Финансовая система любогогосударства включает в себя следующие звенья:
1. Государственный бюджет;
2. Местные бюджеты;
3. Государственный кредит;
4. Специальные государственные фонды;
5. Государственное страхование;
6. Финансы предприятий.
Рассматриваяфинансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет свои особенности.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГОБЮДЖЕТА И
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту –риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основепропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящийиз председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, втом числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальныесоответствуют областям деятельности министерств.
Риксдаг заседает соктября по май. Проект бюджета на очередной финансовый год, начинающийся сиюля, представляется в январе, а в апреле утверждается с дополнениями. В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний)и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэнеимеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенциюкоторого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения,некоторые виды образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект ипринимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган местногосамоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения иорганизующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения,коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурноеобслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).
Таблица 1
Доходы Государственного бюджета Швеции
в % к национальному доходу[1]
/> Период
Страна
1951-
1955
1956-
1960
1961-
1965
1966-
1970
1971-
1975
1976-
1980
1981-
1985
1980-
1990
1990-
1995 ШВЕЦИЯ 33 37 45 50 55 64 66 68 74
Таблица 2
Структура государственных расходов в Швеции
(среднегодовые показатели по пятилетным планам)[2] 1971-1975гг 1976-1980гг 1981-1986гг 1986-1990гг
Млрд.
Долл. %
Млрд.
Долл. %
Млрд.
Долл. %
Млрд.
Долл %
Общая сумма
Расходов 18,0 100,0 42,0 100,0 73,0 100,0 110,0 100,0 1. Капвложения 1,9 10,7 2,9 7,0 4,5 5,1 6,6 6,0 2. Тек. Расходы 16,1 83,3 39,1 93,0 68,5 93,9 103,4 94,0 А) военные 1,2 6,9 2,2 4,9 3,1 4,2 4,2 3,8
Б) Госаппарат
И полиция 1,2 6,7 2,5 5,9 4,3 5,9 6,3 5,7
В)% и выплаты
По гос.долгу 0,8 4,5 2,2 4,9 8,2 11,2 13,8 12,5 Г) Образование 2,0 11,0 3,9 9,2 6,5 8,9 9,7 8,8 Д)Здраво-охранение 2,1 11,6 4,7 11,2 8,2 11,3 12,2 11,1
Е)Прочие соц.
Услуги 1,7 9,4 4,3 10,2 8,0 10,9 11,8 10,7 Ж)Ден. Выплат населению 4,7 25,9 11,0 26,2 20,1 27,6 33,5 30,4
Центральноеправительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредствомразличных экономических инструментов. Основной их них – государственный бюджет.
В Швеции более 50%государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходовв частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии,жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленныесубсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственномудолгу. Они идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившимгосударственные ценные бумаги.
Оставшиеся после вычетатрансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляютгосударственное потребление и инвестиции. На государственное потреблениеприходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 потребляется вкоммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственнойадминистрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплатыгосударственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся10% — государственные капиталовложения[3].
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведскойсистемы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой.Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основныетенденции:
– стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общихправил взимания налогов);
– высокая развитость регулирующей системы;
– постоянная ориентация государства на поддержаниеструктурно-воспроизводственного равновесия;
– гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплексальгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;
– подвижность, “чувствительность” к изменениям в формировании доходов идругих объектов налогообложения;
– восприимчивость к изменению политических и социальных требованийразвития общества;
– постоянная противоинфляционнная направленность;
– эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежногообращения;
– всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,имущественной и даже натуральной собственности выступают объектаминалогообложения.
В Швеции государственныйсектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны иправления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование,меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии идругое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды ит.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5%ВВП, в том числе 25,3% — прямые, 14,7% — косвенные и 16,5% — на социальноестрахование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однакобольшая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в видетрансфертных платежей и государственных услуг[4].
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы.Основные прямые налоги – национальный (государственный) и местный(коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность),налог на наследство и дары. Кроме того, существует развитая система взносов спредпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия поболезни и т.д.
