Финансовый рынок в России

–PAGE_BREAK–Акции подразделяются также на обычные и привилегированные. Обычные акции — это акции, владельцы которых обладают всеми правами, предусмотренными акционерным правом. Привилегированные — акции предусматривают наличие у их владельцев определенных преимуществ по сравнению с владельцами обычных акций. Существует два вида таких акций — акции с фиксированным дивидендом и с фиксированным дивидендом, которые предусматривают дополнительное участие в распределении прибыли компании — получение сверхдивидендов.
Если происходит ликвидация компании, то владельцы привилегированных акций имеют преимущественное право при разделе чистого имущества фирмы. До того, как происходит погашение обычных акций, владельцам привилегированных акций выплачивается сумма, превышающая их номинальную стоимость, т.е. они, покрываются по рыночному курсу.
Однако для акционеров, владеющих привилегированными акциями, в данном случае есть и отрицательный момент. Если при ликвидации фирмы имеются значительные законодательно разрешенные или скрытые резервы, то они распределяются между владельцами обычных акций, в результате чего погашение обычных акций происходит по курсу, существенно превышающему их номинальную стоимость.
Таким образом, акции — самый опасный, сточки зрения вероятности потери всей инвестиционной суммы, вид ценных бумаг. В теории они должны приносить и максимальный доход. Постоянное снижение дивидендовых выплат на акции может долгое время компенсироваться ростом их рыночного курса и, следовательно, доходом на акцию. Как только такая корректировка оказывается недостаточной, начинается массовая распродажа акций и как следствие — сильное падение их курса.
Надо также отметить, что доля акций в финансировании предприятий неодинакова в различных странах. Если в США на акции приходится большая доля притекающих к компаниям финансовых средств, то в Германии доля акций в общем обороте ценных бумаг незначительна.
Долговых ценных бумаг стал более привлекательной сферой приложения капитала не только, как это было традиционно, для серьезных инвесторов, но и для тех, кто руководствуется спекулятивными соображениями краткосрочной выгоды. Сама купля-продажа регулируется огромным количеством правил и ограничений. К тому же различные виды ценных бумаг реализуются на разных рынках.
Те, кто берет на себя функцию проведения операций с ценными бумагами, становятся посредниками. Действовать они могут как на бирже, так и вне ее, поскольку далеко не все бумаги котируются на фондовых биржах. Посредник может действовать двояко. Во-первых за свой счет, становясь на время владельцем бумаг и получая доход как разницу между курсами покупки и продажи. На американских рынках таких посредников называют дилерами. Во-вторых, он может работать за определенный процент от суммы сделки, т.е. за комиссионное вознаграждение.
В первой и второй моделях сделки посредник может выступать либо в одном качестве, либо в другом. В третьей модели соблюдается разделение труда: центровой посредник работает за свой счет, а фланговые — на комиссионных началах. Третья модель долгое время, вплоть до середины 80-х годов, существовала на Лондонской бирже. На развитом фондовом рынке единообразия в посреднических операциях нет — все три модели сосуществуют.
Традиционно наиболее представительным рынком ценных бумаг являются фондовые биржи.
Фондовая биржа представляет собой организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг, где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.
Фондовые ценности — это ценные бумаги, с которыми разрешены операции на бирже. Биржи подразделяются на товарные, валютные и фондовые. С конца 19-начала 20 века фондовые биржи стали важнейшими центрами национальной и международной жизни.
В целом роль биржи как нельзя недооценивать, так и не стоит переоценивать. Она зависит от емкости и разнообразия рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, определяется многими обстоятельствами, лавным образом в области регулирования банковского кредита.
Следовательно, фондовая биржа- это лишь часть рынка ценных бумаг, организованная и наиболее строго регулируемая. Поэтому определение основных правил торговли ценными бумагами полезно хотя бы тем, что уже на первых порах позволяет ограничить размах незаконных операций и способов наживать денежные средства не всеобщей некомпетентности. Фондовые биржи могут быть полезным экономическим инструментом, позволяющим направлять частные сбережения на долгосрочные финансирование экономического роста.Биржевые оценки прибыльности капиталовложений могут служить ориентиром в процессе перераспределения инвестиционных ресурсов общества.
