ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТФакультет трансфертных специальностей КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Финансовый контроль, его содержаниеи значение»
Выполнила: студентка 3 курса
группы ФТС-33
Дегтярева Ольга Алексеевна
Научный руководитель:
Савельева Ирина Михайловна
Ульяновск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Социально-экономическая сущность финансового контроля
1.1 Содержание и сущность финансового контроля
1.2 Основные элементы и принципы финансового контроля
1.3 Значение финансового контроля
2. Основные элементы финансового контроля
2.1 Виды
2.2 Формы
2.3 Методы
3. Финансовый контроль на современном этапе
3.1 Проблемы
3.2 Пути решения
Заключение
Библиографический список
Введение
В любом обществе, где существуют товарно-денежныеотношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательнымусловием эффективного функционирования характерной для рыночной экономикисистемы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств иответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этоговозможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условияхфинансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественнопосредством норм финансового права.
Основным содержанием финансового контроля в условияхрынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственногоуправления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всехсубъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государствомединой финансовой, кредитной и денежной политике.
Финансовый контроль охватывает своим воздействиемобщественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства,т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондовденежных средств.
Механизм управления государством посредствомцентрализованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса ихперераспределения требует создания четкой системы финансового контроля,способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценитьее эффективность и целесообразность.
В юридической и экономической науке под финансовымконтролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационныхформ и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенныхзаконом, соответствующими полномочиями, в целях установления законности идостоверности финансовых операций, объективной оценки экономическойэффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходныхпоступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальнойсобственности.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем,что функциональное назначение финансового контроля заключается в успешной реализациифинансовой политики государства, обеспечении эффективного использованияресурсов во всех сферах экономики.
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практическихзнаний по дисциплине «Финансы», анализ развития финансового контроля вРФ, выявление проблемы в области финансовогоконтроля, найти пути решение проблем.
Цель работы определяет задачи работы:
· Рассмотретьпонятие и сущность финансового контроля
· Раскрытьзначение финансового контроля
· Определитьвиды финансового контроля
· Выявитьосновные проблемы в области государственного финансового контроля в России
· Раскрытьосновных направлений для совершенствования в этой области
Объектом исследования являютсяфинансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансовогоконтроля, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.
Теоретической и методологическойосновой исследования послужили нормативно-правовыеакты РФ, учебники для вузов, выдержки статей из интернета, основныепонятия работы даны с помощью словарей.
Структурно работа состоит извведения, трех глав с подглавами, заключения и библиографического списка.
содержание совершенствование финансовый контроль
1.Социально-экономическая сущность финансового контроля
1.1 Содержание и сущность финансового контроля
Финансовый контроль – этосовокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченнымиорганами, с целью контроля за соблюдением норм права в процессе движенияфинансовых ресурсов.
Цель финансового контроля заключаетсяв своевременном получении информации о ходе процесса управления финансами намакро и микро уровне, о выявленных нарушениях для принятия ответныхуправленческих действий. Финансовый контроль включает в себя: контроль заисполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации;бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннегодолга; государственных резервов.
Основное содержание финансовогоконтроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:
· проверке выполненияфинансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления,организациями и гражданами;
· проверкеправильности использования государственными и муниципальными предприятиями,учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении илиоперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средстви других средств);
· проверкесоблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежныхсредств предприятиями, организациями, учреждениями;
· выявлениивнутренних резервов производства;
· устранении ипредупреждении нарушений финансовой дисциплины.[1]
В случае их выявления в установленномпорядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам игражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству,организациям, гражданам.
Процесс финансового контроля включаетв себя 4 этапа:
1. Планированиефинансового контроля, которое предполагает определение объекта, целей, задач иформ контроля, формирование набора количественных и качественных показателей.
2. Проведениефинансового контроля – это сбор оперативных данных, характеризующих состояниеобъекта контроля и их предварительная оценка.
3. Систематизациярезультатов контроля – обобщение и упорядочение полученной информации поопределенным критериям и составление отчетности.
4. Реализациярезультатов контроля предполагает доведение принятых по результатам контроля решенийдо всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранениювыявленных нарушений и недостачи. Финансовый контроль — важный элемент системыуправления финансами.
Система финансового контроля встранах с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы:
ведомство главного — аудитора(счетная палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президентустраны, главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованиемгосударственных средств;
налоговое ведомство с подчинениемправительству или министерству финансов страны, контролирующее поступлениеналогов;
Контролирующие структуры в составеведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующиеслужбы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетнойдокументации и законности финансовых операций;
службы внутреннего контроля, основнаязадача которых — поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Непосредственным предметом провероквыступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налогна добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения,отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетическийхарактер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватываетвсе стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельностиобъединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитныхвзаимосвязей.