Косвенные налоги,полностью поступающие государству, включают налог на добавленную стоимость иразличные торговые и акцизные налоги по отдельным товарам. Риксдаг определяеткак государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправесами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские акционерныекомпании и экономические ассоциации (в основном кооперативы) облагаютсягосударственным пропорциональным подоходным налогом в размере 52%.
Показателен подход кструктуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают налоги на личные доходы,имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленнуюстоимость. 88% составляют налоги на доходы, из которых 41% — это налоги натовары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% — налоги наличные доходы и 5% — на имущество[5].
Национальный подоходныйналог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С 1991 года этот налог в размере20% выплачивается с доходов, превышающих 170 тыс. крон. Напротив, местныйподоходный налог – пропорциональный, но его уровень различается по коммунам(в среднем 17%) и лэнам (свыше 13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в1991 году он составлял 31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%[6].
Проблема взаимодействияразличных уровней налоговых отношений решается установлением такого порядкаотчислений, при котором налоги на доход и недвижимость в подавляющембольшинстве поступают в местные бюджеты, а в центре аккумулируются лишьспециальные целевые поступления со строго определенными направлениями ихрасходования. Разграничение полномочий центра и местных бюджетов основывается,с одной стороны, на обеспечении целевого финансирования приоритетныхсоциально-экономических и структурно-воспроизводственных программобщегосударственной, общенациональной значимости, с другой – на поддержанииавтономности, независимости отдельных территорий и максимальной ориентации ихфинансовой политики на удовлетворение местных, региональных потребностей.
Характерная чертабюджетной налоговой системы Швеции – ее социальная направленность. 60% всехрасходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение,образование и культуру. В результате сегодня в стране выравнены текущие доходынаселения; обеспечен высокий уровень социального обеспечения граждан, особеннопенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; онизанимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире почисленности занятого населения составляет –0,2%, по расходам нанаучно-технические разработки – 1,5%, по объему производства продукции – 1%, втом числе машиностроения – 2%, по экспорту машиностроительной продукции – 3%.
Используя механизмбюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствуетснижению степени неравенства уровней доходности различных групп населения,сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается втом, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов наповышение занятости населения. Из них? расходуется на активную политику нарынке труда и лишь? на выплату пособий безработным, в то время как в другихстранах меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработнымв форме пособий. В результате проведения активной государственной политики вобласти рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособногонаселения (83-84%) и самый низкий уровень безработицы (1.6%).
Но, несмотря на достижения 80-х годов в шведской экономике намечались некоторые негативныетенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах – основныхконкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу,возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпамроста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от среднихпоказателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальнуюпромышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферыиспытывали нехватку рабочей силы.
Эти отрицательныеявления объясняются рядом причин, среди которых не последнюю роль сыгралиособенности налоговой политики. Как уже было сказано, налоговая система вШвеции гораздо сильнее, чем в других странах, ориентирована на решениесоциальных задач. Во-первых, она аккумулирует в руках государств средства,необходимые для финансирования политики обеспечения полной занятости и широкоразвитой системы социальных гарантий. Во-вторых, прогрессивное налогообложениевысоких доходов должно было обеспечить выравнивание уровня жизни различныхслоев населения, что является одним из программных тезисов правящейсоциал-демократической рабочей партии. Занимая по уровню личного потребления надушу населения с учетом предоставляемых бесплатно благ третье место после США иКанады, Швеция демонстрирует наименьшую дифференциацию между низшим и высшимуровнем потребления.
Реализация рядаэкономических и социальных программ потребовала дополнительных денежных средстви, в конечном счете, вызвала существенный рост государственных расходов исоответственно – усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовуюобстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительномпроцессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с другимистранами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только54%, а в Японии и США всего 33-35%.
Возросшие потребностигосударства в денежных средствах в связи с расширением его функций не могли невызвать усиления фискальной функции налогов за счет как расширения налоговойбазы ранее установленных налогов, так и введения новых форм прямого икосвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий уровень налогообложениядостиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах:США – 29%, Японии – 27%, ФРГ — 28%, Англии – 39%, Франции – 45%. К этомувремени в Швеции сложилась разветвленная налоговая система, охватывающая доходы практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, атакже принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно невыступало. В 1989 году суммарные поступления от налогов составили уже 56% ВНПпротив 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние двадесятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.
