Финансовые правоотношения

РЕФЕРАТ
по курсу «Финансовое право»
Тема:
«Финансовые правоотношения»

Содержание

Введение
1. Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений
2. Проблемы правоотношений в налоговой сфере
3. Актуальные проблемы финансовых правоотношений в таможенной сфере
4. Проблемы бюджетных правоотношений
5. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений
Заключение
Список использованных источников
Введение

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. Поэтому тема проблем финансовых правоотношений в современной России – актуальна и злободневна.
1. Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений

К финансовому законодательству относится обширный массив нормативных актов, закрепляющих правовой режим осуществления бюджетных, налоговых, кредитно-расчетных, валютно-денежных отношений, государственных расходов, функционирования механизма государственного долга, организации страхового фонда, создания рынка ценных бумаг и управления им, ведения финансового контроля.
Исходным понятием для анализа системы финансового законодательства служит финансовая деятельность государства, предопределенная наличием объективной экономической необходимости в создании и использовании специальных имущественных (денежных) фондов, находящихся в распоряжении государства и образуемых им для покрытия государственных затрат. В свою очередь, финансовая деятельность государства опирается на систему экономико-правовых институтов, созданных в ходе многовековой практики функционирования государств различных типов и форм. Одни из этих институтов непосредственно служат инструментами финансовой деятельности государства (бюджет, налоги, сборы, бюджетное и иное финансирование). Другие создают устойчивую среду существования первых (денежная система, валютное регулирование, ценовая политика и т.д.). Третьи обеспечивают законность и государственную дисциплину в столь сложной сфере как государственные финансы (бухгалтерский отчет, механизмы принуждения к правомерному поведению участников денежно-финансовых отношений).
Предмет финансового законодательства объединяет:
непосредственные финансово-правовые подотрасли и институты;
финансово-обеспечительные правовые институты.
К первой группе следует отнести налоговое законодательство, законодательные акты о порядке формирования внебюджетных фондов, бюджетное законодательство.
Вторую группу составляет законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании денежного обращения, валютном регулировании.
Если анализировать финансовое законодательство под углом зрения его внутренней системы, то оно может быть представлено как совокупность следующих подотраслей и институтов:
бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;
налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также порядок начисления и взимания различных видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые платежи, являющиеся государственными доходами;
законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения в качестве заемщика (должника);
законодательство о кредитовании и расчетах – акты, регламентирующие организационную деятельность государства в сфере осуществления преимущественно эквивалентно-возмездных экономических отношений, складывающихся в ходе денежного оборота, регулируемых преимущественно гражданским законодательством;
законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную монополию, обеспечивающую единство денежной системы;
законодательство об организации и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе финансово-правовые и гражданско-правовые начала, характерные для обращения такого специфического объекта имущественных прав, каким являются ценные бумаги.
Развитие финансово законодательства в последние годы характеризуется преимущественной направленностью на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы экономики. Приняты Бюджетный, Налоговый и Таможенный кодексы, проводится кодификация банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных предписаний.
Другая общая тенденция развития финансового законодательства – углубление взаимосвязи и гармонизация регулирования экономических отношений методами различных отраслей законодательства. Наконец, еще одной общей чертой развития финансового законодательства является некоторое сокращение сферы регулирования за счет того, что ряд институтов, традиционно считавшихся финансово-правовыми, с принятием новых законодательных актов приобретает преимущественно или полностью иную отраслевую принадлежность. Так, например, случилось с институтом страхования, ставшим всецело частью гражданского законодательства.
Активно развивается федеративное финансовое законодательство, которое складывается из федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако в каждой из областей финансового законодательства имеются проблемы в области правоотношений. Рассмотрим некоторые из них.
2. Проблемы правоотношений в налоговой сфере

Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами (государственными налоговыми органами) в виде налогов и в процессе контроля за их сбором.
Будучи разновидностью финансово-правовых норм, налоговые нормы носят императивный характер, то есть выражены в категорической форме, не допускающей изменения условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций. Однако в некоторых случаях налоговое законодательство предоставляет субъектам налоговых правоотношений возможность выбора своего поведения, хотя таких норм значительно меньше и они являются, скорее, исключением.
Следует отметить, что далеко не все налоговые обязанности сторон имеют равную степень регламентации. Так, действующее законодательство детально регулирует обязанности налогоплательщиков, устанавливая неоправданно высокие санкции за их нарушение, при том, что государственные налоговые органы не несут никакой ответственности за несвоевременный возврат средств из бюджета, за неправильно взысканные налоги, ущерб налогоплательщику не компенсируется по нормам гражданского права с учетом упущенной выгоды и убытков.
НК РФ детально регламентирует отношения по поводу осуществления налоговыми органами налогового контроля.
В главе 14 НК РФ регламентируется порядок проведения налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.
Согласно ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений и месту жительства физического лица.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика не зависит от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Согласно ст. 87, 88 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
При назначении выездной налоговой проверки учитываются ограничения, установленные в ст. 87 и 89 НК РФ:
выездной налоговой проверкой могут быть охвачены лишь три календарных года, непосредственно предшествующие году проверки;
налоговые органы не вправе в течение одного календарного года проводить две выездные проверки и более по одним и тем же налогам и за один и тот же период;
выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.
Непосредственно после окончания проверки составляется справка об окончании выездной налоговой проверки, в которой указываются предмет проведенной проверки и сроки ее проведения.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ возражения по результатам проверки могут быть поданы налогоплательщиком в течение двухнедельного срока со дня получения экземпляра акта проверки.
Однако НК РФ и действующее законодательство не содержат определения понятия «налоговый контроль», а только рассматривает его виды, конкретно камеральную и выездную налоговые проверки.
Одна из главных причин нарушений налогового законодательства лежит в принципиально неправильном подходе к оценке экономической деятельности налогоплательщика. Субъективные причины нарушений налогового законодательства лежат также и в низком уровне правосознания налогоплательщиков, отсутствии национальных традиций законопослушания, криминализации бизнеса.
Формирование конкурентоспособной налоговой системы должно стать – в комплексе с другими направлениями реформ – одним из условий достижения устойчиво высоких показателей роста российской экономики и качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходим определенный пересмотр приоритетов налоговой реформы с точки зрения решения этой задачи.
3. Актуальные проблемы финансовых правоотношений в таможенной сфере

Правовые основы таможенных финансовых правоотношений закреплены в Таможенном кодексе (ТК) РФ и многочисленных принимаемых в развитие Кодекса нормативных правовых актах. Особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения – двусторонние и многосторонние. В последнее время заметно усилилась активность Таможенного союза (в составе РФ, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан) по развитию системы таможенного контроля государств – членов Таможенного союза.
Кодекс уравнивает фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы с функцией обслуживания внешней торговли. Однако до сих пор не решен вопрос, где должен быть прописан порядок определения таможенной стоимости: в законе о таможенном тарифе (как это имеет место сегодня), в Налоговом кодексе или в Таможенном. ТК содержит лишь механизм реализации положений, касающихся правил определения налогооблагаемой базы.
Таможенные органы России осуществляют контроль за валютными операциями в соответствии с валютным законодательством страны и ТК применительно к таможенному контролю.
Основополагающим законодательным актом, определяющим принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, устанавливающим ответственность за нарушение валютного законодательства, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он нацелен на установление в России валютно-финансовой системы, способствующей обмену товарами, работами, услугами и движению капитала между странами; обеспечение стабильности валюты РФ, гарантий иностранных инвестиций; защиту экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества России в валютно-финансовой сфере.
Однако вопросы валютного регулирования и валютного контроля в законодательном плане еще до конца не решены. Согласно ТК РФ, Федеральная таможенная служба России не является органом валютного контроля, что, естественно, напрямую отражается на эффективности работы, которую до этого времени совместно проводили таможенные и налоговые органы и банковские структуры.
В отличие от ТК РФ 1993 г., содержавшего целую главу, посвященную валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, в ТК 2003 г. такая глава отсутствует. Можно предположить, что функция таможенных органов будет при новом ТК чисто технической. Выиграет ли от этого государство – большой вопрос. Ведь таможенные органы – единственные обладатели всего объема информации о перемещаемых через границу товарах. Урезанный вариант валютного контроля скорее принесет вред отлаженной системе взаимодействия различных структур, чем пользу.
Кроме того, в таможенной сфере полностью не реализовано положение НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и плательщика сборов. Это отчасти объясняется более широкой сферой отношений, регулируемых Таможенным кодексом РФ, включающей не только финансовые вопросы, но и вопросы безопасности государства. В ТК РФ использована иная конструкция: «никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела».
4. Проблемы бюджетных правоотношений