Сферой финансового контроля являютсяпрактически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаяхи без них (бартерные сделки и т. п.).[2]
1.2 Основные элементы и принципы финансовогоконтроля
Основные элементы финансовогоконтроля:
· В качествеобъекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения ииспользования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органамигосударственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системойразличных стоимостных показателей (например, выручка от реализации,себестоимость, сумма налоговых платежей, сумма неналоговых доходов государства,налоги и др.)
· Наиболее важнымэлементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, т.к. они всоответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляютконтроль и несут ответственность за свои действия. Субъект финансового контроля– это специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты,осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права(например, Министерство финансов, Счетная палата, аудиторские компании)
· Информационное, правовое иметодическое обеспечение. К нему можно отнести финансово-правовые акты,стандарты, кодексы профессиональной этики, методические документы
· Принципы финансового контроля.Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то емуприсущи общие принципы управления, на которых базируется процессгосударственного управления и управления конкретным предприятием иорганизацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительнок функции контроля.
Основными принципами финансовогоконтроля являются следующие:
1. Принцип законности в финансовойдеятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения ииспользования фондов денежных средств детально регламентируются нормамифинансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения кправонарушителям мер государственного принуждения.
2. Принцип гласности при осуществлениифинансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан,в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово — плановыхактов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизиифинансовой деятельности и т.д.
3. Независимость контроля должна бытьобеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительнымипо сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроляи закреплением в конституции их статуса.
4. Объективность и компетентностьподразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующегозаконодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основестрого установленных стандартов проведения ревизионной работы.
5. Принцип ответственности предполагаетдобросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своимдолжностным обязанностям.
6. Реализация принципа разграниченияфункций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельностиорганов финансового контроля.
7. Принцип плановости в осуществлениифинансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государствабазируется на основе целой системы финансово — плановых актов, структуракоторых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются всоответствующих нормативных актах.
8. Принцип системности означает единствоправовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовыхконтрольных мероприятий.
Таким образом, финансовому контролюкак неотъемлимой части финансовой деятельности присущи те же принципы, накоторых строится её осуществление и которые законодательно закреплены вКонституции РФ и иных нормативно — правовых актах.[3]
1.3 Значение финансового контроля
Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельностигосударственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями,во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемыхдействий, соответствие их задачам государства.
Государственный финансовый контрольпредназначен для реализации финансовой политики государства, создания условийдля финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетоввсех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовойдеятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банкови финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственнойсферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств передгосударством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдениезаконности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидийи кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организацииденежных расчетов, ведения учета и отчетности.[4]
Финансовый контроль за деятельностьюпредприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционерови внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использованияденежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставлениефактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценкурезультатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовойотчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Контролю подлежат не только плохоработающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результатыдеятельности.
Финансовый контроль включаетпроверку:
· соблюдениятребований экономических законов, оптимальности пропорций распределения иперераспределения стоимости валового общественного продукта и национальногодохода;
· составления иисполнения бюджета (бюджетный контроль);
· финансовогосостояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовыхресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговыйконтроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоятследующие задачи:
1) содействие сбалансированности междупотребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондовнародного хозяйства;
2) обеспечение своевременности и полнотывыполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
3) выявление внутрипроизводственныхрезервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости иповышению рентабельности;
4) содействие рациональному расходованиюматериальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях ибюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета иотчетности;
5) обеспечение соблюдениязаконодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложенияпредприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
6) содействие высокой отдачевнешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциями др.
Финансовый контроль тесно связан сответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственныхи финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Этаответственность может быть выражена как в административных, так и вэкономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовойдисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются черезфинансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которыесодействуют повышению эффективности производства, его интенсификации,экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовойответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны,сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения ихрезультативности.
2. Основные элементыфинансового контроля
2.1 Виды
Взависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяютследующие виды финансового контроля: государственный и негосударственныйфинансовый контроль.
1. Государственныйфинансовый контроль в Российской Федерации.
Составорганов финансового контроля определяется структурой и составом финансовогоаппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством ифункциями отдельных государственных органов, закрепленными в Конституциигосударства
Государственныйфинансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственнойвласти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.Государственный финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовойдеятельностью органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулированиефинансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контрольбюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контролявыступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации,Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных иисполнительных органов субъектов Федерации.
Счетнаяпалата – высший специальный орган государственного финансового контроля,подотчетный Федеральному собранию. Счетная палата — юридическое лицо. Возглавляетеё председатель, назначаемый Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палатывключает 12 аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет аппарат –инспекторы Счетной палаты. Счетная палата РФ является единственным органомгосударственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которогоопределены Федеральным законодательством – Конституцией РФ, Бюджетный кодексомРФ, Федеральным законом «О счетной палате РФ», законами о федеральном бюджетена соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют её компетенцию,т.е. право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета,предоставленное только Счетной палате, одновременно является и её обязанностью.
