Финансовый контроль в России

Оглавление
Введение
1. Теоретическое значение финансового контроля
1.1 Понятие и принципы финансовогоконтроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методология финансовогоконтроля в РФ
2.1 Методы финансового контроля
2.2 Характеристика основныхметодов финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность.Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институтОбщей части финансового права.
Эта позиция являетсяобщепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученыеотмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемыеразличными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и другихсферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контрольк подотрасли финансового права.
Государственный имуниципальный финансовый контроль является составной частью финансовогоконтроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходиморассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. каксамостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность,определенное содержание и способы его осуществления. Подобное пониманиефинансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено вмеждународных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящихпринципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высшихконтрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательногоэлемента управления общественными финансовыми средствами, так как такоеуправление влечет за собой ответственность перед обществом. Такой подходпозволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставитьфактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными(запланированными) показателями.
Финансовый контрольслужит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансовогоправа призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства имуниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение,поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства исопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальныхобразований, предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственногофинансового контроля в Российской Федерации» установлено, чтогосударственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнениемфедерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежногообращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственноговнутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлениемфинансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Цель исследования –рассмотреть финансовый контроль в РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие ипринципы финансового контроля.
2. Проанализироватьвиды финансового контроля.
3. Определитьособенности методов финансового контроля в РФ.
Объект исследования –основополагающие характеристики финансового права. Предмет исследования — определение особенностей финансового контроля в России.
Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основойданной работы послужили работы таких авторов, как: Эриашвили Н.Д., ДревальЛ.Н., Мальцев В. А., Петрова Ю.А. и других.
1. Теоретическое значение финансового контроля 1.1 Понятие и принципы финансовогоконтроля
Наличие контрольнойфункции финансов объективно обеспечивает не только планомерноесоциально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения ииспользования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение финансового контролявосходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занималисьучетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в ДревнейГреции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства.
В Римской республикегосударственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджетпроверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовомуконтролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также воФранции и в Италии. В XII — XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания обучетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.
Вопросы финансовогоконтроля исследовались еще до возникновения науки финансового права.Французский правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении «Шестькниг о государстве » основные источники финансовых доходов государства, указывали на необходимость постоянного контроля их поступления.
Позже в работах Г.Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формыконтроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленноесвидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовойсистеме государства. «Социализм есть в первую очередь контроль и учет»,— писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.
В настоящее время финансовыйконтроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и являетсяважным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействииреализации финансовой политики государства, решению социальных задач, вобеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовыхресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночныхотношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественногои частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственнуюсферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использованиематериальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращениенепроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контрольфинансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, апредполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например,административного, экологического и др.).
Объектом финансовогоконтроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формированиии использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметомконтроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные)показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различныеотчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически всепроводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств,так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т. п.). В то же времяфинансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производногохарактера, таких как:
· сбалансированностьмежду потребностью и наличием финансовых ресурсов;
· полнота исвоевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
· выявлениевнутренних резервов производства и снижение себестоимости;
· рациональноеиспользование материальных и денежных средств;
· правильноеведение бухгалтерского учета и отчетности и др.
Финансовый контрольсвязан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности заненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Этаответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерахвоздействия на нарушителей.
Таким образом, финансовыйконтроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляетсяорганами государственной власти и управления, а также специальными контрольнымиорганами в целях проверки законности и целесообразности действий государства ихозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использованияденежных фондов.
Финансовому контролюсвойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку онявляется ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи испецифические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международнойорганизации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящеевремя формируется единая международная система стандартизации финансовогоконтроля, целью которой является разработка общих принципов и правилдеятельности контрольных органов международного характера. А так как вдеятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, торазработанные принципы и правила становятся основными в системевнутригосударственного контроля.
Принципами финансовогоконтроля являются:
1) принцип независимости.Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контролядолжны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характерасамостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чьюдеятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен взаконодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеетих финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методовконтроля;
2) принцип объективности.Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а такжекаких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществленияконтрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятийи их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальномналичии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы попроверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными,материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существеннойгарантией объективности финансового контроля является неукоснительноесоблюдение контрольными органами действующего законодательства;
3) принципкомпетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав иобязанностей контрольных органов.
Финансово-контрольныеорганы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и незанижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах,которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность,безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться всложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качествопроводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана сдобросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случаедаже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;
4) принцип системности.Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этомсистема как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенныесамостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольныеорганы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;
5) принцип гласности.Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетово работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверокв открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел вгосударстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут бытьнемедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причиннарушений и наказание виновных.