Бюджетные финансовые правоотношения регламентируются, в первую очередь Бюджетным Кодексом РФ (БК РФ). В БК РФ в законодательном порядке сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем, связанных с содержанием и организацией финансовых правоотношений в этой области. Основная проблема здесь заключается в том, что БК РФ не решил и не мог решить все вопросы правового регулирования государственного финансового контроля.
В БК РФ нет трактовки термина «бюджетный контроль», а даны понятия государственного и муниципального контроля. Это методологическая ошибка, имеющая практические и юридические последствия.
Раздел IX «Основы государственного и муниципального финансового контроля», состоящий из одной главы 26, посвящен не контролю, а формальным вопросам подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. В другом разделе есть ст. 157 «Органы государственного и муниципального финансового контроля», где говорится не об органах контроля, а об их функциях и других документах, определяющих их полномочия.
Вопросы контроля в той или иной степени затрагиваются еще не менее чем в десяти статьях Кодекса, преимущественно отрывочно, не по существу контроля, а применительно к основному направлению этих статей.
Кодекс не устанавливает содержательные, объемные, количественные параметры бюджетного контроля в соответствии с Бюджетной классификацией РФ, утвержденной главой 4 того же Кодекса.
Задача контроля в БК РФ сводится не к проверке формирования и исполнения бюджетов, начиная с федерального, а к проверке отчетов об их исполнении, что не одно и тоже.
Из-за слабости правовых основ бюджетного контроля, связанной с отсутствием развитых механизмов взаимодействия, координации и (в необходимых случаях) прямого контроля органов государственной власти вышестоящего уровня бюджетной системы по отношению к нижестоящим, возникает замкнутость контроля по уровням бюджетной системы. Чтобы это преодолеть, требуются дальнейшие меры по совершенствованию бюджетного законодательства, которые должны не только оптимизировать механизм осуществления бюджетного контроля, но и придать ему качество динамической системы, отражающей многоуровневый характер бюджетной системы страны и одновременно обеспечивающей целостность и единство государственных финансов в достижении задач государственного развития.
5. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений

По мнению многих отечественных экономистов, интенсивное накопление массива финансового законодательства, его усложнение делают перспективной постановку вопроса о разработке и принятии Основ финансового законодательства Российской Федерации или федерального закона о финансах[1]
.
Дело в том, что ни Конституция Российской Федерации, ни сложившаяся система законов Российской Федерации не позволяют достаточно прочно объединить финансовую деятельность Федерации и ее субъектов, особенно в той части, которая находится вне пределов действия бюджетного законодательства. Принятие Основ позволило бы установить пределы и основы разумного и взвешенного проникновения финансовых методов в регулирование имущественных отношений другими правовыми средствами. Что же касается самой финансовой системы, то наличие акта, играющего роль Основ, безусловно, ориентировало и дисциплинировало бы как федерального, так и регионального законодателя.
Преимущества Основ законодательства как одной из форм правового регулирования достаточно полно освещены как в литературе по теории права, так и в работах по тем отраслям права, которые имеют Основы законодательства. При этом верно подчеркивается, что Основы законодательства – специфическое звено в кодификационной системе, явление самобытное, уникальное в праве, подлинное открытие нашего законодателя, обусловленное федеративным государственным устройством.
Основы финансового законодательства Российской Федерации могли бы иметь межотраслевой комплексный характер. Они призваны объединить и установить общие принципы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, обеспечить его единство на всей территории России. Имеются необходимые нормативные (прежде всего конституционные) и теоретические предпосылки для разработки предлагаемого нормативного акта. Не только в Конституции Российской Федерации, но и в конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены соответствующие полномочия их органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области финансовых отношений.
Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру. Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета (определенного круга общественных отношений) и методов правого регулирования. Вертикальная структура законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе. Можно констатировать, что нормативная база по финансовым правоотношениям развивается в современной России по горизонтали, при этом горизонталь выстроена с отклонениями от правовых норм. Отсутствие вертикальной составляющей свидетельствует о необходимости ее развития и совершенствования[2]
.
Заключение

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, устанавливаемых государством. Не что иное как финансово-правовые отношения выражают основное содержание финансовой деятельности государства, придают ей целенаправленность и четкую организованность.
Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Именно в этом направлении и должно развиваться финансовое законодательство.
Список использованных источников

1. Коробова Т.П. Основные тенденции развития финансового законодательства.// Материалы международной научно-практической конференции. Социально-экономическое развитие регионов в условиях проводимой административной реформы. – Москва-Иваново. «Юпитер», Иваново, 2006.
2. Кулешов В. Валютный контроль: борьба продолжается // ЭЖ-ЮРИСТ. 2003. № 48.
3. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России.// Бюджетный учет. 2005. №4.
4. Российское законодательство на современном этапе. – М., 2003.
5. Тихомиров Ю. А. Сухарев А. Я. Демидов И. Ф. Обеспечение законности в налогово-бюджетной сфере. – М.: Спарк, 2003.
6. Шавшина В.П. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации // Налоговый вестник. 2003. № 10-12.
[1]
Коробова Т.П. Основные тенденции развития финансового законодательства.// Материалы международной научно-практической конференции. Социально-экономическое развитие регионов в условиях проводимой административной реформы. – Москва-Иваново. «Юпитер», Иваново, 2006.
[2]
Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России.// Бюджетный учет. 2005. №4.