СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и признаки финансовыхотношений
2. Источники информации для разработкифинансового плана
3. Показатель«стоимость чистых активов»: сущность, методика расчёта
4. Амортизационная политика для целейналогообложения
5. Государственноерегулирование процесса слияния и поглощения корпораций
6. Стоимостные показатели оценкикомпании-эмитента и её акций
Список литературы
1. Понятие и признаки финансовых отношений
Наука офинансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшеезвено, как теорию финансов. Теория финансов ― это учение о специфическихпроизводственных отношениях, вызванных развитием и функционированиемтоварно-денежных отношений, а также существованием государства.
Финансы ―историческая категория. Они появились одновременно с государством прирасслоении общества на классы. Поэтому сущность финансов, закономерности ихразвития, сферы действия и роль в процессе общественного воспроизводстваопределяются природой и функциями государства.
Финансыразвивались не только в государственной сфере, значительное развитие получилифинансы предприятий различных форм собственности. Учитывая, что финансыпредприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросыэффективного управления средствами предприятий приобретают исключительно важноезначение.
Финансы ―это экономическая категория. Она базируется на действии и проявлениеобъективных экономических законов: закона накопления, закона стоимости, законараспределения по труду, закона денежного обращения, закона спроса и предложения.
Как любаяэкономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность есть философскаякатегория, означающая единую основу, общую для однородных явлений, составляющиходно понятие. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансывсегда имеют денежную форму выражения. Обязательным условием существованияфинансов является реальное движение денежных средств, а причиной ―потребность всех субъектов в денежных средствах для их функционирования. Нофинансы отличны от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги― это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда.Финансы ― это экономический инструмент распределения и перераспределениянационального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондовденежных средств.
Финансамприсущи три признака, действующих только в совокупности:
— денежныххарактер финансовых отношений;
— распределительныйхарактер финансовых отношений;
— этоденежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления.
Любые другиеденежные отношения не относятся к финансовым.
Финансывыражают денежные отношения, возникающие между:
— хозяйствующимисубъектами в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализациипродукции и услуг;
— государствоми предприятиями при уплате налогов в бюджет и финансированием расходов избюджетов;
— государствоми гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей и оказаниифинансовой помощи;
— отдельнымизвеньями бюджетной системы при распределении средств;
— хозяйствующимисубъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещенииущерба при наступлении страхового случая;
— междугосударствами при взаимной торговле и кредитовании.
2.Источники информации для разработки финансового плана
Конечнымрезультатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыликредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств,инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – оплатежеспособности предприятия.
Механизмформирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».
Разработкафинансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов ирасходов, приходящихся на предстоящий период. Баланс доходов и расходов –основной финансовый документ предприятия. Он представляет собой своднуюхарактеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формированиякапитала предприятия и средства его размещения или использования в текущем илиплановом периоде.
Баланссодержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесноесостояние своих значений на тот или иной конкретный срок. Бухгалтерский балансдает наиболее широкий спектр данных для оценки финансового состояния предприятия.
Следующей поважности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях иубытках». Он включает данные о финансовых результатах деятельности предприятияза отчетный период, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочейреализации и других финансовых операций, результат от внереализационнойдеятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределеннаяприбыль) отчетного периода.
«Отчете обизменениях капитала» приводятся данные об использовании собственного капиталапредприятия в разрезе статей: уставный капитал, добавочный, резервный капитал,целевое финансирование, непоступления. Отражены также сведения об оценочныхрезервах и, справочно, о величине чистых активов.
В «Отчете одвижении денежных средств» дается информация о потоках денежных средств поисточникам поступлений и направлениям использования.
3. Показатель «стоимость чистых активов»: сущность, методикарасчёта
В условияхзначительной самостоятельности хозяйствующих субъектов в осуществлении своейпроизводственно-финансовой деятельности особую важность приобретает оценкафинансового состояния, инвестиционной привлекательности предприятий, надежностиих партнеров. В таких ситуациях практически значимым становится анализ финансовойустойчивости и платежеспособности организации. Для их оценки современные теорияи практика экономического анализа выработали многочисленные критерии, средикоторых особое место отводится показателю чистых активов.