Наибольший удельный весв структуре налогов занимает подоходный налог – 19% ВНП, взносы на социальноестрахование предпринимателей – 13%, акцизы и налоги на потреблениесоответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2% ВНП[7].
Система налогообложения доходов частных лиц и капитала была крайне неоднородна и предусматриваладифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разноготипа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям был чрезвычайнобольшим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом повысоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости этих же акций– по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода отприроста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, еслиакции находились в собственности менее двух лет, 40% дохода, если срок владенияпревышал два года.
С 1 января 1991 года вШвеции вступила в силу новая система налогообложения, одобренная парламентомстраны в июне 1990 года. Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и напоследнем этапе в основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихсяналогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными доходами икорректировкой налоговой системы с учетом инфляции.
Основными целямипроведенной налоговой реформы были следующие:
– устранить негативные социально-экономические последствия действовавшейналоговой системы;
– содействовать экономическому росту и повышению национальногоблагосостояния за счет стимулирования трудовой активности, повышениямобильности на рынке труда и капитала;
– создать условия для роста заработной платы без существенного увеличенияинфляции;
– снизить налоговое бремя для всех категорий трудящихся при сохраненииобщего объема поступлений в государственный и местный бюджет, достаточного дляподдержания высокого уровня социальной защищенности населения;
– создать условия для равного налогообложения непосредственного трудовогодохода и различных категорий дохода на капитал;
– ограничить рост потребления за счет заемных средств и стимулироватьнакопление;
– ограничить возможности высокооплачиваемых слоев населения уклоняться отуплаты налогов путем “налогового планирования” и обеспечить равноеналогообложение лиц с равным уровнем доходов;
– гармонизировать национальную налоговую систему с налоговыми системами стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.
С января 1991 года почти80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратиливыплачивать государственный и платят только коммунальный (местный) налог. Длядоходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходногоналога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальнаяставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемыхработников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон)благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставкаподоходного налога составляет менее 24%.
Реформа системыкосвенных налогов в основном свелась к незначительному повышению размера налогана добавленную стоимость и расширению выбора товаров и услуг, попадающих подэтот вид налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий 23,46% номинальной цены, охватывал около 70% объема личного потребления.Теперь он распространен на энергию, услуги парикмахерских, салонов красоты,контор по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., чтодолжно увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.
Налог на прибыльакционерных компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности вывода из-подналогообложения средств на уплату процентов и вознаграждение акционерам.Отменена корректировка размера налогооблагаемого дохода корпораций на основепереоценки стоимости товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условияфинансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств.Корпорации получили право направлять часть прибыли в так называемый специальныйзаемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размераакционерного капитала.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Существующая в Швецииэкономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ееоснове лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активнымиспользованием государственного регулирования, что составляет экономическийбазис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание,соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическомрыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.
Важнейшая рольгосударственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределениезначительных денежных средств на социальные и экономические цели согласноконцепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев:центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровеньиногда выделяется в коммунальную форму собственности.
Государственный сектор игосударственная собственность – разные понятия. Особенностью Швеции являетсянаибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. Подгосударственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащиегосударству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеругосударственного сектора, который можно охарактеризовать как объемвмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает средиразвитых капиталистических стран первое место.
Коммунальнаясобственность весьма ограниченна и по закону разрешена в сфере коммунальныхуслуг и жилищном строительстве.
Государственнаясобственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственныхпредприятий. Последние – принадлежащие государству компании со значительнойсвободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области ценпринимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приноситьприбыль на вложенный капитал.
В середине 1982 года наденежный рынок Швеции был введен новый краткосрочный государственный инструмент– векселя государственного долга. За первые 6 месяцев объем торговли достиг 37млрд крон, и этот инструмент для финансирования государственного заимствованияпривлек широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтоврынка капиталов.