В практике финансовогоконтроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие каксбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчиненыодной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности. 1.2 Виды финансового контроля
Финансовый контроль можноклассифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих егосубъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.
В зависимости отосуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
· государственный;
· муниципальный;
· внутрихозяйственный(внутрифирменный);
· независимый.
Государственныйфинансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной иисполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Онохватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета,предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов ирезервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот идр. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля состороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляетсяправо получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выноситьоценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы.Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью(Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможеннаяслужба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетногонадзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственногофинансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, которыйконтролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежногообращения.
Государственный контрольосуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный финансовыйконтроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов напоставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств.Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяетсяоперациям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а такжефинансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Дляэтого в системе органов местного самоуправления создаются специальныефинансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство).Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так инормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следует учесть, чтогосударственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основныенаправления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватываетсферу финансовой деятельности только муниципального образования.
Внутрихозяйственный(внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно напредприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности.Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения,недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдениефинансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферыосуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдениядоговорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольныеподразделения, например ревизионные отделы, внутрипроверочные комиссии, а внекоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке. На практикефункции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.
Независимый финансовыйконтроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами илииндивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимуюпроверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организацийи индивидуальных предпринимателей.
В отличие от других видовфинансового контроля аудит является разновидностью предпринимательскойдеятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг междухозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).
Аудиторский контроль незаменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его цельюявляется выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций исоответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.
Кроме того, аудиторскиефирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральнымзаконом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовомуанализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.
По времени проведенияфинансовый контроль подразделяется:
· на предварительный;
· текущий(оперативный);
· последующий.
Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основываетсяна проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов.Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращениюнеэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов ростадоходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения припланировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ,дающих наибольший объем доходов.
Текущий (оперативный)финансовый контроль осуществляется в момент совершения финансовых операций. Онпроводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений вцелях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовыхнорм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованиюденежных средств государства.
Текущий контрольопирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетностии предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежныхсредств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допущенные в ходепредварительного контроля. При текущем контроле более точно учитываетсяэкономическая ситуация, что дает возможность скорректировать финансовые планы,расчеты и тем самым получить больший эффект от проводимых финансовых операций.
Последующий финансовыйконтроль проводится после совершения финансовых операций или завершенияотчетного периода (финансового года). Данный вид контроля позволяет проверитьцелесообразность расходования государственных денежных средств при исполнениибюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, сметбюджетных учреждений. Последующий контроль проводится путем анализа и проверкифинансовой и бухгалтерской документации. При этом выявляются причины отклоненияполученных результатов от плановых, полнота и своевременность поступленияпредусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразностьпроизведенных расходов, использование резервов повышения доходности и др. Напрактике считается, что последующий финансовый контроль наиболее эффективен,поскольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуществления финансовыхопераций от планирования до проведения и получения конечных результатов.Последующий финансовый контроль позволяет сделать выводы об эффективности всейфинансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
По сферам финансовойдеятельности контроль можно разделить:
· на бюджетный;
· налоговый;
· банковский;
· страховой;
· валютный и др.
Таким образом, формафинансового контроля — это способ конкретного выражения и организацииконтрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать иотдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от временипроведения контрольных мероприятий.
В финансово-правовойтеории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяютсяследующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторыеученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельнойформы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, какпредварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемыхобъектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующихорганов; текущий контроль — это повседневно проводимый предварительный илипоследующий финансовый контроль.
2. Методология финансового контроля в РФ2.1 Методы финансового контроля
Практическая реализацияфинансового контроля осуществляется с использованием определенных методов.Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных иадаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов,применяемых при осуществлении контрольных функций.
Методы финансовогоконтроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбораконтролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижениеконечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватноеприменение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прави законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствоватьнормальному функционированию хозяйственной деятельности.
Наличие у финансовогоконтроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подходк их решению, необходимость использования различных способов проверок, оценок ианализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретногометода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностейдеятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля;оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведениябухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходовподконтрольного субъекта и т. д.
Финансовый контрольосуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемыорганизации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроляпреследует одну цель — проверку соответствия фактической финансовойдеятельности действующему законодательству.
Можно выделить шестьосновных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ,проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.
Четкого перечня методовфинансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методызакреплены в нормативных правовых актах. 2.2 Характеристика основных методовфинансового контроля
Наблюдение представляетсобой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложныхкомплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование — один изосновных методов предварительного финансового контроля; оно направлено наисследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности.Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих особлюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определенияцелесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта.