Широкоизвестный в мировой практике показатель чистых активов стал использоваться дляоценки финансового состояния российских предприятий сравнительно недавно.Обязательность его исчисления была введена ч. 1 Гражданского кодекса РФ,вступившей в силу с 1995 г., и рядом других нормативных актов. В ГК РФ этотпоказатель обозначен в ст. 90 и 99, посвященных раскрытию положений о порядкеформирования и изменения размера уставного капитала общества с ограниченнойответственностью и акционерного общества соответственно. В этих статьяхопределены требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированнойвеличиной уставного капитала при принятии различных решений. Однако определениесущности чистых активов нашло отражение в других нормативных актах. Вчастности, в приказе Минфина РФ № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29 января 2003 г.«О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» под чистымиактивами понимается «величина, определяемая путем вычитания из суммы активовАО, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету». А вМетодических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии)признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденныхраспоряжением ФСДН РФ № 33-р от 8 октября 1999 г. (далее — Методическиерекомендации), указывалось, что величина чистых активов характеризует наличиеактивов, не обремененных обязательствами. Таким образом, чистые активыпоказывают, насколько активы организации превышают ее обязательства (икраткосрочного, и долгосрочного характера), то есть позволяют оценить уровеньплатежеспособности предприятия. По своей сути чистые активы можноидентифицировать с величиной собственного капитала, поскольку они отражаютуровень обеспеченности вложенных собственниками средств активами организации.
Насегодняшний день в нормативных документах и специальной экономическойлитературе к исчислению чистых активов (ЧА) не существует однозначного подхода,отсутствует комплексная методика их анализа. Начиная с 1995 г., этот показательстал отражаться в бухгалтерской отчетности, в частности, в форме № 3 «Отчет обизменениях капитала» (стр. 150). Методика формирования чистых активов внастоящее время определена в приказе Минфина РФ № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29января 2003 г. «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»и предусматривает следующий их расчет по данным бухгалтерского баланса:
ЧА=А – П,
где А, П —активы и пассивы соответственно, принимаемые для расчета чистых активов[1].
Величинаактивов (А) определяется как сумма внеоборотных активов (стр. 190) и оборотныхактивов (стр. 290) за вычетом статей «Задолженность участников (учредителей) повзносам в уставный капитал» и «Собственные акции, выкупленные у акционеров». Всвязи с внесением изменений в содержание бухгалтерской отчетности всоответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формахбухгалтерской отчетности организаций» в бухгалтерском балансе строка«Собственные акции, выкупленные у акционеров» перенесена из актива в пассив — враздел III «Капитал и резервы» — как строка, регулирующая уставный капитал.Поэтому сумму активов, принимаемых к расчету чистых активов, теперь нетребуется корректировать на названную выше строку баланса.
Величинапассивов (П) рассчитывается как сумма статей «Долгосрочные обязательства» (стр.590) и «Краткосрочные обязательства» (стр. 690) за вычетом статьи «Доходыбудущих периодов» (стр. 640). До выхода названного приказа в состав пассивоввключалась статья «Целевые финансирование и поступления» (стр. 450), что былонеправомерно, так как она содержит суммы, приравниваемые к собственным.
В целомпроведение углубленного анализа чистых активов позволяет выявить пути ихповышения (улучшение структуры активов; выбор и использование оптимальныхметодов оценки товарно-материальных запасов, начисления амортизации основныхсредств и нематериальных активов; продажа или ликвидация не используемого вдеятельности предприятия имущества; увеличение объемов продаж за счет повышениякачества продукции, поиска новых рынков ее сбыта, оптимизации ценовой политики;осуществление эффективного контроля состояния запасов, дебиторской икредиторской задолженности, других активов и пассивов организации). На основеэтого появляются возможности роста финансовой устойчивости и платежеспособностихозяйствующего субъекта, его инвестиционной привлекательности.
