитно-денежные и финансовые рычаги финансовой системы, проводят в нужном направлении государственную экономическую политику.
5. Воспроизводительная функция… Финансовая система должна обеспечивать расширенное воспроизводство национального продукта.
6. Контрольная функция – контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов.
7. Распределительная функция – соответствующие финансовые институты могут распределять денежные фонды по приоритетным направлениям социально – экономического развития.
1.2 Характеристика основных звеньев финансовой системы
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
1) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
2) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 бюджетного кодекса РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации[8].)
3. Фонды, консолидированные в бюджете.
4. Внебюджетные децентрализованные фонды.
5. Фонды страхования.
6. Государственный кредит.
7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
8. Финансы населения.
Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.
Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Стоит напомнить, что до 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
Среди звеньев финансово-кредитной системы особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.
Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Наконец, финансы хозяйствующих субъектов, которые являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждое отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы — на финансах предприятий, поскольку последние непосредственно участвуют в процессе материального производства, т.е. в создании ВВП. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, именно используя зарубежную практику стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.
Наконец, финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
продолжение
–PAGE_BREAK–2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
2.1Финансовая система России
Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рис. 2.1.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
У государства возникают с различными, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Рис. 2.1 Финансовая система Российской Федерации[9]
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывает все уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Федерации, местный).
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета страны. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей – налога с оборота и платежей с прибыли. Т акая система просуществовала с 1930 по 1990 годы. Введённые в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджета в Российской Федерации стали налоги и сборы.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, поступающих в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов.
Как следует из таблицы 2.1, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (акцизы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость). В 1997 – 2000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, в 2001 г. – 75%, в 2002 и 2003 гг. – соответствен но 72% и 75% (без учёта ЕСН), в 2004 г. – 77% и в 2005 г. – 67% (без учёта ЕСН), в 2006 г. – 70%.
Для конкретного представления об источниках и особенностях формирования доходной части федерального бюджета рассмотрим основные положения федерального бюджета на 2006 г., который был утверждён по доходам в сумме 5046,1 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объёма ВВП 24380 млрд. руб. и уровня инфляции 7,7 – 8,5%.
В составе доходов бюджета на 2006 г. примерно 70% составляют налоговые доходы, а почти 52% налоговых доходов бюджета – налог на добавленную стоимость. Ряд федеральных налогов направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как НДС, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенный сборы и иные таможенные платежи.
В целях обеспечения полноты учёта и контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства установлено, что все федеральные налоги и сборы, включая единый налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, подлежат зачислению в полном объёме на счета органов федерального казначейства для распределения доходов от их уплаты между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а так же бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Таблица 2.1
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2005 – 2006 гг.[10]
Виды доходов
2005 г. – план
2006 г. – план
млрд.
руб.
в % к
млрд.
руб.
в % к
ВВП
общей
сумме
доходов
ВВП
общей
сумме
доходов
Доходы — всего
3326,0
17,8
100,0
5046,1
20,7
100,0
В том числе:
налоговые доходы
2232,6
11,9
67,1
3167,8
13,0
62,8
из них:
НДС[11]
1120,7
6,0
33,7
1634,3
6,7
32,4
НДПИ[12], водный налог, сборы – за пользование объектами водных биоресурсов
483,0
2,6
14,5
753,5
3,1
14,9
налог на прибыль организаций
259,0
1,4
7,8
344,8
1,4
6,8
акцизы
84,8
0,4
2,5
110,2
0,46
2,2
Государственная пошлина и сборы
18,6
0,1
0,6
23,1
0,1
0,45
Неналоговые доходы
1093
5,9
32,9
1878,2
7,7
37,2
Из них:
от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины
919,1
4,91
27,6
1662,9
6,8
33,0
От имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
73,0
0,4
2,2
85,8
0,35
1,7
От оказания платных услуг и компенсации затрат государства
58,1
0,3
1,8
89,8
0,4
1,8
прочие неналоговые доходы
43,2
0,24
1,3
39,7
0,15
0,7
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (ЕСН)
266,5
1,4
8,0
302,1
1,2
6,0
продолжение
–PAGE_BREAK–