ДеятельностьСчетной палаты связана с контролем за федеральной собственностью и контролем зарасходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие субъектынезависимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местногосамоуправления, общественные организации в части, связанной с получением ииспользованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетныхфондов, либо связанные с использованием или управлением федеральнойсобственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых,таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входитконтроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной собслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль заэффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также предоставленияРоссией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международныморганизациям.[5]
Счетнаяпалата РФ – единственный в стране орган государственного финансового контроля,контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от началаформирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.
Посвоему правовому статусу Счетная палата является независимым органомгосударственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой планработы и графики контроля, в обязательном порядке представляет ФедеральномуСобранию РФ заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовыйгод.
Основнымиформами контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии.
Привыявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляютсяпредставления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищениягосударственных средств дела передаются в правоохранительные органы.
Привыявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящихгосударству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотренияпредставлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные кисполнению.
Вслучае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты посогласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлениивсех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может бытьобжаловано в судебном порядке.
Счетнаяпалата не имеет полномочий применения административных мер воздействия кнарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов Федерации схожие функциивыполняют Контрольно-счетные палаты. Деятельность Счетной палаты по законуявляется гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.[6]
Финансовыйконтроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с КонституциейРФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных законов;назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представленияГосударственно Думе кандидатур для назначения на должность ПредседателяЦентрального банка.
Определенныефункции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ,созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994г., которое подчиняетсянепосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительнойвласти.
Кчислу основных функций данного управления относятся контроль за деятельностьюорганов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, атакже подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращенийюридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главноеконтрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. Порезультатам проверок Управление вносит предложение на рассмотрение Президента.Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольноеуправление не имеет права. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Советеминистров – Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями.Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федеральногобюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оноконтролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств иведомств.
ПравительствомРФ утверждено Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта1998г.), Положение «О Казначействе (постановление от 27 августа 1993 г.).
ПриПравительстве РФ действует Межведомственный совет по государственномуфинансовому контролю, созданный согласно Постановления Правительства РФ от 2февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами.
ВСовет входят председатель банка России, руководитель Федерального казначейства,руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного советамогут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур.Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.
Важнейшееместо в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимаютМинистерство финансов РФ и его структурные подразделения, наделенныеконтрольными функциями. Прежде всего, Министерство финансов осуществляетфинансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролируетпоступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетныхфондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление ииспользование государственных инвестиций, выделяемых на основе решенийПравительства РФ.[7]
Порезультатам контроля Министерство финансов вправе требовать устранениявыявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование изфедерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактовнезаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующейотчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению,с наложением предусмотренных штрафов.
Большуюроль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфиномметодическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а такжепроведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Необходимоотметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовыесредства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФпредусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органовместного самоуправления, которые сами несут ответственность за формирование ииспользование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Недополучениедоходов бюджета, обострение бюджетного кризиса, возрастание бюджетного дефицитапривели к созданию централизованной системы органов Федерального казначейства,подчиненных Минфину РФ.
ОрганыФедерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовыйконтроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральныхвнебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный итекущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главнымираспорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другимиучастниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральныхвнебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначействовзаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти икоординирует их работу в процессе контроля.
ОрганыФедерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании вбесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, сроквозврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческихбанков в случае несвоевременного зачисления и непоступления средств отхозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов;выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органовместного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащемисполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитныхорганизациях сроком до одного месяца.
Нарядус указанными выше государственными органами финансового контроля отдельныефункции государственного финансового контроля выполняют и другиегосударственные органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам,Федеральная налоговая служба, Центральный банк, Министерство государственногоимущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссияпо рынку ценных бумаг и др.
Всоответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеютправо проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать отних необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну),применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц играждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операцийпо счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними.Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению иналоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.
Таможенныеорганы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодексаосуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещениемтоваров через таможенную границу России.
Центральныйбанк Российской Федерации наделен значительными полномочиями в областигосударственного и финансового контроля. В его структуре функционируетспециальный контрольный орган — Департамент банковского надзора, на которыйвозложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковскогозаконодательства и установленных Банком России нормативов банковскойдеятельности.
Взависимости от вида нарушений коммерческими банками Центральный банк имеетправо применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафов, заменыруководства коммерческого банка до отзыва лицензии и ликвидации коммерческогобанка.
Поотношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственногоконтроля могут применять следующие меры:
-сокращениелимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либоотказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;
-изъятиебюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
-приостановлениеопераций по счетам в кредитных организациях;
-наложениештрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителейгосударственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие вбесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и суммпроцентов за пользование бюджетными средствами;
-вынесениепредупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
-начислениепени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств,предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующейставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
-сокращениеили прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета,в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей всоответствующий бюджет.
2. Негосударственныйфинансовый контроль.
Внастоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует инегосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменнымконтролем, (б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями, (в)независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансовогоконтроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины,повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В тоже время задачи и, соответственно, функции государственного инегосударственного финансового контроля различны.
Еслиглавной задачей государственного контроля является содействие успешнойреализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюденияфинансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевогоиспользования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачейнегосударственного контроля выступает повышение эффективности использованияфинансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверностипоказателей финансовой отчетности.
3. Внутрифирменный(корпоративный) контроль.
Финансовыйконтроль проводится самим предприятием, его экономическими службами –бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента зафинансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов идочерних предприятий.
Службывнутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежныхзатрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляютфактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовыерезультаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояниепредприятия.
Внутрифирменныйконтроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативныйпроизводится главным бухгалтером в процессе повседневнойхозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организациибухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главногобухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечаетза соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансовогозаконодательства.
Стратегическийфинансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений поиспользованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающихэкономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может бытьпроизведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативеруководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.
Позакону коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями– клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовыхопераций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банкконтролирует целевое использование выданной ссуды, платежеспособность иликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимисяпроцентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка – важный элементуправления кредитным риском.
4. Аудиторский(независимый) контроль
Этоновый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-хгодов XX века. С переходом к рыночной системе управления экономикой ипоявлением различных коммерческих структур резко повысились требования к ихфинансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансовогосостояния.
Аудитпредставляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторскихфирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской ифинансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственныхопераций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требованийэкономических субъектов на договорной основе.*
Основныезадачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской ифинансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственныхопераций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверкаплатежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовыхобязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторскиеслужбы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерскогоучета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ ипрогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работниковбухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработкурекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторскаяпроверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверкаосуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательнаяпроводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренныхПостановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторскойпроверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховыеорганизации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательныхотчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в формеоткрытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размерауставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,принадлежащую иностранным инвесторам.
Крометого, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключениемгосударственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышаюткритерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверкаможет быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры,казначейства, налоговой службы. Уклонение юридического лица от проведенияобязательной аудиторской проверки либо препятствовать ее проведению влечет засобой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторскиепроверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственнуюаттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так иаудиторские фирмы (в том числе, иностранные). Они могут иметь любуюорганизационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством,кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на правоосуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестраудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могутодновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Специалистовпо аудиту в разных странах называют по-разному: в США — общественнымибухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах — ревизорами илиприсяжными бухгалтерами, во Франции — бухгалтерами-экспертами или комиссарамипо счетам, в Германии — контролерами хозяйства или контролерами книги и т. д.Несмотря на различия в названии, все аудиторы занимаются одним и тем же делом:проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов ссоставлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированиемпо различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению,банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовыхотчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения ирезультатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учетаустановленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятиемдействующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом,выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностипроверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству РФ.
Уаудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объектыи задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, однаконечная цель — укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного имуниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита- преимущественно децентрализованные финансы. Все аудиторские услуги платные.Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором соплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится наоснове поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого кпроизводству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплатааудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам,утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — зaсчет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имуществапроверяемой организации, признанной судом банкротом.
Всоответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г, результатаудиторской Проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторскойфирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физическихлиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
1)заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателейфинансовой и бухгалтерской отчетности;
2)заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительноммнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений,которые указаны в аналитическом разделе;
3)отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора,бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиямзаконодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представленияо реальном состоянии финансов;4) заключение не составляется в том случае, еслиаудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию опроверяемом объекте.
Сферадействия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мереразвития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качествуаудита и профессиональному уровню аудиторов.[8]
2.2 Формы
Под формой финансовогоконтроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий.Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости отсоотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемыхфинансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансовогоконтроля – предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контрольпредшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадиисоставления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых плановхозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций,учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных ифинансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозови планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства инецелевого или нерационального использования средств, выявить источникидополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль, которыйтакже называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных ифинансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данныепервичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией ивизуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулироватьбыстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки,предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовыхсредств.
Последующему контролюподлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяетсяполнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность ихрасходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектовхозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенныхфинансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводитсяоценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной ифинансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Егорезультаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля,что позволяет вскрыть недостатки их проведения.[9]
Взависимости от направления воздействия субъекта на объект контроля различают: две категории: внутренний контроль,когда проверка осуществляется ведомственным органом контроля, например,проверка предприятия АПК контрольным органом Минсельхозпрода России; внешнийконтроль осуществляется внешним контрольным органом, например, Счетной палатойРоссийской Федерации, счетной палатой региона, Главным контрольным управлениемПрезидента Российской Федерации, налоговой службой и т.д.
2.3 Методы
Конкретные формы иметоды организации финансового контроля – это практическое воплощениеобъективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля.Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов(как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельныххозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым ивсесторонним.
Среди методов финансовогоконтроля можно выделить следующие: проверка, обследование, анализ финансовойдеятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.