4. Амортизационная политика для целей налогообложения
С 2006 г.организации в налоговом учете могут использовать так называемую амортизационнуюпремию.
Федеральнымзаконом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 259 НК РФ введен п. 1.1. Согласно этомупункту налогоплательщики с 2006 г. имеют право единовременно включать в составрасходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения вразмере не более 10% первоначальной стоимости амортизируемых основных средств(за исключением основных средств, полученных безвозмездно). Аналогичный порядокпредусмотрен и для затрат на достройку, дооборудование, модернизацию,техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств.Единовременное включение в состав расходов 10% от перечисленных затрат получилоназвание амортизационной премии.
Применятьамортизационную премию или нет, решает налогоплательщик. Если он невоспользуется предоставленным ему правом применять амортизационную премию,капитальные вложения будут учтены в составе расходов путем начисленияамортизации в общеустановленном порядке.
Рассмотримосновные правила применения амортизационной премии.
В Налоговомкодексе не содержится понятия «капитальные вложения». Поэтому наосновании п. 1 ст. 11 НК РФ следует обратиться к другим отраслямзаконодательства Российской Федерации.
Например, ст.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений» так трактует понятие капитальных вложений. Это инвестиции восновной капитал (основные средства), в том числе затраты на новоестроительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружениедействующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,инвентаря, проектно-изыскательские работы.
В своюочередь, под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимаетсячасть имущества, используемого в качестве средств труда для производства иреализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управленияорганизацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Всоответствии с гл. 25 Налогового кодекса амортизация начисляется только поамортизируемому имуществу. Поэтому амортизационная премия используетсяисключительно в отношении основных средств, которые являются амортизируемымимуществом.
Имуществопризнается амортизируемым при одновременном выполнении условий, предусмотренныхст. 256 НК РФ:
— оно принадлежиторганизации на праве собственности (исключение — имущество, закрепленное заунитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственноговедения);
— используется для извлечения дохода, то есть для производства и (или) реализациипродукции (работ, услуг) или для управления организацией;
— егопервоначальная стоимость более 10 000 руб.;
— срокполезного использования более 12 месяцев[2].
Такимобразом, амортизационную премию можно применять, если капитальные вложенияосуществлены в объекты основных средств, которые являются амортизируемымимуществом и принадлежат организации на праве собственности.
Фактприменения амортизационной премии отражается в учетной политике для целейналогообложения на соответствующий налоговый период.
Прииспользовании амортизационной премии изменяется общий порядок расчета суммамортизации. Поэтому ее можно либо применять в отношении всех амортизационныхгрупп, либо не применять вовсе. Организация имеет право изменить общий порядокрасчета амортизации. Но устанавливать особый порядок по отдельнымамортизационным группам или конкретным объектам амортизируемого имущества (втом числе исходя из стоимости основных средств) налогоплательщик не может.
В учетнойполитике необходимо зафиксировать размер амортизационной премии. Он не долженпревышать 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов надостройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение и частичнуюликвидацию основных средств. Такое ограничение установлено п. 1.1 ст. 259Кодекса. Проще говоря, организация может использовать амортизационную премию впределах до 10% включительно.
Амортизационнаяпремия применяется:
— приприобретении (создании) объектов основных средств;
— осуществлении расходов, результатом которых является изменение первоначальнойстоимости объектов основных средств в случаях достройки, дооборудования,модернизации, технического перевооружения и частичной ликвидации объектаосновных средств.
Рассмотримпорядок расчета амортизации в каждом из этих случаев при использованиилинейного метода.
Еслиорганизация приобретает или создает основное средство.
