Финансовое право как самостоятельная отрасль права

План
1.Понятие, определение финансового права, его предмет и метод
1.1Определение финансового права
1.2Предмет и метод финансового права
1.3Основные принципы финансового права
1.4Система финансового права РФ
1.5Связь финансового права с другими отраслями права
2.Понятие финансово-правовой нормы права, классификация по различным основаниям
2.1Понятие финансово-правовой нормы
2.2Структура финансово-правовой нормы
2.3Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям
3Финансовый контроль, виды финансового контроля
3.1Понятие и значение финансового контроля
3.2 Виды финансового контроля
Списокиспользованной литературы

1.        Понятие,определение финансового права, его предмет и метод
1.1Определение финансового права
Финансовоеправо, являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущностиотносится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовыхнорм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовойдеятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение ииспользование фондов денежных средств.
Исходяиз классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов напрофилирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числуспециальных отраслей права..
Юридическийрежим финансового права базируется на режиме административного права какпрофилирующей отрасли. При этом финансовое право не копирует юридический режимадминистративного права (режим централизованного типа). Финансовое право набазе первичных элементов юридического режима административного права образуетсвой, особый финансово-правовой юридический режим, выражающийся в особенностяхосновного метода финансово-правового регулирования, а также в специфическихчертах правового статуса субъектов финансового права.
Основныеэлементы юридического режима финансового права:
1)финансово-правовой метод регулирования, т. е. единый специфический способюридического воздействия, характерный для данной отрасли;
2)особый финансово-правовой юридический инструментарий (средства правовогорегулирования) — установления и формы, касающиеся способов возникновенияфинансово-правовых прав и обязанностей, средств юридического воздействия насубъектов финансового права, способов защиты прав, финансово -правовыхпроцедурно -процессуальных форм и т. д.;
3)принципы и общие положения финансового права, т. е. специфические для даннойотрасли основные начала, идеи, общие моменты, которые характеризуют финансовоеправо с точки зрения его содержания;
4)наличие особой отрасли законодательства, в основе которой лежаткодифицированные акты (Бюджетный и Налоговый кодексы), каждый из которых имеетюридически содержательную общую часть (общие положения), нормативнозакрепленные отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства,что в совокупности образует юридическое своеобразие отрасли финансового права.
/>
Рисунок1. Финансовое право как отрасль права
1.2Предмет и метод финансового права
Предметомрегулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметомфинансового права служат общественные отношения по созданию, распределению ииспользованию денежных фондов, т.е. финансы. Важнейшие черты отношений,составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:
·         онискладываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимыхобществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;
·         вних участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующимивластными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. ониносят властный характер;
·         объектомданных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанныес образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеютимущественный характер.
Названныеособенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которыепо своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющихих классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношениявозникают:
·         междуфедеральными, региональными и местными представительными органамигосударственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов,
·         распределениядоходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования иисполнения;
·         междуфедеральными, региональными и местными исполнительными органами власти;
·         междуфинансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями,министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иныхплатежей, их перечислением в бюджет и т.п.;
·         внутриединой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например,между Минфином России и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностейназванных органов.
Своеобразиепредмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования,свойственного финансовому праву. Основным методом финансового права становитсяадминистративно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенствеучастников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношениидругой обязательные для исполнения властные предписания.
Отношения«власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, неосновываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властныепредписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитныхорганов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся вадминистративной зависимости. Эти властные предписания носят организационный,имущественный характер в сфере финансовой деятельности.
Регулированиефинансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым(диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Онприменяется в основном в банковских и кредитных отношениях. Законность данногометода иногда оспаривается, поскольку в основе регулирования названных выше отношенийлежит административно-правовой метод, с помощью которого государственнымиорганами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращениябанков и клиентов, кредиторов и должников и т.д.
1.3     Основныепринципы финансового права
Воснове финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельностигосударства представительных органов перед исполнительными органами государственнойвласти. Законодательные (представительные) государственные органы,представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждаютбюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов.
Оченьважно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно участвовалиобе ветви власти. Право принять закон о федеральном бюджете имеют только обепалаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всехдругих уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органамигосударственной и исполнительной власти. За представительными органами властизакреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного дела ит.д.
Вторымпринципом финансовой деятельности и финансового права считается принципфедерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственныйбюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетахразличных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированныйбюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежныхсредств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, длякаждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно,одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового праваследует признать принцип законности.
Финансовоеправо не обходится и без принципа плановости. Хотя в условиях перехода к рынкуот административного планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества,можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся,самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простойтоварообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенноев государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не толькопроизведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрелоинструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана,которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды.Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы наследующий год.