Проверка производится поотдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетнойдокументации и расходных документов. В случае выявления нарушений финансовойдисциплины намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.Проверки делятся на комплексные и тематические.
Обследование предполагает болееполное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций сцелью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективыразвития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.[10]
Анализ как методфинансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагаетдетальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетностис целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности,обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Надзор производится контролирующимиорганами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной видфинансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил инормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России задеятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховымифирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлениюинтересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Наблюдение (мониторинг) — постоянныйконтроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды ифинансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использованиеполученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточениюусловий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий ивсеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследованиефинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверкиее законности, правильности, целесообразности, эффективности.[11]
Ревизии могут быть полные ичастичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные ифактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег итоварно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления вотношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различнымигосударственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ,Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляютсяактом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений,возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Полная ревизия предусматриваетпроверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектовфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическаяревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности рядаоднотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков,правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторонфинансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе,вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства,соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременностипредоставления) финансовой отчетности. По степени охвата финансовых ихозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии,заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации наопределенном участке деятельности за весь проверяемый период времени ивыборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документовза определенный период времени. Наряду со сплошной и выборочной ревизиямиприменяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельныхучастков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других —выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокийуровень охвата контролируемых операций. Для проведения любого вида ревизиисоставляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии,объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.
Все нарушения, которые были выявленыв процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальнымдокументом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации ипринимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность егосоставления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактовнарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновныелица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизорытакже не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагатьштрафы и дисциплинарные взыскания.[12]
3. Финансовый контроль на современномэтапе
3.1 Проблемы
Контроль за различными сферамиобщественной жизни является одним из главных направлений деятельности органовгосударственной власти.
Финансовый контроль охватывает своимвоздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельностигосударства, т.е. в процессе образования, распределения и использованияопределенных фондов денежных средств. Механизм управления государствомпосредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организациипроцесса их перераспределения требует создания четкой системы финансовогоконтроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства иоценить ее эффективность и целесообразность.
Таким образом, проблемы обеспеченияединства системы финансового контроля в современной действительности занимаютключевое место.
Принятые поправки в Бюджетный кодексРФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечениесистемы государственного финансового контроля в России.
В нынешних условиях существуютфакторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля вРоссийской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее времяв России:
отсутствует четкая и полнаянормативно-правовая база и собственно само определение государственногофинансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федеральногозакона о системе финансового контроля;
организационная структура органовгосударственного финансового контроля недостаточно отражает спецификугосударственного устройства Российской Федерации;
законодательно не определены статусорганов государственного финансового контроля Российской Федерации и еерегионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля вего целостной системе;
отсутствует четкое разграничение сфердеятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладываниеответственности;
органы контроля слабо взаимодействуютмежду собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельностиконтрольных органов;
отсутствует единая информационнаябаза, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.
Необходимо определить основныенаправления государственной политики в сфере финансового контроля, проблемывзаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы ихвзаимодействия и координации, обсудить пробелы и недостатки действующегозаконодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения поего совершенствованию.
Вопрос о необходимости принятияФедерального закона «О финансовом контроле в Российской Федерации»поднимался неоднократно. На современном этапе единая система государственногоконтроля не сформирована. Необходимо разграничение внутреннего,внутриведомственного контроля и внешнего независимого финансового контроля.Внешний финансовый контроль — это Счетная палата, внутренний — это структура,которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах. И самоеглавное, необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной властиэтот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверкидолжны быть систематизированы, созданы единые стандарты.
Одной из самых важных проблемявляется уровень финансовых и административных злоупотреблений в секторе системыуправления и контроля на местном уровне. Это можно объяснить тем, чтоФедеральный закон о местном самоуправлении относительно новый. И, конечно,слаба система организации финансового контроля. Поэтому достаточно многозлоупотреблений именно на местном уровне. И в этой связи сегодня нужно ставитьвопрос о необходимости создания действительно вертикали финансового контроля:федеральный центр, региональный уровень и муниципальный. Она постепенновырисовывается — у нас есть Счетная палата России, контрольно-счетные органы(КСО) во всех субъектах федерации. Если в 2000 году они существовали только в28 субъектах федерации, то сейчас КСО появились во всех субъектах, с разнымстатусом, но три четверти из них имеет юридическое лицо и действуют наосновании своего закона. Региональные счетные палаты объединены в Ассоциациюконтрольно-счетных органов Российской Федерации. Здесь проводятся совместныепроверки, обучение кадров. В более, чем 2800 муниципальных образованиях такжесуществуют КСО. На данный момент нет такой задачи создавать КСО в каждоммуниципалитете. Поэтому сегодня в 22 субъектах федерации созданы так называемыеобъединения. Их возглавляет региональная Счетная палата, которая осуществляетконтроль за расходованием муниципальных средств. Надо отметить, что 40%бюджетных средств — в муниципалитетах, при этом там больше всего проблем:жилье, дороги, пенсии. Это то, чем занимаются региональные КСО. Все ониобъединены в ассоциацию. Таким образом, создана добровольную и эффективноработающую, вертикаль.