В данной главе мы рассмотрели структуру финансового рынка и его функции. Мы выяснили, что государство неотъемлемо связано с финансовым рынком и что финансовый рынок – это совокупность всех финансовых ресурсов, который объединяет в себе такие рынки как валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок ссудных капиталов и денежного рынка.
В следующей главе мы рассмотрим экономические особенности формирования финансового рынка России.
2. Экономические особенности формирования финансового рынка России
Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.
С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.
В зависимости от типа финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на: денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок страховых полисов и пенсионных счетов, валютный рынок, рынок золота.
Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.
Основными институтами денежного рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).
ЦБ РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[1]. Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.
Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Банку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной политики, но и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. Поэтому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробанком России устойчивости национальной валюты крайне затруднено;
Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают:
1) процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;
2) установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;
3) купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;
4) организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;
5) осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»[2];
6) установление ориентиров роста показателей денежной массы.
Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.
Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.
На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.
Второй этап (1994 г.— середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.
Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.
Наступил третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.
Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ).
Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.
В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковском системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики.
Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40-50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.
Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.
Как уже отмечалось, на рынке ценных бумаг особое место занимают инвестиционные институты — инвестиционные банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды. Деятельность инвестиционных банков прежде всего связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций. В российском законодательстве четкого определения понятия «инвестиционный банк» нет. Многие российские коммерческие банки выполняют эмиссионно-посреднические функции. Одновременно банки, зарегистрированные как инвестиционные, имеют лицензии на выполнение широкого круга операций коммерческих банков.
Тем не менее, можно выделить основные виды деятельности российских инвестиционных банков. К ним, прежде всего, следует отнести:
1) выполнение функций брокеров, дилеров, депозитариев;
2) организацию расчетов, по операциям с ценными бумагами;
3) формирование эмиссионных портфелей;
4) формирование индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов;
5) консалтинговые услуги по вопросам инвестирования; поиски инвесторов и объектов инвестирования.[3]
Функции инвестиционного банка в России наиболее полно выполняет ЦБ РФ. Он выступает в качестве дилера, приобретая государственные ценные бумаги за собственные средства; в качестве брокера работает по поручению правительства и обеспечивает функционирование вторичного рынка государственных ценных бумаг; он выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра, являясь специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с государственными ценными бумагами. Банк России выполняет операции по обслуживанию государственного долга; организует сбор и анализ информации о рынке ценных бумаг, выполняет другие функции, характерные для инвестиционных банков.
Инвестиционные компании в России появились в 1992 г. Они занимались организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, торговлей ценными бумагами других эмитентов, выполняли брокерские функции, консалтинговые услуги по вопросам инвестирования и т. п. Деятельность многих из них изначально строилась на создании финансовых пирамид. Финансовые пирамиды МММ, Русский дом «Селенга» и другие вошли в отечественную историю финансовых афер. Доверие в России к инвестиционным компаниям оказалось подорванным, и многие из них перерегистрировались в иные структуры.
Особое место на рынке ценных бумаг занимают инвестиционные фонды. Правовая основа функционирования инвестиционных фондов была определена в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «[4] Инвестиционным фондом признается любое открытое акционерное общество, которое одновременно: (1) привлекает средства за счет эмиссии собственных акций; (2) ведет торговлю ценными бумагами; (3) владеет инвестиционными бумагами, стоимость которых должна составлять 30 и более процентов от стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.
Наибольшее распространение в России получили чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые были призваны аккумулировать приватизационные чеки (ваучеры) физических и юридических лиц путем обмена своих, акций на ваучеры для последующего приобретения за них акций приватизированных предприятий. В 1992-1994 гг. было создано более 600 ЧИФов, которые аккумулировали более трети всех приватизационных чеков населения страны.
С формальной точки зрения ЧИФы успешно справились с поставленной перед ними задачей. Многие из них стали обладателями крупных пакетов акций приватизированных предприятий, превратились в солидные финансовые компании.
Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем выплаты практически прекратились.
Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании.
    продолжение
–PAGE_BREAK–