Основная цельобследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление еенедостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга)финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки;проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений иправильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначениягосударственных (муниципальных) расходов и т. д.
Анализ представляет собойспециальный метод контроля достоверности финансовой документации сиспользованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансовогоанализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявлениеполноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущимирасчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды(налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализафинансовой деятельности контролируемого объекта производится доначислениеналогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на ростдоходов государственных или муниципальных бюджетов.
Проверка представляетсобой один из основных методов финансового контроля и предусматриваетисследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушенийфинансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующиеорганы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальноеколичество документальных источников информации. Объектом проверки может бытьлюбая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными илииндивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющимиправо на проведение проверок, являются практически все органы и агентыфинансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременноеисполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяетиспользование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролируетосуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иныхценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, ит. д.
В зависимости отразличных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические,документальные, камеральные, выездные, встречные и др.
Формой завершенияпроверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствиянарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются всеосновные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрениядела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в актефактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно изрешений:
· о направлениипроверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушенийфинансового законодательства;
· о применении кнарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
· о направленииматериалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
· о предъявлениииска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).
При вынесении решения опривлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеетдоказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы входе судебного разбирательства.
Ревизия — это комплекснаяпроверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий,организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др.
Характерными чертамиревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторондеятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетаниеразличных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с цельювыявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, чтодостигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственнойдеятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственныхденежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностьюведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.
Проведение ревизиитребует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа,четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверкиосуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля —Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.
Ревизии можно подразделитьна документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные)и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.
Финансово-экономическаяэкспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов инаправлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональностии эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности иконтролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроляявляется наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как дляконтролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведенияэкономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализуподвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий,периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главныеэкономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.
Сотрудники контролирующихорганов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система меркоторой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов». Обеспечение государственной защиты должностныхлиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности,правовой и социальной защиты. Государственная защита применяется, еслисуществует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанныхсотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственнойзащиты могут применяться и в отношении их близких родственников (висключительных случаях — и других лиц), на жизнь, здоровье или имуществокоторых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законнойдеятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующихлиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.
Заключение
Таким образом,установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направленийфинансовой политики государства.
Государственный имуниципальный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовойполитики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых,государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой одну изфункций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовойдеятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения иливыявления нарушений норм права.
Во-вторых,государственный и муниципальный финансовый контроль — это одна из стадийконкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачифизическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органовполучает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина,контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей вбюджет.
В-третьих,государственный и муниципальный финансовый контроль — это форма обратной связив системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию осовершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оцениваетпроводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
В-четвертых,государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой способподдержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку оннаправлен на обеспечение соблюдения норм финансового права.
С учетом изложенного дляобъективной оценки роли и места финансового контроля его следует рассматриватьв двух аспектах: узком и широком.
В широком аспектегосударственный и муниципальный финансовый контроль — это совокупность мергосударственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществленияэффективной государственной финансовой политики экономическую безопасностьРоссии и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессепубличной финансовой деятельности.
В узком аспектегосударственный и муниципальный финансовый контроль — это контроль государстваи муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иныхуполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессеаккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства имуниципальных образований в целях эффективного социально-экономическогоразвития страны.
Финансовый контроль, каки контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законностив финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности.Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственногоконтроля, он несет в себе все сущностные черты последнего.
Список использованной литературы
1. Артемов Н.М.,Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2009.
2. Грачева Е.Ю.,Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль. Курс лекций. – М.: ТК Велби,Проспект, 2005.
3. Мальцев В. А.Финансовое право: Учебник. – М.: Академия, 2008.
4. Петрова Ю.А.Финансовое право. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
5. Симонова Л.Характер и функции государственного финансового контроля современной России //Федерализм. — 2006. — № 1 (41). — С. 69-90.
6. Степашин С.В.Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее //Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 5. — С. 13-17.
7. Финансовое правоРоссии / Редактор М. В. Карасева. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.
8. Финансовое правоРоссийской Федерации / Под редакцией В. Б. Алексеева. – М.: Волтерс Клувер,2009.
9. Щуплецова Ю.И.Финансовое право. Конспект лекций. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2009.
10. Эриашвили Н.Д.,Древаль Л.Н. Финансовое право. Общая часть. – М.: Юнити-Дана, Закон и право,2009.