Финансовая система страны, ее сфера и звенья

Тема:Финансовая система страны, ее сфера и звенья
 

Содержание
Введение
1. Понятие финансовой системы
2. Состав и структура финансовой системы
3. Характеристика звеньев финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Финансовая системасегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблемсовременного общества, которые призвана решать финансовая система, можноназвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развитияэкономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарныхи финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющуюна воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностейиндивидуума и др.
В нашей стране написаномного научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматриватьструктуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторыеразногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурныеэлементы сфер также не одинаковы. Не исключено, что тот состав и структура системы,которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующеевремя. Ведь в России за год происходит большое количество изменений вэкономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.
Финансы являютсянеотъемлемым элементом общественного производства на всех уровняххозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный иобщественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулироватьбыстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другиеобщественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов игосударства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовыхотношений. Финансовые отношения складываются между государством, с однойстороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическимилицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – сдругой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторымиэкономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личныхфинансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
При всём своёмразнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединятьих в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить поразным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этихотношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношенияявляются по своей природе распределительными, так как распределяют частьстоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фондыцелевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве.Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта вобщественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способыорганизации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов ифинансовых фондов.
Сгруппированные поопределенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные,относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесносвязаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежныефонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этимиотношениями и фондами.
Таким образом, финансоваясистема – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных сними денежных фондов и органов управления финансами.

1. Понятиефинансовой системы
Анализ закономерностей развития финансов вразных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует оналичии общих признаков в сущности финансовых отношений, чтообус­ловлено сохранением объективных причин и условий функционированияфинансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношенийи сущест­вование государства как субъекта этих отношений. В отличие от другихстоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда идругие, финансы органически связаны с функционированиемгосударства.
Однако наличие общихпризнаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключаетопределенных различий между ними. Это  обусловливаетсуществование относительно обособленных сфер этих отношений врамках единой экономической категориифинансов.
Финансовая системапредставляет собой совокупность разных сфер (звеньев)финансовых отношений, каждая из которых характеризуетсяособенностями в формировании и использовании фондов денежныхсредств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Финансовая системаразвитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
· федеральный бюджет;
· специальныегосударственные внебюджетные фонды;
· государственныйкредит;
· финансы предприятийразличных форм собственности;
· финансовый рынок.
Страхование выделено вотдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизмформирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличнымиот применяемых в других сферах финансовых отношений.
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы:государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребностирасширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующихсубъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежнымисредствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
Разграничения финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждогозвена, а также в мето­дах формирования и использования фондовденежных средств. Многообразие фондов денежных средств исоответст­вующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни.Общегосударственные фонды принято называть центра­лизованными, все прочие –децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средствсоздаются путем распределения и перераспределения национального дохода,созданного в отраслях материального производства. 
Важная роль, которую выполняет государство вобласти экономического и социального развития, приводит кнеобходимос­тицентрализации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования являются бюд­жетные и внебюджетныефонды. За счет централизованных фон­дов обеспечивается решениезадач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечениепотребностей общегосударственного значения: оборона страны;содержание центральных органов го­сударственной власти и управления; поддержкаотраслей народ­ного хозяйства, имеющих национальноезначение; выравнива­ние уровня экономического и социальногоразвития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержкафундаменталь­ных исследований и содействие научно-техническомупрогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондовприменяются кредитными и страховыми звеньями финансовой  системы. Децентрализованные  фонды денежных средств образуются изденежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничениесферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования ииспользования де­нежных фондов в каждом отдельном звене,финансовая система является единой, так как базируется наедином источнике ресур­сов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовойсистемы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственноучаствуют в про­цессе материального производства. Источникомцентрализован­ных государственных фондов денежных средств являетсянациональный доход создаваемый в сфере материальногопроизводства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущаяроль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народногохозяйства, в перераспределении финансовыхресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между произ­водственной и непроизводственной сферами, а такжемежду формами собственности,отдельными группами и слоями населе­ния. Эффективное использование финансовыхресурсов возмож­но лишь на основеактивной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансыорганически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главнымисточником доходов бюджета является национальный доход, создаваемыйв сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенноговоспроизводства осуществляется не только за счет собственных средствпредприятий, но и с привлечением общего­сударственного фондаденежных средств в форме бюджетных ас­сигнований и использованиябанковских кредитов. При недоста­точности собственных средствпредприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий,а на базе опе­раций с ценными бумагами — заемные средства. Посредствомза­ключения договоров со страховыми компаниямиосуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь ивзаимозависимость составных звеньев финан­совой системы обусловлены единойсущностью финансов.