Рассчитываяколичество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в тоже время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследитьи за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимоиметь единый плановый акт в государстве — бюджет, или целую серию бюджетов всехуровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированномбюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые актыгосударства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования:смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего балансадоходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массыденег, обслуживающих обращение, и т.д. Есть отдельный план — по доходамгосударства и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов,уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовымбалансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществлятьсяфинансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условиевсей финансовой деятельности государства.
1.4     Системафинансового права РФ
Финансовоеправо состоит из двух частей: общей и особенной.
Кобщей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы,правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства,осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовоеположение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда жеотносятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы,лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
/>
Рисунок2. Система финансового права
Особеннаячасть финансового права включает в себя расположенные в определенном научнообоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институтыфинансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений.
Правовыенормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли вопределенные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные ивзаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественныеотношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права —более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественныеотношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно.Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективнообусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельностигосударства.
Основнойподотраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как вбюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы,предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства иместного самоуправления.
Кцентрализованным финансам относятся также централизованные государственныевнебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуютинститут, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, управляющиеобщественными отношениями, которые складываются в данной области, являются ведущимисреди других финансово-правовых институтов.
Бюджет— это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельныйраздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы,регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве со стороны какюридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансовогоправа. К доходам государства относятся институты, объединяющиефинансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежныхсредств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Длянормального функционирования финансовой системы государства необходимо нетолько аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежныхсредств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому заинститутом государственных доходов следует институт расходов в государстве.Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты погосударственному долгу и страхованию.
Особонужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной,так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются вгосударстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит можетрассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов вгосударстве.
Посколькуфинансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то всистему финансового права входят институт «деньги и денежное обращение», атакже валютное регулирование. Для банковской деятельности важен порядокрасчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты,также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
1.5     Связьфинансового права с другими отраслями права
Всядеятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средствв государстве регулируется нормами права, основа которых — Конституция. НормыКонституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовойдеятельности, являются основой для обширного финансового законодательства. Так,в ст. 57, 71, 72 и др. Конституции закреплены основы компетенции РоссийскойФедерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного,таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит, всвою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области.При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностьюурегулирована в статьях Конституции прямого действия, например ст. 106регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Пометоду правового регулирования финансовое право совпадает с административным:тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однакоадминистративное право не регулирует финансовые отношения, их спецификаопределяет особенности применения административно-правового метода. Большаячасть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства,созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органысвязаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовойдеятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевомуправлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическоесодержание.
Всвязи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выраженияв них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитныесанкции банка.
Многиефинансовые отношения являются предметом регулирования как гражданского и хозяйственного,так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы,складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены такимобразом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствамифункционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства,получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитиегосударства в нужном направлении, т.е. решал наряду с политическими задачиэкономические и социальные. Эта область деятельности государства не может бытьобеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.
Вывод:Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системероссийского права в силу вышеназванных обстоятельств.
Предпосылкивыделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственногоинтереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли,обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнениязадач и функций государства.
Всистеме финансового права нашла отражение объективно существующая финансоваясистема государства. Единство финансовой системы выражается в общем построениисистемы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятийфинансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовыхнорм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов,рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристикаосновных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной частифинансового права логически последовательно располагаются и характеризуютсяфинансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становитсябазой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства какдеятельности публичной власти в государстве.

2. Понятиефинансово-правовой нормы права, классификация по различным основаниям
2.1 Понятиефинансово-правовой нормы
Финансово-правовыенормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое правокак отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи иособенности, характерные именно для данной отрасли права.
Каки любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собойустановленное и охраняемое государством правило поведения участников общественныхотношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенностифинансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм другихотраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе плановогообразования, распределения и использования государством и органами местногосамоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своихзадач.
Этовыражается в особенностях:
а)содержания финансово-правовых норм;
б)характера установленных в них предписаний;
в)мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г)способов защиты прав участников финансовых отношений. Содержаниефинансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях,возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальныхобразований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данныхотношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей,осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использованиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства иорганов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретныйотрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитиюстраны. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет различное конкретноевыражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностьюфинансовой системы. Они содержат правила взимания налогов и других обязательныхплатежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств,создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.
Содержаниефинансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный)характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорическойформе и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прави обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанностинаправлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальныхобразований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, втом числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, вфинансово-правовых нормах содержатся адресованные к предприятиям и гражданамтребования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджетпри наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документыдля проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другиедействия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжение государства и органовместного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии сутвержденными планами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересовплательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать излишневзысканные платежи. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный порядокформирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов ит.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.
Имеютсяособенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленныхфинансово-правовой нормой. Эти особенности связаны с участием в финансовыхотношениях государственных органов, органов местного самоуправления,предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется взаконах, положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанностинередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно напримере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственнойвласти и местного самоуправления в области финансов. Так, использованиебюджетных средств на социально-экономические программы соответствующейтерритории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, чтонормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всегоэто касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается наконституционном праве собственности, праве свободного использования имуществадля не запрещенной законом экономической деятельности.