В последние годыувеличилась и доля выплат по процентам по государственному долгу Швеции: с 7% в1980 году до 9% в 1989 году (58 млрд. крон). Правда, государственный долгстал снижаться (за 1986-1989гг. – с 631 до 600 млрд. крон, в том числеиностранный – со 126 до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицитабюджета. Если в 1982 году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 годубыло активное сальдо (впервые с 1962г)[8].
Основная частькоммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрануокружающей среды (около 30%), образование (около 21%), образование (около 21%),электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру, транспорт и связь (по 5%).
Основные сферы расходовландстингов – здравоохранение, некоторые формы образования, помощь инвалидам иподдержка сельского хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранениеприходится 75% всех расходов.
Основа шведской системысоциального страхования – различные виды социальных пообий, которые такжеявляются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы изсектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, втом числе более 50% — пенсии. Всего же расходы сектора социального страхованиядоостигли 134 млрд крон.
Финансированиегосударственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственногосектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, ландстинги, коммуны исектор социального страхования получают дотации в основном от центральногоправительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные налоги.
В 1988 году налоги ивзносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд.крон, или 90% всех доходов центрального правительства (все доходоы – 378 млрд.крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% — взносы на социальноестрахование.
Для местных властейосновной источник финансирования (60%) – подоходные налоги. Государственныетрансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд крон, что соответствует 25%доходов коммун (270 млрд крон), и являются дотациями коммунам с низкиминалогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями наинвестиции.
В секторе социальныхуслуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование – основнойисточник доходов (всего 162 млрд крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в1988 году.Доходы по процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрдкрон.
Суммарные доходыгосударственного сектора в 1988 году составили 706 млрд крон, которые на 64%состояли из налогов, а активное сальдо государственного сектора – 39 млрд крон.Бюджет коммун вселся с дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо секторасоциального страхования – 28 млрд крон, а центрального правительства – 17 млрдкрон. Таким образом, активное сальдо всего государственного сектора составило3% ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.
Государственный секторнаиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющх половину сферыуслуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%,образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же постатистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетомгосударственных компаний – 56%[9].
Государственный секторважен для повышения эффективности экономики. Этому способствуют, например,хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, кактранспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействиечастного и государственного секторов: рст доходов от первого используется черезналоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения преждевсего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что всвою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляетчастный сектор.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Швеция, избравшаяпринцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики дотакого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3самодеятельного населения занята в государственном секторе, что находит своеотражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарныегосударственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор,так и трансфертные платжи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее напервое место в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели каксоциализацию основных потребностей, таких, как образование т здравоохранение.
Социальное страхованиесоставляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системысоциального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальныхдокументах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, приоказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщеестрахование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственнойпричине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей(страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными,известное как страховая помощь.
Система страхованияздоровья является прежде всего инструментом создания большегосоциально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкимидоходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинскиеуслуги на основе равенства с другими. Более того, система страхованияфункционирует как финансовый инструмент и инструмент государственногоуправления.
Система социальногострахования финансируется из государственных и местных налогов, налогов спредпринимателей, трудящихся и работающих не по найиу, доходов по процентам ивычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносыс предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределениесредств ведется через Конторы Социального Страхования.
В соответствии спрограммой дополнительных служебных пенсий, введенной в 1960 году, был созданВсеобщий пенсионый фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращениячастных сбережений. Предприниматели должны делать взносы в ВПФ за свохработников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 годувыросли до 12,25%. К 1988 году эта доля снизилась до 10,6%.
Поскольку взносы идоходы по процентам превышали выплаты средств из фонда, были аккумулированыогромные резервы, составившие в 1988 году 310 млрд. крон. Поэтому ВПФ оказываетрешающее воздействие на рынок капиталов и держит около 1/3 общей суммы шведскихоблигаций. 52% средств ВПФ размещено в жилищное строительство, 29% — в ценные бумагицентрального правительства и 15% в частные облигации.