–PAGE_BREAK–
Предприятие ООО «Владавто» учитывает результаты своей деятельности, ведя бухгалтерскую, налоговую, управленческую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, на основании Приказа об учетной политике, издаваемого Генеральным директором.
Отчетным годом ООО «Владавто» считается период с 01 января по 31 декабря включительно, в который сдается квартальная и годовая отчетность. Представление квартальной отчетности осуществляется в течении 30 дней по окончанию квартала, а годовой — в течении 90 дней по окончании года и составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение Б);
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение В).
Важнейшей экономической характеристикой предприятия является его финансовое состояние. Для его анализа проанализируем основные экономические показатели деятельности предприятия за 2007 — 2008 годы.
Динамика некоторых показателей, отражающих деятельность предприятия, предоставлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации за 2007 – 2008 годы
Наименование показателей
Единица измерения
Базисный период
2005г.
Отчетный период
2006г
Изменения
по сравнению с
величиной (+,-)
в абсолютном выражении
в %
Выручка от продажи товаров
тыс. руб.
2795
3374
579
121
Расходы по продаже товаров
тыс. руб.
284
371
87
131
Прибыль от продажи товаров
тыс. руб.
646
793
147
123
Прибыль до налогообложения
тыс. руб.
631
779
148
124
Чистая прибыль
тыс. руб.
536
661
125
123
Среднесписочная численность работников
чел.
4
5
1
125
Средняя зарплата
руб.
3130
3250
120
104
Как следует из таблицы 1.1 в отчетном периоде по сравнению с базисным прибыль от продажи товаров увеличилась на 147 тыс. рублей (или на 23%). Это связано с тем, что увеличилась выручка от продажи товаров на 579 тыс. рублей (или на 21%).
Увеличение выручки в отчетном периоде произошло за счет того, что были подняты цены на товары, заключены договора с новыми покупателями. По итогам 2006 года деятельности ООО «Владавто» выручка от продажи товаров (за минусом НДС) составила 3 374 тыс. рублей.
В отчетном 2006 году был принят еще один сотрудник, следовательно, средняя заработная плата увеличилась на 120 рублей (или 4%).
На основании таблицы 1.1 можно сделать вывод, что деятельность предприятия ООО «Владавто» в 2006 году была прибыльна. Чистая прибыль предприятия увеличилась на 125 тыс. рублей (или на 24%) и составила 661 тыс. рублей.
Ввиду наличия операций по реализации облагаемых и необлагаемых НДС на предприятии ведется раздельный учет «входящего» НДС, относящегося к реализации облагаемой НДС и попадающей под режим налогообложения Единым социальным налогом на вмененный доход. При невозможности определить прямое назначение приобретенных ценностей и услуг уплаченный НДС делится пропорционально объемам выручки и в части, приходящейся на реализацию товаров, облагаемых налогом, относится в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом по НДС», в части реализации товаров в подразделениях, переведенных на уплату ЕНВД. НДС из бюджета не возмещается и относится в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Для обобщения информации о выручке от реализации предназначен счет 90 «Продажа». Доходами от основных видов деятельности является выручка от продажи товаров в розницу и в опт.
2. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЪЕМА, ПРОДАЖИ И АССОРТИМЕНТА ТОВАРА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВЛАДАВТО»
2.1 Оценка системы регулирования объема и ассортимента товара на предприятии ООО «Владавто»
Сбытовая деятельность на предприятии ООО «Владавто» организована следующими способами: по территории, по продукту, по группам покупателей. Наиболее простой и распространенной формой, которой пользуется предприятие, является организация управления сбытом по территории, т.к. товар предприятия диверсифицирован и сбыт осуществляется на нескольких рынках. В этом случае подразделение сбыта организованно по дивизионному принципу, предполагающему самостоятельную организацию сбыта по каждому каналу. При этом управляющий по сбыту реализует в своем регионе весь ассортимент товара предприятия, т. е. выполняет полный комплекс сбытовых функций. Это позволяет более профессионально концентрироваться на каждом товаре, потребителе или географическом регионе.
Данную форму организации сбыта предприятие ООО «Владавто» использует как наиболее экономичную, т.к. реализует незначительный ассортимент товара. К достоинствам этой формы следует также отнести простоту работ по координации, тесную связь между клиентами, небольшие затраты времени на поездки, связанные с решением сбытовых проблем. С другой стороны, возрастают издержки сбыта, т.е. увеличивается число сотрудников, расходы на аренду, охрану и т. д.