В этом случаеприменять амортизационную премию можно в том отчетном (налоговом) периоде,когда начинает начисляться амортизация по объекту основных средств. Дело в том,что расходы в виде амортизационной премии признаются в качестве расходов тогоотчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизацииосновных средств. Это определено п. 3 ст. 272 Кодекса.
Начислениеамортизации по объекту амортизированного имущества начинается с 1-го числамесяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию(п. 2 ст. 259 НК РФ). Причем основные средства, права на которые подлежатгосударственной регистрации по законодательству Российской Федерации,включаются в состав соответствующей амортизационной группы с того момента,когда факт подачи документов на регистрацию этих прав был документальноподтвержден (п. 8 ст. 258 НК РФ).
Еслиамортизационная премия применяется в отношении капитальных расходов наприобретение (создание) основных средств, амортизационные отчислениярассчитываются исходя из первоначальной стоимости основных средств за минусомамортизационной премии. При этом первоначальная стоимость основного средстваопределяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление,доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, завычетом НДС и акцизов.
Такимобразом, организация по истечении первого месяца с начала начисленияамортизации на объект основных средств вправе учесть в составе расходов иамортизационную премию, и сумму начисленной за этот месяц амортизации.
Итак, чтобыучесть амортизационную премию в составе расходов, необходимо:
— отразить вучетной политике для целей налогообложения применение амортизационной премии ковсем объектам основных средств;
— включитьсоответствующий объект основных средств в состав амортизируемого имущества(принять его к учету);
— начатьначисление амортизации по этому объекту.
Можетслучиться так, что организация решит продать основное средство, к которому былаприменена амортизационная премия. В таком случае доходы от продажи основногосредства надо уменьшить на его остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268Кодекса). Как известно, остаточной стоимостью признается первоначальнаястоимость объекта за минусом начисленной амортизации. Как же быть самортизационной премией?
Минфин Россиинеоднократно разъяснял, что амортизационная премия относится к амортизационнымотчислениям основных средств (см. Письма от 11.10.2005 N 03-03-04/2/76 и от30.12.2005 N 03-03-04/3/21).
Организация,которая получила основное средство в качестве вклада в уставный капитал,воспользоваться амортизационной премией не сможет. Ведь она не понесла никакихрасходов на приобретение основного средства. А чтобы применить амортизационнуюпремию, предусмотренную п. 1.1 ст. 259 Кодекса, необходимо произвести затратына капитальные вложения. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина Россииот 17.04.2006 N 03-03-04/1/349.
Еслиорганизация усовершенствует основное средство, то расходы на достройку,дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидациюосновных средств изменяют их первоначальную стоимость. Об этом говорится в п. 2ст. 257 НК РФ.
Какквалифицировать перечисленные виды работ в целях налогообложения?
К работам подостройке, дооборудованию и модернизации относятся работы, вызванные изменениемтехнологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения илииного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или)другими новыми качествами.
Ктехническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышениютехнико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей наоснове внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизациипроизводства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенногооборудования новым, более производительным.
Организация,которая понесла расходы на усовершенствование основных средств, должнаопределить первоначальную стоимость основных средств с учетом таких расходов.Амортизационная премия применяется к той сумме, на которую измениласьпервоначальная стоимость объекта.
Первоначальнаястоимость основных средств изменяется и в случае реконструкции объекта. Но кработам по реконструкции основного средства применять амортизационную премиюнельзя. Закрытый перечень работ, при проведении которых можно воспользоватьсяамортизационной премией, приведен в п. 1.1 ст. 259 Кодекса. Реконструкцияосновных средств в этом перечне не поименована.
Предположим,организация решила использовать амортизационную премию как при приобретении(создании) объектов основных средств, так и при достройке, дооборудовании,модернизации, техническом перевооружении и частичной ликвидации объектовосновных средств. Тогда такое решение отражается в учетной политике насоответствующий налоговый период.
Еслиорганизацией осуществлены капитальные вложения, изменяющие первоначальнуюстоимость объекта основных средств, амортизационная премия применяется с датызавершения соответствующих работ и начала начисления амортизации поусовершенствованному основному средству с учетом изменения его первоначальнойстоимости.