Такимобразом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленноегосударством и обеспеченное мерами государственного принуждения строгоопределенное правило поведения в общественных финансовых отношениях,возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных(и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридическиеправа и юридические обязанности их участников.
2.2Структура финансово-правовой нормы
Нормафинансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов:гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этойотрасли права.
Гипотезауказывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотезафинансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированныхусловий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершитьопределенные действия в сфере финансовой деятельности государства имуниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить вгосударственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеетрасчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получаетподлежащую налогообложению прибыль и др.
Диспозицияустанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершениеопределенных действий по формированию, распределению или использованиюгосударственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав иобязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенногоповедения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этихтребований.
Санкциипредусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меруюридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителейфинансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственноепринуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для примененияфинансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права(финансовое правонарушение), т.е. несоблюдение установленных ими правил:нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средствполучателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполнаяуплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектовналогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информацииЦентральному банку РФ и т.п.
Финансово-правовымсанкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен рядособенностей.
Ониимеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительноговоздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым иликосвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительноеизъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках,
запретна осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.
Приизъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средствазачисляются в государственную или муниципальную казну.
Данныесанкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений —Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования,(например, принудительное списание средств с единого счета федеральногобюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственнойвласти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан(блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней,приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведениякассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этомвозможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностномулицу и организации, учреждению.
Мерыфинансово-правовой ответственности применяются государственными органами и ихдолжностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство,Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ поналогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкциив административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядокявляется наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовыхсанкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов инеобходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако всоответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебныхрешений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применениюфинансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взысканииштрафов и пеней с физических лиц).
Финансово-правовыесанкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные)элементы.
Длясовременных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций,большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениямпериодом.
Средифинансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовойдеятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые,кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения вобласти финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного,административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этогоявляются правонарушения соответствующего характера.
2.3 Классификацияфинансово-правовых норм по различным основаниям
Лучшемууяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует ихклассификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.
Взависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений,определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовыенормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие(управомочивающие).
Обязывающиефинансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений(государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждани др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфереэтих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известитьграждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам— своевременно произвести эти платежи. Органы власти субъектов РоссийскойФедерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначениюиспользовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в формесубвенций’. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер.В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правовогорегулирования — метод властных предписаний.
Запрещающиефинансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий,устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
Так,запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положениеналогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещеноустанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральнымзаконодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение другихденежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банкуРФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансированиябюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматриваетсязаконом о федеральном бюджете.
Однакочисло запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико, чтообъясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормыобязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий,они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этимидействиями запретов.
Нов некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовыхотношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины вкакой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормыопределяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определятьусловия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальныйхарактер (ст. 56 НК РФ).
Уполномочивающиефинансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений насовершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Онипредоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов,но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственнаимперативность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например,представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налоговвправе решать вопросы, круг которых определен федеральным законодательством оналоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др. (ст. 12 НК РФ).Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязанностейпо платежам в бюджет.
Уполномочивающиефинансово-правовые нормы призваны развивать инициативу вфинансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных ирегиональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода крыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народногохозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующихсубъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Взависимости от своего содержания нормы финансового права могут бытьматериальными и процессуальными.
Материальныефинансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объемденежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальнымиобразованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов;включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и др., т.е.материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участниковфинансовых отношений.
Процессуальные(процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности вобласти формирования, распределения и использования государственных имуниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренныхпроцедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов ит.п.
Вотличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует вединой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы иинституты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальныенормы. Исключением является бюджетное право, в котором от материальных нормдовольно четко обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс.Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в Налоговомкодексе РФ. Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальныхфинансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизмафинансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей вобласти финансов в полном объеме, являются необходимым условием формированияправового государства.
Вывод:Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерамигосударственного принуждения строго определенное правило поведения вобщественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования,распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондови доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности ихучастников.
Финансово-правовыенормы закрепляют юридические права и юридические обязанности участниковобщественных финансовых отношений.
Содержаниефинансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях,возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Этиправила выражаются в предоставлении участникам данных отношений такихюридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществлениекоторых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных идецентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местногосамоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени,вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Содержаниефинансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный)характер.
Финансово-правоваянорма не тождественна статье финансово-правового акта, так как элементыфинансово-правовой нормы не содержатся в совокупности в одной статьенормативно-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях.