Управленческие решения относительно объема и ассортимента товара принимаются на основе информации финансового отчета. Предприятие ООО «Владавто» является посредником в купли-продажи, т.е. перепродает купленный товар у поставщиков. Ассортимент товаров различный – это комплектующие детали и оборудование для автомобилей, средства ухода за ним. К ним относятся: моторные масла, авторезина, фильтры, автомобильные зеркала, стеклоочистители, чехлы на сидения и рули, коврики, а также чистящие салфетки для ухода за салоном, шампуни, полироли и т.п.
Предприятие реализует свой товар различными путями: оптом и в розницу, с доставкой и без нее потребителям.
Основными задачами оценки объема реализации товара являются: оценка выполнения плана по реализации товара; оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам; выявление факторов, влияющих на выполнение плана реализации товара, улучшение ее качества; выявление и оценка внутрихозяйственных резервов увеличения реализации товара.
Оценку объема реализации товара следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой. Данные о выручке от реализации товара содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение В) бухгалтерской отчетности предприятия и соответствующей форме статистической отчетности.
Для оценки объема товара можно использовать следующие данные о реализации товара за апрель-май, которая представлены в таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Оценка объема выручки от продажи оптом и в розницу за май и апрель 2006 года
Показатели
План на
отчетный
месяц — май (руб.)
Фактически
Отклонения
от плана
за
отчетный месяц — май (руб.)
за
предыдущий месяц — апрель (руб.)
Сумма (руб.)
%
Объем выручки
от реализации оптом
179791
192161
82673
+12370
6,9
Объем выручки
от реализации в розницу
938553
964613
417642
+26060
2,8
Объем выручки
от реализации всего
1118344
1156774
500315
+38430
3,4
По данным таблицам 2.1 можно сделать вывод, что план реализации товара перевыполнен по всем показателям:
по реализации оптом — на 12370 руб., или на 6,9% (12370 руб./179791 руб. х 100);
по реализации в розницу — на 26060 руб., или на 2,8% (26060 руб./938553 руб. х 100).
По сравнению с предыдущим месяцем было реализовано товара значительно больше, чем предусматривалось планом. При плановом увеличении объема реализации товара в сумме 618029 руб. (1118344 руб. – 500315 руб.) фактически было реализовано товара больше на 656459 руб. (1156774 руб. — 500315 руб.), то есть темп прироста по плану равен 124% (618029 руб. / 500315 руб. х 100), а фактически — 131% (656459 руб. / 500315 руб. х 100).
Значительное перевыполнение плана может свидетельствовать об улучшении работы организации, появлении новых покупателей, повышения цен на определенные виды товара, а также о наличии не учтенных в плане резервов роста объема реализации продукции, которые необходимо выявить в процессе углубленного анализа.
Выполнение плановых показателей по реализации выпущенной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения организации. [7]
Объем и ассортимент сбыта определяют уровень рентабельности предприятия, когда потребительский спрос является фактором, ограничивающим объем реализации. Поэтому программа сбыта — важнейший план при составлении годовой сметы.
Программа сбыта показывает количество каждого вида изделий, которые предприятие планирует продать, и планируемую цену реализации. В программе представляется прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы расходов на продажу.
Таким образом, программа сбыта является основой для других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если программа сбыта составлена неточно, то все другие сметные оценки будут ненадежными.
Формирование рынка и выработка методов его регулирования выявляет взаимосвязи рыночных элементов – спроса, предложения и цены. Каждый элемент системы изменяется и зависит от влияния факторов расходов и доходов от реализации. Особое внимание уделяется определению точки безубыточности, что позволяет определить критические точки объема продаж, при которых затраты от сбыта товара равны выручке. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации продукцию.[5]
Торговая деятельность ООО «Владавто» складывается из операций, связанных с приобретением товарной продукции, и ее реализацией по более высоким ценам. Этим объясняется отличия в организации учета затрат торговых организаций от предприятий других отраслей, а именно в том, что бухгалтерский и управленческий учет ведутся только в разрезе издержек обращения.
Издержки обращения торговых предприятий — это затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя, выраженные в денежной форме. Издержками обращения на предприятии ООО «Владавто» являются расходы на продажу.
В учете затрат формируется основная информация для повседневных потребностей управления, поэтому он составляет важнейшую часть управленческого учета предприятия. [1]
Для успешной работы руководителю предприятия необходимо разбираться в информации о произведенных затратах. Согласно учетной политике предприятие ООО «Владавто» применяет систему неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по сбытовой деятельности. Такая система называется «Директ-костинг», которая основана на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема реализуемого товара.