Через финансовую системугосударство воздействует на фор­мирование централизованныхи децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления,используя для этого налоги, расходы федерального бюджета,государственный кредит.
 
2. Состави структура финансовой системы
По причине сложности невсегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случаеприбегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – иисследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект иобъект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.
Подсистемами называюткрупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являютсясложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы извенья.
Структура финансовойсистемы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансовая системасостоит из трёх основных элементов:
1. совокупностьсфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узкомпонимании);
2. совокупностьсоздаваемых в каждом звене денежных фондов;
3. системафинансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы),или финансовая система с точки зрения управления финансами.
Финансовая система – 1) вся совокупность звеньев исфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует напредприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера, гденеобходимы финансы – государство. Система, с помощью которой государствособирает и расходует средства называется государственные финансы.
Кроме государствасуществуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансыпредприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собираетсредства.
Третья сфера – прочиефинансы (в том числе финансы страхования).
Звенья первой сферы:
1. Федеральный бюджет;
2. Внебюджетные фонды(денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, ногосударственных организаций):
· Пенсионный фонд;
· Фонд социальногообеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков,больничных и т.д.);
· Фондобязательного медицинского страхования.
Правительство стремитсяраспоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства,которые правительство может использовать для своих целей.
3. Государственный кредит
Звенья второй сферы(финансы предприятий):
1) финансы предприятий,функционирующих на коммерческих началах;
2) финансы учреждений иорганизаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
3) финансы общественныхобъединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
Страхование –специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальноестрахование;
2) Личное страхование;
3) Имущественноестрахование;
4) Страхование ответственности;
5) Страхованиепредпринимательских рисков.
Разграничение финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, атакже в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.  
Каждому звену системыфинансов присущи свои специфические формы и методы образования и использованияденежных фондов и доходов (приложение 1). 
Финансовые системы разныхстран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурамии организационно – правовыми формами.
В учебниках советскогопериода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансыпредприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы.Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит.Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическомубазису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России,осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики,объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, чтопервичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а такжедоходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это нетолько теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсовотражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся системафинансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
· государственных имуниципальных финансов
· финансовхозяйствующих субъектов.
Как уже говорилось ранее,классификационным признаком такого деления является роль субъекта вобщественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различияв потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
Так, непосредственноучастники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиесяпредпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказаниемуслуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы,которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежныхсредств.  
Таким образом, длясубъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которыебудут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказанияуслуг.
Каждая сфера финансовойсистемы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектовхозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этойсфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов иначинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовыхотношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости отхарактера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формированияфинансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качествецелей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являютсякоммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционированияобщества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества вобразовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественнонеобходимых благах.
Такие организации непреследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль междуучредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своейуставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовыхотношений, участниками которых являются такие организации.  
Участниками товарногопроизводства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридическоголица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная,осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконе порядке.
Таким образом, выделяютследующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:
· финансыкоммерческих организаций;
· финансынекоммерческих организаций;
· финансы ПБЮЛ.
Сфера финансовгосударственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:
· финансыгосударственного бюджета;
· финансывнебюджетных фондов.
Центральное место вфинансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющийсилу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий(финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь длягосударства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственнойвласти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнениясоциальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е.выполнения государством присущих ему функций.
 
3. Характеристика звеньев финансовойсистемы
Федеральный бюджет являетсяглавным звеном финансо­вой системы. Он представляет собойформу образования и ис­пользованияцентрализованного фонда денежных средств для обеспечения функций органовгосударственной власти.
Федеральныйбюджетявляется основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собраниемкак за­кон. Через федеральный бюджетгосударство концентрирует у себя значительную долю национальногодохода для финансиро­вания народного хозяйства,социально-культурных мероприя­тий, укрепления обороны страны и содержанияорганов государ­ственной власти и управления. С помощьюбюджета происходит перераспределение национального дохода, чтосоздает возмож­ность маневрировать денежными средствами ицеленаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства.Это позволяет осуществлять единую экономическую и фи­нансовуюполитику на всей территории страны.
Федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:
· носит ярковыраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета,
· формирование ииспользование бюджета базируется на сочетании централизованных начал синициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
· перераспределениенационального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслямидеятельности, социальными группами населения;
· государственноерегулирование и стимулирование экономики;
· финансовоеобеспечение финансовой политики;
· контроль заобразованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В условиях перехода нарыночные отношения федеральный бюджет сохраняет свою важнуюроль. Изменяются лишь ме­тоды его воздействия на общественноепроизводство путем со­здания иного режима расходования бюджетныхсредств. В совре­менных условиях развитие общественногопроизводства обеспе­чивается не методами бюджетногофинансирования и дотирова­ния, а с помощью экономических методов, использованиекото­рых позволяет перейти к финансовому регулированию экономи­ки. Средствабюджета должны направляться на осуществление инвестиционнойполитики, субсидирование предприятий, фи­нансирование конверсииоборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваныспособствовать формированию рациональной структуры общественногопроизводства, наращи­ванию научно-технической базы. Применяяразличные формы воздействия на экономику, государствоспособно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственныепропорции, на­пример, ликвидировать нерентабельные предприятия или ихпе­репрофилировать.
Государственноерегулирование экономики позволяет сущест­венно сократить расходыбюджета, изменить их состав и структуру.
Важная роль федерального бюджетане ограничивается финансированием сферы материальногопроизводства. Бюджет­ные ресурсы направляются также и внепроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру идр.). За счет бюджет­ных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и уч­реждениясоциально-культурного направления. Расходы бюдже­та, обусловленные реализациейсоциальной политики государст­ва, имеют огромное значение. Они позволяютгосударству разви­вать систему народного образования,финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан вмедицинском обслужива­нии, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета насоциально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическоезначение, так как представляют важнейшую часть затрат навоспроизводство рабочей силы и служат для повышенияматериального и культур­ного уровня жизни народа.
Одним из звеньев общегосударственныхфинансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды –это средства Федерального правительства и местных властей,связанные с Фи­нансированием расходов, не включаемых вбюджет. Формирова­ние внебюджетных фондов осуществляется за счетобязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщиканичем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений вовнебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентахк фонду оплаты труда.
Организационно внебюджетныефонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность.Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсион­ныйфонд, Фонд социального страхования, Федеральный фондобязательного меди­цинского страхования. Общие доходы (ирасходы) всех внебюд­жетных фондов за последние годы превышали60% доходов госу­дарственного бюджета. Внебюджетные фондыимеют строго це­левое назначение, что гарантирует использование средств в полномобъеме.
Обособленноефункционирование внебюджетных фондов позволяет оперативнофинансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федеральногобюджета расходова­ние средств внебюджетных фондов подлежитменьшему контро­лю со стороны органов законодательной власти.Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – даетвозмож­ность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому вцелях усиления контроля над  расходованием средств внебюджетныхфондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджетес сохранением целевой направленности их расходов.
Пенсионный фонд – внебюджетный государственный фонд,средства которого складываются из законодательно установленных отчислений отдеятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий этисредства на выплату пенсий гражданам.
ПФ создан в целяхгосударственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и являетсясамостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Пенсионный фондформируется нафедеральном уровне и в республи­ках, краях, областях, что позволяет охватитьпенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы ипроживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих пра­вана трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантируеткак текущие, так и чрезвычайные платежи, вызван­ные изменениями в отдельныхрегионах или в стране в целом.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарнаяответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человекомуровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и впространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальнымиотчислениями гарантирует себе определен­ный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионногофонда формируются, по Положению о Пенси­онном фонде РФ, за счет трех источников:
ü  страховых взносов работодателей;
ü  страховых взносов работающих;
ü  ассигнований из федерального бюджета.
Основные задачиПенсионного фонда РФ:
ü  целевой сбор и аккумуляция страховыхвзносов, а также финансирова­ние расходов в соответствии с назначением ПФР;
ü  организация работы по взысканию сработодателей и граждан, винов­ных в причинении вреда здоровью работников идругих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
ü  капитализация средств ПФР, а такжепривлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
ü  контроль с участием налоговых органовза своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также заправильным и ра­циональным расходованием его средств;
ü  межгосударственное и международноесотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие вразработке и реализации в установленном порядке межгосударственных имеждународных дого­воров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
В качестве системыуправления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляетнекоторые функции:
ü  участвует в определении размеравзносов на государственное страхова­ние, обосновании их дифференциации попредприятиям и организаци­ям в зависимости от условий труда;
ü  обеспечивает контроль засвоевременным и полным поступлением стра­ховых взносов и правильнымрасходованием средств;
ü  участвует в подготовке предложений посовершенствованию пенсион­ного обеспечения и разработке социальных программ;
ü  осуществляет международноесотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Фонд государственногосоциального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсовобщегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и вотраслевом разрезах.