3.Финансовый контроль, виды финансового контроля
3.1Понятие и значение финансового контроля
Финансовый контроль — составная часть или специальнаяотрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроляобъективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи нетолько распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использованиегосударством финансов для решения своих задач обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Финансовыйконтроль можно рассматривать в двух аспектах:
1)как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органовза соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всехэкономических субъектов;
2)как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками дляобеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовыйконтроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общихфинансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведенияфинансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику вотдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях,регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:
а) проверка выполнения финансовых обязательств передгосударством и органами местного самоуправления со стороны организаций и граждан;
б) проверка правильности использования государственнымии муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственномведении или оперативном управлении, денежных ресурсов (бюджетных и собственныхсредств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
в) проверка соблюдения правил совершения финансовыхопераций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
г) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительноститруда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного иэффективного использования материальных и денежных средств;
д) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
В результате реализации задач финансового контроляукрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина — это четкое соблюдениеустановленных предписаний и порядка образования, распределения и использованияденежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий,организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются нетолько на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на государственныеорганы власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц.
Из этого следует что, финансовый контроль обеспечиваетинтересы государства, а также способствует соблюдению прав и интересовконкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдениемзаконодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностьювзимания налогов и т.д.).
Однако объект финансового контроля не ограничиваетсяпроверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль заиспользованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны,поскольку в современных условиях процессы производства и распределенияопосредствуются денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагаетнеобходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственнойдеятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качестваработы проверяемых организаций.
В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственнойсамостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значениеповседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороныпредставительных органов государственной власти и органов местногосамоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти. В их системесоздаются специальные контрольные органы.
Преобразования в системе банков и их деятельностиприменительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения вконтрольных функциях банков.
Законодательство определяет формы взаимодействияорганов, осуществляющих финансовый контроль с правоохранительными органами вцелях усиления его эффективности, что имеет важное значение в связи с ростомпреступности в экономической сфере.
3.2 Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов,исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может бытьпредварительным, текущим и последующим.
Предварительный финансовый контроль проводится досовершения операций по образованию, распределению и использованию денежныхфондов. Поэтому он имеет особое значение для предупреждения нарушенийфинансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению иисполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,- проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки ит.п.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессесовершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств передгосударством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственныхрасходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль,осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходнойи расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежныхсредств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины,выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Так же можно выделить обязательный и инициативныйфинансовый контроль.
1. Обязательный финансовый контроль.
а) в силу требований законодательства (например,контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти заисполнением бюджета по итогам за год);
б) по решению компетентных государственных органов(например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросамналогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль,проводимый на основе решения правоохранительных органов).
2. Инициативный финансовый контроль осуществляется посамостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
В зависимости от субъектов, на которых возложенфинансовый контроль, он подразделяется на виды. Н.И. Химичева называетследующие виды контроля:
1) представительных органов государственной власти иместного самоуправления;
2) Президента РФ или Администрации Президента РФ;
3) исполнительных органов власти общей компетенции;
4) финансово-кредитных органов;
5) ведомственный и внутрихозяйственный;
6) общественный;
7) аудиторский.
Посколькув подсистеме государственных финансов различают государственный кредит,государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование,налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, тои финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которогоотносится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии сосферой финансовой деятельности, делится на:
а)бюджетный;
б)налоговый;
в)валютный;
г)банковский;
д)за страховой деятельностью.
Вывод:Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой деятельностьювсех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений,организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами властивсех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особыхметодов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров,позволяющий им решить поставленные задачи.
Финансовыйконтроль классифицируется в зависимости от:
·         времени проведения, он может быть предварительным,текущим и последующим;
·         органов (субъектов), осуществляющих его, он может бытьпредставительных органов государственной власти и местного самоуправления, президентскийконтроль, контроль исполнительных органов власти общей компетенции, финансово-кредитныхорганов, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, общественный контроль,аудиторский финансовый контроль.
·         ведомства,к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, онможет быть бюджетный, налоговый, валютный, банковский, за страховойдеятельностью.

Список использованнойлитературы
1.        Апель А. Основы финансового права.2-е изд. — СПб: Питер,2006.
2.        ВостриковаЛ.Г. Финансовое право – ЗАО Юстицинформ,2007.
3.        ГладченкоА.О. Основы финансового права. — М., 2004.
4.        ГорбуноваО.Н., Карасева М.В., Н.И. Химичева Финансовое право — М.: Юристъ,2008.
5.        ГрачеваЕ.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. — 3-е изд., испр.и доп. — М.: Юриспруденция, 2007.
6.        ГрачеваЕ.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право – М.: Юристъ,2006.
7.        ДодоновВ.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь — справочник. — М., 2007.
8.        КрохинаЮ.А. Финансовое право России. — М., 2005.
9.        Финансовоеправо: конспект лекций. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2009. —182 с
10.      Финансовоеправо Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ,2007.
11.      Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв.ред. д. ю. н., проф. Н.И. Химичева. — М.: Норма, 2005.