1. Эффект финансового и операционного рычага….2. Управление дебиторской задолженности… 3. Задача…15 Список литературы… 1. Эффект финансового и операционного рычага В финансовом менеджменте в качестве «рычага» выступает постоянная составляющая в совокупных затратах предприятия. Под операционным рычагом (operating leverage — OL) понимают долю постоянных затрат в издержках, которые несет предприятие в процессе своей основной деятельности. Этот показатель характеризует зависимость предприятия от постоянных затра
т в себестоимости продукции и является важной характеристикой его делового риска. Операционный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать соответствующую стратегию предприятия в управлении затратами, прибылью и деловым риском. Эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение маржинальной прибыли (результата от р
еализации после возмещения переменных затрат) к прибыли до вычета процентов и налогов. ЭОР = Валовая маржа / Прибыль от реализации (1) Уровень операционного рычага позволяет определить величину процентного изменения прибыли в зависимости от изменения объема продаж на 1%. Поскольку многие предприятия выпускают более одного вида продукции, уровень операционного рычага удобнее определять через стоимостные показатели. Его уровень может изменяться под влиянием следующих факторо
в: – цена реализации; – объемы продаж; – переменные и постоянные затраты; – комбинация перечисленных факторов. Если предприятие использует заемные источники финансирования с фиксированной ставкой процента для реализации проектов, обеспечивающих более высокую отдачу и операционную прибыль, превышающую соответствующие выплаты в пользу кредиторов, полученная выгода от этого будет доставаться его владельцам. Данное явление известно как эффект финансового рычага. Под финансовым рычагом (financial leverage — FL) п
онимают наличие (долю) займов в совокупном капитале предприятия. Эффект финансового рычага (ЭФР, DEL – degree of financial leverage – леверидж) – это увеличение чистой рентабельности собственного капитала за счет использования предприятием заемных средств, несмотря на платность последних данная величина показывает, сколько дополнительных процентов рентабельности получает предприятие, использующее заемные средства, в сравнение с ситуацией, если бы оно использовало исключительно собственный капитал. ЭФР =
(1-Т)(ROA – СПРС)* ЗК/СК , (2) где Т – ставка налогообложения прибыли, выраженная десятичной дробью; ROA – рентабельность активоов; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал. Эффект финансового рычага проявляется в том, что любое изменение операционной прибыли при наличии займов всегда порождает более сильное изменение чистой прибыли и дохода на акцию. Эффективность финансового рычага зависит от: 1) разницы между величиной экономической рентабельности и средней
расчетной ставкой процента; 2) соотношение заемных и собственных средств предприятия. СРСП = ФИ /ЗС * 100%, (3) где ФИ – финансовые издержки по всем кредитам; ЗС – общая сумма заемных средств. ЭФР = (1- Т) * Дифференциал * Плечо финансового рычага, (4) Плечо финансового рычага – это соотношение заемных и собственных средств. Дифференциал – разница между экономической рентабельностью активов и стоимостью заемных средств.
Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня ЭФР, то такое заимствование выгодно, но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состояние деференциала, если он > 0, то имеет место ЭФР и такое заимствование эффективно; если он равен 0, то заимствование индифферентно (безразлично); если он
ра – кредита. Значительная величина плеча резко увеличивает риск невозврата кредитов и, следовательно, затрудняет поучение новых займов. Для эффективного управления риском и доходностью фирмы финансовому менеджеру необходимо использовать оба рычага. Совместное влияние операционного и финансового рычагов известно как эффект общего рычага (degree of total leverage — DTL) . . 2. Управление дебиторской задолженности Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R))
— сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность отражается в бухгалтерской отчетности в двух подразделах в зависимости от сроков погашения:: – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом вып
олнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Срок погашения по данной задолженности либо еще не наступил, либо составляет менее месяца. К допустимой дебиторской задолженности относятся, например, авансы на закупку сельскохозяйственной продукции (для пищевой промышленности); авансы на командировочные расходы, если срок сдачи авансового отчета не
истек; задолженность по квартплате за текущий месяц; претензии к поставщикам, субподрядчикам за недопоставки материалов, невыполненные по договору работы, в пределах срока их рассмотрения. Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям
и др.). Преимущества и недостатки наличия дебиторской задолженности на предприятии представлены в табл.1. Таблица 1 Преимущества и недостатки наличия дебиторской задолженности на предприятии. Преимущества Недостатки 1. Повышает привлекательность и конкурентоспособность продукции предприятия 1. Дебиторская задолженность приводит к дополнительному отвлечению финансовых ресурсов 2. Появляется возможность увеличения объема продаж за счет покупателей 2. Возникают риски связанные с безнадежн
ой дебиторской задолженностью 3. Появляется возможность увеличения объема продаж за счет покупателей, испытывающие финансовые трудности 3. Возникает дефицит денежных средств Управление дебиторской задолженностью направлено на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации. Основные задачи: – комплексная проверка дебитора на начальном этапе; – юридическое сопровождение сде
лок; – финансирование дебиторской задолженности; – учёт, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности; – взыскание просроченного долга; – претензионная работа с недисциплинированными дебиторами; – выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями. Функции: – использование (определение финансовых и управленческих целей); – организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей); – мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управл
ения дебиторской задолженностью); – контроль; – анализ результатов и обратная связь. Основные этапы управления дебиторской задолженностью: 1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде; 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям; 3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестированных в дебиторскую задолженность; 4. Формирование системы кредитных условий; 5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; 6. Обеспечение использовани
я современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; 7. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. В процессе анализа сложившейся дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели: – коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, показывающей долю оборотных активов, находящихся в форме дебиторской задолженности; – средний период инкассации дебиторской задолженности пре
дприятия, характеризующий ее роль в фактической продолжительности операционного и финансового циклов предприятия; – количество оборотов дебиторской задолженности, характеризующее скорость обращения авансированных в нее средств в течение отчетного периода. Важным элементом управления дебиторской задолженностью является ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения (составление так называемого «реестра старения» дебиторской задолженности), а также контроль за ее оборачиваемостью (оборачиваемость средств в расчет
ах). Весьма популярным инструментом контроля дебиторской задолженности является сопоставление среднего срока ее погашения со средним сроком погашения задолженности по счетам поставщиков (кредиторской задолженности). При всей условности подобного сопоставления (обусловленной, в частности, разным характером обязательств и в ряде случаев различными объемами), оно может показать, является ли предприятие нетто – кредитором, финансирующим за свой счет инвестиции в оборотный капитал своих покупателей, или, наоборот, нетто – заемщ
иком, использующим средства своих контрагентов. Наиболее важным инструментом управления дебиторской задолженностью предприятия выступает его кредитная политика, представленная двумя взаимосвязанными видами деятельности: предоставлением отсрочки по платежам и инкассацией задолженности. Тип кредитной политики предприятия характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отнош
ению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный (жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализаций продукции, напротив сокращаются круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия получения кредита и повышаются его стоимо
сть, используются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширению объема реализации
продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. При управлении дебиторской задолженностью также имеет важное значение оценка реального состояния дебиторской задолженности. Здесь рассматривается состав просроченной задолженности, выделяется сомнительная и безнадежная задолженность, т.е. оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерского отчета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме зад
олженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченной задолженности следует провести анализ договоров с контрагентом. Когда такая информация получена, составляется реестр «старения» счетов дебиторов, где все дебиторы ранжируются на 12 групп по убыванию величины задолженности. Прогноз поступления денежных средств по отсроченным и просроченным задолженностям, определение резерва по сомнительным долгам осуществляется на основе коэффициентов инкассации.
Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию. Коэффициент инкассации – рассчитывается на основе анализа денежных поступлений от погашения дебиторской задолженности прошлых периодов и позволяет определить процент безнадежных долгов. Коэффициент инкассации рассчитывается по формуле: Кi =Погашение ДЗ в интервале j / Продажи месяца i, (5) где j – месяц отгрузки; i- Месяц погашения дебиторской задолженности. В практике финансового менеджмента используется такая форма
управления дебиторской задолженностью, как ее рефинансирование – ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги) . Основными формами рефинансирования являются: – факторинг; – учет векселей, выданных покупателями продукции; – форфейтинг. Факторинг представляет собой финансовую операция, заключающаяся в уступке предприятием – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или сп
ециализированной факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает с предприятия – продавца комиссионную плату в процентах к сумме рефинансируемого долга. При факторинговой операции компания кредитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90 % суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10 –
30 % суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращаются предприятию – продавцу после полного погашения суммы долга покупателем) . Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому юридическому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средне
й депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем. Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного векселя. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансирова
нию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю. По своей сути форфейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Факторинг используется при осуществление долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость. Критерием оптимальной кредитной политики, а следовательно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую ими продукцию выступает следующее условие: ДЗо 
594; ОПдр ≥ ОЗдз + ПКдз , (6) где ДЗо – оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состояние; ОПдр – дополнительная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит; ОЗдз – дополнительные затраты предприятия по обслуживанию дебиторской задолженности; ПКдз – размер потерь средств, авансированных в дебиторскую задолженность. Задача Определите продолжительность операционного, производственного и финансового циклов предприятия исходя из следующих дан
ных: – средний период оборота запасов сырья, материалов составляет 22 дня; – средний период оборота незавершенного производства составляет 7 дней; – средний период оборота запасов готовой продукции составляет 17 дней; – средний период оборота дебиторской задолженности составляет 23 дня; – средний период оборота денежных активов составляет 5 дней; – средний период оборота кредиторской задолженности составляет 15 дней. Решение Операционный цикл начинается с момента поступления мат
ериалов на склад предприятия, заканчивается в момент получения оплаты от покупателей за реализованную продукцию. Продолжительность операционного цикла рассчитывается как сумма длительности производственного цикла и периода оборота дебиторской задолженности. ПОЦ = ППЦ +ПОдз, (7) где ППЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях; ПОдз – средний период оборота дебиторской задолженности.
По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия. В большинстве случаев предприятию необходимо стремиться к уменьшению значения данного показателя, т.е. к сокращению длительности операционного цикла. Производственный цикл начинается с момента поступления материалов на склад предприятия, а заканчивается в момент отгрузки покупателю продукции, которая была изготовлена из данных материалов.
Продолжительность производственного цикла предприятия определяется как сумма периодов оборота всех нормируемых составляющих оборотных средств по следующей формуле: ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп + ПОда, (8) где ППЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях; ПОсм – период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях; ПОнз – период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях; ПОгп – период оборота среднего запаса готовой
продукции, в днях; ППЦ = 22 дн + 7 дн +17 дн = 46 день ПОЦ = 46дн +23дн = 69 дней Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщикам данных материалов (погашение кредиторской задолженности), заканчивается в момент получения денег от покупателей за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности). Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следую
щей формуле: ПФЦ = ППЦ + ПОдз + Пода – ПОкз, (9) где Пфц – продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях; Ппц – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях; ПОдз – средний период оборота текущей дебиторской задолженности, в днях; ПОкз – средний период оборота текущей кредиторской задолженности, в днях. ПОда – средний период оборота денежных активов , в днях ПФЦ = 46дн + 23дн + 5дн – 15дн = 59 дней Ответ: продолжительность операционно
го цикла 69 дней; продолжительность производственного цикла 46 дней; продолжительноть фиинансового цикла 59 дней. Список литературы 1. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс К.: «Ника-Центр», Эльга – 2010 – 321 с. 2. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 2-е изд перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 298 с. 3. Лайком, К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров
2008. – 376 с. 4. Лапуста, М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие М.: Инфра-М, 2010. – 421 с. 5. Сироткин, В.Б. Финансовый менеджмент компаний: Учебное пособие СПб.: ГУАП, 2009 – 267 с. 6. Финансовый менеджмент : учебник / кол.авторов; под ред. Проф. Е.И. Шохина. – 2 –е изд стер. – М.:КНОРУС, 2010. – 480 с. 7. Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной М.: ЮНИТИ, 20
09 – 432 с . 8. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой М.: Юрист, 2010- 437 с. 9. http://www.wikipedia.org