Всоответствии с п. п. 4 и 5 ст. 259 Кодекса сумма амортизации по объектуосновных средств рассчитывается по норме амортизации, которая определяетсяисходя из срока полезного использования объекта. В свою очередь, срок полезногоиспользования организация устанавливает при вводе объекта в эксплуатацию.Применение иных показателей при расчете нормы амортизации налоговымзаконодательством не предусмотрено.
Следовательно,если в результате работ (например, модернизации), приводящих к изменениюпервоначальной стоимости объекта основных средств, увеличился срок егополезного использования (в пределах, установленного для данной амортизационнойгруппы), амортизация начисляется исходя из нового срока использования данногообъекта.
Организацияможет применить амортизационную премию по одному объекту основных средствнесколько раз. Первоначально ― к расходам, связанным с приобретением(созданием) объекта, впоследствии ― к расходам на достройку, дооборудование,модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию. В даннойситуации амортизационная премия применяется отдельно к расходам по приобретению(созданию) объекта основных средств, формирующих его первоначальную стоимость,и отдельно к расходам, изменяющим первоначальную стоимость.
5. Государственное регулирование процесса слияния ипоглощения корпораций
Процессы вобласти объединения компаний, происходящие в нашей стране, не полностьювписываются в тенденции, свойственные мировому рынку. С одной стороны, впоследние годы в России, как и за рубежом, наблюдается резкий рост числаслияний и поглощений компаний, увеличивается стоимость совершаемых сделок. Еслив 2003 году, по данным статистики, стоимость совершенных сделок составляла 19,3млрд. долл., то в 2004 году эта цифра возросла до 22,9 млрд. долл., в 2005 годудо 32,5 млрд. долл., а в 2006 году до 42,3 млрд. долл. Развитие процессовслияний и поглощений компаний на российском рынке следовало практически синхроннос изменениями экономической конъюнктуры. Рост объемов производствасопровождался увеличением числа и ростом стоимости сделок, а применяемыепроцедуры поглощения компаний становились все более цивилизованными.
С другойстороны, для российского рынка характерны такие особенности, которыесвидетельствуют о не вполне благополучной ситуации. Десятилетняя историяслияний и поглощений отечественного рынка показала:
— дляроссийского рынка характерна высокая доля недружественных поглощений в общемобъеме совершаемых сделок;
— своеобразнаотраслевая структура сделок. Более 50% от общей стоимости составляют сделки внефтегазовой промышленности и металлургии (рис. 1). Доли машиностроения,химической промышленности, транспорта, пищевой и легкой промышленности в общемобъеме сделок не достигали 5% величины. Таким образом, с точки зрениястоимостной структуры совершаемых сделок, подтверждается преобладание сырьевого сектора;
/>Рис. 1.Отраслевая структура слияний и поглощений компаний в 2006 г.[3]
— в процессахслияний и поглощений пока невелика роль фондового рынка. Миноритарныеакционеры, как правило, имеют небольшие возможности воспользоваться выгодами отобъединения компаний. Объем типичного для западного, в особенностиамериканского рынка, долгового финансирования хотя и растет, но в целомостается небольшим. Нет рынка “мусорных” облигаций;
— непрозрачнаструктура собственности и совершаемых сделок. Специалистами нередкоподчеркивается большая значимость в успехе поглощений неформального контролянад предприятием, роль региональных властей в успехе или неуспехе сделок;
— донедавнего времени, у многих, вовлеченных в объединительные процессыпредприятий, отсутствовали стимулы к развитию производства. Сделки в большейстепени носили спекулятивный характер. Естественно, такая стратегия развитиямало способствовала развитию производственного потенциала приобретаемыхкомпаний и росту конкурентоспособности национальных производителей.