Согласно Бюджетному кодексу мыперешли к бюджетированию, ориентированному на результат, и на трехгодичный циклпланирования. И даже кризис показал, что основная конструкция бюджета,ориентированного на эффективность, инновации, срабатывает и сегодня. Таким образом,Бюджетный кодекс оказался впереди многих тех решений органов исполнительнойвласти, которые работают сейчас.
Но вместе с тем на данный моментБюджетный Кодекс с точки зрения эффективности обеспечения финансового контроля,на мой взгляд, имеет ряд недостатков. Во-первых, некоторые статьи Бюджетногокодекса, регламентирующие исполнение бюджета, достаточно размыты и не совсемпрописаны. Поэтому не всегда можно анализировать вопросы, связанные сэффективностью использования бюджетных средств в оперативном режиме. Это можноопределить только по итогам. Во-вторых, в течение двух лет Министерствофинансов Российской Федерации не выполняет поручение Президента, Премьера,Государственной Думы и Совета Федераций о внесении раздела о финансовомконтроле в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Это самый большой исущественный пробел, на мой взгляд. Его устранение упорядочило бы весь процессфинансового контроля в стране.
На данном этапе развития Счетнаяпалата России во многом соответствует современным требованиям, предъявляемым квысшим органам государственного финансового контроля с международной точкизрения. Также Счетная палата соответствует по основным критериям, исходя изФедерального закона ” О Счетной палате Российской Федерации и в своейдеятельности руководствуется принципами законности, независимости,объективности гласности. Счетная палата осуществляет оперативный,предварительный последующий контроль, проводит анализ бюджета, сотрудничаетправоохранительными органами. Работа эффективности, стратегическому аудиту вкакой-то степени опередила даже многие высшие органы Европы. Все это позволяетговорить о том, что Счетная палата соответствует международному уровню,признана одним из лучших европейских структур среди членов Европейской(ЕВРОСАИ). И как следствие — три года был Президентом ЕВРОСАИ. Сегодня Счетнаяпалата России Национальное контрольно-ревизионное управление Великобританиичленами Управляющего совета Международной организации высших органовфинансового контроля (ИНТОСАИ). Членами являются сегодня ВОФК свыше 190 странмира. Более того, Степашин Сергей Владимирович Председатель Счетной палатыРоссийской Федерации, возглавляет одну из ключевых Рабочих групп по выработкенациональных развития. Это система экономически обоснованных понятных обществупоказателей прогресса, которую разрабатывает ИНТОСАИ совместно с Организациейэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Но есть два момента, покоторым Счетная палата РФ отстает. Первое. Нигде законодательно так и непрописано, что мы являемся высшим органом финансового контроля, хотя всеСчетные палаты мира являются таковыми по Лимской декларации. Второе. Счетнаяпалата должна финансироваться независимо от Министерства финансов России,только через Парламент. Счетная палата в лице Экспертно-консультативного Советапри Председателе Счетной палаты косвенно принимала участие в подготовкеантикризисного плана Правительства Российской Федерации. На основании еепроверок были подготовлены две записки в адрес Президента страны ДмитрияМедведева и Премьер-министра Владимира Путина. Ряд ее предложений были учтены.Антикризисный план Правительства России направлен на сохранениефинансово-бюджетного системы, спасение ряда предприятий, решение социальныхпроблем. С точки зрения действенности этих мер план сам по себе хорош. Вопроссостоит в том, чтобы он точно и четко реализовывался. Счетная палата сейчаспроверила ряд банков, в том числе Центральный Банк, Альфа-банк. Причем, онавпервые проверяем коммерческие банки, потому что их поддерживает государство. [13]
3.2 Пути решения
В последнее время всебольше внимания уделяется решению проблемы снижения уровня «теневой»экономики. Поэтому средства по снижению ее масштабов должны носить комплексныйхарактер. Одним из таких средств является государственный финансовый контроль.Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетныхсредств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократическогоаппарата.
Необходимо, чтобысовместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных исудебных органов. Меры ограничения финансовых возможностей «теневой»экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными.
В последнее время в этомнаправлении есть положительные сдвиги, которые произошли благодаря настойчивымусилиям специалистов.
Установленаадминистративная и уголовная ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. Такиепредложения неоднократно звучали на научно-практических конференциях, вслужебных записках и публикациях. Теперь они реализованы. За расходованиегосударственных средств на непредусмотренные цели будут налагать крупный штрафлибо лишать свободы и права занимать соответствующие должности после отбытиянаказания.