Эта система используется, потому что предприятие имеет широкий ассортимент товаров. Система Директ-костингпозволяет обоснованно планировать расходы и прибыль, контролировать соблюдение нормативов расходов и таким образом обеспечивать снижение издержек по каждому центру ответственности. Кроме того, деление затрат на постоянные и переменные имеет важное значение для управления анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности. Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от «убыточных» изделий и потерять прибыль.
Расходами на предприятии ООО «Владавто» по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с приобретением и продажей товаров и принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. [6]
Организация ООО «Владавто» учитывает свои расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». Т.к. организация ведет только торговую деятельность, то на этом счете учитываются также и управленческие расходы торговой организации.
Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Журнал операций, связанных с расходами на продажу товара представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Журнал операций расходов на продажу товаров за май 2008 года
По данным таблицы 2.1 видно, что расходы на оптовую продажу товаров за май (18 тыс. рублей) было меньше чем расходы на продажу в розницу (67 тыс. рублей). Это следует из-за того, что в мае было продано в розницу товаров больше, чем в опт.
Расходы, подлежащие распределению, учитывают остальные расходы, связанные с продажей. Они также включают в себя управленческие расходы и составляют 71 тыс. рублей.
К издержкам обращения торгового предприятия ООО «Владавто» относятся следующие статьи затрат:
– транспортные расходы;
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– расходы на аренду и содержание зданий;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на топливо, газ, электроэнергию;
– расходы на хранение, подсортировку и упаковку товара;
– расходы на рекламу;
– затраты по оплате процентов за кредит и займу;
– потери товаров и технологические отходы;
– расходы на тару;
– прочие расходы.
Анализ затрат позволяет определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как применить сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли, поможет принять оптимальное решение при назначении цены, подбора ассортимента, поиска новых партнеров и рынков сбыта.
2.2 Установление цены на товар
Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые товары. Цена товара на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. В условиях свободной конкуренции цена товара не может быть выше или ниже по желанию покупателя, она выравнивается автоматически. [1]
Цена — это денежная сумма, которую покупатели должны уплатить для получения необходимого им товара. Назначенная организацией цена товара должна соответствовать ценности предложения, в противном случае покупатель предпочтет товары, предлагаемые организациями-конкурентами.
Цены и ценовая политика организации являются одними из главных составляющих маркетинговой деятельности. При этом суть ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы по возможности установить на товары такие цены, которые позволят овладеть определенной долей рынка, обеспечить конкурентоспособность предлагаемых товаров по ценовым показателям с целью получения намеченного объема прибыли. [8]
Ценовая политика организации состоит в разработке цен товаров, составлении сетки цен на каждое изделие на разных этапах его жизненного цикла в зависимости от рынков сбыта и т.д.
Ценообразование на реализуемый товар – это сложный и многоэтапный процесс, состоящий из следующих этапов: выбор цели – определение спроса на товар – анализ собственных издержек – анализ цен конкурентов – выбор метода ценообразования – установление пробной цены. Пройдя все перечисленные этапы можно приступить к определению цены на свой товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на распределение и сбыт товара, а также обеспечить получение определенной суммы прибыли для развития и выплаты дивидендов. [5]
В зависимости от способа продажи на ООО «Владавто» устанавливаются:
— оптовые цены;
— розничные цены.
Для оптовой продажи общую стоимость предстоящих к поставке товаров по ценам на дату подписания договора поставки определяют в договоре. Однако в дальнейшем, при изменении цен на данные товары, стороны могут внести соответствующие изменения в договор. Поскольку договор поставки, как правило, заключается на длительный срок, стороны должны дополнительно согласовывать цены на поставляемые товары (инфляционные процессы, изменения конъюнктуры рынка). Такие изменения обычно оформляются Протоколом согласования цен (Приложение Г), являющимся неотъемлемой частью договора поставки. При этом в каждом последующем Протоколе изменение цены согласовывается на часть товаров, оставшихся неотправленными на дату изменения цены.
В договоре поставки между предприятием ООО «Владавто» и покупателями предусмотрено, что стороны согласовывают цену на товары перед отгрузкой каждой партии товаров. В этом случае в договоре необходимо определить, кто направляет предложение о цене, в какой срок представляется подтверждение, как решаются возможные разногласия.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В данном разделе договора следует также определить, что включается в цену товара и что оплачивает покупатель, а какие расходы берет на себя поставщик, например: кто оплачивает перевозку товаров и до какого места; нужно ли страховать груз, и если да, то за чей счет; включается ли в цену товаров стоимость невозвратной тары и упаковки или она оплачивается покупателем сверх цены. продолжение
–PAGE_BREAK–