Разработкарекомендаций в области государственного регулирования слияний и поглощенийдолжна опираться не только на анализ ситуации на макроуровне, но и учитыватьспецифику процессов слияний и поглощений на микроуровне и в рамках отдельныхотраслей. Разработка эффективных мер государственного регулирования возможна тольков том случае, когда есть достаточно полная картина, отражающая наиболее острыепроблемы, возникающие на уровне отдельных предприятий.
В качественаиболее острой проблемы выступает наличие узких мест в законодательстве,особенно, в земельном и регламентирующем инвестиционную и строительнуюдеятельность. Многие законодательные нормы неудобны, встречаются очевидныепротиворечия, процесс получения согласований сложен, требует значительныхвременных и финансовых затрат (в том числе неучтенных), а без использования«административного ресурса» (который сам по себе опять же недешев) реализоватьлюбой инвестиционный проект невозможно.
В связи сэтим, очевидно, именно совершенствование законодательной базы и системыгосударственного регулирования являются одним из необходимых направленийупорядочивания деятельности рынка и осуществляемых на нем процедур по слиянию ипоглощению компаний.
В настоящеевремя можно говорить о том, что достаточно точно очерчен круг проблем, которыедолжны решаться в ходе реализации государственной политики в данной области, исравнительно подробно описаны общие подходы к политике регулирования. Вчастности, считается, что необходимо:
-соответствиепринимаемых решений общей стратегии промышленной политики;
— поддержаниеконкурентных механизмов в экономике;
— обеспечениепрозрачности рынка корпоративного контроля;
— защита правакционеров, в том числе миноритарных;
— регулирование социальных конфликтов, связанных с процессами объединенияпредприятий.
Важен нетолько и не столько сам по себе аспект обеспечения действия конкурентныхмеханизмов в экономике, сколько решение задачи роста конкурентоспособностиотечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, создание благоприятныхусловий для отечественных производителей. Именно производителей, посколькунорма доходности в сфере производства в последние годы в целом была существеннониже, чем в финансовом секторе и торговле, что привело к перераспределениюпроизводственных ресурсов в пользу этих секторов.
Важно, чтобывопросы, связанные с обеспечением конкурентоспособности, минимизацией стоимостисделок, снижением возможности использования незаконных или законных, нонеэтичных схем перераспределения собственности, регулировались не только намакроэкономическом уровне, но и учитывали особенности отраслевой специфики.Нерешенность мелких, но принципиальных вопросов часто вынуждает хозяйствующихсубъектов использовать разнообразные «серые» схемы объединения компаний.
Огромноеколичество проблем связано с криминальным захватом предприятий, с деятельностьютак называемых рейдеров. Эти проблемы коренятся не только в проблемахнравственности, но и обусловлены просчетами в законодательстве и слабымгосударственным контролем над соблюдением законности, отсутствиемпринципиальности у части судей и работников правоохранительных и иныхгосударственных органов. Решение части вопросов может быть достигнуто за счетужесточения ответственности за принятие неправомерных судебных решений;упорядочивания работы правоохранительных органов; уточнения процедур веденияреестра акционеров и проведения собраний акционеров; введения ответственностиминоритарных акционеров за подачу исков, следствием которых является враждебноепоглощение предприятий.
Принципиальнымявляется вопрос необходимости учета аспекта глобализации при регулированиипроцессов слияний и поглощений компаний. Тенденция к приобретению иностраннымикомпаниями отечественных предприятий усилилась. В перспективе, можно ожидатьприхода крупных инвесторов не только в пищевую индустрию, фармацевтику, торговлю,но и в банковский и в страховой секторы. Влияние этих процессов на развитиенациональной экономики неоднозначно. Очевидно, государственная политика должнабыть направлена на уравнивание возможностей конкуренции пока слабогонационального капитала и сильных, с финансовой точки зрения, иностранныхпартнеров.