Реализовано и другоепредложение по улучшению организации государственного финансового контроля.Создан контрольный орган в системе исполнительной власти — Федеральная службафинансово-бюджетного надзора, которая получила значительные полномочия попроведению ревизий и проверок использования бюджетных средств. Она также будеторганом валютного контроля.[14]
Служба в основномсохранила территориальный контрольно-ревизионный аппарат, которым располагалМинфин России в субъектах Российской Федерации. При этом функции данной службыв некотором отношении стали более обширными, чем у прежнегоКонтрольно-ревизионного управления Министерства финансов. Новая служба, кромеобычных ревизий и проверок, будет проводить мероприятия по предупреждению,выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации вфинансово-бюджетной сфере, осуществлять надзор за исполнением законодательстваорганами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местногосамоуправления. На нее также возложено формирование и ведение единойинформационной системы контроля и надзора.
Важно, что служба впределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права изаконные интересы Российской Федерации.
Все это, несомненно,окажет положительное влияние на повышение эффективности государственногофинансового контроля.
Вместе с тем возможностигосударственного финансового контроля в деле укрепления экономическойбезопасности страны используются все еще недостаточно. В полной мере этоотносится и к рассматриваемой проблеме.
В современных условияхнеобходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он наделе превратился в важный механизм экономической и социальной политикигосударства.
В настоящее времяконтроль характеризуется неупорядоченностью, бессистемностью, правовойнеопределенностью. В той мере, в какой государственный финансовый контрольосуществляется, он недостаточно эффективен. С одной стороны, контроль не носитпрофилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксируетнарушения, с другой — из-за бюрократической волокиты при реализации результатовревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения всуд возмещается весьма незначительная часть (10-20%) выявляемого ущерба.
Финансовый контрольтолько тогда может успешно решать стоящие перед ним задачи, когдагосударственные средства будут охвачены им в полном объеме. Например,финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровнеконтролируется далеко не полностью даже в отношении использования средствфедерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянновообще остается вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть,поскольку учет контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и ихсводных результатов в масштабе страны не ведется.
Сохраняется закрытостьдля ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности.Периодичность ревизий и проверок отсутствует.
Задачи органов, накоторые возложено осуществление функций государственного и муниципальногофинансового контроля, определены в общем виде, недостаточно конкретны,предметно и пообъектно недифференцированы, границы их сфер ответственностиразмыты. Деятельность этих органов координируется слабо, поэтому многочисленныефакты постоянного дублирования ревизий и проверок по одним и тем же вопросам иорганизациям мешают нормальной производственной и коммерческой деятельности, вызываютсправедливые нарекания.
Ведомственный контрольпрактически отсутствует или служит узковедомственным интересам. А без такогоконтроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований вомногих случаях просто невозможно.
Общеизвестно, что ревизиякак один из основных методов финансового контроля за выявлением финансовыхнарушений находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается,появляется желание вообще отказаться от них. Понятие ревизии исключено изБюджетного кодекса Российской Федерации, что равносильно запрещению проводитьревизии в бюджетных учреждениях.
Устранение ревизии изпрактики государственного финансового контроля приведет к непоправимымпоследствиям. Последующий контроль за использованием государственных средствфактически перестанет существовать.
Таким образом, те, ктолюбыми способами изгоняет ревизию из арсенала финансового контроля, добиваютсяименно ослабления контроля.
При создании Службыфинансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились иотрицательные. До последнего времени КРУ Минфина России проводило ревизии ипроверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых формсобственности. Новая служба такого права лишена. Нет его и у контрольно-счетныхорганов. Следовательно, проводить ревизии и проверки в интересах государства вструктурах рыночного сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли этобудет способствовать усилению борьбы с «теневиками».
Вызывает серьезнуюозабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общийуровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их нафедеральном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же времянарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейшихфинансовых, банковских, информационных технологий.[15]
Если не повышатьпрофессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будетвсе труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансовогоконтроля невозможно решить задачи повышения его эффективности.
Необходимо расширятьвозможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебнуюдисциплину «Финансовый контроль» желательно ввести во всехэкономических вузах.
В серьезномсовершенствовании нуждается и организация повышения квалификации действующихревизоров.
Есть еще одна важнаясоставляющая в плане рассматриваемой кадровой проблемы.
Напряженный и опасныйтруд ревизора оплачивается неадекватно его сложности и общественной значимости.То, что сейчас делается в ходе административной реформы для повышения оплатыгосударственных служащих, ревизорского корпуса, особенно на федеральном уровне,практически их не коснулось.
Одна из основных причинсуществующих негативных явлений состоит в том, что правовая базагосударственного финансового контроля остается неадекватной экономическойреальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированныхправовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органовконтроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защитыэкономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когдабудет упорядочен и систематизирован.
Необходимо повысить ответственностьправоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органыфинансового контроля по результатам ревизий и проверок. Сейчас реакцияпрокуратуры или милиции зачастую сводится к тому, что дела о многомиллионныххищениях, исчезновении государственных средств прекращаются «заотсутствием состава преступления».