Основные задачи Фондасоциального страхования – обеспечение гарантированных государством пособий:
· по временнойнетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа — 60%, от 5 до 8 лет — 80%,свыше 8 лет — 100% заработка, вследствие трудового увечья — 100%);
· по беременности иродам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после — 86дней, при рождении 2-х — 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и послеродов в размере 100%;
· единовременноепособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние срокибеременности (до 12 недель — 50%);
· при рожденииребенка (с 1.04.93г. — 5 минимальных размеров оплаты труда);
· по уходу заребенком до 1,5 лет;
· ежемесячноепособие на детей в возрасте до 18 лет — 70% от минимального размера оплатытруда;
· на погребение (5минимальных размеров оплаты труда);
Средства фонда образуютсяиз следующего:
· страховых взносовхозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
· доходов отинвестирования части временно свободных средств;
· ассигнований изФедерального бюджета.
Норматив отчислений в фондсоциального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.
Обязательноемедицинское страхование — составная часть государствен­ного социального страхования,обеспечивает всем гражданам РФ рав­ные возможности в получении медицинской илекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики вобласти медицинского страхования созда­ются Федеральный и Территориальные фондымедицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческиефинансово-кредитные учреж­дения. Средства фондов находятся в государственнойсобственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат.
Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФпо представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются навыходное пособие при увольне­нии, компенсационные выплаты, стоимость бесплатнопредоставляе­мых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Федеральный фондобязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии сфедеральным законом, предназначен для:
ü  выравнивания условий деятельноститерриториальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечениюфинансирования программ обязательного медицинского страхования;
ü  финансирования целевых программ врамках обязательного медицин­ского страхования;
ü  осуществления контроля зарациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинскогострахования.
     Финансовые средствафедерального фондаобразуются за счет:
ü  части страховых взносов предприятий,учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от формсобственности на обяза­тельное медицинское страхование в размерах,установленных федераль­ным законом;
ü  взносов территориальных фондов нареализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ü  ассигнований из федерального бюджетана выполнение республикан­ских программ обязательного медицинского страхования;
ü  добровольных взносов юридических ифизических лиц;
ü  доходов от использования временносвободных финансовых средств федерального фонда;
ü  нормированного страхового запасафинансовых средств фонда и иных поступлений.
Территориальные фондыобязательного медицинского страхования(ТФОМС), создаваемые пред­ставительной властью субъектовфедерации, осуществляют:
ü  финансирование обязательногомедицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями,имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинскогострахования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемымправлением территориального фонда;
ü  финансово-кредитную деятельность пообеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;
ü  выравнивание финансовых ресурсовгородов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинскогострахования;
ü  предоставление кредитов, в том числельготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
ü  накопление финансовых резервов дляобеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;
ü  контроль за рациональнымиспользованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинскоестрахование граждан.
Всем гражданам выдаетсястраховой полис.
Государственный кредитотражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временносвободных денеж­ных средств предприятий, организаций инаселения на началах возвратности для финансированиягосударственных расходов. Кредитором выступают физические июридические лица, заем­щиком – государство в лице его органов.Дополнительные ресур­сы государство привлекает путем продажи нафинансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государст­венныхценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщи­кунаправлять мобилизованные дополнительные финансовые ре­сурсына покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.Государственный кредит используется также в целяхстабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы унаселения временно умень­шаютего платежеспособный спрос. Из обращения изымается из­быточная денежная масса, т. е.происходит отток денег из обра­щения на заранее оговоренный срок.
Использование государственногокредита обусловлено необ­ходимостью удовлетворения потребностейобщества за счет бюд­жетных доходов. Мобилизуемые временносвободные средства населения и юридических лиц используются дляфинансирова­ния экономических и социальных программ, т.е. государствен­ныйкредит является средством увеличения финансовых возмож­ностей государства. Наобщегосударственном уровне государст­венные займы не выражаютконкретного целевого характера, тог­да как местные органы властимогут использовать мобилизованные средства на благоустройствогородских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения,культурного, просве­тительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщикагосударственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органамиуправле­ния. По месту размещения государственный кредит можетбыть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечениясредств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные(от го­да до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Мобилизация огромных финансовыхресурсов, как следст­вие, дает большую государственнуюзадолженность. Размер госу­дарственного займа включается в суммугосударственного долга страны.
Государственный долг– этовся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов сначисленными по ним процентами на определенную дату или законкретный срок.
Государственный внутренний долгРоссийской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ,выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами.Формами долговых обязательств являются кредиты, полученныеПравительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпускаценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства,гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг– это задолженностьпо не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязатель­стваРоссийской Федерации погашаются в сроки, которые не мо­гут превышать 30 лет.