Сегодняцелесообразно пересмотреть некоторые концептуальные положения действующегозакона «О защите конкуренции». Необходим более полный учет факторов, связанныхс международной конкуренцией. Одновременно важно дальнейшее снижение порога наполучение разрешения антимонопольных органов при слиянии и поглощении компанийдля формирования на рынке конкурентоспособных структур. Важно даже не столькоснижение порога с точки зрения количественного критерия, сколько более полныйучет отраслевой специфики, т.е. порог целесообразно дифференцировать для разныхотраслей с учетом характера внутриотраслевой конкуренции.
6. Стоимостные показатели оценки компании-эмитента и её акций
При проведениифундаментального анализа компании-эмитента могут использоваться различныеподходы, позволяющие выявить группы эмитентов, имеющих идентичные признакисостояния.
Результатоманализа является формирование списка эмитентов, не удовлетворяющих сформированнымкачественным требованиям. В дальнейшем государственный орган или иная уполномоченнаяна это структура проводит рабочие контакты с менеджментом компании-эмитента напредмет подготовки бизнес-плана по финансированию технической модернизации производстваза счет эмиссии корпоративных ценных бумаг.
Аналогичнопредыдущему подходы аналитик выявляет компании-эмитенты, не удовлетворяющиезаданным количественным критериям (например, требованию по величине уставногокапитала). Среди рассматриваемой совокупности эмитентов выявляются те, которые неудовлетворяют требованиям действующего законодательства, и в отношении нихприменяются меры административного воздействия в целях устранения обнаруженногонарушения.
Анализируютсяпоказатели числа акционеров, их долей, объема выпусков ценных бумаг, привлеченногофинансирования, величины выплаченных дивидендов и т.д.
Для ряда показателейможет определяться предельно допустимое изменение, например, 5-ти процентное увеличениеили уменьшение, в случае превышения которого заносится в «черный список». Применениеэтого метода позволит оперативно отслеживать существенные изменения количественныхкритериев, которые будут служить основанием для комплексной проверки эмитента.
Применяетсядля анализа количественных показателей состояния эмитента, значение и изменениекоторых позволит выявить определенные тенденции в деятельности эмитента.
Ухудшениепоказателя, характеризующего выполнение фиксированных обязательств перед акционерамии инвесторами, информирует государство о существующем факте задержки выплаты,которое, в свою очередь, может принять этот факт во внимание, проведя более детальнуюпроверку, или, наоборот, оставить без внимания, определив для себянеобходимость контроля за этим показателем в будущем, и в случае его дальнейшегоухудшения принять соответствующие меры.
Используетсяпри анализе количественных характеристик состояния эмитента, прежде всего, прианализе финансового состояния компании-эмитента. В качестве базы сравнения могутиспользоваться наилучшие показатели предыдущих периодов деятельности компании, показателианалогичных компаний, принадлежащих той же отрасли, а также среднеотраслевыезначения этих показателей. Таким образом, необходимо определить так называемыепороговые значения, при которых предприятие можно считать эффективноработающим. К сожалению, рекомендации западных аналитиков, приводимые во многихроссийских изданиях, в России не могут быть использованы непосредственно. Как ив случае применения метода количественного анализа необычных отклонений, пользовательустанавливает допустимые изменения значений показателей, заносимые в таблицунормативов. В случае выявления значительных отклонений проводится углубленнаяоценка финансовой деятельности эмитента.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ: Ч1, 2, 3, и 4 (по состоянию на 01.07.2007). ― М.: «Омега-Л», 2007.
/>/>2. Григоренко Д.Ю. Новые правила расчетаамортизации в целях налогообложения // Российский налоговый курьер, 2006, № 12.
3. Лупашко С. В. Слияния ипоглощения как фактор роста конкурентоспособности экономических систем /Автореферат дис. на соискание ученой степени к. э. н. ― М: 2007, с. 15
4. Налоговый кодекс РФ.Часть 1 и 2 (по состоянию на 15.09.2007). Изд-во «Омега-Л», 2007.
5. Пожидаева Т.А. Методикарасчета и анализа чистых активов организации // Справочник экономиста, № 6,2005.