Заключение
Создание единой системы финансовогоконтроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший факторэкономического роста, действие которого проявляется через объективный контрольфинансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся нанеуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существованиисистемы финансового контроля заинтересовано и общество в целом (и государство,как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующиесубъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовыеинтересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторови сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации,поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе ииностранных.
Создание на территории РФ единойсистемы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российскойэкономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и недолжно быть зон, свободных от финансового контроля.
В результате проведенной работы былисистематизированы понятия, касающиеся сущности финансового контроля ирассмотрены:
· формы финансовогоконтроля;
· методы проведенияфинансовой деятельности;
· основные видыгосударственного и негосударственного финансового контроля и органы, егоосуществляющие;
В соответствии с поставленнымизадачами в курсовой можно сделать выводы:
1. Финансовый контроль — системанаблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с цельюоценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений отутвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.
2. Новые политические и экономическиеотношения, сложившиеся в России за годы появления рыночной экономики,потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля,способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечитьсоблюдение интересов государства и общества в целом.
3. Выделяется характеристикафинансового контроля в зависимости от субъекта контроля. Финансовый контрольбывает государственный; негосударственный, общехозяйственный, общественный,Внутрихозяйственный, правовой, гражданский.
4. Основные проблемы в областигосударственного контроля в России связаны с неэффективностью бюджетногопроцесса, в частности нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета,неполнотой бюджетного законодательства
5. Основные проблемысовершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются вулучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовойбазы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспеченияфинансовой безопасности государства.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 ( с учетомпоправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к КонституцииРоссийской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российскаягазета. – 2009. — 21 января.
2. Федеральный закон от 11.01.1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палатеРоссийской Федерации» (в ред. Федер. закона от 09.02.2009 г. № 4–ФЗ) //Российская газета. – 1995. — № 9 – 10; 2009. — № 25.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. Федер. закона от 17.07.2009 г. № 192-ФЗ) // Российская газета. –1998. — № 153–154; 2009. — № 133.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федер. закона от 09.02.2009 г. № 7–ФЗ) //Российская газета. – 1994. — № 238-239; 2009. — № 54.
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах пообеспечению государственного финансового контроля в РФ» СЗ 1996. — № 31. — Ст.3696.
6. Указ Президента Российской Федерации от 08.06.2004 г. №729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РоссийскойФедерации» (в ред. указа Президента РФ от 21.10.2008 г. № 1510) // СЗ РФ. –2004. — № 24. – Ст. 2395; 2008. — № 43. – Ст. 4919.
7. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185«Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (в ред. постановленияПравительства РФ от 15.08.2008 г. № 610) // Российская газета. – 2004. — № 76;СЗ РФ. – 2008. — № 34. – Ст. 3919.
8. Архипов А. Н., Погосов И. А., Караваева И. В. [и др.].Финансы и кредит / под ред.А.И. Архипова, И. А Погосова. – М.: ТК Велби, изд-воПроспект, 2007. – 632с.
9. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РоссийскойФедерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. ЗАО Юстицинформ, 2008. – 253с.
10. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль:методология и организация / В. В. Бурцев. – М.: Маркетинг, 2006. – 417с.
11. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие дляВУЗов / Е. Ю. Грачева. – М.: Финансы, 2009. – 272с.
12. Грязновой А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г.Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 504с.
13. Ковалева А. М. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф.А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 365с.
14. Родионова В. М. Финансовый контроль: учебное пособие / В.М. Родионова. – М.: Инфра-М, 2006. – 365с.
15. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации:учебник / под ред. М. В. Романовского. – М.: Юрайт, 2005. – 450с.
16. Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций / А. В.Румянцев. – М.: Дело, 2005. – 144с.
17. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль:учебник для вузов / С. В. Степашин [и др.]. – С-П.: Питер, 2004. — 557с.
18. Химичева Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева, Е. В.Покачалова. – М.: Норма, 2005. – 464с.
19. Акбарова Ж. Д. К вопросу о государственном финансовомконтроле / Ж. Д. Акбарова. – Режим доступа: www.nasledie.ru/schetpal — заглавиес экрана.
20. Актуальные проблемы обеспечения единства системыфинансового контроля в Российской Федерации. — Режим доступа:www.garant.ru/action/conference/10206/ — заглавие с экрана.
21. Виды финансового контроля, объекты и субъекты финансовогоконтроля, принципы финансового контроля. – Режим доступа:www.finansistio.ru/finansy/ — заглавие с экрана.
22. Подберезкин А. И. Нужно начинать сначала — с созданияконцепции государственного финансового контроля. Режим доступа:www.nasledie.ru/schetpal/ — заглавие с экрана.
23. Счетная палата Российской Федерации. – Режим доступа:www.ach.gov.ru — заглавие с экрана.
24. Финансовый контроль. – Режим доступа:www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/publfinance_2003_/publfinance_2003_13_/publfinance_2003_13_000.htm- заглавие с экрана.