Обслуживаниегосударственного долга выражается в осуще­ствлении операций поразмещению долговых обязательств, их погашению и выплате по нимпроцентов. Эти функции осуще­ствляет Центральный банк РоссийскойФедерации. Затраты по обслуживанию государственного долгапроизводятся за счет средств республиканского бюджета РоссийскойФедерации и превратились в один из важнейших элементовгосударственных расходов. Выплаты на обслуживаниегосударственного долга рас­тут очень быстро, вытесняя из бюджета другие видырасходов.
Огромный государственныйдолг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический ифинансовый кризис в стране. В этих условиях государство можетиспользовать рефи­нансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственнойзадолженности путем выпуска новых займов.
Контроль над состояниемгосударственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и заиспользованием кредитных ресурсов возлагается на Счетнуюпалату РФ.
Финансы предприятийразличных форм собственности являются основой единойфинансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания ираспределения общественного продукта и национального дохода и являются главнымфактором формирования централизованных денежныхфондов. От состояния финансов предприятийзависит обеспеченность централизованных денежных фондовфинансовыми ресурсами. Активное использованиефинансов предприятий в процессе производства и реализациипродукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита,страхования.
В условиях рыночнойэкономики на основе хозяйственной и финансовой независимостипредприятия осуществляют свою де­ятельность на началахкоммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли.Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используютфонды производственного и социального назначе­ния, изыскиваютнеобходимые им средства для расширения про­изводства продукции,используя кредитные ресурсы и возможно­сти финансового рынка.Развитие предпринимательской дея­тельности способствуетрасширению самостоятельности пред­приятий, освобождению их от мелочной опеки состороны госу­дарства и вместе с тем повышению ответственности зафактичес­кие результаты работы.
Финансовые ресурсы –денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующихсубъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства,решения социальных задач, реализации интересов собственников.
Условия формированияфинансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различныхэлементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены,распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затемперераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов,передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.
Состав финансовыхресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.
/>
 
Рисунок 1- Составфинансовых ресурсов коммерческих организаций
На рис. 1 приведеннаиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из негоисключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпускадолговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно,предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критериемразличия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства нарядус финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственнойдеятельности предприятия источниками финансирования.
Вместе с тем различиямежду финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер,но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможностиих погашения.
Таким образом, финансовыересурсы предприятий, по существу, являются собственными источникамифинансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результатехозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенноговоспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересовсобственников предприятий.
Финансовые ресурсынекоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлеченияприбыли, действуя в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях».
Состав финансовыхресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов:собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования.Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, посколькулишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства нафинансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческойорганизации существенно зависит от ее формы.
Для некоторыхнекоммерческих организаций – учреждений, действующих в сфере образования,здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовыхресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги – в сферах культуры,искусства – являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярнои в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организацийхарактерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней идоходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельностинекоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых имив результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономическихотношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов иинвестиционных ценностей (то есть инструментов образования между их стоимостьюи потребительной стоимости). Финансовый ранок состоит из системы рынков:валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовыйрынок представляет собой организованную или неформальную систему торговлифинансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами,предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играютфинансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников кзаемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любойрынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственныхконтактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынокразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынкомпонимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В своюочередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский ивалютный рынки.
К учетному рынку относяттот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческиевекселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых – высокаяликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок – частьрынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учрежденийпривлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковскихдепозитов на коротких сроках.
Валютные рынкиобслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежныхобязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международныхрасчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежногосредства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам,инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в формепокупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютныерынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основеспроса и предложения.
Рынок капиталовохватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Онподразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне-долгосрочных банковскихкредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочныхинвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежныйрынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворениякраткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочныепотребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можнорассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальныйи международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, нанем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсыперераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынокподразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажаценных бумаг, которые не котируются на бирже.
Страхование представляет собой особу формуперераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевыхфондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических июридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлениинеблагоприятных явлений и событий.
Важная роль страхования всистеме общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховыхуслуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условияхрыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностейстрахования по защите от чрезвычайных явлений природного характера(землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии,взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховомпокрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитныхобязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономическихфакторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья,трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывносвязана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услугимущественного, личного и социального страхования.
В условияхадминистративно-командной системы страхова­ние было построено наначалах государственной монополии. Это означало, что толькогосударство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированныеобязательства по возме­щению ущерба, понесенного организациями илигражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая.Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР,осу­ществлявшим свою работу на началах хозяйственногорасчета. Государственная монополия на имущественное и личноестрахо­вание позволяла в общегосударственном масштабецентрализо­вать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений в 1990г. было по­кончено сгосударственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности всоответствии с новым экономическимиусловиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупностьстраховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное,имущественное, личное, страхование ответственности, страхованиепредпринимательских рисков.При этом страхование может быть добровольным иобязательным.
Социальное страхование – это система отношений, с помощьюкоторой формируются и расходуются фонды денежных средств для материальногообеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающихтаковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежныхотношений по распределению и перераспределению национального дохода с цельюформирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, неучаствующих в общественном труде.
Имущественноестрахование –отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имуществов различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальныхценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического илиюридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а такжеимущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворенияот других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключаетсяв организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущербаего участникам, который возник в результате причинения вреда.
Имущественное страхованиезащищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием,распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным иосвоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственноестрахование, транспортное страхование, страхование имущества граждан,страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российскогострахового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами иуровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование,страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков,страхование от огневых рисков.
Личное страхование выступает формой социальной защиты иукрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь,здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личномустрахованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространеннымисчитаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховойответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи спотерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смертизастрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия,страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование,страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамикуопераций по личному страхованию отрицательное воздействие оказываютинфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции,отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на целистрахования.
Страхованиеответственности вотличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя,поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих)лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действияили бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
Тем самым страхованиеответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможныхвиновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.

Заключение
Финансовые системы возникли с зарождением классового обществаи развивались как часть политической, социальной и экономической системыгосударства.
Финансовая системаобладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов,иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Финансовая системапредставляет собой совокупность разных сфер (звеньев)финансовых отношений, каждая из которых характеризуетсяособенностями в формировании и использовании фондов денежныхсредств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Разграничение финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, атакже в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственныецентрализованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения частиВНП.
Несмотря на разграничениесфер деятельности, применение особых способов и форм образования ииспользования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая системаявляется единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев даннойсистемы.
Через финансовую системугосударство воздействует на формирование централизованных и децентрализованныхденежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги,расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Таким образом, финансысоставляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев(институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системыобъясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества,охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальнойдеятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а)совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованиюи использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупностьгосударственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своейкомпетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовыхинститутов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондовденежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенностиразвития государства в условиях перехода к рынку.

Список использованнойлитературы
 
1. Абрамова М.А.Финансы и кредит – М., Юриспруденция,2003.
2. Баранникова Н.П. //Финансы и кредит. 2004г
3. Вавилов Ю.Я., Финансы – М., Социальные отношения,2004.
4. Галицкая С.В., Деньги, кредит, финансы – М., Экзамен,2004
5. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий – Томск,2000.
6. Дробозина Л.А., Финансы – М., ЮНИТИ, 2000.
7.Евстигнеев Е.Н., Финансовое право, Спб.,2002.
8. Ковалева А.М., Финансы, М., Финансы истатистика,2003.
9.Мовсесян А., Современные тенденции развития мировойфинансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000г., №10
10.Окунева Л.П., Финансы // Финансовые ресурсы, 1996г.
11. Родионова В.М., Финансы, М. – Финансы и статистика,1995.
12.Учебное пособие под ред. Ковалева В.В. – Финансы.2003.
13.Учебное пособие под ред. Романовского М.В. – Финансы.Денежное обращение и кредит, 2001.
 

Характеристика звеньев финансовой системы
Задачи
Бюджетное звено
Кредитное звено
Страховое звено
Фондовое звено /> />
1.Обеспечение функций органов государственной власти
 2.Обеспечение определенных уровней экономического и  социального развития страны Повышение эффективнос­ти использования денежных средств Обеспечение непрерывности процесса производства 1. Обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем экономического развития                                   2. Инвестирование расширенного производства /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методы форми-рования доходов Принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом Мобилизация временно свободные  денежных средств Обязатель-ное страхование – принудите-льное изъятие части дохода юридичес-ких и физических лиц Добровольное  страхование – добровольные взносы Мобилизация временно свободных денежных средств /> /> /> /> /> /> /> /> />
Методы исполь-зования фондов Безвозмездное финансирова-ние Основан на принципах: возвратности срочности платности Возмещение ущерба Долевые ценные бумаги: безвоз-мездно в обмен на постоян-ный доход Долговые отношение кредита: возвратно-сть срочность платность /> /> /> /> /> />